Аничков дворец главный корпус. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории

В тысяча семьсот сорок первом году императрица Елизавета, только что взошедшая на престол, издала указ о строительстве Аничкова дворца. Петербург стремительно расширялся. Создал проект разноэтажного здания в форме вытянутой буквы «Н» новый архитектор северной столицы Михаил Земцов, а завершил грандиозное строительство в знаменитый архитектор Б. Растрелли.

В те далекие времена Фонтанка была окраиной города, а на месте современного Невского проспекта проходила просека. По мнению автора проекта, Аничков дворец должен был стать украшением въезда в город. К нему от самой Фонтанки был прорыт канал, который завершался небольшой гаванью. Построенный дворец, немного напоминавший Петергоф, Елизавета передала в дар своему фавориту Разумовскому. Позднее строение неоднократно передавалось в дар, в основном дворец являлся подарком на свадьбу. После того как к власти пришла Екатерина Вторая, она выкупила Аничков дворец у родственников Разумовского и подарила его Кроме того, фавориту было подарено сто тысяч рублей на реконструкцию дворца по собственному вкусу. В результате за два года архитектор И. Е. Старов перестроил здание в стиле классицизма. Исчезла характерная для барокко разноэтажность, была уничтожена великолепная лепнина, гавань была засыпана. В итоге Аничков дворец стал более строгим и холодным.

В конце восемнадцатого века здание было откуплено в казну, и в нем непродолжительное время располагался Кабинет Императора. Позднее для него было построено архитектором Кваренги отдельное помещение. Аничков дворец подарил на свадьбу своей родной сестре, великой княгине, горячо им любимой Екатерине Павловне, ставшей супругой принца Георга Орденбургского.

В 1817 году во дворце поселился будущий император Во время его правления архитектор Росси изменил интерьеры некоторых залов дворца. Когда Николай переехал в Зимний, он приезжал в Аничков дворец во время Великого поста, здесь же регулярно проводились роскошные придворные балы.

Есть памятники, без которых трудно представить Петербург. Аничков дворец всегда был украшением северной столицы. Он тесно связан с жизнью великих людей России.

В 1837 году, после сильнейшего пожара в Зимнем, августейшее семейство Николая Первого некоторое время проживало в знаменитом дворце. Здесь же воспитывался и сын императора Александр, одним из учителей которого был величайший русский поэт Ему во дворце были предоставлены отдельные апартаменты.

После революции тысяча девятьсот семнадцатого года Аничков дворец в Санкт - Петербурге непродолжительное время был музеем истории города. В 1937 году здесь состоялось открытие Дворца пионеров. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в историю легендарного дворца. Первого октября 1941 года в этом историческом здании был открыт хирургический стационар, в котором за время его существования были спасены тысячи жизней героических защитников блокадного Ленинграда. Весной 1942 года госпиталь был переведен, и в мае здесь вновь начал работу Дворец пионеров.

Где сейчас располагается Аничков дворец , в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов , он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года . С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл "архитектурии гезель" Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли . Первоначальный проект итальянец скорректировал, заменив завершение боковых ризалитов в виде финиментов двумя многогранными куполами, обрамлёнными многочисленными декоративными вазами. Он так писал об Аничковом дворце:

"Я исправил большой дворец Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами" [Цит. по: 5, с. 316].

Аничков - первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста , находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи .

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для "дорастреллиевского" барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом - звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года .

От Невского проспекта усадьба Аничкова дворца была отделена глухой каменной оградой с тремя воротами. Изначально боковые трёхэтажные корпуса соединялись двухэтажным переходом с центральным трёхэтажным корпусом. До Садовой улицы был устроен сад с павильонами, беседками и скульптурами. Для его устройства в 1743 году императрица повелела перевести сюда из Стрельны англицского садовника Людвига Киндера Тапера.

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у гнего адьютентом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова . С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год гарелею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент - рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была "урезана". Здесь построили здание для Публичной библиотеки . Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска . От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси . Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усабедного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, медель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли "собственным Его Императорского Величества".

В 1822 году здесь родилась великая княгина Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Аниколаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним - зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер . В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Аничков дворец - Дворец Пионеров

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор

Аничков дворец — самое старое здание на Невском проспекте, сохранившееся до наших дней, один из десяти императорских дворцов Санкт-Петербурга. У этого здания особая судьба — его часто дарили, и этот подарок был или в знак любви, или к свадьбе.

Аничков дворец находится в самом центре города, на набережной реки Фонтанки, возле Аничкова моста, в честь которого и получил свое имя. А название моста связано с именем инженера-подполковника М. Аничкова, полк которого был размещен в этой местности и строил переправу.

История

Строительство дворца началось в середине XVIII века, когда дворцовый переворот привел на престол императрицу Елизаветы. В те годы эта местность была окраиной Петербурга, а Невский проспект — всего лишь просекой. Поэтому дворец, который планировался в качестве украшения на въезде в столицу, был обращен главным входом к реке Фонтанке, от которой в сторону дворца прорыли канал с гаванью, а незначительный в те времена Невский оставался сбоку дворца.

Проект здания в стиле барокко разработал Михаил Земцов, а после его смерти строительство дворца завершал Бартоломео Растрелли. Вокруг дворца был разбит сад с цветниками и фонтанами.

Елизавета пожаловала достроенный Аничков дворец своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти здание перешло к его брату Кириллу, однако Екатерина II, взошедшая на трон, выкупила дворец и тоже подарила его фавориту — графу Григорию Потёмкину. К подарку было добавлено 100 тыс. рублей на обустройство дворца. Эти деньги были использованы на перестройку Аничкова дворца в стиле классицизма — он приобрел более строгий вид, исчезла нарядная лепнина, а гавань засыпали.

В конце XVIII века дворец был опять выкуплен во владение царствующей семьи и в нем был оборудован императорский кабинет, а архитектор Кваренги построил перед дворцом два отдельных корпуса. В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец на свадьбу своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне, а спустя годы, после ее отъезда, здание снова было выкуплено в казну, чтобы стать свадебным подарком будущему императору Николаю I. В этот период архитектор Росси осуществил перепланировку дворца, а также построил дугообразный «сервизный корпус», пару садовых павильонов и ограду вокруг дворцового сада.

В 1841 году Аничков дворец стал свадебным подарком сыну Николая, Александру II, и через четверть века был снова подарен на свадьбу будущему Александру III, который огородил здание глухой стеной со стороны площади, опасаясь террористов. После его смерти во дворце проживала вдовствующая императрица Мария Федоровна.

После революции в Аничковом дворце ненадолго открыли музей старого Петербурга, но уже в 1925 году его закрыли.

Санкт-Петербургский Дворец творчества юных

С 12 февраля 1937 года экс-императорская резиденция стала принадлежать детям — в здании был размещен Ленинградский Дворец пионеров (сменивший свое название на Дворец творчества юных в 1990 г.).

В первую блокадную зиму в здании работал хирургический госпиталь, но потом его перевели, и уже в мае 1942 года Дворец снова распахнул свои двери для блокадных детей. В годы блокады школьники посещали кружки и даже устраивалась новогодняя елка.

В наше время во Дворце работает 1300 детских кружков и спортивных секций, проводятся различные конкурсы, научные конференции, фестивали и олимпиады. Дворец юных — крупнейшее в России учреждение дополнительного образования. В дворцовых парадных залах и гостиных постоянно проходят праздничные вечера и концерты.

Олимпиады

В Аничковом дворце располагается Центр олимпиад Санкт-Петербурга, а на официальном сайте дворца публикуют результаты интеллектуальных состязаний учащихся.

Аничков лицей

С 1989 года самые одаренные школьники могут учиться в старших классах в стенах Дворца, поступив в Аничков лицей, размещенный в Сервизном корпусе. В 8 классах лицея обучается более 200 детей, поступивших в лицей на конкурсной основе.

«Карнавал»

Современный театрально-концертный комплекс «Карнавал» — это главная детская творческая площадка Санкт-Петербурга, открывшаяся в 1986 году на территории Аничкова дворца. В составе комплекса, являющегося подразделением Дворца творчества юных, входит концертный зал на 735 мест, а также репетиционные и учебные помещения.

Музей Аничкова дворца и экскурсии

Сотрудники музея истории проводят обзорные экскурсии по дворцу. Самостоятельное посещение дворца невозможно, его можно осмотреть только в составе экскурсионных групп.

На углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей. Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.

Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец , дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли .

Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека ; территория была заполнена павильонами и оранжереями. Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности. Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.

Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту - Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е. Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста. В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.

Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году - уже в казну. Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже - Дирекция императорских театров.









Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку. Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал. Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.

Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр . Хорошо известно, что Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени. В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли. После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции - Николаевского дворца на нынешней площади Труда.

Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.

После революции в Аничковом дворце размещался Музей города. Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров - самый большой в Советском союзе. Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей .























Одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Петербурга XVIII-XIX веков является Аничков дворец. Он расположен на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от Невского проспекта. Дворец получил свое название от Аничкова моста. Подполковник М. О. Аничков в петровское время руководил рабочими командами солдат. В 1730-е годы здесь находилась загородная резиденция первого генерал-полицмейстера Петербурга А. М. Девиера. Затем участок перешел к откупщику Лукьянову. Он выгодно продал его дочери Петра I цесаревне Елизавете. Распоряжением от 10 августа 1741 года было велено строить на этом месте дворец. Составление проекта дворца и возведение его императрица Елизавета Петровна поручила замечательному русскому архитектору, ученику Доменико Трезини, Михаилу Григорьевичу Земцову.

Первоначально дворец был задуман как великолепная загородная усадьба с регулярным садом. Он должен был всем своим обликом - размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом - привлекать к себе внимание, резко выделяться среди других построек. По проекту Земцова дворец успели построить только до второго этажа. После его смерти осенью 1743 года работы были поручены его помощнику архитектору Г. Д. Дмитриеву, который проводил строительство по «учиненным» чертежам. Завершение строительства и отделка интерьеров связаны с именем Ф. Б. Растрелли, который внес в замысел Земцова существенные поправки. Растрелли существенно изменил планировку и оформление фасадов. Над боковыми ризалитами были возведены высокие восьмигранные купола, затейливо обработанные рокайлями и вазонами. На куполе одного ризалита (в котором размещалась церковь) был установлен крест, на куполе другого - звезда. Центральный ризалит архитектор увенчал треугольным фронтоном, овальным гербовым щитом и пышной декоративной скульптурой. Но дворец, каким его видел Растрелли, свой облик не сохранил. Большей частью он был уничтожен пожаром 1762 года. О здании можно судить лишь по сохранившемуся рисунку, сделанному в 1753 году художником М. И. Махаевым.

Дворец и сад регулярной планировки с фигурными партерами и прудами, боскетами и фонтанами занимали всю территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей, Большой перспективой и Аничковым переулком. Главный фасад дворца выходил на Фонтанку, а не на Невский проспект. Противоположный фасад был обращен к саду. Вся усадьба с садом была ограждена глухим забором, тянувшимся до Садовой улицы. В центре парадного двора вырыли небольшой бассейн-гаванец, связанный с Фонтанкой каналом. Так суда могли попасть прямо к парадному крыльцу дворца. На берегах канала расположились две галереи-колоннады. Вдоль Фонтанки парадный двор был ограничен прогулочными галереями.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А. П. Антропов, И. Я. Вишняков, братья Вельские и другие мастера. Дворцовая церковь занимала второй и третий этажи в правом крыле здания, расположенном вдоль Большой перспективы. Ее интерьеры были отделаны особенно тщательно. Трехъярусный резной иконостас, покрытый позолотой, достигал высоты 11 метров. Он отличался богатым барочным орнаментом. В настоящее время иконостас находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади. Полностью строительство дворца было завершено в 1754 году. На протяжении десятилетий здание неоднократно переходило от одного владельца к другому. Спустя три года после завершения строительства императрица подарила дворец своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, с которым была тайно повенчана. После смерти графа Аничкова усадьба перешла к его брату, гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который в Петербурге практически не жил. Постепенно дворец и сад стали приходить в запустение. Императрица Екатерина II выкупила усадьбу у гетмана и в 1776 году пожаловала ее князю Г. А. Потемкину в знак признания его заслуг в Русско-турецкой войне. По его повелению многие помещения дворца в 1778-1779 годах были перестроены архитектором И. Е. Старовым. На месте регулярного сада разбили живописный пейзажный парк с большим прудом и островом в центре. Галереи и каменная ограда дворца были разобраны, гавань и пруды засыпаны. К дворцу пристроили Зимний сад и террасу. Для маскарадов и празднеств возвели Итальянский дом с галереей. Барочная отделка дворца была заменена более строгой, в стиле классицизма. Над боковыми ризалитами вместо фигурных луковичек появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1793 году постоянно нуждавшийся в деньгах светлейший князь продал Аничкову усадьбу купцу Шемякину. Екатерина II выкупила ее и снова подарила Потемкину. В 1794 году, после переезда Потемкина в Таврический дворец, усадьба была куплена Кабинетом Его Императорского Величества - ведомством, распоряжавшимся имуществом царского двора. Здесь оно находилось при Павле I, но в царствование Александра I архитектор Кваренги возвел для Кабинета специальное здание. Тогда же отдельные участки усадьбы были переданы под государственное и частное строительство. В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Именно с этого времени главный фасад дворца и оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году заложили кирпичом. Между корпусами остался только проезд, украшенный шестью стоящими попарно колоннами.

В 1809 году Аничков дворец вместе с оставшейся частью усадьбы был подарен Александром I его сестре Екатерине Павловне. После свадьбы с герцогом Ольденбургским великая княгиня поселилась во дворце постоянно, и его стали именовать «дворцом Ее Высочества великой княгини Екатерины Павловны». В это время здесь появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Руска также возвел новые здания дворцовых служб и конюшен. На «возобновление» дворца было назначено 154 272 рубля, внутренняя же отделка обошлась в 410 997 рублей. В начале 1812 году во дворце снова случился пожар, убытки от которого исчислялись сотнями тысяч рублей.

В 1816 году Екатерина Павловна снова вышла замуж и уехала из России. Дворец опять был куплен в казну за 2 млн рублей и перешел в ведение Департамента уделов. В следующем году император Александр I подарил усадьбу на бракосочетание своему брату, великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I). После вступления на российский престол Николая I Аничков дворец стал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом». Император говорил, что провел в нем «счастливые и лучшие годы своей жизни». После пожара 1837 года в Зимнем дворце на время его реставрации император переселился в Аничков.

В начале XIX века территория между усадьбой и новым зданием Публичной библиотеки, возведенной в 1796-1801 году по проекту архитектора Е. Т. Соколова, была бессистемно застроена неказистыми частными домами. В 1817-1818 годах архитектор К. И. Росси блестяще осуществил реконструкцию усадьбы, одновременно создавая ансамбль площади Островского. По проектам зодчего парадные помещения дворца были отреставрированы и заново отделаны. Усадебный сад из заброшенного превратился в живописный и уютный. Заново была устроена церковь на верхнем этаже северного бокового ризалита. Ее освятили во имя святого князя Александра Невского. Церковь украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Стены декорировали пилястрами и покрыли прекрасными росписями. На территории усадьбы Росси возвел манеж и изогнутый по дуге Сервизный корпус, который закрыл вид из окон дворца на служебные постройки. Неподалеку от дворца соорудили два павильона: один на углу Невского проспекта, другой - в глубине площади. Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки - 7,3 м, длина - 20,7 м. Размеры их невелики, но смотрятся они как монументальные постройки. Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Внутри каждого павильона был спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Статуи, которые изображают старого и молодого воинов, символизируют народ, защитивший Россию в войне 1812 года.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать - по восемь на каждом павильоне. Теперь осталось вдвое меньше: пять на угловом павильоне и три - на втором. Тем не менее, даже в таком виде они прекрасно вписываются в ансамбль Невского проспекта.
От проспекта и площади усадьбу отделила красивая ажурная чугунная ограда из копий с золочеными стрелами и венками. Ограду, а также балюстрады, венчавшие павильоны, отливали на Александровском (позже Пролетарском) заводе. Аничков дворец стал постоянным местонахождением «малого двора». В нем устраивали балы и торжественные приемы. В 1830-е годы «танцевала в Аничкове» жена А. С. Пушкина, красавица Натали Гончарова. Во дворце прошло детство Александра Николаевича (будущего императора Александра II), первенца и наследника императора Николая I, а в 1841 году дворец был подарен Александру в день его бракосочетания. В 1850-х годпх под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера в здании проводились некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений и проведением в них водопровода и канализации. 28 ноября 1866 году после бракосочетания с датской принцессой Дагмарой, нареченной Марией Федоровной, во дворце поселился великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. После восшествия на престол он так и не переехал в Зимний дворец и все свое царствование проживал в Аничковом дворце и в Гатчине, сделав их своими резиденциями. В 1886-1887 годах архитектор М. Е. Месмахер заново отделал ряд помещений дворца.

Последней хозяйкой Аничкова дворца суждено было стать вдовствующей императрице Марии Федоровне. После смерти ее супруга императора Александра III она осталась жить в Аничковом дворце. Все расходы на содержание двора Марии Федоровны взял на себя ее сын, император Николай II. В феврале 1917 года в национализированном дворце было размещено Министерство продовольствия. После Октябрьской революции все служащие Министерства отказались сотрудничать с большевиками. В мае 1918 года Министерство из дворца было выселено, а само здание передано культурно-просветительскому отделу городской управы. В Аничковом дворце более пятнадцати лет размещался Музей старого Петербурга. Сейчас уже трудно проследить судьбу предметов из его коллекции. Только немногие из них поместили в Эрмитаже и Русском музее. Основная же часть коллекции была реализована за границу через «Госторг» и «Антиквариат». В 1935 году городские власти решили устроить в здании Дворец пионеров. В экстренном порядке под руководством архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского прошла перепланировка значительной части помещений. Полностью было уничтожено уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. В годы Великой Отечественной войны дворец неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам. В его парадных залах был размещен госпиталь. Восстановление дворца началось сразу после снятия блокады города. В 1986 году на территории дворца было возведено современное здание театрально-концертного комплекса «Карнавал».
Ныне в здании размещается Дворец творчества юных.



Похожие публикации