Меловые карьеры можно ли там купаться. Меловые карьеры, Беларусь: фото, как добраться

Наконец-то наступило реальное лето, вернулась жара и отдыхающие толпами отправились на "беларуские Мальдивы" - забояненные, но не ставшее от этого менее привлекательными карьеры под Волковыском. Множество постов написано, но вставлю и я свои пять копеек (сегодня только о хорошем).

Технология создания такой достопримечательности и точки притяжения отдыхающих/фотографирующихся довольно проста. Местность, где они расположены, богата месторождениями мела, добыча которого долгие годы производит ОАО "Красносельскстройматериалы" (завод выпускает цемент, трубы, известь и всевозможные строительные смеси). Добыча ведется открытым способом, в карьере. После завершения эксплуатации техника переезжает на новое место, а брошенный карьер постепенно затапливается грунтовыми водами. Из-за меловой взвеси в воде (или растворов солей?) вода принимает такой нереальный цвет, а перепады высот лишь добавляют живописности. Не удивительно, что в "сезон" здесь одновременно могут находиться тысячи человек.
Людей я не очень люблю, особенно в больших количествах, поэтому для поездки был выбран не самый теплый месяц - апрель.

Сначала мы решили поехать на старые карьеры, расположенные ближе к Красносельскому и старому (заброшенному) заводу. Сейчас производство вынесено за территорию поселка.

Польскольку их эксплуатация завершена десятки лет назад, склоны и территория вокруг успела зарасти лесом. Сейчас эти "линзы" скорее походят на горные озера.

За годы вода потеряла свой изумрудный цвет.

Склоны крутые и высокие, спуск к воде довольно опасен (для пущего эффекта снято на фишай).

"Туристов" здесь не встретишь, зато есть рыбаки. Сначала я решил что это какая-то птица, да зум рассмотреть помог.

В целом мне здесь понравилось, только лес больно дикий и найти место для стоянки найти проблематично. Позже двинулись в сторону новых карьеров.

Путь к ним пролегал через завод и технологическую дорогу, по которой транспортируют породу. Сама дорога и все к ней прилегающее покрыто равномерным слоем мела.

Не смотря на "заброшенность", карьеры являются технологической территорией. Разумеется, не предназначенной для отдыха и "туристов", которые иногда по пьяни здесь тонут или попадают под обвалы.
Проникновению препятствует охрана с автоматами и тяжелая техника ничего. Только на машине сложновато подъехать.

Но это все ерунда, мотивированному человеку не трудно пройти километр-другой.

Вид снизу...

И сверху.

К сожалению, времени было мало и мы осмотрели только один карьер. Зато самый большой, почти 2 километра длиной. Дальше можно не комментировать.

Как итог. Во время апрельского походика мы встретили всего трех человек и почти не увидели мусора, зато в прошедшие выходные ситуация отличалась разительно. Я обещал не писать о плохом-) К посещению карьеры рекомендую, но лучше не летом. Правда там сейчас рядом целое маковое поле...

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».

Посмотрев на фотографии, представленные в нашей статье, сложно и поверить в то, что эти красоты и голубая вода находятся у нас в стране, в Республике Беларусь. А ведь это действительно так! В Республике Беларусь есть свои Мальдивы, посетив которые вам не нужно оплачивать дорогостоящий тур.


Итак, давайте отправимся в путешествие и узнаем, что там и к чему, на этих удивительных сказочных красотах, которые создали руки человека. Да-да, именно руками человека созданы удивительные белорусские Мальдивы. Все дело в том, что то, что вы видите на фотографиях, этот сказочный рай не что иное, как обычные меловые карьеры, наполненные водой.

Существуют меловые карьеры, на которых можно отдыхать, а есть и те которые находятся под запретом, однако и туда многие отважные туристы отправляются, чтобы весело провести свое время.

Запрещенные для отдыха меловые карьеры


К запрещенным меловым карьерам, белорусским Мальдивам, можно отнести — «Столбы», «Гранд каньон» и «Синька» . Удивительно, то, что эти карьеры считаются самыми посещаемыми, а все потому, что многие просто не знают о тех, где купание разрешено официально.

Находятся эти запрещенные меловые карьеры на территории предприятия «Красносельскстрой», 270 км от столицы, города Минска. Дорогу найти не сложно, так как все они усыпаны мелом. Находятся запрещенные для отдыха меловые карьеры сразу за цементным заводом.


Если вы все же рискнете туда поехать отдохнуть, то вы должны знать о том, что вблизи меловых карьеров нет ни какой инфраструктуры. Все берите с собой.

Чем опасен отдых в запрещенных меловых карьерах?


Прежде всего, стоит отметить то, что каждый, кто решится посетить запрещенные меловые карьеры, рискует заполучить штраф в размере от 3 до 10 базовых величин. Но это еще не все…


Береговая линия и дно запрещенных карьеров усыпана кремнием, о который можно серьезно пораниться. Глубина запрещенных карьеров достигает 15 метров, что может стать большим риском для неопытных пловцов. Так же не стоит забывать о внезапных обрушениях берегов, которые порой случаются.

Красота может потребовать жертв, поэтому не стоит забывать об этом!

Разрешенные для отдыха меловые карьеры, белорусские Мальдивы


К разрешенным меловым карьерам можно отнести «Голубое» и «Марс» . Находятся эти карьеры сразу за автобазой, дорогу к ним вам с удовольствием покажет любой житель Красносельского.


Роскошных пляжей вы тут не найдете, но полюбоваться красотами сможете вдоволь. Спуск к воде очень крутой, и сразу с берега очень глубоко.


Для заядлых рыбаков – это настоящий рай, ведь в удивительных голубых водах старых меловых карьеров водится рыба: щука, караси и сомики.


Ну а если вы все же хотите искупаться без риска с удовольствием и действительно отдохнуть. Посетите глиняный карьер, который находится в одной минуте от старых меловых карьеров. Вода тут имеет традиционный цвет, есть отличный песчаный пляж, и на дне нет опасного кремния.


Ключевая ценность этой статьи — актуальная карта проезда к меловым карьерам с подробными пояснениями.
Надеюсь, вам будет легче добраться до места отдыха.

Пишу заметку, которой не хватало нам самим во время поездки на Беларусские Мальдивы.

В статьях о карьерах за прошлые года не вся информация актуальна. Следуя указанному в статьях маршруту, мы постоянно натыкались на неопределенности и неприятные неожиданности. В пабликах о меловых карьерах под Волковыском в вконтакте можно найти только вопросы от желающих посетить достопримечательность впервые, а ответов почти нет.

  • Меловые карьеры в Беларуси прекрасны. Вода действительно лазурного цвета.
  • Нахождение и купание на карьерах официально запрещены, возможен штраф. Туристам там не рады.
  • От Минска на авто ехать 3 часа в одну сторону.
  • Очень много клещей в траве.
  • В городе Волковыск смотреть особо нечего.

Как доехать

В Красносельском районе есть старые и новые карьеры. Вам нужно на новые:)
Дорога на автомобиле от Минска до карьеров занимает чуть больше 3-х часов.

Координаты: 53.279295, 24.470577.

В Гугл навигаторе достаточно ввести поисковый запрос «Меловые карьеры».

Вот подробная карта с пояснениями как доехать до карьеров в районе п. Красносельский:

При въезде в д. Новоселки тоже будет знак «Движение запрещено», но через 700м. Можно оставить машину и идти пешком это дополнительное расстояние.
Другой вариант — проехать 700м и легально оставить машину рядом с указанной меткой в д. Карповцы. Учитывайте, что ехать придется через деревню по грунтовой дороге с ямами.

Как пройти

Идти пешком придется в любом случае)

Готовьтесь встретить на пути много предупреждающих об опасности знаков и сформируйте заранее отношение к ним всех участников вашей поездки)
В правом верхнем углу на карте указан финишный участок маршрута. На первой половине этого участка дорога перекопана:
Преодолеть этот участок на транспорте крайне затруднительно. Запаситесь подходящей обувью.
Вторая часть финишного маршрута более приятна:
Еще несколько шагов по тропинке — и вы у цели:)

Штраф

Размер штрафа: от 3 до 10 базовых величин. Сейчас базовая 23 бел. рубля. Итого, штраф может составить 230 бел. рублей/7400 российских рублей/130$.

В некоторых источниках встречалась информация о патрулировании милицией территории карьеров. Но отзывов оштрафованных туристов мы не встречали.

Старые меловые карьеры

Старые карьеры не такие красивые. Вода в них более зеленая, почти стандартного цвета воды в обычном пруду.

Кратчайший путь от новых карьеров до старых перегорожен очередным знаком «Движение запрещено», поэтому добираться придется в объезд через п. Россь.

Карта проезда от новых карьеров к старым:

Приятных Вам путешествий!)
Если статья была вам полезна, напишите ниже комментарий об этом?)

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.



Похожие публикации