Декоративные огороды французского замка вилландри. Сады вилландри

Неподалеку от долины реки Луара возвышается величественный старинный замок Вилландри. Эта постройка относится к эпохе Ренессанса. Хотя изначально замок Вилландри был оборонительной крепостью. Именно здесь состоялось подписание мирного договора между двумя суверенами двух великих в то время держав — Франции и Англии. В западной башне замка Вилландри король Англии Генрих II Плантагенет и король Франции Филипп-Августа 4 июля 1189 года договорились о прекращении боевых действий друг против друга. При этом значительное преимущество по данному договору получала именно Франция.

С тех пор прошло немало времени, но замок Вилландри до сих пор является излюбленным для посещения местом для всех без исключения французов. Не остаются в стороне и гости этой страны.

История замка Вилландри

Спустя несколько столетий с момента подписания мирного договора во владение замком вступил Жан ле Бретон. Этот видный деятель государства занимался возведением других замков и укрепительных сооружений. Под его руководством шло строительство и реконструкция замка Фонтенбло. Немного позже он руководил возведением замка Шамбор.

Благодаря своим знаниям и опыту ему удалось превратить старинный замок Вилландри в роскошный дворец. Современный облик замка уже не напоминает собой укрепительное сооружение. Жан ле Бретон имел древние шотландские корни и умел находить красоту и изящество в окружающем его мире. Поэтому строительство замка велось по эскизам, созданным в легком стиле ампир.

Те здания замка Вилландри, которые мы видим сегодня были построены в 1536 году. Форма здания была выбрана в виде буквы П с двумя независимыми крылами. Внутри боковых построек расположился внутренний двор, обращенный к излучине реки Луара. Легкая и изящная архитектура дополнялась большими распашными окнами, балюстрадами, колоннами и различной лепниной, которая украшала фасады. Оба фасада

были выполнены в едином стиле, но с легкой ассиметрией. Это придавало зданию изящество и легкость. Казалось, что замок парит в воздухе.

В настоящее время замок Вилландри — это частная собственность. Но двери замка всегда открыты для посетителей в будние и выходные дни. Входной билет внутрь замка стоит от 2 до 5 евро в зависимости от часов посещения. При необходимости можно воспользоваться услугами экскурсовода, который расскажет историю замка и осветит происхождение его основных экспонатов.

Сады Вилландри

Знаменитые сады Вилландри появились здесь сразу же после окончания строительства. И обязаны они своим появлением все тому же Жану ле Бретону. В свое время он служил послом Франции в Италии. Именно в этой стране он впервые познакомился с массивными садами и парками, богато украшенными цветущими растениями. Сразу же после возвращения на родину он разбил трехуровневые сады в своем родовом замке. Так впервые появились сады Вилландри.

Сад любви Вилландри сегодня — это массивная архитектурная ландшафтная группа. Её отличительные черты:

  • большая площадь насаждений;
  • широкие аллеи;
  • партеры с цветниками вдоль аллей и прогулочных дорожек;
  • контуры сады состоят из аккуратно подстриженных кустарников.

В садах любви Вилландри три уровня:

  1. самый высокий уровень — пруд с зеркальной гладью воды;
  2. средний уровень занимает декоративный сад с цветниками;
  3. нижний уровень традиционно для Франции используется для разведения овощных культур.

Сады Вилландри не случайно носят название любовных. Геометрические формы и расположение растений здесь выдержано в соответствии с аллегориями любовной символики. В частности, массив на севере и западе высажен в форме сердца пронзенного стрелой Амура. На востоке сада растения выстроены в группы по своему облику напоминающие рога, веера и другие символы измены. На юге сады плавно превращаются в зону страсти. Тут преобладает красный цвет. Символика — языки пламени, шпаги, дуэли.

Адрес: Франция, 15 км на запад от города Тура
Начало строительства: XVI век
Окончание строительства: XVIII век
Основные достопримечательности: сады, донжон, внутреннее убранство замка XVIII века
Координаты: 47°20′26″N,0°30′51″E

Содержание:

Краткое описание

Удивительной красоты сады замка Вилландри, его роскошное внутреннее убранство и зачаровывающий внешний облик, ежегодно привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов со всего мира.

Это вовсе неудивительно, практически каждый путешественник после посещения французского замка Вилландри, делясь своими впечатлениями, говорит об удивительной, буквально волшебной атмосфере, которой «пропитан» каждый сантиметр замка и прилегающих к нему земель. «Едва попадаешь на территорию замка Вилландри, кажется, будто бы ты переносишься на много столетий назад.

Два «крыла» замка

Все вокруг говорит о роскоши, о прекрасном вкусе, о желании человека создать неповторимый интерьер, которому нет равных в мире», - примерно такие слова можно услышать от людей, уже успевших побывать в изящном замке Вилландри, «удачно» расположившемся на берегу самой длинной и красивой французской реки Луары, неподалеку от городка Тур.

Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что Франция богата историческими памятниками истории и архитектуры, однако замок Вилландри входит в избранное число замков Луары , что, конечно же, не может не сказаться на его популярности среди туристов и людей, желающих более детально познакомиться с историей Франции, особенностями ее культуры, национальными традициями.

Вид на главную башню замка

Замок Вилландри - история

История замка ведет свое начало с 1200-хх годов. В те далекие времена древнее строение, скорее, напоминало фортификационное сооружение, нежели замок и, конечно же, было «лакомым кусочком» для многих недоброжелателей. Однако, согласно историческим фактам, именно в стенах данной крепости произошла важнейшая встреча двух королей Франции и Англии. 4 июня 1189-го года между странами был подписан мирный договор Азэ-ле-Ридо в пользу французского короля Филиппа-Августа.

Укрепленная крепость Вилландри на протяжении еще нескольких веков была, скорее всего, пристанищем для солдат, нежели изящным замком с большими комнатами и роскошным интерьером. Лишь в середине 1500-хх годов, когда владение замком было передано государственному секретарю Франциска I Жану ле Бретону, это строение переживает свое второе рождение.

Вид на водный канал

Руководя по приказу главы государства строительством не менее роскошных замков Шамбор и Фонтенбло , Жан ле Бретон решает заняться возведением собственного владения, которое бы выгодно выделялось среди привычных, для того времени, дворцов и замков. В его планы входило строительство по-настоящему роскошного, впечатляющего непривычной для Франции архитектурой замка, который своим праздничным видом отличался бы от существовавших суровых крепостей, относящихся к эпохе Средневековья. Для воплощения своих идей в жизнь Жан ле Бретон приказывает снести практически все древние строения Вилландри, за исключением главной башни , расположенной внутри крепости (донжона).

Вид на замок и главную башню

Доподлинно неизвестно, как долго продолжалось возведение нового здания, однако дата начала строительства в исторических источниках значится, как 1536-й год. Сравняв с землей древний замок, Жан ле Бретон возводит новое здание, напоминающее по своей форме ажурную подкову, парадный вход которого выходит на берег знаменитой Луары. Как утверждают многие современные архитекторы, два «крыла» здания выполнены в классическом стиле эпохи Возрождения. Для них типичны довольно внушительных размеров окна, обрамленные пилястрами (полуколоннами), увенчанные капителями; спиралевидные завитки с, так называемым, «глазком» в центре; ниши, именуемые в архитектурных кругах тимпанами. Тогда же были построены и арочные галереи, которые украшали обе стороны двора.

Вид на сад Любви в замке Вилландри

Жан ля Бретон по поручению монарха неоднократно посещал Италию с дипломатической миссией, что дало государственному чиновнику возможность близко познакомиться с уникальными шедеврами романских художников, творения которых относились к эпохе Возрождения. Среди них и уникальные картины удивительных садовых «ансамблей», поражающих своей четкой геометрией и гармоничностью с архитектурой здания. Жан ле Бретон, взяв за основу увиденное в Италии, так же решает заменить громоздкие крепостные стены живой изгородью. Однако французские сады в замке Вилландри занимают, куда большую площадь, нежели их «итальянские шаблоны».

В 1754-м году замок переходит в собственность маркиза де Кастелана, который решает произвести новую реконструкцию замка Вилландри.

Вид на сады Вилландри со стороны замка

Однако в его планах не реставрационные работы, разрушенных под влиянием времени частей здания, а его перестройка в архитектурном стиле своего времени. Тогда были несколько видоизменены оконные проемы, которые стали значительно меньших размеров и получили арочное обрамление. Кроме этого были пристроены балконы, добавлены новые помещения за счет бывших колоннад, место которых теперь заняли стены. В таком виде замок просуществовал практически два столетия.

В начале XX века замок Вилландри переживает очередную реконструкцию. Выдающийся и известный в медицинских кругах доктор Карвалльо он же будущий глава Ассоциации владельцев исторических памятников, слывший большим ценителем мира прекрасного, подает идею о возвращении замку Вилландри его первоначального вида.

Сады Вилландри

Данное решение практически сразу же было одобрено правительством, которое и позволило доктору Карвалльо взять в свои руки все организационные и строительные моменты, касающиеся воплощения его идеи в жизнь.

Согласно мнениям современных историков и археологов, внешний вид замка Вилландри, включая и прилегающую к нему территорию, был реконструирован лишь частично . Так, например, приобрели свой первоначальный облик оконные проемы, была восстановлена галерея аркад, пересажены сады, однако строительные работы не затронули южную сторону фасада здания и внутренний интерьер некоторых помещений самого замка.

Замок Вилландри - внутренняя роскошь

Путешествуя по миру и любуясь роскошью или, напротив, аскетичностью внутреннего убранства замков и дворцов, турист, оказавшись впервые во французском замке Вилландри, будет крайне удивлен, увидев то великолепие и богатство, которыми так славится на весь мир этот замок.

Столовая

Действительно, внутренний интерьер поражает своей красотой, в какой бы комнате не оказался путешественник. Во многих из них можно увидеть кресла и стулья XVIII века, выполненные из драгоценных пород дерева и обитые шелковой тканью, произведенной на знаменитой ткацкой фабрике в городе Тура, которая, кстати, и в наши дни по-прежнему функционирует. Восхищают своей красотой спальни, которых в замке довольно много и предназначались они как для гостей, так и для владельцев Вилландри и их детей.

Восстановлена комната принца Жерома, который, как известно из истории, был младшим братом Наполеона Бонапарта, и который на протяжении нескольких лет являлся владельцев Вилландри еще во времена существования Французской Империи.

Кухня замка

Красный цвет комнаты говорит сам за себя: мебель, выполненная из дорогих пород красного дерева; шторы в тон мебели; стены, драпированные красной тканью - все это подчеркивает принадлежность к величайшей, богатейшей и могущественнейшей Империи.

Невозможно не сказать о гостиных комнатах, а если быть точным, об их потолочной отделке. Прежде всего, хотелось бы отметить их куполообразную форму, однако «изюминка» заключается в уникальном узоре, выполненном из множества слоев древесины, каждый из которых в свою очередь покрыт золотом. Всего в замке Вилландри четыре гостиных комнаты. Сегодня увидеть такой уникальный в своем роде потолок, можно всего лишь в одной из них. Остальные три потолочных узора находятся в качестве экспонатов в престижных музеях Европы .

Комната принца Жерома

Конечно же, посетив с экскурсионной группой замок Вилландри, туристу предлагается уникальная возможность побывать в одной из башен замка . Прекрасный вид, который откроется каждому путешественнику на долину, останется в памяти на долгие годы. Разве можно еще с чем-либо сравнить красоту сразу двух параллельно протекающих рек Луары и Шер? К слову, не так давно данный пейзаж был занесен ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

Замок Вилландри - сады

Было бы непростительной ошибкой, рассказывая о замке Вилландри, всего лишь мимоходом упомянуть о его садах, расположенных вокруг замка на трех (!) уровнях. Как говорилось выше, Жан ле Бретон, изучив тонкости искусства озеленения, которые были воплощены в картинах итальянских художников, решил разбить сады и на территории своего замка. В наши дни они полностью восстановлены и представляют собой настоящие шедевры, не оставляющие равнодушным ни одного путешественника.

Спальня жены доктора Карвальо, Энн Коулман

Верхний уровень садов, который некоторые экскурсоводы именуют, как «Водное зеркало», представляет собой ансамбль, состоящий из гладкого озера, вокруг которого расположились фруктовые деревья, а между ними вьющиеся небольшие дорожки.

Средний уровень садов, разделенный на четыре больших квадрата, по задумке «автора», совпадает с первым уровнем замка Вилландри. Его название в переводе с французского языка звучит, как «Сады Любви». Сад представляет собой некое отображение понятия «любовь», где есть и страсть, и ненависть, и нежность и трагедия. Все эти чувства декоратору удалось воплотить при помощи всевозможных буксовых массивов кустарника. Сердце, пронизанное стрелой, любовные записки, рога, маски, языки пламени - все это нетрудно увидеть в уникальных цветущих квадратах.

Сады

Стоит также добавить, что в южной стороне «Сада Любви» произрастают одновременно три массива в форме ромба. Они представляют собой три геральдических символа: Крест Страны басков, Крест Мальты и Крест Лангедока.

Нижний уровень – это самые настоящие небольшие огороды, где произрастает морковь, свекла, тыква, капуста. Кроме этого посажены фруктовые деревья, предпочтение отдано яблоням и грушам. Композицию обрамляют небольшие фонтаны в форме восьмиконечной звезды, которые с одной стороны служат для поливки, а с другой, выполняют роль украшения этого уникального фруктово-овощного сада. Хотя, стоит заметить, что в настоящее время поливка и орошение всего сада осуществляется за счет водного канала, который буквально «окружает» всю территорию замка Вилландри.

Вид на пруд замка

К слову, на территории замка Вилландри продаются семена некоторых местных растений, поэтому каждый турист, при желании может приобрести этот уникальный сувенир на память, чтобы, посадив его у себя на родине, вспоминать об уникальном и неповторимом французском саде.

Замок Вилландри - памятка туристу

Сегодня Замок Вилландри это памятник истории и архитектуры, который ежедневно приглашает к себе всех желающих. Бывалые путешественники советуют многим туристам, оказавшимся во Франции в городе Туре, известному многим по собору Сен-Гатьен, не пожалеть времени и по возможности совершить поездку в замок Вилландри.


Где находится : Долина Луары, 15 км от Тура.
Как добраться :
- на автомобиле : от Тура по дороге D7
- на поезде : из Тура ходят поезда 2 раза в день, время в пути - 10 мин, цена билета - 1,5 евро, ехать до станции Savonnieres, которая находится в 4 км от замка.
Как работает : сады - ежедневно с 9.00 до 17.00 (зимой) или 19.30 (летом); замок - с 9.00 до 16.30 (зимой) или 18.30 (летом), закрыт с 15 ноября по 7 февраля.
Цена вопроса : 9 евро.
Сайт . На официальной страничке замка вы найдете описание идей, садов, виртуальный тур, ежемесячный фото-отчет о жизни замка, последние новости и многое другое.

На что посмотреть : этот изящный замок возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего здесь в давние времена строения. Но очарование замка Вилландри заключено в первую очередь в его уникальных парках. История Франции никогда не вторгалась внутрь его стен - он не был ни замком королей, ни куртизанок.

История

Построил замок премьер-министр короля Франциска I Жан ле Бретон (чей герб можно видеть в контуре левого слухового окна) на месте фундамента феодальной крепости, где 4 июля 1189 года Филипп II Август и Генрих II Плантагенет подписали мирное соглашение. Жан ле Бретон, которому было поручено руководство строительством замков Фонтенбло и Шамбор, сравнял с землей прежний замок, оставив одну башню (в ней и проходила историческая встреча королей), к которой были пристроены новые корпуса.
Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии, решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Строительство закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс. Новое здание имеет П-образную форму по отношению к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично ренессансными. Они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI в. Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордена, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и тимпанами. Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.

Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.

Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить - так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV.

В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.

По замку
В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.

Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века - «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению - великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.

Одна из самых удивительных достопримечательностей замка - это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.

Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.

В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.

По саду

Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, - это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д"Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний - первый уровень - это Водяной сад (Jardin d"eau) . Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало - это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад - идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.

Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d"ornement) , состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d"amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.

Проектируя , создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.

Нежная любовь - сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре - маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.

Непостоянная (мимолетная) любовь - четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре - любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата - желтый, цвет измены.

Страстная любовь - сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.

Трагическая любовь - рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы - символ пролитой в борьбе крови

Второй сад - - символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами - подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Третий сад - Сад лекарственных трав . Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.

И, наконец, третий уровень - Огород (Рotager) , площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста - распущенность, тыква - плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.

Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.

Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения - монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.

Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая - летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.

За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.

Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах . Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах - невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!

Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.

Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо

В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон - личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…

На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками

На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши

Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев

Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций - своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления

"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты

Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри

Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри.

В 1906 году Вилландри купил испанец – доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики.

Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани

Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом

Кухня - самая простая комната замка, с терракотовой плиткой на полу, большим камином и каменной кладкой. Здесь можно увидеть все элементы старой кухни: дубовый стол, медные горшки и кастрюли и тому подобное

Большая известняковая лестница была построена маркизом де Кастеллана во внутреннем дворе, на месте старой восьмиугольной лестницы. На железных перилах можно заметить инициалы маркиза

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах

А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары

По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев

Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками

На втором этаже есть две небольших детских спальни с маленькими игрушками, старыми книжками, вышитой одеждой и колыбелью

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сады замка Вилландри
(Chateau de Villandry)

Прежде Жан Ле Бретон был послом в Риме, откуда и перенес традиции и лучшие образцы садового искусства периода итальянского Возрождения. Строительство замка, частично окруженного рвом, закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Сады Вилландри сочетают две традиции: готическую – с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км.

Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине, через которую протекает ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях.

Символический сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур–аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

Нежная любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;

- Страстная любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб;

- Непостоянная любовь – это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви;

- Трагическая любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные цветы – это символ крови, проливаемой на дуэлях.

Над символическим садом находится сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах. Это идеальное место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом находится лабиринт из стриженых зеленых стен. Выше расположен огороженный прямоугольный участок, где пасутся домашние животные.

На нижнем уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква – плодовитость, капуста – распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности.

Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.



Похожие публикации