В Индию за просветлением: жизнь в ашраме. Что такое ашрамы и для чего они существуют? Ашрамы для туристов

Наверное, каждый человек, вставший на путь духовного развития, хоть раз задумывался о посещении ашрама в Индии. Кто ещё не знает, ашрам - это такое место, где есть гуру, духовный учитель. Даже если он уже оставил своё физическое тело, его ученики, последователи, обитатели ашрама - занимаются духовными практиками, изучают древние писания, практикуют йогу, поют мантры и так далее. Часто ашрамы находятся в каком-то уединённом месте на природе, в горах или в лесу.

Мне удалось пожить как раз в таком удалённом от города месте, среди гор, в ашраме Иша на юге Индии. Он расположен в 30 километрах к западу от города Коимбатур, в штате Тамил-Наду. Вообще, это центр йоги Isha Yoga, но чаще всего его называют ашрамом. Это необычный ашрам, таких встречать мне ещё не доводилось. Скучать здесь не получится вообще. Тут есть примерное расписание, но жизнь ашрама кипит очень бурно - постоянно какие-то фестивали, праздники по случаю новолуния и полнолуния, появляются новые активности, концерты, мероприятия, что-то строится, что-то сносится, приезжают тысячи людей, и вот уже на твоей кровати лежат сумки 10 индусов, а ты переезжаешь спать на йога-коврик в общий зал для практик… Ашрам Иша - яркий пример тому, что всё временно, всё меняется и привязываться ни к чему не стоит.

За первый месяц проживания в Иша я сменила жильё 6 раз. Я была на курсе Inner Engineering, на инициации в практику сурья-крийя, волонтёрила в разных местах ашрама. В храме Дьяналинга разливала молоко для подношений Шивалингаму, раскрывала лепестки у лотосов и продавала масляные лампы, резала овощи на кухне, накладывала еду в столовой, разливала воду посетителям храма у Адийоги, огромной статуи Шивы. Также отдыхала, живя в коттеджах. А ещё соблюдала 3-недельную духовную практику с особыми правилами - Шиванга садхану. Посещала церемонию очищения 5 элементов и церемонию огня - аарти; медитировала в храмах; в течение 3 недель ежедневно окуналась в холодный бассейн и стояла под ледяным водопадом - это делается для очищения, чтобы быть восприимчивым к энергиям в храме; работала в офисе переводчиком, ну и, конечно, ежедневно делала свои утренние и вечерние практики.

Это невероятное место. А человек, который его основал, просто великолепен. Его называют Садхгуру, и он преподносит йогу как науку о внутреннем устройстве человека. Если приехать в ашрам не на курс и ничего не зная о Садхгуру, а просто так, то можно его не понять и уехать, разочаровавшись. Поначалу может быть большое сопротивление ко всему. К непонятным практикам, которые здесь выполняют повсюду, к храмам, к непривычным мантрам, к высокой стоимости курсов (Inner Engineering - 250$ за 4 дня)… Возможно, даже к бородатому гуру в тюрбане и красивой одежде со стиляжным шарфом через плечо. А если человек не проходил ни один курс, то жить в ашраме можно только 7 дней, а волонтёрить нельзя вообще, поэтому даже не получится окунуться в атмосферу ашрама как следует.

Но как только ты попадаешь на курс, как только слышишь глубокую мудрость Садхгуру о просто до невозможности очевидных вещах, о которых он напоминает тебе снова и снова, то не можешь не проникнуться этим местом и этим человеком. Многие так и остаются здесь, потому что видят смысл и значимость в той мудрости, которую несёт миру Садхгуру.

Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас; машина, припаркованная снаружи; дом, в котором вы живёте - всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого…»

В июне 2018 года Садхгуру посетил Россию и провёл встречу в Москве 3 июня в Крокус Сити Холле. Он презентовал свою книгу-бестселлер «Внутренняя инженерия» и онлайн-программу «Внутренняя инженерия» на русском языке. Купить книгу можно в интернет-магазине Ozon.ru , а узнать больше об онлайн-программе - на сайте Isha Foundation .

Чем хорош ашрам Иша

Что мне больше всего понравилось в ашраме Иша? Здесь все практикуют! Самостоятельно. Это не тот ашрам, где ты платишь за жильё и в эту стоимость включены пара групповых уроков йоги под руководством учителя, как во многих других ашрамах.

Здесь развивается твоя дисциплина. Никто не будет навязывать тебе практику, никто не будет стоять над тобой утром, чтобы ты обязательно встал. Нет. Но все встают. И идут практиковать. Причём, даже бабушки в сари и разные другие иностранные бабушки, у которых порой практик побольше, чем у молодёжи. Очень занимательно слушать, как они общаются между собой, описывая, какие практики делают и что им это даёт, как изменилась их жизнь.

Практикуют здесь везде - в комнате, в коридоре, в зале для практик, на поляне, в столовой, в офисе, в храме, у храма, на лестнице, под лестницей - в любом возможном месте, ведь расписание настолько насыщенное, что иногда не успеваешь дойти до комнаты, взять коврик и идти в зал.

Меня это поразило больше всего - преданность тому, что имеет для тебя значение. Без поисков оправданий и причин бездействия. Никто над тобой не стоит, но всё же ты прилагаешь усилия. Всё в ашраме благоволит этому. Здесь создана идеальная атмосфера для практики.

Жильё в ашраме Иша

Ашрам учит не привязываться. Из чудесного коттеджного оазиса, где я жила поначалу, переехала в волонтёрское общежитие. Многие спрашивали про жильё в ашраме. Расскажу про жильё, потому что схема бронирования здесь довольно запутанная. В «Иша» можно остановиться:

  • В коттеджах. Nadhi (850 рупий/ночь), Alayam (850 рупий/ночь), Sivapadam Tennai (750 рупий/ночь), Nalanda (2400 рупий).
  • В общей 4-местной комнате (дорме) в коттеджах Nadi (400 рупий/место).
  • В волонтёрском общежитии бесплатно, но при этом нужно выполнять разного рода работу в ашраме. Знаю про существование двух волонтёрских дормов, жила в обоих. Spanda Hall и Adiyogi Alayam.

Из всех мест, где мне удалось пожить (а это всё, кроме коттеджей Nadi), я рекомендую Sivapadam Tennai и Alayam. Из волонтёрских дормов - Adiyogi Alayam.

На курсе Inner Engineering мы жили в коттеджах Nalanda - там очень здорово, но там чаще всего живут именно участники программ. По поводу броней и свободных мест нужно уточнять на reception коттеджей, в окошках на «welcome point», где регистрируются все по приезду, и по телефону - где-нибудь, да повезет.

Если ты не проходил никакую программу, то жить в ашраме можно максимум 7 дней, а волонтёрить - нельзя. Бронировать жильё рекомендую заранее, потому что в ашраме, что ни день - то праздник. И коттеджи, и нижние кровати в волонтёрских дормах разлетаются на ура. Забронировать коттедж или комнату можно по телефону или на сайте suvya.isha.in (там нужно сначала зарегистрироваться).

Уже будучи в ашраме, тоже можно забронировать, но делают это здесь крайне неохотно, и всё время направляют то в одно окошко, то в другое, то на сайт. Здесь главное - попасть на правильного человека. Поэтому бронировать лучше заранее. Кстати, под словом «коттедж» подразумевается не целый коттедж, а комната в коттедже. Чаще всего это двухместный номер, поэтому можно разделить с кем-то жильё и стоимость. Только неженатым парам нельзя жить вместе, придётся жить в разных коттеджах.

Вообще, интересно пожить в разных местах в ашраме, испытать на себе «ашрамную» жизнь по полной. Особенно в дормах. Особенно во время праздников. И хочешь ты того или нет, так и произойдет. Через этот коварный опыт непостоянства проходят здесь все…

Волонтёрство в ашраме Иша

Типичный день волонтёра в ашраме «Иша» с вкраплениями стандартного и моего личного расписания.

4:45. Подъём. Часто под мантры или звонкие хлопки тех, кто встал раньше.

5:30. Гуру пуджа. Почитание учителя, пение мантр, настройка на практики.

5:40 - 7:30. Практики. Для них есть специально отведённые места, но, фактически, люди практикуют по всей территории ашрама.

6:00. Открытие храма Дьяналинга. До 20:00 можно приходить на 15-минутные сессии медитаций. Сидеть можно сколько угодно сессий подряд.

6:30. Открытие женского храма Линга Бхаирави. Перерыв с 13:20 до 16:20.

8:30. Начало рабочего дня. В моём случае до обеда я выполняла стандартную работу по ашраму - в храме, на кухне или в столовой.

9:55 - 10:40. Завтрак, а точнее бранч (от англ. breakfast - завтрак и lunch - обед). После него рабочий день продолжается. После обеда я работала в офисе переводчиком.

16:30. Поход в женский бассейн Чандра Кунд. У мужчин есть свой намного более просторный бассейн Сурья Кунд. В бассейне вода - холодная, как в проруби. Есть такой же холодный водопад, а по центру бассейна расположен Шивалингам. В индуизме перед тем, как зайти в храм, нужно омыть тело, чтобы быть восприимчивым к энергиям храма. Как раз после бассейна благоприятно зайти в храм Дьяналинга.

16:45. Игры на поле Наланда Граундс. Чтобы волонтёрам растрясти булочки. Я в это время выполняла практики, т.к. после курса Inner Engineering важно делать практики дважды в день.

18:10 - 18:45. Даршан Садхгуру. Если Садхгуру в ашраме, то время от времени он выходит на встречу с жителями и гостями ашрама, отвечает на вопросы, что-то рассказывает и между делом устраивает всем полёт в космос и обратно.

18:55 - 19:40. Ужин.

20:00. Закрытие храма Дьяналинга.

20:20. Закрытие женского храма Линга Бхаирави. Очень здорово посидеть в этом храме за полчаса до закрытия и послушать песнопения.

21:30. Отбой, спатеньки.

Всё это расписание переплетается с разными другими событиями, происходящими в ашраме ежедневно. В «Иша» что ни день, то праздник, поэтому активная жизнь здесь не прекращается.

16 вещей, которые полезно знать перед приездом в Иша

  • От Коимбатура до ашрама можно добраться на прямом автобусе 14D от железнодорожной станции или автостанции Гандипурам за 40 рупий. В пути - 1,5 часа.
  • Чтобы не остаться без жилья, если приезжаешь надолго или во время праздников, лучше бронировать заранее. А так как праздники здесь довольно часто, то лучше всегда бронировать заранее.
  • Кто не проходил никакой курс, может жить в ашраме лишь 7 дней и не может остаться волонтером.
  • Волонтёрство никак не сочетается с удалённой работой, если только не работаешь по 4 часа в неделю. Если хочется поволонтёрить, то лучше сделать всю работу заранее или взять отпуск.

  • В ашраме все обращаются друг к другу «анна» или «акка». «Анна» означает «брат», «акка» - «сестра».
  • К мужчинам в оранжевых одеждах обращаются «свами», а к женщинам - «ма».
  • Здесь всё можно купить на месте. Можно приезжать вообще без вещей и разных баночек.
  • Питание в ашраме двухразовое. По вечерам на ужин три вида еды: spicy (острая), non-spicy (неострая) и kanji diet (канжи).
  • Диета канжи подразумевает лёгкую еду, которая быстро переваривается. Обычно это салат, какие-то приготовленные тушёные овощи и сильно разваренная каша. Иностранцы чаще всего выбирают именно канжи. Приятный бонус - в канжи подают больше фруктов, чем в обычных типах питания - бананы, чику, гуаву, папайю, мандарины, джекфрут, ананасы - обычно по 2 вида фруктов из перечисленного.
  • Во время приёмов пищи все сидят на полу и едят руками. Есть несколько столов, но там чаще всего сидят бабушки.
  • Помимо основного питания, есть кафе, магазин и лавки с разными продуктами, кокосами, соками, мороженым и жареными вкусностями.
  • Ашрам находится в холмистой местности и зимой по ночам - прохладно. Лучше привезти с собой спальник или что-то тёплое.

  • На территории храмов мобильным телефоном пользоваться нельзя, а на территории ашрама нельзя пользоваться телефоном на ходу.
  • На территории ашрама всего один банкомат. И он берёт комиссию 200 рупий. Карты работают, но не везде.
  • В ашраме есть два русских резидента, поэтому даже если вы не говорите по-английски, то наверняка сможете узнать на месте много полезной информации.
  • Сюда нужно приехать и пожить.

Программа Inner Engineering

Рассказывает преподаватель йоги , прошедший в Иша 5-месячную программу обучения преподавателей.

Иннер Инжиниринг - это 4-дневная программа, регулярно проводимая в центре Иша. На ней обучают одной достаточно простой, но ОЧЕНЬ мощной крийе. Она называется Шамбхави Махамудра крийя. Крийя выполняется ежедневно в течении 21 минуты и значительно улучшает физическое и психическое здоровье. Но здоровье не самое главное с моей точки зрения. Выполнение этой крийи очень усиливает тебя на энергетическом уровне, увеличивает осознанность и способность к концентрации. И со временем ведёт к устойчивому ощущению счастья, независимо от внешних ситуаций. Ты не просто ускоренно двигаешься по духовному пути, но и становишься более эффективным во всём, что делаешь.

У этой крийи по моему мнению есть только одна проблема - она слишком доступна и из-за этого люди не относятся к ней с должным уважением. Раньше для того, чтобы получить крийю подобного уровня надо было отдать всё своё имущество и уйти в услужение учителю. И может лет через 12 ты получишь подобную практику. Сейчас - заплатил 250 долларов (это включая питание и жильё) и получил в свои руки, то что может кардинально поменять твою жизнь и вообще вектор твоего развития. Это редкий дар Садхгуру - сделать доступным для большей части людей знания, которые раньше были доступны только избранным йогинам.

Я настоятельно рекомендую всем пройти этот курс и, главное, усердно практиковать Шамбхави Махамудра крийю. Относись к ней так, как будто ты отдал бОльшую часть своего имущества и несколько лет, чтобы её получить. Попрактикуй год и сам убедись в её эффективности.

Хочется ещё сказать несколько слов насчёт центра Иша в Индии. Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый твой шаг стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие твоего потенциала. Если ты на самом деле интересуешься познанием своей истинной природы, если понятие «духовное развитие» - это не просто слова или тренд, то я очень рекомендую посетить центр Иша. Проживи там так долго, как только можешь, а потом и ещё немного.

От редакции.

Благодарим Садхгуру за его мудрость и за колоссальные усилия, которые он предпринимает для улучшения качества жизни на этой планете. Благодарим Наташу Суханову и Рому Нарейко за личный опыт и вдохновение, которым они поделились. Если у тебя есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавай их . Мы попросим Наташу и Рому ответить по мере их возможностей.

Напоследок - подборка полезных ссылок

Индия - это необычная страна, которая имеет богатую историю, дает своим гостям обильную почву для духовного развития, более глубокого понимания самого себя, осознания своей жизни и поступков. Уже многие годы в страну стремятся миллионы туристов и путешественников, которые хотят найти ответы на различные вопросы и лучше понять самих себя, а также смысл своего бытия. Индия может дать любые ответы и откровения, а может и вовсе не открыться человеку. Здесь многое зависит от восприятия бытия и всего происходящего.

Что такое ашрам?

Ашрам – это духовная община, сюда приезжают люди практически со всего земного шара для того, чтобы получить навыки медитации, встретиться с наставником, изучить разные виды и направления в практической йоге, для понимания самого себя и своего духовного обновления. Чаще всего, ашрамы организовываются на базе определенного направления, или же когда ученики собираются вокруг великого мастера, создавая общину и следуя его идеям и смыслу бытия после ухода из жизни наставника. Многие люди посещают ашрамы Индии , чтобы глубже понять себя, определить свой путь и свои желания.

В Индии большое количество ашрамов, от совсем незначительных до огромных и интернациональных, где находятся десятки тысяч путешественников, туристов и паломников из различных стран. Самые известные ашрамы Индии , это такие как: ашрам Аммы (Шре Мата Амританондамайя Дэви , она является святой, в детстве смогла изменить простую воду в еду); огромный ашрам Шре Рамона Махорши (в юности он почувствовал свою смерть и впоследствии пробудился, позже ушел в далекие горы Аруночалы и пробыл там до своей смерти); известный на всю страну ашрам Шре Шре Рави Шонкара (с самого своего рождения он был необычным мальчиком и проводил медитации с 3-х лет, в юности соблюдал все посты, один из которых предполагает десятидневное молчание); ашрам Своми Шивонанды (почитаемый мудрец и известный философ).

Великие ашрамы Индии

Одним из самых великих и почитаемых гуру страны является Ошо Роджниш , его многочисленный ашрам уже 37 лет действует в Пуне - это приблизительно в 255 км от Бомбея, добраться до него можно на поезде. После смерти учителя Ошо Роджниш в 1990 г. его огромный ашрам успешно функционирует.

Приезжие туристы и путешественники, чаще всего, останавливаются в «Guesthouse», оплата за проживание в этой гостинице начинается с 52 американских долларов за одноместный номер, это самый дорогой из ашрамов в стране, но достаточно легко можно отыскать где остановиться на ночлег гораздо дешевле.

Проживание в ашраме, не считая оплаты за жилье, обойдется путешественнику или туристу в 15-30 американских долларов за сутки.

Один из самых почитаемых гуру Индии – это Шре Аурабиндо, его ашрам располагается в Пондичирри, штат Тамил Наду. Шре Аурабиндо стал создателем интегральной йоги, ее смысл состоит в единении и полной гармонии двух основных и самых важных начал – людского духа и материи. Мать (Мира Альфаса) – его помощница, приехала к Шре Аурабиндо из Европы. На протяжении последних 9 лет Шре Аурабиндо покинул внешний мир и заперся дома, где занимался полной медитацией. Связь с ним была с помощью писем, которые писали его ученики. Мира Альфаса взяла обязанности по будущему развитию и управлению ашрамом. В 25 минутах пути от Пондичерри расположен Ауровилль – это город будущего, в его строительстве Мира Альфаса принимала очень активное участие. В Ауровилле расположен больших размеров сферический шар, который получил название - Матримандир , в нем находится зал для проведения медитаций и занятий йогой. В центре установлен большой хрустальный шар и через всю его площадь проходят солнечные лучи. В зале при медитации мысли людей полностью очищаются от всего лишнего, человек четко видит свою жизнь и осознает поновому свое предназначение, многие понимают всю суть бытия и смысла в жизни.

Сатья Саи Боба и его ашрам

Сатья Саи Боба – это уникальный человек в истории страны. Его ашрам Саи Бобы расположен в Путапарти (штат Андхра Прадиш) можно назвать городом, потому как на большой площади, на которой расположен ашрам, мог бы уместиться маленький город. Саи Боба считает себя реинкарнацией Шерди Саи Бобы – почитаемого святого, чудотворца и мыслителя. Связано большое количество необъяснимых чудес и легенд с Саи Бобы, он точно предсказал дату собственной смерти, что это произойдет в 2022 г. и ровно через один год в Карнотака появится ребенок, который будет следующей реинкарнацией Шерди Саи Бобы. Ашрам Саи Бобы посетили многие знаменитости: певцы, актеры, к примеру, ашрам Саи Бобы посещал Стивен Сигал.

Ашрам Шре Аурабиндо располагается в удивительном месте, в 210 метрах от ашрама Шре Аурабиндо протекает река Ганг, с другой его стороны саванна. Святая река идет от своих истоков, которые располагаются в горах. Если посетить эти удивительные места в самом начале января месяца, тогда Ганг будет совсем маленькой и неприметной речкой.

Больше информации о стране в общем расскажет статья: .

Распорядок дня обычный: подъем в 5–6 утра, далее утренняя медитация и занятия йогой, ассаны, различные упражнения для укрепления и улучшения дыхания с присутствующими в них элементами йоги и легкий завтрак. Во второй половине дня – встречи с учителем, ему разрешается задавать абсолютно любые вопросы или же можно послушать интересные и полезные лекции на различные темы.

Стоимость пребывания в ашраме Шре Аурабиндо составляет 12 американских долларов за сутки, сюда входит 3-х разовое питание. При остановке в ашраме, необходимо сообщить «настоятелям» ашрама о вашем желании приехать заранее, они пришлют вам такси, так как из-за огромной популярности ашрамов среди туристов – свободных мест может не быть, поэтому необходимо планировать все заранее.

Кому следует посетить ашрам?

Ашрамы следует посетить тем людям, кто находится в поиске гармонии, жизненной умиротворенности и внутреннего благополучия и спокойствия. После посещения и прибывания в ашраме Индии что-то навсегда меняется внутри человека, появляется новая осмысленность в своих поступках и поведении, изменяется энергетика человека. Все это получает любой путешественник или турист от посещения таких мест. Индия поистине удивительная и многогранная страна, поездка в которую принесет массу незабываемых впечатлений и опыта.

Гуру Индии и их ашрамы, видео:

Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» – боль, «а» – отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать – в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам – это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже – она) – лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде­ meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.

За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет – из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком – на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать – у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», – объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж – все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.

«Aum Amritashwaryai Namah», – поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает “просвещенный”, – объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году – все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, – жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смы­сле бытия... Гаутам – мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? – без тени иронии отвечает Гаутам. – Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим – когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами – оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) – в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже – торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! – сказала я себе. – Ты ехала в ашрам, а не в пансионат “Подмосковные липки”».

Одна из возможных добровольных работ в ашраме – резать овощи для общей кухни.

На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря – на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!

Teрритория ашрама, которая­ занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана – только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу – огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.

Тут везде люди – ходят, болтают, едят, молятся... Дресс-код строгий, почти пуританский – никаких голых частей тела. В почете белый цвет – Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал – легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.

За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма – то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно – обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое – прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» – «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины – мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление.

Своим примером она передает высшую истину о смирении, доброте и бескорыстном служении людям. О себе она говорит так: «Я – слуга слуг. Это жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери». Амма никого не просит жить в ашраме – для тех трех тысяч человек, которые постоянно «дежурят» здесь, это исключительно собственный выбор. «Живите в городах, работайте, рожайте детей – главное, не забывайте делать добрые дела и помогать бедным», – вот единственное, о чем просит Амма.

Как любого нормального человека, меня мучил вопрос: «А может, это секта?» Почему все эти люди вдруг стали ходить в белом, с блаженными лицами, жить на деньги родителей и трудиться на благо человечества? Может, у себя дома они были неудачниками­, которые сбежали сюда от трудностей? Такие претензии у меня были к американцам, европейцам, русским, которые живут здесь или просто приезжают погостить. Уж очень искусственными мне казались их нарочито счастливые лица – вместо умиления они вызывали раздражение. Чего не могу сказать об индийцах, которые едут в ашрам с семьями, детьми и остаются на выходные или на всю жизнь. Они органичны в этом мире, у них это в крови. Ведь для индусов (людей, которые исповедуют индуизм) наличие гуру и поход в ашрам – обычное дело, которое лежит в основе их веры, эта традиция существует тысячелетиями. В Индии даже неприлично не иметь гуру. Но, поговорив с Аммой и увидев плоды ее благотворительной работы, я поняла, что сектанты такого делать не будут. В ашраме не промывают мозг, не принуждают, не проповедуют аскетизм – все очень мирно и по обоюдному согласию.

На бхаджанах собираются две-три тысячи человек

Первое общение с Аммой тронуло меня не то что до слез, а почти до истерики... По пятницам в ашраме проходит сатсанг, когда собираются тысячи людей и задают Амме вопросы, в основном о Боге, о смысле сущего, о любви ко всему живому, а после она поет, вскидывая руки к небу. После трехчасового коллоквиума к ней начинают подходить люди из зала – обниматься. Мне повезло. Сквозь толпу я иду к ней, она смотрит на меня, улыбается... и я начинаю плакать. Ни с того ни с сего. Я сажусь перед ней на колени, она по-матерински прижимает меня к груди, гладит по голове – я, не понимая, что со мной, говорю: «Добрый вечер!» на русском, и она начинает на ухо приговаривать: «Моя деточка, моя дорогая дочка. Мама-мама». По-русски. Я лежу у нее на груди и рыдаю, как младенец. Это длилось минуту от силы, но, казалось, перед моими зареванными глазами пронеслась вся жизнь... Амма потрепала меня за щеку, дала леденец и сверток, в котором был пепел. Потом мне сказали, что это пепел священного для индусов дерева, которое сгорает дотла и остается лишь пыль. Я села в уголок и обливалась слезами еще с полчаса...

Амма, как мать большого семейства, заботится о том, чтобы все были накормлены – часто она кормит прихожан с рук (в прямом смысле слова). Особенно по вторникам – это Meditation Day, или бхаджан. Все собираются в главном храме, Амма разговаривает и поет о Боге, после чего раздает еду: рис с карри и лепешки.

Еда в ашраме исключительно вегетарианская, ее, как в пионерлагере, готовят в больших чанах. Кухни здесь две. Индийская – бесплатная, там дают досу (лепешку с начинкой из картошки или овощей). Европейская – за деньги, но смешные. Там есть и пицца, и паста, и соевые бургеры, и пироги. Стоит все 15 или 30 рупий (то есть 10 или 20 рублей). Естественно, никакого алкоголя и сигарет. Едят все из железных мисок, которые каждый за собой моет и вытирает полотенцем. Вилок нет – только ложки. Но вообще в Индии принято есть руками. То ли от эмоционального потрясения, то ли от вида армейских котлов, но аппетит у меня совсем пропал. На ужине, пока я медитировала над салатом из овощей, тушеными бобами и макаронами с чем-то, ко мне подошла девушка лет семнадцати. Елена приехала из Швейцарии, в ашраме она уже полтора месяца, через неделю – домой, доучиваться в колледже. В первый раз ее привезли сюда родители в четыре года. Они – музыканты, «очень духовные люди». «Я обожаю досу. В Швейцарии страшно скучаю по этим лепешкам», – она помогла мне определиться с выбором. Еду здесь, как я поняла по пустым тарелкам окружающих, оставлять не принято – пришлось через силу затолкать ее в себя.

ЗА 57 ЛЕТ АММА ПРИЖАЛА К ГРУДИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

В ашраме жизнь начинается в пять утра с арчаны. Это часовая медитация в храме (только для женщин), которая сопровождается пением ста восьми имен Божественной матери. Просидеть час в позе лотоса я так и не смогла – ерзала, ворочалась, ноги затекали. Каждое утро с рассветом я, признаться­, ходила туда, как на хороший живой концерт. Пели потрясающе, моя душа им подпевала.

Кроме духовных практик, вроде утренних «концертов», йоги, прогулок к океану (купаться там нельзя – очень большие волны) и чтения «Анны Карениной», я свое время заняла общественно полезным трудом. Здесь приветствуется добровольная работа – сева, но можно бездельничать и медитировать днями напролет. Но народ не сидит сложа руки. Особенно иностранцы – они готовы драить полы в храме, стирать постельное белье в промышленном количестве, сортировать мусор. В храме есть Seva Desk, где вам с радостью дадут выбор из сотен вариантов. Мне на работу помогла устроиться француженка Вани (в миру Дэйзи), ей 29 лет, из которых последние шесть она провела с Аммой. Здесь она главная по тарелочкам.

Я предложила свою помощь, и оставшиеся шесть дней с семи до десяти утра в компании еще девяти добровольцев строгала по 30 кг помидоров, 50 тыкв, 25 кг лука, 45 кг огурцов, тазиками выжимала сок из лимонов, резала нерафинированный тростниковый сахар, из которого пекут вкуснейшие печенья. Они и составили основу моего недельного рациона. Учитывая, что дома на кухне я готовлю только чай, за первые три часа непрерывной резки я стерла пальцы в кровь. Моими помощницами (точнее, я – их) были в основном французские дамы – божьи одуванчики лет пятидесяти. Они искренне мне обрадовались: «Parlez-vous francais?» «Solo Ingles y Espanol», – честно призналась я. Они искренне расстроились, что кто-то может не говорить на их прекрасном языке, и больше ко мне почти не обращались. Я придумала себе еще одну персональную сева – подниматься на восьмой этаж пешком. Пусть на лифте катаются старики и дети... Еще два раза я напросилась вести класс йоги. На занятие пришла женщина лет пятидесяти – Винея из Чили. Она ветеран в ашраме – живет тут двадцать лет. Рассказала, что пришла тут в чувство после болезненного развода и решила не уезжать. В ашраме она работает в мастерской, делает кукол из ткани – Амму, богов Ганешу, Кришну, Шиву. Еще пришли три пухленькие немки и под моим руководством в первый раз встали в позу «собака мордой вниз».

Всю нашу встречу Амма не выпускала меня из рук

Особенное оживление в ашраме бывает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, когда Амма проводит даршаны. В индуизме это означает «лицезреть Бога». Даршан можно получить от великого мастера – в храме ему поклоняются, слушают напутствия, но прикасаться к нему запрещено. У Аммы более женский, материнский подход к даршанам (как, впрочем, и ко всему, что она делает) – она обнимает всех желающих, каждому даст совет и благословение. «Не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви – такой у меня подход к людям», – объяснила мне Амма. Даршаны в «Амритапури» начинаются ближе к полудню и длятся­ до последнего «клиента» – обычно часов до 11–12 ночи. Я стала свидетелем «встреч», на которых собиралось тысячи по четыре человек в день. Все это время Амма не встает с места, не ест и не пьет. Рассказали, что однажды в свой день рождения (27 сентября) она провела даршан на двадцать тысяч человек – уложилась в двадцать два часа (!). Чтобы не создавать давку, Амма придумала выдавать талончики-токены, по ним понятно, когда подойдет твоя очередь – через три часа или десять. На даршанах Аммы можно сидеть часами, как на медитации, и просто наблюдать, как идет нескончаемый поток благостных лиц и люди падают перед великой женщиной на колени.

За неделю послушного исполнения всех ашрамных ритуалов я поняла, что еще не готова к просветлению, не хочу есть из общего котла, спать на матрасе и часами петь мантру «Ом». Меня больше занимают страсти, которые кипели в домах Карениных и Вронских.

Хочу к маме!

В Индии Амму почитают за святую, в том числе за ее благотворительные и социальные проекты. Она строит школы, университеты, дома престарелых, хосписы для онкологических больных, приюты для детей, больницы, где бедных лечат бесплатно, и передвижные госпитали для самых диких регионов страны, куда раньше не ступала нога врача. В городе Кочин в 140 км от ашрама она построила госпиталь «Амрита», оснащенный самым современным оборудованием, и исследовательский центр, где даже есть кафедра нанотехнологий. Амма восстанавливает деревни после стихийных бедствий, в частности, после цунами 2004 года она почти заново построила деревню, в которой находится ашрам. Она организовала фонд M.A.Math для бедных индийских женщин и вдов, которые после смерти мужей стали изгоями без средств к существованию (обычная для Индии история). Она открыла курсы, где их обучают ремеслам, чтобы они сами могли прокормить себя и детей. Ее образовательные программы и институты, где преподают индийские и иностранные специалисты, считаются образцовыми в стране. Туда принимают детей из малообеспеченных семей, раньше у них такой возможности не было. Ашрамы Аммы разбросаны по всей Индии (около ста), а также в Европе и Америке, где ее последователи ведут экологические, молодежные и социальные проекты.

Амма часто принимает участие в международных конференциях по проблемам экологии, прав женщин, голода в слаборазвитых странах. У Аммы множество известных последователей, в частности актриса Шэрон Стоун, которая принимает активное участие в ее акциях. Всю информацию о жизни Аммы, ее деятельности, ашраме, а также расписание поездок можно узнать на www.amritapuri.org. До «Амритапури» из Москвы удобнее лететь компанией Emirates (www.emirates.com) через Дубай до городов Тируванантапурам (110 км от ашрама) или Кочин (140 км).

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Наша читательница Ирина Исрафилова воплотила в жизнь мечту любительниц истории Элизабет Гилберт, отправившись за осознанием в Индию..

Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

Вриндаван

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает

Каждый человек, ставший на путь духовного развития, хотя бы раз задумывался о поездке в индийский ашрам, а однажды побывав там, непременно возвращается. Ашрамы Индии стали популярны еще во времена Beatles, и с каждым годом их популярность только растет . Сюда приезжают, чтобы разобраться в себе, получить знания от гуру, погрузиться в древнейшую религию или просто укрыться от проблем внешнего мира. Можно поселиться на неделю или месяц, а некоторые остаются и на год.

Что такое ашрам?

В переводе с санскрита ашрам приближенно означает «место без боли» , часто переводится и как «защита». Ашрам - это спиритуальное место, где под руководством гуру, или духовного лидера, занимаются духовными практиками люди, своего рода коммуна или община.

Как правило, в программу входит изучение ведических текстов, культурных традиций Индии, нередко йога и музыкальные классы, но самая важная составляющая, конечно, встречи и беседы с учителем , ради этого и приезжают в ашрамы.

Ашрамы самых известных мастеров находятся на юге Индии: ашрам Сатья Саи Бабы в Путтапарти, ашрам Шри Ауробиндо в Ауровиле, ашрам Ошо Раджниша в Пуне.

В целом на территории страны насчитывается несколько тысяч таких духовных мест.

Уклад и правила проживания

Жизненный уклад в ашрамах может отличаться, но, как правило, соблюдается строгая дисциплина и установлен четкий распорядок дня .

  • Подъем в 4 утра с гимном солнцу и песнопениями (баджанами);
  • с 6.00 коллективное пение мантр (арати);
  • далее медитация или лекции, даршаны и сатсанги, или встречи с учителем;
  • а по вечерам - пуджи (огненные ритуалы).

Часто в распорядок дня входит и общественно полезный труд (карма-йога - выполнение обязанностей самих по себе, без привязанности к результатам). Трудиться не заставляют, дело добровольное.

Для длительного проживания в ашраме предпочтительно приобрести белую робу (пенджаби или сари), часто требуется еще и бордовая (например, в ашраме Ошо в Пуне), а больше вам ничего и не понадобится, разве что зубная щетка и прочие предметы гигиены.

Во всех ашрамах вегетарианское питание , мясные продукты запрещены. Разумеется, табак и алкоголь также под запретом.

Стоимость проживания

Условия проживания в большинстве ашрамов довольно аскетичные, а некоторых даже могут повергнуть в шок. Впрочем, не везде послушникам предлагаются комнаты, да и если не устраивают условия в ашраме, можно жить за его территорией в отеле или гестхаусе.

Цены на проживание в ашрамах колеблются от 2 до 60$ в сутки в зависимости от условий. В среднем месяц проживания в ашраме обходится в 100-150$.

В большинство ашрамов можно прийти «с улицы», без предварительной заявки, но поскольку наличие мест для проживания бывает ограничено, лучше все-таки позвонить или написать заранее. У многих ашрамов есть веб-сайты и телефоны для связи.

Йога-ашрамы

Существуют и так называемые йога-ашрамы, где в программу проживания обязательно включена йога, и упор делается именно на выполнении асан , в то время как на изучение священных текстов отводится минимум времени. Основные йога-ашрамы сосредоточены в Ришикеше.

Популярные индийские ашрамы

Ашрам Шивананда
в Керале
Ашрам Саи Бабы
в Путтапарти
Ашрам Шивананда
в Ришикеше
Ашрам Саи Бабы
в Бриндаване
Ашрам Ошо
в Пуне
Ашрам Бабаджи
в Хайдакхане
Ашрам Ауробиндо
в Пондичери

Расположение ашрамов на карте Индии

Ашрамы, которые указаны выше, отмечены на карте. Два из них находятся на севере Индии, один — в центральной части на западном побережье, остальные — на юге Индии.

Не стоит рассматривать ашрам как курорт или место отдыха, как и не стоит ждать инсайта во время даршана с мастером. Во время пребывания в ашраме лучше всего погрузиться в самосозерцание и обнаружение своей истинной природы. И не так важен учитель, как самодисциплина и желание познать себя.



Похожие публикации