"Самолёт Судного дня". Каким будет крылатое возмездие? Воздушные командные пункты

Мощь современной Российской армии ни одна страна не ставит под сомнение после начала операции в Сирии. При этом у военных есть план, который обеспечит защиту государства даже в случае смерти главнокомандующего.

ПО ТЕМЕ

В критической ситуации на помощь придет "самолет Судного дня", который привел в ужас американских военных, – Ил-80. Экипаж этого воздушного командного пункта, который оборудован по последнему слову техники, может отдавать приказы всем видам войск и даже запускать ядерные ракеты. Связь самолету обеспечивает уникальная спутниковая система, а также выдвижная антенна длиной около восьми километров. "С этого самолета на все шахты, где есть наши ядерные ракеты – "Рубеж", "Тополь", "Сатана", "Ярс", "Булава", поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране", – рассказал изданию "Аргументы и факты" эксперт Андрей Караулов.

Тем не менее ни один самолет не может быть на 100% защищен от ударов, но на этот случай у российских военных есть запасной план. "А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и Ил-80 сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг еще и самолет собьют. Что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета "Рубеж" – величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идет команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар ", – отметил Караулов.

По словам специалиста, в последние годы России удалось обогнать США в военном развитии на десятилетия. "Каждая ракета – это ручная сборка. Каждый может понять: если с Ил-80 автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны – какие же это технологии! И все это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это все наше производство, наши разработки ", – добавил он.

В конце прошлого года был принят на вооружение модернизированный стратегический воздушный командный пункт (ВКП) второго поколения Ил-80, созданный на базе гражданского самолета Ил-86. 25 февраля генеральный директор НПП «Полет», выпускающего аппаратуру связи, Алексей Комяков сообщил, что Министерство обороны заказало второй командный пункт. Неофициально эта машина называется «самолетом Судного дня». Лишь два государства в мире владеют этими уникальными бортами, предназначенными для использования во время ядерной войны. Их количество ограничено — 4 у России и 4 у США.

Россия

Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

В США такой самолет появился в начале 60-х годов. В Советском Союзе ВКП первого поколения был создан на базе турбовинтового лайнера Ил-18, получив название Ил-22. Его приняли на вооружение в 1974 году, передав в ВВС два самолета. Впоследствии самолет модернизировали, не только усилив аппаратную часть, но и частично изменив фюзеляж. Всего было выпущено около тридцати Ил-22 и Ил-22М. Их предполагалось использовать не только в качестве глобального ВКП, но и для управления различными родами войск. Однако эти машины уступали американскому Boeing E-4B. Прежде всего по грузоподъемности и по продолжительности полета. Поэтому в конце 70-х годов было принято решение о создании ВКП второго поколения.

Ил-80 (в некоторых источниках обозначается как Ил-86ВКП) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете «холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты командной информации. Бортовой комплекс технических средств, разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147, RA-86148 и RA-86149.

Самолет на этапе его изготовления и испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной авиации, Ил-80 не имеет вооружения.

Все четыре самолета были приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.

При создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.

В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования самолета.

Самолет максимально защищен от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.

Все бортовые приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса, возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление информации.

Бортовой комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.

Бортовой узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым, сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.

Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок, находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.

В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование, разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах. Предполагается модернизация и трех других самолетов.

Следует сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе военно-транспортных Ил-76МД.

К самолету ВКП также относится Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция постановки помех для головок самонаведения ракет.

НПП «Полет» сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.

Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших обозначение ЕС-135.

Когда появился широкофюзеляжный Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.

Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.

В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4 В. В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72 часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров. Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.

Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Помимо ВКП объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.

В контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4 таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла авиабазы Эндрюс.

Самолет оснащен новейшим радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для осуществления командой функции в экстренных ситуациях.

В 2006 году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015 года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования президентского самолета с целью приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.

Воздушные командные пункты предназначаются для управления стратегическими силами в случае выхода из строя наземных командных пунктов и для вывода из-под удара в случае ядерного конфликта высшего руководства страны.


Впервые такие самолёты появились в США, это были специализированные машины, с комплектом специального оборудования и средствами связи, переделанные из самолётов-заправщиков КС-135А, созданные в свою очередь на базе гражданского «Боинг-707».

В 1965 г. 11 заправщиков KC-135A по заказу САК были переделаны в самолеты-ретрансляторы EC-135A для системы командования и управления войсками в случае ядерного нападения. Внешне самолет выделялся лишь несколькими дополнительными штыревыми антеннами и наличием топливоприемника над пилотской кабиной. Кроме того, поскольку самолеты должны были действовать в условиях радиоактивного заражения, на хвостовую часть возле заправочной штанги были нанесены красно-белые полосы - знаки "Опасно, радиация". Это было предупреждением для наземного персонала: мол, самолет "грязный".

Первый ВКП, созданный в 1962 г., был не переделан из заправщика, а специально построен как таковой. KC-135B (модель 717-166) был комбинированным заправщиком/ВКП. Над пилотской кабиной имелся топливоприемник. На концах крыла сверху, чуть отступя от законцовок, были установлены направленные вперед длинные штыревые антенны УКВ-связи на небольших "пилонах" (обтекателях аппаратуры), однотипные с той, что в порядке стандартной комплектации стояла на вершине киля. Над центропланом имелся квадратный радиопрозрачный обтекатель антенны сверхнизкочастотной связи, известной как "сэддл-антенна", поскольку она отдаленно напоминала седло на лошади. Спереди него были два маленьких каплеобразных обтекателя, сзади - еще один; в них находились антенны спутниковой связи. В обтекателе перед правой основной стойкой шасси был установлен барабан, с которого разматывалась буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Она служила для связи с погруженными подводными лодками. Выпустив антенну, самолет начинал описывать круги; конус, потеряв скорость, сваливался, и антенна повисала почти вертикально - только в этом положении сигнал мог пронзить толщу воды.

В грузовой кабине KC-135B были оборудованы кабинет, узел связи и жилое помещение. В любое время в дежурстве находился минимум один такой самолет с представителем высшего командного состава на борту, чтобы обеспечить командование ядерными силами в случае нанесения ядерного удара по США, который мог вывести из строя наземные командные пункты.

17 KC-135B были построены как таковые, в октябре 1964 года все они, кроме трех последних машин, были переименованы в ЕС-135С. Кроме того, по стандарту ЕС-135С были дополнительно переоборудованы пять KC-135A поздних серий.

Последние три машины первоначальной серии EC-135C были переделаны по стандарту EC-135J. Надо сказать, наличие грузовой двери позволяло относительно легко и быстро переоборудовать "электронные" варианты KC-135 из одной модификации в другую, спецоборудование было модульным и размещалось в передней части грузовой кабины, а рабочие места операторов - в задней. Внешне EC-135J отличался от исходного варианта только семью дополнительными штыревыми антеннами сверху фюзеляжа.

Первоначально КС-135J выполняли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три ВКП Боинг E-4A. Существовали также варианты для Европейского и Тихоокеанского ТВД.

Следующим шагом, стало создание самолёта такого назначения, на базе широкофюзеляжного «Боинг-747».

В 1973 г. военно-воздушные силы США объявили о начале работ по программе AABNCP (Advanced Airborne National Command Post), получившей шифр 481В. Эта программа предусматривала создание новых самолетов-воздушных командных пунктов стратегического звена, имеющих большие рабочие помещения, которые предполагалось впоследствии оснастить новейшей аппаратурой связи и обработки информации.

Программой предусматривалось проведение переоборудования нескольких гражданских широкофюзеляжных лайнеров "Боинг-747-200В" в самолеты-ВКП, получившие обозначение Е-4А. На разных этапах работ потребное количество самолетов варьировалось от четырех до семи (существовали планы иметь три ВКП КНШ и четыре самолета в роли ВКП САК), в конечном итоге, однако, было решено построить три ВКП Е-4А и еще один самолет - сразу в усовершенствованном варианте Е-4В. Одновременно было решено дооборудовать со временем все самолеты Е-4А до уровня Е-4В. Самолёты - ВКП E-4B предназначены для высшего политического и военного руководства США - президента, министра обороны, других лиц принимающих решения.

Было решено, что все самолеты Е-4 поступят в распоряжение комитета начальников штабов вооруженных сил США и будут служить в качестве резервного пункта управления высшего военного руководства страны в условиях чрезвычайной обстановки.

Основным исполнителем работ по разработке усовершенствованной радиоэлектронной аппаратуры для самолета Е-4В была назначена фирма "Е-Системз". Подрядчиками при разработке и поставке БРЭО выступали фирмы "Электроспейс Системз", "Коллинз" и RCA.

Фирмой "Боинг" в соответствии с планом работ по программе 481В в течение 1973 - 1975 гг. в самолеты- ВКП КНШ было переоборудовано три авиалайнера "Боинг-747-200В". Военно-воздушные силы США присвоили эти самолетам следующие серийные номера: 73-1676, 73-1677 и 74-0787.

Аппаратура связи и обработки информации, установленная на борту этих самолетов, была заимствована у прежних самолетов - ВКП КНШ EC-135J,выводимых из боевого состава САК ВВС США. Эта аппаратура имела защиту от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва.
Площадь рабочих помещений самолета составляет 429,2 м2, что приблизительно в три раза превышает аналогичный показатель самолетов ЕС-135С.
Пассажирская кабина Е-4А была разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы КНШ, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.
Силовая установка первых двух самолетов представляла собой четыре ТРДД F105 (JT9D) производства фирмы "Пратт энд Уитни", обычных для модификации "Боинг-747-200В". Третья машина оснащалась новыми двигателями F103-GE-100 (CF6-50E2), выпускавшимися фирмой "Дженерал Электрик". Позднее этими двигателями были оборудованы все самолеты типа Е-4.

Первый полет первого самолета Е-4А состоялся 13 июля 1973 г. В декабре того же года самолет был включен в боевой состав 1-й эскадрильи ВКП 1-го смешанного авиационного крыла, дислоцированного на авиабазе Эндрюс, расположенной недалеко от Вашингтона. В мае и сентябре 1974 г. к нему добавились еще два самолета Е-4А.

С начала 1982г., в соответствии с планом, на всех самолетах Е-4А были проведены работы по переоборудованию их в вариант Е-4В. Самолеты получили новое радиоэлектронное оборудование, двигатели F103-GE-100 (первые две машины) и приемники системы дозаправки топливом в воздухе. На переоснащение одной машины уходил год. Первый самолет Е-4В, переоборудованный из Е-4А вернулся в 1-ю эскадрилью ВКП 55-го СтРАКр в июне 1983 г., второй - в мае 1984 г., а третий - в январе 1985 г.

Е-4В отличался от предшествующей модификации усовершенствованным радиосвязным оборудованием, новыми системами обработки, отображения и передачи информации, а также наличием топливоприемника системы дозаправки топливом воздухе, расположенного в носовой части фюзеляжа самолета.
Наличие системы дозаправки топливом давало возможность самолету непрерывно находиться в воздухе в течение 72 часов.

Силовая установка состояла из четырех двухконтурных двигателей F103-GE-100, развивавших максимальную тягу 23.625 кгс. Взлетная масса самолета - 360 т. Максимальная скорость составила 960 км/ч. Практический потолок - 12.000 м. Дальность полета без дозаправки в воздухе достигала 11.000 км.
Основная палуба разделена на шесть функциональных частей: рабочие места NCA (National Command Authority), зал заседаний, комната брифинга, рабочее место операторов, помещения связи и отдыха. Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж ACC, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного , включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Самолет Е-4В оснащен УКВ радиостанциями AN/ARC-89(V), AN/ARC-150, AN/ARC-164(V), AN/ARC-196 и AN/ARC-513. Кроме того, на борту имеются коротковолновая станция AN/ARC-58 и аппаратура резервной системы СДВ связи с передатчиком мощностью 200кВт, использующая буксируемую антенну длиной около 8 км.

Воздушный командный пункт располагает радиостанциями систем спутниковой УКВ связи AFSATC0M и MILSTAR, а также радиостанцией спутниковой СВЧ связи AN/ASC-24. Последняя предназначена для работы в стратегических многоканальных спутниковых системах связи DSCS-2 и DSCS-3. Она обеспечивает передачу речевых, телеграфных сообщений и данных в цифровой форме. Диапазон используемых радиочастот составляет 7 - 8 ГГц. Мощность передатчика - 11 кВт. Параболическая антенна радиостанции AN/ASC-24 диаметром 91 см установлена под обтекателем в верхней части фюзеляжа самолета.

На борту ВКП Е-4В установлены оконечные устройства отображения системы предупреждения о ракетном нападении. Самолет оснащен также аппаратурой системы управления пуском МБР ALCS. Наличие этой аппаратуры позволяет производить пуски межконтинентальных баллистических ракет, а также перенацеливать их, непосредственно с борта самолета, минуя промежуточные пункты управления. Как и самолет, ВКП предыдущего поколения ЕС-135С, Е-4В оснащен аппаратурой AN/ASQ-121 HARDS.

В 1982 - 1985 гг. в вариант Е-4В были переоборудованы три ранее изготовленных самолета Е-4А. Один из четырех самолетов- ВКП КНШ несет постоянное боевое дежурство на авиабазе Эндрюс в состоянии 15-минутной готовности к взлету.

Позывной дежурного борта - "Nightwatch". Численность оперативной группы, находящейся на борту самолета при несении им боевого дежурства на земле составляет 30 человек. Полная вместимость самолета - 114 человек.

Помимо несения боевого дежурства на земле, самолеты Е-4 привлекаются к сопровождению самолета президента США при совершении последним длительных перелетов. В период нахождения президента США за рубежом один из воздушных командных пунктов базируется на близлежащей американской авиабазе. Во всех этих случаях перед экипажем самолета- ВКП ставится задача поддержания постоянной связи между президентом и командными центрами вооруженных сил США, обеспечивая при необходимости через находящуюся на борту воздушного командного пункта оперативную группу Объединенного штаба КНШ доведение распоряжений президента до всех необходимых органов управления вооруженными силами.


Спутниковый снимок Google Earh: ВКП Е-4В, на авиабазе Эндрюс

В настоящее время все четыре самолета Е-4В продолжают находиться на вооружении военно-воздушных сил США. Они входят в состав 1-й эскадрильи ВКП 55-го авиационного крыла 8-й воздушной армии боевого авиационного командования ВВС США. В связи со снижением уровня военной опасности по окончании "холодной войны" боеготовность парка самолетов - ВКП комитета начальников штабов вооруженных сил США была в известной мере понижена. Круг задач, решаемых этими самолетами, расширился. С 1994 г. Е-4В, именуемые теперь в США NAOC (National Airborne Operations Center), используются, помимо своего основного предназначения, в качестве мобильных пунктов управления оперативных групп Федерального агентства по действиям в чрезвычайных ситуациях FEMA (Federal Emergency Management Agency), обеспечивающих работу этих групп (на земле) непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций мирного времени. Кроме того, эти самолеты часто привлекаются к выполнению ответственных перевозок в интересах министерства обороны Соединенных Штатов.

В январе 2006г. Дональд Рамсфилд объявил что весь флот E-4B будет постепенно выведен из эксплуатации. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.

ЛТХ:
Модификация E-4A
Размах крыла, м 59.64
Длина самолета,м 70.51
Высота самолета,м 19.33
Площадь крыла, м2 510.95
Масса, кг пустого
снаряженного самолета 148069
максимальная взлетная 364552
Внутренние топливо,кг 150395
Тип двигателя 4 ТРДД General Electric F103-GE-102 (CF6-80C2B1)
Тяга, кгс 4 х 252.44
Максимальная скорость, км/ч 969
Крейсерская скорость, км/ч 933
Практическая дальность, км 12601
Продолжительность полета, ч/мин
без дозаправки 12.0
с дозаправкой 72.0
Практический потолок, м 13715
Экипаж, чел 2-4

Самолёты - ВКП E-6B, одновременно выполняющие функции программ Looking Glass (ABNCP) и TACAMO, предназначены для высших офицеров вооружённых сил США - Стратегического Командования США USSTRATCOM и других командований. Они обеспечивают военное управление и связь со стратегической триадой США: установками МБР, подлодками с БРПЛ и бомбардировщиками и передачу на них приказов принятых политическим руководством США.

В конце 80-х гг. военно-морские силы США приступили к модернизации резервной системы сверхдлинноволновой связи с атомными ракетными подводными лодками ТАСАМО (Take Charge and Move Oul). Её основу первоначально составляли 16 самолетов-ретрансляторов EC-130Q, сведенных в две авиаэскадрильи (3-ю и 4-ю). Программа модернизации предусматривала замену всех самолетов EC-130Q новыми самолетами Е-6А, получившими наименование "Hermes". Эти самолеты были спроектированы фирмой "Боинг" на основе планера самолета "Боинг-707-320С".

Первый опытный самолет типа Е-6А был построен в 1983 г., его летные испытания начались в 1987 г. (первый полет состоялся 19 февраля). С 1988 г. начались поставки серийных самолетов Е-6А в подразделения авиации ВМС, ранее эксплуатировавшие самолеты EC-130Q. В итоге, к 1992г. все старые самолеты-ретрансляторы были заменены новыми машинами Е-6А и отправлены на консервацию в ЦОВАТ. Обе эскадрильи самолетов-ретрансляторов системы ТАСАМО были затем перебазированы на авиабазу Тинкер в штате Оклахома.


Спутниковый снимок Google Earh:самолёты Е-6В, на авиабазе Тинкер

Во второй половине девяностых годов американским военным руководством было принято решение о снятии с вооружения остававшихся к этому времени в 7-й эскадрилье ВКП 55-го авиакрыла 8-й воздушной армии БАК ВВС США самолетов-ВКП объединенного стратегического командования вооруженных сил США ЕС-135С, и передаче их функций самолетам двойного назначения Е-6В, в которые предполагалось переоборудовать все шестнадцать самолетов-ретрансляторов Е-6А,уже переименованных к этому моменту в "Меркурий" (Mercury).

Программа переоборудования предусматривала размещение на борту Е-6А специального радиооборудования, снятого с самолетов ЕС-135С. Тем самым самолеты-ретрансляторы превращались бы в машины двойного назначения, способные выполнять как свои прежние функции в рамках системы ТАСАМО, так и функции воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР "Минитмен".

Работы по переоборудованию самолетов Е-6А проводила фирма"Рейтеон Е-Системз". В ходе этих работ на самолетах были демонтированы: СДВ передатчик OG-127; дипольная СДВ антенна ОЕ-159; комплекс средств автоматизации самолета-ретранслятора; система передачи речевых сообщений; навигационная система Lilton Omega LTN-211; аналого-цифровая система управления полетом; антенна ОЕ-242.

В новый состав оборудования, установленного на модифицированных самолетах, вошли следующие устройства:
комплекс средств автоматизации самолета-ВКП AN/ASC-37;
аппаратура автоматической коммутации каналов радиосвязи AN/ASC-33(V) DAISS;
система управления пуском МБР ALCS;
УКВ-радиостанция AN/ARC-171 (V)3;
оконечная радиостанция системы спутниковой связи M1LSTAR AN/ARC-208 (V)2;
аппаратура управления антенной радиостанции системы связи AFSATC0M
СДВ радиостанция AN/ART-54, состоящая из передатчика G-187/ART-54 и буксируемой дипольной антенны 0E-456/ART-54;
аппаратура системы спутниковой навигации GPS, состоящая из навигационного приемника R-2332/AR GPS ЗА и антенного блока AS-3822/URN;
цифровая система управления полетом. Модернизированная система отображения полетной информации.

В состав БРЭО также включены три интерфейсные шины типа "Манчестер-2" (MIL-STD-1553B), используемые устройствами СНС и СДВ связи. Кроме того, эти шины призваны облегчить сопряжение с электронными устройствами, которые будут установлены на борту самолетов в будущем.

Первые модернизированные самолеты-ВКП объединенного стратегического командования Е-6В приступили к несению боевого дежурства в октябре 1998 года, заменив в этом качестве прежние самолеты ЕС-135С. К 2002 г. переоборудование всех шестнадцати самолетов было завершено. В настоящий момент обе эскадрильи самолетов Е-6В объединены в 1-е авиакрыло стратегической связи авиации ВМС США (Strategic Communications Wing One).
Самолет E-6B оснащен четырьмя ТРДД F108-CF-100 (CFM56-2A-2)производства фирмы "Дженерал Электрик", имеющими максимальную тягу 9980 кгс. Максимальная взлетная масса самолета составляет 155 т. Максимальная скорость полета - 972 км/ч.
Крейсерская скорость полета на высоте 12000 м - 825 км/ч. Практический потолок - 12810 м;
Высота полета при несении боевого дежурства составляет 7600 - 9150 м. Дальность полета самолета без дозаправки топливом в воздухе составляет 12.400 км.
Продолжительность полета: без дозаправки - 16,5 часов; с одной дозаправкой - 32,5 часа; максимальная с несколькими дозаправками - 72 часа. Продолжительность нахождения в районе боевого дежурства на удаление 1850 км от базы составляет 10 - 11 часов. Летный экипаж самолета - 14 человек; численность оперативной группы штаба ОСК на борту самолета - восемь человек.

C-32 - многоцелевой транспортный самолет, созданный американской фирмой Boeing на базе гражданского авиалайнера Boeing Model 757-200.

Самолет предназначается для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Первый самолет был выпущен на заводе Boeing в Сиэттле 19 июня 1998 года. Всего произведено 4 самолета. Самолет способен преодолеть расстояние от авиабазы Эндрюс до города Франкфурта в Германии. Четыре Boeing 757-200, заказанных ВВС США, поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла, авиабаза Эндрюс, в 1998 году.


Спутниковый снимок Google Earh: самолёт президента С-32А, на авиабазе Эндрюс

Самолеты предназначались для выполнения специальных заданий - перевозки членов правительства США. Самолеты заменили VC-9 и VC-137, дополнив обладавшие меньшей дальностью VC-25 и менее вместительные С-20 и С-37С. Последний VC-137 списали в 1997 году, но эксплуатация VC-9 продолжается. Спецификация, выпущенная ВВС, требовала, чтобы С-32А был максимально унифицирован с гражданским Boeing 757, но самолеты получили совершенно новый интерьер салона, рассчитанного на перевозку всего 45 пассажиров. На С-32А установили новейшее радиосвязное
оборудование с аппаратурой засекречивания переговоров, приемники спутниковой навигационной системы GPS, систему предупреждения об опасном сближении в воздухе. Самолеты окрашены в голубой и белые цвета и несут надпись «United States of America». Расположенная около Вашингтона авиабаза Эндрюс идеально подходит для VIP-пассажиров.

В СССР работа по созданию аналогичных самолётов началась значительно позже. Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП, в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87,аналог американского ВКП Боинг E-4B).

Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86,достаточными для размещения специальной аппаратуры. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором. Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрилии управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский.


Спутниковый снимок Google Earh: самолёт Ил-80 на аэродроме Чкаловский

Установленное оборудование:
- унифицированный комплекс средств, разработанный предприятием «Полет» - Звено-2;
- коротковолновая приемная антенна, выполненная как два гребня за центропланом;
- коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
- передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров.
- приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
- антенна релейной связи выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна ультракоротких волн выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна связи с подразделениями РВСН выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
В 2009-10 годах был проведен плановый ремонт Ил-86ВКП (86147), в ходе которого были внесены некоторые изменения в надфюзеляжное расположение антенн.

В середине 1990 года Ил-86ВКП (86146) совершил испытательный полет, в ходе которого совершил управление запуска МБР. Испытания признаны успешными.

Также в середине 1991 года был заключен договор на разработку комплекса средств «Звено-2». Стоимость договора по составила 1.1 миллиарда рублей. В 2005 году самолеты Ил-86ВКП начинают совершать первые интенсивные полеты в составе авиаподразделений ВС РФ. В 2010-11 годах основные испытания аппаратуры «9А9675». Вероятно, под этим названием скрывается унифицированный комплекс «Звено-2».

Все самолёты этого типа базируется на аэродроме Чкаловский. Так как самолет является одним из не засекреченных на сегодня образцов российской военной техники, информации по самолету и его эксплуатации крайне мало. Известно, что, по крайней мере, один из Ил-86ВКП находиться в полной боевой и технической готовности, еще один находится на капитальном ремонте (ремонт двигателей).

ЛТХ:
Модификация Ил-80(Ил-86ВКП)
Размах крыла, м 48.06
Длина самолета, м 59.54
Высота самолета, м 15.81
Площадь крыла,м2 320.0
Масса, кг
нормальная взлетная 208000
Тип двигателя 4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс 4 х 13000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 3600

По спецзаказу Минобороны СССР два Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451 были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя. Самолёты получили обозначение Ил-82(Ил-76ВКП).
Часть оборудования этих машин унифицирована с самолетами Ил-86ВКП также построенными по спецзаказу, другая часть - с самолетом ДРЛО А-50. Самолеты имеют конструкторское обозначение Ил-76ВКП.

Внешность Ил-76ВКП очень характерная - их ни с чем не спутаешь. Весь верх носовой части фюзеляжа от пилотской кабины до центроплана занимает коробчатая надстройка с аппаратурой спутниковой связи, как на Ил-86ВКП.

Остекление штурманской кабины зашито металлом, а метеорадар закрыт уменьшенным обтекателем измененной формы но типу А-50. Подобно А-50, левая входная дверь отсутствует - не десантному самолету она не нужна.

Обтекатели механизмов уборки шасси тоже позаимствованы у А-50 - их передние части заметно утолщены, расширены и имеют по два круглых воздухозаборника разного размера. В них размещена электронная аппаратура, поэтому ВСУ перенесена в заднюю часть левого обтекателя шасси и снабжена выступающим воздухозаборником, как на А-50. Слева от носовой опоры шасси к левому обтекателю колес шасси тянется коробчатый обтекатель проводки.

На зализе центроплана за крылом расположены ромбом четыре лепестковые антенны, по бокам передней кромки киля - два продолговатых обтекателя, как на Ил-86ВКП.

На боковых створках грузового люка установлены две огромные лепестковые антенны, а на средней - барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна длиной 5 км(!) служит для связи с погруженными подводными лодками. Барабан находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и полуутопленый в нем конус. Установка барабана вынудила перенести нижний проблесковый огонь со средней створки люка под законцовку фюзеляжа.

Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды.

Наконец, под внешними консолями крыла крепятся на коротких пилонах небольшие овальные контейнеры с направленными вперед штыревыми антеннами УКВ связи.

По некоторым данным, оба борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский.

Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.

ЛТХ: Модификация Ил-82
Размах крыла, м 50.50
Длина самолета,м 46.59
Высота самолета,м 14.76
Площадь крыла,м2 300.00
Масса, кг
нормальная взлетная 190000
Тип двигателя 4 ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 12000
Максимальная
крейсерская скорость, км/ч 780
Практическая дальность, км 6800
Практический потолок,м 12000

До 1956 года высшие руководители СССР летали на военных самолётах, пилотируемых офицерами ВВС. Эта традиция была прервана 13 апреля 1956 года: Постановлением Совета Министров СССР N496-295C Министерство обороны СССР было освобождено от обязанности по перевозки высших должностных лиц страны.

В советское время на специальный лётный отряд возлагались обязанности по перевозке не только высшего руководства партии и правительства СССР, но и глав и общественных деятелей стран дружественных СССР. С 1959 по 2009 год авиакомпания также, в целях предоставления налёта экипажам, осуществляла регулярные и чартерные пассажирские коммерческие авиаперевозки в СССР (России) и за рубеж.

С распадом СССР произошли изменения в воздушном парке его руководителей. В 1993 году Отдельный авиационный отряд № 235 был преобразован в «Государственную транспортную компанию "Россия".

В октябре 2006 года к ГТК «Россия» был присоединена авиакомпания «Пулково». Объединенная авиакомпания стала осуществлять полёты под флагом ГТК «Россия», и название авиакомпании сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная компания «Россия».
31 января 2009 года авиаотряд выведен из ГТК «Россия» и относится к Управлению делами Президента РФ, осуществляя перевозку только ограниченного круга определённых распоряжению президента РФ лиц.

В 1995 году борт № 1 Ил-62, доставшийся Б.Н. Ельцину по наследству от М.С. Горбачёва, заменили новейшим Ил-96-300ПУ (ПУ - пункт управления), оборудованный швейцарской компанией «Джет Авиэйшн». С приходом в Кремль В.В. Путина в отряде появился второй такой самолёт, оснащённый в России, но под надзором и по технологиям британской компании «Dimonite Aircraft Furnishings».

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента России. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет.
На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа.
В настоящий момент в распоряжении Управления делами президента РФ находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций.

Под рукой у первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ил-96:
Двигатели 4хПС-90А
Тяга двигателей, кГс 4х16,000
Максимальное число пассажиров 300
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 40000
Дальность полета с коммерческой нагрузкой 30000 кг на высоте 9000 - 12000 м со скоростью 850 км/ч и резервом топлива, км 10000
Крейсерская скорость полета, км/ч 850-900
Высота полета, м 10000-12000
Необходимая взлетная дистанция, м 2700
Необходимая посадочная дистанция, м 2000
Масса снаряженного самолета, кг 119000
Взлетная масса, кг 240000
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Размах крыла, м 57,66
Длина самолета, м 55,35
Высота самолета, м 17,57

Общая стоимость широкофюзеляжного самолета Ил-96-300ПУ, который считается самым дорогим из отечественных авиалайнеров, доходит до 300 млн долларов в ценах середины 2000-х. Салон самолета двухэтажный, с двумя спальнями, душевыми, залом для совещаний, комнатой отдыха и даже с кабинетом для реанимации.

Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru/enc/spy/ec135c.html
http://www.aviaport.ru/digest/2003/11/12/64897.html
http://www.airwar.ru/enc/spy/e4.html
http://commi.narod.ru/txt/2001/1201.htm

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Военная авиация в последнее время очень интенсивно развивается. Появляются новые типы самолетов, обладающие функциями, которые еще совсем недавно рассматривались, как фэнтези. Один из таких летательных аппаратов - самолет Судного дня. Он представляет собой воздушный пункт командования силами. Потребность в такой технике предопределила ожидаемая и состоящее на вооружении крупных государств.

Самолет Судного дня предназначен для эвакуации высшего командования ВС РФ. Он обладает повышенной живучестью, способен находиться длительное время в воздухе и оснащен всей необходимой техникой и оборудованием для управления всеми родами войск.

Впервые о воздушных Генштабах заговорили в середине 60-х. Прошлое столетие стало стартовой площадкой для развития новых видов вооружения, а ядерное оружие - главной ударной силой, способной уничтожить все живое на планете. Третья мировая война получила название апокалипсиса, а для управления ВС России, на случай , был разработан самолет Судного дня. Первые воздушные командные пункты управления (ВКПУ) всеми родами войск были придуманы и созданы американцами. Разрабатывался их самолет Судного дня на базе авиационного заправщика КС-135А. Отличить американские воздушные КПУ от обычных самолетов можно только по нескольким дополнительным штыревым антеннам и красно-белым полосам нанесенным на хвостовую часть фюзеляжа.

Самолет Судного дня России появился позже. Он стал детищем всемирно известного конструкторского бюро Илюшина. В 2015 году на вооружение Министерства обороны страны встал воздушный КПУ, созданный на базе Ил-80. Это самолет второго поколения. В настоящее время полным ходом ведутся разработки третьей модификации воздушного военного транспортного судна, предназначенного для использования во время военных действий для эвакуации Генштаба и руководства страны, а так же обеспечения оперативного управления всеми родами вооруженных сил России в случае начала ядерной Третьей мировой войны.

Технические характеристики этой апокалиптической авиационной техники засекречены, но кое-какие детали о ней известны. Например то, что самолет Судного дня России способен находится в воздухе более 3-х суток, обладает небольшим энергопотреблением и малым весом. Уникальным техническим устройством на летальном аппарате является его антенна. Она может быть раскрыта в воздухе на расстояние в 4 км. Иллюминаторами оснащена только кабина пилота. Фюзеляж судна имеет глухое строение. Самолет Судного дня РФ оснащен автономной системой дозаправки и спутниковой системой связи, позволяющей подавать оперативные команды всем родам войск, совершать запуски баллистических ракет, несущих ядерное оружие. Радиосигнал, подающийся с борта воздушного судна пробивает глубины морей и океанов на несколько километров.

Американские военные эксперты по достоинству оценили российскую технику и серьезно взялись за работу в области модернизации своих аналогов. Работа им предстоит долгая и кропотливая. Российский самолет Судного дня сумел обогнать их в своих технических характеристиках и возможностях на несколько десятилетий. В цехах Воронежского ВАСО удалось построить самолет, обладающий передовой системой защиты, значительно увеличившей ресурс живучести летательного аппарата.

Военные специалисты США считают, что если начнется Третья мировая война в наше время, то НАТО проиграет в ней. И серьезную роль в этом может сыграть самолет Судного дня. Первый удар, в котором будет использовано ядерное оружие, любая сторона всегда направляет на КПУ. Разрушение системы связи и управления войсками является основным условием победоносной войны. Четыре борта воздушных КПУ, стоящих в настоящее время на вооружении МО РФ, должны обеспечить координацию ВС для нанесения ответного удара и отражения атак противника.

На что способен самолет Судного дня России на базе Ил-80?

Отсутствие иллюминаторов в салоне имеет свое практическое объяснение. Разработчики предусмотрели такую конструкцию фюзеляжа для обеспечения воздушному судну повышенной защиты от поражающих факторов, которые несет в себе . На крыльях самолета установлены электрогенераторы. Они обеспечивают автономное, бесперебойное энергообеспечение судна. Длина электрогенераторов достигает 9,5 м, а диаметр - 1,3 м.

Для связи с подводными лодками в хвостовой части самолета расположена выдвижная антенна. Воздушное судно Судного дня, выпущенное на базе Ил-80, имеет внушающие размеры. Размах его крыльев составляет 48,06 м. Площадь крыльев имеет величину чуть меньше футбольного поля - 320 кв. метров. Впечатляет высота и длина военной воздушной железной птицы. Они составляют, соответственно, 15,81 м и 59,54 м. Управляет таким летательным аппаратом экипаж судна, который состоит из пяти человек. Максимальная дальность полета без дозаправки 3600 км, потолок высоты, которую может достигать летательный аппарат — 11000 метров. Предельная скорость 850 км/час, взлетная масса — 208 тонн.

Что есть у американцев на случай Третьей мировой войны?

Самолет Судного дня США также готов к применению в случае начала ядерного . Он получил название «Dooms day planes». Американцы стали первыми, кто создал такие летательные аппараты и испытали атомное оружие. Начало Третьей мировой войны с Россией рассматривалось ими, как возможный конфликт сразу после победы СССР над Германией. Первый самолет Судного дня США был построен на базе Boeing 747-200. Он получил название Boeing Е-4В. В настоящее время таких воздушных транспортных средств на службе в Америке находится в количестве 4 единиц. Все они могут находиться в воздухе больше недели.

По своей стоимости самолет Судного дня США уступает лишь B-2 Spirit - самого дорогого в мире бомбардировщика, имеющего дизайн внешнего облика, напоминающий летающую тарелку пришельцев из космоса. Все технические характеристики Boeing Е-4В держаться в секрете. Единственная доступная для общественности информация дает представление о перемещении воздушного судна. Летательный аппарат Судного дня всегда сопровождает Президента Америки в его поездках по миру. На борту воздушного судна находится заветный чемоданчик с кнопкой. Таким образом, начало Третьей мировой войны не может застать президента США врасплох. Ядерное оружие будет направлено в сторону противника из любой точки планеты. В случае гибели президента страны, командование войсками мгновенно передается другому члену воздушного Штаба. Всего борт может взять около 100 человек.

Техника, которой оснащены Boeing Е-4В, надежно защищена от атомного поражения. Самолеты предписаны к 1-й эскадрильи 55 авиакрыла военной базы Оффут, которая находится в штате Небраска. Их конструкция предусматривает очистку воздуха, имеющего повышенный уровень загрязнения радиацией, а бортовая аппаратура надежно защищена от возможного электромагнитного удара, который создается ядерным оружием.

Перспективные разработки новейшего самолета Судного дня на базе Ил-96-400

Российский самолет Судного дня третьего поколения в РФ создается на базе Ил-96-400. Бортовое оборудование для летательного аппарата разрабатывается на НПП «Полет». Техническая электронная начинка самолета может позволить менять сценарий направления целей поражения. Ядерное оружие перепрограммируется за несколько секунд.

Ил-96-400 является модификацией гражданского самолета Ил-96-300. Взлетная масса ВКПУ третьего поколения 270 тонн. Летательный аппарат имеет удлиненный фюзеляжи может взять на борт 435 человек. Модель Ил-96-400 была разработана конструкторским бюро Илюшина еще в 2000 году. На её базе разрабатывается целая серия военно-транспортных самолетов. Дальность полета Ил-96-400 будет в пределах 13000 км. Помимо самолета, на борту которого будет находиться Генштаб, в состав системы воздушного командного управления входит звено самолетов-ретрансляторов.

Авиация Судного дня

Третья мировая война не может вестись без предназначенных для её ведения летательных аппаратов. Воздушный КПУ не единственный самолет, который будет использоваться для ведения боевых действий. В одном из своих интервью СМИ Дмитрий Рогозин рассказал о начале работы над шестым поколением вооружения, в числе которого большое внимание уделяется военной авиации. Среди них космолет. Это воздушное судно сможет передвигаться со скоростью 2000 км/час на высоте 90 км. Всего два часа понадобится такому космическому ядерному бомбардировщику для того, чтобы добраться до самой дальней точки планеты и нанести удар.

Космическая авиация начала развиваться во времена СССР. Проект носил название «Спираль». Первым руководителем был космонавт Герман Титов. Опережение в развитии научных разработок советских ученых было очень быстро сокращено США в годы перестройки и реформирования государственного устройства страны. В разработке космической техники сегодня американцы на несколько десятков лет опережают Россию. От этих двух стран значительно отстали в развитии военной техники все остальные страны мира.

Разработкой аэродинамического комплекса занимается ЦАГИ. В систему входит самолет носитель, который разрабатывается на базе Ил-76МФ и Ил-96−400Т. Его двигатель является аналогом ракетного, работающего на жидком топливе.

Третья мировая война не обойдется без соперничества в воздухе таких ядерных ястребов, как ТУ-95 и В-52, прозванными в народе «тушками» и «баффами». Каждый их этих летательных аппаратов самый настоящий самолет Судного дня, ведь его задача нанести атомный удар. На борту каждого из них находится оружие массового поражения, способное уничтожать не только кварталы, но и целые города. Модели самолетов ТУ-95 и В-52 являются ветеранами, но списывать их в утиль никто не собирается. Американский бомбардировщик дальней авиации был прозван «Баффом» за свою форму фюзеляжа. Он напоминает форму толстого, неуклюжего огурца, огромного размера.

Противостоит В-52 российский самолет Судного дня, который был разработан и поставлен на вооружение МО РФ еще во времена СССР. Созданный в прошлом веке турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец успешно несет свою службу рекордный период времени, оставаясь абсолютно надежной машиной. Один из самолетов ТУ-95, со сроком эксплуатации 50 лет, в 2010 году пролетел 30 тысяч километров. В воздухе судно провело 43 часа и произвело 5 дозаправок. Несмотря на свое долголетие «Тушка» остается самым быстрым винтовым самолетом в мире.

История и репутация «Баффа» менее привлекательна, чем у «Тушки». В 1961 году один из В-52 развалился в воздухе и «уронил» термоядерную бомбу в болота Северной Каролины. Случай этот можно было бы не вспоминать, если бы такой же случай не произошел с бомбардировщиком в штате Калифорния. Нештатных ситуаций самолет Судного дня «Бафф» накопил в своей истории достаточно много. В то время, как начало Третьей мировой войны все ближе подходит к границам России, в болотах Северной Каролины лежат не обезвреженные атомные бомбы.

В 1966 году «Бафф» принес ядерное заражение на европейский континент. В испанском небе американский самолет Судного дня во время дозаправки столкнулся с танкером и загорелся. Это привело к разрушению оболочке ядерных бомб и выбросам в атмосферу радиоактивных элементов. Инцидент вынудил американцев прекратить на какое-то время полеты над Европой своих военных самолетов, борту которых оснащен ядерным оружием.

Плачевной была история использования В-52 во Вьетнамской войне и в военном конфликте в Персидском заливе. Вьетнамцы совершенно спокойно сбивали их простыми видами вооружения. Точность попадания снарядов, запущенных с борта В-52, очень далека от идеала. Для ТУ-95 «Баффы» не представляют никакой опасности. Запуск ядерных ракет они могут осуществлять лишь на значительном удалении от средств ПВО России.

Атомные «Соколы» на Судный день

В представлении каждого человека воздушный аппарат Судного дня должен иметь устрашающий внешний вид. Ядерными ракетами оснащены различные типы летательных устройств. Стратегическая ядерная авиация России на 2016 год состоит всего из 70-80 бортов.

Примерно 63 из них состоят из таких типов самолетов, как ТУ-95М и ТУ-95МСМ, треть из которых законсервирована и находится на хранении. Первый полет прототипы этих самолетов совершили еще при Сталине в 1952 году. От 11до 16 единиц техники составляют ТУ-160-12, прошедших модернизацию. Вся эта техника прекрасно показала себя во время использования её в военной операции в Сирии. На борту лайнеров использовались для бомбардировок ИГ ракеты Х-101.

Ядерная авиация США состоит из более 80 стратегических бомбардировщиков. Возраст летательных аппаратов почти такой же, как и российских «Соколов». На борту самолетов могут быть ракеты типы AGM-86 и AGM-158. Выигрывая в технических возможностях у американских военных самолетов, «Тушки» могут даже не взлететь и быть уничтоженными на земле. Это связано с тем, что подготовка их полету требует 14-15 часов. Это очень много для скоростной войны, которой, скорее всего и будет Третья мировая, где расчеты поражения объектов сводятся к нескольким часам и минутам.

Слабым местом ядерных бомбардировщиков является их уязвимость от систем ПВО и штурмовиков. Абсолютное большинство из них будет уничтожено еще до подлета к объектам поражения. Дальность полета ракет Х-55СМ, находящихся на борту российских бомбардировщиков, составляет 3500 км. Модернизированная Х-101/102 пролетает до цели 5500 км.

На постоянном дежурстве в воздухе у США находится 12 бомбардировщиков В-2 Spirint, 73 B-52H Stratofortress и 1 B-1B Lancer. Огромные средства вложены на разработку и поддержание боеспособности авиации способной нести атомное оружие. Эти деньги могли быть вложены в социальные, научные проекты мирного характера, однако постоянное противостояние в мире и желание одной страны на гегемонию направляет планету и человечество на путь самоуничтожения в ходе Третьей мировой войны.

Ил-80 представляет собой воздушный командный пункт, выпущенный в КБ Ильюшина в конце 1980-х на базе самолета Ил-86.

29 мая 1985 года самолет совершил свой первый полет с аэродрома Придача. Им управлял опытный летчик-испытатель Станислав Близнюк.

В случае вооруженного конфликта с использованием ядерного оружия самолет будет находиться в распоряжении Вооруженных Сил. При создании модели приняты меры по снижению воздействия ядерного взрыва, к примеру, минимальное число люков, отсутствие иллюминаторов.

Визуально от своего прототипа самолет отличается наличием крупного накладного отсека, находящегося в носовой части фюзеляжа, в которой размещается разное радиоэлектронное оборудование. Выбор исходного типа самолета обусловлен большими внутренними объемами кабины пассажиров Ил-86, которая легко вмещала специальную аппаратуру. Иллюминаторы в Ил-80 отсутствуют, а на крыле находятся доппилоны с электрооборудованием. У части самолетов есть штанга для возможности дозаправки в воздухе. Выпускная тросовая антенна находится в хвостовой части, ее длина около 8 километров. Она используется для связи с подводными лодками. Приняты меры, направленные на защиту самолета от ядерного удара, что уже было указано выше. Среди прочих конструктивных особенностей уменьшенное количество в фюзеляже входных люков.

Всего произвели четыре таких самолета. Все они находятся в Отдельной авиационной эскадрилье ретрансляции и управления 8 авиационной дивизии, а с 1997 г. переданы в 3-ю авиационную эскадрилью в/ч 15650.

Самолет с номером 93645 (86147) принял участие в воздушной части парада в Москве в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Ил-80 видео

Ил-80 участвовал в проходе над Жуковском 12 августа 2012 г. в честь празднования 100-летия ВВС РФ.

Огромный горбатый кит, с сильным ревом проплывающий в небе, может вызывать приток адреналина у каждого, кому повезло наблюдать за его полетом. Внешний вид этой машины выступает визитной карточкой аэродрома Чкаловский. Что касается внутренностей, то можно сказать, что они хранят настоящую государственную тайну, многие загадки до сих пор остаются нераскрытыми. Воздушные командные пункты – 4 самолета Ил-86ВКП − в своей основе имеют гражданскую модель и в наше время остаются одними из закрытых образцов отечественной авиатехники.

В основе модели использовался Ил-86 в 144-м масштабе от «Звезды».

Несмотря на внешнюю схожесть всех четырех Ил-86ВКП, их нельзя назвать близнецами. Помимо отсутствия или наличия штанги дозаправки, они отличаются количеством, формой и расположением различных антенн.

Как уже было сказано, модель не имеет иллюминаторов. Так как на прототипе отсутствуют 5 из 8 дверей и грузовой люк, конструкторы их тоже удалили. Но появился горб, который был сделан из эпоксидной смолы. Сзади добавились стегозавровые пластины антенн, характерные для борта 86147. Они были вырезаны из пластикового проездного. Антенна гаргротового типа, отходящая от киля, состоит из сточенного до половины литника. Две подобные антенны, созданные из смолы, в свою очередь находятся на нижней составляющей фюзеляжа самолета, за средней стойкой шасси.

Создание подвесных гондол турбогенератов – самый сложный этап сборки модели самолета. Для их создания проводился поиск геометрической основы, который завершился проведением комплекса глубоких пластических операций внешних топливоводов от КC-97А Stratofreighter. В основу пилонов взяты фрагменты колеей от свое модели Су-27.

Штанга дозаправки, прочие трубки и антенны ПВД состоят из тянутых литников различных диаметров и формы. Модель окрашивалась ревелловской эмалью: все белые поверхности были ею задуты. Остальное же красилось акрилом. Вдоль борта были нанесены вручную синие полосы с использованием масок. Надпись «Аэрофлот» и номера сделаны самодельной декалью.

В результате на выпуск модели потратили чуть больше года работ, которые регулярно прерывались постройкой остальных моделей.

Ил-80 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 48.06
Длина самолета,м 59.54
Высота самолета,м 15.81
Площадь крыла,м2 320.0
Масса, кг
нормальная взлетная 208000
Тип двигателя 4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс 4 х 13000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 3600
Экипаж, чел 5


Похожие публикации