Большое путешествие тут бай. Объяли необъятное

После трехдневного путешествия по Северной Осетии на универсале повышенной проходимости Volvo V90 Cross Country я понял, что на Кавказе все спокойно и почему можно легко поменять Альпы на Кавказские горы. Здесь любят «Лады», Lexus и гостей.

Утром — старт из отеля. Меня ждет почти 300-километровый маршрут по уже проторенным и все еще диким местам Северной Осетии. Держусь в крайнем правом ряду и осторожничаю, наслышан о горячих нравах местных автолюбителей. И вообще стараюсь не выделяться. Но на такой машине это сложно. Почти пять метров длиной и чуть меньше двух метров шириной — Volvo V90 Cross Country прямо бросается в глаза.


Белый внедорожник Lexus или Toyota — мечта, кажется, каждого осетина

Этот автомобиль выглядит инородным телом в тесных косяках «Лад» самых различных моделей. Продукция «АвтоВАЗа» — основа автопарка Осетии. Вторую часть составляют Lexus на пару с одной из самых популярных моделей — Toyota Land Cruiser 200. Классовый разрыв налицо. Интересно, что подержанные французские авто практически не встречаются. За три дня я не увидел ни одного.

Пробираясь через город, я по достоинству оценил проекционный дисплей, который показывает подсказки «навигации» на лобовом стекле. Оказалось, что это самый удобный способ соотносить «картинку» с реальностью. Не нужно переводить взгляд с экрана на дорогу.

Опасения по поводу манер местных жителей оказались напрасными. Да, ездят довольно резко, быстро, но не агрессивно. Даже пешеходов пропускают. Но вот за городом запросто могут пойти на обгон через «сплошную». Скоростной режим местные соблюдают, только когда проезжают через деревни или села на трассе. Как нам рассказали организаторы, в Осетии могут замерять среднюю скорость движения через такие населенные пункты. Так что лучше не превышать. Ну и камеры фотофиксации на дорогах тоже есть, хотя встречаются редко.

Моим автомобилем на эти два дня стала версия D5. У нее под капотом все тот же двухлитровый дизельный двигатель, но развивает он уже 235 «лошадок». Такая же версия двигателя на кроссовере XC90 пользуется наибольшим спросом в России — он вписывается в недорогой налоговый тариф «до 250 л.с.», и при этом разгоняет большой универсал до сотни за 7,5 секунды, максимальная скорость — 230 км/ч, а средний расход — 5,3 литра на «сотню».

Правда, при интенсивном разгоне грубый голос дизельного мотора не ласкает слух, если не заглушить его звуком из динамиков аудиосистемы Bowers&Wilkins. Она способна воссоздать акустику концертного зала Гетеборга, где выступает национальный симфонический оркестр Швеции. Звучит и правда великолепно, хотя я далеко не меломан. Да и я больше слушал рассказы нашего гида, Хасана, который проделал со мной в машине значительную часть маршрута.

В гостях у горцев


Хасан знает об истории и традициях Осетии все и даже немного больше. Хотя ему всего 31 год

Хасан живет во Владикавказе, он городской. Но тянет его в горы. С тех пор как вернулся из армии, пешком обошел все горные тропы и знает их не хуже улиц родного города. 8−10-часовые прогулки для него — нормальное дело. О своей родине Хасан готов рассказывать бесконечно и очень интересно.

— Осетины — очень гостеприимный народ. Здесь уже давно нет войны, все спокойно. Знаешь, хочется, чтобы люди перестали бояться Кавказа и Северной Осетии. У нас тут можно провести отпуск — горы, природа просто потрясающие. Много диких, неизведанных мест, куда не ступала нога туриста. Приезжай еще, я все покажу. — Хасан демонстрирует всю широту души осетина.


По различным данным, в селе Камунта сейчас проживает от двух до пяти семей

Одна из точек путешествия — древнее село Камунта в Дигорском ущелье. Его основание относится к позднему бронзовому веку — IV — III вв. до н. э. Здесь еще сохранилось несколько домов. Хасан говорит, что постоянно тут проживает две семьи. А еще недавно жили две бабушки — семьдесят шесть и сто пять лет. Невестка и свекровь. И до ста четырех лет бабушка еще вязала каждый день.

Когда организаторы маршрута предложили спуститься из Камунты к селу Галиат на велосипедах, я с коллегой тут же согласился. Но Хасан был против.

— Только если я поеду с вами. Это горы, и они прежде всего опасны. А потом уже красивы. Я несу за вас ответственность и не отпущу одних.

Хасан был непреклонен. В итоге пошли на компромисс — к нам присоединилась еще парочка журналистов, и мы небольшой группой совершили получасовую пешую прогулку по горной тропе вниз, в долину, к селу Галиат.


В центре фото — сторожевая башня Голиата, построенная уже в те времена, когда здесь появилось огнестрельное оружие. Об этом говорят небольшие бойницы, предназначенные для стрельбы из ружей

Галиат — не просто село, а средневековый архитектурный комплекс. В конце 19 века здесь разгорелась настоящая археологическая лихорадка, после того как один крестьянин выпахал на своем поле золотые вещи. Местное население переквалифицировалось в археологов, а выкопанные ценности продавало. Золотые человеческие маски, драгоценные ювелирные изделия, византийские монеты — все это свидетельствует о том, что здесь существовала высокая цивилизация эпохи Рима, Вавилона, Византии.

Хасан говорит о том, что здесь жили скифы. Между прочим, существует мнение, что прямым потомком языка скифов является как раз осетинский. А здесь, в Дигорском ущелье, сохранилась его самая древняя форма.


В доме отшельника мирно соседствуют предметы быта возрастом более ста лет и остатки советской мебели

Мы заглянули в гости к отшельнику, живущему в Галиате. Он ходит круглый год босиком и не желает возвращаться в город, где жил до сорока лет. В его древнем доме нет удобств и даже электричества. Зато есть местная самогонка, которую называют «осетинский виски». Попробовал. В ней градусов 35, не больше. На вкус — мягкая.

— Те, кто живет в горах, занимаются в основном животноводством. Выращивают овец, лошадей, держат коров. Могут делать сыр, другие молочные продукты и продавать. В отдаленные села вроде этого периодически приезжает машина, привозит необходимые вещи или продукты — спички, соль, крупы, хлеб, — рассказывает Хасан.

Весной или летом добраться сюда не проблема — грунтовка ровная, разве что могут иногда встречаться промоины. Хасан говорит, что он сюда заезжал даже на машине «Лада Калина», так что для Volvo V90 Cross Country с его 21-сантиметровым клиренсом и полным приводом путешествие в горы не стало проблемой. Но зимой, конечно, обычная легковушка не доедет. Чаще всего в горных селениях встречаются «Нивы» и даже довольно много ГАЗ-66. В одном из сел я насчитал сразу три машины.


В каньоне Ахсинта сохранилась часть старой дороги, которая действовала еще до революции. Здесь установлен памятник самому почитаемому божеству Осетии — Уастырджи. Впрочем, таких памятников много

На сложных и опасных горных серпантинах путников хранит Уастырджи — самое почитаемое божество осетин. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов, женщинам запрещено даже произносить его имя. Даже в официальных источниках многие ошибочно считают, что Уастырджи — это святой Георгий Победоносец. Но несмотря на схожесть функций этих двух героев — оба являются покровителями, — ничего общего между ними нет.

— Ты знаешь, что в горах нельзя пристегиваться? Всегда должна быть возможность выскочить из машины в любой момент. Камнепады здесь не редкость. Однажды ко мне ехали знакомые на «Гелендвагене». Попали под камни, едва выжили, — замечает Хасан. Но я по привычке все равно пристегиваюсь. Кстати, на серпантинах я не заметил лихачей. Возможно, конечно, что на «Ниве» там просто не полихачишь. А может быть, причина в том, что большинство серпантинов — грунтово-гравийные. Быстро ехать попросту опасно.
Если в горах нужно быть всегда начеку, то на перегонах по трассам можно немного расслабиться с системой Pilot Assist. Она помогает удерживать автомобиль в пределах выбранной полосы движения там, где есть разметка с двух сторон, но не позволяет надолго убирать руки с рулевого колеса. Но «ассистент пилотирования» не умеет самостоятельно тормозить перед пешеходами, животными, небольшими прицепами, велосипедистами и мотоциклистами. А между тем коровы на скоростных дорогах — обычное явление в Осетии.

Под самым небом

Мы направляемся в селение Фиагдон. Там наш отель, но по пути нам предстоит преодолеть Архонский перевал. Его высота — 2200 метров. Когда мы почти проехали высшую точку, Хасан меня останавливает.

— Можно подняться еще выше. Есть тут одно место, откуда открывается вид сразу на два ущелья — Алагирское и Куртаринское. Но там дорога немного опасная. Организаторы исключили ее из маршрута, — предупреждает Хасан.

Конечно, поедем! Опасности не страшат. В конце концов, на всем маршруте еще не было нормального бездорожья, чтобы проверить возможности нашего внедорожного универсала Volvo V90 Cross Country. Так что едем без разговоров. Я так загорелся идеей, что даже забыл включить режим off-road. Он должен был немного помочь в преодолении бездорожья — смягчаются отклики на нажатие педали газа, чуть приподнимается задняя часть (там установлена опционная пневмоподвеска, спереди же клиренс остается неизменным). Все, что я сделал, — это перевел восьмидиапазонный «автомат» в ручной режим. Потеря тяги на крутом подъеме мне ни к чему.

Мы довольно лихо вскарабкались на гору, проскочили по глубокой колее и лишь на крутом перекате зацепились порогом, но некритично. На вершине мы оказались, когда уже начало смеркаться.

Нет таких слов, чтобы передать ощущения наверху. Ты словно попал на другую планету, где нет никого, кроме тебя. И вокруг — звенящая тишина, настолько чистая, что тихий рокот дизельного двигателя нашей машины кажется неистовым грохотом.

Надо спускаться. Скоро совсем стемнеет. Volvo V90 CC щеголяет активными светодиодными фарами. Они сами регулируют угол наклона пучка света в зависимости от скорости движения и поворачиваются вслед за рулевым колесом. Даже ночью ехать по извилистому серпантину легко — свет фар «заглядывает» в повороты.

Ночевать мы остаемся в арт-отеле «Фигдон».

— Это такое тусовочное место для местной «золотой молодежи», — рассказывает Хасан. Но сейчас здесь пусто. И только пять палаток белеют на газоне на территории отеля. Организаторы предложили желающим переночевать в палатках и выдали всем спальные мешки. Желающих не нашлось.

В отеле мы распрощались с Хасаном. Завтра по маршруту поедем уже без него. Жаль. Если решите посетить Северную Осетию, найдите его в соцсетях. Зовут его Хасан Моргоев. И он лучший гид по Осетии.

Даргавс — город мертвых


Появление «города мертвых» связывают с эпидемией чумы в Осетии на рубеже 18−19 веков, хотя некрополь функционировал с IX по XVIII века

На пути в аэропорт на следующий день самой впечатляющей стала остановка в городе мертвых — Даргавсе. Он знаменит своим древним некрополем, расположенным на окраине. Это захоронение самое большое на Северном Кавказе. Здесь насчитывается около сотни наземных и полуназемных склепов.

В каменных усыпальницах хоронили как отдельно, так и целыми семьями, поэтому в некоторых из них можно увидеть сразу несколько черепов и целые груды костей. Первые раскопки на этом месте проводили с осторожностью, предварительно сделав пробы на присутствие возбудителей чумы. В Сети пишут о том, что место не слишком популярно среди туристов, однако к склепам ведут каменные дорожки, а перед входом на территорию «мертвого города» стоят ворота и здание кассы. При нас лишь одна парочка посетила это странное и жутковатое место.

Покидая Северную Осетию

В Осетии нет своего вина. Но после ее посещения у меня в голове осталось сладкое и одновременно терпкое послевкусие. Здесь даже в дорогих и пафосных местах есть легкий налет местечковости. Но за пафосным отдыхом — в Альпы. А сюда — окунуться в прошлое. Забыться. Перезагрузиться. Возможно — переосмыслить. Если при этом вы окажетесь за рулем Volvo V90 Cross Country — тоже хорошо. Этот универсал повышенной проходимости справляется с осетинскими горными дорогами. А в багажнике можно запросто устроить ночевку под звездами на каком-нибудь перевале вроде Архонского. Но надо торопиться, пока этот тихий уголок не превратили в туристическую мекку.

Заметки на полях


Амбиентная подсветка ночью превращает салон машины в уютное шведское жилище
Опциональные светодиодные фары великолепны — светят ярко и туда, куда повернут руль
Местные собаки словно переняли характер осетин — такие же дружелюбные и приветливые
Таких вот стыков пластиковых панелей не должно быть в автомобиле, претендующем на место в лакшери-сегменте
Сзади здесь просторно, но наш гид жаловался, что после проведенных там нескольких часов у него болит спина
Багажник огромный. Но для него нужно заказывать пластиковое покрытие пола, если вы собираетесь в дикие места
Пейзажами Северной Осетии можно наслаждаться бесконечно

Обращение в турагентство - наиболее скучный способ планирования поездки. Но многие люди не готовы сутками мониторить сервисы с билетами и отелями, чтобы найти оптимальное предложение. К тому же не всегда понятно, где будет самый дешевый вариант. Теперь ситуация изменилась. Команда опытных путешественников уверяет, что решила все проблемы с поиском гостиниц и выгодных рейсов.

В зависимости от конкретной точки путешествия самый выгодный вариант может найтись и на Trivago, и на HotelsCombined, и на HRS, и на любом другом сайте, коих больше сотни по миру. Причем о многих туристы просто не слышали, из-за чего переплачивают.

Леонид: Человек собирается в Испанию и не хочет переплачивать за одни и те же условия. Часто самые низкие цены на гостиницы будут на внутренних сервисах, о которых широкая аудитория не знает. Сам бронировал Майорку и Канары на испанском сайте, там даже английской версии не было. Потом проверили на известных площадках - те же самые номера стоили ровно в два раза дороже. Даже такие совсем мелкие сайты по бронированию представлены на Malpatravel. Для облегчения поиска на этих сервисах мы специально создаем видеоинструкции на русском языке.









К слову, о языках. Ресурс на данный момент ориентирован на русскоязычную аудиторию. Английского нет, но появится в дальнейшем. Авторы сервиса говорят, что хотели помочь в первую очередь путешественникам из СНГ. К тому же создатели хорошо знакомы с особенностями родного рынка. Они поясняют, что доход от Malpatravel - не первостепенная задача. О прибыли говорят как о следствии создания действительно независимого и полезного ресурса.

Алена: Ни один портал нельзя считать независимым в подаче информации - за размещение предложений ему платят некую сумму. Турагентства, отели, авиакомпании появляются на сервисах, если покупают там свое присутствие. В случае с Malpatravel этого нет, представлены все ресурсы. Хотелось сделать то, что удобно нам самим, нашим коллегам и путешественникам. Монетизация заключается в партнерских отношениях с сервисами, но только 40% из них предполагают партнерские программы.

Леонид: Некоторые партнерские программы у нас уже запущены. Насчет финансов: нам очень понравилось, как сделал Цукерберг при развитии Facebook. Он ждал развития сети, чтобы к нему сами пошли и инвесторы, и рекламодатели. Мы еще не знаем, насколько крупным станет Malpatravel, поэтому не торопимся заваливать сайт рекламой. Предложения уже были: свадебные фотографы и так далее. Но как будет смотреться реклама фотографа на сайте о путешествиях?

Создатели Malpatravel говорят, что каждый сервис хорош в своей нише, но универсального агрегатора нет. В качестве аргумента против называем OneTwoTrip - там и авиа, и железная дорога, и аренда машины, и гостиницы. Вроде бы то заветное «все в одном». Что еще надо путешественнику?

Общее количество представленных сервисов достигает нескольких сотен. Одних только площадок по бронированию гостиниц тут около 120. Какие-то специализируются на Европе, другие в основном затрагивают Азию, третьи - североамериканские. Разработчики говорят, что несколько месяцев искали ресурсы и база до сих пор продолжает расширяться.

Артур: Первые полгода мы действительно работали круглые сутки. Благодарны программному разработчику и нашему партнеру - Юрию Якубовичу. Он смог прочувствовать нашу идею и превратить ее в готовый продукт. Для составления плюсов и минусов каждой компании либо сервиса мы просматривали сотни тем на зарубежных форумах, делали выборки, анализировали данные, потом сами изучали эти же ресурсы - насколько отзывы подтверждаются. Они, конечно, все равно субъективные. Но, например, отсутствие круглосуточной поддержки - это ведь минус в любом случае.

Дабы не проходить по всем ссылкам подряд, можно задать критерии. Летим в Австрию - выбираем в поиске страну, включаем нужные параметры: показывать только местные агрегаторы, наличие круглосуточной техподдержки, бонусной программы и прочего. В итоге получится сузить список сервисов до 7-9 штук (для некоторых стран еще меньше). Дальше придется вручную открывать каждый сайт и искать выгодные отели или билеты. Malpatravel умеет сортировать сервисы по работе на нужном вам маршруте, но наиболее выгодную цену среди доступных на ресурсах не показывает - это было бы, конечно, превосходно, но технически невозможно.

Виктор: Здесь появляется сразу несколько проблем. Во-первых, нереально осуществить связь со всеми сервисами. Тот, кто сможет это сделать, за один день, наверное, станет миллиардером. Во-вторых, далеко не все ресурсы согласятся предоставить свои API - ведь путешественники будут выбирать самые выгодные предложения и остальные сервисы потерпят огромные убытки.

Заказ отеля и билета на самолет, автобус или поезд - это лишь начало путешествия. Тут же можно найти компании, которые оформят вам страховку, дадут напрокат машину, плюс предложения морских круизов и туры от агентств. Кроме этого у Malpatravel есть небольшая редакция, которая составляет гайды по странам: интересные места, удобные маршруты, советы путешественникам (раздел «Кайфхаки»), расписания рейсов и все в таком духе. Все материалы оригинальные, без копипаста, чем порой грешат даже крупные сервисы: у авторов проекта достаточный опыт, чтобы делиться своими личными впечатлениями и рекомендациями. Также они говорят, что сервис облегчил работу туроператорам.

Руслан: Что делает грамотный менеджер турагентства, когда к нему приходит клиент? Он предлагает либо пакетный тур, либо индивидуальное путешествие. Все агентства продают туры от операторов - это фактически магазины. Любой человек может сам составить себе тур, если будет знать направления операторов. Во вкладке «Туры от операторов» можно выбрать страну выезда и конечную точку - и сразу увидите список компаний, которые осуществляют поездки по нужному направлению. Заметим, что показываются не посредники.

Актуальность Malpatravel понятна, но много ли туристов будут проводить ночи в поисках скидок, чтобы с путешествия ценой в две тысячи рублей сэкономить пятьдесят рублей?

Артур: Экономия будет гораздо больше. Конечно, есть категория путешественников, которая просто открывает знакомый им сайт - например, Booking.com - и за пять минут выбирает отель. Хотя потратив чуть больше времени, они могли бы заказать тот же номер на 30% дешевле. Но многие все же стремятся получить выгодную цену, поэтому готовы искать дешевые предложения. Туристы уходят в онлайн: и на русскоязычных, и на зарубежных форумах по путешествиям можно увидеть множество вопросов вида «где дешевле?». Тема востребована. Однако у нас есть раздел для «ленивых» туристов - с формами Aviasales и Hotellook для быстрого бронирования. По нашему опыту эти сервисы в целом по миру дают наиболее полные предложения.

Если не брать в расчет лоукостеров, то, как правило, самым дешевым транспортом часто будет автобус. Когда низкая цена важнее времени в дороге и комфорта, а еще и летать боитесь, то автобусные маршруты будут оптимальным вариантом. Понимая это, в Malpatravel составили рейсы по Европе с описаниями. Например, из Минска до Лондона можно доехать за двое суток и примерно 130 евро в одну сторону. Также интересно сделан раздел «Хочу туда, где…». Выбираем месяц и пору года - лето или зиму. Появляется список стран по заданной сортировке. Например, в июле зима будет в Гренландии, а в декабре летите за летом на Кубу, Мальдивы и другие курорты. В дальнейшем раздел планируется сделать более развернутым.

Алена: Мы рассчитываем на 3-5 тысяч людей в сутки. Сейчас идет разработка новых разделов, наполняются существующие, расширяется база сервисов. Malpatravel поможет не только лучше узнать страну, в которую отправляетесь, но также сэкономить на дороге и проживании.

Встать в 5 утра, проехать несколько километров по заросшей травой грунтовой дороге мимо заброшенных компактных нефтяных вышек, чтобы попасть на ранчо, где настоящие техасские ковбои отбирают коров для продажи на еженедельной ярмарке. Таков был план нашей команды по пути из Техаса в Нью-Мексико во время Большого путешествия TUT.BY - совместного проекта с «Короной Техно».

Рэй Роджерс - ковбой в нескольких поколениях. «Мои предки всегда жили на земле. Я рос в городе, но всю жизнь мечтал купить себе ранчо. Когда появились деньги, смог себе это позволить».


Разбогател ковбой на изготовлении эксклюзивной мебели под заказ - это и сейчас его основной вид заработка. А разведение коров и быков (их у него более 30) - дорогостоящее хобби, практически не приносящее дохода.


На въезде на ранчо стоит дом. Здесь ковбои отдыхают после перегона скота или охоты. На стенах висят добытые Роджерсом трофеи, на потолке - непременный атрибут американских домов - вентилятор.


Каждую неделю в соседнем городе проводятся ярмарки, иногда Роджерс там продает своих коров и бычков. Сейчас ему нужно отобрать два теленка. Работа осложняется тем, что они находятся в двух разных стадах.


Рэю помогает еще один ковбой - Дейв. Они партнеры по бизнесу и друзья по жизни.


Современные ковбои часто используют для подобной работы квадроциклы, но Роджерс придерживается традиций - он держит лошадей и специально обученных собак. На фото ниже - Раски.


Не смотрите на то, что собаки маленькие. Их боятся коровы и даже большие быки. Собаки не хуже наездников загоняют коров в нужном направлении, как будто читая мысли ковбоев.


За лошадьми Роджерса следит конюх. Животные содержатся в другом месте, и доставляются на ранчо в случае необходимости в специальном полуприцепе.


Рэй приглашает попробовать работу ковбоя на деле - есть еще одна лошадь. Вежливо отказываюсь, не признаваясь, что вообще не умею ездить верхом.


Прежде, чем мы двинемся в поле, Роджерс предупреждает - берегитесь гремучих змей. Они здесь повсюду. Их выдает звук - нечто среднее между шипением и треском. К счастью, ползучих гадов мы не встретили.


Вот ковбои ведут в загон первое стадо. Загнав животных, они выберут подходящего теленка, а затем отпустят остальных.



Процедура повторяется со вторым стадом. На сей раз работа затягивается - в прошлый раз Дейв забыл закрыть одни из ворот загона, и животные через них вырываются в другую сторону.



Приходится повторять операцию заново.



В стаде есть бычок. Он заметно крупнее коров и постоянно громко мычит. Это с непривычки пугает нас, замерших за деревянной изгородью, но совершенно не смущает Рэя и Дейва и их собак.



Теперь выбранных телят нужно погрузить в фургон. Это оказывается непростой задачей - вторая корова никак не хочет идти в тесную металлическую камеру на колесах.


Животные погружены. Теперь ковбои расседлывают лошадей и заводят их обратно в полуприцеп.



У Рэя и Дейва есть несколько минут, чтобы посидеть на крыльце дома и попить воды перед поездкой на ярмарку.


Работать на земле всегда было сложно, сейчас легче не стало. За несколько лет фермерства это для меня все еще остается занятием для души, а не бизнесом. Но я и не ставил такой цели. Быть ковбоем для меня - это дань предкам, возможность прикоснуться к истории, что ли, - рассказывает на прощание Рэй.


Мы двигаемся дальше. Следующая остановка - Санта-Фе, где мы планировали встретиться с индейцами. Читайте об этом в следующем репортаже, а все материалы Большого путешествия TUT.BY можно найти на специальной странице проекта.

Прошлым летом, увидев распродажу авиакомпании Ryanair, минчанка Татьяна Минченок решила не упускать выгодное предложение и купила билеты в Италию. «Поскольку я очень люблю Рождество в европейских городах за его волшебную атмосферу, ехать решили в декабре 2016 года», — объясняет свой выбор Татьяна. В итоге 5-дневное путешествие, учитывая основные расходы, обошлось чуть больше 100 евро на человека.

Татьяна во Флоренции. Фото из личного архива героини

«Билет в обе стороны — за „смешные“ 20 евро»

Билеты из Варшавы в Италию Татьяне обошлись в «смешные» 20 евро в обе стороны. В Италии Татьяна с друзьями посетили три города: Рим, Флоренцию и Милан.

— Мы поехали компанией из четырех человек. До Варшавы таким составом выгодно и удобно добираться на машине. Дорога обошлась в 25 евро с человека, учитывая расходы на бензин и «зеленую карту». Авто оставили поблизости от аэропорта «Модлин» на паркинге с интересным названием Parkuj i Leć. Стоимость за пять суток — 2 евро с человека.

Лоукост-компании обычно летают в отдаленные аэропорты — часто трансфер стоит дороже, чем билет на самолет. Однако в случае с Италией это не так: автобус из аэропорта в Рим обошелся в 1,2 евро, а трансфер из Милана в аэропорт — в 5 евро.

Для ночлега компания снимала апартаменты через сервис Airbnb. Аренда на четыре ночи в разных итальянских городах обошлась в 22 евро с человека.

— Благодаря постоянной акции сервиса Airbnb у нас были припасены четыре купона по 50 евро. Итого вчетвером мы сэкономили на бронировании жилья около 200 евро.

Секретный бесплатный вход в музей

По Риму компания передвигалась на общественном транспорте, поэтому самым оптимальным оказался вариант купить безлимитный проездной на сутки за 7 евро. В итальянской столице Татьяне особенно запомнился район Трастевере, с узкими петляющими улочками.

— В Трастевере расположено множество кафешек, где можно попробовать вкуснейшие итальянские пиццы и различные виды паст. Средняя цена за блюдо — 5-10 евро.

— В районе Капитолийской площади сворачивайте в сторону Piazzale Caffarelli и ищите дополнительный вход в музей. Тогда за вход платить не придется. Кафе находится на последнем этаже. Можно взять что-нибудь перекусить, выйти на террасу — это и есть обзорная площадка.

По Италии компания перемещалась на региональных поездах Trenitalia. Два билета (Рим-Флоренция и Флоренция-Милан) обошлись в 20 евро на человека.

«В других городах оказалось дороже, чем в столице»

— Популярный навигатор Maps.me отказывался работать в старом городе Флоренции, поэтому некоторые достопримечательности, в частности необъятный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, мы повидали множество раз. Произвел впечатление уникальный мост Понте-Веккьо, на котором расположены домики с торговыми лавочками, — делится впечатлениями Татьяна.

Во Флоренции и Милане, как говорит путешественница, оказалось дороже, чем в Риме, поэтому компания готовила самостоятельно.

— Столица оказалась значительно дешевле, чем другие города. Причем во всем: от магнитиков до походов в кафе и цен в магазинах. Во Флоренции и Милане было удобно и бюджетно готовить еду в апартаментах — это экономия примерно 50% в сравнении с ценами в кафе и ресторанах. Поскольку наши апартаменты во Флоренции и Милане располагались близко к центру города, преимущественно мы перемещались пешком.

В Милане Татьяна советует подняться на крышу собора Дуомо — оттуда открывается невероятный вид на город. Правда, развлечение это не из дешевых: посещения террасы с подъемом на лифте стоит 12 евро, по лестнице — 7 евро с одного человека.

— Прилет из Милана в Варшаву был поздним, поэтому мы заночевали в отеле IBIS Warszawa Reduta, где двухместный номер обошелся в 10 евро, так как мы сняли его по акции. В памяти остались воспоминания о прекрасной Италии, а Рим оставил неизгладимый след в душе и взял с меня обещание вернуться. Я с большим удовольствием выполню это обещание, — говорит о своем отдыхе Татьяна.

У вас также есть история о недорогом путешествии? Тогда присылайте ее на адрес [email protected] с пометкой «Мой бюджетный отдых». Письма принимаем до 20 июля. Полные условия конкурса можно прочитать .



Похожие публикации