Мегалитическая архитектура Мальты. Храмы мальты Мегалитические храмы мальты мальта

Местные географы утверждают, что в доисторические времена место крошечной Мальты занимал гораздо больший кусок суши. Об этом свидетельствуют два мегалитических храма, обнаруженные на морском дне, недалеко от города Сан-Джулиан. Мнение об отношении архипелага к Атлантиде широко распространено в ученом мире, хотя и не подтверждается никакими конкретными данными. Древнейшая история страны также туманна; всего лишь догадками являются предположения о существовании здесь развитой цивилизации с культурным, но агрессивным обществом, наводившим страх на египтян и греков.

По самой распространенной версии первыми обитателями Мальты были земледельцы из Сицилии. Благополучно преодолев 100 км на деревянных плотах, они привезли с собой пищу, утварь, орудия труда. Вместе с людьми на острова высадились домашние животные и звери неизвестного назначения, например карликовые слоны величиной с обычную собаку. Это знаменательное событие произошло примерно 4 тысячи лет назад. Однако специалисты относят заселение Мальтийского архипелага к временам более ранним, приводя в доказательство загадочные, хотя и вполне материальные вещи. Так, здешние дороги возникли задолго до изобретения колеса, а их резкое окончание у побережья наводит на мысль о земных разломах.

Статуэтка слона из мегалитического храма


Таинственные колеи со скошенными стенками выдолблены в скальном грунте, имеют глубину около полуметра и отделены друг от друга расстоянием 1,4 м. В одних местах они доходят до самой кромки воды, сохраняя параллельность; в других – сходятся и пересекаются, подобно рельсам. Оставленные неизвестным транспортом, колеи могли сохраниться после строительства храма или переноса его в другое место в связи с изменением рельефа. Отбросив мысль об Атлантиде, можно предположить, что Мальта – часть поглощенной морем суши. Кроме странных дорог, доказательством тому служат найденные на островах останки доисторических ящеров, слишком крупных для острова длиной всего 27 км.

Еще одну тайну заключают в себе находки в подземельях святилища Хал Сафлиени близ города Паола: статуэтки в виде тучных, лишенных головы фигур с крошечными руками и ногами, в момент обнаружения лежали рядом с амфорами и лампами. Не менее удивительно происхождение местных изделий из слоновой кости. Как известно, мамонты покинули мир в конце ледниковой эры, а их предполагаемые потомки – слоны – водились только в Африке. В древности как поделочный материал слоновая кость ценилась наравне с золотом. Ее транспортировка вплоть до начала нашей эры была слишком сложной, особенно для народа, не умевшего строить корабли. Тем не менее на Мальте украшения из слоновой кости имелись еще в III тысячелетии до н. э. Сегодня они входят в экспозицию Национального музея археологии наряду с глиняной посудой и каменными орудиями труда.

Будучи самым большим из музеев Валлетты, он располагается в доме под названием «Auberge de Provence», построенном в качестве общежития рыцарей ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Глиняные и металлические изделия, обнаруженные в верхних слоях подземелья Хал Сафлиени, относятся к бронзовому веку.

Терракотовая статуэтка из Хал Сафлиени



Стандартный план мегалитического храма


Более поздние и менее ценные в художественном отношении, они отмечены влиянием эгейского искусства.

Судя по виду, эти изделия изготовлены не пришельцами, а выходцами из Сицилии: керамика с процарапанным узором красного и белого цветов похожа на предметы неолитических культур Западной Европы.

Древняя архитектура – самая ценная часть доисторического наследия – на Мальте представлена в музеях под открытым небом, каковыми являются все острова архипелага. Мегалитические святилища Мальты относятся к эпохам неолита и халколита. Наиболее интересные из всех памятников, обнаруженных на территории Европы, они вырублены в скальной породе или возведены из местного известняка. Отдельные сооружения возведены около 6 тысяч лет назад, то есть появились раньше египетских пирамид, до недавнего времени считавшихся первыми рукотворными постройками на Земле. Мегалитами (от греч. megas и lithos – «большой камень») называются древние культовые постройки, сложенные насухо из огромных, чаще необработанных каменных глыб. На сегодняшний день известно 3 вида мегалитических сооружений: дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмены, выполненные в виде больших каменных ящиков, накрытых плоской плитой, сооружались в качестве погребений. Менгир представляет собой длинный камень, врытый в землю строго вертикально.

Доисторические памятники Мальты в основном представлены кромлехами, или группой менгиров, установленных в виде круговой ограды. Подобные знаменитым комплексам Стоунхендж в Англии и Карнак во Франции, они появились на тысячелетие раньше. Кроме возраста, мальтийские мегалиты отличаются назначением и необычной плотностью застройки: более 20 храмовых комплексов располагаются на участке, сравнимом по величине с небольшим городом. Мегалитические сооружения одного типа, где бы они ни находились, аналогичны по материалу, архитектурной форме и конструкции. За высокими каменными оградами часто скрываются дворы, в плане похожие на цветок с тремя лепестками.

В доисторические времена камень был не просто строительным материалом. Вера в его магические свойства отразилась в амулетах, тотемах. Исполненные глубокого смысла в древности, вещи из твердой земной породы сохраняли былое значение и в дальнейшем. На камне воздвигли свою первую церковь христиане; камнем отмечались границы священных территорий; рядом с крупными, наделенными особой ролью камнями племена собирались на совет. В материковых комплексах группы каменных обелисков использовались в неизвестных обрядах. Даже количество, не говоря о расположении, опровергает всякие мысли о случайном характере таких ансамблей. Если дольмены, несомненно, являлись гробницами, то роль менгиров до сих пор остается предметом спора. Довольно сложное для своего времени устройство кромлехов требовало знаний по астрономии и математике, коими вполне могли владеть древние строители.

Коллективные захоронения в пещерах и циклопическая кладка храмов не раскрывают загадку первых тысячелетий островной истории. Боги древних мальтийцев остались неизвестными так же, как покрыта завесой тайны повседневная жизнь народа, несомненно развитого и, может быть, пришедшего с материка. В последнее время все чаще высказываются мысли о присутствии на Мальте гигантов, которые возникли неизвестно откуда, просуществовали на островах 2 тысячелетия и так же таинственно исчезли, оставив после себя огромные храмы.

Мальтийские святилища возведены из каменных монолитов длиной до 8 м и весом несколько тонн каждый. Трудно приписать их создание сицилийцам, ведь они никогда не отличались высоким ростом или крепким телосложением.


Гжантия


Древние строители Мальты использовали 2 вида каменной породы: твердый тал-куавви для кладки стен и мягкий тал-франка для отделки внутренних помещений. Способ транспортирования и обработки глыб неизвестен до сих пор, но технологию строительства удалось воспроизвести довольно точно. Работа начиналась с устройства ямы под основание. Ее стенки были покатыми с одной стороны и строго вертикальными с другой, противоположной, где котлован укреплялся бревнами. Подкатив на валиках глыбы, рабочие перемещали их на деревянный настил, а затем, помогая себе рычагами и лебедками, спускали вниз. Укладка плит происходила медленно, буквально по сантиметрам, хотя в результате огромные камни ложились точно.

После фундамента начиналось возведение надземной части храма, который складывался с помощью лебедок и лесов. Древние строители подгоняли глыбы очень плотно, стараясь не оставлять щелей. Полукруглые камеры святилищ располагались вокруг центрального прохода. Комплексные постройки были окружены общей стеной, в плане похожей на подкову и тоже выполненной в мегалитической технике, то есть без раствора и предварительной обработки каменной поверхности. Предполагается, что ограды изначально перекрывались ложными сводами.

Самое крупное мальтийское святилище – Гжантия – находится на острове Гоцо и, помимо официального, имеет название «мать и дочь». Второе название определила оригинальная форма сооружения, возведенного в виде двух лежащих женщин неодинакового роста. Вход в каждое из них устроен на месте влагалища.

Эротическая символика занимала в культуре мальтийских пришельцев особое место. Во многих храмах почетные места отводились фаллическим знакам, представленным рисунками и необычной скульптурой. Так, мощная плита в одном из святилищ олицетворяла детородный орган человека. Тот, кому удавалось к ней прикоснуться, мог надеяться на скорое прибавление в семействе. Гладкая и довольно ровная поверхность обычной каменной тумбы неведомым образом соотносилась с мужской силой, чему верят и нынешние мальтийцы. Не случайно именно этот храм – самый посещаемый из древних памятников острова, и нетрудно догадаться, что чаще сюда заходят представители сильного пола.


Дольмен


В свое время Гжантия была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая старая постройка на планете. Остальные храмы Мальты построены 2–3 тысячелетия спустя, но, несмотря на относительную молодость, представляют не меньший исторический интерес и превосходны с художественной стороны. В 1847 году в европейской прессе появились заметки французского писателя Г. Флобера. Подобно многим своим коллегам, знаменитый романист высказал заинтересованность древними памятниками, но, в отличие от многих, не усматривал в их происхождении никакой мистики. Назвав дольмены и менгиры колдовскими постройками, он не отрицал их культовое значение, заметив, что «в них могли воплощаться свойственные древним представления о храме.

Некоторые видят в огромных качающихся камнях дольменов символ Земли, плавающей в бесконечной пустоте. Они могли быть приспособлением для судебных испытаний: когда кто-нибудь обвинялся в преступлении, ему предстояло пройти по зыбкому камню. Если тот оставался неподвижным, человека оправдывали. Относительно менгиров что-то определенное сказать трудно. При желании в каждом из них можно заметить сходство с огромным фаллосом и на этом основании сделать заключение о некоем фаллистическом культе, наподобие культа Изиды».

Религиозное значение мальтийских мегалитов доказать не удалось, однако набожность местных жителей заставляла их возводить святилища прежде домов. Вероятно, эта традиция перешла в современность из эпохи таинственных гигантов, которые не прятались в крепостях, не строили себе усыпальниц, не имели оружия, в том числе примитивных ножей, не охотились и не пахали землю. Отвергая металл, к тому времени уже давно известный людям, вероятные предки мальтийцев обратили свои таланты на строительство.


Каменная статуэтка Сарацен


Жизнь загадочных переселенцев подчинялась служению богам и строительству храмов. Возможно, едой и одеждой их снабжали паломники, приезжавшие на Мальту поклониться богине Сарацен, толстой плодовитой великанше, чей образ запечатлен в храмовой скульптуре. Каменистые земли архипелага могли быть священным местом, где обитали ее жрицы и светские поклонники, которые, несомненно, придерживались законов матриархата. Грузная Сарацен чаще изображалась сидящей и лежащей. Почти у всех ее статуй отсутствуют головы, зато на месте шеи имеются углубления, куда подходят обнаруженные в тех же храмах насадки. Видимо, каждая голова богини была определенным символом, поэтому заменялась перед началом соответствующей церемонии.

Мальтийцы верили, что красота Сарацен может свести с ума, поэтому жрицы, не желая того слабонервным зрителям, скрывали лицо богини, снимая голову со статуи. Самое эффектное из всех найденных изваяний принято называть мальтийской Венерой. Своеобразная внешность праматери островитян приносит немалый доход, ведь миниатюрные копии знаменитой скульптуры сегодня продаются во всех сувенирных лавках Мальты. По преданию, именно она выстроила Гжантию, перетаскивая огромные каменные глыбы с ближайших утесов. В переводе с мальтийского языка название этого святилища архипелага звучит как «башня великанши». Говорят, что в одной руке Сарацен держала глыбу, а в другой несла своего ребенка, которого низкорослые жители Гоцо почему-то считают своим предком.

Резной орнамент на стеле в Хал Таршин



Внутренний вид святилища Хал Таршин


Большинство мальтийских храмов не имеют внутренней отделки. Впечатление законченности создается убранством: каменными идолами, резными алтарями, нишами и очагами, плоской скульптурой на стенах, где часто повторяется звериный мотив. В отдельных случаях портальные блоки украшались примитивным резным орнаментом. Точки, спирали, реалистически трактованные растительные и зооморфные мотивы выполнялись в плоском рельефе, а затем окрашивались. Похожие узоры со следами краски отличают стены храма Хал Таршин, обнаруженного около столетия назад на северо-востоке Мальты. В настоящее время здесь создан одноименный музейный комплекс, состоящий из 4 храмов, созданных в 2100–2800 годах до н. э.

Истинным шедевром доисторической архитектуры является Гипогей – многоэтажная пещера, выдолбленная в гранитной породе с помощью каменных орудий. Лабиринт узких проходов, каверн, мелких и глубоких ниш плавно спускается на глубину 12 м. В переводе с латыни слово «hypogeum» означает «подземное жилище». Однако в полном наименовании памятника фигурирует название улицы Сафлиени, на которой археологи откопали его в начале прошлого века.

Непохожий на другие мальтийские храмы, Гипогей, вероятно, имел не только религиозное назначение. При раскопках в самом нижнем ярусе были обнаружены десятки тысяч человеческих скелетов, что указывает на то, что подземные коридоры могли использоваться в качестве кладбища, тюрьмы или места, где проходили испытания жрецов. Захоронения находятся в нижних ярусах, представляя собой ряд низких погребальных камер с тремя глухими стенками. Каждая их них предназначалась для небольшого тела; все они походили друг на друга, но одна отличалась «бесконечной длиной», то есть, растянувшись в виде тоннеля, терялась в неисследованной толще скалистой породы. В довоенные годы таинственный лаз попытались исследовать местные смельчаки; с трудом преодолев узкий вход, они попадали в тоннель и оставались в нем навсегда.

Гипогей


При отсутствии очевидцев возникли слухи о том, что в этом месте обитают некие существа, заинтересованные в сохранении тайны своей обители. Так или иначе, но в мальтийских подземельях действительно пропадали люди, раздавались странные звуки и сами собой осыпались самые привлекательные пещеры. О системе катакомб не однажды упоминалось в старинных книгах. Некоторые из авторов уверяли, что сеть тоннелей разветвлялась вглубь и в стороны, продолжалась под морским дном и тянулась до Италии.

К сегодняшнему дню на Мальте открыты для посещения все мегалиты, обнаруженные в разных частях архипелага. Доисторические постройки, как правило, объединяются в комплексы, то есть под единым названием подразумевается несколько сооружений.

На южной оконечности Мальты расположены 2 храма в составе ансамбля Хаджар Ким, возведенного в 2700 году до н. э.


Буджибба



Пещера Ар Далам


С противоположной стороны острова стоит Буджибба – храм, названный по городу, неподалеку от которого в 1928 году его обнаружили археологи. Со временем городская граница вплотную приблизилась к древнему кромлеху и сегодня он располагается на территории отеля «Новый дольмен». Курортный городок Буджибба, расположенный в 10 км от Валлетты, отнесен от столицы на большое, по здешним меркам, расстояние, ведь длина Мальты больше всего втрое. Дорога из Буджиббы до Сан-Джулиана проходит вдоль берега, и, несмотря на громкое название Региональная трасса, представляет собой кривой однополосный путь с неважным покрытием. По ночам она превращается в своеобразную «дорогу смерти». Последние фонари стоят на выезде из ближайшего городка Слимы, и водители, проклиная темноту, вынуждены ехать между скалой и пропастью.

Мрачный пещерный музей Ар Далам является настоящим складом окаменелостей. Прогуливаясь по его прохладным залам, можно увидеть карликовых слонов и бегемотов, гигантских сонь и черепаху, а также птиц, населявших остров более 200 тысяч лет назад. Таким образом в уникальных экспонатах Ар Далама зафиксированы моменты появления жизни не только на Мальте, но и на Земле в целом. Из трех святилищ разной величины состоит культовый ансамбль Мнайдра, обнаруженный в середине XIX века на южной оконечности Мальты. Весной 2001 года, ночью роковой пятницы 13-го, накануне Пасхи монументальное сооружение посетили современные вандалы, сдвинув с места и разбив 60 каменных глыб. Древний храм, к счастью, не был разрушен, хотя и пострадал единственный раз за свое долгое существование.


Мнайдра


Воздвигнув уникальные комплексы, таинственные гиганты внезапно исчезли в самом расцвете своей культуры. События, которые привели к уходу или массовой гибели целого народа, остались тайной истории: догадки об эпидемии и войне не подтвердились. Также не доказана мысль о том, что они покинули мир добровольно, не желая видеть происходившие в нем изменения.


| |

Год появления: 4 тысячи лет до н.э..

На островах Мальты учеными были обнаружены удивительным образом сохранившиеся старинные храмы, возраст которых составляет более 5 500 лет. Семь мегалитических храмов, которые сегодня входят в число исторических объектов мирового значения, использовались более тысячи лет и рассматриваются как единый архитектурный комплекс. Во время исследования храмов были обнаружены бесценные исторические артефакты, которые позволили пролить свет на определенные периоды древнейшей истории островов.


Так, в храмах были найдены фрагменты керамических изделий, что подтверждает теорию существования на островах в древние времена высокоразвитой цивилизации. Ученые уверены, что на Мальте скрыто еще немало бесценных исторических памятников, некоторые элементы которых были полностью утрачены в 19 веке. В этот период Мальту начали осваивать для сельскохозяйственных нужд, при расчистке земель крестьянами было уничтожено немало руин античных сооружений.


Всего на острове было обнаружено более двадцати древнейших храмов, среди которых чудом сохраниться до наших дней удалось лишь семи. Особый интерес представляют четыре храма: Хагар Квим, Джгантия, Таршьен и Мнайдра. Самым древним в их числе является храм Джгантия, а самым крупным - Хагар Квим. Храм Мнайдра выделяется в числе остальных необычным местом расположения и ориентацией в пространстве, более 5 000 лет назад он был удивительным образом построен в полном соответствии с канонами Фэн-шуй.


Мегалитические храмы Мальты и достопримечательности вокруг

В округе Megalithic Temples of Malta можно хорошо попутешествовать. Непременно свозите своего отпрыска в соседний аквариум Malta National Aquarium, он откроет ему морской мир региона Мальты и всей планеты. Кафедральный собор Katidral Metropolitan Ta’ San Pawl рядом обязательно стоит совместить с посещением Megalithic Temples of Malta. Можно навестить замечательный замковый ансамбль Verdala Palace . Далее, рекомендуем открыть для себя легендарный центр развлечений Мальты - парк аттракционов Splash and Fun .

Мегалитические храмы Мальты - интерактивная карта

Полезные учреждения рядом


Близлежащие аэропорты:
» Луква Аэропорт (Luqa Airport MLA) - в 5 км
» Лампедуза Аэропорт (Lampedusa Airport LMP) - в 170 км
» Сигонелла Аэропорт (Sigonella NAF Airport NSY) - в 174 км

Мегалитические храмы Мальты

Мальта знаменита на весь мир тем, что самые древние рукотворные постройки на Земле расположены именно здесь. Это - мегалитические храмы.

Перед каждым приезжим, выходящим из здания международного аэропорта на Мальте, предстает довольно освоенный и иссушенный пейзаж. 7000 лет назад это была девственная, покрытая пышной растительностью земля. Бесстрашные первооткрыватели, высадившиеся около 5200 г. до и. э. на островах Мальтийского архипелага, привезли с собой рогатый скот, овец, коз и свиней. Они также привезли с собой семена пшеницы и ячменя, чтобы высеять их на новой земле.

Что это были за люди? На этот вопрос пока нет ответа. Неизвестен их антропологический тип. Неясна прародина, не говоря уже о языке. Ясно одно: сегодняшние мальтийцы ничего общего с ними не имеют. Эти люди отнюдь не были изолированы от остального мира, они имели обширные торговые связи. Так как их острова сложены целиком из известняка, то они остро нуждались в твердом камне, из которого делали свои инструменты. Кремень на Мальту доставлялся из Сицилии, черное вулканическое стекло (обсидиан) - с островов Липари и Пантеллерия, а высоко ценившиеся диоритовые топоры привозили из Италии. Более 5500 лет назад, за тысячу лет до строительства пирамиды Хеопса, здешние островитяне умели возводить и возводили колоссальные постройки, поражающие своими размерами до сих пор, особенно мегалитические храмы.

Мегалитические храмы - это культовые сооружения из огромных каменных глыб, к которым относятся дольмены (погребальный ящик, накрытый массивной плоской плитой), менгиры (отдельно стоящие камни) и кромлехи (круговые ограды).

Мальтийские мегалиты являются кромлехами. Самыми известными кромлехами на планете считаются Стоунхендж (Англия) и Карнак (Франция), но мальтийские постройки древнее.

Во многих случаях форма входа похожа на лепесток цветка. Некоторые храмы довольно примитивны, вероятно, не все детали дошли до наших дней, а другие, напротив, имеют особый орнамент и украшены резьбой. В принципе, достоверно не установлено, что эти сооружения служили именно отправлению культа, но надо хоть чуточку знать мальтийцев, чтобы понять - они все до последнего отдадут на строительство храма, пусть даже сами останутся в нищете.

Отдельным пунктом в изучении мегалитов стоит способ постройки храмов. Дело в том, что все сооружения возводились из каменных глыб, размер которых достигает 8 м в длину, а вес - десятков тонн. Остается загадкой по сей день, как могли люди той эпохи, которым были известны лишь примитивные орудия труда, создавать из столь крупного строительного материала целые комплексы зданий. Однако многие склоняются к тому, что справедлива легенда, согласно которой храмы были построены иной человеческой расой, людьми-гигантами.

Мегалитический храм Мальты

Впрочем, существует версия, что у древних строителей была разработана целая технология. Сначала выкапывали яму под фундамент храма с одной вертикальной стороной и другой, противоположной, - покатой. Котлован укрепляли с вертикальной стороны бревнами. Потом туда на валиках подкатывали крупные камни. Их переваливали на наклонную плоскость и после этого с помощью примитивных рычагов и лебедок стаскивали в котлован. Укладка глыбы в нужной позиции шла медленно, по сантиметрам. Но в итоге камень ложился как надо. После фундамента люди начинали возведение надземной части храма, тоже при помощи лебедок и лесов.

Всего на Мальте и Гозо к сегодняшнему дню обнаружены остатки 23 храмов. Все они построены из местного известняка, а точнее, из двух его разновидностей: относительно твердого кораллового известняка и более мягкого, глобигеринового. На протяжении последних столетий мальтийские крестьяне, нуждавшиеся в камне для своих собственных целей, разбирали древние храмы на строительный материал. Так что сегодня большинство построек представляют собой груды развалин: беспорядочно разбросанные глыбы камня, разрушенные остатки стен и оград.

Возраст всех сооружений датируется эпохами неолита и халколита (4000–2000 гг. до н. э.). Самый древний из сохранившихся храмов - Джгантия на острове Гозо - был построен ориентировочно в 3600 году до н. э., то есть примерно на 1000 лет раньше египетских пирамид. Только четыре храма дошли до нашего времени сравнительно неповрежденными - Джгантия (занесена в книгу рекордов Гиннеса как древнейшее рукотворное сооружение на планете), Хагар Квим, Мнайдра и Таршьен.

Джгантия (название в переводе означает «башня гиганта») расположен в центре острова Гозо. Он был построен около 3600 г. до н. э. - за пять столетий до того, как в Египте воцарилась первая династия фараонов. Согласно местной легенде, храм Джгантия был построен жившей когда-то на острове расой людей-гигантов. По одной версии этой легенды, колоссальные глыбы, из которых сооружен храм, носила женщина-гигантесса с младенцем за спиной. Она питалась волшебными бобами, увеличивавшими ее и без того непомерную силу.

Хагар Квим - наиболее крупный и наиболее хорошо сохранившийся храмовый комплекс Мальты. Обнесенный каменной стеной двор перед входом в святилище достаточно просторен, чтобы на нем могли собираться несколько сотен людей. Небольшие, ныне полуразрушенные каменные постройки, входящие в состав комплекса, с одинаковым успехом могли являться жилищами жрецов и хлевами для содержания жертвенных животных. Каменные алтари, жертвенные ниши, отверстия для возлияний и камни, к которым привязывали скот, - все указывает на то, что здесь проводились церемонии, подобные тем, которые имели место в Джгантии.

Храмовый комплекс Таршьен - это фактически три храма в одном. Хотя Таршьен сохранился до наших дней гораздо хуже, чем Джгантия и Хагар Квим, его руины все еще производят внушительное впечатление.

Перед каждым, кто вступает в третий, последний из храмов, вырастает апсида, в которой сохранилась нижняя часть колоссальной статуи богини. Ее оригинал ныне хранится в Национальном музее в столице Мальты Л а-Валлетте, а в храме установлена ее точная копия. Уцелевшая часть статуи состоит из нижней части плиссированной юбки, из-под которой видны босые ноги богини. Вся статуя, по оценкам исследователей, достигала высоты около 2,7 м.

Рядом с этим колоссом возвышается каменный алтарь, прихотливо украшенный спиральными орнаментами. В передней части алтаря внизу имеется отверстие, которое было плотно забито камнем. Когда археологи расчистили его, то нашли многочисленные кости и рога животных и кремневый нож для жертвоприношений - последние являлись важным элементом в религии народа храмовых строителей. Другие артефакты позволяют судить о замечательном искусстве этих доисторических каменщиков. Так, в одной из апсид Таршьена сохранилась каменная чаша, высота и ширина которой достигала 1 м. Она была вырезана из одного блока камня. Многочисленные алтари, вырезанные в камне изображения животных и спиралей, остатки жертвенников - все указывает на сложный комплекс религиозных верований древних мальтийцев.

Храмовые строители Мальты не только аккуратно вписывали свои циклопические постройки в окружающий пейзаж, но и «привязывали» их к небесам. Так, согласно некоторым исследованиям, храм Мнайдра непосредственно связан с днями летнего и зимнего солнцестояния и летнего и зимнего равноденствия. В дни солнцестояния лучи солнца падают прямо на главный алтарь святилища.

Подобно многим другим древним культурам, доисторические жители Мальты проводили четкое различие между своими собственными жилищами и храмами - обителями богов. Сооружая храмы для богов, они строили их для вечности, в то время как свои дома они, точно так же, как и древние египтяне, строили из недолговечных материалов.

Конец эпохи храмовых строителей имеет довольно точно обозначенную дату - 2300 г. до н. э. Цивилизация, создавшая блистательные памятники культуры, исчезла внезапно и необъяснимо. Археологи не нашли никаких убедительных свидетельств того, что цивилизация храмовых строителей погибла в результате природной катастрофы. Исследования многочисленных человеческих скелетов, найденных на островах, показали отсутствие каких-либо признаков эпидемии. Гипотеза о том, что мирные мальтийские земледельцы пали жертвой воинственных соседей, высадившихся на островах, также не нашла подтверждения: новые переселенцы, появившиеся на Мальте в конце бронзового века, застали здесь уже опустевшие и заброшенные постройки.

Из книги Газета Завтра 816 (28 2009) автора Завтра Газета

Александр Нагорный, Николай Коньков ОБАМАСКИ-ШОУ В ожидании «новой Мальты» В "сухом остатке" нынешних переговоров Дмитрия Медведева с Бараком Обамой значатся предварительные договоренности о сокращении стратегических наступательных вооружений; разрешение на транзит

Из книги Литературная Газета 6276 (№ 21 2010) автора Литературная Газета

Храмы и люди Библиоман. Книжная дюжина Храмы и люди Владислав Горохов. Обители древней Москвы. – Вече, 2010. – 304 с. «Чудотворную Страстную икону Богородицы по повелению царя Михаила Фёдоровича перенесли в столицу… 13 августа 1641 г. у парадных Тверских трёхшатровых

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Храмы и ракеты Игорь Ашурбейли. Листая книгу жизни: Документально-художественное издание. - М.: Социум, 2013. – 352 с.– 1000 экз. Данное издание можно назвать если не уникальным, то необычным. С одной стороны – это автобиография, созданная на основе семейной хроники и личных

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

Из книги Уроки атеизма автора Невзоров Александр Глебович

Урок 15. Как строить и восстанавливать так называемые храмы? А теперь поговорим о строительстве и восстановлении так называемых храмов.Это очень интересная тема – особенно интересная сегодня, после всей истории с песнями и танцами каких-то девушек в каком-то очередном

Из книги Быть корейцем... автора Ланьков Андрей Николаевич

Храмы торговли Если современное южнокорейское общество – это общество потребления, то его храмом, конечно, является универмаг. Универмаг – это французское изобретение середины XIX века, а в Корее история универмагов началась сто лет назад, в 1906 году, когда японская

Мальтийские мегалиты

Местные географы утверждают, что в доисторические времена место крошечной Мальты занимал гораздо больший кусок суши. Об этом свидетельствуют два мегалитических храма, обнаруженные на морском дне, недалеко от города Сан-Джулиан. Мнение об отношении архипелага к Атлантиде широко распространено в ученом мире, хотя и не подтверждается никакими конкретными данными. Древнейшая история страны также туманна; всего лишь догадками являются предположения о существовании здесь развитой цивилизации с культурным, но агрессивным обществом, наводившим страх на египтян и греков.

По самой распространенной версии первыми обитателями Мальты были земледельцы из Сицилии. Благополучно преодолев 100 км на деревянных плотах, они привезли с собой пищу, утварь, орудия труда. Вместе с людьми на острова высадились домашние животные и звери неизвестного назначения, например карликовые слоны величиной с обычную собаку. Это знаменательное событие произошло примерно 4 тысячи лет назад. Однако специалисты относят заселение Мальтийского архипелага к временам более ранним, приводя в доказательство загадочные, хотя и вполне материальные вещи. Так, здешние дороги возникли задолго до изобретения колеса, а их резкое окончание у побережья наводит на мысль о земных разломах.

Статуэтка слона из мегалитического храма

Таинственные колеи со скошенными стенками выдолблены в скальном грунте, имеют глубину около полуметра и отделены друг от друга расстоянием 1,4 м. В одних местах они доходят до самой кромки воды, сохраняя параллельность; в других – сходятся и пересекаются, подобно рельсам. Оставленные неизвестным транспортом, колеи могли сохраниться после строительства храма или переноса его в другое место в связи с изменением рельефа. Отбросив мысль об Атлантиде, можно предположить, что Мальта – часть поглощенной морем суши. Кроме странных дорог, доказательством тому служат найденные на островах останки доисторических ящеров, слишком крупных для острова длиной всего 27 км.

Еще одну тайну заключают в себе находки в подземельях святилища Хал Сафлиени близ города Паола: статуэтки в виде тучных, лишенных головы фигур с крошечными руками и ногами, в момент обнаружения лежали рядом с амфорами и лампами. Не менее удивительно происхождение местных изделий из слоновой кости. Как известно, мамонты покинули мир в конце ледниковой эры, а их предполагаемые потомки – слоны – водились только в Африке. В древности как поделочный материал слоновая кость ценилась наравне с золотом. Ее транспортировка вплоть до начала нашей эры была слишком сложной, особенно для народа, не умевшего строить корабли. Тем не менее на Мальте украшения из слоновой кости имелись еще в III тысячелетии до н. э. Сегодня они входят в экспозицию Национального музея археологии наряду с глиняной посудой и каменными орудиями труда.

Будучи самым большим из музеев Валлетты, он располагается в доме под названием «Auberge de Provence», построенном в качестве общежития рыцарей ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Глиняные и металлические изделия, обнаруженные в верхних слоях подземелья Хал Сафлиени, относятся к бронзовому веку.

Терракотовая статуэтка из Хал Сафлиени

Стандартный план мегалитического храма

Более поздние и менее ценные в художественном отношении, они отмечены влиянием эгейского искусства.

Судя по виду, эти изделия изготовлены не пришельцами, а выходцами из Сицилии: керамика с процарапанным узором красного и белого цветов похожа на предметы неолитических культур Западной Европы.

Древняя архитектура – самая ценная часть доисторического наследия – на Мальте представлена в музеях под открытым небом, каковыми являются все острова архипелага. Мегалитические святилища Мальты относятся к эпохам неолита и халколита. Наиболее интересные из всех памятников, обнаруженных на территории Европы, они вырублены в скальной породе или возведены из местного известняка. Отдельные сооружения возведены около 6 тысяч лет назад, то есть появились раньше египетских пирамид, до недавнего времени считавшихся первыми рукотворными постройками на Земле. Мегалитами (от греч. megas и lithos – «большой камень») называются древние культовые постройки, сложенные насухо из огромных, чаще необработанных каменных глыб. На сегодняшний день известно 3 вида мегалитических сооружений: дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмены, выполненные в виде больших каменных ящиков, накрытых плоской плитой, сооружались в качестве погребений. Менгир представляет собой длинный камень, врытый в землю строго вертикально.

Доисторические памятники Мальты в основном представлены кромлехами, или группой менгиров, установленных в виде круговой ограды. Подобные знаменитым комплексам Стоунхендж в Англии и Карнак во Франции, они появились на тысячелетие раньше. Кроме возраста, мальтийские мегалиты отличаются назначением и необычной плотностью застройки: более 20 храмовых комплексов располагаются на участке, сравнимом по величине с небольшим городом. Мегалитические сооружения одного типа, где бы они ни находились, аналогичны по материалу, архитектурной форме и конструкции. За высокими каменными оградами часто скрываются дворы, в плане похожие на цветок с тремя лепестками.

В доисторические времена камень был не просто строительным материалом. Вера в его магические свойства отразилась в амулетах, тотемах. Исполненные глубокого смысла в древности, вещи из твердой земной породы сохраняли былое значение и в дальнейшем. На камне воздвигли свою первую церковь христиане; камнем отмечались границы священных территорий; рядом с крупными, наделенными особой ролью камнями племена собирались на совет. В материковых комплексах группы каменных обелисков использовались в неизвестных обрядах. Даже количество, не говоря о расположении, опровергает всякие мысли о случайном характере таких ансамблей. Если дольмены, несомненно, являлись гробницами, то роль менгиров до сих пор остается предметом спора. Довольно сложное для своего времени устройство кромлехов требовало знаний по астрономии и математике, коими вполне могли владеть древние строители.

Коллективные захоронения в пещерах и циклопическая кладка храмов не раскрывают загадку первых тысячелетий островной истории. Боги древних мальтийцев остались неизвестными так же, как покрыта завесой тайны повседневная жизнь народа, несомненно развитого и, может быть, пришедшего с материка. В последнее время все чаще высказываются мысли о присутствии на Мальте гигантов, которые возникли неизвестно откуда, просуществовали на островах 2 тысячелетия и так же таинственно исчезли, оставив после себя огромные храмы.

Мальтийские святилища возведены из каменных монолитов длиной до 8 м и весом несколько тонн каждый. Трудно приписать их создание сицилийцам, ведь они никогда не отличались высоким ростом или крепким телосложением.

Гжантия

Древние строители Мальты использовали 2 вида каменной породы: твердый тал-куавви для кладки стен и мягкий тал-франка для отделки внутренних помещений. Способ транспортирования и обработки глыб неизвестен до сих пор, но технологию строительства удалось воспроизвести довольно точно. Работа начиналась с устройства ямы под основание. Ее стенки были покатыми с одной стороны и строго вертикальными с другой, противоположной, где котлован укреплялся бревнами. Подкатив на валиках глыбы, рабочие перемещали их на деревянный настил, а затем, помогая себе рычагами и лебедками, спускали вниз. Укладка плит происходила медленно, буквально по сантиметрам, хотя в результате огромные камни ложились точно.

После фундамента начиналось возведение надземной части храма, который складывался с помощью лебедок и лесов. Древние строители подгоняли глыбы очень плотно, стараясь не оставлять щелей. Полукруглые камеры святилищ располагались вокруг центрального прохода. Комплексные постройки были окружены общей стеной, в плане похожей на подкову и тоже выполненной в мегалитической технике, то есть без раствора и предварительной обработки каменной поверхности. Предполагается, что ограды изначально перекрывались ложными сводами.

Самое крупное мальтийское святилище – Гжантия – находится на острове Гоцо и, помимо официального, имеет название «мать и дочь». Второе название определила оригинальная форма сооружения, возведенного в виде двух лежащих женщин неодинакового роста. Вход в каждое из них устроен на месте влагалища.

Эротическая символика занимала в культуре мальтийских пришельцев особое место. Во многих храмах почетные места отводились фаллическим знакам, представленным рисунками и необычной скульптурой. Так, мощная плита в одном из святилищ олицетворяла детородный орган человека. Тот, кому удавалось к ней прикоснуться, мог надеяться на скорое прибавление в семействе. Гладкая и довольно ровная поверхность обычной каменной тумбы неведомым образом соотносилась с мужской силой, чему верят и нынешние мальтийцы. Не случайно именно этот храм – самый посещаемый из древних памятников острова, и нетрудно догадаться, что чаще сюда заходят представители сильного пола.

Дольмен

В свое время Гжантия была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая старая постройка на планете. Остальные храмы Мальты построены 2–3 тысячелетия спустя, но, несмотря на относительную молодость, представляют не меньший исторический интерес и превосходны с художественной стороны. В 1847 году в европейской прессе появились заметки французского писателя Г. Флобера. Подобно многим своим коллегам, знаменитый романист высказал заинтересованность древними памятниками, но, в отличие от многих, не усматривал в их происхождении никакой мистики. Назвав дольмены и менгиры колдовскими постройками, он не отрицал их культовое значение, заметив, что «в них могли воплощаться свойственные древним представления о храме.

Некоторые видят в огромных качающихся камнях дольменов символ Земли, плавающей в бесконечной пустоте. Они могли быть приспособлением для судебных испытаний: когда кто-нибудь обвинялся в преступлении, ему предстояло пройти по зыбкому камню. Если тот оставался неподвижным, человека оправдывали. Относительно менгиров что-то определенное сказать трудно. При желании в каждом из них можно заметить сходство с огромным фаллосом и на этом основании сделать заключение о некоем фаллистическом культе, наподобие культа Изиды».

Религиозное значение мальтийских мегалитов доказать не удалось, однако набожность местных жителей заставляла их возводить святилища прежде домов. Вероятно, эта традиция перешла в современность из эпохи таинственных гигантов, которые не прятались в крепостях, не строили себе усыпальниц, не имели оружия, в том числе примитивных ножей, не охотились и не пахали землю. Отвергая металл, к тому времени уже давно известный людям, вероятные предки мальтийцев обратили свои таланты на строительство.

Каменная статуэтка Сарацен

Жизнь загадочных переселенцев подчинялась служению богам и строительству храмов. Возможно, едой и одеждой их снабжали паломники, приезжавшие на Мальту поклониться богине Сарацен, толстой плодовитой великанше, чей образ запечатлен в храмовой скульптуре. Каменистые земли архипелага могли быть священным местом, где обитали ее жрицы и светские поклонники, которые, несомненно, придерживались законов матриархата. Грузная Сарацен чаще изображалась сидящей и лежащей. Почти у всех ее статуй отсутствуют головы, зато на месте шеи имеются углубления, куда подходят обнаруженные в тех же храмах насадки. Видимо, каждая голова богини была определенным символом, поэтому заменялась перед началом соответствующей церемонии.

Мальтийцы верили, что красота Сарацен может свести с ума, поэтому жрицы, не желая того слабонервным зрителям, скрывали лицо богини, снимая голову со статуи. Самое эффектное из всех найденных изваяний принято называть мальтийской Венерой. Своеобразная внешность праматери островитян приносит немалый доход, ведь миниатюрные копии знаменитой скульптуры сегодня продаются во всех сувенирных лавках Мальты. По преданию, именно она выстроила Гжантию, перетаскивая огромные каменные глыбы с ближайших утесов. В переводе с мальтийского языка название этого святилища архипелага звучит как «башня великанши». Говорят, что в одной руке Сарацен держала глыбу, а в другой несла своего ребенка, которого низкорослые жители Гоцо почему-то считают своим предком.

Резной орнамент на стеле в Хал Таршин

Внутренний вид святилища Хал Таршин

Большинство мальтийских храмов не имеют внутренней отделки. Впечатление законченности создается убранством: каменными идолами, резными алтарями, нишами и очагами, плоской скульптурой на стенах, где часто повторяется звериный мотив. В отдельных случаях портальные блоки украшались примитивным резным орнаментом. Точки, спирали, реалистически трактованные растительные и зооморфные мотивы выполнялись в плоском рельефе, а затем окрашивались. Похожие узоры со следами краски отличают стены храма Хал Таршин, обнаруженного около столетия назад на северо-востоке Мальты. В настоящее время здесь создан одноименный музейный комплекс, состоящий из 4 храмов, созданных в 2100–2800 годах до н. э.

Истинным шедевром доисторической архитектуры является Гипогей – многоэтажная пещера, выдолбленная в гранитной породе с помощью каменных орудий. Лабиринт узких проходов, каверн, мелких и глубоких ниш плавно спускается на глубину 12 м. В переводе с латыни слово «hypogeum» означает «подземное жилище». Однако в полном наименовании памятника фигурирует название улицы Сафлиени, на которой археологи откопали его в начале прошлого века.

Непохожий на другие мальтийские храмы, Гипогей, вероятно, имел не только религиозное назначение. При раскопках в самом нижнем ярусе были обнаружены десятки тысяч человеческих скелетов, что указывает на то, что подземные коридоры могли использоваться в качестве кладбища, тюрьмы или места, где проходили испытания жрецов. Захоронения находятся в нижних ярусах, представляя собой ряд низких погребальных камер с тремя глухими стенками. Каждая их них предназначалась для небольшого тела; все они походили друг на друга, но одна отличалась «бесконечной длиной», то есть, растянувшись в виде тоннеля, терялась в неисследованной толще скалистой породы. В довоенные годы таинственный лаз попытались исследовать местные смельчаки; с трудом преодолев узкий вход, они попадали в тоннель и оставались в нем навсегда.

Гипогей

При отсутствии очевидцев возникли слухи о том, что в этом месте обитают некие существа, заинтересованные в сохранении тайны своей обители. Так или иначе, но в мальтийских подземельях действительно пропадали люди, раздавались странные звуки и сами собой осыпались самые привлекательные пещеры. О системе катакомб не однажды упоминалось в старинных книгах. Некоторые из авторов уверяли, что сеть тоннелей разветвлялась вглубь и в стороны, продолжалась под морским дном и тянулась до Италии.

К сегодняшнему дню на Мальте открыты для посещения все мегалиты, обнаруженные в разных частях архипелага. Доисторические постройки, как правило, объединяются в комплексы, то есть под единым названием подразумевается несколько сооружений.

На южной оконечности Мальты расположены 2 храма в составе ансамбля Хаджар Ким, возведенного в 2700 году до н. э.

Буджибба

Пещера Ар Далам

С противоположной стороны острова стоит Буджибба – храм, названный по городу, неподалеку от которого в 1928 году его обнаружили археологи. Со временем городская граница вплотную приблизилась к древнему кромлеху и сегодня он располагается на территории отеля «Новый дольмен». Курортный городок Буджибба, расположенный в 10 км от Валлетты, отнесен от столицы на большое, по здешним меркам, расстояние, ведь длина Мальты больше всего втрое. Дорога из Буджиббы до Сан-Джулиана проходит вдоль берега, и, несмотря на громкое название Региональная трасса, представляет собой кривой однополосный путь с неважным покрытием. По ночам она превращается в своеобразную «дорогу смерти». Последние фонари стоят на выезде из ближайшего городка Слимы, и водители, проклиная темноту, вынуждены ехать между скалой и пропастью.

Мрачный пещерный музей Ар Далам является настоящим складом окаменелостей. Прогуливаясь по его прохладным залам, можно увидеть карликовых слонов и бегемотов, гигантских сонь и черепаху, а также птиц, населявших остров более 200 тысяч лет назад. Таким образом в уникальных экспонатах Ар Далама зафиксированы моменты появления жизни не только на Мальте, но и на Земле в целом. Из трех святилищ разной величины состоит культовый ансамбль Мнайдра, обнаруженный в середине XIX века на южной оконечности Мальты. Весной 2001 года, ночью роковой пятницы 13-го, накануне Пасхи монументальное сооружение посетили современные вандалы, сдвинув с места и разбив 60 каменных глыб. Древний храм, к счастью, не был разрушен, хотя и пострадал единственный раз за свое долгое существование.

Мнайдра

Воздвигнув уникальные комплексы, таинственные гиганты внезапно исчезли в самом расцвете своей культуры. События, которые привели к уходу или массовой гибели целого народа, остались тайной истории: догадки об эпидемии и войне не подтвердились. Также не доказана мысль о том, что они покинули мир добровольно, не желая видеть происходившие в нем изменения.

Давно собирался съездить отснять мегалитические храмы Мальты. Наконец этим летом подвернулась неделя, которую я и потратил на получение дозы средиземноморской солнечной радиации, купание в васильково-синих волнах и посещение поросших репьем мест, само название которых стерлось из человеческой памяти уже тогда, когда греческие братки отправлялись "ставить на понятия" властителей Трои.

Мегалитические храмы Мальты - официально признанные самые древние каменные постройки на земле (по крайней мере - из кое-как дошедших до наших дней). Они внесены в список мировоого наследия ЮНЕСКО.
Всего на Мальте сохранились остатки свыше 50 храмов, построек, различных конструкций (например, высеченных в камне цистерн для хранения воды) и поселений эпохи неолита разной сохранности.

Подавляющее большинство их было открыто в начале ХХ в., либо на протяжении столетия, до 1974 г., т.е. в тот период, когда Мальта была колонией Великобритании. Раскопки на острове проводятся и сейчас - ими занимается Heritage Malta - ведомство Культурного наследия Мальты. В последние годы они в основном сосредоточились на "докопках" найденных ранее памятниках, консервации и организации посещения мест туристами.

Археологией неолита Мальты занимались: Темистоколис Заммит (1864-1935) - провёл раскопки важнейших археологических памятников Мальты: гипогея Хал-Сафлиени и мегалитических храмов Таршиен, Хаджар-Ким и Мнайдры), Джон Дэвид Эванс (1925—2011), профессор археологии в Лондоне, проводивший раскопки храмов Мальты в 1940-50-е гг. Установил археологическую периодизацию памятников Мальты), Дэвид Трамп (ассистент Джона Эванса, руководил раскопками Скорбы (1958-1963), круга Хаджра (Xag"ra Circle) (1986-1994), с 1958 по 1963 гг. - куратор археологии в Национальном музее Мальты. Уточнил периодизацию мальтийских неолитических культур методом радиоуглеродной датировки), Антони Боннано (занимается раскопками на Мальте с 1971 г. профессор Мальтийского университета, вице-президент Археологического общества Мальты) и другие исследователи.

Официально признанных ЮНЕСКО мировым наследием построек 6. Это: Хаф-Сафлиени (известный также как Гипогей), Таршиен (оба - в центре острова, в городе Паола), Хаджар-Ким и Мнайдра (оба - на юге острова, близ города Зурриек), Та-Хаждрат (на западе острова) и Джгантия (на острове Гозо). Остальные не вошли в лист ЮНЕСКО из-за плохой сохранности. в Википедии можно найти более-менее полную информацию обо всех шести храмах и истории их открытия.

По непонятной лично для меня причине, история искусства Европы в российских учебниках и энциклопедиях начинается искусством Крита (ок. 2200-1600 г. до н.э.), т.е. эпохой развитой бронзы. И это несмотря на то, что уже в 1910-х гг. храмы Мальты были хорошо известны в мире, а начиная с 1960-х увидела свет массовая научная публикация результатов их раскопок.

По мере своих скромных возможностей мне хотелось бы исправить это нелепое недоразумение. Ведь архитектурные памятники Мальты на 300-800 лет древнее египетских пирамид на плато Гизе и в Саккаре и на 1000-1500 лет древнее Стоунхенджа и первых зданий Крита. Между тем, мальтийские постройки калибруются в пределах 3600-2500 гг. до Р.Х., причем древнейшие из храмовых построек каждого из памятников были созданы в 3600-3100 гг. Нигде больше в мире не сохранилось образцов столь древней архитектуры. Причем, нужно понимать, что все они были построены в эпоху неолита, то есть каменными, костяными и роговыми орудиями без использования металла (бронза на Мальте появилась поздно - лишь ок. 2500 г. до Р.Х.). А между тем некоторые плиты, составляющие храмовые стены, имеют до 20 тонн (самая крупная - 50 тонн). По совокупности всех этих причин ЮНЕСКО признало постройки Мальты уникальными.

За свою поездку мне удалось посетить 4 из 6 наиболее хорошо сохранившихся памятников: Хаф-Сафлиени, Таршиен, Хаджар-Ким и Мнайдру. В этом посте поделюсь фотографиями двух последних.

Хочу обратить внимание читателей на то, что в храмовых комплексах Мальты периода неолита уже присутствуют принципы и элементы архитектуры, которые впоследствии лягут в основу всех строений земного шара. Это:

Принципы:
-монументальность, т.е. нацеленность на доминирование над окружающим ландшафтом.
планировка строения - у всех построек - очень схожая (о ней отдельно)
-симметрия (относительно центральнйо оси все храмы симметричны, насколько это было возможно в ту эпоху)
-стремление сделать пространство геометрически правильным (углы: плиты стесывали до прямых углов, закругления построек делались по эстетически красивой дуге)
-стандартный размер блоков, используемый для постройки одного архитектруного элемента (например, столбы, составляющие входы, одинакового размера и формы с обеих сторон входа)
-использование разнотипных блоков для разных элементов конструкции (больших блоков - для опор и колонн, меньших - для перекрытия, еще меньших - для кладки стен и плоских и тонких - для укладки пола)
-разделение общего комплекса на комнаты различного размера, формы и назначения.
-наличие модели храма, по которой он строился (несколько таких моделей найдены и хранятся в Археологическом музее Валетты).
-украшение архитектурных элементов (орнамент баз-архитравов визуально выделяет эти элементы в общей конструкции).

Элементы:
прямоугольные в сечении колонны
перекрытия
базы, на которые впоследствии устанавливались стены и колонны
мощеный плитами пол
маленькие прямоугольные окна, прорубленные прямо в толще несущих плит
крыша, составленная из больших перекрывающих блоков
фасад, оформленный архитравом, серией колонн (столбов) и антаблементом-перекрытием.
этажность (все храмы были одноэтажными, но стены имеют 2-3 вертикальные секции, разделяющие их на небольшие комнаты)
наличие "вентиляционных коробов" в толщах стен (элементы непонятного мне назначения, о которых я не встретил информации ни в одном издании и о которых я скажу позже).

Наличие всех этих элементов в развитом виде в конструкциях Мальты заставляет предположить привнесение всего архитектруного комплекса извне.
Между тем, неуверенность, корявость, с которой постройки исполнены свидетельствует о том, что эти архитектруные формы в период неолита лишь формировались и строители-архитекторы набирались знаний и опыта, которые позднее воплотились в постройках Гизе, Саккара, Сицилии и Кносса.

Здесь расскажу лишь о двух стоящих рядом храмах - Хаджар-Ким и Мнайдра. Оба сооружены в промежутке 3600-2500 гг., постоянно достраивались. В плане храмы представляют собой сложные симметричные закругленные формы: Считается, что храмы имеют такую сложную форму (ее называют иногда формой клевера или четырехлистника) потому, что в плане копируют пышный женский силуэт, а в самих храмах во множестве были обнарцжены как раз подобные пышнотелые женские фигурки.
Прямо-таки идеальные женские формы.

В общем, историки подозревают мальтийцев в поклонении богине-матери, а архитекторы - в сложных символических аллюзиях.

Теперь позвольте немного о самих храмах.

Мнайдра расположена примерно в 500 метрах на запад от Хаджар-Ким (билет сейчас продают общий в оба храма и вход тоже общий) и построена, как считается, примерно тогда же. Раскопки храмов в Мнайдре проводились под руководством Дж. Вэнса в 1840 г., всего через год после открытия Хаджар-Кима. В 1871 году Джеймс Фергюссон составил первый план сооружений в Мнайдре, который содержал большое количество ошибок. В 1901 г. д-р Альберт Майр составил первый точный план, основанный на его собственных исследованиях. В 1910 г. д-р Томас Эшби провёл дополнительные раскопки и собрал важные артефакты. При раскопках в 1949 г. были обнаружены две небольших статуи, две больших чаши, орудия и один большой круглый камень, который, вероятно, использовался для перемещения блоков храма. В 1992 ЮНЕСКО включила Мегалитические храмы Мальты, в том числе Мнайдру, в список Всемирного наследия. Мнайдра состоит из блоков кораллового известняка — гораздо более твёрдого, чем глобигериновый известняк, использованный для сооружения храма Хаджар-Ким. Мнайдра выложена методом ступенчатой кладки из небольших камней, а также содержит балочно-стоечные конструкции из крупных плит известняка. Планировка Мнайдры в виде клеверного листа выглядит более правильной, чем у храма Хаджар-Ким, и напоминает более ранний комплекс Джгантия.

Этот храм первоначально, по-видимому, имел сводчатый потолок, однако в настоящее время сохранилось лишь основание потолка на вершинах стен. Камни, служащие к качестве опорных столбов, были украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов на внутренней поверхности. Средний храм был сооружен в поздний Таршиенский период (3150 — 2500 гг. до н. э.) и является самым молодым из зданий комплекса Мнайдра. Он состоит из каменных плит, на вершинах которых расположены горизонтальные ряды камней. Нижний храм, сооружённый в ранний Таршиенский период, является наиболее впечатляющим из всех мальтийских мегалитических храмов. Перед ним были расположены просторный передний двор с каменными скамьями, входной коридор, образованный горизонтальными плитами, одна из которых сохранилась, а также остатки крыши. Храм украшен спиралевидными вырезанными узорами и зубцами, в плитах вырезаны окна. Самый нижний из храмов имеет астрономическую ориентировку и предположительно использовался с астрономическими или календарными целями. Во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет просвечивает через главный портал и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечный свет освещает края мегалитов слева и справа от портала. Несмотря на отсутствие письменных источников, которые могли бы рассказать о назначении сооружений, археологи сделали выводы о назначении храмов, исходя из обнаруженных в них церемониальных объектов: жертвенных кремневых ножей и отверстий для канатов, видимо, для удержания жертвенных животных (поскольку там же обнаружены различные кости животных). На одной из стен храма Мнайдры был обнаружен рисунок, изображающий храм покрытый крышей, по всей видимости, из подобных каменных плит. внутри стен (!)



Похожие публикации