Пришелец на древнем храме. Почему на соборе изображена фигура космонавта? Загадки истории

У северного входа в кафедральный собор Саламанки всегда многолюдно: группы туристов задерживаются возле портала, обрамлённого скульптурами

Взгляните на фигуру астронавта, - указывает гид на небольшую скульптуру метрах в двух над порогом. - Это портрет Нейла Армстронга, ступившего первым на поверхность Луны.

Постояв на крыльце собора четверть часа, я услышал от разных гидов ещё две версии: это Джон Гленн, первый американский астронавт; Эдвард Уайт, первый из американцев вышедший в открытый космос. Во всех случаях испанские экскурсоводы ссылаются на местного реставратора, который двадцать лет назад решил поместить у входа в собор фигурку покорителя космоса. Серхио Аррела, замдиректора музея кафедрального собора, прокомментировал моё недоумение: да, действительно в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе эту маленькую художественную шалость.

Шутка архитектора или монстр?

Однако у Родриго Соланеллеса, викария собора, другая версия, он решительно отверг эту «ересь»:

Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора.

- Но как же тогда астронавт попал на стену собора?

- Поменьше доверяйте экскурсоводам, - иронично заметил падре. - Это обычный для Средних веков монстр, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество, они символизируют те исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Ещё раз вглядываюсь в скульптурное убранство северного портала. Действительно, вот правее «астронавта» типичный монстр: бородатая обезьяна с человеческим взглядом и вульгарно оттопыренным задом (см. фото). От этого чудища хочется немедленно спрятаться под церковную сень.

Что же касается спорной фигуры, пожалуй, нет - всё-таки это астронавт: классический скафандр, как в Музее космонавтики на ВДНХ; на груди - коробка какого-то прибора, и поперечные кольца дыхательного шланга реалистически прорисованы, и даже рифлёная подошва ботинок (см. фото).

Приключения монахов

Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки и одновременно руководитель Ассоциации авторов альтернативных научных концепций, уверен, что интересующая меня фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Эта его уверенность имеет строго научное обоснование: в библиотеке университета студенты господина Сансы отыскали гравюру начала XIX века с фотографически точным изображением всего скульптурного убранства собора. Так вот, «астронавт» занимает на этой гравюре то же самое место, что сегодня. А в рукописях эпохи Возрождения есть несколько упоминаний о встречах саламанкских монахов со странными существами, у которых «кожа спрятана под наружной кожей». Выходит, никакого произвола реставратора здесь нет.

Остаётся добавить, что весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 г., то есть за несколько лет до начала его реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур «астронавта» или кого-либо ещё невозможно.

Получается, странный монстр, поразительно точно совпадающий обликом с космонавтом-астронавтом, изготовлен мастерами Средневековья (максимум XVIII столетия). Другой вопрос: зачем? Может, в самом деле впечатлённые встречей с загадочными существами, имеющими «кожу, спрятанную под наружной кожей», мастера решили оставить память об этом незабываемом событии?

В Испании есть город Саламанка. Среди его достопримечательностей центральное место занимает городской кафедральный собор. Здание было построено в 1102, снаружи оно украшено множеством скульптур и является прекрасным образцом средневекового зодчества. Но есть среди фигур одна, которая неизменно привлекает внимание туристов.


Обычно гиды говорят, что это реставратор изобразил современного великого астронавта. Причем у каждого гида обычно есть собственная версия. Действительно, в 1990 году в соборе проходили реставрационные работы, и в это время обновлялась и внешняя отделка в том числе.

Но тут возникают некоторые интересные моменты. Например, викарий собора Родриго Соланеллес считает эту фигуру никаким не космонавтом, а традиционным монстром, коими в средневековье украшали внешние стены храма. И при восстановлении храма использовались лишь старинные утвержденные каноны, которые не позволяют вольности вроде попытки увековечить современных героев.

Есть и еще версия, которую поддерживает профессор университета Саламанки Эстебан Санса. Его студентам удалось найти в университетской библиотеке гравюру, на которой четко видно все убранство собора вместе с фигурой космонавта. А гравюра выполнена в начале XIX века. То есть никак не могла эта странная скульптура появиться позже конца XVIII века. Есть среди библиотечных рукописей и запись о встречи монахов Саламанки с существами, у которых кожа была укрыта другой кожей. Вот этот монстр и мог стать прообразом скульптуры. Записи эти датируются эпохой Возрождения.

Человеку свойственны поиски необъяснимого и загадочного. И даже когда объяснение загадочному явлению уже найдено, всегда находятся люди, которые продолжают верить в «чудесную» природу явления.

Классическим примером такой загадки является старинный кафедральный собор в провинциальном центре Саламанка , расположенном в автономном сообществе Кастилия и Леон и с 1985 года входящем в список наследия ЮНЕСКО. Сам храмовый комплекс (один из двух в городе) состоит из двух соборов - старого (Catedral Vieja, XII век) и нового, позднеготического Catedral Nu e v a de la Asunción de la Virgen (Новый кафедральный собор Успения пресвятой Девы), строившегося в XVI и XVIII веках.

Но не всех прибывающих сюда туристов манит красота старинного храма. Многие по приезду сразу же устремляются к северному входу в новый собор, где на портале у «дверей пальмовых ветвей» (Puerta de Ramos ), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте можно отчетливо разглядеть фигуру… современного космонавта в полной «боевой» экипировке - скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название - «Святой космонавт».

Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени «дверей пальмовых ветвей» один из реставраторов - некто Мигель Ромеро - проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других - более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие - покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версии разнятся. В качестве каменного персонажа фигурируют первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин, первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.

Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы, согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.

В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.

Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.

Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну. В конце концов, зачем переубеждать людей, которым так хочется верить в чудо.

Древний город Саламанка находится в западной части Испании. Это важный культурно-исторический центр страны, который с 1985-го года стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из самых интересных местных достопримечательностей является расположенный в центре Саламанки Новый кафедральный собор (Catedral Nueva de Salamanca) на фасаде которого можно увидеть фигуру самого настоящего космонавта.

Строительство собора Вознесения Богородинцы началось в 1513-м году и продолжалось на протяжении двух столетий. Благодаря таким затяжным работам в архитектуре Catedral Nueva de Salamanca можно увидеть стили, которые и поздней готике, и барокко. Здание собора имеет 150 метров в длину и 50 в ширину, его высота под копалом составляет 80 метров. Несмотря на некоторые недоработки, открытие храма состоялось в 1733-м году.

Уже в 1755-м Новый собор Саламанки нуждался в восстановительных работах – после сильнейшего Лиссабонского землетрясения покосилась 93-метровая колокольня, обрушился главный купол, а большие трещины и до сих пор можно увидеть в стенах древнего здания.

Однако, Новый собор Саламанки больше привлекает туристов не красотой своей древней архитектуры, а загадочной фигурой космонавта, которая является частью расположенного над входом узора. В северной части здания всегда многолюдно – всем взглянуть на изображение человека в скафандре на стене собора.

У проводящих по Новому собору Саламанки гидов есть много интересных версий по поводу того, как на фасаде древнего здания появился астронавт в полной амуниции. Но правда заключается в том, что во время проводимых в 1990-м году реставрационных работ фигура космонавта была добавлена скульптором Мигелем Ромеро. На самом деле главный вопрос заключается в том, почему же он это сделал и настоящая тайна кроится именно в нем.

Викарий Нового собора Саламанки категорически отвергает предположение, что фигура космонавта была шуткой и вольной интерпретацией скульптора-реставратора. Проводимые реставрационные работы велись в четком соответствии со всеми средневековыми канонами. К тому же, в отношении объекта ЮНЕСКО любые вольности являются просто недопустимыми. Как утверждает викарий собора, таинственная скульптура — типичный для средневековья монстр и любое сходство с реальными персонажами является вымыслом.

Интересно, что в сохранившихся древних рукописях Нового собора Саламанки есть сведения о том, что его монахам, возможно, доводилось сталкиваться с представителями внеземных цивилизаций. Более того, исследователь Эстебан Санса обнаружил датируемую началом 19-го века четкую гравюру фасада собора, где на этом же месте изображена точно такая же фигура.



Похожие публикации