Что может летать. Кто может летать

Наверное, в детстве каждый человек мечтал, чтобы у него выросли крылья. Так хотелось взмахнуть руками и улететь к облакам! Малыши часто спрашивают у мам о том, могут ли люди летать. И мамы отвечают, что могут, но только во сне. А что же рассказывает по этому поводу сонник? К чему снятся полеты во сне?

Полет к свободе

Не нужен сонник, чтобы сказать, что означает летать во сне. Полет - это желание быть свободным. Когда возникают проблемы, так хочется, чтобы выросли крылья, которые бы помогли улететь высоко в небо! А там, с высоты птичьего полета, можно смотреть вниз и видеть, как все неприятности и невзгоды решаются сами по себе, без всякого вашего участия. Если вам снится сон, в котором вы совершаете полет на борту самолета, ждите наступления счастливого периода в вашей жизни. А вот парить в небе в состоянии невесомости - плохой знак, означающий, что в жизни у вас не все гладко. Скорее всего, по независящим от вас причинам начнутся проблемы, решить которые без посторонней помощи будет сложно.

Ответ - в самопознании

Давайте не будем листать сонник, а обратимся к психологам. Что они думают по этому поводу? А они объясняют очень просто, что значит летать во сне: спящий человек неуверен в себе, имеет психологические проблемы. Возможно, он не реализовал свои планы, потерпел крах идей или не состоялся в жизни. Также проблемы могут быть сексуального характера. Человек, который любит летать во сне, в реальном мире боится отвечать за свои поступки, перекладывает на чужие плечи свои проблемы. Ему постоянно себя жалко, он считает, что судьба неблагосклонна к нему. Психологи советуют тем, кто ищет ответ на вопрос: "Что значит летать во сне?", заглянуть в свой внутренний мир. И не просто заглянуть, а проанализировать свои взгляды на жизнь. Очень важно повысить самооценку, понять, что можно справиться со всеми невзгодами, если приложить к этому усилия.

Что говорит сонник?

Сонник говорит, что летать во сне - знак, который предсказывает и хорошие события, и плохие. Например, вы чувствуете, как у вас растут крылья, и вы, став ангелом, летите в небо. Такой сон имеет неприятное толкование. Скорее всего, вы часто думаете о том, что скоро наступит старость, панически боитесь смерти. Сон означает, что все люди в этом мире - гости, и однажды наступает время, когда следует уйти в другой мир. Возможно, что вы заболеете. Лечение будет долгим, но без положительных результатов. Если вам снится, что вы, не теряя свой человеческий облик, умеете летать и парите над землей - ждите хлопот и тяжелой работы. Вам придется много трудиться в ближайшем будущем. Если вы во сне летите вниз к земле, будьте осторожны: возможны неприятности и скандалы на работе. А вот летать во сне с такими же парящими в небе людьми - сон, не имеющий никакого предсказания. Он означает, что вы запланировали что-то грандиозное и сейчас находитесь в поиске единомышленников, которые поддержат и помогут реализовать задуманное. Вспомните, где вы летали во сне. Если над бушующим морем - ждите неприятных известий. Над цветущей долиной совершали полет - к счастливому периоду, к богатству и славе. Если вы летели над лесом, будьте готовы к тому, что кто-то вашими руками решит причинить зло другим людям. Особенно плохо, если вы, пролетая над лесом, видели стаи черных птиц. Это враги причиняют вам вред, плетут интриги и распускают сплетни.

Лететь, как в сказке

Хорошо, если вам приснился сон, в котором вы летите верхом на сказочном животном. Это предвещает успех во всех начинаниях, счастливую жизнь, удачное завершение какого-то дела, продвижение по службе.

Летать может каждый


Может ли человек летать, как птица? Абсолютное большинство наших соотечественников ответит отрицательно: сила гравитации притягивает нас к земле, а крыльев мы лишены. А вот на Востоке левитация, т.е. собность человека подниматься в воздух без каких-либо механических приспособлений, издавна воспринимается как вполне нормальное, хотя и редкое явление. Другое дело, что. искусство левитации доступно только людям с особыми душевными качествами: йогам, жрецам-брахманам, ламам, святым отшельникам.

Сказка или реальность?

Долгое время ученые отказывались рассматривать аномальные гравитационные феномены, считая сообщения о случаях левитации вымыслом. Но в XIX веке они оказались вынуждены признать их достоверность.
Решающую роль в доказательстве существования левитации сыграл английский экстрасенс Дэниел Дуглас Хьюм (1833-1886 гг.), научившийся подниматься в воздух по собственному желанию. Достоверность его феномена подтвердил президент Британской ассоциации развития науки, известный физик Вильям Крукс. Он опубликовал в солидном научном журнале "Куотерли джорнел оф сайенс" пространный отчет, в котором, в частности, говорилось: "Однажды Хьюм отошел в сторону от всех находившихся в комнате. Постояв неподвижно с минуту, он сказал, что взлетит в воздух. Я видел, как затем он медленно поднялся и завис на расстоянии примерно шести дюймов от пола и через несколько секунд плавно опустился. В другой раз он попросил меня подойти к нему, когда он находился на высоте 18 дюймов от пола. Я провел рукой вокруг него, под ногами и над его головой, пока он висел в воздухе. Нигде ничего не было... А 6 декабря 1868 года в присутствии очевидцев Хьюм, очевидно, впав в транс, вышел из одного окна и влетел в другое на расстоянии семи футов и на высоте 70 футов над землей".
В течение сорока лет Хьюм демонстрировал свое уникальное искусство перед тысячами зрителей, в числе которых были авторитетные ученые. Хьюм дважды приезжал в Россию, причем в 1872 году специально пригласил на свои сеансы левитации профессоров Петербургского университета Бутлерова и Вагнера. Они оба подтвердили, что Хьюм действительно поднимался в воздух, не прибегая к каким-либо механическим приспособлениям.

Летать от любви.

Самым известным левитантом нашего времени стал американец Питер Суглерис. Его феноменом заинтересовался видный психолог, доктор медицины Б. Шварц. В ходе расследования, проведенного по всем правилам криминалистики, ученый абсолютно достоверно установил следующее. Еще в детстве у Питера замечались проявления спонтанной левитации. По словам матери, "однажды, когда малышу было три года и он лежал в кроватке, все его тельце, кроме головы, вдруг поднялось в воздух". В восемь лет у Питера обнаружились большие экстрасенсорные способности. Мысленным усилием он двигал карандаши и стрелку компаса, перелистывал страницы книг, останавливал и запускал часы. Питеру очень нравились такие "игры", и он каждый день занимался ими. Однажды его посетили два врача психиатра, которым он продемонстрировал свои успехи. В конце визита они спросили мальчика, может ли он показать еще что-нибудь необычное. И тогда Питер поднялся над полом примерно на пять сантиметров и неподвижно провисел в воздухе несколько секунд.
Первый серьезный полет Суглерис совершил в 19 лет, когда ухаживал за своей будущей женой Эстер. Ему очень хотелось поразить ее своими необычными способностями. А поскольку карандаши, книги и часы девушку уже не впечатляли, он решил попробовать полетать. Как-то раз они поехали за город на пикник и расположились возле небольшого озера. И тут Питер внезапно поднялся в воздух на два фута, немного отлетел от берега и прямо в свитере и брюках медленно опустился в воду.
Эстер пришла в восторг от нового "трюка" жениха и попросила подняться к верхушкам росших поблизости деревьев, чтобы она могла заснять полет взятым с собой фотоаппаратом. Суглерис сумел выполнить ее просьбу! Позднее специалисты обработали фотографии на ЭВМ и признали их подлинными.
Систематические опыты левитации Питер Суглерис начал проводить с 1981 года. К одному из них он готовился в течение двух месяцев, перейдя на строгую диету и похудев на десять килограммов. Во время опыта Питер взлетел на 8 футов, т.е. почти на два с половиной метра, хотя обычно поднимался на несколько дюймов, и завис на 8 секунд. По продолжительности это не было рекордом, поскольку иногда левитант парил значительно дольше - до 47 секунд.
На основании личных впечатлений, изучения видеозаписей, опроса многочисленных свидетелей доктор Шварц сделал следующие выводы, "Полеты" Питера Суглериса заранее планировались им и предназначались для всеобщей демонстрации. Он твердо верил в свои силы, а во время сеансов левитации сосредотачивался и целенаправленно стремился взлететь. Впрочем, случались и неудачи, когда Питер был чем-то расстроен или озабочен. Очевидно, это уменьшало его уверенность, несмотря на все усилия, он не мог подняться в воздух.

А мне летать охота!

На основании собранных данных исследователи паранормальных явлений пришли к выводу, что способность подниматься в воздух проявляется у тех редких людей, которые наделены неким исключительным даром. Однако нашелся человек, заявивший, что летать может каждый. Если, конечно, его научить.
Считалось, что за многовековую историю древние секреты левитации были утеряны. Но некоторые знания все же сохранились у современных йогов, которые держат их в тайне. Одним из посвященных оказался индийский гуру Дэви, чьим учеником стал молодой физик, окончивший Аллахабадский университет. Он поставил перед собой задачу интерпретировать древние знания в свете современной науки. Так появилось философско-религиозное учение Бхагават-Гиту или Наука Творческого Разума.
Его краеугольным камнем является трансцендентальное сознание, которое не ограничено какими-либо рамками и получает информацию прямо из окружающего мира и от вселенского разума, а не только посредством органов чувств. Подключившись к нему, человек может вступать в прямой контакт со всеобъемлющим энергетическим полем, которое объединяет все частицы и силы, существующие в природе.
Для этого нужно отключить сознание, и тогда человек начнет воспринимать огромный поток информации, поступающий в подсознание и остающийся невостребованным. Достигается же это состояние раскрепощенного сознания с помощью трансцендентальной медитации, которая раскрывает все потенциальные возможности человеческого организма. К их числу, в частности, относится и левитация. Способность к ней заложена в каждом, необходимо лишь привести себя в такое состояние, чтобы она проявилась.
В 1957 году новый гуру под именем Махариши Махеш Йоги приехал в США, где стал проповедовать свою программу трансцендентальной медитации и довольно быстро приобрел всемирную известность. В городе Фейерфилде, в штате Айова, он открыл свой университет, затем основал Европейский институт в Швейцарии, его филиалы в ФРГ, Англии и Индии, а также ряд научно-исследовательских центров. Работать в них пригласили видных специалистов разного профиля - физиков и психологов, инженеров и врачей, математиков и знатоков индийской философии. Цель всех исследований была сформулирована предельно просто: как сделать человека счастливым. А одной из прикладных задач стало научить его летать с помощью трансцендентальной медитации.

"Пилотирование йогов".

Лондонская газета "Ивнинг стандарт" опубликовала большое интервью с одним из учеников института в Швейцарии, где тот наряду с другими дисциплинами овладевал техникой левитации: "Первоначально, когда мы только начали практические занятия, никто из нас не мог приподняться над полом. Объяснялось это тем, что мы были не способны сосредоточиться и привести себя в измененное состояние сознания, поскольку нас слишком смешил инструктор, который скакал, как мячик, по всей комнате в позе лотоса, поджав под себя ноги. Постепенно путем соответствующей тренировки мы научились настраиваться на нужный лад и начали понемногу левитировать. Выглядит это так. Сначала человек слегка покачивается, потом все сильнее и сильнее, причем это происходит помимо его желания, и, наконец, начинает подниматься в воздух... Это похоже на первые полеты братьев Райт на заре воздухоплавания: кратковременный подскок, секундное парение, а затем вы чувствуете толчок при приземлении. Поэтому во время занятий левитацией мы сидим в позе лотоса на пристегнутых к телу маленьких ковриках из пористой резины. Когда же вы научитесь лучше контролировать свои полеты, они доставляют огромное удовольствие".
В июле 1986 года в Вашингтоне были проведены первые соревнования "летающих йогов", подготовленных по программе трансцендентальной медитации, о которых писала пресса. Хотя показанные участниками результаты были скромными - подъем на 60 сантиметров в высоту и перемещение на 1,8 метра по горизонтали, внешне все выглядело фантастически: неподвижно сидящий в позе лотоса человек вдруг плавно поднимался в воздух, на какое-то время и зависал неподвижно или немного перемещался в сторону, а затем так же плавно приземлялся.
Конечно, это еще не свбодный полет в буквальном смысле слова, но оптимисты уверены, что со временем и он станет возможным. В пользу такой точки зрения говорит прогресс в левитации. На шестых соревнованиях "летающих йогов" в Гаагe первенствовал Субха Чандра, который пподнялся над землей на 90 сантиметров, пролетел по горизонтали 87 сантиметров и парил в воздухе по 3-4 минуты. Причем некоторые участники соревнований могли произвольно менять направление полета.
Впрочем, следует признать, что результаты у "летающих йогов" далеко не всегда стабильные. К тому же для овладения техникой "пилотирования" такого необычного летательного аппарата, как собственное тело, нужно не менее полугода напряженных занятий под руководством опытных наставников. Но главное достигнуто: теперь никто не может усомниться в том, что человек по собственному желанию способен подниматься в воздух. А раз так, то он может летать и на большие расстояния.

Кто может летать

Почти каждый человек старше 16-ти, обладающий умеренно приличным здоровьем. При этом нет нужды быть атлетом. Вам придется бежать, выдерживая сопротивление парашюта (15-20 кг) во время взлета и испытывать удар в момент приземления, аналогичный удару при спрыгивании со стула. Нужна пара крепких ног, спина в нормальном состоянии и прилично работающие легкие и сердце для их поддержки.

С головой дело обстоит иначе. Нижний предел возраста в 16 лет ничего не означает с точки зрения физической зрелости: ребята, которым вдвое меньше, занимаются полетами на параглайдере, соответственно проинструктированные и под наблюдением. Однако здесь требуется минимальная духовная зрелость: умение оценить ситуацию и принять правильное решение, иногда, под давлением обстоятельств, и быстро.

К сожалению, минимальный возраст не всегда гарантирует такую зрелость. Если по приезде на ваше любимое место для полетов вы обнаруживаете, что вы одни и ветер слишком слаб, или слишком силен, или дует не с той стороны, а вы по-прежнему настаиваете на взлете, вы подвергаете опасности только себя и причините неудобства только врачу, или, может быть, спасательной команде. Если вы пренебрегаете правилами полета вблизи других людей, парящих в воздухе, вы рискуете не только своей, но и их жизнью.

Тем не менее, большинство пилотов параглайдеров осторожны, нормальны и цивилизованны, они всегда рады дать информацию, посоветовать любому, кто спросит совета, и тому, кто не спросит, тоже. Вы можете очень многому научиться, не только летая сами, но наблюдая и слушая других. А безопасность ваших полетов зависит почти полностью от вас.

Одна последняя деталь: страх. Человек разумный рожден с двумя инстинктивными видами страха: к неожиданным громким звукам и к падению с высоты. Не верьте никому, кто скажет, что он был совершенно спокоен и собран во время своего первого взлета с высоты крутого холма: он был здорово напуган и, может быть, даже закрыл глаза в течение нескольких первых секунд. (Единственное исключение -это "настоящие" парашютисты. Они так привыкли падать с самолетов и ждать, пока раскроется парашют, что когда процедура происходит в обратном порядке, т. е. они могут сначала раскрыть парашют, а потом покинуть землю, у них рот растягивается в улыбке от уха до уха, а сердце бьется лениво и счастливо).

Страх, если он не превращается в панику, вполне нормальное и здоровое явление. На старте при первых полетах, он исчезает постепенно по мере набора опыта и уверенности.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Совершеннолетие автора Тарасов Анатолий Владимирович

Может ли тренер экспериментировать с игроком? Но здесь я хотел бы несколько отвлечься от истории рождения и становления новой тактики игры и рассказать об эпизоде, который произошел спустя три года после тех дней, когда Анатолий Дроздов пробовался на место хавбека.К

Из книги Тропами подводными автора Папоров Юрий Николаевич

Эпилог, который может стать прологом В первом издании книги этой главы не было. Не могло быть. Позвольте еще раз напомнить о венском чемпионате мира, позвольте еще раз привести некоторые цифры характеризующие действия звена Полупанова. Абсолютный рекорд

Из книги Цель - 42 автора Браун Скип

Каждый ли хоккеист может стать тренером? Должность тренера сложна и ответственна. Но, как говорят, не боги горшки обжигают. И я полагаю, что тренером может стать почти любой опытный хоккеист, при некоторых, правда, непременных условиях? если он готовится к тренерской

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Глава IX. Спасайся кто может Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь! Гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы одно целое с нею. Вы - пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог - страшно подумать! - высасывает вас. Он

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин автора Атилов Аман

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Из книги Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче автора Лафлин Терри

Из книги Всестороннее руководство по развитию силы автора Хэтфилд Фредерик

Из книги Вкус жизни автора Михалевич Олег Игоревич

III а, может быть, он прав? Дж. КОЛЛИНЗ (США): «Если Фишер на чем-нибудь останавливался, то был непоколебим в своем решении. Многие пытались переубедить его, но я этого никогда не делал. Даже тогда, когда большинство считало, что Бобби полностью заблуждается, он чаще всего

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

Открытие 1БК – может ли оно подвести? Краеугольным камнем многих искусственных систем является слабое открытие одним без козыря. За этим стоит определенная логика: ваша собственная рука довольна слаба, сила в пределах 11–12 очков, следовательно, у оппонентов есть очень

Из книги автора

Мастером может быть любой В 2003 году я оказался на концерте Джеффа Малдура, известного блюзового и фолк-музыканта, который играет на сцене уже более сорока лет. Я сидел в десятке метров от него в маленьком зальчике и был заворожен гениальностью его игры на гитаре. Он

Из книги автора

Кортизон является болеутолителем, хотя и может ускорить процесс естественного выздоровления, которое может оказаться неполным в случае излишней спешки. Слишком длительное использование кортизона может, однако, ослабить ткани и вызвать

Из книги автора

Часть 3 Что может мозг Глава 23. Сам себе врач Когда заболевает ребенок, лечение его целиком и полностью зависит от других. Врач предписывает медикаменты, родители и бабушки следят, чтобы лечение проходило согласно предписанию. С годами в сознании ребенка в вопросах

Из книги автора

«Русские пингвины» учатся летать Распад Союза. Отъезд первых российских игроков в НХЛ. Наступили смутные времена. Деньги обесценились. Сбережения, которые у нас были, превратились в копейки.Но Виктор сразу для себя решил, что останется на Родине. Мы с ним эту тему

Летают гусеницы тутового шелкопряда, не превращаясь в коконы - предвещает счастье для людей.

Лететь в лодке - большое богатство и знатность.

Лететь на журавле - значительное продвижение по служебной лестнице.

Летит стая летучих мышей - тайные дела будут сделаны успешно.

Летишь в лодке - предвещает большое богатство и знатность.

Летишь на журавле - предвещает значительное продвижение по служебной лестнице.

Летящая птица забирается вам за пазуху - счастье.

Летящий дракон- будет обнародовано ваше назначение на место.

Мотылек, летящий на огонь лампы - поражение другого человека.

На теле вырастают крылья и вы летите - большое счастье.

Поймать птицу на лету - письмо издалека.

Пчёлы летают, играя друг с другом в любовные игры - дело не окончится успехом.

Рыба летит над водой - решатся все дела.

Стрекозы-дозорщики летают друг против друга - прибудет красивый человек.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Летать произвольно

Мы часто летаем во сне - это значимое событие, причем иногда мы летаем так сказать спонтанно, а в других случаях видим ОСОЗНАННОЕ сновидение и сознательно выбираем полет. Но, как правило, полет всегда сопровождается безграничным чувством свободы.

Во время спонтанных полетов приходится прилагать определенные усилия - как крыльями размахивать руками, чтобы держаться в воздухе. Однако многим снится, будто в парении их подхватывает неведомая сила. Обычно такие сны снятся, когда нам очень хочется ПУТЕШЕСТВОВАТЬ или в преддверии опасности, требующей ПОБЕГА, В процессе осознанного сновидения мы медленно поднимаемся в воздух, паря над землей. Мы выбираем полет, потому что чувствуем, что можем это сделать. Это один из видов астрального ВНЕТЕЛЕСНОГО опыта.

Благодаря этим полетам, спящий поднимается над обстоятельствами, выбирая выгодные и безопасные перспективные направления.

Чем было вызвано желание полетать- опасностью или эйфорией? К чему привел этот полет?

Необычные средства перелета. Во сне человек может летать сам по себе, на велосипеде, машине, лодке или других "нелетательных" средствах передвижения. Такие полеты, как правило, представляют собой результат обстоятельств, при которых обычное транспортное средство становится непригодным или попросту опасным. Например, вы предпочитаете лететь на велосипеде, а не ехать на автомобиле и попасть в аварию. При этом сон говорит о - том, что вы видите всю алогичность и непоследовательность возникающей опасности. Но это также может быть, сон с задействованием архетипного образа ГЕРОЯ.

Толкование снов из
Существующие виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и т.п.) в нынешнем виде приближаются к пределу своего развития, сегодня каждый дальнейший все более мелкий шаг в их развитии связан со все более крупными затратами. Во многом именно поэтому внешне небольшое отставание в этих видах техники на самом деле является трудно преодолимым.
Главное наше отличие от других стран - огромная территория. И способ решения нашей транспортной проблемы должен несколько отличаться от способа решения этой проблемы, например, в Германии. Там строительство 100 км хорошей дороги «связывает» несколько миллионов населения, у нас - на порядок меньше. Мы никогда не решим нашу проблему (кроме районов крупных городов) так, как она решена в Германии, так как не сможем построить в разы больше дорог, а если построим, то не сможем содержать.
Что же делать? Если задуматься, выход для нас только один - воздух!
Сегодня есть смысл начать развитие принципиально новой транспортной системы (здесь для начала речь идет об индивидуальном транспорте), осуществляющей движение не по поверхности земли, а в воздухе. Для России, такая система особенно важна и принесет максимальную выгоду, тем более, что территория России относительно других стран достаточно равнинная, климат относительно других стран достаточно ровный, воздушное пространство менее загружено на малых высотах.
Чтобы понять в каком направлении двигаться, нужно представить, как будет в будущем выглядеть массовое движение в воздухе. Это большое количество аппаратов разных типов, двигающихся на большой скорости в разных направлениях (возможно, будут какие-то подобия воздушных трасс, особенно над городами). Эти аппараты должны заметно превосходить автомобили с точки зрения времени от точки до точки и хотя бы не уступать по удобству и безопасности.

Требования к летательному аппарату (далее ЛА).
- скорость не ниже скорости обычного автомобиля,
- приземление на крышу своего многоэтажного дома (офисного здания) или на лужайку у дома (и так же взлет), минимальное место для парковки,
- удобство человека близкое к удобству в автомобиле (небольшой шум, плавность полета), возможность полета почти в любую погоду,
- полностью автоматическое управление полетом по маршруту (за исключением специальных аппаратов), человек задает только конечные точки маршрута,
- безопасность.
В разных странах ведутся разработки индивидуальных ЛА, основные из них следующие:
- сверхлегкие самолеты - в массовом движении не применимы хотя бы из-за невозможности обеспечения взлета и посадки близко от того места, куда нужно «водителю»,
- перспективные аппараты - трансформеры, так называемые автомобили-самолеты (например, аппарат Transition) и даже автомобили-автожиры (например, PAL-V), имеющие те же недостатки,
- ЛА реактивного типа (ранцевый реактивный двигатель, небольшие крылья и т.д.), его недостатки это производимый шум, инерционность движения, трудность маневрирования, огнеопасность. Для массового движения они вряд-ли найдут применение.
- сверхлегкие вертолеты - в обычном виде не подходят из-за опасности винтов, трудностей «парковки», шума,
- устройства вертолетного типа, обычно с двумя винтовыми двигателями по бокам. Такие устройства сегодня разрабатываются в мире. Например, аппарат Джетпак уже рекламируется чуть ли не для продажи. Проблемы с шумом, инерционностью при маневрировании. Основной недостаток - подверженность легкого аппарата внешним воздействиям.
- ЛА типа мотодельтапланов. Основные недостатки те же - трудность маневрирования, взлета, посадки, подверженность внешним воздействиям.
Все эти легкие аппараты предназначены для индивидуального движения в хорошую погоду, в пустом воздушном пространстве, без достаточных удобств для «водителя».
Для системы массового движения индивидуальных ЛА потребуется принципиально новый аппарат.
Облик нового ЛА. Сегодня легкого ЛА с нужными свойствами не существует в технике. Но, как это ни странно, в природе вопрос полета живых существ в общем решен. Ранее такие виды полета, как например, полет птиц (причем в части полета существуют птицы с разной специализацией) было невозможно осуществить из-за сложности процесса полета. Но процесс полета птицы это всего лишь линейные сокращения групп мышц в нужной последовательности под управлением импульсов мозга птицы. Сегодня с учетом быстродействия, сложности и компактности систем управления стало возможным, как минимум, это повторить.
Существуют, по крупному, две разновидности такого полета, это условно говоря «полет птицы» и «полет стрекозы». Если делать аппараты таких типов то первый, судя по всему, будет более экономичным и больше для пассажирского движения, второй отличается исключительной маневренностью и вероятно больше подойдет для специальных целей.
Отличительная особенность этих типов - приложение вектора силы вблизи центра тяжести ЛА и в природе это сделано не зря. Это, при быстродействующей системе управления, дает возможность парировать внешние воздействия на легкий аппарат и сделать полет комфортным даже в плохую погоду.
Можно ли создать ЛА типа птица? Существует теория, что создать такой ЛА большого размера не возможно и именно поэтому самая крупная летающая птица - африканская большая дрофа весит до 19 кг. Обычно при этом ссылаются на известное в авиации правило «квадрата-куба», при увеличении линейных размеров ЛА, его несущая способность увеличивается в квадрате, а вес в кубе. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что в самой же авиации давно известны способы преодоления этого противоречия и сегодня никто не скажет, что крупные самолеты не могут летать. Как раз наоборот, огромный 500 местный Boeing намного эффективнее доставит своих пассажиров, чем 500 одноместных самолетов и эта закономерность общая для всех видов транспорта.
Другой и, пожалуй, главный аргумент, связан именно с машущим крылом. Момент, необходимый для торможения и разгона крыла при махе и обратно, это произведение углового ускорения крыла на его момент инерции. Момент же инерции это произведение массы крыла (увеличивающейся в кубе при увеличении размеров) на квадрат радиуса поворота центра масс крыла. Таким образом, при увеличении размеров машущего крыла его момент инерции увеличивается в 5 степени. Преодоление этих моментов инерции приводит к огромным дополнительным затратам.
Во-первых, здесь не учитывается то, что чем крупнее птица, тем она реже машет крыльями (колибри 100 раз/сек., а кондор 1 раз/сек), главное же в том, что крыло птицы не имеет ничего общего с листом фанеры, для которого верна эта теория. Об этом еще будет сказано ниже.
Судя по фотографии крупных птиц - лебедей, соотношение их массы «полезной нагрузки» к массе самого «летательного аппарата» явно не стремится к нулю, как должно быть по правилу «квадрата - куба». Выглядят они очень упитанными.

<
Полезная нагрузка это внутренности, жировой запас, длинная шея и др., сам летательный аппарат - оперение, кожа, летательные мышцы, скелет и др.
По поводу размеров, недавно исследователи из музея Бюрка в университете штата Вашингтон, Зиверт Ровер и его коллеги, показали, что максимальный размер тела птиц ограничен всего лишь временем, необходимым для замены перьев, используемых для полета, во время линьки.
Попытки разобраться в механизме полета птиц и создать ЛА по типу птицы (т.н. махолет или орнитоптер) имели место во все времена, начиная с Аристотеля и Леонардо да Винчи. Было не мало серьезных попыток и у нас создать и сам махолет и теорию машущего полета. В КБ «Сухого» в 70-х годах этим занималась специальная группа. Серьезные работы были проведены первоначально по заказу ЦАГИ и ВВС группой проф. В. Киселева (МАИ) в 90-х, продемонстрирован летающий аппарат весом 10 кг, разработана целая теория машущего полета. Главный вывод - такой аппарат создать можно. И сегодня изобретатели не оставляют таких попыток. Теорий машущего полета много. В зависимости от принятых допущений и выбранных аэродинамических теорий, результаты получаются прямо противоположные.
Мы не можем обклеить датчиками птицу и попросить полетать в аэродинамической трубе, чтобы проверить эти теории, поэтому давайте сразу перейдем к практике, т.е. к фактам.

Самый крупный летающий ящер - птеродактиль (крылья без оперения, кожистые) был обнаружен в Румынии, он там жил 70 млн. лет назад, размах крыльев - 16 м, о его весе у ученых нет общего мнения.

С амая крупная летающая птица Тераторн (по виду похожа на грифа) жила на территории современной Аргентины 7 млн. лет назад. Размах ее крыльев был более 6 м, а вес 80 кг.

Судя по этойтенденции, при размахе крыльев в 10-11 м (длина крыла ~ 4,5 м) масса птицы будет около 300 кг, из них полезной нагрузки вероятно не менее 100 кг. Конечно, в аэродинамике такая экстраполяция не всегда работает, но порядок цифр представить можно. Об эффективности полета птиц говорят и такие факты.

Самой сильной хищной птицей считают африканского венценосного орла, который может лететь с добычей в 17 кг, хотя сам весит 4,5 кг - удивительная эффективность полета (примерно 3 кг летательный аппарат орла и 18 кг полезной нагрузки - в 6 раз!).

Гриф Руппела столкнулся с самолетом над городом Абиджан (Koт-д"Ивуар) на высоте 11300 м в ноябре 1973 г. В 1967 г. 30 лебедей-кликунов были замечены пилотом самолета на высоте 8230 м над Гебридскими о-вами (Великобритания). Г уси в ходе миграций регулярно перелетают Гималаи на высотах до 5500-6000 м. При этом плотность воздуха уже на высоте 6500 м уменьшается в 2 раза.

Простой анализ мышц птиц дает тоже интересные результаты. У птиц есть две основные пары мышц, отвечающие за полет. Большие грудные мышцы - их функция опускание крыльев и подключичные мышцы - крылья поднимают. У птиц масса этих мышц обычно составляет от 10 до 25% массы тела. Хотя разница между колибри и кондором (другие птицы в этом диапазоне) по массе составляет 3000 раз, а по размаху крыльев 50 раз, это соотношение остается неизменным, достигая своего максимума не у самых крупных птиц, а у самых лучших летунов (например, у гуся 18%). Интересно, что у колибри и стрижа это отношение как раз максимально - 30%, а у кондора, который больше парит, эти мышцы развиты слабо. Все говорит за то, что размер птиц ограничен не принципиальной невозможностью больших птиц летать, а другими факторами (скорость роста перьев, возможность прокормиться и т.д. и т.п.). Главная проблема - возможность взлететь и сесть.

Взлетать с воды особенно трудно.


Зато садиться на воду одно удовольствие.

Интересно, что соотношение масс подключичной и грудной мышцы у птиц от 1/3 до 1/20. Здесь опять выделяется колибри - 1/2. У большинства хорошо летающих птиц масса подключичных мышц до 1% массы тела. Это значит, что основное усилие в полете птица тратит на опускание крыла, т.е. именно на полет, а момент инерции (одинаковый в обе стороны) если и влияет на полет, то для большинства птиц не сильно, а так же, что увеличение моментов инерции с увеличением размеров, птицам особенно не мешает.

Почему же до сих пор махолет не летает? Вернемся к истории. Более 100 млн. лет назад природа создала первый ЛА. Но из материалов у нее были тогда в прямом смысле только кожа, да кости. Крылу птеродактиля из этих материалов приходилось одновременно создавать и подъемную силу и тягу и управлять полетом. Самое простое устройство крыла - самый тяжелый и неустойчивый полет на пределе возможностей. Но с точки зрения теории этот способ полета самый сложный. Специалисты до сих пор не могут до конца понять, как же летали эти существа.

Прошли десятки миллионов лет. Эволюцией при этом руководило как всегда одно: как полет сделать более эффективным, т. е. в полете потратить меньше энергии и при этом смочь кого-нибудь поймать и сожрать или наоборот спастись.

Природа за это время создала новые материалы, гениальное изобретение перо и оперение. Появились птицы похожие на современных. При взгляде на профиль крыла в средней части, каждый кто связан с авиацией скажет - это для создания подъемной силы. Посмотрите на изгиб вперед и вверх маховых перьев при взмахе, они тянут птицу вперед и дополнительно вверх.


Крыло устроено намного сложнее - полет намного эффективнее. А с точки зрения теории уже что-то проясняется. Понятен смысл двигающихся по большому радиусу пропеллирующих маховых перьев, понятно откуда берется подъемная сила у мало подвижной средней части крыла.

Авиация пошла еще дальше, совсем разделив функции подъемной силы - крыло и тяги - винт. Ничего не поделаешь, пришлось начинать с простого. Здесь сегодня нам почти все ясно, есть теория винта, есть теория крыла. Режимы установившихся потоков. Хотя это просто только на словах, сотни серьезных научных работпосвящены этим вопросам.

Так почему же изобретатели до сих пор толком не смогли поднять в воздух махолет?

Они пошли, в основном, двумя путями. Первый - создание ЛА типа птеродактиля из «простых средств» как когда-то природа, с простым крылом. Это самый трудный способ взлететь, никакие теории здесь не помогут, нужно как животное чувствовать каждую клеточку своего тела, чтобы удержаться в воздухе при таком не устойчивом, энергетически затратном полете. В принципе, конечно, полет возможен, но нужно ли нам это, если даже сама природа давно от этого ушла?

Второй путь - создание своего аппарата, со своим способом машущего полета, по своей теории. По этому пути пошли многие серьезные инженеры и ученые. Они разрабатывали аппараты, в основном, с относительно жестким крылом, определенного профиля, и со сложной траекторией движения, обосновывая все это серьезными теориями. И им многое удалось. Самые известные, это аппараты группы В.Киселева и канадца Делориера. Судя по всему и таким способом можно создать махолет, но пока это никому толком не удалось.

Напрашивается вывод, что механизм машущего полета слишком сложен, особенно взлета и посадки, сложен настолько, что не под силу ни одному, ни группе изобретателей. Возьмите полет птицы - сложный механизм работы мышц, сложная конструкция крыла, сложная конструкция пера и при этом важна каждая мелочь. При полете птица явно использует мало изученные нестационарные потоки, мы можем видеть это, наблюдая за птичьим клином, где более слабые птицы используют завихрения потока от вожака и др. более сильных птиц. Кстати, это явление дает представление об экономичности птичьего полета.


Для примера на рисунке крыло голубя (Википедия)


Группы перьев крыла: 1. Маховые 1-го порядка. 2,5,6 и 7 Кроющие перья. 3. Перья крылышка (придаточного крыла). 4 и 8 Маховые 2-го и 3-го порядка. 9. Плечевые перья.

Если убрать с него маленькие перья крылышка (3), то птица не может, ни нормально взлететь, ни нормально приземлиться. Даже при удалении половины маховых перьев 1-го порядка (1) птица может лететь, а при подрезании концов этих перьев не может (что и делают в зоопарке). О каких самодельных махолетах изобретателей может идти речь. Полет винтового самолета, в сущности, представляет собой частный случай полета птицы, причем на самом простом участке установившегося полета.

Как же создать орнитоптер? К счастью, изобретать (с риском, что не получится) ничего не нужно, все давно изобретено до нас и летает в миллиардах экземпляров. Это задача для серьезного коллектива разработчиков. Начинать надо с того, что точно летает и летает хорошо. Начинать придется с подробнейшего изучения выбранного для исследования вида птиц (например, гусей) - скелета, мышц, суставов, крепления мышц и сухожилий, оперения и т.д., с подробнейшего изучения техники полета. Возможно, нескольким гусям придется пожертвовать жизнью ради науки и создания первых образцов. Дальше придется учить такого «гуся», обклеенного датчиками, летать в аэродинамической трубе. Первые же исследования дадут массу информации, вот уж где будет поле для реальных серьезных диссертаций. Фактически это будет новая наука. И так, продвигаясь вместе с наукой вперед, и будет создан реальный орнитоптер. Сначала он будет похож на птицу.

В статье это несколько фраз, а в реальности это серьезная, кропотливая, продолжительная работа, но зато она реально ведет к созданию аппарата, не зависимо от гениальности отдельных изобретателей и ученых.

Вместо мышц гидравлические, пневматические и электрические приводы в зависимости от их назначения. Кстати, сегодня существуют интересные разработки в области искусственных мышц на основе нанотехнологий. Они даже мощнее обычных живых мышц на порядок, а то и два, что очень обнадеживает.

Будущий универсальный робот не будет жужжать сервоприводами как Робокоп, будущее за искусственными мышцами. Сегодня регулярно появляются сообщения о таких разработках, пока, в основном, на основе пневматики и гидравлики. Интересны разработки ф. Boston Dynamics , военный андроид, робот-гепард, робот-мул и др., которые, кстати, делаются по заказу Пентагона.

И последнее. Есть важный вопрос, который на первом этапе развития новой системы может не проявить себя, пока движение в воздухе не станет массовым. Все таки главная характеристика всех этих ЛА - безопасность. При массовом движении, к сожалению, не избежать аварий и столкновений между собой и птицами, и все на малой высоте. Если при неисправности аппарата вертолетного типа еще остается хоть какая-то надежда на авторотацию, то даже небольшое столкновение «жестких» аппаратов означает конец обоих. В этом плане аппараты типа птица выглядят значительно перспективнее.

Борьба орлов в полете.
Коротко о стрекозах. С ними дело обстоит несколько иначе. Данных об исследовании стрекоз очень мало.

Максимальный размах крыльев стрекозы сегодня 20 см, в доисторические времена существовали стрекозы с размахом крыльев 70 см. Стрекоза самое быстрое насекомое, развивает скорость до 70 км в час, как птица. Может мгновенно менять направление, двигаться и боком и назад, зависать неподвижно на месте.

Возможно, создать крупные аппараты для человека «типа стрекозы» не удастся, это и не нужно поскольку таких перегрузок все равно не выдержить, но если удастся создать аппарат несущий полезную нагрузку хотя бы 1-2 кг, с точки зрения специальных целей это будет незаменимый аппарат от которого не скроешься ни в горах ни в лесу. С учетом того, что в вооружениях явно прослеживается тенденция на использование роботизированных систем, в том числе беспилотных ЛА, такой аппарат мог бы быть очень востребован. Но это уже другой разговор.

О системе управления ЛА всех типов (кроме специальных) в такой системе нужно сказать отдельно.

Из соображений безопасности человек должен быть исключен из процесса управления. После задания конечной и промежуточных точек маршрута его функции заканчиваются, оптимальный маршрут и график движения рассчитываются наземным центральным «компьютером» с учетом типа ЛА, границ, запретных зон, загруженности «воздушных трасс» и т.д. Далее ЛА идет строго по маршруту и графику по сигналам системы типа ГЛОНАСС и возможно, для надежности, системы другого типа (например, радиомаяков), под контролем наземных систем.

Кроме безопасности, такому ЛА водитель не обязателен.

Сегодня система ГЛОНАСС обеспечивает точность в 5 м, в будущем планируется довести до 1 м, этого более чем достаточно.

Можно сейчас много говорить о предполагаемом устройстве новых ЛА. По результатам исследований, возможно это будет симбиоз нескольких технических решений, и использование «птичьего» принципа полета и использование вращательного движение (например, винтов или мини ТРД), чего в природе по понятным причинам нет.

Тоже касается и концепции систем управления, возможно это буду воздушные трассы со своими коридорами и эшелонами, возможно более сложное для расчетов свободное движение в воздухе, а возможно и то и другое. Все это выяснится в процессе проработки вопроса.

Кстати, у нас в МГУ уже есть интересные разработки на эту тему.

Перспективы такого проекта понятны. Работы по созданию и эксплуатации такой транспортной системы потребуют развития многих отраслей техники, в том числе элементной базы электроники, навигационных систем и др.

Потребуются новые легкие и прочные материалы, новые системы аккумулирования энергии и т.д. и т. п. Все это будет применимо и в других областях.

Очень большая работа ляжет на программистов, но если начать первыми и оптимально выбрать саму концепцию управления, то при удачном раскладе можно оказаться законодателем мод в этой области (как, например, Windows или Android в операционных системах), как минимум на нашем континенте, где наша территория доминирует.

Кроме прочего будет сделан задел вообще в области имитации движения животных (в том числе обитающих в воде). Работы в этой области в мире идут вовсю.

Развитие такой транспортной системы, в отличие от других серьезных проектов, не потребует больших предварительных капитальных затрат и будет идти постепенно. Уже первые лабораторные модели новых летательных аппаратов дадут толчок развитию теории их полета и покажут возможности их развития.То же и с системами управления, мощные суперкомпьютеры для расчета воздушного движения потребуются позже, когда в воздухе будут одновременно десятки и сотни тысяч ЛА, если не больше. Тогда от их мощности будет зависеть пропускная способность всей системы.

То есть при первых относительно небольших затратах (которые пойдут на науку и технологии) можно будет понять куда идет дело и подкорректировать проект или даже закрыть бесперспективные направления.

Климанов Владимир 20.01.2014
Перепечатка и копирование с обязательным указанием автора и ссылкой на блог.



Похожие публикации