Красота гор рассказ про горы. Описание гор, общая характеристика

Сообщение на тему «Что такое горы» для детей кратко поможет Вам подготовиться к занятию по географии и углубить свои познания об этих крупных формах рельефа.

Сообщение о горах

Вы уже знаете, что поверхность планеты не идеально ровная. На ней есть возвышенности, каньоны, равнины и горы.Данные «неровности» все вместе именуются рельефом. И каждая местность характеризуется своим уникальным рельефом.

Горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Кстати, со временем возвышения могут уменьшаться, так как ветра, обдувающие гору, уносят год за годом отколовшиеся от нее песчинки.

Горы состоят с:

  • Вершины – верхней части горы.
  • Склона – той части горы, по которой спускаются с вершины к подножию.
  • Подножия – нижней части горы. Здесь заканчивается склон и начинается обычная местность.

Форма гор может быть самой разной. Некоторые имеют острые пики, другие плоские вершины или похожи на овальные купола.

Чем выше гора, тем на ее вершине климат суровее и холоднее. И что самое интересное, у подножия может быть невероятная жара, а в тот же момент вершина горы покрыта огромной шапкой из снега и льда. Тогда с вершины начинают собираться маленькие ручейки и ближе к склону они превращаются в настоящую реку. Да, реки также размывают поверхность возвышения и уменьшают высоту горы.

Когда появились горы?

Они появились очень давно, миллионы лет назад, когда происходили страшные землетрясения на планете. Из земли сильно били фонтаны раскаленной лавы и застывали, превращаясь в горы. Сегодня такие горы еще существуют. Под ними все также кипит лава, которая в любой момент может вырваться наружу. Данный процесс называется извержением вулкана, а такие горы – действующим или спящим вулканом. А вот горы, под которыми лава не проявляет активности, именуются потухшим вулканом. Стоит отметить, что застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или драгоценных камней.

Редко можно повстречать и подводные горы. Под водой из заметить нельзя, но из вод иногда торчит вершина подобной горы и напоминает скалистый остров.

Интересные факты о горах для детей:

  • Самая высокая в мире гора стоит на границе между Непалом и Китаем. Она называется Эверест. Высота ее вершины 8848 м.
  • Некоторые горы образовались на месте, где когда-то было море или океан. Произошло это в процессе сдвижения складок морского дна. К таким горам относятсяКарпатские горы, Гималаи и Альпы. В них можно найти останки морских организмов.
  • Африканская гора Килиманджаро сформировалась вследствие извержения лавы из-под земли.
  • Процесс старения, уменьшения или роста гор незаметен для человеческого глаза. Ведь данные процессы занимают миллионы лет.
  • В древние времена горы считались жилищем богов. Поэтому к священным горам даже подходить строго запрещалось.
  • Самые высокие вершины в мире это Эверест, Монблан и Эльбрус.

Надеемся, что сообщение о горах 4 класс смог использовать при подготовке к занятию. А краткий рассказ о горах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

Собирание коллекции камней;

Создание выставки поделок из камня;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

Экскурсия в библиотеку;

Беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

Просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель:

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит:

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

А здесь еще записка.

Воспитатель:

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

Это камень, разные камни.

Воспитатель:

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).

Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.


Много стихотворений и песен посвящено горам. Они влекут к себе не только литераторов, но и художников и кинематографистов - никто не чужд романтики. Приведем интересные факты о горах.

Пик высочайшей горы на Земле – Эвереста, находится на высоте 8848 метров выше уровня моря. Первые альпинисты достигли этой вершины в половине двенадцатого утра 29 мая 1953 года. Это были Эдмунд Хиллари из Новой Зеландии и Тензинг Норгей - его проводник-шерпа. Позже Тензинг заявил, что первым взошел на вершину горы именно Эдмунд Хиллари.

В Хабаровском крае находится горный массив Кондер, уникальный тем, что имеет форму практически идеального кольца. Интересно, что это не кратер потухшего вулкана, а результат магматической интрузии. При этом процессе из глубинных слоев земли выходит магматическая порода.


Самой высокой точкой Африки является гора Килиманджаро. Ее высота - 5895 метров выше уровня моря.


Рассказывая об интересных фактах о горах следует упомянуть австрийское озеро Грюнер, окруженное горами. В зимнее время глубина озера не превышает двух метров. Вокруг озера разбит симпатичный парк. Весенней порой снег в горах начинает таять, подпитывая озеро новой водой. К маю глубина озера возрастает до 12 метров и вода покрывает скамейки, дорожки и даже кроны деревьев. Благодаря кристально прозрачной воде озеро с затопленным парком превращается в популярнейшее место для дайвинга.


Водопад Анхель (означает «ангел»), падающий с вершины горы Ауянтепуи, считается самым высоким в мире. Гора, дающая ему начало, в переводе с наречия местных индейцев переводится как «гора дьявола».


Широко известные высеченные из камня головы американских президентов стали результатом работы скульпторов в период 1925-1941 годы. Руководил проектом оригинального памятника Вашингтону, Линкольну и Теодору Рузвельту скульптор Готзум Борглум. После его смерти работу продолжил сын, но вскоре из-за остановки финансирования проект был полностью прекращен. Памятник президентам объявили завершенным, несмотря на первоначальное намерение изображать лидеров нации до талии.


Австрийская часть Альп занимает 62% всей земельной площади этой европейской страны.


Гора Арарат, считающаяся символом Армении и изображенная на гербе этой страны, находится не в Армении. Часть территории Армении с горой в 1921 году отошла к Турции.


Впервые научное измерение высоты горы Эверест провели в 1856 году. Результат оказался равным точно 29 тысячам футов (эквивалентно 8 839 метрам). Учитывая, что в природе редко встречаются круглые цифры, и, желая избежать обвинений в приблизительности проведенных измерений, ученые объявили 29 002 фута в качестве высоты горы.


С горами связано немало загадок. Высота горы Кайлас равна 6666 метров. Расстояние от этой горы до английского монумента Стоунхедж составляет 6666 км. Живущие вблизи Кайласа люди стареют значительно быстрее (их 12 часов равны двум неделям). Свидетельством этого является рост ногтей и волос. Гора имеет два огромных гребня-трещины, тени от которых, особенно ближе к вечеру, образуют изображение свастики огромного размера.


В некоторых районах Индонезии, Китая и на Филиппинах встречаются захоронения в виде прибитых к скалам гробов. Одно из китайских национальных меньшинств – народ Бо, считает горы самым подходящим местом для захоронений. Объясняется это их верованиями в то, что горы представляют собой лестницу, ведущую из земного в небесный мир.


Вход в канал Лемэра в Антарктиде отмечен скалой с двумя пиками, имеющей официальное обозначение на картах как Una"s Tits, в переводе это значит «груди Уны». Свое название пики получили в честь сотрудницы одной из британских антарктических экспедиций. Эта уроженка Фолклендских островов носила имя Уна.


Интересное видео. Ноев Ковчег найден на горе Арарат:

Чтобы пойти в горы, не обязательно быть альпинистом, даже в труднодоступных горах всегда найдется тропинка, которая будет доступна для человека любого возраста и с любым уровнем подготовки. Чтобы возвышенность считалась горой, она должна иметь высоту более 500 метров, таких мест немало – горная форма рельефа занимает около 40 процентов от площади суши. Представляем интересные факты о горах.

Бастай Мост в Саксонской Швейцарии

Рекорды

Самая высокая гора Солнечной системы находится на Марсе. Вершина Олимп имеет высоту от подножия более 21 километра, если считать от условного «уровня марсианского моря», то высота этой горы составляет 26 километров. Самая высокая гора от вершины до основания — Реясильвия, она расположена на астероиде Веста.

Самая высокая вершина на земле — Джомолунгма, 8848 метров. Если считать не от уровня моря, а от основания до вершины, то самой высокой горой является гавайский вулкан Мауна-Кеа, над уровнем моря он возвышается на 4205 метров, но часть горы скрыта под водой, высота от основания — 10203 метра.

На горных хребтах есть около ста вершин высотой более 7000 метров. В мире есть две вершины, которые до сих пор не покорили альпинисты — Гангхар Пуенсум (Бутан), 7570 метров и Сасер Кангри II (Индия), 7518 метров.

В Гималаях 30 вершин имеют высоту выше 7500 метров, 14 вершин имеют высоту выше 8000 метров.

Вершина Ама-Даблам в Непале

Гора Монаднок в США имеет небольшую высоту — 965 метров, но известна тем, что на нее чаще всего взбираются альпинисты.

Самая высокая лагерная стоянка, которая похожа на поселок, размещена у подножия Эвереста, на высоте 6330 метров. Несмотря на то, что все строения представляют собой палатки, здесь есть госпиталь, кухня, спальные места. Лагеря поменьше устроены на высоте 5900, 6400, 7300, 7950 метров. В них альпинисты останавливаются на некоторое время, чтобы организм привык к высоте.

Жители Гималаев из народа шерпа привыкли к высоте. Они помогают туристам совершать восхождения. Один из шерпов достиг вершины Эвереста за 8 часов 56 минут.

Самый известный альпинист — Рейнхольд Месснер. Он покорил 14 вершин высотой выше 8 километров. В 1978 году он вместе с Питером Хабелером впервые поднялся на Эверест без кислородных балонов. В 1980 году впервые взошел на Эверест в одиночку. В 1980 году покорил три восмитысячника на протяжении одного года.

Впервые Эверест покорили в 1953 году новозеландец Эдмунд Хиллари и его проводник из народа шерпа Тензинг Норгей.

Самая высокая гора Африки — вулкан Килиманджаро (5895 метров). Несмотря на то, что гора размещена в жаркой местности, его вершина всегда покрыта снегом.

Альпы занимают две трети площади Швейцарии.

Самый высокий водопад — Анхель (венесуэльский штат Боливар), его высота составляет 979 метров, высота непрерывного падения — 807 метров.

Самый высокий действующий вулкан — чилийская гора Охос-дель-Саладо, ее высота почти 7 километров.

Высокогорные поселения

Забавные факты о высокогорных городах. Ла-Пас — самая высокогорная столица в мире, средняя высота — 3600 метров (здания располагаются на высоте от 3 до 4 километров). На самом деле столица Боливии не Ла-Пас, а Сукре, но в Ла-Пасе размещено большинство государственных учреждений. Аэропорт Эль-Альто размещен на высоте 4061 метр, по высоте занимает второе место в мире (самый высокий аэропорт — в Китае, высота — 4411 метров). Вода в Ла-Пасе кипит при температуре 88 градусов по Цельсию. Местный стадион является самым высоким сертифицированным международной футбольной федерацией, для остальных стадионов существует правило, что они не должны располагаться на высоте выше 2,5 километров, если хотят организовывать международные матчи. Интересно, что центральную автобусную станцию этого города сконструировал Густав Эйфель, архитектор Эйфелевой башни в Париже.

Если считать, что Ла-Пас не является столицей, то самая высокогорная столица мира — Лхаса (Тибет), высота 3650 метров. Лхаса является столицей китайского автономного округа, до 1951 года город был столицей независимого государства Тибет.

В Перу расположен самый высокогорный город в мире — Ла-Риконада, центральная часть находится на высоте 5100 метров. Население довольно значительное, около 30 тысяч жителей.

Самый высокогорный город мира с населением более 50 тысяч человек — Серро-де-Паско, Перу. Центральная часть находится на высоте 4380 метров, население — около 70 тысяч человек.

Самый высокогорный мегаполис — Эль-Альто, население более 1 миллиона человек. Высота центральной части — 4100 метров.

Самый высокогорный город на территории бывшего СССР — Мургаб, Таджикистан, население — 6300 человек, высота центральной части — 3612 метров.

Дагестанское поселение Куруш размещено на высоте 2600 метров. Оно считается самым высоким на Кавказе и в Европе, население — 830 человек.

Опасность

Погода может быть обманчивой – днем может быть жарко, а ночью температура может резко упасть. Нужно быть осторожным, так как переохлаждение, которое может привести к тяжелым последствиям для здоровья и даже смерти, можно получить уже при температуре 10 градусов тепла. А такая температура может быть в обычную летнюю пору, так что в горы нужно всегда брать с собой теплые вещи и заранее позаботиться о возможности развести костер и приготовить теплую пищу.

В зимнюю пору в горах легко получить обморожения. Вопреки распространенному мнению, алкогольные напитки не согревают, а способствуют быстрому переохлаждению, и, если на улице сильный мороз, то и обморожению конечностей. Алкоголь расширяет сосуды, и из организма быстрее выходит тепло. Так что на морозе лучше не пить алкоголь, а согреваться быстрыми движениями. Кроме того, алкогольные напитки притупляют бдительность, под их действием человек может даже заснуть, что очень опасно в горах, где мороз может наступить внезапно даже в летнюю пору.

Большую опасность представляют лавины. Для того, чтобы сошла опасная волна снега, не обязательно, чтобы склон был крутым, при определенных условиях, когда между снегом и землей образовывается слой подтаявшей воды, лавина может сойти на склоне всего в 8 градусов. Так что пологая гора может казаться с виду совсем безобидной, а на самом деле таить смертельную опасность. Человеку, застрявшему в лавине, очень трудно выбраться, так как спрессованый под действием лавины снег имеет почти такую же плотность, как бетон, так что нужно быть очень осторожным и стараться не делать восхождения по заснеженным склонам. Спортивные восхождения должны иметь максимально надежную страховку и сторонних наблюдателей, которые смогут помочь в случае возникновения проблем.

Сейчас популярный спорт вингсьют – полеты, когда спортсмен планирует в специальном костюме, имеющем небольшие крылья, эту одежду называют костюм-крыло. Несмотря на зрелищность этого вида спорта, он очень опасен, по статистике, гибелью заканчивается около 2 прыжков из 1000, так как спортсмены прыгают со скал, большинство смертей случается из-за ударов о скалу (около трети трагических случаев). При прыжках с самолета смертность ниже, но тоже значительная – до 30 трагических случаев на 100 000 прыжков.

Альпинизм тоже опасен, особенно если речь идет о гималайских вершинах. Самой опасной горой считается Аннапурна, при восхождении гибнет каждый четвертый альпинист. Самая высокая гора в мире Джомолунгма (Эверест) имеет похожую статистику. Так как спускать тела погибших с этой горы очень трудно и опасно, погибшие так и остаются на склонах, это жуткое напоминание о том, что не нужно слишком рисковать, даже ради значительных спортивных достижений. Здесь не получиться сослаться на неопытность спортсменов, так как на восьмитысячники поднимаются самые опытные альпинисты, самые сильные и самые отважные люди, но, вероятно, и самые безрассудные, ведь если и получится безопасно спуститься, то очень часто с обморожениями, которые могут закончиться ампутацией конечностей. Альпинизм – отличный спорт, но нужно быть предельно осторожным, делая восхождения на сложные вершины.

На русском горнолыжном курорте Домбай в 2013 году большой шар зорб, в котором было двое человек, скатился в глубокое горное ущелье. В шаре было два человека — один турист получил компрессионный перелом позвоночника и умер по дороге в больницу, другой получил сотрясение мозга. Причиной трагедии стало несоблюдение правил безопасности — внизу длинной трассы шар ловил один человек, со стороны обрыва не было никаких заграждений. После того, как сотрудник аттракциона не поймал шар, он еще полтора километра котился (фактически — летел) вниз по скалистому склону и оказался в настолько труднодоступном месте, что даже подготовленным спасателям было трудно к нему добраться.

Есть много «горных» видов спорта — альпинизм, скалолазание, ледолазание, пешеходный треккинг, катание на горных лыжах, сноуборде, санях, катание на горном велосипеде, спуск на досках по вулканическому пеплу, зорбинг (спуск на шаре с горы), полеты на дельтаплане, параплане, кайте (часто совмещают с горнолыжным спортом), вингсьют, банджи джампинг, спелеология, рафтинг (сплав на рафтах и других плавательных средствах), каньонинг (проход каньонов без снаряжения). Все горные виды спорта опасны, но это не означает, что ими не нужно заниматься. Нужно соблюдать технику безопасности, быть осторожным, не употреблять спиртных напитков, тогда развлечения, связанные с повышенным содержанием адреналина в крови, возможно и не станут полностью безопасными, но хотя бы будут более безопасными. Помните, излишний риск всегда недопустим, не делайте ничего такого, что может угрожать здоровью и жизни.

Альпинизм — это полезное занятие. Примером «народного альпинизма» может быть Южная Корея. В Южной Корее самое распространенное развлечение среди людей любого возраста – поход в горы. Ничего удивительного нет, если после праздника люди не отсыпаются, а собираются, и компанией идут в горы. Возможно, эта традиция существует из-за того, что отпуска в этой стране очень маленькие и могут составлять всего несколько дней в году. Государственных праздников также мало – около 10 дней в году, причем если они попадают на воскресенье, то на понедельник не переносятся. Люди используют все возможные минутки для отдыха на природе. А горы в Южной Корее практически повсюду – это страна со сложным, но очень живописным рельефом.



Похожие публикации