Сообщение о карнавале кратко самое главное. Значение слова «карнавал

Отмечаемый перед Великим постом . Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков (см. Жирный вторник). Распространён в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Власть факта. Карнавал

Субтитры

Этимология

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка) [ ] .

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

В Древней Греции, как и во всем древнем мире, существовала прямая зависимость между круговоротом года и человеческой жизнью. Слишком сухо – семена не взойдут, слишком дождливо – то же самое. И чем же питаться? Как «уговорить» природу пойти навстречу? Мы не знаем, да и не думаем об этом,а вот люди древнего мира имели на сей счет вполне точное мнение. Одушевляя природу, они старались умилостивить её, принести ей жертву. Они устраивали в честь нее праздники и были уверены, что в награду высшие силы подарят им хороший урожай.

Все праздники подобного рода длились по несколько дней. Они сопровождались переодеваниями, песнями и танцами в честь богов. Дионисии (древнегреческие праздники в честь бога виноделия и плодородия Диониса) праздновались дважды в год – весной и осенью, во время посева семян и во время снятия урожая. На эти дни забывались все работы и снимались все обязательства, оставалось только поистине безудержное веселье с обжорством, вином и оргиями. (Интересно, что ребенок, зачатый во время Великих Дионисий, считался ребенком бога и имел особый почет в обществе).

Тогда же, во время Великих Дионисий было большое религиозное шествие – мужчины в шкурах козлов и сам бог Дионис (которого тоже изображал кто-то из горожан) шли по полям и «осеменяли» их. Повторяю, все это сопровождалось весельем, песнями, плясками и переодеваниями. (Собственно, из культа бога Диониса родился театр). Итак, карнавал появился еще очень и очень давно. Но тогда, как видно, его целью служило совсем не увеселение населения, а поддержание жизни.

Традиционный карнавал

Традиция карнавала никуда не делась даже с приходом христианства. Перед великим постом, то есть в конце зимы, во многих европейских городах шли масленичные празднества. Само слово карнавал, по одной из версий, означает «прощание с мясом». На смену жирной масленице приходит тощий пост. (Посмотрите на «Бой поста с масленицей» П. Брейгеля – старшего). Масленичные празднества, то есть прощание с зимой и подготовка к весне, так же были заполнены весельем, едой и игрищами. Тогда же празднество окончательно оформилось в процессии по улицам города. К ним же потом «пристроились» и театральные шествия. Три дня подряд ряженые разгуливали по улицам. Люди менялись местами, изображали друг друга, низшие сословия, высшие сословия, сценки из Ветхого завета, сценки из Нового завета. Тогда же к этим шествия присоединились и колесницы. Они были передвижной сценой.

Расцвет карнавала

Расцвет карнавала в Италии приходится на времена Медичи. Ряженые сопровождали пешком и верхом декорированные колесницы и распевали песни, вохволяющие чувственные земные радости. По-прежнему главной чертой карнавала оставался выход из повседневной жизни. Это был мир наизнанку, мир наоборот (по утверждению М.М. Бахтина). Исходя из этой мысли главным во время карнавала становился шут, то есть король наоборот. Ничто не смогло затоптать этот древний обычай! Католической церкви пришлось пойти на уступку, единственное, чего им удалось сделать, это сократить количество дней праздника.

Карнавалы мира

Как видно, карнавал – не просто праздник, не просто веселье, а целый культ, восходящий к очень и очень далекому прошлому. Далеко не все древние праздники обладают такой стойкостью! Конечно, сейчас карнавалы выглядят совсем по-другому, да и означают собой многим меньше,чем ранее, но, тем не менее, и сейчас они проводятся повсеместно. Что же это все-таки такое, этот карнавал? Что такого притягательного в нем осталось и для нас, современных жителей планеты, чье существование во много-много раз меньше зависит от капризов природы?

Карнавал Рио, Бразилия

Карнавал в Рио традиционно начинается на последней неделе февраля. Так же, как и раньше, он означает близкое начало Великого поста и начинается за сорок дней до Пасхи. Карнавал в Рио длится пять дней. Посмотреть на это грандиозное театрализованное шествие приезжают люди со всего мира. Начало самого карнавала обозначается передачей ключей от города «королю карнавала». На всё время праздника этот король имеет полное право вводить свои законы. Первый и самый главный приказ, который он отдает своим «подданным» прост и приятен: веселье! Веселье должно разлиться по всему городу! Разумеется, несогласных нет. Всю неделю народ отдыхает от работы. По улицам разгуливают полуодетые женщины и мужчины, все танцуют и радуются жизни.

Самое волнующее в Бразильском карнавале – парад школ Самбы. Школы соревнуются между собой за звание лучшей. Репетиции для следующего года начинаются почти сразу же после окончания карнавала.

Венецианский карнавал. Италия.

Так же, как и карнавал в Рио, Венецианский карнавал начинается перед Великим постом. Уже в 1262 году карнавал приобрел статус настоящего праздника. Открытие карнавала проходит на площади перед собором театрализованным представлением, где труппы разыгрывают освобождение венецианок. Неотъемлемой части программы является и футбол. Матч проходит на пятый день карнавала. Венецианцы уверены, что именно у них появился этот вид спорта, потому, во время карнавала, они реконструируют средневековый футбольный матч. Обычно этим и закрывает праздник, а маски засыпают до будущего года.

Считается, что именно отсюда пошла традиция ношения масок. Костюм скрывал настоящее лицо и тело человека, стирал социальные границы, чтобы не мешать главному гостю карнавала – веселью. Интересно, что в какой-то момент жители Венеции так прониклись идей скрывать свое лицо, что пользовались масками постоянно. Это, конечно, порождало и разного рода преступления, из-за чего городским властям пришлось запретить постоянное ношение масок. Сейчас Венецианский карнавал собирает огромное количество туристов. Из-за этого, конечно, праздник многое теряет, становясь чисто увеселительным мероприятием.

Кельнский карнавал. Германия

11 ноября каждого года в 11 часов и 11 минут будущие участники и организаторы карнавала открывают карнавально заседание. До февраля (как мы видим, февраль – общий месяц для всех карнавалов) они будет обсуждать карнавальную программу. Говорят, что Кельнский карнавал чуть ли не единственное время, когда немец перестает быть сдержанным и суровым. Но что-то немецкое все равно остается в открытии карнавала. В 11.11 начинается матриархат! Женщины штурмуют городскую ратушу, а со всех встречных мужчин срезают галстуки! Хотя праздник идет по всему городу, а особенно в пабах и барах, есть и главное шествие. Карнавальные сообщества идут по улицам и везут за собой повозки. На повозках, как правило, смешные фигурки политиков, сделанные из папье-маше.

Тринидад и Тобаго – острова. Нам они известны по ежегодным карнавалам, которые так же проходят в феврале. Появление этого праздника на островах датируется 1838 годом. Изначально он был похож на изысканный костюмированный бал, но позже вывалился и город. Начало карнавала – пятница. В этот день выбирают королеву и короля калипсо (афро-карибская музыка, звучащая по всему городу во время всего празднества). Вообще, это мероприятие очень музыкально – повсеместно стучат в стальные барабаны и танцуют. (Всё же вспомним оргиастические истоки).

Карнавал в Барранкилье, Колумбия

Карнавал в Барранкилье называют фольклорным и национальным карнавалом Колумбии. Начинается он так же в конце февраля, но репетиции карнавала полным ходом идут заранее. Праздник начинается в ближайшую к великому посту субботу. Начинается он с коронации королевы и торжественной речи. В субботу же вы можете увидеть парад платформ. В нем принимают участие множество фольклорных групп. Воскресенье посвящается большому параду, а понедельник – популярной в этом регионе фольклорной музыке. Вторник – закрытие карнавала – посвящен похоронам Хоселито. Хоселито – вымышленный персонаж, олицетворение веселья карнавала. Но каждый год в феврале Хоселито воскрешается и снова живет несколько дней веселого карнавала. В целом карнавал в Барранкилье очень яркое и познавательное зрелище, ведь здесь можно увидеть все оттенки Колумбии со всей ей многоцветностью.

Карнавал в Ницце, Франция

Существует с 1924 года. (Якобы герцог Анжуйский приехал сюда отдохнуть и привез с собой веселье, в скором времени переродившееся в карнавал). Сейчас карнавал в Ницце длится две недели. По карнавальной традиции в первый день горожане и гости Ниццы встречают Веселье. На площади Массенафасады домов, заранее «обклеенные» фанерой и расписанные художниками, загораются множеством лампочек. Отличительная особенность карнавала в Ницце – битва цветов. Огромные платформы сплошь украшают живыми цветами, и вся эта красота радостно катится по улицам Ниццы. В финале карнавала, по уже известной нам карнавальной традиции, на улицах сжигается «чучело» карнавала.

Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания

Так же, как и все прочие карнавалы, испанский карнавал длится неделю. Карнавал считается международным туристическим фестивалем. Карнавал формально делится на две части. Это карнавал официальный и карнавал уличный. Все основные улицы города заполняются ряжеными. Отовсюду слышится музыка, как народная, так и современная, идут театрализованные представления и колесницы с огромными куклами на них.

Карнавал МардиГра в Новом Орлеане, США

МардиГра – «жирный вторник». Праздник чем-то схож с масленицей и является её аналогом. В 1872 году в Новом Орлеане утвердились правила проведения карнавала МардиГра. Карнавал имеет своих короля и королеву, коронованных в самом начала праздника.

Карнавал в Гоа, Индия

Здесь главным членом карнавала является забавный король Момо. Он восседает на огромной праздничной платформе и является полноправным хозяином всего празднества. Считается, что карнавалы в Индию завезли португальцы. Поначалу местные жители не понимали его сути, но позже, а особенно сейчас, сами с огромной радостью и интересом принимают в нем участие. Костюмы, колесницы и сценки к карнавалу начинают готовить за полгода, но главной частью этого праздника являются кушанья.

Базельский карнавал, Швейцария

Один из древнейших карнавалов (примерно с 16 века). Ведет свою историю от рыцарских турниров. Интересно, что и сейчас к участию в карнавале допускаются только, так сказать, привилегированные группы. Это группы карнавально-музыкальных союзов. Всего их насчитывается около 300. Таким образом швейцарский карнавал (что несвойственно иным карнавалам) делит участников на артистов и зрителей и смешение между ними практически невозможно. Начинается карнавал ранним-ранним утром, когда на улицах еще темно. Освещение в городе гасится. Участники карнавала освещают пространство своими причудливыми фонарями. Множество удивительного света изменяет город до неузнаваемости и создает атмосферу чего-то нового, загадочного. В полдень же начинается еще одно шествие, на сей раз более традиционное – по улицам идут артисты в костюмах и с музыкальными инструментами. Еще одной отличительной чертой карнавала в Швейцарии можно назвать второй день. Он считается «детским», ибо в костюмы в этот день наряжают детишек.

Энциклопедический словарь

Карнавал

(франц. carnaval), вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

Этнографический Словарь

Карнавал

массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. обычно совпадает с масленицей.

Словарь Ефремовой

Карнавал

  1. м.
    1. Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.
    2. Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.

Словарь Ожегова

КАРНАВА Л, а, м. Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [первонач. весенние праздники в Италии].

| прил. карнавальный, ая, ое. Карнавальное шествие.

Этимологический Словарь Русского Языка

Карнавал

Французское – earnaval.

Латинское – carnem levare (лишить мяса).

Существительное было заимствовано русским языком из французского во второй трети XVIII в. Буквальное значение – последний день перед постом. Сейчас употребляется в значении – праздник с шествиями и маскарадом.

Производное: карнавальный.

Словарь Ушакова

Карнавал

карнава л , карнавала, муж. (итал. carnevale).

1. В романских странах Западной Европы - весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской масленице). Римский карнавал.

2. Праздничная революционно-политическая демонстрация с аллегорическими изображениями лозунгов (неол. ). Первомайский карнавал.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Карнавал

(ит. Carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй) - в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальное время имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св. Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих Чистой среде, в Милане - до воскресенья инвокавита (см.), на Рейне обнимает только 8 дней. Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. - чисто народный праздник. Одна из любимых забав римского К. - перестрелка так наз. confetti (гипсовые или меловые шарики). В Португалии бросают друг в друга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. В Лиме (Перу) главное удовольствие карнавального времени - обливать прохожих водою, притом не всегда чистою. В Риме во время К. устраиваются также лошадиные скачки (corso). Заключительный акт римского К. - праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек появляются огни на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы - зажженная восковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и вновь зажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно сжигается олицетворение масленицы - вязанка соломы, перемешанная с дровами; две враждебные рати, одна - в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками, другая - в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра на главной сельской площади, где варятся традиционные масленичные лепешки (см. Schneller, "M ärchen und Sagen aus Wälschtirol", 1 867, стр. 232-235). В средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в Венеции; в эпоху ее упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим. По тому же типу, но в более скромных размерах праздновался К. и в других городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции во время К. совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят жирного быка с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских и отчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят название jours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии под именем Fasching уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале X I X в. празднование К. распространяется во многих французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. Значение К. в Германии ослабевает, но все же и до сих пор К. - народный праздник в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и наша масленица (см.) - остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные черты древнеримских весенних празднеств - очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки - имеют много общего с зап.-европейским К. Вс. Миллер ("Русская масляница и западно-европейский карнавал". М. 1884) считает его наследием древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многие характеристические черты карнавалных празднеств высказан автором рецензии на книгу Вс. Миллера ("Журн. Мин. нар. пр.", 1884, № 12). Он полагает, что зима и начало весны - время после уборки плодов, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Он видит также связь между зап.-европейским К. и древнегреческими дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха (см.), о которых Вс. Миллер не упоминает См. еще Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v. Reinsberg-D üringsfeld, "Das fe stliche Jahr" (Лпц. 1863).

Странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Этимология

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Карнавал"

Примечания

Литература

  • Бахтин М. М.
  • Белкин А. А. . - М .: Наука, 1975. - 192 с. - (Институт истории искусств Министерства культуры СССР).
  • Колязин В. Ф. // Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118

Ссылки

  • - сцены народного гулянья. Репортаж Deutsche Welle (недоступная ссылка с 17-02-2016 (1467 дней))

Отрывок, характеризующий Карнавал

– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.

Похожие публикации