Вмс военно-морские силы бразилии фото. Военно-морские силы бразилии Вмс бразилии

А12 «Сан-Паулу» , на борту которого могут базироваться до 22 самолётов и до 17 вертолётов . Морская авиация Бразилии - почти исключительно палубная и не имеет самолётов берегового базирования. Задачи морской патрульной авиации возложены не на Авиацию ВМС, а на ВВС Бразилии . До 1997 года флоту в законодательном порядке было запрещено использовать самолеты с фиксированным крылом. Все самолёты относились к ВВС Бразилии , а морская авиация росполагала только вертолётами. В 1997 году этот запрет наконец был снят, и ВМС добились заключения сделки на приобретение американских палубных штурмовиков А-4 «Скайхок» , ранее состоявших на вооружении ВВС Кувейта .

Морская авиация берегового базирования используется для поисково-спасательны и учебных целей.

История

Управление воздухоплавания военно-морских сил (порт. Diretoria de Aeronáutica da Marinha ), со штабом в Рио-де-Жанейро, было образовано Указом № 15847 от 18 ноября 1922 года как Команывание воздушной обороны побережья (порт. Comando da Defesa Aérea do Litoral ), и получило своё нынешнее название Указом № 16237 от 5 декабря 1923 года .

Оно было реорганизовано в соответствии с Законом № 1658 от 4 августа 1952 года и его деятельность регулируется Указом № 36327 от 15 октября 1954 года .

Современные положения были приняты постановлением Главного материального управления ВМС (порт. Diretor-Geral do Material da Marinha ) № 29 от 1 апреля 2003 года .

Организация

Командование морской авиации (порт. Comando da Força Aeronaval )

Пункты базирования

Боевой состав

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения
1-я истребительно-штурмовая авиационная эскадрилья McDonnell-Douglas A-4KU Skyhawk II (AF-1)
McDonnell-Douglas ТA-4KU Skyhawk II (AF-1А)
Сан-Педру-да-Алдея
1-я разведывательно-штурмовая вертолётная эскадрилья Westland Super Lynx Mk.21A (AH-11A) Сан-Педру-да-Алдея
1-я противолодочная вертолётная эскадрилья Agusta-Sikorsky ASH-3H Sea King (SH-3A)
Sikorsky SH-3H Sea King (SH-3B)
Сан-Педру-да-Алдея
1-я вертолётная эскадрилья общего назначения Helibrás HB 350 Esquilo (UH-12)
Сан-Педру-да-Алдея
2-я вертолётная эскадрилья общего назначения Aérospatiale AS.332F1 Super Puma (UH-14)
Eurocopter AS.532 MK1 Cougar (UH-14)
Сан-Педру-да-Алдея
3-я вертолётная эскадрилья общего назначения Helibrás HB 350 Esquilo (UH-12) Манаус
4-я вертолётная эскадрилья общего назначения Bell 206B Jet Ranger III (IH-6B) Ладариу
5-я вертолётная эскадрилья общего назначения Helibrás HB 350 Esquilo (UH-12)
Helibrás HB-355 Esquilo (UH-13)
Риу-Гранди
1-я учебная вертолётная эскадрилья Bell 206 Jet Ranger III (IH-6B) Сан-Педру-да-Алдея

Техника и вооружение


Тип Оригинальное название Бразильское обозначение Производство Назначение Количество Примечания
Самолёты
А-4 Скайхок McDonnell Douglas A-4KU AF-1 Skyhawk AF-1A Skyhawk США США

США США

палубный штурмовик

учебно-боевой

20 Sikorsky SH-3A SH-3A Sea King SH-3B Sea King США США

США США

противолодочный вертолёт 7
Супер Линкс Mk 21A Westland Lynx HAS Mk 21A Westland AH-11A Super Lynx Великобритания Великобритания противолодочный вертолёт 13

Опознавательные знаки авиации ВМС Бразилии

    Brazilian Navy Aviation roundel.svg

    Опознавательный знак

    Brazil Naval aviation fin flash.svg

    Знак на киль

Галерея

    Aérospatiale AS 332 Super Puma Força Aeronaval, Esquadrão UH-14.jpg

    Eurocopter AS332F

    Bell 206 JetRanger Força Aeronaval, Esquadrão HI-1.jpg

    Bell Helicopter Textron 206B

    Helicopter of the Brazilian Navy.jpg

    Westland Lynx HAS Mk 21A

    SH-3 Sea King Força Aeronaval, Esquadrão HS-1.jpg

См. также

Напишите отзыв о статье "Авиация ВМС Бразилии"

Примечания

Ссылки

  • (порт.)
  • (порт.)
  • (порт.)
  • (порт.)

Отрывок, характеризующий Авиация ВМС Бразилии

– Vous vous enrolez pour la guerre, mon prince? [Вы собираетесь на войну, князь?] – сказала Анна Павловна.
– Le general Koutouzoff, – сказал Болконский, ударяя на последнем слоге zoff , как француз, – a bien voulu de moi pour aide de camp… [Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.]
– Et Lise, votre femme? [А Лиза, ваша жена?]
– Она поедет в деревню.
– Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены?
– Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте!
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]

Современные и мощные подводные силы позволят Бразилии претендовать на роль глобального игрока . Бразилия находится вдали от традиционных для мировой истории театров военных действий, по крайней мере в нашем, европейском ее понимании. Да и история ее как независимого государства не может сравниться со странами Старого Света.

Страна получила независимость только в 1822 году, а до того находилась под властью португальской короны. Однако все это отнюдь не помешало Бразилии стать одной из ведущих военно-морских держав Латинской Америки, флот которой в Западном полушарии уступает по боевому потенциалу только ВМС США. Кроме того, на сегодня Бразилия – единственная латиноамериканская страна, которая реализует крупномасштабную программу создания современных подводных сил, а в перспективе – атомной подводной лодки.

И в том числе спецназ

Военно-морские силы в настоящее время являются одним из трех видов ВС Бразилии и организационно включают в себя флот, авиацию, морскую пехоту, а также части и подразделения специального назначения, тыла и пр.

Возглавляет ВМС Бразилии министр военно-морских сил, осуществляющий общее руководство национальными ВМС через главный штаб ВМС, командование морскими операциями и главное командование морской пехотой. Главный штаб ВМС располагается в городе Бразилиа. В составе главного штаба находятся адмиралтейство, управление гидрографии и навигации, отдел научных исследований и разработок, управление кадров, управление МТО и генеральный секретариат.

Командование морских операций включает в свой состав командованияе надводного флота, подводных сил, морской авиации, а также контроль за морским судоходством и военно-морскими районами.

Национальная кораблестроительная промышленность Бразилии обладает компетенциями по постройке и подводных лодок.

Следует отметить, что главе командования подводных сил подчиняется подразделение сил специальных операций – отдельный элитный отряд боевых пловцов GRUMEC (Grupamento de Mergulhadores de Combate, официальная дата создания – 12 декабря 1997 года). Это бразильский военно-морской спецназ, личный состав которого подготовлен американскими и французскими военными инструкторами. Подготовка личного состава данного отряда осуществляется на специальных 6-месячных учебных курсах в Центре подводных систем ВМС Бразилии, расположенном в пункте базирования Нитерой. Основная часть преподавателей и инструкторов центра сегодня – французские военные.

В программу занятий бразильских боевых пловцов входит подготовка к ведению любых видов разведывательно-диверсионных операций (действий). В составе отряда имеется особая спецгруппа «захват и спасение» (GERR/MEC) численностью около 50 человек, предназначенная для проведения операций по спасению заложников, удерживаемых на морских, речных судах или в джунглях, а также по освобождению нефтяных платформ, судов и т.п.

С опорой на немецкий гений

Подводные силы являются одними из наиболее многочисленных, современных и боеспособных в Латинской Америке. Основная база бразильских подводников – ВМБ «Адмирал Кастро э Силва» около Рио-де-Жанейро. В боевом составе насчитывается пять неатомных подводных лодок, в том числе четыре ДЭПЛ типа «Тупи» (Tupi) и одна ДЭПЛ типа «Тикуна» (Tikuna, усовершенствованный вариант ПЛ типа «Тупи»), которые являются модификацией известного немецкого проекта «Тип 209» (соответственно Type 209/1400 и Type 209/1400Mod).

Головная субмарина типа «Тупи» (S30) была построена на немецкой судоверфи компании HDW в Киле в 1989 году, а остальные три корабля «Тамойо» (S31), «Тимбера» (S32) и «Тапайо» (S33) строились в 1994–1999 годы уже на бразильской судоверфи в Рио-де-Жанейро (Арсенал ВМС) из материалов и комплектов, полученных из Германии. При этом стоит отметить, что по первоначальному контракту от 1984 года до конца 1990-х годов планировалось построить в Бразилии четыре подлодки типа «Тупи», а затем еще две по усовершенствованному проекту. В итоге построили только три ПЛ типа «Тупи» и одну ПЛ улучшенного проекта – типа «Тикуна» (проект SNAC-1). Последняя была заложена на верфи в 1997 году, спущена на воду в апреле 2000 года и впоследствии передана флоту.

От базового проекта усовершенствованная «Тикуна» (S34) отличается увеличенным водоизмещением (надводное – на 600 т больше, подводное – почти на 1 тыс. т больше), увеличенными размерами (длина – на 6 м больше, ширина – на 2 м), увеличенной до 300 м глубиной погружения, а также расширенным составом вооружения – новые торпеды «Бофорс-2000», ПКР «Экзосет» или «Саб-Гарпун», общим боекомплектом 16 ракет и торпед (либо до 32 мин типа MCF-01/100 взамен части торпед), и новой корабельной системой управления стрельбой типа ISUS 83-13.

Вторую подлодку данного типа, «Тапуйа» (S 35), так и не построили (первоначально предусматривалось ввести ее в боевой состав флота в 2005 году). Предпочтение было отдано закупке партии подлодок типа «Скорпена».

В рамках программы MODSUB выполнена модернизация ПЛ типа «Тупи»: контракт стоимостью 35 млн долл., выданный 29 января 2008 года, исполняет компания Lockheed Martin. В рамках модернизации предусмотрена установка новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа AN/BYG-501 Mod. 1D (Lockheed Martin), а также усовершенствование вспомогательных механизмов, гидроакустического и радиоэлектронного вооружения, систем управления вооружением, самообороны и навигации.

Компания OSI Geospatial Inc. поставляет для подлодок навигационную систему ECPINS, которая будет интегрирована с БИУС/АСБУ и заменит аналогичную систему Calypso III компании Thomson-CSF, тогда как автоматизированная система обработки данных KAFS-A10 компании Ferranti заменяется АСБУ SUBTICS разработки UDS International – подразделения DCNS. Кроме того, субмарины получат новые боковые антенны ГАС, а стоявшие ранее на их вооружении торпеды Mk. 24 «Тайгерфиш» (Tigerfish) компании Marconi Underwater Systems Ltd заменяются на американские Mk48 Mod6AT компании Raytheon. Работы по первой подлодке «Тапайо» (S 33) были завершены в 2011 году. Контрактом предусмотрена соответствующая модернизация берегового учебного Центра подводных сил.

Французская помощь

29 января 2008 года Бразилия заключила с Францией масштабное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого 23 декабря 2008 года был подписан предварительный, а 3 сентября 2009 года окончательный, более детальный контракт по вопросу оказания Францией помощи в модернизации подводных сил ВМС Бразилии (стоимость контрактов – около 6,7 млрд. евро).

В частности, бразильское правительство заключило с французскими судостроителями контракт на поставку четырех НАПЛ типа «Скорпена» (Scorpene, в модификации Scorpene S-BR), специально доработанных под требования ВМС Бразилии. Новые ПЛ отнесены к типу «Риачуэло» (Riachuelo), в состав их вооружения планируется включить ПКР «Экзосет» SM39 Block 2 Mod 2. Также подлодки получат АСБУ SUBTICS, гидроакустический комплекс S-CUBE компании Thales Underwater Systems (TUS) и подъемно-мачтовые устройства компании Sagem.

Исполнитель контракта – компания BSC (Baia de Sepetiba Consortium), совместное предприятие французской DCNS и бразильской Odebrecht Defesa e Technologia (Odebrecht Defense and Technology), а собственно постройка подлодок осуществляется на судоверфи компании ICN (Itaguai Construcoes Navais), учредителями которой стали DCNS и бразильские Odebrecht Defesa e Technologia и NUCLEP (Nuclebras Equipamentos Pesados S/A). Последняя специализируется в области ядерных технологий. Предполагается, что данные подлодки войдут в боевой состав подводных сил ВМС Бразилии в период, начиная с 2016–2017 годов, с интервалом в два года и получат имена в честь бразильских географических объектов: «Риачуэло» (S40, 2016–2017), «Хумаита» (Humaita, S41, 2018), «Тонелеро» (Tonelero, S42, 2020) и «Ангостура» (Angostura, S43, 2022).

Все силы – на атомоход

Особое внимание военно-политическое руководство Бразилии уделяет чрезвычайно амбициозной программе подводного кораблестроения – разработке и постройке собственными силами, правда, не без помощи зарубежных специалистов, атомной многоцелевой подводной лодки водоизмещением около 6 тыс. т (получила обозначение SN-BR), на что в бюджете предусматривается выделение около 1,4 млрд. долларов. Причем проект создания собственной атомной подлодки, первые шаги по которому в Бразилии были предприняты еще в 1979 году, на сегодня – это часть более комплексной программы PROSUB, предусматривающей постройку для ВМС Бразилии крупной партии подводных лодок различных классов и типов.

Со стороны Бразилии управление программой создания атомохода осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой расположена в Рио-де-Жанейро и которая располагает годовым бюджетом в 250 млн. долларов.

По условиям упомянутых соглашений и контрактов, подписанных в 2008–2009 годы, французская сторона взяла на себя обязательство оказать Бразилии помощь в постройке новой военно-морской базы – места базирования будущих бразильских подводных атомоходов – и современной судоверфи в городе Сепетиба Бей, что в районе Рио-де-Жанейро. Здесь планируется осуществить постройку головной атомной многоцелевой подводной лодки, а также четырех модифицированных НАПЛ типа «Скорпена». Металл для первой субмарины начали резать в июне 2011 года, а ее закладка состоялась в 2013 году. Головная ПЛ «Риачуэло» была заложена первоначально в 2010 году на верфи в Шербуре и будет достраиваться уже в Бразилии.

Новая судоверфь была в торжественной обстановке открыта президентом Бразилии Дилма Русеф в марте 2013 года. Кроме того, французские специалисты оказывают существенную помощь в вопросах проектирования атомной ПЛ, в которой, как указывается, найдут воплощение многие из решений, реализованных в проекта многоцелевой АПЛ типа «Барракуда» (Barracuda), а также некоторые важнейшие системы, включая атомную энергоустановку.

Кроме вышеперечисленного, в рамках упомянутого соглашения французская сторона обязалась выполнить и ряд других условий: выполнить передачу технологий; оборудовать учебные мощности и подготовить необходимый персонал; поставить 30 «тяжелых» торпед F21 разработки компаний DCNS, Thales Underwater Systems и ATLAS Elektronik GmbH, 50 имитаторов подводной цели CANTO (компании Terma и DCNS); помощь в постройке комплекса в составе пункта базирования подводных сил и судостроительного комплекса (EBN); возведение в Бразилии специализированного производственного комплекса по выпуску металлоконструкций (Manufacturing Unit for Metal Structures – UFEM) и пр.

Добавим, что соглашение по ВТС от 2008 года также предусматривает поставку ВМС Бразилии 50 вертолетов на сумму 1,9 млрд. долларов.

Ввод в боевой состав флота первого национального атомохода планируется в 2023–2025 годы (первоначально планировалось сделать это в 2010 году). Впрочем, бразильские специалисты, прежде чем приступить к активной фазе реализации программы создания атомохода, решили, что называется, опробовать силы на менее сложном варианте – разработать и построить своими силами неатомную ПЛ.

Предполагалось, что в случае успешной реализации данного проекта будут решены две задачи: во-первых, замена в боевом составе флота устаревших субмарин типа «Тупи» позволит повысить боевой потенциал подводных сил ВМС Бразилии, а во-вторых, это даст возможность бразильским корабелам получить неоценимый опыт в проектировании и постройке современных подводных боевых кораблей.

В виде такого пробного приложения усилий и стал проект SNAC-1 (НАПЛ типа «Тикуна»), разработанный инженерным управлением ВМС Бразилии в качестве переходного к созданию первой национальной АПЛ (проект SNAC-2). Впоследствии, однако, бразильские адмиралы решили сменить партнера в программе национального подводного кораблестроения: вместо Германии, как мы видим, сегодня упор сделан на сотрудничестве с Францией.

О результатах этого мы узнаем лишь через несколько лет. Пока же в специализированных СМИ была обнародована информация о том, что национальная программа атомного подводного кораблестроения сделала существенный шаг вперед в связи с весьма серьезными подвижками в вопросе создания прототипа национального ядерного реактора. Как известно, ядерный реактор типа PWR (водо-водяной ядерный реактор), разрабатываемый в рамках проекта IPEN/MB-1 в Арамарском технологическом центре, вступившем в строй в районе Сан-Паулу в 1988 году.

В соответствии с утвержденными планами предназначенный для перспективного бразильского подводного атомохода ядерный реактор мощностью 50 МВт позволит обеспечить ПЛ скорость подводного хода до 25 уз и должен был быть подготовлен к установке на атомоход в 2004 году, однако по целому ряду причин планы были отложены на более дальний период.

В заключение отметим, что, согласно обнародованным в 2012 году планам, в период до 2031 года бразильский флот должен получить значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов, включая атомные и неатомные подводные лодки, фрегаты и корветы УРО, сторожевые (патрульные) корабли океанского класса, десантные корабли и пр. В итоге к 2034 году бразильские адмиралы рассчитывают располагать подводным флотом в составе не менее 15 неатомных и шести атомных многоцелевых подводных лодок.

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (42-47)

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Капитан 1 ранга В. ЧЕРТАНОВ

Воды Южной Атлантики, находящиеся под юрисдикцией Бразилии (общей площадью 4,5 млн км2), богаты природными ресурсами и потому играют жизненно важную роль в достижении и поддержании ее национальных политических и экономических интересов. Наличие достаточно крупных по составу и боеспособных военно-морских сил имеет определяющее значение, ибо гарантирует свободу морского торгового судоходства и соблюдение правового режима в территориальных водах и исключительной экономической зоне страны, а также за их пределами.

Наиболее существенные изменения в стратегической концепции строительства и боевого применения бразильских ВМС соотносятся с тремя ключевыми событиями в политической и экономической сферах страны. Во-первых, это формирование в составе правительства министерства обороны, что, по оценкам военного руководства, способствовало более согласованному подходу к процессам административного и материально-технического обеспечения вооруженных сил, особенно при совокупных закупках ВВТ для двух или более видов ВС, а также более четкому планированию объединенных операций ВС по сценариям, предусмотренным в рамках национальной оборонной политики. Во-вторых, поворотным моментом в оперативном использовании и сбалансированности бразильских ВМС стал ввод в ноябре 2000 года в боевой состав флота авианосца «Сан-Паулу» (бывший французский АВМ «Фош»), с борта которого могут действовать как вертолеты, так и самолеты AF-1/ AF-1A «Скайхок». И в третьих, это консолидация оборонной (включая кораблестроительную) промышленности (в том числе в процессе ее национализации), что стимулирует строительство современного флота при максимальной независимости от иностранных технологий.

Вместе с тем бразильские ВМС, объективно наиболее мощные среди латиноамериканских стран, нацелены не на доминирование в регионе Южной Атлантики, а на достижение своих оборонительных целей в партнерстве с соседними государствами. Они стремятся укреплять всесторонние связи с флотами дружественных стран, регулярно участвуя в межнациональных учениях различной направленности, а также в программах взаимообмена личным составом и военными специалистами.

В ВМС Бразилии насчитывается 37 боевых кораблей (авианосец, пять подводных лодок, эсминец, девять фрегатов, четыре корвета, восемь патрульных, три десантных и шесть минно-тральных), 33 катера (22 патрульных и 11 десантных), до 68 вспомогательных судов различного назначения (океанографических, гидрографических и навигационного обеспечения - 30, учебных - 8, транспортных - 4, танкерных - 2, спасательных - 1, госпитальных - 3, буксиров -14, других малых, в том числе речных, судов - 6).

Численность личного состава военно-морских сил по состоянию на начало 2006 года составляет 48 600 человек, в том числе в авиации флота- 1150, в морской пехоте - 14 600.

Организационная структура ВМС Бразилии. Бразильские ВМС, как и другие виды вооруженных сил (СВ и ВВС), подчинены министерству обороны. Командующий военно-морскими силами (с 2003 года - адмирал Роберту де Гимараэш Карвальо) осуществляет непосредственное управление подчиненными формированиями (по оперативной и административной организации) через главный штаб (начальник штаба - адмирал). На высшем уровне оперативной организации - командование морских операций (командующий - адмирал), которому подчинены три командования - флота (командующий вице-адмирал), сил морской пехоты (генерал-лейтенант), контроля за судоходством и девять военно-морских районов. На административном уровне в ведении командующего ВМС находятся органы центрального подчинения: секретариат, командование морской пехоты (командующий - генерал), три главных управления -МТО, кадров, навигации (см. схему).

Командование флота объединяет однородные силы ВМС - подводные, надводные и воздушные, два командования оперативной подготовки, центры - учебный, систем оперативного обеспечения, обслуживания малых кораблей и катеров, а также включает главную военно-морскую базу Рио-де-Жанейро, расположенную в городе-спутнике Нитерой.

Воздушные силы флота представлены истребительно-штурмовой эскадрильей VF-1 (20 истребителей AF-1 и три двухместных AF-1A «Скайхок») и 77 вертолетами в составе восьми эскадрилий: учебной HI-1 (19 машин IH-6B «Джет Рейнджер III»), противолодочной HS-1 (13 SH-3A/B «Си Кинг»), разведывательно-ударной НА-1 (12 АН-11А «Супер Линкс») и пяти вспомогательных HU-1-5 (26 UH 12/13 «Эскуило» и семь UH-14 «Супер Пума»). Все они, кроме трех (HU-3, -4, -5), базируются на АвБ Сан-Педро-д"Алдейа (в пригороде Рио-де-Жанейро). На территории авиабазы расположены также авиационный учебно-инструкторский центр, склад МТО и госпиталь.

Командования оперативной подготовки отвечают за планирование, комплектование и подготовку оперативных формирований флота на период учений или проведения операций.

Силы морской пехоты флота (штаб на базе МП Риу-Мерити, северный пригород Рио-де Жанейро) объединяют два войсковых формирования МП (амфибийную дивизию и группу сил усиления и обслуживания) и батальон специальных операций, дислоцирующиеся на трех базах МП в районе Рио-де-Жанейро (штаб сил МП - на базе МП Риу-Мерити), а также два учебных центра и центр оперативной подготовки МП.

Амфибийная дивизия имеет в своем составе штабную роту, три пехотных батальона, артиллерийский дивизион, батарею зенитной артиллерии и две роты - танковую (танки SK-105A2S) и связи. Все эти силы дислоцируются на отдельной базе МП Илья-до-Говернадор (о. Говернадор, бухта Гуанабара, г. Рио-де-Жанейро). Здесь же размещается учебно-инструкторский центр капралов и сержантов МП.

Группа сил усиления и обслуживания включает батальоны инженерный, снабжения и плавающих БТР (AAV7 и AAV7A1 американского производства), а также роты военной полиции и РЭБ. Она размещается на базе МП Илья-да-Флорес (о. Флорес, бухта Гуанабара).

Батальон специальных операций дислоцируется на базе МП Кампу-Гранди (г. Рио-де-Жанейро). Здесь же находится учебный центр начальной подготовки новобранцев МП.

Центр оперативной подготовки МП готовит подразделения МП к развертыванию в составе оперативных формирований флота, участвующих в проведении учений и операций ВМС. Место дислокации центра - о. Марамбайа (б. Гуанабара).

Командования военно-морских районов. Территория и прилегающие акватории Атлантического океана, находящиеся под юрисдикцией Бразилии, разделены на девять военно-морских районов (BMP). Штабы командований BMP размещены в следующих городах: Ладариу (6-й BMP) и Бразилиа (7-й) в западном и центральном регионах страны, Белем (4-й BMP) в северном регионе, Натал (3-й) и Салвадор (2-й) в северо-восточном, Рио-де-Жанейро (1-й) и Сан-Паулу (8-й) в юго-восточном, Риу-Гранди (5-й BMP) в южном и Манаус (9-й BMP, бывшее командование ВМС в Западной Амазонии, входившее до 2005 года в состав 4-го BMP).

Военно-морские районы предназначены для выполнения патрульных функций и решения поисково-спасательных задач силами приданных им патрульных кораблей и катеров, а также океанских буксиров (шесть). По мере необходимости патрульные силы могут привлекаться к отдельным операциям флота при их проведении в зоне BMP. Командования некоторых районов (5, 6 и 9-го) могут использовать в своих целях вспомогательные вертолеты из состава эскадрилий авиации флота, базирующихся на АвБ в Манаус (HU-3), Ладариу (HU-4) и Риу-Гранди (HU-5). Кроме того, во всех BMP (за исключением 8-го) расквартированы отряды МП, которые приданы им для обеспечения безопасности. Командование 9-го BMP располагает также дивизионом речных патрульных катеров, а командованию 2-го BMP подчинены минно-тральные силы в составе шести базовых тральщиков (БТЩ), базирующихся в ВМБ Арату (г. Салвадор). В распоряжении командований районов находятся также госпитальные суда, два речных транспорта и речное навигационное судно.

Метеорологическое, навигационное и картографическое обеспечение ВМС возложено на управление гидрографии и навигации, которое использует в этих целях дивизион гидрографических кораблей. Два океанографических судна и четыре ГИСУ базируются в ГВМБ Рио-де-Жанейро (Нитерой) и еще шесть судов навигационного обеспечения распределены по военно-морским районам.

Оперативная и боевая подготовка ВМС. Задачи ОБП бразильский флот активно отрабатывает ежегодно в ходе типовых региональных учений с участием, как правило, ВМС соседних стран. Наиболее крупными из них являются маневры «Юнитас», которые проводятся ВМС латиноамериканских стран и США у побережья Южной Америки. Кроме

Бразилии к ним привлекаются Аргентина, США, Уругвай, а также Канада, Франция, Перу и Испания. На учениях «Юнитас-46» (в ноябре 2004 года) бразильская оперативная группа в составе двух фрегатов и подводной лодки отрабатывала задачи БП у побережья южной части Бразилии и Уругвая с кораблями США, Аргентины, Уругвая и Испании. Затем у побережья Бразилии она участвовала в двусторонних учениях «Фратерно-23» с кораблями ВМС Аргентины. На учениях «Юнитас 47-06» в октябре 2005 года бразильские корабли действовали в едином боевом ордере с кораблями ВМС Испании и Аргентины. Регулярно проводятся и другие типовые учения: с Аргентиной - «Араекс», с Уругваем - «Уруекс» и «Агуас кларас» (противоминные), с Венесуэлой -«ВенБраз», с Чили - «Богатун».

В декабре 2004 года флот Бразилии проводил учения «Эскуадрекс II» с участием двух фрегатов, десантного транспорта-дока, двух корветов, войскового транспорта, танкера и океанского буксира. В ходе них отрабатывались задачи сдерживания противоборствующих сил (недружественной страны) и подготовки плацдарма для высадки сначала батальона миротворческих сил (в район аэропорта), а затем батальонной десантной группы МП в ходе десантной операции, проводимой силами оперативной группы флота.

В декабре того же года ТДК «Маттозо Майа» доставлял войсковой контингент в полном снаряжении из Рио-де-Жанейро на о. Гаити в поддержку наземных сил, действовавших в рамках миротворческой операции под эгидой ООН в этой стране {«Гаити II »).

В период с октября 2004 по март 2005 года исследовательское полярное судно «Ари Ронжел» (Н44) из состава дивизиона гидрографических кораблей проводило операцию «Антарктика XXIII » в поддержку бразильской антарктической станции и научных исследований на этом континенте. В первой половине 2005 года флот Бразилии принимал также участие в учениях ОВМС НАТО «Суордфиш» и «Линкд сиз».

В соответствии с курсом правительства страны на налаживание партнерства и кооперации (в том числе по линии ВМС) с африканскими странами с 2003 года (после подписания соответствующего соглашения с ЮАР) в Юго-Восточной Атлантике проводятся учения флотов двух стран - АТЛАСУР, к которым привлекаются также ВМС Аргентины и Уругвая. Налаживанию взаимодействия флотов в решении задач обеспечения безопасности в этой части Атлантического океана придается в Бразилии особое значение.

(Окончание следует)

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

История военно-морских сил Бразилии (Marinha do Brasil) берет начало в марте 1823 года, когда адмирал Кокрен (Lord Thomas Alexander Cochrane) возглавил флот этой страны, боровшейся за отделение от Португалии, и поднял свой флаг на корабле «Педро Первый» (Pedro Primero). ВМС являются наиболее аристократическими и консервативными из видов бразильских ВС, а большая часть морских офицеров происходит из зажиточных слоев общества. Хотя флот и участвует в речных и береговых операциях, его первоочередная цель – операции в открытом море. Из-за этого представители ВМС реже принимают участие во внутренних операциях, чем личный состав сухопутных войск и ВВС.

Вынуждены быть сильными

Определяющими в развитии ВМС в конце ХХ века стали три основных события. Во-первых, Фолклендская война 1982 года показала, что надежды на союзников из стран Латинской Америки при ведении боевых действий могут оказаться призрачными. Во-вторых, руководство республики пришло к выводу, что экономические ее конкуренты всегда могут нацелить на Бразилию другие государства. Поэтому в 1993 году Бразилия резко ответила на совместные маневры Гайаны и США возле бразильской границы. Наконец, обострение мировой проблемы сырьевых ресурсов подталкивает многие страны к оказанию давления на Бразилию с целью получения от нее сырья по приемлемым для них ценам.

Вероятно, именно эти угрозы со стороны Северной Америки и Европы привели к ускорению развертывания программы создания атомного подводного флота и, вероятно, собственного ядерного оружия как сдерживающего фактора. Поэтому стремление к созданию мощного подводного флота в составе бразильских ВМС является ключевым компонентом морской составляющей стратегии национальной обороны страны, опубликованной 17 декабря 2008 года. Министерство обороны и правительство заявили о намерении приобрести значительное количество обычных и атомных ПЛ, а также развивать национальные возможности по проектированию и строительству лодок обоих типов, а также ракетных вооружений для них.

Коллаж Андрея Седых

В условиях острых финансовых ограничений ВМС Бразилии продолжают поддерживать курс на сохранение и усиление своих боевых возможностей, укрепление военно-политических позиций в Латинской Америке. Кроме того, Бразилия традиционно является крупной морской державой, экономика которой находится в большой зависимости от состояния торгового судоходства.

В настоящее время основными боевыми задачами ВМС Бразилии являются защита морских коммуникаций, выполнение международных и национальных геополитических обязательств, оборона территориальных вод страны, где расположено большинство эксплуатирующихся нефтяных скважин, и прибрежной зоны протяженностью 8500 километров (в соответствии с принятыми правительством нормативными актами ВМС должны получать долю от лицензионных платежей на добычу нефти для проведения модернизации флота и другого оборудования, необходимого для охраны экономических интересов государства).

Кораблестроительная программа

Несмотря на улучшение финансирования ВМС с 2004 года, выделяемых средств недостаточно, чтобы остановить процесс старения вооружения. Например, выделенных флоту в 2007-м 550 миллионов реалов оказалось достаточно только на поддержку имеющихся кораблей. Тем не менее когда возникают кардинальные проблемы, требующие поддержания авианосных сил и создания атомного подводного флота, финансовые средства у руководства страны всегда находятся.

Долгосрочная национальная программа строительства атомных подводных лодок (ПЛА) идет в плановом порядке. В среднесрочной перспективе возникнет также потребность в проектировании и постройке неатомных подводных лодок (НАПЛ) нового поколения. Скорее всего разработка проекта начнется при участии Франции, которая в 2008 году приняла решение оказать помощь Бразилии в создании собственной ПЛА.

Программы НИОКР в интересах надводных сил флота, осуществляемые Аналитическим центром систем ВМС, Технологическим центром и Институтом изучения моря имени адмирала Пауло Морейра, направлены в основном на разработку систем ПЛО, ПРО, РЭБ, боевого управления, подводных сил, создание новых технологий и минимизацию национальной зависимости от зарубежных источников стратегических ресурсов.

Состояние программы военного кораблестроения Бразилии на начало 2012 года приведено в таблице.

Подводные силы

ПЛА. Страна располагает большими запасами урана (6-е место в мире), является членом МАГАТЭ, однако не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, считая его дискриминационным и ущемляющим права Бразилии на получение новейших технологий. В стране имеются квалифицированные научные кадры и достаточно АЭС. Бразилия ратифицировала Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Конвенцию о физической защите ядерного материала. Подписано четырехстороннее специальное соглашение между Аргентиной, Бразилией, АВАСС (Аргентино-бразильское агентство по учету и контролю за расщепляющимися материалами. Прим. ред. ) и МАГАТЭ, предусматривающее распространение полномасштабных гарантий последнего на ядерную деятельность этих стран. Бразильское правительство заявило об отказе от осуществления ядерных испытаний даже в мирных целях. Но по мнению большинства экспертов, это была скорее рекламная акция.

Кораблестроительная программа ВМС Бразилии на начало 2012 года

Класс и тип корабля Кол-во в постройке+ планируемое (единиц) Планируемые сроки завершения постройки (годы)
ПЛА 1+2 2023–2025

4+11 2015–2021

0+3 После 2015

0+3 После 2012

0+5 2015

0+5 2015
Примечание: ФР – фрегат, КРВ – корвет, ПКА – патрульный катер, ДКА – десантный катер

На 2012 год данных о наличии в Бразилии ядерного оружия нет. Однако известно, что тайная ядерная программа велась в 80–90-х годах под фактическим руководством ВС страны и прежде всего ВМС. Работы над ней проводились в основном в Институте энергетических и ядерных исследований, в Центре аэрокосмической технологии ВВС, в Центре технических разработок бразильской армии, а также в Институте ядерных исследований страны. Нынешнее состояние программы неизвестно из-за секретности.

Бразилия начала реализацию программы постройки ПЛА еще в 1979-м. Однако из-за финансовых проблем выделение средств на эту разработку было приостановлено после 1994 года и в течение прошлого десятилетия работы были практически свернуты. В 2007 году президент принял решение о возобновлении финансирования разработки ПЛА, в начале 2008-го было принято решение использовать ПЛА ВМС Франции в качестве прототипа бразильской атомной подводной лодки.

Управление программой создания ПЛА осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой размещена в Рио-де-Жанейро, с ежегодным бюджетом 250 миллионов долларов. Целью ее деятельности является завершение в ближайшие десять лет создания ПЛА для ВМС Бразилии. Реактор для ПЛA будет разработан бразильскими специалистами, вероятно, с помощью Франции. Прототип ядерного реактора (тип PWR) проекта IPEN/MB-1 уже создан на уранообогатительном заводе в городе Арамаре (муниципалитет Иперо) в районе Сан-Паулу, вступившем в строй в 1988 году. Ожидают, что разработка атомного реактора займет до восьми лет и будет стоить более 600 миллионов долларов.

Эксперты отмечают значительное оживление в реализации программы строительства ПЛА (планируется построить три единицы), которая на начало 2012 года предусматривает ассигнования в размере 1,4 миллиарда долларов. ПЛА будут построены на новом, специально созданном для этого судостроительном заводе (ССЗ) ВМС Бразилии в городе Сепетиба Бей (штат Рио-де-Жанейро). Предполагается, что реактор мощностью 50 МВт обеспечит для ПЛА водоизмещением около 3000 тонн скорость хода до 25 узлов. По другим данным, ПЛА будет представлять вариант французской ПЛАТ типа «Барракуда» (Barracuda).

В 2012 году Бразилия выделит еще около 200 миллионов долларов на строительство ПЛА. По информации Министерства обороны страны, поскольку Франция решила оказать помощь в строительстве атомоходов (и скорее всего не только передаст партнерам версию реактора K-15, но и поможет освоить его производство), последователи Кокрена намерены заказать также французские НАПЛ типа «Скорпен» (Scorpene). По оценке ряда экспертов, головная ПЛА обойдется Бразилии в два миллиарда евро и должна быть готова ориентировочно к 2023 году. Официально заявлено, что компания DCNS будет осуществлять техническую поддержку и передачу технологии создания «неядерной части» первой ПЛА для ВМС Бразилии.

По данным ряда источников, Аргентина и Бразилия объединяют усилия для совместной постройки ПЛА. В случае подтверждения эта информация может свидетельствовать о кардинальном повороте в политике взаимоотношений двух государств от тайного соперничества к взаимному сотрудничеству в оборонной политике.

Бразилия также заявила о намерении построить базу ПЛА недалеко от Рио-де-Жанейро.

НАПЛ. В составе ВМС имеется пять НАПЛ (четыре – проекта 209/1400 и одна – улучшенного проекта 209/1400). Из них одна НАПЛ проекта 209/1400 построена в Германии, а остальные – по германским технологиям на ССЗ Arsenal de Marinha в Бразилии.

Бразильско-французский контракт на постройку четырех НАПЛ «Скорпен» и неядерной части первой бразильской ПЛА, а также передачу Бразилии технологий подводного судостроения и оказание помощи в строительстве военно-морской базы и судостроительной верфи был подписан с французской кораблестроительной компанией DCNS в конце 2008 года.

В настоящее время в Шербурге ведется постройка передней части первой из четырех НАПЛ. Затем построенная часть лодки в четвертом квартале 2012 года будет доставлена в Бразилию. Строительство задней части первой НАПЛ началось в Бразилии в июле прошлого года.

НАПЛ «Скорпен» S-BR предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей в ограниченном районе, ведения противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, борьбы на морских коммуникациях в ограниченных районах.

Все подлодки (четыре НАПЛ и одна атомная ПЛ) строятся в соответствии с заключенным в 2008 году бразильско-французским соглашением о стратегическом сотрудничестве. Общая стоимость проекта оценивается в 4,259 миллиарда долларов (по другим данным, сумма контракта – 6,7 миллиарда евро или 9,5 миллиарда долларов). Цель двустороннего соглашения состоит в том, чтобы путем передачи технологий и стратегического альянса укрепить бразильские ВМС, обеспечить модернизацию страны, освоить производство ПЛА в интересах защиты национальных интересов.

ВМС Бразилии рассчитывают, что строительство верфей будет завершено в 2014 году. Первая из четырех НАПЛ должна поступить на ходовые испытания в 2016-м. На следующий год она, как планируется, войдет в состав бразильских ВМС. Еще три подводные лодки типа «Скорпен» будут приняты на вооружение в период до 2021 года.

Анализ стоимости бразильско-французского соглашения о стратегическом сотрудничестве дает все основания утверждать, что львиная доля этого контракта охватывает стоимость передачи именно «ядерных технологий», а постройка четырех НАПЛ типа «Скорпен» представляет собой небольшой «довесок».

Авианосные силы

В настоящее время в боевом составе имеется один легкий авианосец (АВЛ) Sao Paulo (бывший французский авианосец Foch).

Авианосные силы Бразилии впервые были созданы в 1960 году, когда у Великобритании в 1956-м был приобретен и введен в состав бразильского флота в 1960-м после трехлетнего капитального ремонта и модернизации на ССЗ в Роттердаме (Нидерланды) АВЛ Minas Gerais водоизмещением 20 000 тонн. За свои первые 30 лет службы в ВМС страны он фактически выполнял функции авианосца (АВ) ПЛО.

Однако Фолклендская война изменила его назначение. В 1990 году ВМС удалось добиться средств на модернизацию корабля, которую он прошел в 1991–1993 годах. При этом на авианосце были заменены радиоэлектронное и связное оборудование, котлы и другие механизмы ГЭУ, установлены ЗРК самообороны вместо артиллерийских систем, а паровая катапульта модернизирована для использования легких штурмовиков (ШТ) и многоцелевых истребителей (МЦИ).

В 1997 году ВМС наконец удалось включить морскую авиацию в состав ВМС (до 1997-го она относилась к ВВС). В этом же году ВМС добились наконец заключения сделки на приобретение (за 70 миллионов долларов) у Кувейта реактивных истребителей «Скайхоук» (20 одноместных A-4KU и три двухместных TA-4KU в учебном варианте). Самолеты в составе сформированной в авиации ВМС 1-й истребительной эскадрильи на АвБ ВМС «Сан-Педро да Алдейра» получили обозначение AF-1 и AF-1A соответственно. Планировалось, что все 23 машины будут подготовлены к полетам с палубы АВЛ, а летчики получат соответствующие летные сертификаты к концу 1999 – началу 2000 года. Фактически только в октябре 2000-го пять из них приступили к отработке взлета и посадки на АВЛ Minas Gerais, катапульта которого была адаптирована к обслуживанию истребителей типа «Скайхоук» в сентябре 1999 года в Бразилии.

АВЛ Minas Gerais принимал на борт авиагруппу в составе шести-восьми AF-1, четырех-шести вертолетов SH-3A или SH-3D, двух UH-13 или трех UH-14. В качестве ДРЛО периодически использовались два-три самолета Tracker S-2A/E, которые и ранее базировались на АВЛ.

Несмотря на очень тщательное обслуживание и периодически проводимую модернизацию, физический износ АВЛ Minas Gerais к концу XX века достиг предела (более 50 лет в строю) и корабль требовал замены. Поэтому бразильское правительство в июле 2000 года подписало соглашение стоимостью 300 миллионов франков о покупке французского АВС Foch, подлежащего в конце 2000-го замене в составе ВМС Франции атомным АВС Charles de Gaulle.

Сменив флаг 15 ноября 2000 года, корабль переименовали в Sao Paulo. Предварительно с него было снято специальное оборудование, не подлежащее продаже, после чего на корабль прибыла первая группа бразильского экипажа. «Француз» прошел капитальный ремонт в городе Бресте и в 2003-м был направлен в Бразилию. По состоянию на начало 2012 года штатное авиакрыло на его борту обычно состоит из 15 AF-1, четырех-шести вертолетов SH-3A или SH-3D, двух UH-13 или трех UH-14, а в качестве средств ДРЛО используются два-три самолета Tracker S-2T, переоборудованных из противолодочных, с обновленным БРЭО.

Бразилия не собирается сворачивать свою авианосную программу, но примерно в 2015–2018 годах АВС Sao Paulo по физическому износу будет исключен из состава ВМС. В связи с этим уже в настоящее время ВМС приступили к поиску вариантов его замены. По мнению экспертов, построить АВС на своих верфях Бразилия в такие сроки не сможет.

Амфибийные силы

ДК. В составе ВМС имеется пять десантных кораблей (ДК): два десантных корабля-дока (ДТД) типа Thomaston, три больших танкодесантных корабля или БТДК (один – типа Sir Galahad, один – типа Sir Bedivere, один – типа Newport). Однако все корабли, за исключением одного БТДК Garcia D Avila типа Sir Galahad, достаточно старые – со сроками службы более 40 лет и требуют замены. Можно предположить, что в самое ближайшее время Бразилия будет искать очередные старые ДК в других странах, так как на новые корабли финансовых средств пока нет.

ДКА. Все восемь ДКА, находящихся в составе ВМС (три – класса LCU и пять – класса LCM8), достаточно новые и используются в качестве десантно-высадочных средств (ДВС) в ДТД. Предполагается закупка еще пяти ДКА класса LCM8.

Многоцелевые силы

ФР. В боевом составе ВМС имеется девять ФР (три – проекта 22 1-й серии – приобретены в Великобритании, шесть – типа Niteroi – построены фирмой Vosper Thornycroft). Все они приближаются к предельному сроку службы, но их вооружение можно считать вполне современным. Последние два ФР типа Niteroi были построены в Бразилии на ССЗ Arsenal de Marinha и стали первыми достаточно крупными кораблями с современным вооружением отечественной постройки.

Размещение на них ЗРК AESN Albatros (при модернизации) позволяет кораблям решать задачи ПВО не только для самообороны, но и в интересах прикрываемого корабля. Вероятнее всего в ближайшие годы фрегаты останутся в боевом составе ВМС как корабли непосредственного охранения АВС.

В 2010–2011 годах велись переговоры о закупке во Франции трех ФР типа FREMM. Однако в настоящее время из-за приоритетности программы создания ПЛА и НАПЛ закупка ФР будет передвинута на более поздние сроки.

КРВ. В боевом составе ВМС имеется пять КРВ (четыре – типа Inhauma, один – типа Barroso), построенных по национальным проектам и в Бразилии.

В начале 80-х годов в стране началась национальная программа создания КРВ. Помощь в разработке и постройке была оказана фирмами США, Великобритании и Германии. Проектирование выполнено при непосредственной помощи германской фирмы Marine Technik. Договор с ней подписан в 1981-м. В 1983–1989 годах на государственной верфи Arsenal de Marinha в городе Рио-де-Жанейро был выпущен КРВ Inhauma (V30). Это первый достаточно крупный корабль, построенный по национальному проекту.

КРВ типа Inhauma являются многоцелевыми и предназначены для поиска и уничтожения ПЛ и надводных кораблей (НК), для поражения наземных целей (НЗЦ), патрулирования в заданном районе. По архитектуре корабль водоизмещением 1970 тонн напоминает ФР типа Niteroi (F40). В составе вооружения имеются ПКР Exocet MM-40, но отсутствует ЗРК, что является недостатком. В качестве ГЭУ применена двухвальная дизель-газотурбинная установка (ДГТУ) по схеме КРВ Eilat. В 1994-м началась постройка улучшенного варианта КРВ этого проекта – КРВ Barroso. Предполагается построить еще три КРВ этого типа. Сроки пока точно не определены.

Стоимость одного КРВ этого типа оценивалась в 120–140 миллионов долларов (в ценах 1983 года). Продолжительность постройки корабля – шесть-семь лет, что свидетельствует об отсутствии у Бразилии опыта постройки сложных кораблей и слабой кораблестроительной базе.

Патрульные силы

ПК. В боевом составе имеется девять патрульных кораблей (ПК). Наиболее новыми являются четыре ПК типа River, построенных в Великобритании.

БКА. В наличии 17 крупных ПКА и предполагается строительство еще пяти. Наиболее новыми являются 12 ПКА типа Grajau германского проекта и два ПКА французского (фирма CMN) проекта NAPA500.

Минно-тральные силы

В ВМС они состоят из шести рейдовых тральщиков (РТЩ) типа Schutze, построенных в Германии и в 2001–2007 годах модернизированных. Пока программ развития МТС нет и, вероятно, не будет.

В целом ВМС Бразилии, кроме НАПЛ, шести ФР и КРВ, в основном состоят из подержанных кораблей и судов, а военное кораблестроение находится в зачаточном состоянии. В то же время реализация в стране программы создания ПЛА может дать мощный импульс развитию национальной военной промышленности и освоению новейших военно-морских технологий.



Похожие публикации