Названия зданий на дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль

Адрес: Дворцовая площадь

Как говориться, все дороги Петербурга ведут к главной площади, которая носит название Дворцовой и которая занимает достойное место во Всемирном списке культурного наследия ЮНЕСКО. Размеры Дворцовой более чем в два раза больше Красной площади.

Дворцовая площадь - сосредоточение сразу нескольких историко-архитектурных памятников федерального масштаба. Это и колоссальный полукруг здания Главного штаба и его прекрасная Триумфальная арка , и гармоничное сооружение штабного здания Гвардейского корпуса , и знаменитый Александровский столп и, конечно же, потрясающей, всемирно известный Зимний дворец.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства , которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения , и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли . Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.


Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи ), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом , состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси) , связанных между собой Триумфальной аркой . Это фундаментальное строение - торжественное и монументальное - придало площади логическую завершенность.


Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна (арх.О.Монферран ). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.


Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.

Живые шахматы - фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года , когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств . Здесь проходят различные городские события – День города , спортивные марафоны , музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Описание достопримечательностей

Как уже говорилось, все сооружения Дворцовой площади являют собой цельный архитектурный ансамбль , оформившийся в результате труда многих известных архитекторов. Но самой главной достопримечательностью площади, ради которой сюда идут многочисленные туристы, является, конечно же, знаменитый Зимний дворец .

Зимний дворец

Прекрасный памятник архитектурного дворцового зодчества середины 18 века – Зимний Дворец – самая известная достопримечательность Петербурга. Это прекрасный образец русского барокко , выполненный Ф.Растрелли и главный дворец российских императоров, начиная с Екатерины Великой.

Зимний дворец

Русские цари здесь жили , устраивали балы , проводили официальные приемы, решали судьбы России. В интерьерах дворца они старались выразить могущество и героизм страны, показать ее несметные богатства и мастерство отечественных умельцев.


В Зимнем дворце было положено начало знаменитой коллекции Эрмитажа , одной из богатейших в мире, для хранения которой были построены специальные здания, составившие вместе с дворцом единую архитектурную композицию Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Это Малый и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.

Южный павильон Малого Эрмитажа

Сегодня в дворцовых залах можно увидеть и выставочные экспозиции и восстановленные жилые и парадные помещения русских правителей. Залы с воссозданным интерьером, самые известные и красивые, находятся на втором этаже . Это личные покои бывших императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, Военная галерея, Гербовый и Петровский залы, Большой Тронный Георгиевский зал и многие другие.


На первом этаже можно посмотреть египетские, месопотамские, скифские и другие редкости, добытые в ходе археологических исследований. На третьем – предметы искусства Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.


Лицом к Зимнему Двору, волнообразным силуэтом из двух крыльев, расположены два корпуса Главного штаба. Местом соединения штабных корпусов стала монументальнейшая Триумфальная арка.

Главный штаб и Триумфальная арка

Корпусное сооружение Главного штаба возведено в 20-х годах 19 века известным архитектурным мастером К.Росси. Как понятно из названия, в этих корпусах размещался военный штаб. Также здесь нашлось место и для военного, финансового и прочих Министерств. Сегодня западная часть здания соответствует своему предназначению, оно отдано в распоряжение Западному военному округу . А территория восточной части с 2013 года поступила в распоряжение Эрмитажа , поместившего туда коллекции модернистов и абстракционистов начала 20 века.

Западное крыло отличается от восточного наличием металлостеклянного купола , сооруженного в самом начале 20 века. Этот купол способствовал естественному освещению находящейся внизу штабной специализированной библиотеки.

Триумфальная арка здания Главного штаба

Знаменитым украшением штабных корпусов является монументальная Триумфальная арка , возведенная к 1828 году. Это не просто проход с Невского проспекта на площадь, но и скульптурный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года . Триумфальная арка состоит из трех запараллеленных арок, украшенных барельефными рисунками и прекрасной скульптурной группой прославляющей русскую военную славу.


Выразительная композиция триумфальной колесницы , запряженной шестью лошадьми, находящаяся на 36-метровой высоте, выполнена С.Пименовым и В.Демут-Малиновским . Она хорошо просматривается с площади. Прекрасны скульптуры и двух вооруженных воинов в римском одеянии, сдерживающих горячих коней, и крылатой Ники со знаменем в левой руке и с венком из лавра в правой.

Лейтмотив военной славы присутствует и в барельефах и в орнаментах, украшающих арку. Венки с лавровыми листьями и военные трофеи, богини славы с пальмовыми ветками, часовые в античных доспехах, застывшие в приветственной позе – всё максимально выразительно воспевает российскую военную победу.


Довершает тематику победного триумфа над Наполеоном знаменитая Александровская колонна.

Александровская колонна

По центру площади стоит уникальный памятник архитектуры начала 19 века , великое произведение О.Монферрана . Только одним этим памятником он уже увековечил память о себе. Выполненный в лучших триумфальных образцах античности, лаконичный колонный силуэт четко и стремительно взмывает вверх.

Александровская колонна

Александровская колонна или, как называл ее А.С.Пушкин, Александрийский столп , является и памятным увековечиванием победного триумфа войны 1812 года , и памятной стелой Александру Первому , и прославлением героизма российского воинства. Вся атрибутика декоративного убранства пьедестала и колонного завершения наполнена символами Славы и Победы.

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Четырехлетняя история создания и водружения 600-тонной колонны достойна отдельного написания, ибо это тоже героизм – героизм творческий и трудовой. Гранитная колонна стоит без специального крепежа, удерживаемая только собственным весом уже почти двести лет, с 1832 года. Александрийский столп выдержал испытания временем, войнами, революциями и сменами режимов.

Сегодня Александровская колонна является одним из известнейших символов города , его визитной карточкой, одной из ключевых достопримечательностей не только Дворцовой площади, но и всего города.

Штаб Гвардейского корпуса

Чуть позже установления Александрийского столпа, вместо бывшего Манежа, восточная окраина площади застраивается штабным зданием для Гвардейского корпуса (арх.А.Брюлов ). Велось это строительство в рамках программы по архитектурному завершению ансамблевого оформления площади.


Гвардейские войска , учрежденные Петром Первым в самом начале 18 века, играли существенную роль в политической жизни России. Хорошо известны полки Семеновский , Преображенский , Измайловский и т.д. На них опиралась правящая династия, они неоднократно помогали российским императорам, и сооружение их Штаба около главной царской резиденции было вполне оправдано.

Классическое здание, расположенное буквой Г, выходит своими фасадами на площадь и на набережную Мойки. Парадный фасад четырехэтажного сооружения, выходящий на площадь, украшен двенадцатиколонным портиком и лепными межоконными барельефами. Строение Гвардейского штаба гармонично вписалось в архитектурный комплекс площади, не перетягивая на себя «одеяло», не выделяясь, а дополняя и завершая архитектурный облик площади с её восточной стороны.

Декор Главного фасада Штаба

Внутреннее убранство Штаба оформлялось с использованием гвардейской атрибутики – это изображения шашек, касок, киверов и прочего, даже стеновые орнаменты напоминали шитье гвардейских воротничков.

В октябрьские дни 1917 года Штаб Гвардейского корпуса был занят штабом Петроградского военного округа, который во главе с Лениным занимался вопросами обороны города. Об этих событиях рассказывает мемориальная доска.

С постройкой Гвардейского штабного корпуса градостроительное оформление Дворцовой площади закончилось, приняв тот финишный вариант , который сегодня видят все туристы. Но к Дворцовой площади относится еще небольшой сквер между Зимним дворцом и Дворцовым проездом, о котором тоже хочется сказать несколько слов.

Зимний сад

После завершения возведения императорского дворца в его зимнем варианте, этот небольшой участок с западной его стороны служил для разведения караулов, он так и назвался - Разводная площадь .


Но к концу 19 века Невский проспект соединяется с Дворцовой набережной новой улицей - Дворцовым проездом , который вскоре стал пользоваться вниманием горожан, и превратился в оживленный городской участок. Шум многолюдного городского проезда был не очень удобен царской семье, покои которой смотрели в сторону Дворцового проезда.


Поэтому было принято решение о создании небольшой буферной зоны в виде сквера между императорской резиденцией и городской улицей. Работы по возведению сада контролировал архитектор Н.Крамской, а непосредственно садовыми посадками занимался Р.Катцер .


Садовая ограда в стиле растреллевского барокко выполнялась архитектором Р.Мельцером . Само по себе это чугунное ограждение было произведением искусства . В узорах чугунной решетки были использованы изображения листьев акантов, вензеля царской фамилии, имперский герб. Ограда замыкалась воротами, украшенными двуглавыми орлами и фонарями, а опорные столбы были украшены вазами . Экспонат ограды был участником всемирной парижской выставки 1900 года , где получил заслуженное Гран-при .


После выставки ограда была установлена на гранитных основаниях в предназначенном ей месте, очертив тем самым территорию Зимнего сада, который к тому времени был засажен деревьями, кустарниками и цветами. В саду был смонтирован и фонтан . Однако царской семье в начале 20 века этим садом особо пользоваться не пришлось. Николай Второй с семейством перебрался в Царское село, а горожан в сад не пускали.

При новой власти, спустя некоторое время, последовавшее за революционными событиями, Зимний сад практически прекратил свое существование - ограду с царскими эмблемами переломали , цветники вытоптали. Была попытка установить гипсовый бюст Радищева на одной из опор ограды, но она оказалась неудачной - бюст упал и разбился.


1 мая 1920 года состоялся исторический «ленинский» субботник , во время которого все оформление Зимнего сада было сметено с лица земли в прямом смысле. Все, что осталось от ограды, опорные столбы, ворота и прочее, в качестве мусора было вывезено с территории Дворцовой площади. Сохранились лишь деревья и неработающий фонтан. Только в первом десятилетии 21 века исторический вид сквера был восстановлен и зеленым островком вошел в каменную композицию Дворцовой площади.

Дворцовая площадь является главной площадью Петербурга, образованной знаковыми для города достопримечательностями - Зимним дворцом, Главным штабом, Гвардейским корпусом и Александровской колонной.

История возникновения


Здание Главного штаба

История Дворцовой площади начинается с постройки Зимнего дворца в 1754-62 годах. Идея создания центральной площади принадлежит знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли, который спроектировал Зимний и предложил черновую версию проекта всей Дворцовой.

В 60-70-е годы XVIII века началась активная застройка центральной площади. В этот период был создан Южный павильон Малого , а также Вольное экономическое общество в районе пересечения площади с .

Следующий важный этап застройки Дворцовой приходится на 1819-29 годы, когда по проекту К. Росси был возведен Главный штаб с триумфальной аркой. В 1834 году была воздвигнута величественная Александровская колонна, а в начале 1840-х - штаб Гвардейского корпуса. Таким образом, завершилось формирование современного ансамбля центральной площади города.

Изначально территория Дворцовой в Санкт-Петербурге именовалась Адмиралтейским лугом. Современное название было закреплено в 1766 году. В период с октября 1918 по январь 1944-го центральная площадь города носила имя «площадь Урицкого».

О составе ансамбля


Зимний дворец на Дворцовой площади

Подробнее об образующих объектах ансамбля Дворцовой площади:

  • Зимний дворец - северная граница площади. Здание в стиле роскошного барокко является творением знаменитого архитектора Б. Ф. Растрелли. На протяжении почти двух веков дворец имел статус основной императорской резиденции, а в настоящее время Зимний - это главное здание Эрмитажа, где содержится значительная часть музейной коллекции.
  • Здание Главного штаба - ограничивает площадь с южной стороны. Сооружение является образцом стиля ампир и состоит из трех корпусов, образующих дугу, растянувшуюся на 580 метров. Корпуса объединяет величественная триумфальная арка, которая придает площади парадный облик и располагается в центре архитектурного ансамбля. На самой арке установлена колесница Славы, символизирующая победы русской армии. Часть здания штаба сейчас передана в распоряжение Западному военному округу, а его восточное крыло - Эрмитажу.
  • Штаб Гвардейского корпуса - восточная граница Дворцовой площади. Данный проект - детище А. Брюллова, который справился с невероятной по степени сложности задачей - ему удалось связать в единую гармоничную композицию Зимний дворец, выполненный в стиле барокко, и Главный штаб, который является представителем классического стиля в архитектуре.
  • Александровская колонна - один из самых известных памятников в Петербурге. Представляет собой символ победы Александра I в войне с наполеоновской Францией. Монолит держится под силой собственной тяжести и не имеет дополнительных креплений.

Площадь в наши дни

На сегодняшний день Дворцовая площадь - один из главных символов Санкт-Петербурга. Здесь регулярно проводят грандиозные концерты и фестивали, а также значимые культурные и спортивные мероприятия.

Помимо того, что на самой центральной площади и так находится несколько важных городских достопримечательностей, с нее открывается отличный вид на . А еще, миновав Зимний дворец, можно попасть на Дворцовую набережную, с которой по левую руку видно Васильевский остров, а по правую - Заячий, тот самый, где расположена .

Каждый турист, посещающий Северную столицы, считает своим долгом побывать здесь. Монументальная, но изысканная, огромная, и при этом уютная, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на фото выглядит потрясающе, да и в жизни способна вскружить голову любому.

История появления, застройка

В последние годы ее вид остается неизменным, но так было, конечно, не всегда. Формируя свой облик на века, Питер и Дворцовая площадь застраивались постепенно. В ноябре 1704 года была заложена . Она являлась и крепостью, а вокруг, как полагается, был создан гласис — свободное пространство для маневров артиллерии в случае нападения врага с суши. Позже здесь работал Морской рынок, а оставшаяся территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг. Здесь пасли скот, проводили военные учения, а также ярмарки, представления, народные гуляния.
В 1753 году Франческо Растрелли спроектировал новый вид площади и Зимнего дворца, выходящего на нее своим южным фасадом.

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т) . Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной - не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны - бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно - колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м) .

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади - конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, - Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец - самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец - основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее) . Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Дворцовая площадь

Дворцо́вая пло́щадь (с 1918 до 1944 площадь Урицкого) - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII - первой половине XIX века.

Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5 га (по другим сведениям - 8 га; для сравнения - Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

История названия

Первоначальное название Адмиралтейский луг (включал также территорию современного Александровского сада) известно с 1736 года. Дано по Адмиралтейской верфи. Наименование существовало до 1772 года.

Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года. Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь. В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба). 13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади

История

Предыстория площади

Предыстория площади связана с закладкой 5 ноября 1704 года Адмиралтейской крепости-верфи. Согласно требованиям военного времени Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед ним простиралось обширное открытое пространство - гласис, необходимый для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши. Вскоре после основания Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости и вместе с ней постепенно ушло в прошлое и фортификационное значение гласиса. Первое время его территорию использовали для складирования и хранения строительного корабельного леса, больших якорей, других адмиралтейских припасов. Примерно с 1712 по 1717 годы на части бывшего гласиса находился Морской рынок, а территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.

В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736-1737 годах. Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу. До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

16 июня 1766 года на Дворцовой площади состоялась знаменитая Петербургская Карусель, отличавшаяся особой роскошью, фантазией и размахом. Участники Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела соответствующие наряды, лошадинную сбрую, вооружение, особые колесницы для участвующих в состязании дам и даже различные музыкальные инструменты - всё это делали специально для праздника. По проекту Антонио Ринальди на площади, которая в то время представляла поросший травой луг, были построены пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей с отдельными ложами для Екатерины II и двенадцатилетнего великого князя Павла Петровича. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Участники Карусели были в роскошных туалетах. Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камнях и кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, на цену многих миллионов рублей. Победителями среди дам стала графиня Наталья Чернышева, а среди кавалеров Григорий Орлов в уборе римского воина на гнедом коне.

Возникновение и развитие площади

«§ 113. Дворцовая площадь перед зимним дворцом окружена построенными ИМПЕРАТРИЦЕЮ в 1788 году тремя домами наподобие амфитеатра. На одной сделаны две беседки с загородками и скамьями из дикого камня под железною кровлею, в которых зимою раскладывается огонь для кучеров, стоящих на улице во время съезда при дворе. На сей площади сменяется гвардия, вступающая на караул, и при великих торжествованиях даются здесь народу жареные быки и фонтаны с вином. В торжественные дни от гвардии и прочих команд производятся на оной поздравления музыкою и барабанным боем.» 1794 год.

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754-1762, архитектор Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой. В 1779-1784 годах вдоль южной границы площади возвели четыре дома по проекту Ю. М. Фельтена. На их месте в 1819-1829 было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность. Росси решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.

В 1837-1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797-1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. В 1830-1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.

С юго-западной стороны до 1840-х годов на углу Дворцовой площади и Невского проспекта находилось здание Вольного экономического общества. В 1845-1846 годах на этом месте построено здание (арх. И. Д. Черник), фасад которого гармонично сочетается с фасадом Главного штаба. С северо-западной стороны, между Адмиралтейством и Зимним дворцом до конца XIX века существовала Разводная площадь. Площадь использовалась для развода караула, была образована после уничтожения канала и бастионов Адмиралтейской крепости. В 1896-1901 годах на её месте перед дворцом был разбит сквер с фонтаном (архитекторы Н. И. Крамской, Р. Шмеллинг, садовод Р. Ф. Катцер). В 1920-х годах ограда сквера была демонтирована и использована при украшении парка им. 9 Января на проспекте Стачек. Сам фонтан был реконструирован в 2007-2008 годах с восстановлением исторического вида.

В ΧΙΧ-начале ΧΧ веков Дворцовая площадь была местом проведения военных смотров и парадов. Девятого января 1905 на Дворцовой площади была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В память об этом событии Дворцовая набережная была переименована в Набережную 9-го января (до 1944). В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 на Дворцовой площади произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.

В начале XX века Манежная площадь находилась на территории Адмиралтейской полицейской части.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета, на фоне которых и проходили события 1917 года. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.

Советское время

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников. С октября 1918 года Дворцовая площадь официально называлась площадью Урицкого (в честь М. С. Урицкого, убитого в здании Главного штаба).

В 1918-1921 году на площади проходили масштабные театрализованные представления «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца» (постановщики - Никалай Евреинов, Юрий Анненков и другие). 7 ноября 1920 года на площади Урицкого перед 100 тысячами зрителей были разыграны сцены, изображавшие события Октябрьской революции. В представлении принимали участие 6 тысяч человек.

20 июля 1924 года на площади состоялось представление «живых шахмат» с участием бойцов Красной Армии (белые) и ВМФ (чёрные); играли шахматные мастера Илья Рабинович и Петр Романовский.

С 1935 года на площади проходит финиш пробега Пушкин-Ленинград, старейшего пробега СССР.

Интересно, что в годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года рассматривался вариант размещения на площади аэродрома для истребительного авиационного полка, при этом должна была быть перенесена Александровская колонна и вырублен Адмиралтейский сад, однако от идеи отказались.

Историческое название было восстановлено 13 января 1944 года. В 1977 году на Дворцовой площади были проведены значительные реконструктивные работы и выполнено декоративное мощение, асфальтовое покрытие заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по её углам.

20 августа 1991 года на Дворцовой площади прошёл стихийный митинг в знак протеста против действий так называемого ГКЧП СССР. В митинге участвовало около 100 тысяч человек.

Современный период

В ходе реставрации Дворцовой площади в 2001 году производились археологические исследования. В результате раскопок был найден фундамент флигеля Анны Иоанновны. В своё время он представлял из себя трёхэтажный дворец, возведённый по проекту Растрелли в 1746 году. В соответствии с планом реставрации площади фундамент был изучен, сфотографирован и вновь зарыт землёй. В качестве одного из вариантов рассматривалась идея оставить фрагмент фундамента для обозрения, закрыв его толстым прочным стеклом.

В 2006 году была выполнена реставрация Александровской колонны.

На Дворцовой площади с 1990-х годов проводятся концерты, ежегодные спортивные и общественные мероприятия:

Парад, посвящённый дню города.

Ежегодные международные легкоатлетические пробеги, такие как Пробег Пушкин - Санкт-Петербург и марафон Белые ночи.

Неофициальный праздник любителей бардовской песни проходит ежегодно 1 сентября у стен Зимнего дворца.

Концерты музыкантов. Сборный концерт во время Августовского путча ГКЧП (1991 год); блюзовый исполнитель Джо Кокер (15 сентября 2005 года); оперный тенор Пласидо Доминго (16 июня 2001 года); экс-Битлз Пол Маккартни (20 июня 2004 года); английский рок-певец Элтон Джон (6 июля 2007 года); британская рок-группа Роллинг Стоунз (28 июня 2007 года); немецкая рок-группа Скорпионз (13 июня 2007 год); юбилейный концерт Эдиты Пьехи (4 августа 2007 года); группа Машина Времени (23 сентября 2007 года; британский рок-музыкант Роджер Уотерс (6 июня 2008 года); английская поп-рок-группа Дюран Дюран (4 июня 2009 года); американская поп-певица Анастэйша (4 июня 2009 года); певица Мадонна, (2 августа 2009 года)

В ноябре 2007 года на Дворцовой площади был сооружён платный каток с искусственным льдом. Каток сразу же привлёк к себе внимание многочисленных общественных организаций города, которые протестовали против строительства катка, ограничивающего доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне, доступ к которым должен быть свободным. Каток был закрыт в марте 2008 года.

В 2005 году Алексей Ковалев представил Законодательному собранию Санкт-Петербурга законопроект «Об использовании Дворцовой площади при проведении массовых мероприятий». Предполагалось определить территориальные границы Дворцовой площади и установить правила по регулированию использования Дворцовой площади при проведении массовых мероприятий. Однако, законопроект не был поддержан собранием. В 2008 году после истории с катком было объявлено, что Всемирный клуб петербуржцев собирается разработать законопроект о статусе Дворцовой площади и допустимых параметрах ее использования.

Схема площади


1 - Зимний дворец.

2 - Здание штаба Гвардейского корпуса.

3 - Александровская колонна.

4 - Здание Главного штаба.

5 - Триумфальная арка Главного штаба.

6 - Адмиралтейство.

Формирование архитектурного ансамбля

Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль. Северной границей является фасад Зимнего дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. В центре установлена Александровская колонна. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса.

Постройка Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 году Зимнего дворца положила начало архитектурному ансамблю Дворцовой площади. Огромный вклад в формирование архитектурного облика внес К. И. Росси, доведя ансамбль до логического завершения. Возведение Росси в 1819-1829 годах здания Главного штаба с триумфальной аркой подчеркнуло парадный характер центральной площади Санкт-Петербурга. Классические колоннады фасадов нового здания образовали композиционное единство с барочными формами Зимнего дворца. Особенно эффектно было рассчитано Росси восприятие фассада дворца со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного штаба. Формирование ансамбля завершили сооружение в её центре Александровской колонны по проекту О.Монферрана и возведение здания Штаба Гвардейского корпуса по замыслу А. П. Брюллова.

Александровская колонна

Основная статья: Александровская колонна

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа

Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Проект был высочайше утверждён в 1829 году, монумент был открыт в 1834 году. Эскизные рисунки пьедестала выполнил О. Монферран. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда. Монолит розового гранита был изготовлен в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830-1832 годах. С большими сложностями он был перевезён из Пютерлакской каменоломни в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург. Монолит не закреплён и держится только силой собственного веса. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В 1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны.

Колонна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») - один из известнейших памятников Петербурга.

Зимний дворец

Основная статья: Зимний дворец

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко. С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. 29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество, было сложено вокруг Александровской колонны. В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. С июля по ноябрь 1917 года Зимний дворец служил местом заседания Временного правительства. В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца - Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли)

Здание штаба Гвардейского корпуса (дома 2-4)

С востока ансамбль Дворцовой площади замыкает фасад здания бывшего Штаба гвардейских войск, построенного в позднеклассическом стиле по проекту архитектора А. П. Брюллова в 1837-1843 годах. На этом месте с конца ΧVΙΙΙ века находилось здание Экзерциргауза, возведённое В. Бренной. Оно тянулось вдоль Миллионной улицы. В 1827 году был объявлен конкурс на проект строительства театра рядом с Экзерциргаузом, с единым «приличным» фасадом. Но затем от планов отказались.

Перед Брюлловым стояла задача замкнуть гигантский периметр, соединив несовместимое - барочное здание Растрелли с классическим зданием Росси. И он нашёл решение, поставив 4-этажное здание, которое и изящно, и гармонично, но при этом нейтрально.

Сейчас в здании Штаба Гвардейского корпуса находится штаб 6-й Ленинградской Краснознамённой армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

Здание Главного штаба (дома 6-10)

Основная статья: Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)

С юга площадь обрамляет здание Главного штаба, построенное в стиле ампир по проекту архитектора К. И. Росси в 1810-1829 годах. Здание состоит из трёх корпусов (два в восточной части и одно в западной), составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров, соединённых триумфальной аркой, которая является композиционным центром и открывает парадный въезд на площадь со стороны Большой Морской улицы. Венчает арку победная колесница Славы (архитекторы скульптур В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Ленинградскому военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Транспорт

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года открылся 1-й маршрут конно-железной дороги от Николаевского (ныне Московского) вокзала мимо Дворцовой площади до Стрелки Васильесвкого острова. Затем конки стали ходить от Дворцовой площади до 6-й линии Васильевского острова через Николаевский (ныне Благовещенский) мост. Первый рейс санкт-петербургского сухопутного трамвая стартовал 16 (29) сентября 1907 года от Александровского сада, а 11 ноября оттуда же отправился первый автобус по маршруту Александровский сад - Балтийский вокзал. После большого перерыва при советской власти 24 декабря 1926 года от площади было возобновлено движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) - Загородный проспект - площадь Восстания.

По состоянию на 1 января 2011 года никакой общественный транспорт через площадь не проходит. Ближайшие станции метро:

Станция «Невский проспект» на линииимеет выход на канал Грибоедова угол Невского проспекта. Эта станция является пересадочной на станцию «Гостиный двор» линиии пассажиры этой линии также могут воспользоваться этим выходом. Расстояние от выхода из метро до центра площади составляет около 800 м.

После запланированного на 2011 год открытия ближайшей станцией метро станет «Адмиралтейская», которая будет располагаться на линиимежду станциями «Садовая» и «Спортивная» с выходом на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Расстояние от выхода из метро до центра площади по прямой составит около 300 м, но с учётом особенностей расположения выхода из метро путь от одной точки до другой составляет 500 м.

На Дворцовом проезде есть остановка наземного общественного транспорта «Дворцовая площадь». На ней останавливаются автобусы социальных маршрутов № 7, 10, 24, 191 и ряда коммерческих маршрутов и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии



Похожие публикации