Сценка про байкал. День Байкала в Иркутской облстной детской библиотеке им

Учитель заранее даёт ученикам задание – прочитать книги о Байкале.

Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен еще и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой пресной воды. И, наконец, Байкал – одно из древнейших озер мира.

В ходе викторины учитель задает вопросы и дает несколько вариантов ответов. Ученик, знающий ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает, получая при этом определенное количество баллов. Каждый вопрос имеет свою стоимость: чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать.

Вопросы викторины:

1. Что означает слово «Байкал»? (10 баллов.)
— Богатое озеро;
— Синее озеро;
— Глубокое озеро.
«Байкал» — слово тюркского происхождения, означает богатое озеро.

2. Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов.)
— Ладожское;
— Танганьика;
— Виктория.
После Байкала Танганьика второе по глубине озеро на Земле.

3. Назовите возраст озера Байкал. (5 баллов.)
— 500 тысяч лет;
— миллион лет;
— 25 миллионов лет.
По геологическим исследованиям, 20 – 25 миллионов лет – время, прошедшее с начала заполнения котловины Байкала водой.

4. Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов.)
— более 40 элементов;
— 155 элементов;
— 12 элементов.
Точного подсчета пока не проведено, но известно более 40 элементов. Вероятно, в байкальской воде присутствуют почти все элементы периодической системы Менделеева, только многие из них в очень малых количествах.

5. Как вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7 баллов.)
— 100 видов;
— 1550 видов;
— 5000 видов.
Животный мир Байкала необычайно богат: по подсчетам ученых, в настоящее время в Байкале обитают свыше 1550 видов животных.

6. Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов.)
— да;
— нет.
Жемчужницами называют морских и пресноводных двустворчатых моллюсков, в мантии которых может образовываться жемчуг. Такие жемчужницы в Байкале не живут: они распространены в зоне умеренного климата.

7. Назовите самых древних обитателей Байкала? (3 балла.)
— олигохеты;
— губки;
— брюхоногие моллюски.
Эти простейшие многоклеточные животные организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах. За всю свою длительную историю они почти не претерпели изменений.

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (3 балла.)
— на дне;
— на поверхности;
— везде.
От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе и рыбы.

9. Когда озеро Байкал замерзает? (3 балла.)
— рано осенью;
— в декабре;
— никогда.
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания.

16. Есть ли в Байкале кораллы? (7 баллов.)
— да;
— нет.
Кораллы, или коралловые полипы, живут лишь в теплых соленых водах. Коралловые полипы могут строить свои сооружения – коралловые рифы – только в тропических водах.

Подведение итогов викторины.

Учитель. Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина лишь малая частица этих познаний.

Использованная литература:
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1984 г.

«Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

«Чудо природы во всех отношениях» Л.С.Берг

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник, природа, произвела на белый свет.

И триста речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра-

Берёт начало из Байкала

Стремительная Ангара.

Н. Наймушин

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов Всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на территории нашей области, что является предметом особой гордости.

Байкал находится в очень древней котловине. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. Самое глубокое озеро. Находится на высоте 453 м над уровнем моря. Несмотря на то, что возраст Байкала большой, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями опускания части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой 9 баллов. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

Русские на берегах Байкала появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбатов Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Сам протопоп Аввакум был на Байкале в 1656 году.

Давайте проверим ваши знания и выявим знатоков озера Байкал. Прошу сесть по группам. Я задаю вопрос, вы его обсуждаете, если группа готова, то подаёте сигнал сигнальной карточкой. Если вдруг отвечаете не правильно, то отвечает группа, которая была второй по очереди. Учитывается количество баллов группы.

1 тур – теоретический.

    Назовите самую крупную реку впадающую в Байкал?

    Как называется живородящая рыба, не имеющая чешуи?

    Самый сильный ураганный ветер на Байкале со скоростью 60 м/с?

    Назовите возраст Байкала.

    Сколько островов на Байкале?

    70% организмов озера нигде больше не встречаются. Как они называются?

    Почему Байкал имеет большую глубину?

    Что означает озеро Байкал?

    Какова мощность ила на дне озера?

    Где самое тёплое место на Байкале?

    Почему над Байкалом редко бывают облака?

    Какова примерно толщина льда зимой на Байкале?

    Замерзает ли весь Байкал?

    Чем вызвано изменение цвета воды в Байкале?

    Какое донное животное, обитающее в Байкале «родня» морских креветок?

    Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале?

    Какова продолжительность жизни омуля?

    Назовите источники загрязнения озера?

    Где находится музей Байкала?

    Как называется детёныш нерпы?

2 тур - литературный.

Обучающиеся представляют стихотворения о Байкале собственного сочинения (примеры работ).

Стригун Арина. Команда «Рачок Эпишура»

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Ты имеешь множество животных

И не простых, а большинство почётных.

Эпишура и тюлень…

К тебе приехать нам не лень

Ты чист, прозрачен как кристалл

Давным – давно ты мудрым стал.

Беречь Бакал святое дело:

Его судьба у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Плахотникова Виктория. Команда «Юные натуралисты»

Байкал могучий и силён,

Он самый чистый на Земле.

Он очень мудр и умён

Такого не найдёшь нигде.

Его мы любим и храним,

Водичку из него мы пьём,

Ему спасибо говорим,

Животных в нём мы не убьём.

Животным в нём полным полно

И рыба, рачки, тюлень.

За них нам отвечать дано

И каждый день, за них нам постоять не лень!

Команда «Нерпа».

В разрад млекопитающих

В Байкал обитающих,

Попала только нерпа –

Модель чужого «герба».

На льду я ночевал разок

В машине, в зимнем спальнике.

А нерпа – даже без сапог,

И даже без купальника.

На льду под снегом в логове

Растит своё потомство.

Ей развлеченья многие-

Как результат упорства.

Сначала прорубь сделает

В своей суровой хижине.

Затем ныряет смело

Идти за рыбой ближе так.

Ныряет словно батискаф

В глубины моря тёмные

Бывает, под водой поспав,

Плывёт в места глубинные.

3 тур – художественный. Команды представляют рисунки о Байкале. Примеры работ учащихся.


4 тур – творческий. Команды защищают свой макет озера Байкал.


Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • работы учащихся;
  • выставка книг о Байкале

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)

Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.

Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.

Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Ученица:

Байкал! Я по тебе скучаю,

Ты часто снишься мне во сне.

Хочу воды твоей напиться

И пробежаться по волне.

Легко, гребня волны касаясь,

Промчаться поперек и вдоль.

Я верю в сказки – как у Грина

Есть у тебя своя Ассоль.

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Цыдемжап Жимбиев

Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.

Работа с картой :

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.

Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?

Дети: Ангара.

Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ученик:

Ангара-река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!

Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.

Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).

Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.

Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

Физминутка:

Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.

Звучит аудиозапись шума волн.

Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Работа с картой:

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.

Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались?

Это... (нерпа).

Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.

Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.

Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.

Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

Ученица:

Байкал – восьмое чудо света,

О нем всегда так говорят.

Байкал красив зимой и летом,

И каждый божий день подряд.

Зимой он толщей льда покрыт,

В другом он виде к нам явился,

Когда пришла к нам вдруг весна.

Характер у Байкала разный:

То злится, то воркует он,

То штиль, то шторм,

Ах, как прекрасно,

Что есть на белом свете он!

И реки в наш Байкал глубокий

Не перестанут быстро течь.

Давайте же, ребята, вместе

Красавца нашего беречь!

Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Показ презентации

Рефлексия:

С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»


Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».





Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят



Похожие публикации