Владельцы s7 airlines. Владельцы авиакомпании S7 хотят осваивать космос

Зачем Владислав Филев подался в космос.

Владелец группы компаний S7 Владислав Филев становится заметным ньюсмейкером не только в авиатранспортном бизнесе.

В прошлом году его фамилия около двух месяцев не сходила с первых полос федеральных изданий с новостями о готовящейся сделке по покупке авиакомпании «Трансаэро» в пику «Аэрофлоту». Но сделка не состоялась - продавец не собрал контрольный пакет, чему Филев, вероятно, только порадовался. Взвалить на себя убыточную компанию, которая, к тому же, по объемам бизнеса превышает собственный, задача непростая.

В конце сентября этого года бизнесмен заявил о приобретении космического проекта «Морской старт» за $150 млн и партнерстве с РКК «Энергия» в разработке и запуске ракет на геостационарную орбиту Земли. Перед репортерами и объективами телекамер на совместной с «Энергией» пресс-конференции Филев чувствовал себя более чем уверенно. «В авиации я не могу быть первым, уже есть «Аэрофлот», но в космосе буду», - заявил он журналистам и тут же объяснил, что космическая отрасль привлекла его множеством передовых достижений, а он, в отличие от других, знает, как эти достижения монетизировать. Не обошлось и без уколов в адрес Роскосмоса. «При всем техническом, научном и технологическом развитии космонавтика выглядит недоразвитой как отрасль. В космонавтике тот, кто делает ракеты, тот их и запускает, и сам управляет спутниками. Представьте себе авиакомпанию, которая сама делает самолеты, сама строит себе аэропорты». Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев на эти слова не обратил внимания, а позднее признал, что действительно Роскосмос умеет разрабатывать и строить ракеты, но не умеет их продавать. «Энергия» около двух лет безрезультатно искала на Западе покупателя на «Морской старт» и наконец нашла в России. «Ко» разбирался, чем руководителя второй по объемам перевозок российской авиакомпании привлек космос.

Взлет-посадка

Бизнес по запуску спутников на геостационарную орбиту набирает обороты. По оценкам Satellite Industry Association, объем этого рынка в прошлом году составлял $5,4 млрд. В мире пока только Россия, США, Европейский союз, Украина, КНР, Индия, Израиль, Япония обладают ракетно-космическими технологиями. И всего три страны постоянно запускают спутники на коммерческой основе, а еще три - время от времени и в значительно меньшем объеме.

В 2015 г. в космос стартовало 87 ракет-носителей, из них 29 запущено Россией, 20 - США, 19 стартов провел Китай. «На орбиту летают российские «Протоны», SpaceX Илона Маска на ракете Falcon, совместный проект Европейского космического агентства и компании Arianespace с ракетами Ariane, - перечисляет генеральный директор российской частной ракетостроительной компании «Лин индастриал» Алексей Калтушкин. - Конкуренция усиливается, и каждый неудачный запуск заставляет заказчиков перестраховываться, бронируя запуск ракеты у конкурента». «Морской старт» - это попытка выйти на интересный и быстрорастущий рынок запуска космических спутников путем приобретения готового проекта, - заявил «Ко» исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций, вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков. - Это бизнес-проект, и он быстро окупится, если удастся договориться с Украиной и наладить производство ракет-носителей «Зенит», изначально для него предназначенных».

Проект «Морской старт» появился в 1995 г. Это плавучий космодром «Одиссей» в центре Тихого океана и прилагающееся к нему судно, а также оборудование и наземная база в порту Лонг-Бич близ Лос-Анджелеса. Изначально проект был международным: 40% акций управляющей компании принадлежало Boeing, 25% - РКК «Энергия», украинским КБ «Южное» и производственному объединению «Южмаш» досталось по 5% и 10% соответственно. Оставшиеся 20% принадлежали норвежской судостроительной компании Aker Kværner (ныне - Aker Solutions).

С момента создания в проект было вложено более $3,5 млрд, тем не менее он оказался убыточным. Причина - высокая стоимость обслуживания платформы при небольшом количестве запусков. В 2009 г. компания обанкротилась, ее долги приблизились к $1 млрд. В 2010 г. иностранцы практически полностью вышли из проекта (у «Энергии» оказалось 95% акций, 3% - у Boeing и 2% - у Aker Solutions), а в 2014 г. из-за конфликта с Украиной, производившей ракеты «Зенит», запуски остановились. «Энергия» была рада расстаться с «Морским стартом», но долго искала покупателя.

Ближе к власти

Переговоры с Филевым длились полтора года, в чем признался сам бизнесмен. То есть они начались спустя несколько месяцев после банкротства авиакомпании «Трансаэро», которую Филев пытался купить, но весьма элегантно этого не сделал. Он аргументировал отказ от сделки тем, что продавец, которым являлся Александр Плешаков, не смог консолидировать контрольный пакет акций, а кроме того, значительная часть???их бумаг находится в залоге у ВТБ и других банков. ???Последний даже обвинял Филева в срыве договоренностей и собирался подать в суд, поскольку сделка была действительна в течение 60 дней с момента подписания, и выход из нее в одностороннем порядке нарушал договоренности. Почему тогда Филев пошел на попятную, объяснить довольно просто. 26 октября 2015 г. у «Трансаэро» отозвали сертификат эксплуатанта, «Аэрофлот» забрал 56 самых интересных ее маршрутов. Самолеты «Трансаэро» вернули себе лизингодатели. Долги компании оценивались в 260 млрд руб. От «Трансаэро» уже практически ничего не осталось. Разве что бренд, который был окружен скандалами и негативной информацией.

Решение Филева о покупке было вызвано желанием не допустить монополию «Аэрофлота», образующуюся на рынке с уходом перевозчика номер два, которым совсем недавно была «Трансаэро». К тому же, S7 могла рассчитывать на некоторые преференции со стороны государства и господдержку, возлагая на себя социальные обязательства перед работниками обанкроченной авиакомпании и пассажирами. Плюс желание стать too big to fail, что также давало некую защищенность от посягательств того же «Аэрофлота» или государства.

Похоже, что по этой же причине Филев и заинтересовался «Морским стартом». «При нынешней ситуации на рынке полностью частной компании становится неуютно вести бизнес, требуется участие в важных госпроектах, а «Морской старт» как нельзя лучше подходит для этого, - сообщил «Ко» источник, близкий к Минтрансу. - Это инициатива самого Филева, вряд ли кто из чиновников мог додуматься предложить ему этот проект».

На какие деньги

Пока сделка не закрыта, поскольку она требует одобрения Госдепартамента и Министерства финансов США. Но и после этого нельзя будет утверждать, что проект станет полностью частным. Юридически вся инфраструктура принадлежит S7 Group. Но управление будет частно-государственным: S7 заключила соглашение о сотрудничестве с «Энергией», что косвенно подтверждает мысль о намерении бизнесмена укрепить свои позиции за счет участия в важном для государства проекте. «Со стороны «Энергии» это техническая поддержка, со стороны S7 - маркетинг, финансовые технологии и управленческий опыт», - говорит Владимир Солнцев. По словам самого Владислава Филева, давление государства S7 не испытывает. Береговая инфраструктура пока останется в США, штаб-квартира «Морского старта» переедет в Москву, а сам проект, по словам Филева, «станет полностью русским».

Откуда у S7 деньги на сделку, это еще один вопрос, исчерпывающего ответа на который пока нет. В 2015 г. суммарная выручка по РСБУ ЗАО «Группа компаний «С 7» и принадлежащих ей авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» составила 102 млрд руб., суммарная чистая прибыль - 1,9 млрд руб. (около $30 млн), консолидированные показатели группа не раскрывает. «На авиационном бизнесе Филевы заработали достаточно денег, чтобы их можно было направлять на другие проекты, - говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Они имеют финансовый ресурс, чтобы значительную часть сделки оплатить из собственных средств». По оценкам Forbes, состояние семьи Филевых в прошлом году оценивалось в 15 млрд руб.

Об предстоящих инвестициях Филев также не распространяется. «Космических проектов такое количество, что потратить можно очень много. Но будем исходить из возможностей: наша выручка - примерно 100 млрд руб. в год, мы прибыльные, не имеем долга. Мы не думаем ограничиваться только запусками, но планируем оказывать интегральные услуги, например, запускать собственный спутник, - сказал он. - Запуск может стоить $70 млн, сам спутник - $250 млн, весь проект - $320, в год получается $1,6 млрд - каждый год столько вытаскивать из кармана невозможно, будем искать партнеров».

Плата за риск

Реанимировать платформу S7 планирует к концу 2018-го, через 18 месяцев после одобрения сделки (этот процесс займет полгода). Филев уверен, что ресурса платформы хватит еще на 90 запусков (затем понадобится модернизация) - по шесть запусков в год в течение 15 лет. Это, по его словам, позволяет говорить об использовании ракет от разных производителей. Но «Морской старт» рассчитан на пуск украинских ракет «Зенит». «Энергия» предлагает новую ракету-носитель для «Морского старта», но она появится в течение пяти лет. Придется пока договариваться с Киевом. В украинском «Южмаше» заявили, что смогут начать отгружать «Зениты» в конце 2017 г., если финансирование начнется в октябре этого года. Но не вмешается ли вновь большая политика? «Доверия к Украине в этом вопросе нет никакого», - говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.

Рисков Филев особенно не боится и цитирует знаменитостей: «Как сказал Билл Гейтс, любую компанию от банкротства отделяют только 180 дней. Джек Уэлш сказал, что, как ни предсказывают экономические кризисы, они всегда приходят внезапно, но тот, кто выживает, становится сильнее». Он получил входной билет в космос по цене, которую может себе позволить заплатить. «Это как дорогой лотерейный билет, - говорит «Ко» собеседник в авиационной отрасли. - Если позволить себе его купить, можно выиграть очень многое. Если Филев проиграет, продолжит заниматься авиацией».

Airbus A319 авиакомпании S7 Airlines. Фото: Pete Kiselyov

В конце февраля второй совладелец S7 – Наталья Филева говорила, что группа рассматривает возможность покупки болгарской авиакомпании, чтобы возить россиян в Болгарию напрямую через Украину. Последняя с 25 октября запретила российским авиакомпаниям пролет над своей территорией. Вчера Филев сказал, что в Болгарии все в самой начальной стадии. Кипр для новой авиакомпании, по его словам, выбран потому, что в стране недавно обанкротился национальный перевозчик Cyprus Airlines, освободилась ниша.

«Правила Евросоюза разрешают нерезиденту владеть не более 49% авиакомпаний, при этом запрещен непрямой (через аффилированных лиц) и управленческий контроль», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Впрочем, это не останавливает инвесторов-нерезидентов. Например, Etihad Airways из ОАЭ владеет крупными миноритарными пакетами нескольких европейских авиакомпаний, в том числе 49% в Alitalia. Возможно, Etihad Airways контролирует европейских конкурентов. Но, как показывает опыт в других отраслях, Евросоюз рано или поздно обязательно проведет расследование, рассуждает Рыбак.

«Очевидно, что S7 не просто ищет знаний, это заявка на присутствие на европейском рынке, который в отличие от российского растет и объемы которого несопоставимо больше, – отмечает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Интерес к нему у S7 появился еще до ухода «Трансаэро» и значительного усиления «Аэрофлота» на международных направлениях». «Российских перевозчиков давно привлекают европейский рынок и существующий там режим открытого неба, – говорит аналитик Раффайзенбанка Константин Юминов. – Но конкуренция очень высока, и зарабатывать на нем сейчас непросто даже лидерам».
Компания, которая может быть эффективной на трудном и зарегулированном российском рынке, может претендовать на неплохие позиции в Европе, спорит Пантелеев. Если же найти надежного партнера, то вполне можно защищать собственные интересы и проводить свои решения и с миноритарным пакетом, добавляет он.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" (РКК) и группа компаний S7 подписали ряд документов, в результате чего S7 стала собственником космодрома "Морской старт", взяв на себя часть эксплуатационных расходов. Окончательный расчет между прежним и новым собственником плавучего космодрома намечен на июнь следующего года, когда командное судно и пусковая платформа будут зарегистрированы в Либерии.

О смене собственника "Морского старта" "Известиям" рассказал генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

S7 уже вступила в права владения "Морским стартом". Для этого необходимо было подписать ряд документов, и последний из них, завершающий сделку, мы закрыли в декабре. S7 уже взяла на себя часть затрат по содержанию плавучего космодрома и инфраструктуры, - заявил Владимир Солнцев.

В S7 информацию подтвердили, воздержавшись от комментариев.

По словам главы РКК, окончательный расчет между "Энергией" и S7 намечен на июнь 2017 года - до этой даты командное судно и пусковая платформа будут перерегистрированы из Калифорнии в Либерию.

Мы обязались зарегистрировать командное судно и буксируемую платформу в либерийском морском реестре. После этого открывается аккредитив, и мы осуществляем окончательные расчеты по сделке. Часть денег Владислав Филев (владелец S7. - "Известия") уже заплатил, остальная сумма будет переведена нам в июне следующего года, - пояснил Владимир Солнцев.

Глава "Энергии" отметил, что на первую половину января 2017 года намечено подписание соглашения об урегулировании спора по "Морскому старту" между корпорацией Boeing и РКК. Документ планировали подписать до конца ноября, но, по словам Владимира Солнцева, не успели оформить бумаги.

По графику у нас подписание соглашения с Boeing намечено на начало января - до 12-го числа. Там большой объем документов, и период их окончательной подготовки наложился на праздники, поэтому все немного сдвинулось, - пояснил глава РКК. - Отмечу, что основополагающий документ - меморандум об урегулировании - подписан обеими сторонами.

Подписанию соглашения об урегулировании предшествовало долгое судебное разбирательство. Иск был подан 1 февраля 2013 года в суд Центрального округа Калифорнии. В заявлении от имени Boeing к РКК "Энергия" и днепропетровским "Южмашзаводу" и КБ "Южное" (эти предприятия были участниками консорциума "Морской старт" до его банкротства в 2009 году) содержалось четыре требования: два из них были обращены к РКК "Энергия" и ее дочерним структурам, имеющим отношение к "Морскому старту", - Energia Overseas LLC и Energia Logistics Ltd.

Суть дела в разногласиях бывших партнеров по консорциуму "Морской старт" относительно Соглашения о гарантиях и обеспечении 1996 года. В этом документе говорится, что если одна из сторон берет на себя ответственность по привлекаемому для нужд проекта кредиту, то другие акционеры Sea Launch несут по нему пропорциональную размеру участия ответственность. Имея в виду этот пункт договора, Sea Launch в 2004 году привлекла $270 млн под гарантии Boeing и Kvaerner (норвежская судостроительная компания, участник Sea Launch), а в 2005 году по аналогичной схеме - еще $200 млн.

Время расчетов настало летом 2009 года: к тому моменту Sea Launch фактически обанкротилась, а Boeing решила выйти из проекта и закрывала финансовые обязательства, выплатив кредиторам $448 млн. На долю американской корпорации пришлось $179 млн. Kvaerner свою часть долга вернула Boeing частями в 2009-2010 годах. А "Энергия" и "Южмаш" платить отказались.

В сентябре прошлого года суд решил удовлетворить исковые требования Boeing, предъявленные к российской и украинским компаниям. После этого Boeing и "Энергия" начали переговоры об урегулировании спора.

Смысл сделки по приобретению S7 "Морского старта" остается для меня скрытым, - признается научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Непонятно, как новый собственник сможет обеспечить окупаемость проекта при том, что сейчас ракет для плавучего космодрома нет, а содержать всю инфраструктуру нужно все время, причем в иностранном порту. Как тут делать бизнес - совершенно непонятно. Надеюсь, мы впоследствии узнаем больше и тогда сможем более осмысленно оценить произошедшее.

Возобновить запуски с Sea Launch планируется в 2019 г., говорится в презентации Филева. До 2023 г. планируется заказать 12 ракет. Это будут ракеты «Зенит» производства украинского завода «Южмаш», они будут поставляться с Украины американской «дочке» S7 – компании S7 Sea Launch, рассказали два человека, близких к разным сторонам проекта.

В презентации говорится, что инвестиции в запуск проекта, в том числе в возобновление стартов, составят $220 млн. А российские компании (прежде всего структуры S7), участвующие в процессе, получат $500 млн экспортной выручки.

На втором этапе запускать предполагается новую двухступенчатую ракету. Кто ее разработает и произведет, в презентации не говорится. Там лишь указано, что S7 готова заказать 50 и заключить опцион еще на 35.

А на третьем этапе S7 Group планирует создать орбитальный космодром на базе российского сегмента Международной космической станции (МКС). С космодрома грузовые корабли, ведомые космическими буксирами с ядерными электрореактивными двигателями, будут стартовать к Луне и другим планетам. Предполагается, что буксиры будут доставляться в сложенном виде на космодром, часть своей энергии они будут получать от разворачиваемых в космосе солнечных батарей. В космосе же к ним будут стыковаться и грузы.

Соглашение S7 Group с «Энергией» предусматривает аренду с 2024 г. МКС для организации орбитального космодрома, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. «Энергия» и Boeing в 2016 г. договорились эксплуатировать МКС до 2024 г. – эти компании отвечают со стороны России и США за сегменты МКС.

За 10 лет мировой рынок коммерческих космических запусков вырос почти вдвое и составил в 2016 г. около $215 млрд, говорится в презентации Филева. Почти $95 млрд пришлось на США.

Частный бизнес в России еще не пришел в эту сферу. А на Западе дальше всех продвинулась американская SpaceX Илона Маска. Она освоила производство и запуск средней ракеты Falcon 9 и тяжелой Falcon Heavy. В прошлом году Маск заявил о планах освоения организации полетов на Марс.

Бизнесмен считает, что первый полет на Марс может состояться уже в 2022 г. Время полета до Марса составит около 80 дней. Маск уверен, что когда-нибудь люди сделают Землю непригодной для жизни и человечество должно быть готово переселиться на другие планеты.

Филев на пресс-конференции в 2016 г. несколько раз подчеркнул, что надеется максимально заработать на космической программе и не боится конкуренции на мировом рынке коммерческих запусков со SpaceX и другими игроками.

«В космической отрасли сейчас некий кризис, связанный с отсутствием прорывных идей», – констатирует председатель совета директоров ГК «Каскол», совладелец компании «Пусковые услуги» Сергей Недорослев. С одной стороны, в космос уже давно ушли связь и даже интернет, навигация, услуги по мониторингу земной поверхности для различных отраслей. С другой – национальные правительства постоянно меняют цели, а ведь традиционно именно они ставили четкие задачи частным и государственным компаниям и финансировали их, говорит бизнесмен. «И что теперь? Осваивать Луну, Марс? Но зачем, если на Луне уже были, а Марсу не повезло – кончилось соревнование идеологий [между СССР и США] и, соответственно, демонстрация возможностей», – рассуждает Недорослев.

Образовавшийся вакуум заполняют частные компании, которые ставят амбициозные – в масштабах всей земной цивилизации – цели: базы на Луне, колонизация Марса, добыча полезных ресурсов в космосе, полеты к звездам, продолжает Недорослев. И у них есть деньги на их выполнение.

Проект по запуску ракетоносителей с «Морского старта» может быть коммерчески успешным, считает бизнесмен. Но есть и риски, как и в любом бизнесе. Новую ракету «Союз-5» для проекта разрабатывает РКК «Энергия», на конференции прозвучал срок поставки пять лет и цена фиксированная. Но изделие сложное, кооперация огромная, и есть риски как сорвать сроки, так и не вписаться в заявленную цену. Между тем запуски контрактуются на глубину до 5–6 лет. Поэтому уже сегодня нужно заключать контракты с конкретной датой, а для этого нужно быть уверенным в сроках получения ракет.

Впрочем, пока Филевы еще не закрыли сделку по покупке Sea Launch. Это может произойти в течение двух месяцев, уверяет человек, близкий к одной из сторон сделки. Уже получено одобрение американских регуляторов (платформа базируется в порту Лонг-Бич в Калифорнии). Представители S7 и «Энергии» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Исправленная версия. Во втором абзаце исправлена информация о покупке космодрома.



Похожие публикации