Закон о тунеядстве в беларуси почитать. Все, что мы знаем про новый закон о «тунеядцах»: подробно

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

В выходные в Белоруссии прошли крупнейшие за последние годы акции протеста, которые власти не стали разгонять. Поводом послужил «декрет о тунеядцах», экономическая польза которого неочевидна, говорят экономисты

(Фото: Сергей Гудилин для РБК)

В понедельник, 20 февраля, в Белоруссии истекает срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год. Этот сбор в белорусских СМИ именуется «налогом на тунеядство». Он был установлен декретом № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», подписанным президентом Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Основной целью декрета является стимулирование трудоспособного населения к труду и предупреждение социального иждивенчества, напоминает агентство БелТА .

Митинги против декрета

Извещения о необходимости уплатить сбор налоговая инспекция начала рассылать в январе 2017 года. Сделать это должен тот, кто в 2015 году проработал менее 183 календарных дней. Всего было отправлено 470 тыс. извещений, говорится в сообщении БелТА. Недовольство декретом вывело на улицу сотни граждан республики, сообщают белорусские оппозиционные СМИ .

Первый митинг против «декрета о тунеядстве» прошел в Минске 17 февраля, в нем приняли участие до 3 тыс. человек. Это был первый массовый митинг с декабря 2010 года, когда в белорусской столице прошла акция против итогов президентских выборов, победу на которых одержал Александр Лукашенко. Та акция была жестко разогнана властями. Спустя шесть лет шествие и митинг в Минске прошли без задержаний, хотя акции и не были согласованы с городскими властями. Шествие и митинг получили название «марш возмущенных белорусов». В них приняли участие два экс-кандидата в президенты — Владимир Некляев и Николай Статкевич, а также Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии, которая проводит сбор подписей за отмену декрета. Белорусский политолог Александр Класковский отмечает, что оппозиция грамотно использовала недовольство населения и сумела провести хорошую кампанию за отмену декрета.

В воскресенье, 19 февраля, митинги против декрета прошли в пяти областных центрах: Гомеле, Гродно, Витебске, Бресте и Могилеве. Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Василий Поляков рассказал РБК, что в Гомеле в акции приняли участие от 2 тыс. до 4 тыс. человек. Он пояснил, что организаторы пытались получить официальное согласие на проведение акции, но им было отказано. Однако митинг все равно было решено провести, так как организаторы сочли отказ ограничением их права на свободу выражения мнения.

В Гомеле, как и в других городах, в марше приняли участие люди разного возраста и социального статуса, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, молодежь, сообщил портал «Белорусский партизан». Оппозиционной атрибутики, традиционной для несанкционированных акций, почти не было видно. Люди держали плакаты «Я не тунеядец» и время от времени скандировали: «Нет тунеядскому декрету!» Проезжающие мимо машины поддерживали участников акции сигналами.

Как рассказали участники митингов «Радио Свобода», многие из них являются вынужденными тунеядцами, потому что не могут найти работу. Некоторым извещения пришли по ошибке.

Дилемма властей

Власти пока никак не прокомментировали выступления граждан. С тех пор как Белоруссия начала нормализацию отношений с Европой, здесь перешли от практики разгона митингов и задержаний к выписыванию штрафов за участие в несанкционированных митингах, отмечает Класковский. Однако политолог отметил, что на проходивших в минувшие выходные митингах штрафы не выписывались. Непривычную мягкость властей он объясняет как желанием Минска продолжать сближение с Евросоюзом, для чего необходимо улучшить имидж страны, так и тем, что на митинги вышли те, кого привыкли считать электоратом Лукашенко, — не привычные оппозиционные активисты, а средний класс и простые рабочие. Акции, по мнению Класковского, стали большой головной болью для высшего белорусского руководства.

«Власть сейчас выбирает между плохим и очень плохим. Если начнут разгонять митинги, то неизвестно, к каким последствиям это приведет», — полагает Поляков. По его мнению, белорусские власти хорошо помнят действия президента Виктора Януковича на Украине, когда разгон митингов спровоцировал более масштабные массовые выступления.

Как будет вести себя власть дальше, предсказать трудно, говорит Класковский: Александр Лукашенко был автором декрета, не однажды выступал в его защиту, отказаться от него он не может, иначе потеряет лицо. «Человек, могущий работать, не инвалид, он должен работать, зарабатывать на себя, на свою семью, на своих детей и приносить пользу своей стране, уплачивая налоги», — объяснял ранее необходимость ввести сбор президент Белоруссии.

Поляков из Объединенной гражданской партии предполагает, что декрет «не отменят, а похоронят». По его мнению, люди точно не получат извещения за 2016 год.

Однако активисты намерены продолжать акции протеста. Если декрет не будет отменен, новый митинг пройдет 25 марта.


Участники несанкционированной акции протеста в Минске (Фото: Sputnik / РИА Новости)

Сколько стоит «тунеядство»

Сбор за «тунеядство» (официально — сбор на финансирование государственных расходов) был введен декретом Александра Лукашенко в апреле 2015 года. Власти мотивировали этот шаг тем, что у трудоспособных граждан страны есть конституционная обязанность участвовать в финансировании госрасходов на здравоохранение, образование, ЖКХ, общественный транспорт и т.д. путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Белорусы, не участвующие в финансировании, впервые уплачивают сбор за 2015 год и должны сделать это до 20 февраля 2017 года .

Сумма платежа — 360 белорусских руб. (около $190 по текущему курсу); за 2016 год сбор составит уже 420 руб. За неуплату или неполную уплату предусмотрено наложение штрафа в размере от двух до четырех «базовых величин» (в 2017 году соответствует 46-92 белорусских руб. ) или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

Экономисты критикуют

Министерство по налогам и сборам Белоруссии направило в общей сложности около 470 тыс. извещений гражданам на оплату сбора. Получается, что максимально местные бюджеты (сбор зачисляется именно туда) могли бы собрать с «тунеядцев» 169 млн белорусских руб. ($90 млн). Это позволило бы профинансировать лишь около 1% расходов местных бюджетов Белоруссии в 2016 году, следует из данных Минфина республики. Но в реальности сборы с «тунеядцев» будут гораздо меньше: за неделю до крайнего срока лишь 10% плательщиков внесли сбор, сообщало 13 февраля Министерство по налогам и сборам. Кроме того, часть «тунеядцев» будут освобождены от уплаты: не обязаны платить сбор граждане, которые в 2015 году фактически находились на территории Белоруссии менее 183 дней. Многие белорусы проживают большую часть времени на территории России, но, поскольку пограничный контроль отсутствует, местные налоговики не могут отследить пересечение границы. Таким гражданам достаточно подтвердить свое отсутствие на территории Белоруссии сроком более полугода, чтобы не платить сбор, уверяют местные власти.

Белорусские экономисты сомневаются, что сбор вообще окупит затраты государства по его взиманию, пишет портал «Белорусские новости».

Экономической логики в сборе за «тунеядство» нет, уверен научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. По его словам, сбор вводился, для того чтобы решить проблему неуплаты налогов в приграничных областях, в частности Брестской и Гродненской. В этих регионах «достаточно большое» количество людей занимались приграничной торговлей, оставаясь в теневом секторе, говорит он. На деле сбор затронул другие категории граждан, а большинство из тех, на кого он был рассчитан, нашли способ не платить его, указывает экономист. При этом непонятно, из каких ресурсов должны платить сбор по-настоящему безработные. $190 — немалая сумма в стране, где средняя номинальная зарплата составляет 800 руб. ($427) в столице или 683 руб. ($364) за пределами Минска и Минской области (данные Белстата за декабрь 2016 года).

Власти оценили количество «тунеядцев» в 470 тыс. человек. Это в десять с лишним раз больше, чем количество официально зарегистрированных безработных (43,3 тыс. на конец 2015 года, по последним доступным данным). При этом зарегистрированные безработные как раз не обязаны уплачивать сбор. Но в Белоруссии на учет в органах занятости встает мало народу: пособие по безработице «чисто символическое», однако на его получателя возлагаются довольно серьезные обязанности, объясняет Крук. Например, рано или поздно такой гражданин обязан согласиться на имеющуюся вакансию; кроме того, его могут отправить на общественные работы.

15 ноября в Беларуси - срок уплаты "налога на тунеядство". Так в стране назвали декрет президента "О предупреждении социального иждивенчества", подписанный 2 апреля 2015 года. Согласно ему, белорусы, не участвующие более полугода в финансировании госбюджета, при этом не имеющие оснований для освобождения от налогов, обязаны заплатить сумму в 20 базовых величин.

Опрошенные DW эксперты уверены, что экономический и воспитательный эффект несопоставим с расходами по сбору налога. Но замминистра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопрос, сколько государство потратило на администрирование "налога на тунеядство", на Октябрьском экономическом форуме заявил: "Поверьте, - немного".

" Цели собрать деньги не было "

Цель введения налога, на взгляд эксперта Центра экономических исследований BEROC Екатерины Борнуковой, была "скорее воспитательная". Чиновники хотели либо заставить граждан, которые официально не работают, зарегистрироваться на бирже труда, либо выйти из тени работающих неофициально. Они высчитали, что в Беларуси 400 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые не числятся ни на какой работе, и тут же заявили, что все они - потенциальные плательщики нового налога.

По логике властей, предполагалось также заставить платить налоги зарабатывающих с помощью маятниковой миграции, например, в России, где учет работающих белорусов не ведется, поясняет эксперт.

Она обращает внимание на то, что под декрет подпадают и женщины, выбравшие для себя роль домохозяек. Количество зарегистрированных безработных в Беларуси действительно выросло, но реальной картины безработицы официальные данные все равно не отражают, по ее оценке, они в четыре-пять раз выше.

"50000 - это выстрел в воздух "

Понять, сколько денег собрали, невозможно, это усиленно скрывают, констатирует Борнукова. По ее мнению, есть основания не доверять чиновникам, утверждающим, что сейчас IT-технологии позволяют организовать сбор налога и выявление подлежащих его уплате относительно дешево. Ведь речь идет о сведении большого количества баз данных (то есть по многим критериям человек может не платить этот налог), и работа чиновников стоит денег.

Известно, что извещения на уплату налога налоговые службы разослали 50 тысячам граждан, однако, сомневается эксперт, вряд ли все они заплатят, и впереди еще много трат, в том числе "на отлов" плательщиков.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с международной практикой налогообложения, Борнукова указывает на то, что государство, по сути, наложило на своих граждан штраф за то, что они не работают, а это является нарушением прав человека, принуждением к труду. В конечном счете, полагает она, сам факт существования этого налога позорит страну на весь мир.

Принципиально согласен с Екатериной Борнуковой и главный редактор белорусской "Экономической газеты" Леонид Фридкин: "Новый налог вводили под предлогом восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет, а заодно припугнуть "теневиков". Однако и то, и другое вряд ли получилось: цифры не бьют. Налоговая нашла 50 000, остался вопрос - где еще 350 000?"

Схемы ухода от нового налога отрабатываются

Кроме того, он уверен, что из найденных налоговой службой потенциальных плательщиков половина отобьется, представив оправдательные документы. Фридкин обращает внимание на то, что декрет принят задним числом, то есть в этом году еще не все запаслись необходимыми справками, но в следующем таковых будет больше. В 2016 году, по его подсчетам, государство рассчитывало собрать около 84 млн долларов, но в реальности соберет максимум 10 млн.

Уведомление о необходимости заплатить "налог на тунеядство" получили некоторые студенты, учащиеся за рубежом. Они вынуждены предоставить "оправдательные документы".

Схемы ухода от нового налога отрабатываются. Например, муж, имеющий свою фирму, может урезать свою зарплату, оформить на работу жену, положив ей минимальный заработок. Также фиктивно устраиваются на работу и в других случаях, даже не имея родственников-владельцев собственных предприятий.

Единственная возможная польза от этой кампании - выявление тех, чьи расходы превышают официальные доходы, что в будущем позволит государству предъявить им свой счет, считает Фридкин. Однако, замечает он, это можно было сделать, даже не вводя новый налог. Ведь это и так входит в обязанности налоговой службы.

" Налог на тунеядство" вредит имиджу Беларуси

Вред же от кампании, на взгляд Фридкина, очевиден. Например, государство демонстрирует свое отношение к институту брака: в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же в таком случае муж платит двойную цену: налог за себя и за жену.

Контекст

Эксперты также указывают, что все белорусы, покупая любые товары и услуги в Беларуси, платят налоги, следовательно, уже хотя бы по одной этой причине им нельзя предъявлять претензии по статье "неучастие в финансировании госрасходов".

"Я абсолютно уверен, что расходы, связанные с выявлением "тунеядцев", и вся эта кампания повлекла за собой такие материальные и имиджевые потери для Беларуси, которые не компенсируются никакими собранными суммами", - резюмирует эксперт.

Правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству — — и какие услуги они будут оплачивать по полному тарифу. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства от 31 марта 2018 года № 239 .

Так, не занятые в экономике по полному тарифу платить за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в регионах создадут комиссии, которые будут принимать решения по тем, кто попал под действие декрета о содействии занятости.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кого будут считать занятыми в экономике?

К тем, кто занят в экономике, будут относить:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Кого исключили из списка незанятых?

При этом из числа трудоспособных граждан, не занятых в экономике, исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна. Так, к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не будут относить:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения , — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения .
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации , имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования , а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными ; находящихся на принудительном лечении .
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы ;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов ;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего , проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста , приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

Кроме того, не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии , в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности , тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому "применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности".

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. "Иммунитет" у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Под декрет не подпадают, но в комиссию по тунеядцам обратиться придется

Интересно, что уволенные или уволившиеся, которые по постановлению Совмина в течение квартала, следующего за кварталом, в котором остались без работы, не подпадают под действие декрета. При этом чтобы не платить за ЖКУ по экономически обоснованным тарифам, им нужно обратиться в комиссию, которая работает с тунеядцами, и предоставить соответствующие документы. То есть они не автоматически освобождаются от оплаты по полным тарифам «коммуналки», а по заявлению.

Такое же правило касается и уволенных из-за сокращения численности или штата работников, а также жен и мужей военных и молодых специалистов, работающих за границей. Более того, обратиться в комиссию по тунеядцам, чтобы не платить по экономически обоснованным тарифам за ЖКУ, должны и находившиеся под меднаблюдением в период беременности и родов.

Какое из ведомств и за что будет отвечать?

Министерству по налогам и сборам поручено обеспечить передачу Министерству труда и социальной защиты имущественных прав на программное обеспечение, связанное со сбором и передачей информации от государственных органов и иных организаций об участии граждан в финансировании государственных расходов.

Владельцем базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, определено Министерство труда и социальной защиты, а оператором базы данных, обеспечивающим создание и сопровождение базы данных при ее формировании и ведении, — ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Формирование и ведение данных осуществляется Министерством труда и социальной защиты в целях формирования сведений о трудоспособных гражданах, не занятых в экономике, а также ведения учета трудоспособных граждан, не занятых в экономике.

В базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Министерству связи и информатизации поручено обеспечить финансирование мероприятий по созданию и автоматизации процесса формирования базы данных в рамках реализации мероприятия 12 подпрограммы 2 Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Государственным органам, иным организациям, представляющим списки идентификационных номеров граждан для формирования базы данных, поручено совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг» обеспечить: проведение до 1 июня 2018 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных систем и ресурсов, учитывающих отдельные категории граждан, в целях автоматизации процесса формирования базы данных в электронной форме; передачу не позднее 1 сентября 2018 года и далее в установленные сроки сведений для формирования базы данных.

Минтруда совместно с НЦЭУ до 30 ноября 2018 года необходимо обеспечить доступ местным исполнительным и распорядительным органам к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Местным исполнительным и распорядительным органам до 30 ноября 2018 года поручено провести необходимые организационно-технические мероприятия для получения доступа к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Основные пункты принятого постановления вступают в силу после официального опубликования документа.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако в документе не было прописано, на кого из белорусов будет распространяться действие документа, а также список услуг, за потребление которых попавшие под действие декрета будут платить по экономически обоснованному тарифу. Это поручили определить правительству к 1 апреля.

Прогнозировалось, что белорусы, которые под действие декрета № 1, будут оплачивать по экономически обоснованному тарифу жилищно-коммунальные услуги. При этом о возмещении затрат на медицинскую помощь речь не идет, оказался Новополоцк, а из районов — Лоевский.

В Минтруда, рассказывая про декрет № 1, что правительство ежегодно будет определять территории с напряженной ситуацией на рынке труда. На программу по занятости населения в таких регионах будут направлять дополнительные средства из госбюджета.

По прогнозам Минтруда, под действие декрета № 1 около 250 тысяч белорусов.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за последние 4 года на 0,5 процентного пункта: с 5,1% в 2014-м до 5,6% . В Беларуси в прошлом году было 293,4 тысячи безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда. Это на 8,4 тысячи человек меньше, чем в 2016-м.

При этом заметно выросло число белорусов, которые выезжают на заработки за границу. Если в 2014 году за пределами страны трудились 62,2 тысячи человек, то в прошлом — 83 тысячи (из них 83,9% трудились в России). Для сравнения: в 2015 году работающих за рубежом было 39,4 тысячи, а в 2016-м — 59,5 тысячи.

Базу не занятого в экономике населения. Те, кто попал под декрет по содействию занятости населению, при этом имеет в собственности квартиры, с 1 января будут оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября 2019 года — газоснабжение и теплоснабжение. Кого включают в тунеядцы, на сколько подорожает жировка для не занятого в экономике, как узнать, что вы попали в базу иждивенцев?

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кого включают в тунеядцы, а кого — нет?

Если обобщить, то к не занятому населению будут относить тех, кто нигде не работает (по контракту и по гражданско-правовым договорам), не учится на дневной форме обучения, при условии, что у них нет оснований для невключения в базу. К примеру, к тунеядцам не будут относить белорусов, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна.

Так, в базу не попадут белорусы, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечение срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.

К занятому населению относят работающих по контракту и по гражданско-правовым договорам, ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом. К тунеядцам также не относят тех, кто уплачивает единый налог, творческих работников, священнослужителей, военнослужащих, официальных безработных, членов национальных и сборных команд по видам спорта, студентов дневной формы обучения.

Не попадут в базу и те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома. С полным списком можно ознакомиться по .

Как узнать, что вы попали в тунеядцы?

Доступ к базе данных не занятых в экономике граждан, которая сейчас корректируется и должна быть открыта 1 декабря, получить каждый житель Беларуси. Логин и пароль для доступа на портал выдадут бесплатно в службе «одно окно».

«Для физических лиц услуга будет доступна на Едином портале электронных услуг с 1 декабря в отношении себя лично с использованием ключа электронной цифровой подписи или уникального идентификатора», — рассказали ранее в Национальном центре электронных услуг.

Можно также в постоянно действующую комиссию по координации работы по содействию занятости населения по месту регистрации — позвонить или написать письмо, в том числе электронное.

При этом для идентификации нужно сообщить свой идентификационный номер, а также иную информацию, содержащуюся в документе, удостоверяющем личность.

Напомним, белорусам рассылать «письма счастья»: потенциальных не занятых в экономике просят подтвердить занятость.

Ранее сообщалось, что власти рассылать письма с уведомлениями тем, кто попал в базу.

Кого из тунеядцев и на сколько могут освобождать от полной оплаты ЖКУ

Тех тунеядцев, которые оказались в трудной жизненной ситуации, могут полностью или частично освободить от оплаты ЖКУ по экономически обоснованным тарифам. Для этого примерный перечень этих трудных жизненных ситуаций.

Справка сайт. Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

К тому же не занятых в экономике, которые оказались в трудной жизненной ситуации, полностью или частично освободить от оплаты ЖКУ по экономически обоснованным тарифам.

В примерном перечне объективных обстоятельств, которые могут быть отнесены к трудным жизненным ситуациям, значительная часть приходится на обстоятельства по состоянию здоровья.

Избежать полной или частичной оплаты ЖКУ могут те, кто ухаживает за ребенком до 14 лет (включительно), который относится к группе часто и длительно болеющих и состоит на диспансерном учете в организации здравоохранения, в том числе с хроническими заболеваниями.

При этом получить «освобождение» от полной оплаты коммуналки могут также те, кто не может найти работу. Но для этого нужно подпадать хотя бы под одно из условий.

Под трудную жизненную ситуацию также подпадает уход за нетрудоспособным членом семьи (супругом, родителями, совершеннолетними детьми, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками и т.д.) или родственником, который проживает в одном населенном пункте с тем, кто попал в число не занятых в экономике.

Среди других причин, по которым комиссии могут освободить от полной уплаты, — причинение вреда жизни, здоровья, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы. Для этого нужно предоставить, например, справку из МЧС, страховой компании.

Что делать тем, кто учится или работает за границей?

К 1 февраля следующего года в Беларуси будут сформированы первые списки трудоспособных граждан, не занятых в экономике. Там могут и белорусы, которые живут, работают и учатся за границей, если они не предоставят необходимые документы.

Белорусам, которые работают или учатся на дневной форме за границей, взять и предоставить документы, которыми можно подтвердить их деятельность, в постоянно действующую комиссию по координации работы по содействию занятости населения по месту их регистрации.

Для тех, кто трудится за границей, подтверждающим документом может быть копия трудового договора — контракта. Также доказательством послужит копия свидетельства, разрешения, лицензии на ведение адвокатской, нотариальной деятельности. Человек может предоставить копии и других документов, доказывающих, что он работает за границей.

Белорусам, которые учатся на дневной форме в других странах, можно взять справку из их учреждения образования. Подтвердить учебу за границей возможно и копией договора на оказание образовательных услуг или другими документами, доказывающими факт обучения.

Документы должны быть официально переведены на один из государственных языков Беларуси — русский или белорусский. Это значит, что переведенный документ должен быть заверен организацией, которая имеет право подтверждать правильность перевода документа по законам страны — нотариально, апостилем или другой существующей формой заверения официального перевода документов.

На сколько вырастут жировки тунеядцев

Те, кто не подтвердит занятость, уже с 1 января оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября следующего года — газоснабжение и теплоснабжение. То есть через год — в ноябре 2019-го — иждивенцы, у которых есть жилье, получат «полные» жировки.

Так, если собственником «двушки» является тунеядец, а вместе с ним зарегистрированы еще двое нетунеядцев, то он оплачивает по экономически обоснованным тарифам треть за отопление, подогрев воды и газоснабжение. Остальные две трети коммуналки за зарегистрированных нетунеядцев в квартире будут оплачиваться по субсидируемым тарифам.

В минской «однушке» на 37,8 квадрата, в которой зарегистрирован один человек, жировка за октябрь на 29,47 рубля. За горячее водоснабжение нужно заплатить 2,28 рубля, а за отопление — 5,98 рубля. Если бы эти услуги считали по полным тарифам, то суммы составили бы 10,95 рубля и 28,78 рубля соответственно.

То есть если в «однушке» на 37,8 квадрата проживает только один тунеядец, который одновременно является собственником жилья, то жировка в общей сложности вырастет на 31,47 рубля — до 60,94 рубля. При этом в более холодные месяцы, чем нынешний октябрь, на отопление будет уходить больше средств.

Как власти собирают данные о занятых в экономике?

Для формирования базы не занятого в экономике населения власти специальную электронную услугу — в онлайн-режиме передавать данные о занятом в экономике населении. Электронная услуга предоставляется бесплатно, воспользоваться ей могут как госорганы, так и другие организации, которые должны будут подавать данные о занятых в экономике. Физлицам предоставлять данные о своей занятости через программу не нужно.

Можно ли обжаловать решение комиссии?

Обжалование решений комиссией по координации работы по содействию занятости населения возможно в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Заработает ли государство на тунеядцах?

Власти говорят, что цель декрета — не пополнение дохода бюджета, а оказание содействия занятости населению в трудоустройстве. «Дойти до каждого человека, предложить услуги по трудоустройству или переобучению», — отмечают чиновники.

Напомним, по президентскому декрету № 1 «О содействии занятости населения» сбор на финансирование госрасходов за 2015 год уплатили 62,7 тысячи граждан в размере 18,6 миллиона рублей. Те, кто уплатил сбор на финансирование госрасходов, могут вернуть деньги.

На 30 сентября этого года налоговики 26,1 тысячи заявлений от белорусов, которые пожелали вернуть уплаченный сбор на финансирование госрасходов. Всего вернули уплаченные налоги на общую сумму в 8,1 миллиона рублей.



Похожие публикации