Чем славится Каппадокия? История Каппадокии – “Страна прекрасных лошадей” Что такое каппадокия.

История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей” .

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka - «Страна прекрасных лошадей») - историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Местоположение
В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия, не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 м над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м, греч. назв. Аргеос) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызыл-Ирмак и солёному озеру Туз.

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт, с северо-востока - Армения, на востоке Месопотамия, на юге Сирия и Киликия.

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт, являвшимся время от времени независимым государством).

Язык и население

Во времена античности регион был населён индоевропейскими племенами иранского происхождения (иранские народы[источник?]. Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов. Причём для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (греки, армяне, курды) неиндоевропейскими (турки).

После захвата региона Александром Македонским в 4 в. до н. э. в Каппадокии наступает эллинистический период, то есть имеет место прогрессивная ассимиляция или эллинизация местного населения. Тем не менее, ни во времена античности, ни во времена Византии, когда здесь распространяется особая форма греческого языка - византийский язык - полной ассимиляции автохтонного населения не происходит. Так, вероятно, из-за того что греки составляли не более трети местного населения и не проводили агрессивной лингвистической политики, греческий язык являлся лишь лингва франка региона. В 1923 г. по Лозаннскому договору состоялся Греко-турецкий обмен населением, по которому все грекоязычное население покинуло данные земли.

Ситуация резко меняется после 1071 года, когда выигранная битва при Манзикерте открывает туркам ворота в Малую Азию. Массовый наплыв тюркских кочевников и их доминирующее военное положение приводят к исламизации, а затем и к ассимиляции большинства местных народов турками. Большинство греков при этом переходит на турецкий язык, а точнее его особый караманский диалект (см. «Караманлиды»). В среде тех немногих греческих крестьян, которые сохраняют способность общаться на среднегреческом, при сильном турецком влиянии развивается так называемый каппадокийский язык, существовавший до середины XX века. Из существовавших национальных меньшинство следует отметить карманлидов и катаонов (жителей Ю.Катаонии).

По имеющимся данным, в 1813 году, армяне все еще составляли ок.60% населения Кесарии, а в области горы Эрджияс, насчитывалось 34 армянских села.

С преобразованием империи в 1919 г. регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде. Из событий мировой истории, повлиявших на её судьбу следует отметить Греко-турецкий обмен населением 1923 года, когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян. В настоящий момент, несмотря на многовековую историю армян и даже нескольких армянских князей в Каппадокии, представители этой нации в регионе не проживают. Кроме того, ни в одном путеводителе по Каппадокии, выпущенном в Турции, нет ни слова об армянах и армянском владычестве на данной территории.

Армяне в Каппадокии
В истории этого края важную роль сыграла политика Византии в отношении армян в Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией, а на востоке - с Великой, Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию, Киликию и Сирию. «Так, например, византийский полководец Лев в 688 г. разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 г., в 751 г., в 752 г. армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзерума)». Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков, пришёлся на XI в. К примеру, в 1020-1021 гг. император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств. Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.
Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в 1016-1020 гг. при царе Сенекериме, когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии». После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году.

В 1045 г. в Каппадокии было образовано Багратидское царство. Оно было основано в 1044 г., когда, захватив царство, Константин Мономах даровал его правителю Гагику II два города (или даже замка) - Пизу и Колонпалат. Гагик II же распространил свою власть на Кесарию, Цамндав и Хавартанек, получив их в качестве приданого за внучку царя Сенекерима, дочь Давида Арцруни. Это вассальное государство просуществовало до 1079 г., когда Гагик был убит греческими феодалами.

Цамндавское царство возникло в 1065 г. из владений, дарованных Гагику, царю Карса, сыну Абаса, взамен потерянных им земель. Ими оказались города Цамндав (бывший Кидн) и Ларисса. Это государственное образование существовало до убийства Гагика в 1081 г. византийцами.

Кроме этих трёх армянских царей на данные земли переселились многочисленные армянские княжеские роды вместе со своими вассалами и подданными. Важным источником по этой теме является сочинения Смбата Спарапета.

Арабский историк Абу Аль Фарадж отзывается об армянских поселенцах X века в Сивасе следующим образом: «Сивас, в Каппадокии, доминировал армянами, чьё число увеличилось настолько, что они стали жизненно важными членами имперской армии. Армяне использовались в сильно укреплённых крепостях, отвоёванных у арабов в качестве часовых. Они отличались как опытные солдаты пехоты в имперской армии и постоянно боролись с выдающейся храбростью и успехом у Римлян, другими словами Византийцев». В результате дальнейших военных кампаний Византии, расселение армян продолжилось как в Каппадокии, так и в восточном направлении - в Киликию и в гористые области северной Сирии и Месопотамии - вплоть до эпохи образования государств крестоносцев.
Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей», англ. fairy chimney) - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:
наверху расположены базальты и андезиты
а внизу - туфы
Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака, Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley), скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов.

В окрестностях г. Кула в Эгейском регионе Турции имеется по аналогии названная область «Куладоккия», площадью 37,5 гектар, образовавшаяся схожим образом из вулканических пород.

Климат и растительность

Климат Каппадокии умеренно континентальный, с жарким и сухим летом и холодной зимой. Зимой (с декабря по февраль) температура в ночные часы понижается до отрицательных значений (0...-15), днем бывает слабо положительной (от 1 до 5 тепла). Самое жаркое время года с июня по сентябрь (ночью +15...+20 , днем около 30 градусов). Самый засушливый месяц - август, в нем месячное количество осадков всего 10 мм, а число дней с дождем в среднем не более 3. Больше всего осадков выпадает в апреле и мае (40-50 мм), в них наблюдается 12-13 дней с осадками. Растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда (один из немногих регионов в Турции). Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев.

История
История Каппадокии ведёт своё начало с 5 тыс. до н. э. Все это время регион находился на перекрёстке цивилизаций, входя поочерёдно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.

В 302 г. до н. э., воспользовавшись помощью приютивших его армян, Ариарат II разбил македонского полководца Аминту и, изгнав войска греков, восстановил владения, хотя страна все ещё оставалась в зоне влияния Селевкидов. Первое время Каппадокия признавала над собой власть понтийских царей, хотя фактически была независима. Окончательный раздел между двумя царствами произошёл около 255 г. до н. э., когда Ариарат III принял царский титул.

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

Ариарат III Благочестивый в 193 до н. э. участвовал в войне против римлян в союзе с Антиохом, за что должен был выплатить часть возложенной на Сирию контрибуции. С тех пор он стал верным союзником пергамцев и римлян. Дружба с римлянами, как отмечает Тит Ливий, была заключена в 189-187 гг. В 182 до н. э. его ссора с Фарнаком Понтийским развязала общую войну всех малоазиатских государств. Фарнак напал на Каппадокию, но цари Пергама Евмен и Аттал неожиданно выступили на стороне Ариарата.

В борьбе против этой коалиции Фарнак потерпел поражение и в 179 г. до н. э. был вынужден подписать мир на невыгодных для себя условиях: расторгнуть все неравноправные договоры с галатами, возвратить Пафлагонию и захваченную часть Каппадокии, а также выплатить победителям 1200 талантов контрибуции.

Как отмечает Тит Ливий, в 160 - 153 гг. царь Ариарат, с помощью хитрости и силы изгнанный из своего царства Деметрием, волею Сената был восстановлен на престоле. Свои армянские владения Ариарата вынудили уступить вновь возникшим государствам - Великой Армении и Софене.

В смутное время после смерти Ариарата IV (156 - 131) Каппадокия оказалась во власти Понта, что произошло благодаря активной деятельности вышеупомян""утого понтийского царя Фарнака I.

Ариарат V Филопатор воевал с Аристоником Пергамским, поднявшим в 133 г. до н. э. восстание против римлян, и погиб в этой войне, зато к владениям его наследников благодарными римлянами были присоединены Ликаония и Киликия.

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей (пасынков?). В 130-129 гг. до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI. Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос, поставлявшего рабов в Рим.. О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций, Персий, Марциал, Ювенал.













Когда в яркую солнечную погоду летишь на воздушном шаре над Каппадокией, перед глазами открываются до того причудливые и сюрреалистические картины, что создаётся впечатление, будто внезапно оказался над просторами другой планеты, или как минимум в параллельной реальности – настолько необычно и невероятно выглядят достопримечательности этой местности, совместный труд природы и человека.

Интересно, что Каппадокия (в переводе означает «Страна прекрасных лошадей») – это не наименование какого-нибудь города или поселения, а историческое название местности, что находится в Центральной Анатолии в Турции. Примечательна она тем, что на её территории расположено огромное количество интересных достопримечательностей – созданные природой каменные столбы, выбитые в скалах жилища и храмы монахов, а также огромные подземные города с соединяющими их друг с другом туннелями.

От столицы Турции этот регион находится довольно далеко: если воспользоваться автобусом «Стамбул Каппадокия», то добраться можно за 10-11 часов (при этом рейс обойдётся около тридцати долларов). В состав этого региона входит пять областей, а расположена Каппадокия на карте между четырьмя городами:

  • Кыршехир – находится на севере, добраться до него можно автобусом, преодолев расстояние от Стамбула в 638 км;
  • Нигде – город на юге, чтобы добраться сюда от столицы Турции, необходимо проехать 795 км;
  • Кайсери – чтобы добраться до этого восточного города со Стамбула, нужно преодолеть 772 км;
  • Аксарай – от западного города столицу Турции отделяет 674 км.

Формирование

Каппадокия представляет собой практически ровное почти лишённое растительности маловодное плоскогорье, расположенное на высоте 1 тыс. м. над у. м., ограниченное на юге горами Эрджияс и Мелидз. Каппадокия имеет настолько уникальную геологию, что подобной ей местности на нашей планете просто не существует: чтобы сформировалась Каппадокия, более 50 млн. лет назад были почти сразу задействованы две абсолютно противоположные по своей природе силы.

Извержения вулканов сформировали горы, а вместе с ними и разломы, после чего лава, изливаясь, заполняла все низменности местности, выравнивая, долины и формируя плато. Поскольку для Каппадокии характерна погода с резкими и сильными перепадами температур, в скалах в результате эрозии и выветривания появились трещины, а оказавшаяся в них вода, постоянно замерзая и разморажваясь, что способствовало разрушению скал.

Каменные столбы

Благодаря эрозии и выветриванию (переменчивая погода в этом процессе сыграла не последнюю роль) в этой местности и появилась одна из наиболее интересных природных достопримечательностей – каменные столбы или как турки их называют «камины фей» (причём этот феномен присущий только Каппадокии и больше нигде не встречается).

Расположены конусы обычно или сплошной стеной, или отдельными группами, при этом некоторые образования довольно высоки (около сорока метров).

Столбы эти имеют в основном грибообразную форму: сверху состоят из базальтов и андезитов (они и формируют «шляпку»), снизу – из туфов. Если раньше туфовой основы под другими породами вовсе не было видно, то теперь благодаря эрозии заметна очень чёткая граница, отделяющая его от других пород. При этом та часть туфа, что соединяется со «шляпкой», постепенно утончается – и через какое-то время вершина столба полностью обрушится вниз.


Подземные города

Каппадокия интересна ещё одной своей достопримечательностью – на её территории расположено огромное количество подземных городов, которые были созданы на заре христианства, в первом веке нашей эры (а по некоторым данным, ещё и раньше).

Об их существовании не знали довольно долго, пока в XIX веке один из французских священников не наткнулся на непонятную дыру посреди горного плато. Интересная находка не могла его не заинтересовать: он спустился вниз, и неожиданно для себя обнаружил огромный подземный город, состоящий из нескольких уровней и довольно неплохо сконструированном.


Древние архитекторы предусмотрели в нём наличие вентиляционных шахт, колодцев, амбаров, загонов для животных, были найдены также прессы для приготовления вина и храмы. Оказалось, что жители подземного города проводили под землёй не все время: было обнаружено немало ведущих наверх ходов.

Учёные считают, что эти подземные убежища появились ещё во втором тысячелетии до нашей эры во времена Хеттского царства, а затем были обнаружены христианами, которые их расширили, превратив в крупные города-убежища, многие из которых были соединены между собой подземными туннелями. Поселения были настолько велики, что население некоторых из них превышало 10 тыс. человек.

Одним из наиболее известных подземных городов Каппадокии считается Деринкую, что находится возле одноимённого поселка (добраться до него можно автобусом из Невшехирана, расположенного на расстоянии 30 км, или из Аксарая).

Этот город насчитывает одиннадцать этажей, а его самый нижний ярус расположен на глубине 85 метров (археологические раскопки ещё ведутся, и он может быть значительно глубже). Учёные предполагают, что город этот вполне мог приютить около 20 тыс. человек и немалое количество домашнего скота.

Древние мастера при строительстве Деринкую сделали всё, чтобы его было трудно захватить: при приближении опасности входы перекрывались древними валунами, а если врагу и удавалось их отодвинуть, то он оказывался в запутанном лабиринте – город строился, таким образом, чтобы в нём ориентироваться могли лишь его обитатели.

Каймаклы

Ещё одной подземной достопримечательностью Каппадокии в Турции является восьмиярусный город Каймаклы, расположенный в 18 км от Невшехира (интересно, что жители этого города имели возможность добраться до Деринкую по подземному туннелю протяжённостью в девять километров). На территории этого города вполне могло проживать около 15 тыс. человек.

Другие подземелья

Сколько именно подземных городов имеет Каппадокия, учёные до сих пор не определили: в настоящий момент только между Невшехиром и Кайсери было обнаружено более двухсот подобных достопримечательностей, сорок из которых имеют три этажа, остальные – по два.


Пещерные монастыри

Одной из достопримечательностей Каппадокии, на которую туристы всегда обращают внимание при полёте на воздушных шарах, являются вырубленные в скалах келии, храмы и другие постройки: в скалах Каппадокии в своё время поселилось немало монахов – о том, насколько плотно были заселены пещеры, свидетельствует огромное количество «окон» и «дверей» (забраться в жилища можно было лишь с помощью верёвочных лестниц).

Строительство келий и храмов в скалах происходило настолько активно, что мест на всех не хватало, и, в конце концов, подобное строительство было запрещено – в противном случае скалы могли попросту развалиться и рухнуть.

Особенно много скальных монастырских комплексов расположено на территории Национального парка Гёреме, площадь которого составляет около 300 кв. км (добраться до одноимённого города лучше всего автобусом из Невшехира, что ходит каждые полчаса). Музей расположен в двух километрах от Гёреме и на сегодняшний момент считается самым большим монастырским комплексом этой местности: здесь находится около тридцати скальных храмов IX-XI ст., большинство из которых очень хорошо сохранились.

Время для путешествия

Лучшими месяцами для посещения Каппадокии в Турции считаются октябрь и апрель – погода в это время уже нежаркая, но ещё и нехолодная (кроме того, в это время значительно уменьшается количество туристов, а значит, возможность всё спокойно и беспрепятственно осмотреть, увеличится).

Поскольку именно в эти месяцы погода переходит от зимней к летней, в своём гардеробе желательно иметь одежду, рассчитанную на разную пору года – в начале апреля, например, температурные показатели могут составлять около +10°C, а уже в середине месяца +25°C.

Естественно, посетить эту местность можно и в другое время года. Нужно учитывать, что поскольку климат здесь умеренно континентальный, то летом погода здесь очень жаркая (около + 30°C), а дождей очень мало – в августе, который считается самым засушливым месяцем, бывает не более трёх дождей.

А вот Каппадокия зимой хоть и красива, но погода морозна: столбик термометра ночью вполне может опуститься до минус 15°C. Погода такая тут царит далеко не всегда, поэтому днём температурные показатели обычно колеблются от +1 до +5°C. Поэтому особых сложностей при посещении этой местности зимой нет – транспорт ходит хорошо, а в наиболее посещаемых местах снег убирают.

А вот от поездки в дальние и малопосещаемые долины лучше отказаться – мало того, что туда трудно добраться, так ещё и можно увязнуть в снегу, а в особо холодную погоду сюда нередко приходят волки.

. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В -III веках Каппадокия превращается в центр Христианства , когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого , епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества . Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на - в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Со в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).

Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).

В г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия , к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт.


Похожие публикации