Дворец воронцовых в крыму. Воронцовский дворец в алупке, крым

Алупка курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс«изюминка» Алупкинского пейзажа и главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив – один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

История Алупки.

История Алупки начинается в VI-V веке до н.э., когда на этих благословенных землях было основано первое поселение тавров. Археологи нашли на горе Крестовой остатки укреплений и большой могильник. В X веке Алупка принадлежит хазарам, в XIV веке переходит во владения генуэзцев, которые построили здесь порт и оборонительные сооружения, а в дальнейшем становится татарской деревушкой. После присоединения Крыма к России эти земли увидели новых хозяев: аристократов и царских вельмож. В 20-х годах XIX века Алупка стала поместьем генерал-губернатора Новороссийского края — графа Михаила Семеновича Воронцова, который решил возвести здесь дворец. До 80-х годов XIX века Алупка все еще оставалась небольшой деревушкой. Местное население занималось в основном садоводством и виноградарством.

В конце XIX века Алупка начинает быстрыми темпами развиваться как курорт благодаря тому, что русские «светила медицины» признают целебность здешнего климата для лечения бронхо-легочных заболеваний и оздоровления всего организма. В Алупке появляются дачи аристократов, магазины, пансионы, гостиницы, почта и телеграф, а также строятся дороги. В 1902 году еще в царской России в Алупке на добровольные пожертвования начинает действовать первый санаторий для детей.

В годы Советской власти в Алупке быстрыми темпами идет строительство санаториев, которых к 1940 году насчитывается уже более двадцати.

Статус города Алупка получила в 1938 году.

— это узкая полоса крупной и мелкой гальки, протяженностью 4 км вдоль береговой линии. Всего здесь 6 пляжей и 23 пляжа при санаториях. Основной пляж — бесплатный городской, который находится под Воронцовским парком. К пляжу «Лазурный берег», который расположен у автостанции, можно подъехать на машине (есть платная стоянка).

Мягкий климат, сухой воздух Алупки с ароматом сосны, Черное море – лучшее место для лечения заболеваний легких. Здесь находится первый в Европе детский санаторий для лечения костного туберкулеза (основатель профессор А.А. Бобров). В 1982 году в Алупке открылся дегустационный винный зал на 240 мест «Массандра».

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) – это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова . Сегодня – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник . Он идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья. Он построен из диабаза – материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Фотографии Воронцовского дворца.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад – это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный – элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев».

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов , открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным. Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами. Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение «Нет победителя, кроме Аллаха».

Восточную и Западную архитектуру объединяют резные каменные украшения дворца, зубцы и готические дымовые трубы, а также устремленные ввысь купола в виде минаретов мечетей и тоненьких башенок по бокам. Все это великолепие дополняется природным рисунком горы Ай-Петри.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому. Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.
«Парадная столовая» – самый величественный зал Воронцовского дворца. Ее интерьер выполнен в стиле рыцарских замков. Туристов впечатляет: декоративный мраморный фонтан, с возвышающимся над ним балкончиком для музыкантов; стены, украшенные резьбой по дереву; канделябры из уральского малахита. Торжественности залу добавляют высокие потолки, двери из мореного дуба, строгая мебель и дубовые панели.
«Голубая гостиная» — это светлая нарядная зала с лепным ажурным узором из листьев и цветов, покрывающим голубой негой стены и потолок. Она имеет турецкие предметы обстановки и роскошные ткани.
«Зимний сад» – сочетание мраморной скульптуры с редкими вечнозелеными растениями. Копии античных скульптур и портреты семьи Воронцовых, выполненные в мраморе, составляют основной интерьер «Зимнего сада».

Зимний сад в Воронцовском дворце Фото.

5 террас парка Воронцовского дворца – это стилизованные пять этапов средневековых садов с цветниками и стрижеными растениями. В Верхней террасе много мраморных ваз, фонтанов, скамеек среди розариев, а Нижняя отличается обилием пристенных фонтанов.

В 1921 году Воронцовский дворец стал музеем. С 1990 года – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Здесь проводятся экскурсии, выставки, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых». В 2007 году здесь открыта новая экспозиция «Дом графа А.П. Шувалова».

Архитектура Крымского полуострова завораживает: здесь много известных исторических памятников, привлекающих внимание туристов со всего мира. Воронцовский дворец, как видно на многих фото, - одно из самых величественных зданий в Крыму.

Был он построен графом Михаилом Воронцовым в маленьком татарском селении Алупка у подножия горы Ай-Петри. Особняк приобрел славу архитектурного шедевра эпохи романтизма.

Воронцовский дворец находится в городке Алупка в южной части живописного Крымского полуострова. Город входит в городской округ Ялта и растянулся вдоль побережья на 4 км. Недалеко от Алупки находятся курорты Симеиз и Кацивели.

Географические координаты на карте Крыма GPS N 44.4197, E 34.0430

Как и кем осуществлялось строительство

Граф Воронцов впервые побывал в Крыму в 1822 году и был восхищен красотой и богатством южного края. При нем началось бурное развитие виноделия, создавались рыбные заводы, была налажена добыча соли, строились дороги и порт. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого представлены в статье, строился как летняя резиденция графа Михаила Воронцова.

Генерал-губернатор Новороссии был очень богатым и образованным человеком. Он серьезно подходил к планировке проекта и лично до последнего дня руководил строительством. Первоначально строительный комплекс планировали в стиле строгого классицизма известные архитекторы Томас Харрисон и Франческо Боффо.

Граф одобрил проект, но побывав в Англии, где познакомился с талантливым королевским архитектором Эдвардом Блором – создателем Букингемского дворца и большим ценителем средневековой архитектуры – изменил чертежи. Знаменитый архитектор никогда не приезжал в Крым, но досконально изучил по рисункам и наброскам местность вокруг строительной площадки.

Он спроектировал великолепный замок, который идеально вписался в окружающий ландшафт.

Дворец общей площадью 40 гектаров строился 20 лет с 1928 по 1948 год. Материалом стал местный прочный камень диабаз вулканического происхождения. Его блоками доставляли на строительную площадку, где резали вручную.

Дворцовый комплекс состоит из пяти корпусов, соединенных открытыми и закрытыми переходами, которые строились поочередно в стиле определенной эпохи. Внутри дворца находится 150 комнат, оборудованных водопроводом и канализацией. В строительство дворца были вложены огромные деньги, но богатейший человек России мог себе позволить такую роскошь.

История дворца

Дворянский род Воронцовых один из самых древних. Михаил вырос в семье известного политика и дипломата, и свое детство провел в Англии. Блестяще образованный молодой человек по возвращению на родину в возрасте 19 лет поступил на военную службу. Михаил сделал успешную карьеру и совсем молодым получил звание генерала.

В 1823 году граф с семьей прибывает в Одессу, где он назначен генерал-губернатором. Зная о богатстве южного края, Михаил был заинтересован в получении этой должности. При его правлении город процветал, а свой личный доход граф решил вложить в строительство пышного поместья. После завершения строительства дворец долгое время принадлежал семейству Воронцовых, а затем его потомкам.

Но к концу XIX века имение оказалось заброшенным:

  1. В 1904 году дальняя родственница Воронцовых стала строить на территории дачи и сдавать земли под санатории.
  2. В начале XX века с приходом советской власти особняк стал национальным музеем.
  3. Во время Второй мировой войны дворец практически не пострадал, только были вывезены некоторые ценные экспонаты. Гитлер обещал особняк фельдмаршалу Маннштейну и тот заботился о сохранении своей собственности.
  4. Во время Ялтинской конференции во дворце проживала английская делегация.
  5. В послевоенные годы здесь была дача для высокопоставленных чиновников, а затем особняк в 1956 году вновь приобрел статус музея.

С 1990 года дворцовый комплекс носит название – «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник».

Архитектура. Интерьеры дворца

Главная особенность дворца – оригинальное слияние различных стилей. Знаменитому архитектору удалось органично соединить темы Запада и Востока. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого передают рыцарский интерьер и элементы стилизованной готики, соответствовал характеру и образу жизни графа, отражал его мужские интересы.


Воронцовский дворец в Крыму великолепно выглядит не только вживую, но и на фото.

К созданию великолепного интерьера приложили руку, как европейские мастера, так и камнерезы, краснодеревщики, лепщики, вышивальщицы со всех губерний России, крепостные самого графа. В архивах сохранилось до трехсот фамилий искусных мастеров.

Западный фасад Воронцовского дворца

Западный фасад или Шуваловский проезд с его высокими сторожевыми башнями, узкими бойницами и толстыми крепостными стенами из блоков серого диабаза напоминает средневековый европейский замок. С этой стороны проходит главный подъезд к дворцовому ансамблю.

Архитектура хозяйственных корпусов Воронцовского дворца

Хозяйственные корпуса расположены вытянутым замкнутым многоугольником, к которому ведут двое отдельных ворот. Архитектура этих зданий соответствует английским средневековым замкам. Фасады оформлены четкими геометрическими линиями дверных и оконных проемов, стены обработаны методом «рваного» камня.

На первом этаже располагались различные хозяйственные службы, а в верхних комнатах жила прислуга.

Северный фасад Воронцовского дворца

Северной стороной особняк напоминает загородный дом XVI века в Англии. Высокие дымовые трубы придают особый колорит северному фасаду.

Северная сторона освещается солнцем только утром и вечером, в остальное время суток будто сливается с серыми скалами. Возвышающаяся за дворцом гора Ай-Петри гармонично дополняет архитектурный ансамбль.

Парадный кабинет Воронцовского дворца

Кабинет оформлен в традиционном английском стиле:

  • окна-эркеры;
  • дубовые панели и двери;
  • инкрустированная мебель из Лондона;
  • камин.

На стенах с расписными обоями памятные портреты боевых соратников по Отечественной войне 1812 года и портрет самого хозяина в военной форме.

Кабинет украшают книжный шкаф из черного дерева тонкой работы, английские стулья и кресла с готической резьбой, бронзовые скульптуры, канделябры, золоченые часы с изображением народных героев Минина и Пожарского. Здесь генерал-губернатор проводил совещания и дружеские встречи.

Ситцевая гостиная Воронцовского дворца

Маленькая ситцевая комната служила приемной, где ждали аудиенции у графа. Стены обиты дорогой английской тканью с изящным рисунком, мебель инкрустирована бронзой, на потолке голубая хрустальная люстра, мозаичный паркет.

Стены украшают пейзажи русских художников.

Китайский кабинет Воронцовского дворца

Это будуар графини. В его оформлении чувствуется тонкий женский вкус и увлечение модной в те времена дальневосточной экзотикой. Стены отделаны тонкой рисовой соломкой, шелковыми вышивками, резным декором.

На стене портреты знаменитых людей, портрет самой графини кисти неизвестного художника и родовые гербы.

Вестибюль Воронцовского дворца

Парадный вестибюль оформлен в английском стиле и был предназначен для встречи гостей. Здесь два камина из отполированного диабаза.

На стенах портреты родственников графа, императрицы Екатерины II, которая была крестной матерью Михаила Воронцова. Дополнением интерьера служат редкие персидские ковры.

Гостинная Воронцовского дворца

Светлое праздничное помещение использовалось как домашний театр. Голубые стены украшены цветами из алебастра. Художественную лепку выполняли крепостные графа Воронцова. В гостиной камин из белого мрамора с растительным орнаментом, огромные фарфоровые вазы, люстры из богемского стекла и прекрасный белый рояль.

Гостеприимные хозяева охотно принимали в своих апартаментах поэтов и музыкантов. Здесь выступали Жуковский, Алексей Толстой, Щепкин, Рахманинов. Сама графиня прекрасно играла на рояле и пела.

Зимний сад Воронцовского дворца

Зимний сад соединяет внутренние покои и парадную столовую. Чета Воронцовых любила здесь отдыхать. В саду выращивали редкие декоративные растения из Африки, Австралии, Японии. Сад традиционно украшали белые античные скульптуры, бюсты членов семьи, фонтан из белого мрамора. Скульптура смеющейся девочки считается одной из самых искусных в мире.

Парадная столовая Воронцовского дворца

Самое торжественное и просторное помещение дворца напоминает рыцарские залы средневековья. Высота потолков достигает 8 метров, а общая площадь около 150 кв. м. Оформлением этого помещения занимался лично Эдвард Блор. Окна-эркеры, потолок из дуба в форме готических сводов, резное дерево, родовые гербы, строгие цвета дерева и камня.

Архитектор рискнул дополнить холодный интерьер живописными панно в резных рамах работы французского художника Робера.

Между двумя каминами расположен комнатный фонтан, а над ним балкончик для музыкантов. Сверкающие обеденные столы, сервант с львиными ножками, ажурные буфеты, хрустальные вазы, десятки люстр и канделябров, украшенных уральским малахитом.

Бильярдная Воронцовского дворца

В бильярдной хозяева и гости играли и развлекались. Здесь находится ореховый гарнитур, стол из красного дерева. Комната оформлена в английском стиле. Воронцовский дворец в Крыму (фото ниже представляют картины европейских художников) славится многочисленной коллекцией работ знаменитых мастеров разных эпох. В бильярдной размещено большое количество живописных полотен.

Южный фасад Воронцовского дворца

Южный фасад обращен в сторону моря и постоянно освещается солнцем. В его оформлении присутствуют характерные элементы мусульманского зодчества. Это огромные окна, глубокие ниши, веранды с ажурными решетками, подковообразные арки, витиеватая резьба с цветами, арабские надписи по карнизу.

Монументальную лестницу, спускающуюся к морю, охраняют шесть львов, изваянных из белого мрамора. Львиная терраса стала любимым местом для фотосессий и селфи.

Библиотека Воронцовского дворца

Библиотека графа Воронцова не без основания считалась одной из самых крупных в России. На четырехметровых стеллажах хранилища размещались тысячи книг на различных языках. Хозяин интересовался наукой, о чем свидетельствуют редкие рукописи, старинные карты и глобусы. Уникальную библиотеку начали собирать отец и тетка графа.

Алупкинский парк

Воронцовский дворец в Крыму (фото с видом на парк сегодня хочет сделать каждый турист, чтобы сохранить память о его красоте) начал строиться уже после закладки роскошного парка. Немецкий садовод Карл Кебах за 1/4 века сотворил настоящее чудо. По личной просьбе графини территория усадьбы буквально утопала в зелени и цветах.

Когда-то здесь цвело свыше 2 тыс. кустов роз.

Нижний парк своими цветниками на террасах, фонтанами, скамьями, мраморными вазами напоминает сады средневековья. Близость горных источников позволила создать искусственные прохладные водоемы с каскадами и небольшими водопадами, плавающими лебедями. Здесь постоянно журчит вода, царит гармония и упорядоченность.

По приказу графа дно Лебединого озера для создания солнечных бликов было усыпано полудрагоценными камнями. Верхний парк по замыслу имитировал дикую природу. С трудом верится, что каменный хаос в виде ущелий, обрывов, гротов сделан человеческими руками. Рядом широкие поляны, специально очищенные от нагромождения камней. Каждая лужайка имеет свое романтическое название.

В парке собрана богатейшая коллекция вековых деревьев и кустарников редких пород, завезенных из других стран. Туристы могут полюбоваться уютным Чайным домиком, удивительным водопадом Фрейшютц, фонтаном Мария – копией фонтана «слез» в Бахчисарае.

Воронцовский дворец и его великолепный парк увековечили в своих картинах Левитан, Суриков, Лентулов. Будучи в Крыму здесь писал свои морские пейзажи Айвазовский. Скала, на которой он работал, носит имя художника. Прекрасные фото на память о чудесной природе Крыма и его удивительной достопримечательности увозят с собой тысячи туристов.

Экспозиции музея

Внутренний интерьер дворца за последние 100 лет изменился незначительно. В музее есть несколько постоянных экспозиций. Туристы могут осмотреть 10 парадных залов на первом этаже.

Посетителям также доступны следующие выставки:

  • дом Шувалова;
  • кухня;
  • квартира дворецкого;
  • скульптуры в парке.

Здесь собраны ценные коллекции картин, фарфора, скульптур, изящной антикварной мебели, имеющих большую историческую ценность. Экскурсоводы очень интересно и подробно рассказывают о постройках и жизни членов семейства.

Режим работы дворца

Основные экспозиции музея работают без выходных с 9:00 до 18:00. Остальные выставки выходные по понедельникам и средам. Билеты продаются в нескольких кассах, которые начинают работать с 9 часов.

Информация для туристов. Правила посещения

Туристов заранее знакомят с правилами посещения музея.

Вот основные из них:


Как проходят экскурсии

Каждая экскурсия начинается с осмотра стендов, где представлена история строительства. Потом посетители осматривают остальные залы первого этажа. В верхние спальные помещения экскурсантов не допускают. Они явно выглядят скромнее, а обстановка не сохранилась.

На территории парка часто устраивают тематические выставки, предлагаются экскурсии по парку на электромобилях. Индивидуальные экскурсии проводятся на договорной основе.

Стоимость посещений

Вход в Алупкинский парк свободный, кроме некоторых популярных у туристов мест.

Цены для посещения музея приемлимые:

Услуги Стоимость билета для взрослых (руб.) Стоимость льготного билета (руб.)
Основные экспозиции 300 200
Выставки 110-150 55-80
Экскурсия по парку 50-100 25
Прогулка по парку на электромобиле 800 800
Единый билет 650 З25
Мероприятие с фотосопровождением в течение одного академического часа 2500

Коммерческие видеосъемки оплачиваются заранее.

Как добраться в Воронцовский дворец

Из любого населенного пункта ЮБК легко попасть в Алупку, как по морю, так и по суше.

Из Ялты

От Ялты до Алупки 17 км. Сюда можно добраться на рейсовом катере, который отправляется с морского вокзала. С центрального автовокзала ходят автобусы со специальными маршрутами — №132 (из центра) и №102 (с автовокзала).

От остановки «Воронцовский дворец» к замку можно выйти через парк. Маршрутки №107 и №115 везут туристов до автовокзала, а оттуда надо идти пешком. На машине из Ялты надо ехать через Виноградное, Ливадия, Горное.

Из Алушты

Из Алушты до Алупки легче добираться через Ялту, куда каждые полчаса отправляются маршрутные троллейбусы. На автовокзале Ялта пересесть на автобусы до Алупки. На проходящих междугородных автобусах «Симферополь-Симеиз» за два часа можно напрямую доехать до Алупки (трасса). Этот вариант подходит для активных туристов, не обремененных багажом.

Из Симферополя

Вначале надо доехать до Ялтинского автовокзала на автобусе «Симферополь-Ялта», а оттуда маршрутным автобусом до остановки «Автостанция» и еще 10-15 минут пешком.

Из Севастополя

На автобусе «Севастополь-Ялта» доехать до остановки «Питомник», перейти на другую сторону дороги и на маршруте №1А и ехать до остановки «Автостанция». Также есть прямой рейс «Севастополь-Алупка». Хорошим вариантом будет приобретение экскурсионного тура, что избавит от проблем с транспортом.

Величественный дворец имеет свои тайны и загадки.

Некоторые их остаются неразгаданными по настоящее время:

Воронцовский дворец является ярчайшей достопримечательностью полуострова. Нельзя побывать в Крыму и не посетить знаменитый дворцовый ансамбль и его великолепный парк. Здесь можно полюбоваться красивыми видами, получить незабываемые яркие впечатления. Туристы, приезжающие в Алупку, любят делать фото на фоне дворца и зубцов горы Ай-Петри.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Воронцовском дворце в Крыму

Воронцовский дворец. Алупка. Достопримечательности Крыма:

С Воронцовским дворцом связано немало романтических историй, которые вполне могли бы стать основой для десятка дамских романов. Скажу больше - в любовную интригу был замешан Александр Сергеевич Пушкин. Но обо все по порядку.

Дворец в Алупке настолько гармонично вписан в окружающий ландшафт, повторяя своими мавританскими башенками и готическими зубцами фасадов очертания расположенной в непосредственно близости горной гряды Ай-Петри, что кажется, будто весь этот архитектурно-природный ансамбль был здесь всегда.

Генерал-губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов начал строительство представительской резиденции в Крыму в 1824 году. Помимо Алупки на юге Крыма Воронцову принадлежали Массандра (Массандровский дворец я показывала здесь), Ай-Даниль и Гурзуф. Но именно Алупкинское имение граф решил превратить в летнюю резиденцию.

Одновременно со строительством дворца началась прокладка дороги от Симферополя к Южному берегу Крыма.

В свете Михаил Семенович Воронцов слыл англоманом, поэтому нет ничего удивительного, что создание проекта дворца он доверил придворному архитектору английской королевы Эдварду Блору. Именно он проектировал Букингемский дворец в Лондоне. Примечательно, что за двадцать лет строительства Блор так ни разу не приехал взглянуть на свое детище. Руководил работами его помощник и ученик Вильям Гунт, благодаря которому в чертежи были внесены некоторые поправки в соответствии с особенностями местности.

За камнем для строительства далеко не ходили - брали прямо из-под ног крымскую вулканическую породу долерит (диабаз): из долерита сложены центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный корпуса дворцового комплекса. К слову, крымским долеритом вымощена Красная площадь в Москве.

Воронцовский дворец спроектирован в стиле поздней английской готики (стиль эпохи Тюдоров), но с элементами восточной архитектурой, отчего с разных ракурсов он выглядит то как средневековый замок, то как резиденция магометанского правителя.

Причина такого неожиданного сочетания стилей в облике дворца кроется в личностях архитектора и заказчика. Эдвард Блор был хорошо знаком с архитектурой британской колонии - с архитектурой Индии. Поэтому для него не составило труда соединить в одном проекте стиль Тюдоров с вариациями на тему индийской архитектуры периода Великих Моголов. Вероятно, в его представлении такая смесь должна соответствовать Крыму, учитывая, что долгое время полуостров был мусульманским. К тому же, в архитектурной моде превалировали романтические направления, что было по вкусу и графу Воронцову.

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год

С западной стороны находится главный подъезд к дворцовому комплексу. Эта часть Воронцовского дворца напоминает средневековый замок с круглыми сторожевыми башнями, узкими бойницами и глухими крепостными стенами.

Здесь же мы видим Шуваловский корпус и Шуваловский воротный проезд. Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Шуваловский проезд между двух похожих на крепостные стен грубой кладки из серых диабазовых блоков, с круглыми зубчатыми башнями и узкими стрельчатыми окнами заставляют поверить, что мы в средневековом замке.

Шуваловский проезд

Отдельные ворота ведут на хозяйственный двор. В центре двора растет платан, посаженный при строительстве дворца. Здесь же находится музейная касса, где вместо бумажного билета вам выдадут металлический жетон.

Минуя хозяйственные постройки, мы попадаем на парадный двор перед северным фасадом дворца, обращенного окнами к Ай-Петри и верхнему парку.

Cеверный фасад дворца

По словам специалистов, в архитектуре северного фасада с его вертикальными выступами, миниатюрными декоративными башенками и большими окнами-эркерами гармонично сочетаются элементы готики шестнадцатого века и архитектуры эпохи Возрождения.

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца – беломраморный фонтан "Источник Амура".

Обойдем дворец с восточной стороны, чтобы взглянуть на обращенный к морю южный фасад, выполненный по мотивам индийской архитектуры.

Бело-голубая эскедра с двумя ярусами арочных окон украшена двойной зубчатой подковообразной аркой и покрыта лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции. На уровне второго этажа по ее декоративному фризу устроены три балкончика с ажурными решетками и рельефная арабская надпись - шестикратно повторяемое славословие пророку: "И нет победителя, кроме аллаха". В глубине экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную дворца, куда мы пойдем чуть позже.

Слева и справа от экседры тянутся два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. К западу от эскедры находятся Зимний сад, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса.

От эскеды к морю спускается широкая лестница с тремя парами львов - Львиная терраса. У входа во дворец львы бодрствуют, стоя на страже, на средней площадке лестницы просыпаются или засыпают, а те, что ближе к морю, мирно спят, положив морду на лапы. Заканчивается Львиная терраса площадкой с выходами в нижний парк, к скале Айвазовского и Чайному домику на берегу моря.

Фонтан "Чаша" в нижнем парке

Южная терраса - излюбленное место для фотографирования в красивых позах и красивых нарядах.

Отсюда расходятся тропинки в Нижний Воронцовский парк.

После осмотра дворцового фасада интересно взглянуть на графские покои. Сразу выяснили, что второй этаж и антресоли для осмотра закрыты: было время, когда экскурсанты поднимались в комнаты второго этажа, но от этого страдали потолочные перекрытия первого этаже. В конце концов, в музее решили оставить доступными для туристов только девять залов первого этажа.

Как и многие другие крымские дворцы, после революции 1917 года Воронцовский замок был национализирован, но не превращен в здравницу, а стал музеем дворянского быта. Возможно, это счастливое обстоятельство сыграло не последнюю роль в сохранении дворцовых интерьеров. Во время Великой Отечественной войны дворец был разграблен, но не разрушен. С 1945 по 1955 годы здесь размещалась государственная дача. И наконец, 1956 году здесь вновь открыли музей.

Войдя во дворец с северной стороны, попадаешь в коридор, где раньше находилась гардеробная. Сейчас в шкафах из мореного дуба, полностью закрывающих одну из стен от пола до потолка, хранятся книги Алупкинской библиотеки графа Воронцова, который был известным библиофилом.

Другую стену украшают старинные гравюры, изображающие строительство дворца и Алупкинские пейзажи.

Пейзаж Карло Боссоли "Дворец князя Воронцова в Алупке"

Через коридор мы входим в Парадный кабинет хозяина дворца.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме. Михаил Семёнович был одним из наиболее прославленных героев Отечественной войны 1812 года. Рядом разместились портреты героев Бородино Льва Александровича Нарышкина и Фёдора Семёновича Уварова кисти известного портретиста Джорджа Доу.

Стены кабинета оклеены расписными обоями, которые были специально заказаны в Англии. Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево.

У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

У окна круглый столик из карельской березы. Рядом, за портьерой - небольшой угловой шкафчик, подаренный Воронцовым императрицей Александрой Федоровной, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…". К тому же, по числу исполненных Пушкиным портретных рисунков Воронцовой, её образ превосходит все остальные - всего насчитали 17 портретов.

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

Но не будем задерживаться в Китайском кабинете, а пойдем дальше - в Парадный вестибюль.

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил вестибюль с покоями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, отчего с первого взгляда и не поймешь, как хозяева попадали с первого этажа в свои спальни.

На стенах вестибюля развешаны портреты именитых предков владельцев резиденции, чтобы с порога входящий во дворец имел представление о знатности рода и происхождении хозяев дома. Со стен на нас смотрят родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой - графиня Александра Васильевна Браницкая и её супруг, коронный гетман Польши Ксаверий Браницкий. Самое большое полотно - парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Рокотова.

Из вестибюля мы проследуем в восточное дворцовое крыло, которое начинается с Голубой гостиной. Невозможно не заметить контраста между соседним парадным вестибюлем и этой залитой солнцем комнатой. Нежно-голубые стены и потолок покрыты лепным узором из листьев и цветов. Как и потолок в Китайского кабинета, искусная лепнина гостиной выполнена Романом Фуртуновым и его помощниками.

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Минуя Зимний сад, не забывая полюбоваться на открывающийся из окон вид на Южную террасу и море, попадаем в следующий зал - Парадную столовую. Это самая большая и помпезная часть дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

С востока к Столовой примыкает Бильярдная. О близости этой комнаты к Столовой напоминают расположенные друг напротив друга два больших натюрморта кисти фламандского художника Петера Снейерса "Кладовая овощей" и "Кладовая с рыбой".

Воронцовы, как и многие другие аристократы, коллекционировали картины. Особенно в то время ценились полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии XVI- XVIII веков.

Это последняя доступная для осмотра комната покоев Воронцовых. Теперь мы можем прогуляться по Верхнему парку.

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

На этом прервем прогулку по Воронцовскому парку, чтобы было зачем возвратиться сюда еще раз.

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса



Похожие публикации