С какой целью возводился мавзолей карахана. Cтепная легенда любви Айша биби и Карахана

Пришла к нам из глубины веков. На Востоке помнят эту прекрасную степную легенду, которая и по сей день застыла в трех памятниках любви — уникальных средневековых мавзолеях.

Народные предания донесли до нас одну из самых печальных историй любви на Востоке, сравнимую с трагедией Ромео и Джульетты.

Молодой правитель Карахан с первого взгляда влюбляется в луноликую Айшу. Красавица Айша была дочерью знатного богача – Хакима, в народе его звали Зенгы баба, ученика Ахмеда Яссауи. Несравненная Айша также воспылает страстью, но ее отец отказывается выдавать замуж за Карахана, так как тот хоть и был ханом, не слишком знатного рода.

В глубокой печали возвращается Карахан на родину — земли его рода находились на территории современного Тараза. Но разве есть силы, которые смогли бы погасить разгоревшуюся любовь? И вскоре под покровом ночи, предупредив мать, но не добившись благословения отца, Айша вместе с няней Бабаджа убегает из дома к своему возлюбленному. Этот смелый поступок по тем временам был неслыханной дерзостью.

Узнав о побеге дочери, ее отец Хаким восклицает в гневе: «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь. Лишь издали будешь видеть шапку своего жениха, но ближе не подойдешь!». Так, один день пути сменялся другой, за рассветом приходил закат… Айша перешла шесть рек на пути к своему счастью, но перед седьмой остановилась, помня заклятье отца.

«К нему стремясь, его любила,
Шесть рек прошла, а на седьмой —
Змея сгубила на пороге,
Похоронив ее Любовь»

Сойдя с коня, она хотела умыть лицо в родниковой воде, но в головной убор, оставленной на земле, заползла змея и ужалила Айшу, когда та снова его надела. Укус оказался ядовитым.


Зная о приближающей смерти, Айша послала весточку Карахану. Он немедленно приехать вместе с имамом, чтобы сочетаться браком с Айшой. После проведения обряда неке, Карахан взял на руки умирающую Айшу и три раза прошептал ей на ухо: «Айша, теперь ты стала моей женой!». Это были ее последние минуты жизни. Заклятье отца сбылось…

Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей. На высоком холме 62 мастера Востока создали шедевр средневекового зодчества, тем самым вписав имя Айши в вечность. Когда ее няня Бабаджа умерла, ее похоронили недалеко в отстроенном мавзолее, ведь преданность ее госпоже не знала границ…

Карахан прожил долгую жизнь. У него было несколько жен, только их имена история не донесла… Умирая Карахан батыр завещал похоронить его в таком месте откуда был бы виден мавзолей Айши.

В течении десяти веков мазары Айша биби и Карахан были самыми высокими строениями в Таразе. Находясь в одной успальнице, можно было видеть вершину другой. Так и сбылось предсказание отца Айши, что она сможет лишь издали видеть шапку Карахана…

Более десяти веков они стоят наперекор ветрам и непогодам как свидетели великой степной любви. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и материнстве. Все невесты, побывавшие здесь, говорят, что испытали необыкновенное воздействие той ауры, которая исходит от резных стен мавзолея. В древности звуки и голоса в строении отдавались эхом на расстоянии 50-100 метров, а в ветреный день можно услышать органную музыку…

Великая Степь знала много историй любви, но поистине легенда об Айша биби и ее возлюбленном Карахане и поныне волнует потомков. Говорят, Айша биби охраняет тех, кто влюблен. «Осень. Земля прекрасна… Прощальная пора любви» — эта надпись украшает мавзолей Айша биби.

«Вот так и смотря друг на друга
В предгорьях бег окончив свой,
Влюбленный и его подруга
Век не дошедшая домой…»

…По преданию, после смерти Айши Карахан каждое утро приходил к мазару своей возлюбленной, неся в кувшине пять красных роз. Так на Востоке признавались в любви…

По материалам книг «Священные места на Великом Шелковом Пути», «С Арыстан баба путь начни». Рисунки ТВ-программы «Знаки. Степные легенды» (7 канал).

Туры по историческим местам города Тараза.

«Г лядя на множество воздвигнутых статуй, он сказал: "А обо мне пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник"

Катон Старший (Марк Порций Цензорий Катон).

Экскурсия к мавзолею Карахана в Таразе.

Одним из наиболее ранних мавзолеев был ныне уже утраченный мавзолей Карахана, построенный в IX – X веке на территории западного рабада Тараза. Это была однокамерная постройка портально-купольной композиции. Разработка главного фасада включала боковые орнаментальные дорожки и П–образную раму, охватывающую от уровня пят сводчатую нишу со входом в глубине.
Лицевая арка ниши выполнена клиновидной кладкой и оконтурена кирпичом, положенным плашмя. Арка опиралась на трехчетвертные колонки, выложенные спаренными кирпичиками. Благодаря раскопу, заложенному в 1961 году Т.Н. Сениговой, было выявлено значительное количество кирпичей с орнаментальной резьбой. Насчитывается около 30 видов различных рисунков в декоративной облицовке главного фасада.
Второстепенные стены мавзолея были сложены узорной геометрической кладкой из спаренных кирпичей. Пластическое решение портала и резной декор мавзолея Карахана имеют аналогии в мемориальном строительстве Мавераннахра Ферганы (Средний Узгендский мавзолей) и областей. Мавзолей Карахана р асположен, в старой части города, на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра, 24 вблизи исторического ядра.
Находится в глубине просторного двора, тип «джума-Мечети», характерный для культовых сооружений среднеазиатского региона. Находится в глубине просторного двора, тип «джума-Мечети», характерный для культовых сооружений среднеазиатского региона. В 1998 году проведена реконструкция, мечеть расширена за счет новой пристройки. Художественную ценность представляет лишь постройка 1913 года.
Одноэтажный прямоугольный в плане, протяженный объем, с высоко поднятым на колоннах перекрытием, планировочно разделен на южную и северную части. Старый молитвенный зал в южной части (1913 года) представляет собой просторное помещение длиной до 21 м и шириной до 12 м, в центре глухой западной стены размещена михрабная ниша, торцы стен прорезаны высокими окнами.
При одном из ремонтов восточная стена была раскрыта в сторону айвана, снаружи полностью остеклена. На всю ширину зала по обе стороны михраба на высоте 20 м устроены антресоли. Особой художественной выразительностью отличается потолок зала, выполненный в балочной конструкции с вассовым заполнением и расписанный полихромными орнаментами геометрических и растительных мотивов.
Ныне айван скрыт пристройкой входной части, увенчанной куполом. Северная часть (пристройка 1973 года) представляла собой остекленный айван с многочисленными колоннами. Мавзолей возведен над могилой известного хана из династии караханидов Ша-Махмуда Богра Карахана. Четыре стены мавзолея и две гладкие башни, кроме обрушившегося купола, сохранялись до 90-х годов XIX века.
В 1905 году разрушенные части памятника были убраны, и в 1906 году на месте был построен новый мавзолей, не похожий на прежний. Сооружение мавзолея финансировал Саид Бакханов, бывший, в то время ишаном города Ташкента. Новый мавзолей Аулие-Ата – четырехгранный, состоит из среднего большого помещения и трех небольших. Потолок среднего помещения закрыт наподобие войлочной юрты.
Сзади имеются две башни. Главный вход мавзолея расположен на южной стороне, входная дверь инкрустирована узорами. Внутренние стены мавзолея сложены из прежнего кирпича, с наружной стороны использован новый кирпич. Своей красотой восхищал ценителей архитектуры России еще в 1902 году, как гениальное творение древнего Тараза.
Как показали археологические раскопки, для отделки этого сооружения применялись до 30 наименований фигурных кирпичей, изготовленных с исключительно высоким мастерством. По одной из легенд Аулие-Ата Карахан будто бы является потомком знаменитого Ходжи Ахмеда Яссави, похороненного в Туркестане. Другое предание повествует, что мавзолей Абд-ар-Рахима, одного из трех святых, пришедших из Сирии в Срднюю Азию насаждать мусульманство.
Абд-ар Рахим носил имя Аулие-Ата Карахан и у него была дочь по имени Айша-Биби. Отец похоронен на реке Талас в Таразе, а дочь в двух фарсангах (то есть примерно в 8 километрах) от могилы отца. Сведения о мавзолее Карахана дошли до нас в виде фотографии конца XIX века и внешних описаний его историками, этнографами, археологами.
При историко-архивных и библиографических исследованиях стало ясно, что он был одним из выдающихся творений центрально-азиатского зодчества, и не случайно его архитектура по сей день привлекает внимание исследователей. Народные предания связывают строительство мавзолея с человеком, возведшим мавзолеи Айша биби и Бабджа хатун. Его имя доподлинно не известно, но ясно одно - он был ханом династии Караханидов, правившей в этом регионе в Х - XII веках.
Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии». В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников ЮНЕСКО. Впервые мавзолей Карахана был подробно исследован Б.П.Денике и описан им в книге "Архитектурный орнамент Средней Азии".
В настоящее время в центральном зале мавзолея размещена экспозиция музея-заповедника "Памятники древнего Тараза", рассказывающая о его богатом прошлом. С 1982 г. мавзолей находится под охраной государства.




Источники:
«Религиозные и духовные памятники Центральной Азии». Автор М. Хашимов. Издательство «Сага», 2001 год.«Казахстан туристский». Издательство «Кайнар», 1989 год.«Древний Казахстан» Издательство «Аруна», 2006 год. Горячева В.Д. «Культовые и мемориальные памятники».

Фотографии
Александра Петрова.

У могилы Ша-Махдуд Бугра Карахана, установившего в Х-ХІІ веках власть в великом Караханидском государстве, был возведен мавзолей святому Карахану, который входит в состав музея-заповедника «Памятники древнего Тараза».

Также его называют мавзолей Аулие-ата. Легенды и сказания о святом Карахане, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до наших времен.

Истина, переплетенная с легендой

В молодости Карахан был влюблен в красавицу по имени Айша, дочь своего заклятого врага. Однажды, не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих.

Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле - маленькую степную гадюку. Айша-Биби потеряла сознание, и по всему было видно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно. Рядом с мавзолеем Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой.

Мавзолей Айша биби

Расположенный в городе Тараз мавзолей Карахана – один из прекрасных образцов зодчества. В ходе строения этого здания с особым мастерством использовались кирпичи, украшенные 60 различными узорами. Почти квадратный в плане мавзолей состоит из центрального зала, где размешается надгробие и трех небольших угловых комнат-худжр.

К середине ХХ века от мавзолея Карахана осталась только стена со стрельчатой аркой входа и двумя колоннами. Постройка мавзолея в 1906 году была заново возведена на месте средневекового мавзолея. А в 1979 году была проведена новая сложная реконструкция мавзолея.

Мавзолей Карахана

Карахан, подчинивший себе льва

В свое время Карахан считался особо мудрым, могущественным правителем. Слава о нем гремела по всей земле. Но, несмотря на свое несметное богатство, он предпочитал жить скромно.

Он подчинил себе самого царя зверей – льва, который выполнял все его команды. Говорят, что Карахан седлал льва, словно коня, и даже передвигался на нем мелкой рысью.

Однако, Карахан не мог перечить своей жене. Казалось, что строптивая супруга великого правителя совсем не слушалась его. Визири Карахана удивлялись этому: «Когда перед Вами склонился весь мир и даже сам лев, как же Ваша супруга может Вам возражать?»,– спрашивали они.

Карахан ответил так: «Я тысячу раз благодарю Господа за то, что у моей жены такой характер. Когда весь мир склонил передо мной голову, разве не стал бы я считать себя выше других, обманувшись хитростью дьявола, попав в ловушку своей гордыни? Благодаря своей супруге я всегда помню, что являюсь лишь одним из рабов Аллаха. И это позволяет мне всегда оставаться смиренным перед Всевышним».

Оригинал данной легенды описан в книге «Золотая силсила».

Если духи не будут довольны...

В эпосе «Алпамыс батыр» описывается история бездетного бая Байбори, который вместе со своей байбише, обходит святые места, чтобы выпросить у Бога наследника. Наконец, у супругов рождается долгожданный сын, которого нарекли Алпамысом.

Обход святых мест является древней традицией верований казахского народа. Но сегодня есть люди, которые обходят стороной мавзолеи и захоронения, считая, что это приравнивание духов к Богу.

В этой связи, жительница города Тараз, молодая замужняя женщина по имени Айгуль, рассказала нам свою историю: «В день свадьбы мы по традиции гуляли по живописным местам города. Наш свадебный кортеж прибыл в мавзолей Карахана. Нас встретил смотритель мавзолея и пригласил внутрь, чтобы прочитать Коран святому Карахану. «Нет, спасибо, мы не приравниваем духов к Богу», – сказал мой супруг. Таким образом, осмотрев наружную часть мавзолея, мы вернулись обратно. Началась наша семейная жизнь. Но, на протяжении более чем 5 лет у нас не рождался ребенок. Мы обивали пороги больниц, обошли всех врачей. В конце концов совсем отчаялись. Но одна молодая замужняя женщина, у которой не было детей на протяжении 10 лет, рассказала нам, что испытала материнское счастье после того, как посетила мавзолей Карахана и посвятила Коран духу святого Аулие ата. Эту историю я поведала мужу. Мы вместе посетили мавзолей Карахана, прочли Коран и попросили милость Бога. Спустя некоторое время у нас родился ребенок».

Гульжанат АБДИМОМЫНОВА


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата) (каз. Қарахан кесенесі ) - сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов . Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.

Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлён минаретами . Вход - в глубине арки, по обе стороны которой находится по три ниши: прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы.

Снаружи стены мавзолея сложены из современного кирпича , а изнутри купол и арочные ниши, заканчивающие оконные проёмы, сложены из кирпича караханидского времени.

Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии». В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Напишите отзыв о статье "Мавзолей Карахана"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мавзолей Карахана

Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.

Похожие публикации