В каком городе находится казанский собор. Казанский собор

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX-XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.


Казанский собор в Санкт-Петербурге

Олег Павлухин

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир.

Своё название храм Петербурга получил по своей чтимой святыне - чудотворной иконе Божией Матери, покровительнице города и династии Романовых:

Для святыни, вступивший на престол император Павел I, повелел воздвигнуть величественный храм взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви:

Вид Невского проспекта с церковью Рождества Богородицы от Зелёного (Полицейского) моста. Рисунок А. Н. Бенуа по рисунку неизвестного художника середины XVIII века:

Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором участвовали такие прославленные зодчие как Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон и др.

Однако, не удовлетворившись результатами разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств:

А. С. Строганов А. Н. Воронихин

Портрет Андрея Воронихина в Казанском соборе:

Неосуществлённый проект Казанского собора Дж. Кваренги:

Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, состоялась 27 августа 1801 года. К тому времени Павел I был уже убит и в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I.

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»:

Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»:

Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек. При строительстве от фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения, так пожелал А. С. Строганов, предлагавший построить собор как произведение до конца национальное.

Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн.

Колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной.

С противоположной стороны собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца:

Вход со стороны Невского проспекта:

Икона и скульптуры ангелов над западным входом:

Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным и др.:

В храме проводятся интересные экскурсии для всех желающих, на которых экскурсовод подробно рассказывают историю собора:

К чудотворной иконе тянется большая очередь, так как желающих поклониться святыне довольно много:

Вид на барабан главного купола. Высота 62 метра:

Главный иконостас собора с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, выполненный по проекту К. А. Тона в 1836 году:

На изготовление иконостаса пошло около 1600 кг серебра, большая часть которого была пожертвована донскими казаками атамана Платова. В 1922 году иконостас был разрушен, а всё серебро изъято. В наше время иконостас восстановлен по сохранившимся эскизам, чертежам и фотографиям:

Недалеко, около юго-западного столба находится Царское место. Здесь во время службы молился император. Резьба по камню выполнена знаменитым Самсоном Сухановым. Сейчас на этом месте находится киот с иконой Николая II с цесаревичем Алексеем:

Центральный неф собора. Гранитные монолитные колонны, в сочетании с золочёной бронзой деталей, создают торжественное впечатление:

С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М. И. Кутузова.

В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов был петербургским губернатором. Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы "Комиссии по строительству Казанского собора". Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетом и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Готовясь к отъезду на фронт, Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. Впоследствии М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах.

Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова.

В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочёными венками:

Мемориальная доска из красного мрамора. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе:

Над могилой расположены связки ключей от французских крепостей, взятых русскими войсками:

В 1999 году рядом с могилой М. И. Кутузова был укреплён Андреевский флаг, привезённый из города Бизерты в Тунисе. Он принадлежал одному из кораблей русского военного флота, пришедшего в Тунис в 1920 году:

В день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из России, 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте:

Сегодня кафедральный собор живёт полноценной приходской жизнью. Проводятся богослужения.

Ограда, сооружённая в 1811-1812 годах, стала главной достопримечательностью полукруглой площади, а впоследствии и сквера. Плавной дугой (длиной 153 метра) она отделяла площадь от сада Воспитательного дома. 14 мощных гранитных столбов дорического ордера обработаны широкими каннелюрами и увенчаны шарами. Решётка из тонких стержней с крупными ромбами и сочным фризом отлита на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Каждый ромб составлен из растительных завитков, обрамляющих средний круг с расходящимися лучами. Высокому цоколю отвечает вверху фриз: гроздья винограда и цветы вплетены в волнообразный спиралевидный узор ветвей и листьев. Оканчивается ограда массивными гранитными пьедесталами, на которых предполагалось установить скульптуры апостолов Петра и Павла.

По совершенству рисунка, точности пропорций, выверенным контрастам тяжёлых каменных столбов и ажурного кружева решёток воронихинская ограда принадлежит к шедеврам архитектуры и декоративного искусства высокого классицизма. Она великолепно смотрится на просвет и среди зелени, и на фоне торжественных колоннад Казанского собора.

Фонтан у Воронихинской решетки - это второй фонтан у Казанского собора, его можно увидеть в сквере с западной стороны Казанской улицы у главного входа в собор. Это Воронихинский сквер, задуманный автором собора Воронихиным Андреем Никифоровичем.

История фонтана богата - это фонтан-поилка, один из трех фонтанов, построенных в 1809 знаменитым французским архитектором Тома де Томоном для Царскосельской дороги. Раньше этот фонтан стоял на Пулковском шоссе, по-старому, на 13-й версте по дороге из Петербурга в Царское Село. Фонтан имел не только роль архитектурного объекта, он также использовался по прямому назначению - поил водой лошадей. Там он находился до 1935 года, потом его отреставрировали и перенесли в благоустраиваемый сквер перед западным фасадом Казанского собора.

Фонтан представляет собой гранитный массивный четырехгранник с наполняемыми водой чашами и верхней частью в виде цельной арки. Фонтан украшен маской бога воды и морей Нептуна (она и побывала в руках реставраторов) и датой "1809 года" на арке.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.

Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.

На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.


Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

История Казанского собора

Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.

Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.

Создание Казанского собора

Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.


Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.


Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.


Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.


Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.


Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.

Собор в XIX – начале XX века

Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.


Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).


Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.


Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.


В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.

Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, ... высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».

Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.


Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье ), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.


Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.


В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.

В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Ильича Чайковского.


То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.


Я сама с интересом узнала, что незадолго до революционных событий 1917 года именно в Казанском соборе единственный раз за историю Петербургской епархии путём свободного голосования священства и мирян прошли выборы правящего архиерея. Им стал будущий священномученник Вениамин (Казанский).


В январе 1921 года ещё до закрытия собора именно он освятил придел священномученника Ермогена, патриарха Московского.


После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был безвинно расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.


С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.


В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма.


Мне довелось побывать там ещё в детстве. Осталось ощущение пустоты, тяжести и сердечного недоумения. Но всё это теперь в прошлом.

Восстановление духовной жизни в Казанском соборе

В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. И мне радостно, что я вместе с моими друзьями была очевидцем этого возрождения. Осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.

Это народное море даже затрудняло отправление поезда с Московского вокзала. Когда состав тронулся, то все присутствующие с почтением сделали земной поклон. Вскоре, в 1991 году начинаются службы в левом приделе. Освещение центрального придела после долгих лет забвения произошло в 1992 году.


В конце апреля 1994 года на соборный купол был вновь торжественно поднят крест.

Главная святыня


Что касается самой центральной святыни Санкт-Петербургского Казанского кафедрального собора, то до сегодняшнего дня продолжаются исследования, касающиеся истории её появления на берегах Невы. Я читала разные версии насчёт того, какой именно из списков подлинника (или даже сам подлинник) оказался в Санкт-Петербурге. По одной из них это была икона, с которой в 1611 году казанское ополчение отправляется в Москву выступить против осадивших её шляхов и литовцев, и которую потом оно передаёт нижегородцам под предводительством Минина и Пожарского.


С тем Образом 22 октября 1612 года и был взят вначале Китай-город, а затем Московский Кремль, а икону князь Дмитрий Пожарский помещает в 1636 году в построенный им у Красной площади Казанский храм.


Это святыню впоследствии стал особо почитать царь Михаил Фёдорович Романов. Именно он повелел на всероссийском уровне праздновать её дни: 21 июля (дата удивительного появления Образа Богоматери в Казани) и 4 ноября (день освобождения Москвы от иноземцев). После рождения сына, царевича Дмитрия, сын Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович начинает считать икону хранительницей рода Романовых.


Это было перенято и всеми последующими правителями этой династии. Разумеется с иконы стали также писаться списки. По другой версии в Казанском соборе Санкт-Петербурга представлен список, сделанный с Казанской иконы после её чудесного обретения и переданный царю Ивану Грозному. То есть до сих пор нет единого мнения, какая именно икона находится сегодня в храме. Но то, что с XVIII века она уже являла чудеса, доказывают многочисленные письменные и устные свидетельства. А я считаю, что при поклонении любой святыне истинно утверждение «По вере вашей да будет вам».


Социальная деятельность при Казанском соборе в наши дни

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурге ведёт, на мой взгляд, весьма значительную социальную работу:

  • По благословению протоиерея Павла Красноцветова, являющегося в настоящий момент настоятеля храма, здесь открыт паломнический центр. Главная цель – возрождение и поддержка христианской традиции посещения святых мест для «богомолья». Здесь предлагаются как экскурсии одного дня, так и продолжительные поездки, в том числе, к святым местам зарубежья. Если вас заинтересовала данная информация, то сообщаю телефон службы: 930-47-12. Время работы: ежедневно 12:00–17:00
  • При соборе существует богатая библиотека, в которой помимо литературы есть аудио и видео записи.



Как добраться до Казанского собора

Подскажу, как добраться до Казанского кафедрального собора. Вам нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор» и выйти на сторону «Канал Грибоедова». Собор будет напротив (нужно только перейти Невский проспект). Перед храмом располагается Казанский сквер.


Время для посещения Казанского собора

Хочу вас обрадовать, что вход в собор свободный. Только не забывайте, пожалуйста, что это православный храм, где необходимо соблюдать не сложный дресс-код. Хотя масса «импортных" туристов заходит сюда, в чём придётся. Но я предполагаю, что воспитанный человек (подобный нам с вами) будет уважать правила духовных мест, которые он посещает, будь то православная церковь, мечеть или буддийский храм.

Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30

Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00. В продолжении рабочего времени здесь происходят Таинства крещения и венчания, принимаются заказы на разные духовные требы.

В помещении храма постоянно присутствует дежурный клирик (священник), с которым можно обсудить волнующие или заботящие вас жизненные проблемы даже в том случае, когда вы не являетесь прихожанином собора (да и жителем Санкт-Петербурга).

Под колоннадой героического храма

Я очень надеюсь, что мой рассказ о петербургском Казанском кафедральном соборе не оставил вас равнодушными.


Храм живёт и активно действует сегодня. Молитвы, возносимые в нём ежедневно, оберегают наш город, его жителей и гостей. Здесь сохраняется память о героических временах и славных победах русской армии, о замечательных людях России, которые сражались и трудились во благо Отечества и своих ближних.


В соборе продолжаются традиции благотворительности и духовного окормления, поддерживаются культурные начинания города, большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Непременно побывайте здесь, поклонитесь великой русской святыне – Образу Казанской Божией Матери, почтите память фельдмаршала М. И. Кутузова и всех ратников, принёсших победу стране в Отечественной войне 1812 года. В тёплое время посидите на скамеечке в парке у собора и полюбуйтесь на роскошный фонтан и великолепные монументы русским полководцам.


Я уверена, что встреча с этим шедевром церковного зодчества и местом, сохраняющим историческую память, оставит в вашем сердце добрый след.



Похожие публикации