Замок и сады вилландри во франции. Сады замка Вилландри(Chateau de Villandry)

Начнем с местоположения сада
Он находится при замке Вилландри в живописной долине реки Луары во Франции. К сведению, вдоль этой реки и ее притоков на прямоугольном отрезке двести на сто километров сосредоточено огромное число загородных замков (по справочникам я насчитала больше 70, открытых для посещения) и все с прекрасными разнообразными садами.

Немного истории , без которой не понятна парадоксальность садов Вилландри. В 1189г. Вилландри был укрепленной крепостью, в 1532г. новый хозяин Жан Ле Бретон крепость разрушил, оставив одну башню, к которой и пристроил изящный ренессансный замок П-образной формы. Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными в трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, которые характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектурным решением. Эти итальянские сады и явились базовой моделью садов Вилландри.

В 1754 году замок стал принадлежать маркизу де Кастеллан, который реконструировал его фасады в духе своей эпохи и устроил новые псевдонатуральные сады в романтическом вкусе Руссо. Сегодняшние восхитительные террасы исчезли под искусственными холмами и долинами с тропинками, вьющимися меж холмов и густых "живописно устроенных" лесов. Этот свой вид замок и сады сохраняли до 1906 года, когда испанец Иоахим Карвалло (дед нынешнего владельца), врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку и садам их первоначальный облик. Он восстановил ренессансные сады в соответствии с гравюрами Жака Андруэ дю Серсо, опубликованными в 1576-79гг.

А теперь коротко сам парадокс: на французской земле по итальянской модели были построены сады, которые затем были заменены пейзажным парком, и только благодаря испанцу мы имеем возможность сегодня любоваться этими реконструированными в стиле средневековья французскими садами.

Сады Вилландри сегодня
На самом деле садов, на мой взгляд, несколько, каждый из них индивидуален и в то же время все вместе они составляют единую композицию. Наилучшее представление об общей композиции садов дают схемы и виды с высоты птичьего полета.

Сады расположены на трех ступенчатых уровнях, создающих театральные эффекты. Все террасы соединены между собой изящными мостиками, пандусами и лестницами. Верхняя терраса расположена на уровне третьего этажа замка. Средняя терраса лежит на одном уровне с залами нижнего этажа, тогда как нижняя терраса отделена от замка каналом и занята огородом, который, кстати, нам чаще всего и показывают. Сады Вилландри, как и ренессансная архитектура французских замков, сочетают две традиции: с одной стороны – готическую, с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или поместьях, а, с другой стороны – традицию итальянскую, более архитектоническую.

Общий рисунок садов ассиметричен, но четко прослеживается единая "масштабная сетка", которой подчинены планировки всех частей этого прекрасного садового комплекса. (Как тут не вспомнить рекомендации Джона Брукса). Обратите внимание, то, что кажется элегантным рисунком, образованным квадратами, на самом деле состоит из искусно соединенных трапеций и ромбов.

На верхней Г-образной террасе расположен незаконченный Сад Воды в стиле Людовика XV, разбитый вокруг пруда в форме зеркала. Большое зеркало воды обрамлено композицией из газонов, дорожек, стриженых кустов и четырёх круглых симметрично расположенных небольших прудиков. Этот сад находится как будто во внутреннем дворе, образованном липовыми аллеями. Из пруда берут воду для полива и фонтанов. С одной стороны террасы декоративно обыграно примыкание высокого леса.

Декоративный сад средней П-образной террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". Подобные сады поднимались выше утилитарных или декоративных функций – до уровня поэзии и даже философии, выражая утонченную символику любви, земной и мистической. Этот сад, образцовый в этом смысле, вызывает в памяти сюжеты шпалер, картин и поэм. Регулярный сад разбит на три тематических площадки: сад любви, сад музыки и сад лекарственных трав. Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих сложный орнамент.

Четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей. В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.

На средней террасе по другую сторону рва находятся сад музыки и воссозданный лабиринт. Во рву плавают огромные карпы и белые лебеди, которых с удовольствием кормят посетители, впрочем, это характерно для многих замков Франции.

Огибая огородный сад, на этом же среднем уровне находится и сад лекарственных растений (Аптекарский сад), обязательное приложение к любому проекту, воссоздающему сады эпохи Возрождения. Этот сад включает в себя только растения, используемые исключительно для изготовления медицинских продуктов, приправ, парфюмерии и мазей.

Внизу раскинулся огород нижней "квадратной" террасы ; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это, может быть, самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев.

В 9-ти квадратах с различным геометрическим рисунком рассажены капуста, морковь, свекла, салат-латук, помидоры, тыквы и другие разнообразные растения; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей, штамбовыми розами и вазами с цветами. Грядки строгих геометрических фигур обрамлены аккуратным бордюром из самшита, который служит своеобразной зеленой рамкой для "овощных натюрмортов", являющихся съедобными и декоративными одновременно.

На пересечении аллей этого сада, вокруг центрального квадрата организованы 4 небольших симметричных площадки, каждая из которых имеет в центре фонтан и обрамление из 4-х беседок по углам. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.

Замок Вилландри
Подробно про замок я рассказывать не буду. Скажу только, что во всех исторически сохраненных интерьерах присутствуют букеты из цветов, а на кухне представлена композиция из овощей. Разумеется, все выращено в саду замка. Так сад проникает в замок. И конечно виды из окон на сад продолжают и обогащают интерьеры. Потрясающее зрелище открывается с верхней смотровой площадки, расположенной на самой древней башне замка.

Обслуживание садов
Команда из 10 садовников (не считая их помощников) постоянно работает на землях Вилландри, так как этому истинному произведению искусства необходимо постоянное внимание. В садах высажено 1260 лип, 52 км живой изгороди, 900 фруктовых деревьев, и все они нуждаются в постоянном уходе и стрижке. Дополняют их ежегодные 200 тысяч цветов и овощных посадок для двух сезонов цветения – весеннего и летнего. Площадь "цветущего огорода" - 12 500 кв.м. Тщательная разработка планов посадки основана не только на эстетической гармонии формы и цвета, но и на садоводческой 3-х годовой севооборотной системе (на одном месте однолетние растения меняются ежегодно). Сады Вилландри требуют строгой организации и профессионализма – это плата за красоту.

В хозяйственном корпусе, примыкающем к саду-огороду, сложены созревшие овощи и фрукты, ими угощаются посетители, оставляя плату для садовников по своему усмотрению. Фрукты и овощи этого сада экологически чистые (что постоянно подчеркивается гидом) и очень сочные и вкусные.

В отдельно стоящем корпусе при входе расположены магазинчики, там можно купить не только сувениры и книги, но и семена, рассаду и декоративные элементы сада.

Стоит посмотреть и разгадать этот "музей садов", чтобы понять значение, которое имели сады перед стенами замка, продолжавшие интерьеры и тянувшиеся в поля и леса. А еще стоило написать эту статью, теперь я знаю, что не всё рассмотрела и, если мне удастся посетить эти сады еще раз, то свой маршрут по садам я проложу совсем иначе.

Использованная литература:
1. Симон Д`Юарт, Мартин Тиссье де Маллерэ, Жан Сен-Бри, Анри де Линарес, Даниэль Остер, Моник Жакоб,Франсуа Бонно, Маурицио Мартинелли, Джанни Дальи Орти "Замки Луары"
2. "Замки Луары" Издательство Валуар-Эстель при участии П.Виара и Р.Нико
3. Villandry. Connaissance des arts.
4. Villandry. Tour of the gardens

Текст и фото: С. Татьяна ()
12.2005

Замок Вилландри, построенный в эпоху Ренессанса, отличается от иных замков Луары необычными трёхуровневыми садами, аналогов которых больше не существует в мире! Вилландри – наиболее посещаемое сооружение эпохи Возрождения.

Общая информация о замке Вилландри

Замок Вилландри находится на территории департамента Эндр и Луара в центральной части Франции. Вместе с другими шато, расположенными в долине Луары на расстоянии от Шалон-сюр-Луар до Сюлли-сюр-Луар, Вилландри был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок Вилландри находится на 15 км западнее города Тур, административного центра департамента Эндр и Луара.

Этот замок — последний из великих крепостей Возрождения, возведенных на берегах Луары. Вилландри сочетает изысканную архитектуру с изумительными трехуровневыми садами, которые отличаются эстетизмом, разнообразием и гармонией.

История замка Вилландри

Вилландри – один из самых элегантных замков долины Луары. Это – настоящая жемчужина эпохи Возрождения, на протяжении веков поражающая своих посетителей изумительной красотой.

История замка Вилландри начинается с римских времен, когда на этой территории находилось поместье «Villa Andriaca», современное название замка имеет римские корни.

Около 1000 года эта местность по неизвестным причинам получила название Colombier, т.е. «голубятня», это название еще вернётся к замку в 1639 году.

В летописных источниках Вилландри будет упоминаться исключительно под своим «птичьим» названием: в июле 1189 года Генрих II Плантагенет за несколько дней до своей смерти подписал с Филиппом-Августом в крепости т.н. Paix de Colombiers, или «Голубиный мир».

Такое унизительное соглашение ознаменовало победу династии Капетингов над английскими вассалами и переход в их распоряжение большого количества территорий, в т. ч. и Турени. Даже сегодня местных жителей с намеком на исторические события называют Colombiens.

Несколько веков спустя замок Вилландри перешел в руки государственного секретаря Франциска I Жана ле Бретона, которому также было поручено следить за возведение замков Шамбор и Фонтенбло. Ле Бретон, наследник выходцев из Шотландии, решил построить для себя изысканный замок, который бы отличался от других средневековых укреплений.

Самые старые строения, кроме донжона, были снесены, а в 1536 г. началось возведение нового замка в виде подковы, которое окружало двор, имеющий выход к Луаре. Оба крыла замка являются характерным образцом архитектуры Ренессанса, в их строительстве были использованы элементы, типичные для замков XVI века: огромные окна, отделанные капителями и пилястрами, фризы, а также слуховые окна с тимпанами и волютами.

Фасад замка был выстроен с небольшой асимметрией, которая слегка заметна в рядах окон и в ориентированности крыльев замка. Двор окружен галереей аркад с двух сторон.

В 1574 году Вилландри стал собственностью маркиза де Кастеллана, решившего изменить облик замка согласно веяниям эпохи: старинные окна украсили арками и достроили балконы. В этот же период на месте колоннад первого этажа были возведены стены для обустройства кухни и новых коридоров.

Замок Вилландри с 1754 года сменил еще нескольких владельцев.

В 1906 он становится собственностью заботливого хозяина — испанца Хоакина Карвальо. Кроме здания замка, новый владелец приложил максимум усилий, чтобы облагородить территорию вокруг дворца, разбив великолепные сады. Именно благодаря этому большому любителю искусства были открыты для посещения многие замки и дворцы Франции.

Карвальо постарался вернуть замку его первоначальный вид, перестроив аркады и окна, пересадив сады. Восстановительные работы Карвальо не коснулись южного фасада и внутренних зал замка, переделанных ранее маркизом де Кастелланом. Внутри замка туристы имеют возможность осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею.

Правнуки Карвальо являются владельцами замка и сегодня. Благодаря им, Вилландри в 1934 году получил статус памятника архитектуры и истории.

Культурное значение замка Вилландри

Замок Вилландри – яркий представитель архитектуры французского Возрождения, наиболее интересный среди всех замков долины Луары в ландшафтном плане. Намеки на Средневековье и Италию здесь отсутствуют, в замке преобладает традиционный изысканный французский стиль, который впоследствии получит название «стиль Генриха IV».

Замок построен по принципу симметрии, но для того, чтобы разбавить строгие линии ансамбля, окна главного корпуса не выровнены зеркально относительно средины здания, а крылья замка расположены под разными углами. Такое неординарное инженерное решение было призвано избежать монотонности в архитектуре Вилландри.

Самая главная достопримечательность в Вилландри – необычные трехуровневые сады, созданные Хоакином Карвальо по образцам садов XVI и XVIII веков.

Над садом-огородом находится декоративный сад, ради которого сюда приезжают туристы. Он является продолжением гостиных замка. Геометрические фигуры из цветов имеют символическое значение, являются т.н. «садами любви». Первый квадрат, — «Нежная Любовь», символизируется языками пламени, сердцами и масками, одеваемыми ранее на балах; второй — «Страстная любовь», образован пронзенными стрелой сердцами. Его самшитовые массивы спутаны между собой и соединяются в лабиринт, который можно еще ассоциировать с танцем.

В квадрате «Непостоянной Любви» угловые веера символизируют легкость и ветреность чувств. Здесь преобладает желтый цвет — символ обманутой любви. Последний квадрат «Трагической Любви» представляет собой орнамент из лезвия шпаг и красных цветов как символа крови, проливаемой на поединках ради возлюбленных.

На одном уровне с декоративным садом расположен аптекарский сад и лабиринт в стиле эпохи Ренессанса.

На третьем, самом верхнем уровне, находятся Сад солнца и Сад воды. Последний имеет классическую французскую планировку, введенную Людовиком XV. В центре сада – большой пруд в виде зеркала, а сам сад окружен липовыми деревьями.

Сад солнца был создан совсем недавно: в 2008 году нынешний владелец замка Анри Карвальо таким образом подготовил замок к 100 летнему юбилею. Этот сад разделен на три части: «Комната облаков» складывается из кустарников и белых и голубых цветов, «Солнечная комната» из желтых и оранжевых цветов окружает фонтан, а последняя «комната» служит игровой площадкой для маленьких посетителей

Текущее состояние замка Вилландри

Замок и сады Вилландри являются памятниками истории и являются частным владением.

Последняя реставрация замка проводилась в 1908 году, после покупки Вилландри семейством Карвальо. Но отсутствие грандиозного ремонта ничуть не умаляет красоту замка и его садов. Замок открыт с 9:00 круглогодично, но в период с ноября по февраль расписание работы необходимо уточнять. В трехуровневые сады можно пройти в любой день недели также с 9:00 как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.

Сады Вилландри – настоящее произведение искусства. Сюда съезжаются любители и профессионалы топиарного искусства, чтобы полюбоваться на идеальные французские сады. В их орнаментах «спрятаны» три креста: Лангедокский, Баскский и Мальтийский.

Кроме «садов любви» с другой стороны канала можно пройти к — «музыкальному» салону, где кустарники острижены в форме струнных инструментов, музыкальных нот и канделябров для освещения партитуры.

В саду-огороде можно увидеть овощи различных цветов: красная капуста и свёкла, синий лук-порей, зеленая ботва моркови, перец и баклажаны. Здесь есть также плодовые деревья, саженцы шиповника и пестрые цветы.

В замке туристы имеют доступ к столовой и кухне, где хранится макет замка. Этажом выше находится несколько комнат, также открытых для посетителей, и галерея с произведениями искусства испанских реалистов. На третьем этаже есть выход к древнему донжону, откуда можно полюбоваться видом на придворные сады и долину Шер.

Где находится замок Вилландри, что можно посмотреть рядом

Вилландри – один из замков долины Луары, стоит обратить внимание на ближайшие: Амбуаз, Шенонсо, Ланжэ, Шомон. Путешествуя по замкам, переночевать можно в Туре, а заодно посмотреть собор Сен-Гатьен и базилику Святого Мартина.

Как добраться до замка Вилландри

От города Тур до замка придется преодолеть расстояние в 15 км, но автобусы туда не ходят. Можно доехать поездом до станции Savonnieres, а оставшиеся 4 км пройти пешком. Если иди не хочется, в Туре можно взять напрокат авто или велосипед, или заказать такси.

Заключение

В Вилландри проводятся фестивали цветов, о расписании которых можно узнать на официальном сайте замка.

Перед поездкой в замок захватите с собой немного хлеба – в остатках рва, окружавшего Вилландри, плавают большие рыбы, которых можно покормить. Самое лучшее время для посещения – осень, когда в природе, а соответственно, и в садах замка, происходит настоящее буйство красок.

Замок Вилландри весь напоен радостью и яркими красками. Его праздничная атмосфера ощущается практически физически — замок этот строился для мирной жизни и в его истории нет ни одного зловещего события. Даже самая древняя его часть — донжон, оставшийся с начала Х века, связан с мирным договором между двумя королями — французским Филиппом-Августом и английским Генрихом II. Дворец имеет П-образную форму, оба его крыла выходят к Луаре. Замок спроектирован таким образом, что кажется ассиметричным, хотя это не так. Он богато украшен лепниной, а арочное оформление окон придаёт ему некоторую таинственность. Замок украшен многочисленными балкончиками — они намного новее самого замка. Их добавил, согласно веянию времени, его новый владелец маркиз Мишель-Анж де Кастеллан. Еще он несколько изменил внешний вид замка, спрятав колонны за стенами. Впоследствии архитекторам удалось вернуть первоначальный вид замку. Замком владел и младший брат Наполеона Бонапарта. Он всячески старался еще более обогатить замок, так как в нем планировал жить сам император и всё должно было соответствовать рангу.

Замок Вилландри — видео

Замок Вилландри — фото

Еще со времен Средневековья сохранилась система обороны ров-вал (так всегда строили здания на открытой местности в те времена). Но основной достопримечательностью замка является вовсе не ров, который окружает замок с трех сторон. А уникальный трехуровневый сад, который идет с дворцом единым ансамблем. Именно этот сад он делает замок Вилландри известным на весь мир. Идею сада подсмотрел у итальянцев автор проекта замка — Ле Бретон. Но он спроектировал свой сад совсем по другому — сделал его большим по размеру, так что несколько скрадываются истинные размеры здания. И для садов такого размера становятся ненужными ограды, появляется возможность ходить по всему саду.

Самый верхний уровень — с замечательным прудом, фруктовыми деревьями, клумбами. Вода из пруда поступает в фонтаны нижних уровней. Его же водой пользуется и сам дворец. На нижнем уровне вроде ничего интересного, там раскинулся обычный огород. А вот средний уровень, расположенный вровень с первым этажом — сад любви. В декоративном саду расположены подстриженные кустарники, символизирующие четыре характера любви — нежную, мимолетную, трагическую и страстную.

Замок Вилландри — режим работы, стоимость билетов

Замок Вилландри и его знаменитые сады можно посмотреть каждый день с 9:00 до 18:00 в зимний и осенний период; в период с конца марта по июнь посещение осуществляется с 9:00 до 19:00, а в июле и августе — с 9:00 до 19:30.

Стоимость билетов для посещения замка Вилландри и сада составляет 9,5 евро для взрослых и 5,5 для детей (от 7-ми до 18-ти лет). Если Вы желаете осмотреть только сады — цена билета будет равна 6,5 евро для взрослого и 4 евро для ребенка. Для детей младше 7-ми лет вход бесплатный.


Замок Вилландри — как добраться

Замок Вилландри находится в 15-ти километрах на запад от Тура. Добраться до него можно на поезде с с вокзала Монпарнас. Следовать нужно до вокзала города Тур, а оттуда на автобусе «Fil Vert» ехать еще 20 минут.

Замок Вилландри на карте, панорама

Примерно в 20 километрах к юго-западу от Тура расположен замок Вилландри, считающийся одним из украшений Турени. Когда-то здесь находилось обширное римское поместье «Villa Andriaca», отсюда и пошло название территории. Замок Вилландри, строительство которого в окончательном виде было закончено приблизительно в 1536 году, является последним из больших замков, которые были построены на берегах Луары в эпоху Ренессанса.

В 1000 году, местность по неизвестным причинам окрестили Colombier (франц. «голубятня»), впрочем, не навсегда - в 1639 историческое имя вернётся. Но в летопись непростых взаимоотношений Франции и Англии местная крепость попадёт именно под «птичьим» названием: 4 июля 1189 года, за несколько дней до смерти Генрих II Плантагенет подписал здесь так называемый «Голубиный мир» (Paix de Colombiers). Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.

Согласно его требованиям, Генрих II, должен был отказаться от большей части своих владений во Франции в пользу Филиппа. К тому времени здоровье правителя Англии было сильно подорвано, и французский монарх, видя плохое состояние своего оппонента, предложил Генриху присесть. Но он отказался и продолжал стоять, поддерживаемый своей личной охраной. Несомненно, что его и без того печальное состояние ухудшилось, когда на переговорах он увидел своего сына, тогдашнего графа Пуату (и будущего короля Ричарда Львиное Сердце), вставшего в своей борьбе против отца на сторону злейшего врага - короля Франции. Преисполненный гневом, король Генрих II, поклялся жестоко отомстить Ричарду, но спустя 3 дня умер, проклиная собственного сына-предателя.

В начале XVI-го столетия владельцем замка стал Жан ле Бретон, министр финансов при короле Франциске I. Помимо основного рода деятельности в сфере финансов и торговли, он обладал значительными архитектурными познаниями. Несколько лет он являлся руководителем строительных работ замка Шамбор. Будучи французским послом в Италии интересовался архитектурными нововведениями и ландшафтным дизайном.

Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».

В свою очередь замок должен был подчёркивать важное общественное положение своего владельца, поэтому Жан ле Бретон и его семья, не сомневаясь инвестировали значительные финансовые средства для облагораживания как самого замка, так и прилегающей территории. Доподлинно неизвестно, был ли Жан ле Бретон честным чиновником, или же наоборот был весьма изворотлив, но его не постигла позорная участь владельцев замков Азей -ле-Ридо и Шенонсо, лишившихся своего имущества. В 1619 году его внуку Бальтазару, был даже пожалован вельможный титул «Маркиза де Вилландри».

Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.

Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить - так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV

В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и создал сады, полностью гармонирующие с архитектурой замка, выполненного в стиле эпохи Ренессанса, сады, которыми мы можем наслаждаться и по сегодняшний день.

Йоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков. Он был первым, кто решил открыть эти памятники архитектуры для широкой публики.

Кликабельно 3000 рх, панорама

Замок Вилландри имеет несколько уникальных особенностей. Его двор не огорожен замковыми строениями, а напротив абсолютно открыт с внешней стороны. При такой конфигурации замок, абсолютно утрачивал защитные функции, и представлял собой уютный особняк, открывающий из своих окон великолепные виды на реку Шер. Жан ле Бретон решил сохранить главную башню старой крепости, подчёркивая тем самым принадлежность замка ещё к феодальному времени, органично вписав её в комплекс зданий эпохи Возрождения. Башенная винтовая лестница, была переделана так, чтобы полностью передать колорит XII века. В отличие от Версаля, построенного веком позже, кажущаяся строгая геометрия Вилландри, на самом деле не, что иное, как оптический обман, хотя при взгляде со стороны главные здания расположены относительно друг друга под прямыми углами.

В архитектурном отношении замок Вилландри - яркий представитель позднего французского Ренессанса и последний из замков на побережье Луары, построенный в этот период. Никаких намёков на Италию и Средневековье, здесь царит чисто французский стиль, предвосхищающий то, что впоследствии назовут стилем Генриха IV. В основу конфигурации замка заложен принцип симметрии, но чтобы ансамбль в целом не создавал ощущения монотонности, окна главного жилого корпуса не выровнены точно по средней его части, а крылья здания немного отличаются по длине и располагаются под разными углами. На нижнем этаже находятся столовая и кухня, здесь же можно увидеть макет замка. Выше располагаются несколько комнат, открытых для посещения, и галерея, где представлены произведения искусства испанских реалистов. С третьего этажа можно пройти в древний донжон и полюбоваться красивым видом на дворцовые сады и долину Шер.

Хотя садами лучше любоваться во время неспешной прогулки — это отдельная достопримечательность. Хоакин Карвальо воссоздавал их по образу и подобию садов 16 и 18 столетий.

Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца, на средней - орнаментальный декоративный сад, лабиринт в стиле эпохи Возрождения и аптекарский сад. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород.

Окруженный липами Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Струи фонтанов в саду напоминают королевские лилии.

Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.

Часть орнаментального декоративного сада, которая является как бы продолжением гостиных замка, называется Садами любви. Искусно подстриженный кустарник и цветы в четырех квадратах представляют различные формы этого чувства: Мимолётную, Страстную, Нежную и Трагическую любовь. С левого края, если смотреть на Сады любви с бельведера, можно увидеть три креста - Мальтийский, Баскский и Лангедокский, а также стилизованные лилии.

С другой стороны канала находится вторая часть декоративного сада — «музыкальный» салон, где форма стриженого кустарника напоминает некоторые струнные инструменты (лира, арфа), музыкальные ноты, канделябры для освещения партитуры.

Девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком на нижнем уровне - это сад-огород, созданный по идеям знаменитого Андруэ дю Серсо.

Квадраты засажены овощами различных цветов: синий лук-порей, красная капуста и свёкла, зеленая ботва моркови, перец, баклажаны и другие; а также плодовыми деревьями, саженцами шиповника и цветами.

Французские садоводы XVI века объединили две традиции: монастырскую (монахи часто придавали грядкам геометрическую форму, часто форму креста) и итальянскую (декоративные элементы: беседки, фонтаны и цветочные клумбы). Такие сады-декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их.

В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.

Оригинальность Вилландри заключается не только в архитектурной новаторской концепции, но и также в использовании ландшафта, благодаря которому около замка выращены сады непревзойденной красоты, и которые находятся в полной гармонии с природой и камнем.

Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века - «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению - великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.

Одна из самых удивительных достопримечательностей замка - это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.

Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.

В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.

Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, - это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний - первый уровень - это Водяной сад (Jardin d’eau) . Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало — это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад - идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.

Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement) , состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.

Проектируя Сад любви , создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.’

Нежная любовь - сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре - маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.

Непостоянная (мимолетная) любовь - четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре - любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата - желтый, цвет измены.

Страстная любовь - сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.

Трагическая любовь - рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы - символ пролитой в борьбе крови

Второй сад — Сад музыки - символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами - подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Третий сад — Сад лекарственных трав . Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.

И, наконец, третий уровень - Огород (Рotager) , площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста - распущенность, тыква - плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.

Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.

Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения - монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.

Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая — летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.

За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.

Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах . Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах - невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!

Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.

Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

Связаться с администрацией замка можно:
Tel: 02 47 50 02 09
Fax: 02 47 50 12 85

Франция: Замок Вилландри (замки Луары)

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо.


В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон — личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло.

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы.


Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары.

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса.

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения.

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…


На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками.


На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже.

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши.


Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев.


Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций — своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары.

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления.


"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты.


Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри.



Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами.

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад.

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани.


Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом.

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано.

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах.


А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары.


По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой.

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев.


Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками.

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этой части, которую я проанонсировала несколько дней назад , я покажу вам ещё один замок долины Луары. Учитывая мою нелюбовь к затёртым миллионами ног туристическим достопримечательностям, странно было бы ожидать, что мы туда заедем. Это один из самых известных французских замков, рассказами о нём и его фотографиями забиты тонны бумажных путеводителей и терабайты в интернете.

Но я всё-таки включила его в маршрут. Тому нашлось несколько веских причин. И Вилландри не только не разочаровал нас, но и стал украшением нашего отпуска и маршрута.

Так какими же были те веские причины, что побудили меня добавить Вилландри на маршрут? Что в нём такого уникального?

Во-первых, сады. Я люблю любые сады и растения. Я люблю помидоры - нюхать и есть; цветы - нюхать, любоваться и фотографировать; регулярные сады - осматривать, шуршать камушками под ногами на дорожках и любоваться изяществом форм и умением мастеров топиарного искусства; английские парки - ну, вы поняли уже..

Особенно мне интересны парки и сады, которые не просто наполнены растениями, а созданы с каким-то смыслом, идеей. Вот сады Вилландри это как раз такое удивительное произведение искусства. Это и живописное полотно, и театральные подмостки, и живое воплощение легенд, главные роли в которых играют растения.


(фото отсюда)

Во-вторых, история замка. Но не та её часть, в которой венценосные особы и интриги придворных (которых, кстати, тут не было никогда), а период восстановления, реконструкции, - фактически, история одной семьи, которая посвятила всю свою жизнь возрождению, воссозданию этого замка и его садов. И делали они это с невероятными скрупулёзностью и любовью, с бережным и глубоким проникновением в суть, в идею и замысел.

Ну, и наконец , этот замок радикально отличался от камерного и нежного, как дамская шкатулка, Азе-лё-Ридо, в котором мы уже побывали ( , если вдруг кто-то не читал).

Вообще говоря, «замки Луары» это отдельный туристический аттракцион, предлагаемый в любом турагентстве. Мне не хотелось вливаться в общий туристический карусельный поток, поэтому для программы отпуска я отобрала несколько замков, которые бы максимально были не похожи друг на друга. В конце концов, хоть их и превратили в зализанный до глянцевости леденец, в выхолощенные декорации, всё же в основе у них реальная история реальных людей, череда времён, чувств, эмоций и событий.

Так чем же уникален Вилландри? Ну, во-первых, он не королевская резиденция, и даже не подарок какой-нибудь куртизанке или фаворитке. Первым хозяином стал Жан Ле Бретон - министр финансов при Франциске I.

Когда-то здесь была феодальная крепость, в донжоне которой 4 июля 1189 года был подписан мирный договор между признавшим своё поражение королём Англии Генрихом II Плантагенетом и королём Франции Филиппом-Августом. Ровно через два дня после этого Генрих II скончался.

И именно на руинах этой крепости в 1532 году и начал строительство Жан Ле Бретон . Он увлекался архитектурой, обладал прекрасным вкусом, и в результате Вилландри у него получился гармоничным, изящным, прекрасно вписанным в ландшафт и довольно лаконичным, лишённым так модных в то время башенок, конических крыш и прочих «рюшечек».

Часть донжона, где был подписан знаменитый документ, кстати, осталась. Этот архитектурный элемент, как и зубцы на верхней части стены, напоминают об историческом предназначении крепости-предшественника Вилландри.

Жан Ле Бретон был послом в Риме, где и увлёкся архитектурой, с интересом изучал искусство устройства садов. И всё это он потом со вкусом и большим успехом применил в Вилландри. Однако, последующие владельцы на протяжении долгих десятилетий не сильно пеклись о сохранности этой красоты. И к началу XX века, когда его приехал осмотреть Иоахим Карвалло (Joachim Carvallo), замок за счёт внесённых изменений и добавленных окон больше походил на казарму, а от сада не осталось и следа.

Иоахим Карвалло на тот момент был перспективным учёным, медиком, который, будучи любимым учеником лауреата Нобелевской премии Карла Рише, под его руководством занимался исследованиями в области физиологии пищеварения. Но он бросил перспективную карьеру, купил Вилландри и вместе со своей супругой Энн Коулман, американкой из состоятельной семьи промышленников, взялся за воссоздание первоначального облика замка.


(фото отсюда)

Он углубился в исторические документы, искал свидетельства очевидцев, проводил целые исследования, руководил работами каменщиков и садоводов, и в конце концов преуспел невероятно! Сейчас в саду установлены несколько интерактивных конструкций, позволяющих всем посетителям с помощью кадров хроники составить себе представление о том объёме работ, который пришлось проделать мистеру Карвалло.

В 1924 он основал общество «Исторический Дом», которое объединило всех владельцев подобной недвижимости. И именно он стал инициатором идеи открыть эти замки для публики. Вилландри он открыл для посетителей в 1920 году. Сейчас его дело продолжает его правнук Анри Карвалло.

Мы начали свой осмотр с интерьеров. Там есть на что посмотреть. Подлинные предметы быта, мебель, прекрасный паркет, великолепная коллекция живописи. И, конечно, прекрасные виды из окон, выходящих на сад и огород.

И моя любимая тема - кухня! Медные, лоснящиеся бока тазов и сковород, вытоптанные за столетия тропинки на каменном полу, печь, лёгкий аромат копчёного чернослива и кряжистые стулья - всё моё любмое, да.

Детская с колыбелькой.

Спальня с окнами, выходящими в огород.

Детская спальня с рядом книжек на полке, с игрушками и уютной кроватью.

И игровая комната с огромным кукольным домиком в виде самого Вилландри и театром перчаточных кукол.

Ещё одно сокровище - потолок в Восточной гостиной. Его привез сюда Карвалло в 1905 году. Этот потолок был частью графского дворца Македа, построенного в XV веке в Толедо. Дворец разобрали, и три из его четырёх мавританских деревянных, инкрустированных потолков сейчас находятся в Мадриде в Национальном археологическом музее, а четвёртый, благодаря мистеру Карвалло, могут лицезреть все посетители Вилландри. Это просто шедевр! Невероятно тонкая, сложная работа, порождающая фантастическую игру объемов, цвета и света. Очень красиво!

И повсюду цветы! В каждой комнате по нескольку ваз, наполненных свежими, ароматными, душистыми, срезанными здесь же, в саду, букетами.

Сады Вилландри уникальны. Я не оговорилась - именно сады. Потому что это не один сад, а целый комплекс разных садов. Аптекарский огород с травами и снадобьями, Орнаментальный сад, сад Любви, сад Музыки, сад Воды, сад Солнца, созданный недавно. Они все полны символизма, каждый имеет свою философию и легенду. По ним можно и нужно гулять часами, наслаждясь и находя нечто удивительное и прекрасное на каждом шагу.

Сад Любви, состоящий из «пиктограмм», в которых зашифрованы Любовь Страстная, Любовь Ветреная, Любовь Трагическая.

Сад-Огород создан по образу и подобию монастырских «огородных» садов. Здесь все орнаменты составлены из подобранных по цвету овощей, зелени, пряных трав. Дважды в год сад засаживается овощами. Каждый год экспозиция меняется в соответствии с соображениями гармонии, сохранения плодородия почвы и бесхимикатного земледелия. Сорок видов овощей и трав высаживается здесь в каждый сезон, полив осуществляется с помощью автоматической системы, расположенной под поверхностью земли.

С разных точек из сада и из разных помещений замка открываются разные виды на сад, каждый из которых невероятно хорош.

Тут же есть и маленький магазинчик, в котором можно купить семена и саженцы всего того, что выращивается в садах Вилландри.

Я не удержалась и привезла оттуда чудесный сувенир - наборы семян. В этом году из-за всяких малоприятных событий не получилось их высеять, но срок годности у них большой - в следующем году я ещё успею их опробовать. Если результат будет не стыдно показать, я его вам обязательно продемонстрирую, не сомневайтесь!

А пока они лежат и напоминают о том, что мечты и упорный труд могут дать обильный урожай радости и красоты, которым смогут наслаждаться люди на много-много поколений вперёд.



Похожие публикации