Самолет захваченный террористами летавший 3 дня. Террорист захватил пассажирский самолет авиакомпании EgyptAir

Первый захват самолета палестинцами был 23 июля 1968 г. Это был полупустой рейс Эль-Аль 426 из Рима в Тель-Авив. Террористы из лево-марксистской организации НФОП (Национальный фронт освобождения Палестины) захватили его и направили в Алжир. Алжирское правительство радостно их приняло, отпустило и отвезло за свой счет в Европу 23 пассажиров-неизраильтян, а остальных оставило заложниками. 27 июля они отпустили также женщин и детей, и осталось еще 12 заложников.

Они потребовали в обмен, чтобы Израиль освободил 1000 палестинских заключенных. Но, поскольку в переговорах, помино НФОП, принимало участие и правительство Алжира, оказалось, что можно оказать давление: международная ассоциация гражданских пилотов объявила о бойкоте Алжира. В Алжир перестали летать все самолеты. Они умерили требования и потребовали освобождения 16 заключенных. Соглашение было достигнуто, и все заложники благополучно вернулись. И даже самолет вернули.

Следующий захват был через год, 29 августа 1969 г. Самолет TWA 840 следовал рейсом Лос Анджелес-Нью Йорк-Рим-Афины-Тель-Авив. Два террориста, мужчина и женщина, сели в Риме, и потребовали, чтобы самолет летел в Бейрут. Видимо, они предполагали, что захватят на самолете Рабина - тогда израильского посла в Америке, действительно, летевшего в тот день, но другим рейсом. В течение полета террористы потребовали направить его в Тель-Авив, а затем, уже при посадке, велели повернуть и лететь в Дамаск.

Террористов было двое: 30-летний Салим Исауи и 23-летняя комсомолка-спортсменка Лейла Халид, руководившая операцией. Ее фотография, сделанная в Дамаске знаменитым фоторепортером Эдди Адамсом, обошла весь мир и до сих пор исключительно популярна у палестинцев. В Дамаске сирийские власти немедленно отпустили экипаж и всех пассажиров, кроме 6 израильтян - 4 женщин и 2 мужчин. Назавтра отпустили и 4 женщин, а двух мужчин оставили заложниками. Террористов задержали ненадолго, но отпустили в середине октября, а двих израильтян держали уже сирийцы - до декабря, когда их, вместе с двумя израильских летчиками, сбитыми над Суэцким каналом, обменяли на 71 египетского и сирийского военнопленного.


Граффити с портретом Лейлы Халед на разделяющей стене около Бейт-Лехема.

Лейла Халед сделала несколько пластических операций, и через год, неузнанная, предприняла еще одну попытку захвата самолета. 6 сентября 1970 г. 4 террориста должны были сесть в самолет Эль-Аль 219 (Тель-Авив-Амстердам-Нью Йорк). Двух из них, летевших по сенегальским паспортам последовательными номерами, охрана не пропустила, а двое других - никарагуанец-сандинист Аргюэло и Лейла Халид - поднялись на борт. Когда они попытались захватить самолет, летчик принял беспрецендентное для гражданской авиации решение - перевел самолет в пике, все попадали, и в суматохе охрана симела подстрелить Аргюэло и обезвредить Лейлу Халид. Самолет сел в Хитроу, Лейлу передали английским властям.

В то же время было захвачено еще несколько самолетов: TWA 741 (Тель-Авив-Афины-Франкфурт-Нью Йорк); Swissair 100 (Цюрих-Нью Йорк). Самолеты были направлены на старый английский аэродром Доусон Филд на севере Иордании, около Ирбида. Аэропорт находился под контролем НФОП, переименовавшими его в аэропорт Революции.

Двое с сенегальскими паспортами, не пропущенные на Эль-Аль, сели на Pan Am 93 (Брюссель-Амстердам-Нью Йорк) и захватили и его и направили в Каир: это был Боинг 747, и наземные службы не были уверены, что он может сесть в Доусон Филд. Террористы заминировали самолет и подожгли бикфордов шнур, пока самолет ехал по посадочной полосе. Командир корабля Джон Ферруджо объявил пассажирам:
"Now hear this and hear it good. When this plane comes to a complete stop...don’t wait for me, don’t wait for the captain, and don’t wait for Jesus Christ. We are going to evacuate this plane, like right now."

Pan Am 93 после взрыва

Все пассажиры эвакуировались меньше чем за 1.5 минуты. Капитан, как положено, покинул корабль последним, за несколько секунд до взрыва. Никто не пострадал. Египетские власти арестовали террористов и отпустили всех заложников.

Террористы собрали пресс-конференцию и сообщили, что они отпускают всех пассажиров, за исключением граждан Америки, Израиля, Швейцарии и ФРГ. От двух последних требовалось отпустить нескольких палестинских заключенных. 9 сентября был захвачен еще один самолет - BOAC 775 (Бомбей-Бахрейн-Бейрут-Лондон), он тоже прилетел в Доусон Филд. От англичан потребовали освободить Лейлу Халед.

Германия и Швейцария немедленно объявили о согласии отпустить арестованных (Англия через несколько дней -тоже), но под давлением Никсона заморозили переговоры до общего решения. Американцы готовили военную операцию, но одновременно по дипломатическим каналам давили с одной стороны на короля Хусейна, чтобы он начал военную операцию против фидаинов, а с другой - на Арафата, который в этот момент готовился к захвату власти в Иордании и не хотел превращаться в глазах Запада в патентованного террориста. Сложные тройные переговоры закончились тем, что террористы перевели всех заложников, кроме ~60 евреев, независимо от гражданства, в гостиницу в Аммане, находившуюся под контролем Арафата, а евреев вывели из самолетов и увели в неизвестном направлении. Самолеты взорвали.

После еще нескольких дней переговоров и одновременно военных действий короля Хусейна против НФОП, Израиль под давлением американцев пообещал выпустить значительное число палестинцев (не сразу, чтобы это не выглядело, как уступка), а через некоторое время, а НФОП - отпустить всех заложников. Никто не пострадал.


Лейла Халед прилетела в Дамаск. Через некоторое время она вышла замуж, и по сей день живет в Аммане. Король Хуссейн обусловил ее проживание в Аммане полным отказом от политической деятельности, что она и выполнула. Она, разумеется, продолжает стричь купоны с былых подвигов, выступает то перед шведскими коммунистами, то еще перед кем. Недавно сказала, что ДААШ - агенты мирового сионизма.

Самым главным следствием захвато самолетов было то, что король Хусейн получил от американцев карт-бланш на сколь угодно жестокую расправу с палестинскими организациями. Гражданская война, называющаяся "Черный сентябрь", продолжалась в действительности еще почти год. Но об этом подробнее напишу в другом посте.

Первый, получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР произошел 15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24. Они убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция).
Угон Ан-24
15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми-Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.
Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью.

Стюардесса Надежда Курченко
19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.

Мемориал Надежды Курченко
Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.
- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, - рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. - Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (...) Самолёт кидало влево-вправо - летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.
Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.


Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.
Георгий Чахракия - Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», - А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы - самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.
В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.


Альгирдис (крайний слева) и Пранас (крайний справа) Бразинскасы
В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.
Захват Ту-134 в Уфе
20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе.
Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что проехать его им не удастся.
Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.


Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте
Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах.


Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта заняла не более шести секунд.
По делу были арестованы шесть человек, в том числе Коновал, Ягмурджи и четверо солдат за укрывательство преступления. Военный трибунал приговорил оставшегося без одной ноги Сергея Ягмурджи к высшей мере наказания - расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Остальные четверо были приговорены к различным срокам лишения свободы от 2 до 6 лет.
Угон истребителя МиГ-29 в Турцию
В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного.


В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них.
После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.


Александр Зуев. Аэропорт Трабзона. Первые минуты на чужой земле
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США. Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».


На память о «Буре в пустыне»: американские военные летчики Ник Монгилло и Чак МакГилл со своим главным тактическим консультантом Зуевым.
Угон Миг-25
6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил политическое убежище в США.

Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США.


Советский истребитель МиГ-25 сразу после посадки «вне расписания» в аэропорту Хакодате. Человек рядом с самолетом - пилот, ст.лейтенант В.И.Беленко.
Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета.

Снимок с воздуха. Самолет выкатился за полосу примерно на 200 метров, т.к. Беленко посадил его уже на середину полосы. Хорошо видна тормозная колея самолета.
Вывод был однозначен - посадка на территории вражеского государства была умышленной. Сам Беленко оказался без ума от жизни в Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что продавались у него на Родине.
Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега, морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания «свой-чужой».


Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Семья Овечкиных
8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь Симеонов», их матери и сестер.


Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области.


Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб только один из братьев.


Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи - Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь.


Ольга Овечкина на суде
Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей.

В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц (вместо Овечкиных - Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» - «Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет отдалённое отношение к реальности.
Овечкиным фильм не понравился.
Угон самолета Ту-154 в Пакистан
19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.
15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла.


Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.
Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР.
20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара.
В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана.
Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор - 15 лет лишения свободы.



сайт вспоминает пять самых ярких историй воздушного пиратства.

Угон самолета Boeing 727, 1971 год

24 ноября 1971 года, в канун Дня благодарения, некто, представившийся Д. Б. Купером (как он выглядел, до сих пор известно только по портрету полицейского художника, составленному со слов пассажиров), летевший рейсом из Портленда, штат Орегон, в Сиэтл, передал стюардессе записку. Требования его были просты: выкуп $200 тысяч в 20-долларовых купюрах, 2 парашюта, дозаправка и вылет из Сиэтла. Для убедительности он даже показал стюардессе портфель с бомбой.

Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера

Бомбу признали настоящей, после посадки требования были выполнены: при погашенных в салоне огнях, на дальней рулежной дорожке одинокий сотрудник аэропорта принес деньги и парашюты. Купер выпустил всех пассажиров (36 человек) и одну из стюардесс, самолет заправили, и он снова поднялся в воздух.

Угонщику Куперу удалось получить выкуп в $200 тыс. и остаться неизвестным


Через некоторое время после взлета Купер открыл хвостовую дверь самолета и выпрыгнул. С тех пор его больше никто не видел: ни самого угонщика, ни его тело, ни парашют, ни сумку с деньгами так и не нашли. Правда, в 1980 году на берегу реки отец и сын Ингрэмы обнаружил пачку 20-долларовых банкнот: серийные номера совпали с теми, что были в выкупе. Для многих это послужило доказательством того, что Купер все-таки погиб во время прыжка.

Захват Airbus A300, 1976 год

27 июня 1976 года лайнер авиакомпании «Air France» был захвачен террористами, представлявшими две организации — немецкую группу «Революционные ячейки» и Народный фронт освобождения Палестины. Самолет был угнан в Уганду, город Энтеббе. 58 пассажиров, граждан Израиля, были оставлены в заложниках. Не израильтян террористы отпустили. Террористы выдвинули требование: освободить более 50 боевиков, которые находились в тюрьмах.



Аэропорт Энтеббе

3 июля 1976 года была начата операция по спасению заложников. Командовал операцией Дан Шомрон, его ближайшим помощником был Йонатан Нетаньяху. Наземный этап начался около 23:00. Бойцы Нетаньяху, лица которых были выкрашены в черный цвет, на черном «Mercedes» подъехали к воротам КПП и бесшумно нейтрализовали охрану. Через несколько минут в аэропорту Энтеббе завязалась перестрелка. Первыми были уничтожены террористы-немцы, затем один за другим были убиты боевики-палестинцы. Перестрелка длилась 1 минуту 45 секунд, израильские коммандос преследовали террористов, пока все они не были ликвидированы (по другим данным — троих террористов удалось захватить живыми). Двое заложников были убиты, несколько человек получили ранения. Позже в бой вступили угандийские солдаты, Йонатан Нетаньяху был смертельно ранен.

Из 260 человек, находившихся на борту А300, 256 вернулись домой


Бойцы израильских спецподразделений уничтожили российские МиГи, которые находились в аэропорту, чтобы не допустить преследования. При этом попытка сопротивления со стороны угандийских солдат была подавлена (в общей сложности, погибли до 45 угандийцев). Был также демонтирован радар советского производства. Уже через 53 минуты после приземления десанта в Энтеббе первый C-130 Hercules с освобожденными заложниками вылетел в сторону Кении. Вскоре в воздух были подняты и все остальные самолеты. 4 июля, после дозаправки в Найроби, самолеты с освобожденными заложниками приземлились в Израиле. Операция «Шаровая молния» была завершена.

Захват Ту-134 в Уфе, 1986 год

20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-134. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе. Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами воздушного судна, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолет за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись недалеко от него, они поняли, что проехать его им не удастся. Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.

Вся операция по освобождению Ту-134 заняла не более шести секунд


Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию летного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолет Ту-134, следовавший маршрутом «Киев — Уфа — Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолета, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.



Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте

Дезертиры потребовали немедленного взлета самолета и отлета за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолету прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах. Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему ее ампутировали. Вся операция по освобождению самолета заняла не более шести секунд.

Попытка угона Ту-154, 1988 год

8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев, музыкантов джаз-бэнда «Семь Симеонов», их матери и сестер. Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил их, что нужна дозаправка воздушного судна. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области. Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу.

С целью бегства из СССР семья Овечкиных захватила Ту-154


В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, от взрыва которой погиб только один из братьев. Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.



Семья Овечкиных, 1985 год

Угон самолета A300 в Алжире, 1994 год

24 декабря 1994 года около 11:00 группа террористов из четырех человек, вооруженных автоматами и ручными гранатами, захватили в аэропорту Алжира принадлежащей французской авиакомпании самолет Airbus A300. Террористы, оказавшиеся членами местной террористической организации «Вооруженная исламская группа», на протяжении несколько лет ведущей вооруженную борьбу с алжирскими властями, предъявили свои требования. В их число входило освобождение одного из арестованных исламистских лидеров, а также разрешение вылететь во Францию. Власти Алжира не хотели идти на переговоры, поэтому террористы убили двух пассажиров — алжирского полицейского и торгового атташе посольства Вьетнама в Алжире. Однако и после этого алжирские власти более суток не хотели давать разрешение на вылет самолета.


Ситуация изменилась около 21:00 25 декабря, когда после соответствующих угроз террористы убили повара посольства Франции в Алжире, французского гражданина. После этого французские власти оказали на алжирцев дипломатическое давление, и ночью 26 декабря самолет вылетел в Марсель. По прибытии террористы отпустили 63 пассажиров из 240 находившихся на борту и вступили в переговоры с французами. В ходе переговоров они потребовали заправки самолета для последующего перелета в Париж, где они собирались устроить пресс-конференцию, а затем вылететь в одно из ближневосточных государств и отпустить заложников. Однако к тому времени французские спецслужбы через свою агентуру в Алжире выяснили, что в планы террористов входил взрыв воздушного судна непосредственно над Парижем.



Airbus A300B2−1C борт F-GBEC за 12 лет до захвата

После это о выполнении условий террористов не могло быть и речи. Было принято решение штурмовать самолет, тем более что две антитеррористические группы уже были наготове. К тому же террористы уже начали терять терпение и выдвигали различные ультиматумы. Штурм начался в 17 часов 17 минут, бойцы антитеррористических подразделений были разделены на три штурмовые группы, еще восемь снайперов должны были прикрывать и поддерживать товарищей огнем с дистанции. Три штурмовые группы начали приближаться к Airbus A300 с тыла на авиационных трапах, стараясь держаться в так называемой «слепой зоне», в которой они были недоступны для огнестрельного оружия с борта самолета. Тем не менее, они были замечены террористами, которые тут же укрылись в кабине пилотов.

Первая штурмовая группа из восьми бойцов проникла в самолет через правые передние двери, приняв на себя огонь террористов. Пока в передней части самолета шла ожесточенная перестрелка, в том числе с применением ручных гранат, вторая штурмовая группа из шести бойцов проникла в самолет через левые задние двери. Члены группы приказали пассажирам лечь на пол, одновременно проверяя помещения салона на предмет спрятавшихся в них или среди заложников террористов. Немного позже третья штурмовая группа, также из шести бойцов, попала в самолет через правые задние двери, после чего они активировали аварийные «рукава» для эвакуации пассажиров. Затем началась эвакуация заложников, занявшая четыре минуты (за это время борт покинуло около 170 человек). После получения подтверждения, что пассажиры покинули самолет (трое заложников из числа членов экипажа оставались в кабине пилотов) было дано указание снайперам усилить огонь по кабине пилотов. В результате перестрелки к 17 часам 35 минутам все четыре террориста были уничтожены. Вся операция заняла 18 минут. В итоге, ранены были 16 заложников (из них трое членов экипажа) и 9 бойцов штурмовых групп. Ни один человек в ходе операции, не считая террористов, не погиб.

Утром во вторник, 29 марта, гражданин Египта Саиф эль-Дин Мустафа захватил самолет, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и потребовал посадить его в Ларнаке. В противном случае захватчик угрожал взорвать «пояс смертника» (впоследствии выяснилось, что это муляж). Мустафа требовал встречи с бывшей женой, которая живет на Кипре, затем у него , но в итоге решил сдаться. Впрочем, в 85-летней истории захватов самолетов бывало и не такое…

Сегодняшний захват самолета стал как минимум 130-м зарегистрированным случаем угона гражданских судов.

Первая попытка угона самолета состоялась в Перу 21 февраля 1931 года, сообщал «Коммерсант». Группа перуанских повстанцев захватила американского летчика Байрона Ричардса, приказала ему поднять в воздух «Форд Тримотор» и взять курс на Лиму, чтобы всего-навсего сбросить над столицей листовки. Ричардс лететь отказался, его арестовали, но спустя несколько дней революция победила и пилота отпустили. На этом идиллическая история авиационных захватов заканчивается.

В следующем году, 25 сентября 1932, состоялся первый в истории вылет угнанного самолета. Три бразильских революционера (Конституционалистская революция) захватили в ангаре неподалеку от города Сан-Жуа́н-ди-Мери́ти на юге страны двухмоторный самолет Сикорский S-38, взяли одного заложника и взлетели. Самолет рухнул вскоре после взлета. Как сообщали бразильские историки, никто из взлетевших не был профессиональным авиатором.

16 июля 1948 год состоялся первый в мире «коммерческий» угон .
Гидросамолет под названием «Мисс Макао», принадлежавший Cathay Pacific Airways, совершал рейс между Макао и Гонконгом. Группу захватчиков возглавил Чиу Ток, китаец, родившийся в Мексике и получивший удостоверение пилота на Филиппинах. Его сообщниками стали родственники, крестьяне, продавшие свои рисовые поля, чтобы вложить их в «стартовый капитал» - купить билеты на самолет.

Преступники знали, что в самолете летит много богатых людей, и планировали взять их в заложники для выкупа. Кроме того, в багаже регулярно перевозили золото. Угонщики не учли только, что экипаж самолета, состоявший из американских пилотов, прошедших Вторую мировую, окажет сопротивление. Пилоты в итоге были убиты, но Чиу Ток не успел взять самолет под контроль: он ушел в штопор и рухнул в море. Местные рыбаки смогли спасти только одного из летевших на борту, им оказался захватчик по имени Вон Юмань. Угонщик провел три года в заключении, но затем его депортировали в Китай, где следы его затерялись.

22 октября 1956 года произошел первый захват самолета на высоком государственном уровне. В мае 1955 года правительство Франции приняло решение о начале операции под названием «Вне игры». Целью была ликвидация руководителей алжирского Фронта национального освобождения, который за несколько лет до этого начал борьбу за независимость страны от Франции. В течение нескольких месяцев, как утверждает журнал L’Opinion, попытки «убрать» руководителей Фронта заканчивались неудачей французских спецслужб.

И вот 16 октября 1956 представился уникальный случай: как выяснили агенты, на борту компании Air Atlas, летевшем из Рабата в Тунис, оказались сразу 5 высших руководителей Фронта. К тому же один из пилотов был французом, а стюардесса - давней сотрудницей французской разведки. В итоге пилот уговорил остальных членов экипажа согласиться на предложение французских властей и посадить самолет в аэропорту Алжира, где под радостный возглас стюардессы «Добро пожаловать в Тунис!» в самолет ворвались французские спецназовцы. Пятерых руководителей Фронта национального освобождения отправили во Францию, где они просидели в заключении пять с лишним лет. Но в итоге операция не принесла французским властям ничего хорошего: Франция стала жертвой международного скандала, заключенные превратились в политических узников, а Алжир вскоре обрел независимость.

23 июля 1968 года состоялся удачный для террористов захват израильского самолета - событие, кардинально изменившее подход израильских властей к обеспечению безопасности полетов. Трое боевиков «Народного фронта освобождения Палестины» (НФОП) захватили «Боинг-707» израильской авиакомпании «Эль Аль», следовавший из Рима в Тель-Авив, посадили его в Алжире и продержали вместе с заложниками сорок дней, пока израильтяне не освободили 12 арестованных «борцов за свободу Палестины».

Среди нападавших было два знаковых персонажа, которым затем удалось поучаствовать еще в нескольких захватах самолетов. Патрисио Аргуэльо - никарагуанский революционер, террорист, гражданин США, два года спустя участвовал в «акции» 6-8 сентября, когда палестинские террористы захватили сразу 4 самолета. Аргуэльо был застрелен сотрудником службы безопасности той же компании «Эль Аль» на борту первого захваченного самолета, летевшего из Тель-Авива в Нью-Йорк. Террорист успел бросить в проход гранату, которая, к счастью, не взорвалась.

Пассажирам удалось обезвредить постоянную напарницу убитого, Лейлу Халед, участницу НФОП, «первую палестинскую девушку с обложки», как ее называл журнал Time.

Пилот совершил экстренную посадку в аэропорту Хитроу, террористку арестовали, но уже 1 октября британские власти обменяли ее на других заключенных. Халед продолжила заниматься «борьбой за освобождение Палестины», стала членом Палестинского национального совета, а в 80-е ушла со «сцены», вышла замуж, родила двоих детей и уехала жить в Иорданию. До 2002 года Халед регулярно ездила в Великобританию, пока ей не отказали в визе.

15 октября 1970 года состоялся первый угон самолета в истории СССР. Пассажирский лайнер Ан-24Б, летевший рейсом «Батуми - Сухуми», был захвачен 45-летним советским гражданином Пранасом Бразинскасом в компании с 15-летним сыном Альгирдасом. Захватчики потребовали посадить самолет в Турции. Стюардессу, 19-летнюю Надежду Курченко , убили после того, как она попыталась предупредить пилотов о нападении. Самолет приземлился в Трабзоне, где в ходе штурма захватчиков удалось арестовать.

Но турецкие власти отказались выдавать их Советскому Союзу, и в итоге они отделались легкими наказаниями. Старшего Бразинскаса турецкий суд приговорил к 8 годам заключения, младший получил 2 года. Впрочем, через два года оба вышли по амнистии и оказались в США. В феврале 2002 года сын, который часто ссорился с отцом, убил его (по разным источникам - то ли гантелей, то ли битой).

Погибшая стюардесса Надежда Курченко стала прототипом главной героини советского фильма «Абитуриентка» (1973), ее именем названы улицы.

24 ноября 1971 года состоялся самый загадочный захват самолета. Высокий гражданин лет сорока пяти купил на фамилию Купер билет в аэропорту Портленда на рейс авиакомпании Northwest Orient, вылетавший в Сиэтл. В самолете были пять членов экипажа и 37 пассажиров. Сразу после взлета Купер передал записку стюардессе, в которой под угрозой взрыва бомбы потребовал 200 тысяч долларов, два парашюта и автозаправщик в аэропорту прибытия. Угонщик запретил сажать самолет, пока все его требования не будут выполнены, поэтому «Боинг» два часа кружил над аэропортом Сиэтла. В это время Купер попивал виски и мило болтал со стюардессой. Кстати, за все выпитое он затем расплатился, а сдачу оставил стюардессе на чай.

После того, как были переданы деньги и парашюты, а самолет дозаправили, Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу, с которой болтал, оставив в заложниках вторую бортпроводницу, а также бортинженера и двух пилотов.

После взлета Купер попросил стюардессу уйти в кабину пилотов и закрыть за собой дверь. Через 20 минут индикатор на приборной доске показал, что дверь самолета открыта. Самолет благополучно приземлился через пару часов. Купер, которого так никогда не удалось найти ни живым, ни мертвым, обрел множество поклонников в Соединенных Штатах. После него были другие авиаугонщики, пытавшиеся точно так же уйти с деньгами, выпрыгнув с парашютом, но все они плохо кончили.

24 декабря 1994 года произошел угон самолёта A-300 в Алжире. Этот захват называют предтечей терактов 9/11 . Четверо боевиков алжирской «Вооруженной исламской группы» захватили Airbus A300 авиакомпании Air France, на борту которого было 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы планировали направить самолет на Париж и взорвать его над Эйфелевой башней или над башней Монпарнас.

26 декабря самолет совершил посадку в Марселе для дозаправки, где его штурмовали бойцы французского спецназа, которые подобрались к самолету, спрятавшись в трапах. В результате штурма все террористы были убиты, никто из заложников не погиб (три человека погибли от рук террористов ранее).

Главным героем штурма стал спецназовец Тьерри Прюньо (Thierry Prungnaud), который убил одного террориста, ранил другого, а сам выжил чудом, получив 7 ранений и контузию от взрыва гранаты. В госпитале Прюньо перенес остановку сердца, ему сделали серию операций. Несколько пуль от «Калашникова» так и остались у него в теле. В 2011 году по мотивам этого угона французы сняли фильм «L’Assaut» («Штурм»).

Наконец, последний сумасшедший и бессмысленный захват самолета произошел 23 марта 2015 года. Airbus A320 авиакомпании Germanwings, в котором находились 150 человек, в 10:01 вылетел из Барселоны, чтобы в 11:55 приземлиться в Дюссельдорфе. В 10:32, пролетая над Альпами, самолет начал снижение с высоты 11400 метров и в 10:41 разбился на высоте 1500 метров в горном массиве Три епископства недалеко от французского городка Барселоннет.

В день трагедии появились первые предположения, что второй пилот Андреас Любиц заперся в кабине и умышленно направил самолет на горы. Позже они . Эксперты рекомендовали усилить медицинский контроль пилотов.

Ищете интересный фильм про террористов в самолете? В этой статье представлены лучшие фильмы по этой теме. Некоторые из них основаны на реальных событиях. Такие картины заставляют зрителя полностью направить свое внимание на происходящее во время теракта.

Зритель как бы становится участником событий, сопереживая заложникам. Фильмы с этим сюжетом вызывают массу эмоций и очень хорошо запоминаются. Такое кино снимают в разных жанрах. Но из-за специфики сюжета преимущественно это такие жанры: триллер, криминал и боевик.

Этот фильм был снят в 1997 году, но до сих пор не утратил своей актуальности. Действие картины начинается с того, что генерала, установившего в стране террор с целью восстановить СССР, поймали сотрудники американского спецподразделения. Впоследствии его приговорили к тюремному заключению. Президент США прилетел в Россию, где произнес свою речь, посвященную теме борьбы с терроризмом. После визита в Россию президент отправился на самолете в США. На борту была его семья и администрация Белого дома. Во время перелета, в воздухе, авиалайнер был захвачен российскими террористами. Они взяли пассажиров в заложники и стали требовать освобождения пойманного генерала. Сотрудники спецслужб собирались эвакуировать президента с помощью специальной спасательной капсулы, однако, он отказался от этого и продолжил бороться против террористов, чтобы спасти жизни своим близким и спасти будущее своего народа.

«Потерянный рейс»

Это еще один фильм про захват самолета террористами. Он был показан впервые в 2006 году. Снят на основе реальных событий. В основе сюжета теракт, совершенный 11 сентября 2001 года. В кинокартине показан захват террористами одного из 4-х авиалайнеров, которые были захвачены в тот трагический день. Почему для фильма выбрали именно этот самолет из всех 4-х? Потому что он был единственным, где сопротивление и действия пассажиров помешали террористам реализовать их планы.

В тот день самолеты разбились и забрали с собой тысячи жизней невинных людей. В отличие от многих кинокартин о терактах, где акцент делается на спецэффекты и агрессивное поведение захватчиков, в этом фильме показаны последние несколько часов жизни пассажиров, которые находились на борту авиалайнера. Показано, как им удалось противостоять террористам, и как они себя вели, зная, что скоро погибнут.

«Воздушная тюрьма»

Продолжая список фильмов про захват самолета террористами, нельзя не упомянуть это кино. Фильм был снят в 1997 году. Он повествует о герое, который был приговорен к тюремному заключению из-за неумышленного убийства. К концу срока заключения он оказался на борту авиалайнера, предназначенного для транспортировки опасных преступников. Однако воздушное судно оказывается захваченным группой преступников. В этой ситуации главный герой берет на себя ответственность за жизни всех пассажиров. В фильме показано много трудностей, которые возникали перед главным героем на протяжении всего захвата и попыток спастись.

«Приказано уничтожить»

Это кино сняли в 1996 году в США. Жанр – приключения с элементами триллера и боевика. Начинается фильм с того, что террористы из Палестины захватили Боинг-747. В авиалайнере установлена бомба, которая в случае взрыва способна уничтожить все население восточного побережья США. Для того чтобы спасти жизни пассажиров и не дать террористам взорвать бомбу, сотрудники спецподразделения должны выполнить крайне сложную задачу. Им предстоит перейти с борта их самолета на борт захваченного авиалайнера прямо в воздухе. В фильме показано, как агенты пытаются проникнуть в захваченный самолет на высоте 5 миль над землей. Эта операция должна проходить скрыто и очень быстро, пока военные не отправили ракету для уничтожения захваченного авиалайнера.

«Воздушный маршал»

Это относительно новая кинокартина, премьера которой состоялась в 2014 году. Жанр – боевик, детектив и триллер. Сюжет следующий. На самолете, который совершает перелет между континентами, за безопасность и жизнь пассажиров отвечает маршал. В какой-то момент он получает сообщение от террористов, которые планируют взорвать авиалайнер. Террорист все так подстроил, что виновником в начатом крушении самолета считают самого маршала. Сотрудники спецподразделений начинают охотиться за маршалом, который понимает, что единственный шанс спастись – спасти жизни десяткам людей и представить террориста властям, не дав самолету разбиться.

«Пассажир №57»

Это фильм 1992 года. Жанр: триллер, криминал, боевик. Фильм повествует о захвате авиалайнера опасным преступником, которому удалось освободиться от конвоя и захватить власть в свои руки. Но злоумышленнику не повезло: на борту оказался сотрудник службы безопасности, который сделает все, чтобы преступнику так и не удалось выполнить свой план.

«Аварийная посадка»

Это кино 2005 года с очень увлекательным и волнующим сюжетом. Военный летчик, который чудом выжил после авиакатастрофы, соглашается выполнить простое задание. Он должен сопровождать дочь миллиардера, которая осуществляет перелет с компанией друзей в Австралию. Однако пустяковое задание оказывается намного сложнее и опаснее, чем казалось. Самолет захватывают террористы. В перестрелке авиалайнер повреждается и требуется срочно совершить посадку. Летчик понимает, что единственный шанс выжить и спасти пассажиров – совершить аварийную посадку в глухих джунглях. Пока он принимает это решение, в баках заканчивается топливо, и самолет падает прямо на огромный валун. Выживут ли пассажиры, зависит только от летчика.

«Схватка в воздухе»

Фильм 1999 года, который повествует об убийце и вымогателе, долго разыскиваемом агентами ФБР. Когда убийца был пойман, его отправили в Нью-Йорк на самолете. В городе ему должны были вынести приговор. Однако в процессе перелета из-за технических неполадок авиалайнер начал терять высоту. Воспользовавшись сложившейся ситуацией и паникой людей, находящихся на борту, преступник освобождается от конвоя и берет одну из стюардесс в заложницы. Захватив управление самолетом в свои руки, преступник принимает решение направить неисправный авиалайнер на город. Агенты ФБР пытаются обезвредить преступника с земли, чтобы спасти сотни невинных людей.

«Воздушный патруль»

Данная кинокартина была впервые показана в 2003 году. Главный герой после многолетней службы в спецподразделении становится тайным агентом безопасности, сопровождая пассажиров на авиалайнерах. Имея большой опыт работы, он приучен быть готовым к любым внештатным ситуациям. Но агент даже не предполагал, что его боевой опыт пригодится ему во время очередного перелета. Когда он сопровождал пассажиров и, в частности, известного сенатора, летящего из Европы в Америку, спустя несколько минут после взлета авиалайнер захватили террористы. Захватчики угрожали направить самолет на лайнер в океане. Однако бандиты тогда еще не знали, что на борту есть человек, который способен разрушить их планы. Бывший сотрудник спецподразделения понимает, что от его действий зависят жизни всех пассажиров. Поэтому он готов сделать все, чтобы помешать безумным захватчикам.

Вконтакте



Похожие публикации