Показать с ларисой савицкой об авиакатастрофе. Невероятная история ларисы савицкой

История амурчанки Ларисы Савицкой, единственной выжившей в авиакатастрофе 1981 года, продолжает волновать общественность. После того как Амур.инфо сообщило , что в Москве представлен проект фильма «Одна», рассказывающей о судьбе Савицкой, с редакцией связалась родственница погибшего мужа Ларисы. Она рассказала, что семья Владимира Савицкого против съемок кинокартины.

Юлия Грушковская, урожденная Савицкая, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Она является родной племянницей Владимира Савицкого. Вместе с пилотами и пассажирами самолета он погиб 24 августа 1981 года. Владимиру было всего 19 лет.

Владимир и Лариса учились в Благовещенске - он в медицинском институте, она - в педагогическом. В апреле 1981 года молодые люди поженились, а летом отправились в свадебное путешествие. Когда возвращались в Благовещенск авиарейсом Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, произошла катастрофа. Гражданский самолет Ан-24РВ и военный бомбардировщик Ту-16К столкнулись на высоте больше 5 тысяч метров. Это произошло 24 августа 1981 года.

Погибли все, кроме Ларисы. Обломок самолета с креслом, в котором была девушка, спланировал на березовую рощу, а затем упал на землю. При падении Лариса получила различные травмы, но могла передвигаться. Позже она вспоминала: «Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста», - говорила она в интервью «Известиям» .

«На третий день поисковой операции в тайге обнаружена живой пассажирка Савицкая Л.В., 1961 г.р., получившая легкие ранения (растяжение связок левого голеностопного сустава, ссадины и ушибы в области лица). Остальные пассажиры и члены экипажей обоих самолетов погибли», - говорится в описании столкновения самолетов на сайте об авиапроисшествиях, инцидентах и авиакатастрофах в СССР и России.

Когда она очнулась, увидела тело мужа - он лежал напротив Ларисы. Ей пришлось провести несколько дней в тайге. В конце августа в Амурской области по ночам уже холодно, а тогда было еще и дождливо, поэтому выжившей пришлось соорудить прибежище из обломков самолета. Когда девушку обнаружили, спасатели не поверили своим глазам: «Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам», - рассказала Лариса журналисту «Известий» в 2002 году.

Мужа Ларисы Владимира Савицкого похоронили на кладбище, расположенном на восьмом километре Новотроицкого шоссе в Благовещенске. Смотритель кладбища рассказала корреспонденту ИА «Амур.инфо», что найти могилу молодого человека, погибшего в той авиакатастрофе, невозможно без помощи его родственников. «Дело в том, что реестр захоронений ведется у нас с 1999 года. А здесь год захоронения 1981-й, поэтому могила может быть на каком угодно участке», - объяснила смотритель.

Родственники Владимира, навсегда оставшегося 19-летним, не хотят огласки - им больно вспоминать о трагедии. Тем не менее, племянница Владимира, Юлия Грушковская, согласилась поговорить с корреспондентом. «Никто из нас, родственников, не знал, что собираются снимать фильм об этом. Нашу сторону никто не спросил, никто не связывался с нами, нас не поставили в известность. Я нашла контакты режиссера, нашла ссылку на минкульт, нашла статью о том, что был представлен проект этого фильма и что якобы на роль мужа Ларисы был утвержден актер Сергей Бурунов. Я связалась с его менеджером, и она сказала, что ничего не знает об этом, не видела никакого сценария», - говорит Юлия.

Вопросы у родственников погибшего вызывает и то, что на роль мужа Ларисы в фильме утвержден известный актер Сергей Бурунов. «Смотрите, Владимир был 19-летним студентом, с черными как смоль волосами. Как мальчика будет играть 40-летний мужчина?» - недоумевает племянница Владимира Савицкого. «Мы не хотим этого фильма. Пусть это будет документальный фильм про Ларису как выжившую, попавшую в Книгу рекордов Гиннесса», - заключает Юлия Грушковская.

Как рассказала Юлия, Лариса после трагедии не общалась с родными погибшего мужа. «Вскоре она уехала в Москву. Моя мама выходила на ее сына Григория, это было году в 2003-м. Он написал: "Мама не хочет общаться, вы напоминаете ей о трагедии"», - добавила племянница Владимира Савицкого.

Публикация о том, что про историю чудесного спасения амурчанки собираются снять фильм, собрала тысячи просмотров. В инстаграме Амур.инфо читатели оставили больше 200 комментариев. Среди участников обсуждения нашлись те, кто помнит Ларису, учился с ней в школе или институте. Амур.инфо приводит некоторые из них:

- Это был рейс Южно-Сахалинск - Благовещенск, через Комсомольск. Вот после Комсомольска и случилась эта трагедия. Рейс летал тогда один раз в неделю, билетов не достать. Очередь - стоишь по несколько дней. Мне тогда не досталось билета на этот день.

- Этот рейс разбился здесь, у нас, над Завитинском примерно. Уже не знаю, на какой вам там рейс не хватило билета, но в самолете вместе с Ларисой Савицкой летели мои родные тетя и дядя, старший брат моего отца, которые, к сожалению, погибли. А мой отец лично был на месте аварии для опознания. Останки людей висели на деревьях. И чтобы хоть как то похоронить, собирали по частям. В то время мой дядя был партийным работником и на похоронах у нас были чуть ли не полгорода. А моя бабуля позже познакомились с Ларисой Савицкой и даже переписывалась с ней, пока не потерялась связь. И каждый раз, когда слышала или видела Ларису по ТВ, мне про нее рассказывала. Да и у самой Ларисы если спросить, думаю, она прекрасно помнит нашу фамилию.

- У нас даже где то сохранились все заключения военной прокуратуры о причине катастрофы, статьи о соболезнованиях в газете, Все, что касается той катастрофы. Кроме того, живы сын и дочь погибшего дяди, которые тоже должны были быть в том самолете, но в последний момент остались...

- С этой девочкой Ларисой я училась с первого класса до восьмого. Фото нашего класса сохранились, 27 школа. Историю ее фантастического спасения услышала только в 2000-х годах. Даже предоставить трудно, что она пережила. Здоровья тебе, Лариса! И долгих лет жиз-ни!

- С 5 по 10 классы Лариса училась в 11-й школе.

- Я считаю, снимать фильм об этом - плохая идея! В этой авиакатастрофе погибли мои бабушка и дедушка, трагедия ужасная, до сих пор вся семья вспоминает. И зрелищного здесь ничего нет. То, что этой женщине повезло, - это да, ей повезло остаться в живых. Дай бог ей долгих лет жизни! Но как будут смотреть этот фильм те, кто потерял своих родных и близких?! Об этом вы не подумали?!

- Мурашки по телу.... Ждем фильм! Долгих лет женщине!

- Мне тогда было восемь лет, а мой папа работал в «Рембыттехнике» жестянщиком. Ему приходилось работать ночью, что бы сколотить гробы для «груза 200». Это было страшное событие тех лет. И чудо, когда он рассказал, что нашли живую женщину.

- Я знаю ее. Это наши знакомые. Они жили в Благовещенске. Это правда так и было. Лариса продавала книги, чтобы жить. Уехала из города. Мы разыскивали ее, писали в московскую газету «АиФ». Но статей, где она, что с ней, не было. После катастрофы у нее были проблемы со здоровьем, муж рядом сидел, погиб. Она искала его.

- Мой отец в то время служил в Завитинске, в транспортном полку офицером. Вот наш полк и вылетал на поиски этих самолетов. Лариса лежала в Завитинской ЦРБ.

- Я не слышала эту историю. С нетерпением буду ждать выхода фильма, А когда он выйдет на экраны? Долгих лет жизни этой женщине!

- Мама у Ларисы Савицкой была Брикман Раиса Сергеевна, которая по дороге из командировки погибла, выпав из авто. У Ларисы есть родной брат Дмитрий. Связь действительно была потеряна, когда Лариса уехала жить в Москву, так как было много пересудов в ее адрес. Педагогический институт она окончила.

- Я очень хорошо знаю родную сестру мужа этой женщины, Татьяну. Они жили на Амурской, угол Трудовой, в Благовещенске, Таня и сейчас живет там, по-моему. Мы одно время с Таней работали вместе, 2003-2005 годы.


Джулиана, пристёгнутая к ряду кресел, падала в джунгли. Сознания в тот момент, когда самолёт разрушился, она, к сожалению, не потеряла. Поэтому приходилось в полной мере чувствовать приближение ужасной гибели…

Выжившие после падения с самолета и представить не могли, что несколько километров свободного падения для человека не всегда означают смерть. Однако всегда есть свои счастливые исключения.

Весна Вулович (10 160 метров)

Абсолютным рекордсменом стала 22-летняя бортпроводница-стажёр Весна Вулович. Девушка вообще не должна была лететь тем злополучным рейсом. Её направили на него по ошибке, вместо другой стюардессы с таким же именем.

26 января 1972 года самолёт модели «Макдоннелл Дуглас ДС-9 » «Югославских авиалиний» летел из Стокгольма в Белград с посадками в Копенгагене и Загребе. На участке Копенгаген - Загреб полёт проходил в штатном режиме: борт занял нужную высоту 10 160 метров, и всё было нормально. Неожиданно его фюзеляж буквально развалился на части. Это был террористический акт, ответственность за который взяло на себя «Хорватское национальное движение».

Весна Вулович

На борту было 23 пассажира и 5 членов экипажа. Кроме Весны не выжил никто. Обломки самолёта упали над Чехословакией. Жители деревни услышали это и побежали к месту крушения. Весну нашёл бывший солдат вермахта Бруно. Он нащупал у девушки пульс и оказал первую помощь. Бруно понял, что у неё сломан позвоночник и не стал пытаться перемещать её самостоятельно. Только останавливал кровь. К тому моменту, когда девушку забрала скорая, она потеряла уже 4 литра крови.

Стюардесса выжила после падения самолёта, но у неё были сломаны рука и нога, 3 позвонка, причём один раздроблен, также в нескольких местах был проломлен череп. 16 месяцев она провела в больнице, а ходить заново училась четыре с половиной года. Когда она полностью восстановилась, то вернулась в профессию и всю жизнь отработала бортпроводником. Та, другая Весна, вместо которой в злополучный рейс отправили Вулович, после катастрофы уволилась и не летала больше никогда даже в качестве пассажира.

Джулиана Кёпке (3200 метров)

Прямо перед Рождеством, 24 декабря 1971 года 17-летняя Джулиана Кёпке со своей мамой орнитологом отправилась в гости к своему папе биологу, который работал в небольшом городке Пукальпа в Перу. Они вылетели из Лимы на самолёте «Локхид Л-188 Электра». На борту находилось 86 пассажиров и 6 членов экипажа.

Фатальным этот рейс стал тогда, когда пилоты приняли неверное решение пролететь через грозовой фронт. Молния ударила в крыло самолёта и спровоцировала пожар в топливном баке. Через некоторое время крыло оторвало, и следом за этим фюзеляж начал разваливаться в воздухе и падать в джунгли с высоты 3200 метров.

Джулиана падала вместе с рядом кресел и, к сожалению, она не потеряла сознания до самого момента своей жёсткой посадки в джунглях. Девушка считает, что она пришла в себя только на следующий день. Она лежала в джунглях, накрытая рядом кресел, который, видимо, и смягчил её падение, цепляясь за ветки и лианы. Девушка выжила после падения с большой высоты, но у неё была сломана ключица, ушиблен правый глаз, который очень быстро заплыл и перестал видеть, порвана связка в правой ноге, также на теле было множество порезов, в том числе и несколько глубоких.

Джулиана ещё долгое время не могла нормально двигаться, постоянно теряя сознание. Она неоднократно видела поисковые самолёты, но они не видели ни обломков, ни её. Девушка среди обломков нашла кулёк с конфетами, а также пирог, который был смешан с грязью. Конфеты девушка взяла, а пирог оставила, через неделю она об этом сильно пожалела.

Джулиана пошла по ручью в надежде выйти к большой реке и, возможно, к людям. Всё это время она питалась конфетами и пила из этого ручья. Спать девушка почти не могла из-за боли от ран. Особенно беспокоило плечо - в крупной ране на нём завелись личинки.

Только на девятые сутки после падения Джулиана смогла найти лесорубов. Они первым делом бензином обработали её раны и вытащили почти всех личинок. Потом мужчины переправили её в город, где Джулиана встретилась с отцом, указала место крушения на карте и получила врачебную помощь.

Справедливости ради надо сказать, что кроме Джулианы после падения с большой высоты выжило ещё 14 человек, но они были травмированы серьёзнее и умерли в последующие дни.

Уже взрослая Джулиaнa возле мecта тpaгeдии

Лариса Савицкая (5220 метров)

Выжить в авиакатастрофе, когда гражданский самолёт столкнулся в воздухе с военным во времена СССР, - это та ещё радость. Ужасное происшествие было строго засекречено, о нём не писали, о нём не говорили. Савицкая, в отличии от Кёпке и Вулович, знаменитостью не стала, и компенсации получила всего 75 рублей, а если бы умерла, её родственники получили бы 300 рублей.

24 августа 1981 молодая чета Савицких Владимир и Лариса возвращались из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск на маленьком пассажирском самолете «Ан-24РВ» . Места у них были в середине салона, но людей летело немного (38 вместе с экипажем), и пара уселась в хвостовой части.

Через некоторое время пассажирский самолёт догнал дальний бомбардировщик «Ту-16К» и буквально срезал его часть. Это произошло из-за того, что военные и гражданские диспетчеры плохо согласовали друг с другом действия. «Ан» начал разрушаться, фюзеляж разломился, Лариса вжалась в кресло и начала падать. Исследования показали, что обломок Савицкой падал 8 минут.

Лариса очнулась в тайге и первое, что увидела перед собой, был её мёртвый муж, который сидел в кресле напротив. У Савицкой был повреждён позвоночник в пяти местах, сломаны рёбра и выбиты почти все зубы. Её и тела погибших рядом с ней нашли только через двое суток, Лариса была с ног до головы покрыта краской, отскочившей от фюзеляжа, а волосы представляли собой один сплошной колтун. 21-летняя девушка потом заново училась ходить. Но всё же она смогла восстановиться и даже родила сына спустя пять лет.

Иван Чиссов (7000 метров)

Иван Чиссов

Зимой 1942 года Иван был штурманом в составе экипажа лётчика Жугана и стрелка Мельникова. Их бомбардировщик «ДБ-3ф» уже возвращался с боевого задания, но был атакован мессершмиттами. После нескольких очередей летательный аппарат советских воинов стал неуправляемым, и командир Жуган приказал покинуть машину с парашютами. На тот момент высота была около 7000 метров. Чиссов сразу выпрыгнул через нижний люк. Его парашют не раскрылся, и парень на огромной скорости стал приближаться к земле. Жуган покинул кабину на высоте около 5000 метров, с его парашютом всё было исправно, и командир благополучно приземлился в расположение советских войск. Мельников был убит очередью.

Воздушный бой наблюдали с земли советские солдаты и оттуда сразу направились к месту падения Чиссова, чтобы забрать его. К удивлению пришедших, штурман оказался жив. Он упал на крутой склон, с которого долго катился, постепенно притормаживая до большого сугроба внизу оврага. Снег смягчил падение, но повреждения мужчина получил серьёзные, особенно досталось тазу и органам, расположенным в нём.

После поправки Иван Чиссов просился обратно на фронт, но ему отказали и отправили готовить штурманов в училище, где он и проработал до конца войны.

Николас Элкимейд (5500 метров)

Николас Элкимейд

Это тоже военная история. В 1944 году 21-летний Николас воевал на стороне антигитлеровской коалиции. Самолёт, на котором летел Николас, выполнил боевое задание по бомбардировке Берлина и возвращался на базу. В этот момент завязался воздушный бой. Это произошло ещё над территорией Германии. Британский бомбардировщик «Авро Ланкастер» потерял управление и загорелся. Парашют и одежда молодого Николаса также загорелись, уже даже начала плавиться маска на лице.

Из двух зол выбирают меньшее, и храбрый парень решил умереть от удара о землю, а не сгореть заживо. Поэтому он прыгнул без парашюта с высоты 5500. На его счастье дело было зимой, и приземляться пришлось в густой сосновый лес. Разлапистые старые ели мягко приняли военного и положили его в ещё более мягкий сугроб. Николас такого поворота событий не ожидал. Он ощутил некоторую боль в вывихнутой ноге и лёгкое головокружение. Хоть лётчик и мог двигаться, встать ему было сложно. Поэтому он просто начал курить сигареты одну за одной и свистеть в свисток. На звук пришёл немецкий патруль, который сразу взял Николаса в плен. Вражеские солдаты не могли поверить, что бывают выжившие после падения с такой высоты. Однако чудеса ещё случаются.

На самом деле, нет разницы, с какой высоты человек падает - с 10 000 метров или со 140 метров. И в том, и другом случае его тело развивает свою предельную скорость в 190 км/час, если человек летит плашмя, и 240 км/час, если летит «солдатиком». Единственная разница может быть в давлении. Например, в случае с Вулович все пассажиры погибли в момент резкой смены давления, когда самолёт разрушился. Их лёгкие и сердца просто разорвались, но почему этого не произошло с Весной - загадка. На 3000 метрах такой большой разницы в давлении не будет, что даёт дополнительный шанс на выживание.

Любопытные факты о вулканах на нашей планете и за её пределами

Лучший способ вставать пораньше по утрам - признать, что это отстой

Самое старое вещество на Земле старше Солнца

Почему вся поп-музыка звучит одинаково

Вымирание животных - это естественный эволюционный процесс

Бумажные пакеты не лучше пластиковых с точки зрения экологии

Военные, на протяжении нескольких суток собиравшие в тайге обломки самолетов и останки жертв катастрофы, привыкли к страшным картинам. Поэтому, когда они увидели впереди пассажирское кресло, в котором находилось целое человеческое тело, а не куски разорванной плоти, руководитель группы вздохнул с облегчением.

Но спустя несколько секунд ему стало по-настоящему страшно: «тело» вдруг довольно ловко хлопнуло себя по лбу, убив злющего таежного комара.

Какое-то время членам поисковой группы понадобилось, чтобы осознать — перед ними живой человек, выживший там, где выжить было невозможно.

Рейс на Благовещенск

В 1981 году 20-летняя студентка педагогической института Лариса Андреева вышла замуж за 19-летнего студента-медика Владимира Савицкого . Из-за сдачи сессий и практики «медовый месяц» отложили на август.

Съездили к родственникам Ларисы во Владивосток, затем к родителям Володи в Комсомольск-на- Амуре. Пришло время возвращаться в Благовещенск, где училась и жила молодая студенческая семья.

Конец лета — время возвращения детей с каникул, с билетами всегда проблема. С трудом Савицкие сумели получить места на рейсе, после чего снова пришлось ждать — вылет отложили на четыре часа из-за сложных метеоусловий.

Стюардесса предложила супругам сесть впереди, но Лариса выбрала места в хвосте. Сев у иллюминатора, девушка почти сразу заснула.

Пробуждение было страшным. Девушка проснулась от сильного удара. Вокруг были слышны крики пассажиров, вой, резко стало очень холодно. Лариса повернулась к мужу, и увидела, что его лицо залито кровью.

По положению тела, неестественному взгляду, она поняла, что Володи больше нет. Позже она вспоминала, что вместо страха и паники пришло равнодушие. Захотелось, чтобы все закончилось быстро и без боли.

Роковые ошибки

О том, что случилось с самолетом Ан-24, который 24 августа 1981 года выполнял рейс по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск, официально расскажут лишь спустя много лет.

В этот день участок местной воздушной линии «Бурея—Чегдомын» несколько раз должны были пересекать военные самолеты. Планировалось, что все пройдет четко и согласованно.

Но бомбардировщик Ту-16К, вылетевший на разведку погоды с военного аэродрома Завитинск, не был проинформирован диспетчерами обо всем, что происходит на маршруте полета. В результате летчики сообщили о наборе нового эшелона раньше, чем это случилось в действительности. Экипаж Ан-24, в свою очередь, незначительно отклонился от своего коридора полета.

Не самые значительные ошибки были усугублены отсутствием достаточного взаимодействия между военными и гражданскими диспетчерами. В итоге в 15:21 по местному времени на высоте 5220 метров в 70 километрах восточнее аэродрома Завитинск и в 3 километрах в стороне от воздушной трассы «Бурея — Чегдомын» произошло столкновение двух самолетов.

В результате катастрофы и бомбардировщик, и Ан-24 разрушились.

Как в кино

Столкновения в воздухе не оставляют шансов на спасение. Ну, почти не оставляют. В разрушенном Ан-24 Лариса вспомнила, как они с мужем недавно смотрели иностранный фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня выжила при падении самолета.

Картина была снята по реальной истории 17-летней Джулианны Кёпке , выжившей после падения пассажирского лайнера в амазонских джунглях.

Лариса, которую выбросило толчком из кресла, сумела, несмотря на сильно болевшую руку, вновь забраться в него. Она вцепилась в подлокотники, сжалась, и стала думать о том, как умереть не мучаясь. Обломок, в котором она находилась, летел к земле.

Потом специалисты скажут, что этот обломок падал на землю около восьми минут. Каким-то чудом он сохранил свои несущие свойства, поэтому падение шло медленнее, чем можно было ожидать.

В иллюминатор она успела заметить, как приближается тайга. Потом последовал новый удар, и Лариса потеряла сознание.

Одна в тайге

Она пришла в себя спустя несколько часов. Падение смягчили березы, по которым скользнул вниз обломок Ан-24 с девушкой.

Лариса пыталась звать других пассажиров, надеясь, что выжил еще кто-то, но ответом ей была тишина. Все тело болело, но она, тем не менее, сумела сделать над своим креслом крышу из обломков, защищавшую от дождя.

Надеяться на быстрый приход помощи было нельзя — падение произошло вдалеке от поселков и дорог. Чтобы не замерзнуть, Лариса собрала чехлы от кресел и укуталась в них.

Рядом было тело Володи. Дождь смысл с него крови, обнажил страшную рану на лице. Лариса накрыла его лицо белым подголовником сиденья.

Дождь кончился на третий день, и Лариса увидела вертолеты. Она замахала им рукой, пытаясь подать сигнал. Потом выяснится, что вертолетчики видели девушку, но приняли ее за геолога — в то, что могут найтись выжившие пассажиры, никто не верил.

75 рублей компенсации

А вскоре к месту, где находилась девушка, вышли военные. Когда прошло их первое потрясение, они подняли Ларису на руки, чтобы отнести к месту эвакуации. Она пыталась объяснить, что может идти сама, но почти сразу поняла, что не может. Словно все жизненные силы ушли в одну секунду.

В больнице врачи определят, что у Ларисы Савицкой в пяти местах сломан позвоночник, кроме того сломаны рука, ребра. Она получила сотрясение мозга и лишилась почти всех зубов.

На борту Ан-24 были 27 пассажиров и 5 членов экипажа, на борту Ту-16 — 6 членов экипажа. Из 38 человек погибли 37.

Потом ей расскажут, что для всех уже были приготовлены могилы, в том числе и для нее.

Госстрах выплатил Ларисе Савицкой, как пострадавшей в авиакатастрофе, 75 рублей компенсации. Сама она горько шутила, что это, видимо, мировой рекорд по самой мизерной выплате в подобной ситуации.

Летать не страшно

Ей даже не дали инвалидности. Врачи разводили руками и сетовали — все вместе ее травмы серьезны, но ни одна отдельно на инвалидность не тянет.

Вся последующая жизнь Ларисы Савицкой превратилась в преодоление. Несмотря на боли в позвоночнике, через год она восстановилась в институте. Потом пережила еще одну трагедию — в автокатастрофе погибла ее мама.

Вопреки всему, вопреки советам врачей, Лариса смогла родить сына, который стал для нее смыслом жизни.

Удивительно, но она никогда не боялась летать на самолете. Точно также, как и югославская стюардесса Весна Вулович, выжившая после взрыва и падения самолета с высоты 10 километров. Словно сама природа давала им, пережившим невероятное испытание, защиту от страха.

Юлия Грушковская, урожденная Савицкая, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Она родная племянница Владимира Савицкого. Вместе с пилотами и пассажирами самолета он погиб 24 августа 1981 года. Владимиру было всего 19 лет.

Владимир и Лариса учились в Благовещенске - он в медицинском институте, она - в педагогическом. В апреле 1981 года молодые люди поженились, а летом отправились в свадебное путешествие. Когда возвращались в Благовещенск авиарейсом Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, произошла катастрофа. Гражданский самолет Ан-24РВ и военный бомбардировщик Ту-16К столкнулись на высоте больше 5 тысяч метров. Это произошло 24 августа 1981 года.

Погибли все, кроме Ларисы. Обломок самолета с креслом, в котором была девушка, спланировал на березовую рощу, а затем упал на землю. При падении Лариса получила различные травмы, но могла передвигаться. Позже она вспоминала: «Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная, тогда пожалуйста», - говорила она в интервью «Известиям» в 2002 году.

Лариса Савицкая (фото biography-life.ru)

«На третий день поисковой операции в тайге обнаружена живой пассажирка Савицкая Л.В., 1961 г.р., получившая легкие ранения (растяжение связок левого голеностопного сустава, ссадины и ушибы в области лица). Остальные пассажиры и члены экипажей обоих самолетов погибли», - говорится в описании столкновения самолетов на сайте об авиапроисшествиях, инцидентах и авиакатастрофах в СССР и России.

Когда она очнулась, увидела тело мужа - он лежал напротив Ларисы. Ей пришлось провести несколько дней в тайге. В конце августа в Амурской области по ночам уже холодно, а тогда было еще и дождливо, поэтому выжившей пришлось соорудить прибежище из обломков самолета. Когда девушку обнаружили, спасатели не поверили своим глазам.

«Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но, как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам», - рассказала Лариса журналисту «Известий» в 2002 году.


Лариса Савицкая (фото foto-history.livejournal.com)

Мужа Ларисы Владимира Савицкого похоронили на кладбище, расположенном на восьмом километре Новотроицкого шоссе в Благовещенске. Смотритель кладбища рассказала корреспонденту ИА «Амур.инфо», что найти могилу молодого человека, погибшего в той авиакатастрофе, невозможно без помощи его родственников. «Дело в том, что реестр захоронений ведется у нас с 1999 года. А здесь год захоронения 1981-й, поэтому могила может быть на каком угодно участке», - объяснила смотритель.

Родственники Владимира, навсегда оставшегося 19-летним, не хотят огласки - им больно вспоминать о трагедии. Тем не менее племянница Владимира, Юлия Грушковская, согласилась поговорить с корреспондентом. «Никто из нас, родственников, не знал, что собираются снимать фильм об этом. Нашу сторону никто не спросил, никто не связывался с нами, нас не поставили в известность. Я нашла контакты режиссера, нашла ссылку на минкульт, нашла статью о том, что был представлен проект этого фильма и что якобы на роль мужа Ларисы был утвержден актер Сергей Бурунов. Я связалась с его менеджером, и она сказала, что ничего не знает об этом, не видела никакого сценария», - говорит Юлия.

Вопросы у родственников погибшего вызывает и то, что на роль мужа Ларисы в фильме утвержден известный актер Сергей Бурунов. «Смотрите, Владимир был 19-летним студентом, с черными как смоль волосами. Как мальчика будет играть 40-летний мужчина?» - недоумевает племянница Владимира Савицкого. «Мы не хотим этого фильма. Пусть это будет документальный фильм про Ларису как выжившую, попавшую в Книгу рекордов Гиннеса», - заключает Юлия Грушковская.


Владимир и Лариса Савицкие (фото trinixy.ru)


Актер Сергей Бурунов (фото Максим Блинов, РИА Новости)

Как рассказала Юлия, Лариса после трагедии не общалась с родными погибшего мужа. «Вскоре она уехала в Москву. Моя мама выходила на ее сына Григория, это было году в 2003-м. Он написал: "Мама не хочет общаться, вы напоминаете ей о трагедии"», - добавила племянница Владимира Савицкого.


Лариса с сыном (фото: foto-history.livejournal.com)

Публикация о том, что про историю чудесного спасения амурчанки собираются снять фильм, собрала тысячи просмотров. В читатели оставили больше 200 комментариев. Среди участников обсуждения нашлись те, кто помнит Ларису, учился с ней в школе или институте. Амур.инфо приводит некоторые из них.

«Это был рейс Южно-Сахалинск - Благовещенск, через Комсомольск. Вот после Комсомольска и случилась эта трагедия. Рейс летал тогда один раз в неделю, билетов не достать. Очередь - стоишь по несколько дней. Мне тогда не досталось билета на этот день» .

«Этот рейс разбился здесь, у нас, над Завитинском примерно. Уже не знаю, на какой вам там рейс не хватило билета, но в самолете вместе с Ларисой Савицкой летели мои родные тетя и дядя, старший брат моего отца, которые, к сожалению, погибли. А мой отец лично был на месте аварии для опознания. Останки людей висели на деревьях. И чтобы хоть как-то похоронить, собирали по частям. В то время мой дядя был партийным работником, и на похоронах у нас было чуть ли не полгорода. А моя бабуля позже познакомились с Ларисой Савицкой и даже переписывалась с ней, пока не потерялась связь. И каждый раз, когда слышала или видела Ларису по ТВ, мне про нее рассказывала. Да и у самой Ларисы если спросить, думаю, она прекрасно помнит нашу фамилию».

«У нас даже где-то сохранились все заключения военной прокуратуры о причине катастрофы, статьи о соболезнованиях в газете, Все, что касается той катастрофы. Кроме того, живы сын и дочь погибшего дяди, которые тоже должны были быть в том самолете, но в последний момент остались...»

«С этой девочкой Ларисой я училась с первого класса до восьмого. Фото нашего класса сохранились, 27 школа. Историю ее фантастического спасения услышала только в 2000-х годах. Даже предоставить трудно, что она пережила. Здоровья тебе, Лариса! И долгих лет жизни!»

«С 5 по 10 классы Лариса училась в 11-й школе».

«Я считаю, снимать фильм об этом - плохая идея! В этой авиакатастрофе погибли мои бабушка и дедушка. Трагедия ужасная, до сих пор вся семья вспоминает. И зрелищного здесь ничего нет. То, что этой женщине повезло, - это да, ей повезло остаться в живых. Дай бог ей долгих лет жизни! Но как будут смотреть этот фильм те, кто потерял своих родных и близких?! Об этом вы не подумали?!»

«Мурашки по телу.... Ждем фильм! Долгих лет женщине!»

«Мне тогда было восемь лет, а мой папа работал в "Рембыттехнике" жестянщиком. Ему приходилось работать ночью, что бы сколотить гробы для "груза 200". Это было страшное событие тех лет. И чудо, когда он рассказал, что нашли живую женщину».

«Я знаю ее. Это наши знакомые. Они жили в Благовещенске. Это правда так и было. Лариса продавала книги, чтобы жить. Уехала из города. Мы разыскивали ее, писали в московскую газету "АиФ". Но статей, где она, что с ней, не было. После катастрофы у нее были проблемы со здоровьем, муж рядом сидел, погиб. Она искала его».

«Мой отец в то время служил в Завитинске, в транспортном полку офицером. Вот наш полк и вылетал на поиски этих самолетов. Лариса лежала в Завитинской ЦРБ».

«Я не слышала эту историю. С нетерпением буду ждать выхода фильма, А когда он выйдет на экраны? Долгих лет жизни этой женщине!»

«Мама у Ларисы Савицкой была Брикман Раиса Сергеевна, которая по дороге из командировки погибла, выпав из авто. У Ларисы есть родной брат Дмитрий. Связь действительно была потеряна, когда Лариса уехала жить в Москву, так как было много пересудов в ее адрес. Педагогический институт она окончила».

«Я очень хорошо знаю родную сестру мужа этой женщины, Татьяну. Они жили на Амурской, угол Трудовой, в Благовещенске, Таня и сейчас живет там, по-моему. Мы одно время с Таней работали вместе, 2003-2005 годы».

Далее история о том, как простой советской студентке посчастливилось выжить в страшной авиакатастрофе. Власти СССР засекретили сам факт трагедии, а потому о единственной выжившей в ней стало известно лишь многие годы спустя.

В августе 1981 года супруги Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой после свадебного путешествия. Они женились еще весной, но решили перенести медовый месяц на лето, ведь Лариса была студенткой и не хотела прерывать учебу. Молодожены вылетали из Комсомольска-на-Амуре в родной Благовещенск. Они устроились в хвостовой части самолета и мирно задремали во время полета… Внезапно Лариса проснулась от страшного удара. На высоте 5 200 метров их самолет столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16! У пассажирского лайнера оторвало крылья и срезало верхнюю часть фюзеляжа…

«Повсюду были слышны крики. Я повернулась к мужу, и увидела, что он уже мертв - его убило осколками. Я попрощалась с Володей и стала ждать смерти», - вспоминает Лариса о тех событиях. «Пока мы падали, у меня перед глазами внезапно промелькнули кадры из американского фильма “Чудеса еще случаются”, который мы недавно смотрели с Володей в кинотеатре. Там девушка также попала в авиакатастрофу и, вжавшись в свое кресло, падала над джунглями. По ее примеру я перебралась к креслу возле иллюминатора, чтобы видеть, сколько осталось до земли, и вцепилась в него мертвой хваткой.»

Через несколько часов после падения Лариса пришла в себя. Она оказалась единственной выжившей из 38-ми пассажиров. «Когда я открыла глаза, то прямо перед собой в нескольких метрах увидела своего мужа. Казалось, что он хотел меня видеть и таким образом попрощался со мной», - рассказывает Лариса о минувших событиях. В результате падения женщина получила многочисленные травмы. У нее были сломаны позвоночник, рука и несколько ребер, выбиты зубы, а также было серьезное сотрясения мозга. Но из-за шока Лариса не чувствовала боли. Она соорудила себе небольшой убежище, грелась при помощи чехлов от сидений и укрывалась куском полиэтилена от дождя и комаров. Три долгих дня Женщина провела в тайге, прежде чем ее обнаружила наземная поисковая группа. До этого ее несколько раз видели пилоты вертолетов, но восприняли ее за кухарку геологов. Никто и подумать не мог, что после такой аварии могут быть выжившие.

Советская власть засекретила факт авиакатастрофы. Ни в одной газете о произошедшем не написали ни строчки. А возле палаты, где в течение трех месяцев Лариса приходила в себя, постоянно дежурило двое людей в штатском, не пуская к ней никого из друзей. «От родителей я узнала, что они уже вырыли для меня могилу. Родственников всех пассажиров того рейса оповещали об их смерти по списку. Кроме того, родители посоветовали мне никому не рассказывать о произошедшем. С ними провели работу соответствующие органы и пригрозили молчать», - рассказывает Лариса.



После ужасной авиакатастрофы Лариса Савицкая два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатострофе - 75 рублей

После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. Позже Лариса узнала, что после авиакатастрофы для нее с мужем уже была готова могила, ведь она оказалась единственной выжившей. В 1986 году Лариса родила сына Гошу, и они вдвоем долгое время существовали на пособие по уходу за ребёнком. В двухтысячных годах Лариса Савицкая давала интервью, хотя и неохотно. Сложными в ее жизни, возможно, были не те дни в тайге, которые она провела рядом с остатками самолета и телом мужа, а все последующие годы. «Жить всегда лучше, чем не жить». Сомневалась ли она с этим утверждением в тяжелые минуты – неизвестно. Но однажды, в одном из интервью, Лариса Савицкая сказала: «Если меня здесь оставили, значит, что-то еще я должна сделать…».

То самое место падение самолета...



Похожие публикации