(5 фото). Кто построил Адамов мост? (6 фото) Легенда о строительстве моста Рамы

Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном) с древнейших времен соединяет таинственная отмель, которую как мусульмане, так и индуисты считают рукотворным мостом. Сравнительно недавно индийские геологи установили, что это на самом деле искусственное сооружение уникальное по длине — 50 км! — и колоссальное по объему проведенных работ.

Таинственная отмель

Загадочную отмель, которая соединяет Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном), без проблем можно различить с самолета, зафиксирована она и на космических снимках. У мусульман эта отмель известна под названием мост Адама, а у индуистов — мост Рамы. Любопытно, что на арабских средневековых картах эта отмель обозначена как реальный мост, находящийся выше уровня воды, по которому в те времена из на Цейлон мог перейти любой желающий, будь то женщина или ребенок. Поразительно, что длина этого моста составляет около 50 км, при ширине от 1,5 до 4 км.

В хорошем состоянии этот мост продержался до 1480 года, когда сильное землетрясение и возникшее после него цунами его довольно сильно повредили. Мост сильно просел и местами был разрушен. Сейчас большая часть этого колоссального моста скрыта под водой, но до сих пор по нему можно пройти. Правда, между островом Рамесвар и мысом Рамнад существует небольшой проход Памбас, по нему движутся мелкие торговые суда, вот его-то придется переплыть. Однако тем, кто решится на такое рискованное предприятие, стоит учитывать, что там довольно сильное течение, которое может унести экстремала в открытое море.

По мнению индуистов, мост на самом деле является рукотворным, в древнейшие времена его по приказу императора Рамы построило войско обезьян, возглавляемое Хануманом, об этом упомянуто в священной книге «Рамаяна». Есть упоминания о строительстве моста и в Пуранах (индийских священных книгах), и в «Махабхарате». Этот мост вынуждает корабли ходить вокруг Шри-Ланки, а это значительные потери во времени (до 30 часов) и в горючем. Вот поэтому уже не раз поступало предложение прорыть канал сквозь мост Рамы. Однако в XX веке канал так и не был построен.

Всерьез за канал взялись уже в XXI веке, для его строительства была сформирована специальная корпорация.

Вот тут-то и начались прямо мистические события. Стоило корпорации приступить к работам, как земснаряды стали выходить из строя один за другим. У них ломались зубья ковшей, горели моторы, лопались тросы. Довершил «разгром» корпорации внезапно налетевший шторм, который как песчинки разметал участвовавшие в строительстве суда и окончательно прервал работы. Верующие индуисты не сомневались, что срыв строительства канала был вызван неестественными причинами; по их мнению, это царь обезьян Хануман не позволил разрушить свое творение.

С 2007 года в Индии проходит кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы»* Активисты кампании защищают мост Рамы не только как древнейший исторический памятник, они считают, что он очень важен для сохранения местной экосистемы. Говорят, что мост Рамы в какой-то мере даже снизил последствия цунами 2004 года и спас немало жизней. Конечно, самый главный вопрос: является ли этот мост искусственным сооружением? При положительном ответе возникают другие вопросы: кто его построил и когда?

Сенсационное открытие индийских геологов

Поразительно, но есть все основания говорить о том, что мост Рамы действительно искусственное сооружение. Глубина вокруг него составляет 10—12 метров, при очень значительной ширине, напомню, — от 1,5 до 4 км; даже трудно представить, какой колоссальный объем строительного материала был перемещен при такой титанической работе! Несколько лет назад были опубликованы космические снимки моста Рамы, сделанные НАСА, на них отчетливо виден самый настоящий мост, соединяющий Шри-Ланку и Индию. Впрочем, специалисты из НАСА не считают, что эти снимки могут пролить свет на происхождение этого удивительного образования.

Гораздо более убедительные доказательства рукотворного происхождения моста Рамы добыли специалисты из геологической службы Индии 6SI.

Индийские геологи провели масштабное исследование как моста Рамы, так и подстилающих его пород. Для этого в самом мосту и рядом с ним они пробурили 100 скважин и провели геофизические исследования. Удалось установить, что мост не представляет собой какое-либо естественное возвышение коренных пород, как можно было бы предположить, это явная аномалия искусственного характера. По данным исследования, мост образован насыпью из валунов размером 1,5x2,5 метра, причем довольно правильной формы.

Главным же доказательством рукотворности моста служит тот факт, что насыпь из валунов покоится на мощном слое морского песка толщиной от трех до пяти метров! По данным бурения, только под этим песчаным слоем начинаются коренные породы. Получается, что кто-то в незапамятные времена уложил поверх песка гигантское количество валунов из известкового камня, на искусственный характер моста Рамы указывает и упорядоченность укладки этого материала. Геологи также установили, что никаких процессов подъема морского дна на участке, занятом мостом, не происходило. Вывод индийских геологов: мост Рамы бесспорно является искусственным сооружением!

Мост строили великаны?

Когда же оно было построено и кем? Если верить легендам, мост был построен миллион лет назад, а некоторые западные исследователи дают ему даже 17 миллионов лет. Есть и менее впечатляющие предположения — 20 тысяч лет и 3500 лет. Последняя цифра, на мой взгляд, маловероятна, ведь она подразумевает, что мост строили люди, такие же, как и мы с вами. Зачем им было тратить силы и время на ширину моста от 1,5 до 4 км?

Ясно, они бы ограничились шириной максимум в 200 метров. Значит, мост строили не обычные люди, поэтому он, скорее всего, древнее чем 3,5 тысяч лет.

Согласно легендам, мост строили обезьяны из войска Ханумана, а они были настоящими великанами ростом до 8 метров, вот таким исполинам было под силу создать такой невероятный мост. Кстати, мост строился с целью переправить войско Рамы на Шри-Ланку для сражения с ее правителем демоном Раваной, похитившим Ситу, возлюбленную Рамы. Возможно, ширина моста была увеличена в военных целях, чтобы сразу обеспечить массированную атаку на неприятеля. Ведь давно известно, что противника, движущегося по узкому мосту, ущелью или проходу, гораздо легче удерживать даже незначительными силами.

Впрочем, если верить в гипотезу, что (Цейлон) когда-то была частью материка Лемурии, то этот таинственный мост могли построить и лемурийцы, которые также были гигантского роста. В любом случае пока еще не все тайны моста Рамы можно считать раскрытыми.

Мост Рамы связывает юг Индии с островом Шри-Ланка. Согласно индийским и цейлонским легендам и священным книгам, на Шри-Ланке (Святая земля) существовала одна из древнейших цивилизаций Земли (согласно исследованиям археологов, здесь существовала развитая цивилизация еще 1,5 миллиона лет назад). На острове жил царь демонов-ракшасов Равана и ещё до рождения Рамы правил этим прекрасным островом.

Жители Ланки произошли от смешения четырёх кланов – Наги, Якши, Дэвы и Гандхарвы. Равана объединил эти кланы, назвав свою страну Сивхэла. На востоке Шри-Ланки до сих пор существует племя аборигенов вета, которые в античные времена населяли весь остров, а потом были вытеснены в джунгли пришедшими тамилами и сингалами. Сейчас аборигенов осталось только около 1000 человек. Не являются ли они одичавшими потомками древних ракшасов?

Да и личность Раваны очень неоднозначна. Так, в древней Ланкаватара сутре (Lankavatara Sutra), которая, как считается, содержит слова, произнесённые Буддой, когда он посетил Ланку, и поэтому является одной из самых важных сутр буддизма Махаяны, Равана описан как король Ланки, который старался изучать учение Будды, и приглашал Будду к себе на Ланку. В сутре говорится, что Равана был прекрасным правителем, а также описывается океан и мост Рамы. Затем он вдруг почему-то потерял свою праведность, возгордился и даже стал воевать с богами (согласно индийским священным писаниям). Разноречивые писания искажают истинную картину произошедших событий и затрудняют определение даты. В любом случае, историкам хорошо известно, что правитель победившей стороны - всегда герой, и описывается как праведник, а проигравшему правителю и народу приписывают демонические и отрицательные свойства, поэтому для истинного понимания событий необходимо строго придерживаться фактов без эмоциональной исторической окраски.

Спустя некоторое время Равана украл Ситу, возлюбленную Рамы, и держал её у себя в заточении, не применяя насилия и ожидая, что она добровольно даст согласие на свадьбу, так как над ним тяготело проклятье: в случае насилия над женщиной он мгновенно погибнет. Зачем ему нужны были такие хлопоты, неясно, так как, не считая кучи наложниц, жена у него уже была, да ещё из весьма могущественного рода.

Герой Рама со своими союзниками, среди которых был Царь обезьян Хануман и Царь медведей Сугрива, отправился освобождать Ситу. Когда Рама с войском достиг южных границ Индии, он стал решать, как им и армии обезьян преодолеть океан и добраться до Ланки. Обратились за помощью к Богу Океана, и тот подсказал Раме, что в его армии есть два вождя, Нала и Нила, ставшие жертвой проклятья, навлечённого неким мудрецом. В детстве они безобразничали, швыряя в воду святые иконы, и мудрец сделал так, что все предметы, которые они бросят в воду, никогда не пойдут ко дну, они останутся на поверхности и будут всегда находиться в том месте, куда они их бросят. «Любая скала, брошенная в море их руками, никогда не утонет и не сдвинется с места; начертай своё имя на этих горах и каменных плитах - твоё имя легче ветра, оно не обладает тяжестью. Тогда огромные горы и скалы, погруженные в мои воды, останутся на поверхности и образуют мост», – подсказал им Бог Океана.

Так и поступили. Обезьяны на плечах и головах притащили горы и скалы (по преданию, жители того времени были гигантского роста, который достигал 8-10 метров). На Шри-Ланке на горе Адама имеется священная реликвия - след Адама (или Будды, или Шивы, кто в кого верит). В 14 веке арабский путешественник Ибн Батута измерил священный след (сейчас доступ к реликвии ограничен), его размеры составляют в длину – 1,5 метра, в ширину - 80 см. При такой стопе рост людей должен составлять 10 метров, и именно такой рост был, согласно «Рамаяне», у Рамы и Ханумана.

Аналогичная реликвия имеется и на юге Индии, в культовом месте Лепакша, что переводится как «птица воскресни». По преданию, когда демон Равана украл Ситу, то на её защиту бросился орел и погиб в схватке, но Сита успела коснуться ногой земли, и на ней остался отпечаток её стопы. Если соотнести размер стопы с ростом девушки, то он должен составлять 8 метров. Впрочем, сейчас многие исследователи на основании раскопок предполагают, что люди предыдущей цивилизации были гигантского роста, так что статую древних богов, скорее всего, сделаны в натуральную величину.

Итак, воины Рамы выстроились в одну длинную линию и передавали друг другу огромные валуны, по цепочке переправляли их к берегу моря, где Нала и Нила, стоящие наготове, погружали их в море. Согласно Рамаяне, Мост Рамы под руководством Налы соорудили подданные и союзники Рамы, в том числе армия медведей и обезьян. Работы были так хорошо организованы, что мост был построен всего за 5 дней (!), правда, один день богов равен человеческому году (согласно писаниям), так что, возможно, его строили 5 лет.

По этому мосту войска Рамы переправились на Ланку, победили войска демона Раваны и освободили Ситу, возлюбленную Рамы. Сам Равана был убит Рамой в жестокой схватке при помощи таинственного «луча Брахмы» или, как теперь говорят, супероружия, возможно, лазерного луча.

Точную дату происходивших событий никто определить не может, но в течение многих тысячелетий Индия и Шри-Ланка имели тесные культурные связи, и всё в этих районах пронизано отголосками тех давних событий. На острове Памбан (Рамешварам - место Бога Рамы) около города Рамешварам стоит древний храм Раманатха (Ramanatha Swamy Temple), откуда Рама начинал свой поход за Ситой. Недалеко находится огромный храм Шивы Раманатхасвами (Ramanatha Swamy Temple), построенный в 12 веке (туристов в него не пускают, только паломников), на территории которого находятся 22 священных водоема, в одном из которых и сейчас плавают камни, из которых построен Мост Рамы.

В трёх километрах от Рамешварама расположен храм Гандамадана Парватам, в котором якобы находятся отпечатки стоп Рамы, возвратившегося с Ланки. С другой стороны на Шри-Ланке стоит не менее древний храм Тирукетешвара (Tiruketesvara) в честь супруги Раваны Мандодари. Даже в Индонезии на Яве есть огромный индуистский храмовый комплекс Прамбанан (Prambanan), построенный в 850 году, в котором находятся прекрасные скульптуры, изображающие строительство моста Рамы, в частности, армия ванаров (разумных обезьян), которые на головах переносят камни для строительства моста.

Вполне вероятно (и это утверждают многие исследователи), что в «Рамаяне» (которая, кстати, была записана только в 3 веке до н.э. индийским мудрецом Вальмики, а до этого, как полагают, существовала в устных преданиях, либо в книгах, которые до сих пор не известны) описано нашествие с Севера ариев, или гиперборейцев, как их теперь стали называть, на Индию. Это произошло несколько тысячелетий тому назад - точная дата, разумеется, не установлена.

Произошло военное столкновение двух цивилизаций, двух рас и, возможно, двух идеологий. Светлокожие красивые люди - это пришедшие арии, темнокожее местное население - это страшные демоны-ракшасы. До сих пор на Шри-Ланке и на юге Индии цвет кожи у местного населения более тёмный, чем на севере Индии, а, согласно Е. Блаватской, на Цейлоне сохранились остатки или выродившиеся потомки ещё более древней цивилизации, нежели арии. Не демоны ли это ракшасы?

В марте 2009 г. группа журналистов из России, Индии и Шри-Ланки прошла по мосту от берега Шри-Ланки до берега Индии. Ими был снят фильм «Мост Рамы», режиссёр и автор сценария Александр Волков, который прошёл весь путь по Мосту Рамы. Фильм был показан на российском ТВ. После его просмотра начинаешь ощущать, какая, на самом деле, древняя история человечества.

С апреля 2011 года ВМФ Шри-Ланки начал осуществлять туры для желающих походить по Мосту Рамы (мост поделён пополам между Индией и Шри-Ланкой). Если море спокойно и нет дождя, то с утра путешественники отправляются от старинного мола в проливе Талайманнар, они будут обеспечены всем необходимым: едой и водой, только нельзя мусорить.

Возможно, на этом месте существовала далеко не одна цивилизация, и Мост Рамы был построен кем-то в незапамятно далёкие времена, а Рама прошёл по нему тысячелетиями позже. Легенды и события давних времён перепутались и смешались в памяти человечества, но всё это когда-то происходило, к своей истории людям надо относиться очень бережно и изучать, а не разрушать её.

Шри-Ланка

Шри-Ла́нка́ - официальное название Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ла́нка́ — государство в Южной Азии, на одноимённом острове у юго-восточного побережья Индостана. Со времён португальского вторжения и до обретения независимости в европейских языках страна называлась Цейлон (от порт. Ceilão).

Остров Шри-Ланка отделён от Индостана Манарским заливом и Полкским проливом. Так называемый Адамов мост — отмель в Полкском проливе — когда-то полностью соединял Шри-Ланку с материком, но, по данным летописей, был разрушен землетрясением около 1481 г.

Адамов мост: вид из космоса

Адамов мост (англ. Adam’s Bridge) — отмель в Индийском океане. Вереница отмелей и коралловых островков протяженностью 30 миль (48 км) между полуостровом Индостан и островом Шри-Ланка (Цейлон). Геологически примечательное возвышение песчаного морского дна у юго-восточного берега Индии и у северо-западного берега острова Шри-Ланки, простирается от песчаного острова у мыса Рамнада до западной оконечности острова Маннара, у берега Шри-Ланки. Местами выступает небольшими островами, но большая часть в сильное полноводье лежит под водой на 1 и 1,25 м; только пролив между мысом Рамнад и островом Рамесвар, так называемый проход Памбас, доступен для небольших судов. Параллельно Адамову мосту проходит паромная железнодорожная переправа.

Адамов мост: карта-схема местности

Согласно летописям, мост был пешеходным вплоть до конца XV века н. э., когда был разрушен штормом, вызванным землетрясением. Брахманы называют Адамов мост мостом Рамы или мостом Налы. Согласно индийскому эпосу Рамаяна, он был сооружен искусственно по приказу императора Рамы. Его строительство велось под руководством Налы — сына легендарного божественного зодчего Вишвакармана — силами подданных и союзников Рамы, включая армию обезьян. По этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с её правителем — демоном Раваной, похитившем возлюбленную Рамы — Ситу. По мусульманской легенде, по этим отмелям Адам был изгнан из рая, располагавшегося на острове Шри-Ланка.

Адамов мост: вид из самолета

В настоящее время правительством Индии разработан проект по углублению судоходной части между Индией и Шри-Ланкой, что позволит экономить до 30 часов плавания судов вкруг острова, а это около 400 км...

Кстати говоря, судоходный канал здесь предложил провести в 1860 году британский командор Тэйлор, в 1955 Джавахарлал Неру решил осуществить грандиозный план, но только в наши дни проект, наконец, сдвинулся.... Но...

27 марта 2007 года группа международных общественных организаций запустила кампанию по спасению "Адамова моста" или, как говорят индусы, "Моста Рамы" (Save Ram Sethu). Дата официального старта акции выбрана не случайно — это день рождения Рамы. Неудивительно, что повреждение уникального памятника, которое последует за возведением канала, повергло многих индусов в шок. Для них данный объект — живое доказательство исторической реальности событий, описанных в Рамаяне...

Некоторую поддержку мифу обеспечивает и наука — по данным профессора Рамасами (S.M. Ramasamy) из университета Бхаратхидасана (Bharathidasan University), радиоуглеродная датировка местных пород примерно увязывается с периодом, к которому относятся события Рамаяны. Так что о связи реального "Моста Рамы" и сооружения из легендарного древнего эпоса ещё стоит подумать.

В подтверждение своих воззрений индусы ссылаются на NASA. На серии снимков из космоса, выполненных со спутника и шаттлов как в 1960-х, так и в 2000-х годах, явно видны развалины грандиозного искусственного сооружения, каковым является "Мост Рамы". Вот на этой фотографии, выполненный из космоса, "Мост Рамы" действительно кажется рукотворным...

Тем временем корпорация Sethusamudram приступила к выемке грунта на месте будущего канала. Ведь драгам и земснарядам предстоит пройти в общей сложности 89 километров морского дна. Противники строительства отмечают не только религиозно-культурную ценность моста. Они также обращают внимание властей на важность местной экосистемы, которая будет нарушена стройкой. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Вообще же, организаторы кампании утверждают, что стартовавшее строительство затронуло чувства миллионов верующих.

Сторонники уникальности и важности "Моста Рамы" предлагают выход. Они утверждают, что судоходный канал всё же можно построить, не повредив древнее сооружение. Для этого нужно лишь принять иной проект трассы канала, с прорытием большой песчаной отмели близ деревни Мандапам... Будут ли они услышаны индийским правительством, пока не ясно...


Согласно древнеиндийской легенде, царь Рама построил мост между Индией и Шри-Ланкой больше миллиона лет назад. На спутниковых фото НАСА видны образования, напоминающие остатки моста. Главный вопрос — это природное образование или творение рук человека? /epochtimes.ru/

В британской энциклопедии говорится, что это «сеть песчаных банок», но также отмечено: «Согласно легендам, это руины грандиозного моста, построенного Рамой, героем индуистского эпоса «Рамаяма», чтобы упростить проход для своей армии из Индии на Цейлон (Шри-Ланка) для спасения его похищенной жены Ситы. Согласно мусульманской легенде, Адам пересёк это место, чтобы попасть на Цейлон. Там, на пике, он, раскаиваясь, стоял на одной ноге 1000 лет».

Поэтому это место называют Адамов мост. В Индии его называют Рама Сету или Рам Сету — в честь царя Рамы. Правда о происхождении моста покрыта политическими и религиозными противоречиями. Некоторые предлагали разрушить остатки моста, чтобы расширить место для торгового канала. Но это предложение было осуждено как ересь и покушение на древнее наследие.

Версия о рукотворном происхождении

Д-р Бадринараянан, бывший директор геологического общества Индии и бывший координатор исследовательского отделения Национального института океанологии в Ченнаи, изучил буровую пробу не месте моста.

Он рассказал журналу Rediff о том, что они обнаружили в образцах, добытых на глубине 10 м: «Наверху находился морской песок, под ним ― смесь кораллов, известняка и гальки. Удивительно, что на глубине 4-5 метров мы снова обнаружили песок, а под ним ― твёрдые породы».

Исследователь был озадачен появлением гальки поверх слоя морского песка. Он сделал вывод, что галька была помещена туда искусственно.

В «Рамаяне» указаны размеры моста: 100 йоджан в длину и 10 йоджан в ширину. Одна йоджана примерно равна 8 км. Это означает, что мост имел невероятную протяжённость. Сохранившиеся до наших дней руины значительно меньше, однако их соотношение точно отвечает цифрам из «Рамаяны».

Bharath Gyan, группа исследователей традиционной индийской культуры, отмечает, что соотношение 10:1 (длины к ширине) соответствует параметрам моста. Его длина составляет примерно 35 километров, а ширина ― 3,5 км. Конечно, в своём нынешнем состоянии мост неоднороден: он где-то шире, где-то уже.

Версия о природном образовании

Хотя д-р Бадринараянан отметил странное расположение слоёв пород в буровой пробе, некоторые учёные считают, что этому есть объяснение.

Суврат Кхер, геолог, специализирующийся в морских образованиях предложил следующее объяснение: «Во время ледникового периода плейстоцена образование и таяние ледников привели к колебанию уровня моря в десятки метров. Это позволило образоваться слою кораллов и песчаных банок. Во время сильного понижения уровня моря в плейстоцене между Индией и Шри-Ланкой мог образоваться мост из суши. Но в конце последнего висконсинского оледенения мировой уровень моря снова поднялся».

Адамов мост. Фото: NASA

Учёный говорит, что коралловые рифы иногда растут вверх и обламываются волнами. Обломки падают и скапливаются на дне. На эти отложения намываются песчаные насыпи. По его мнению, образование таких необычных слоёв могло произойти без участия человека.

Датировка

В 2007 г., когда появились свежие спутниковые фото Адамова моста, Индийская народная партия заявила, что НАСА определила возраст образования в 1,7 миллиона лет. Эта дата соответствует индуистским легендам, где говорится о четырёх эпохах человечества, в одну из которых жил Рама.

Представитель НАСА Майкл Браукус опроверг заявление Индийской народной партии, сказав, что он не в курсе проведения радиоуглеродного анализа места. Согласно некоторым сообщениям, 1,7 миллиона лет ― это возраст суши в конце Адамова моста, а не самого моста.

Индийские научные учреждения, включая центр дистанционного измерения при Университете Бхаратхидасан, считают, что Адамов мост образовался 3500-5000 лет назад.

Д-р Бадринараянан определил возраст пород из исследуемой пробы. Он составил от 4000 до 5800 лет.

Критики утверждают, что датировка любой части сооружения (например, образцов коралловых рифов) не даёт точной информации о возрасте моста в целом.

Иллюстрация легенды о строительстве Рама Сету (Адамова моста) армией обезьян. Неизвестный художник, 1850 г. Фото: Wikimedia Commons

В «Рамаяне» говорится, что мост был построен на деревянной основе, которая была установлена на уже существующие природные образования, и выложен большими и маленькими камнями. Сторонники версии о рукотворном происхождении моста говорят, что его сложно отличить от природного образования из-за постоянного разрушения в течение многих веков.

Больше всего людей волнует не то, где расположен Адамов мост. Это настоящий мост или курьез природы? Вот что будоражит умы уфологов, оккультистов, да и вполне серьезных ученых. А если дамба рукотворна, то напрашивается следующий вопрос: "Кто ее создал?". В статье мы изучим эту проблему.

Почему мост так называется - Адама, или же Рамы (в индуизме) - относится к области легенд. Когда и как был разрушен проход, установлено наукой. Где расположен Адамов мост, видно на картах и снимках с космоса. Ныне решается судьба этого природного или рукотворного образования. Владельцы морских судов ратуют за то, чтобы углубить проход для прохождения через него больших кораблей. Экологи яростно протестуют. Ведь цунами 2004 года было ослаблено на побережье Индии и Шри-Ланки именно благодаря цепочке островов. Экологам в их борьбе по защите моста Рамы помогают индусы. Ведь эта дамба служит подтверждением их древней истории. Но давайте рассмотрим проблему комплексно.

Адамов мост: где находится эта достопримечательность?

Научные издания описывают эту достопримечательность, как группу островков и отмелей, которая протянулась цепочкой от Памбана (другое название Рамешварам) в штате Тамилнаду на юго-западе Индии до Маннара на севере острова-республики Шри-Ланка. Это образование идет почти прямо, лишь слегка изгибаясь, почти пятьдесят километров. Ширина моста колеблется от полутора до четырех километров. Между островками глубина моря составляет где-то полметра, местами чуть больше. Так что при желании можно пройти почти весь путь (точнее, сорок километров), бредя в воде то по колено, то по пояс. Единственным серьезным препятствием является пролив Памбас. Он расположен меж мысом Рамнад и островом Рамесвар. Пролив не очень глубок и доступен лишь для прохода небольших судов. Не стоит испытывать свои умение и выносливость и преодолевать Памбас вплавь. Пролив не широк, но сильное течение сносит таких безрассудных смельчаков в море.

Почему проход между Индией и Шри-Ланкой так называется?

Для христианских и мусульманских мореплавателей это «Адамов мост». «Мост Рамы» - так называют цепочку островков и отмелей верующие индусы. Почему? Это объясняют две легенды. Верующие в Библию считают, что история, описанная в Книге Бытия, произошла над островом Цейлоном. Бог изгнал Адама с Евой из своего рая, и они очутились в не менее красивом месте. Мужчину Творец Универсума поставил на Цейлоне. И поэтому там есть гора, называемая Пиком Адама. Еву же Бог перенес в Индию. А по мосту Адам перешел на материк. Там первая пара соединилась вновь и заселила своим потомством всю землю. Поэтому мост называют Адамовым. По версии индусов, дамбу построили в незапамятные времена войско гигантских обезьян под предводительством Ханумана. Демон Равана похитил Ситу, возлюбленную Рамы, и скрылся с ней на Цейлоне. Божественный император приказал построить мост, соединивший Индостан с островом. Работами руководил сын бога Вишвакармана Нал. По этой дамбе войско обезьян перешло на Цейлон и сразилось с демоном. Все эти события описаны в индуистском эпосе «Рамаяна».

Что говорят факты?

На старинных картах португальских и арабских мореплавателей изображен самый что ни на есть настоящий Адамов мост. Шри-Ланка и полуостров Индостан были связаны пешеходной дамбой вплоть до конца пятнадцатого столетия. По этому мосту следовали даже конные путешественники и повозки. Но в 1480 году в этих местах произошло мощное землетрясение. Дно моря несколько просело. А начавшийся после землетрясения сильнейший шторм размыл ушедшие под воду острова и косы. К сожалению, это был не последний удар стихии. В 1964 году мощный циклон полностью разрушил город Дханушкоди, который располагался на песчаной косе на восемнадцать километров к юго-востоку от Рамешварамы. Уцелел лишь храм Котхандарасвами. Согласно «Рамаяне», в этом месте Рама пленил часть своих врагов. А недалеко на дне моря расположен ещё один храм, о дате строительства которого не сохранилось сведений. От Котхандарасвами начинается официально мост Рамы.

Туристическая достопримечательность

Вблизи островки не представляют собой ничего особенного. Они сложены из окаменевших кораллов, прессованного песка и магматических пород. Это дало возможность ученым утверждать, что мост Рамы - всего-навсего остатки рифа, как и многие атоллы в тропических и экваториальных широтах океана. Намного интереснее созерцать эту достопримечательность с воздуха, из например. Адамов мост, фото это показывает со всей очевидностью, выглядит как рукотворный. Отмели отлично просматриваются, и кажется, что дамба простирается над водой непрерывно. Из-за широты в пару километров мост Рамы виден даже из космоса. И снимки, сделанные НАСА несколько лет тому назад, пролили свет на происхождение странной насыпи. Снизошла до изучения моста Рамы и Индийская геологическая служба. Ее специалисты пробурили ряд скважин и взяли образцы пород. Кроме того, в некоторых местах между материком и островами возможно транспортное сообщение. Через залив Памбан построен Он соединяет материковую Индию с одноимённым островом.

Кто построил Адамов мост?

Увы, этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя все больше людей склоняются к мысли, что дамба эта имеет искусственное происхождение. Но антропогенное ли? Ведь возраст этого сооружения (если мы имеем право так его назвать) довольно солиден. Некоторые дают дамбе несколько миллионов лет! Какая же цивилизация могла соорудить мост, когда еще не было Гомо Сапиенса как биологического вида? Можем ли мы предположить, что мост был построен пришельцами? Но если какая-то высокоорганизованная общность смогла преодолеть столько километров, исчисляемых световыми годами, чтобы достичь Земли, не кажется ли странным, что для преодоления пятидесяти километров ей понадобилось сооружать дамбу из валунов? Разумнее счесть, что возраст моста составляет около трех-пяти тысяч лет и его строителями являются представители неолитической цивилизации?

Доводы в пользу естественного происхождения

Адамов мост представляет собой цепочку островков. Возможно, и даже наиболее вероятно, что остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в незапамятные времена был частью Евразии. Миллионы лет назад под влиянием движения геологических плит началось образование пролива. Дно просело (как это случилось уже во время землетрясения 1480 года) и на месте бывшего перешейка остались только острова. В теплом тропическом море вокруг них выросли коралловые рифы, а течение нанесло песка. От этого и образовались длинные косы, которые люди и использовали вплоть до конца пятнадцатого века для того, чтобы добраться на Цейлон.

Доводы в пользу искусственного происхождения

По снимкам, сделанным с воздуха, видно, насколько синим является море вокруг моста Рамы. Глубина там значительная - около десяти-пятнадцати метров. Если предположить, что Адамов мост является остатком перешейка, то непонятно, куда девался остальной материковый шельф. Этот хребет появляется на глубине совсем неожиданно и, таким образом, представляет собой явную Да, зондирование показало, что сложен мост из песка и кораллов. Но ведь среди строительного материала присутствуют и валуны, а также местами и известковый камень. К тому же, исследования выявили четкую форму кладки. Валуны четкой формы два с половиной метра на полтора. Камни эти уложены поверх слоя песка - и это самое очевидное доказательство искусственного происхождения насыпи.

Выводы НАСА

Снимки этого авторитетного американского агентства по исследованию космоса пролили на тайну моста больше света, чем комментарии его специалистов. Фото было сделано с орбитального спутника при максимальном расширении. Глядя на снимок, невозможно предположить, что всё это - курьез природы. Но вывод специалистов НАСА оставляет вопрос открытым: «Изображение данного объекта, полученное при дистанционном зондировании с орбиты не может предоставить конкретной информации о его возрасте и происхождении». Так что Адамов мост остается загадкой современности.

Борьба за сохранность достопримечательности

Неважно, рукотворная эта насыпь или природная, но она очень мешает навигации. Корабли должны делать крюк в четыреста километров, чтобы добраться из южной части Индостана на Цейлон. Еще в девятнадцатом веке англичанами поднимался вопрос о том, чтобы расширить пролив Памбас для прохождения больших судов. В пятидесятых годах ликвидировать Адамов мост решило даже правительство Д.Неру. Но гигантский шторм разрушил все технические начинания работ. За спасение моста Рамы выступают теперь не только брахманы, утверждающие, что он является доказательством всего описанного в «Рамаяне». За сохранность цепи островов ратуют и экологи. Ведь эта насыпь, полагают они, смягчает действие цунами и больших штормов на двух побережьях.



Похожие публикации