Ат-баши. Зона «Ат-Баши Ат баши

). Длина 135 км, высота до 4786 м. Сложен метаморфическими сланцами, песчаниками, известняками, вулканическими породами. Ледники (общ. пл. 150 км²). Субальпийские и альпийские луга.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .


Смотреть что такое "Ат-Баши" в других словарях:

    - (тур. от basch голова, и busuk портить). Иррегулярное турецкое войско, составляющее род ополчения. В переносном смысле означает человека грубой наружности, безжалостного грабителя и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …

    Баши Ачук: Баши Ачук (повесть) Баши Ачук (фильм) … Википедия

    - (тур. basch голова). В соединении с другим словом означает: начальник, главный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАШИ тур. basch, голова. Стоя впереди какого либо слова, означает начальника.… … Словарь иностранных слов русского языка

    баши - ей, мн. bache f. Парусинные чехлы, брезенты. Мак. 1908. В той же зале <экипажей> выставлены непромокаемые баши для товараных вагонов, г. Остериде, набивнаго фабриканта (в Москве). ОЗ 1858 12 2 257 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Баши Ачук. Баши Ачук ბაში აჩუკი … Википедия

    Деревня Баши груз. ბაში Страна ГрузияГрузия … Википедия

    Баши джабылган арбаз - Арбаз. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

    - (тур. Hahambaşı; араб. حاخامباشی‎‎, также Хахамбаши, Хахам баши) титул главного раввина в Османской Империи и в современной Турции. «Хахам» с ивритского «мудрец», «баши» с турецкого «главный». Содержание 1 История … Википедия

    Мечеть Мечеть Баня Баши Вид на … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Карасу Баши (значения). Карасу Баши Координаты: Координаты … Википедия

    Суган-Баши - Вершина Восточного Кавказа, Суганский хребет в районе Дигория. Высота 4447 метров. Маршруты 1. Суган Баши по Северо Западному гребню, 3Б 2. Суган Баши по Северо Восточному гребню, 3Б 3. Суган Баши по Юго Восточному ребру, 5А 4. Суган Баши по… … Энциклопедия туриста

Книги

  • Баши-Ачук , Акакий Церетели. Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу «Баши-Ачук» – историческую повесть Акакия Церетели (1840–1915), выдающегося грузинского поэта, писателя, мыслителя, общественного деятеля и просветителя,…

Одно из интереснейших мест Нарынской области - долина рек Ат-Баши и Джал-Джер. Джал-Джер - это по сути верховья Ат-Баши, просто названия разные.

Планировать путешествия по этим местам лучше с обязательно ночевкой в Нарыне. Выезжать из Нарына часов в шесть утра, тогда есть шанс вернуться туда же до заката.

Когда мы первый раз поехали в эти места, мы сначала доехали по трассе до поселка Ат-Баши, там внутри населенного пункта переправились на левый берег реки (Ат-Баши) и по левому берегу поехали в верховья реки на восток.

Не советую повторять этот маршрут. Если до Ат-Баши еще относительно нормальная дорога (привычно раздолбанная в хлам трасса Бишкек-Торугарт, но проехать можно), то от Ат-Баши по левому борту реки в верховья дорога идет просто выбешивающая своими рытвинами и ямами. По ней - сплошные населенные пункты. И если между ними асфальта нет, и грунтовка худо-бедно проезжаема, то в самих айылах с советских времен осталось какое-то подобие асфальта. И это страшно. Потому как ехать по прямой нельзя, асфальт лежит кусками, и ты только и делаешь, что уворачиваешься от ям. Времени на такое маневрирование теряется очень много.

Между населенными пунктами левого берега Ат-Баши, недалеко от самого Ат-Баши попадаются достойные фотографии сюжеты:


Было бы романтично, если бы не было печально. Остатки советской фермы:


Ну, и красивые сельские тёлки. Как же без них:


Вырвавшись из плена населенных пунктов, доезжаете до моста через Ат-Баши. Первый раз мы там были в начале июня, и по мосту постоянно гнали скот:


Так вот, мой совет всем, кто хочет поехать в верховья Ат-Баши / Джал-Джера. Не доезжайте до поселка Ат-Баши, сворачивайте налево сразу как пройдете горную гряду после Нарына. Ориентир - огромная статуя лошади с надписью «Ат-Баши». Вот от нее надо свернуть налево.

Дорога там гораздо приличнее, чем на том берегу реки. Хорошо укатанная грунтовка:


По дороге - всего один поселок (Ак-Муз). Это - фото из одного двора там:


В остальном до того самого моста, на фото сверху, дорога очень ровная и доехать до переезда на левый берег можно в два-три раза быстрее, чем если сначала мотать в поселок Ат-Баши. Виды на левый берег тоже классные:


После того, как вы переберетесь на левый берег по тому самому мосту, рекомендую вернуться на полкилометра вниз по течению реки (по левому берегу). Там будет высокая точка, с которой открывается много достойных фотографирования видов:



Едем дальше. Хребет Ат-Баши сходит на нет (фото снизу), и дорога раздваивается. Поедете правее - начнете быстро набирать высоту, и через какое-то время попадете в Аксайскую долину. Правда, попадете вы туда только при наличии пограничного пропуска: там стоит пост. Мы же едем налево и поднимаемся вдоль реки Ат-Баши все выше и выше.






Река Ат-Баши в августе (когда это снимали) - маловодная. Но по широкому руслу видно, что иногда она наполняется гораздо серьезнее.




По дороге в верховья Джал-Джера попадаются сотни сурков-свистунов. У них под землей вырыты целые города. Посвящу им отдельный пост, здесь фотки ставить не буду.

По мере того, как мы поднимаемся вверх, дорога превращается из грунтовки в полевку. Не дай Бог оказаться здесь после дождя: проехать будет невозможно.


Склоны гор, спускающиеся к реке Джал-Джер, обрываются очень драматично:


Это наш летний караван:



Кругом полно лошадей на выпасе. Название района оправдывает себя.


Ну вот, это уже обратный путь.


После поселка Ак-Муз, не доезжая до магистральной трассы, по дороге попадается множество кладбищ.




В вечернем свете дорога очень живописная:


Если не экстремальничать и не уезжать совсем высоко - до четырехтысячных высот (мы развернулись где-то на 3,200), то можно вернуться в Нарын к ужину. Идеальное путешествие одного дня.

Общие сведения о маршруте

Нитка маршрута

ущ. Таш-Рабат – пер. Таш-Рабат (3964) – оз. Чатыр-Коль – пер. Кок-Айгыр (3600) – ущ. Ак-Сай – пер. Кынды (3400) – ущ. Ат-Баши – пер. Кызыл-Бель (2284) – г. Нарын – ущ. Кара-Ункур – пер. Долон (3038) – г. Балыкчи

Общая протяженность маршрута – 520 км
Интегральный набор высоты – 3800 м

Состав группы – Супонников Дмитрий, Нестеров Денис

Таблица 1. Пройденные перевалы

Перевал

Высота

Граничащие ущелья

Характер дороги и склонов

Таш-Рабат

Таш-Рабат – котловина озера Чатыр-Коль

Слабо выраженная конная тропа. Склоны осыпные, до 35 град.

Кок-Айгыр

Чатыркольская котловина – долина реки Ак-Сай

Грунтовая автомобильная дорога. Уклон до 3%. Множество размывов.

Аксайская долина – ущелье Ат-Баши

Грунтовая автомобильная дорога. Уклон до 12%.

Кызыл-Бель

Ат-Башинская котловина – ущелье Нарын

Асфальтовая автотрасса. Уклон до 14%. Со стороны нарына 2-х километровый превальный взлет - гравийка

Ущелье Кара-Ункур – долина реки Чу

Асфальтовая автотрасса. Уклон до 14%. Перевальный взлет (2 км с юга и 500 м с севера) – гравийка.

Таблица 2. График движения

Участок маршрута

время старта и бивака

Пройдено, км

Ходовое время, ч

Перепад высот, м

трасса Нарын-Торугарт –
ущелье Таш-Рабат

ущ. Таш-Рабат – пер. Таш-Рабат – оз. Чатыр-Коль

р. Кок-Айгыр – р. Терек

р. Терек – застава Кынды

застава Кынды – пер. Кынды –
пер. Кызыл-Бель – г. Нарын

600, - 900

г. Нарын – ущ. Кара-Ункур

ущ.Кара-Ункур – пер. Долон –
г. Балыкчи

400, - 1700

Мотив

"А мне б дороги далекие…" - в таком ключе проходит львиная доля путешествий в спортивном туризме. И дело здесь не только в естественном отличии таких маршрутов от походов выходного дня – набрать необходимые сотни километров можно и путешествуя вокруг родного города, не покидая шумных оживленных пригородных трасс. Тут человеком движет еще и врожденное стремление к познанию нового, неизвестного. И появляются год от года все новые нитки маршрутов на туристских картах, все дальше уводит нас желание узнать – "а что там, за поворотом?".

Один из популярнейших туристических районов на территории бывшего СССР – Киргизская Республика. Более 80% территории страны занимают горные хребты и долины, привлекающие к себе каждый год тысячи туристов и альпинистов со многих стран. Обстановка в республике не вызывает опасений, в большинстве крупных городов имеются турфирмы, услугами которых можно воспользоваться для решения формальных вопросов и текущих задач. Кроме того, близость Киргизии к Алма-Ате – стартовой точке нашего планируемого маршрута, во многом предрешило выбор района путшествия.

Несмотря на относительно небольшие размеры республики и достаточно массовый "наплыв" туристов в летний сезон, многие уголки страны остаются практически непосещаемыми в силу относительной удаленности и режима государственной границы с Китаем. На одно из таких мест и останавливается взгляд, когда глаз даже мельком пробегает вдоль голубого лабиринта ледников а карте Кыргызстана.

Нарынская область, Ат-Башинский район. Дорога на карте уходит к перевалу Торугарт на китайской границе. 180 километров от города Балыкчи на побережье Иссык-Куля до лежащего в горной долине Нарына и еще столько же до рубежа с Китаем. Четыре перевала и два мощных хребта отделили долину, лежащую у самой границы, где проходит контрольно-следовая полоса и начинается зона отчуждения. И, практически отсутствующая информация об этих местах – карандаш уже будто сам бежит вдоль рек и хребтов, едва заметным пунктиром намечая путь, становясь нашим первым проводником в не проложенном еще маршруте.

Показательно, что за два месяца подготовки мероприятия нам не удалось найти достаточной информации по предполагаемому району путешествия. И в библиотеке МГЦТК, и в сети общего пользования «Интернет» - почти полное отсутствие материалов об Аксайской долине, а значит, нам предстояло восполнить и этот информационный пробел.

Краткая характеристика района путешествия

Населенные пункты.
Территория малообжитая и представлена поселками сельского типа. В основном они сосредоточены в межгорной долине Ат-Баши и насчитывают от 20 до 5000 жителей. Самые крупные поселки – районный центр Ат-Баши, аил Ак-Муз.
Застройка населенных пунктов квартальная или рядовая, разреженная. Улицы широкие. Дома одноэтажные, глинобитные, с плоскими крышами. Лишь школьные здания иногда двухэтажные, сложенные из кирпича. Большинство поселков обеспечено телефонной связью, хотя доступность ее для туристов, как правило, можно поставить под сомнение. Водоснабжение производится из рек, ручьев и колодцев. По долинам рек встречаются временные поселения – летовки, зимники; они используются чабанами во время перегона овец и яков.

Дорожная сеть
Север территории пересекает шоссе Балыкчи - Нарын - Ат-Баши; ширина полтна 10 м, проезжей части – 8 м. От населенного пункта Ак-Муз до урочища Чатыр-Таш в Ак-Сайской долине проложена гравийная дорога шириной до 8 м. Далее дорога поднимается на запад по долине к перевалу Торугарт. Здесь характер покрытия глинисто-песчаный, трасса пересекает высокогорные сырты, многочисленные русла рек и, местами, вообще теряется из вида. Ширина проезжей части 5-7 м. Движение автотранспорта по нитке Балыкчи – Нарын – Ат-Баши – Торугарт возможно круглый год, а по остальным дорогам - в зависимости от сезона и состояния снежного покрова. По грунтовым и и полевым дорогам движение возможно только в сухую погоду – глинистое покрытие сильно размокает во время дождей. Важную роль как пути сообщения в летнее время на территории играют тропы; зимой тропы занесены снегом и движение по ним прекращается. Перевалы на тропах расположены на высоте 3100-4100 м; через хребет Кок-Шаал-Тау они бывают открыты с июня по август, через хребет Ат-Баши – с мая по октябрь.

Рельеф и грунты
Местность высокогорная, сильно пересеченная, занята труднодоступными хребтами (Ат-Баши и Кок-Шаал-Тау), относящимися к горной системе Внутреннего Тянь-Шаня. Преобладающая абсолютная высота хребтов 3900-4400 м (Ат-Баши) и 4000-4900 м (Кок-Шаал-Тау); высшая точка – вершина «4960 м» в хребте Кок-Шаал-Тау. Гребни хребтов чаще всего узкие, зубчатые; вершины остроконечные, иногда в виде недоступных пиков. Пригребневые части склонов отличаются большой крутизной; здесь нередки скалистые обрывы высотой в несколько сот метров, окаймленные мощными осыпями. Крутизна склонов в их средней части 15-25 град., в нижней – до 10 град. Вдоль подножия склонов довольно часто встречаются скалы-останцы причудливой формы – кекуры, а также отдельные крупные камни, имеющие значения ориентиров. Высота кекуров 10 м и более, камней – 3-5 м.
Хребет Ат-Баши расположен в южной части Нарынской области, по орографическому расположению ориентирован иначе, чем большинство примыкающих массивов и тянется на 135 километров с юго-запада на северо-восток. Севернее этого хребта, а также между ним и хребтом Кок-Шаал-Тау расположены крупнейшие в пределах территории межгорные долины, с реками Ат-Баши и Ак-Сай. Эти долины обеспечены грунтовыми дорогами и тропами. Долина Ат-Баши замыкается на юго-западе перевалом Ак-Беит (3282 м), а на северо-востоке – узкими воротами ущелья близ поселка Босого. Ак-Сай – суровая межгорная долина в Киргизии. В западной ее части, на высоте 3530 м, расположена огромная чаша самого высокогорного в республике озера Чатыр-Коль.
Дно межгорных долин плоское или волнисто-плоское; основными препятствиями при движении здесь являются многочисленные промоины, обрывы речных террас, а такде простанства, занятые каменистыми россыпями. Большинство остальных долин в горах имеют вид ущелий и теснин с отвесными скалистыми стенками и узким, заваленным камнями дном, иногда целиком занятым речным потоком; движение по таким долинам сильно затруднено, а подчас невозможно. Грунты почти повсеместно преобладают скальные и каменистые, и только в крупных межгорных долинах значительные площади занимают щебеночные суглинки и сырты.
Всю территорию Чатыркольской котловины, Ак-Сайского ущелья и, в восточной части, урочища Кагалячап представляют сырты – плоскогорья, длительно подвергавшиеся денудации, т.е. разрушению и выравнивани под действием ледников, воды и ветра. Плоские и неглубокие речные долины и широкие всхолмленные впадины чередуются со сглаженными междуречьями и невысокими хребтами. Вечная мерзлота тут тоже остаток древнего оледенения, она широко распространена на высоте более 3400 м.
Территория расположена в сейсмически активной зоне; зарегистрированные здесь землетрясения достигали силы 9 баллов и более.

Гидрография
Самыми крупными реками района являются реки Ат-Баши и Ак-Сай; ширина рек 15-25 м, глубина 0.5-1.6 м, скорость течения до 2 м/сек. Дно русел каменистое или песчано-галечное, берега попеременно то высокие обрывистые, то низкие пологие. На значительном протяжении русла рек Ат-Баши и Ак-Сай разбиты на многочисленные рукава и протоки шириной от 3 до 10 м. Между рукавами и протоками расположены низкие песчано-галечные и каменистые острова, затопляемые в половодье. Остальные реки на территории имеют ширину до 5 м при глубине до 1 м; течение рек стремительное, нередко с порогами и водопадами. Берега преимущественно высокие, обрывистые.
Основной водной артерией Ак-Сайской долины является река Ак-Сай, питающаяся, в основном, ледниками хребта Кок-Шаал-Тау. За счет слабовыраженного наклона долины река и ее притоки имеют широкие русла, разбитые на множество рукавов. Интересно, что с восточной части долины течет одноименная река, сливающаяся с “западным” Ак-Саем недалеко от урочища Чатыр-Таш, на высоте 3000 м. После слияния река носит название Кокшаал и через понижение в хребте Кок-Шаал-Тау уходит в Китай.
Замерзают реки в ноябре, вскрываются в марте-апреле. Весеннее половодье, связанное с таянием снега, накапливающегося за зиму на горных склонах, и в долинах рек, приходится на апрель-май; в июне-июле, в период интенсивного таяния вечных снегов и ледников, на реках бывает второе – летнее половодье. Наиболее низкие уровни устанавливаются в сетябре и держатся всю зиму, вплоть до весны.
Самым крупным озером в регионе является Чатыр-Коль. Его площадь составляет около 170 кв. км., а глубина, по различным оценкам, лежит в пределах 5-20 метров. Из 24 речек впадающих в озеро, постоянный водосток имеет только Кок-Айгыр. Несмотря на тот факт, что озеро бессточное, общая минерализация воды мала и находится в пределах 0,5-1 мг/л. Температура воды в июле-августе колеблется в пределах 6-16 градусов.
Кроме этого, в долине Ак-Сай существует множество мелких озер - Кель-Суу, Кош-Коль и другие. Некоторые из них образованы выходами минеральных вод, но, в силу друднодоступности района, практически не изучены.
Грунтовые воды в горах встречаются на самой различной, но чаще всего очень значительной глубине. Глубина залегания грунтовых вод в долинах от 5 до 30 м.
На территории Ат-Башинского района имеются несколько минеральных источников – нарзаны и кальциево-углекислые. Некоторые из них используются пищевой промышленностью области для производства питьевой минеральной воды.

Растительность
Лесов на территории мало, состоят они из тяньшанской ели и сосредоточены на северных склонах хребта Ат-Баши. Здесь же встречаются участки елового редколесья.
Южные склоны массивов начисто лишены лесов в силу как экспозиции, так и сурового резко континентального климата. Отроги хребта тут менее выражены, имеют длину до пяти километров и спускаются в высокогорную безжиненную долину реки Ак-Сай, лежащую на высоте более 3500 метров.
По глубоким долинам рек в горах растут арча (низкорослый можжевельник) и некоторые другие кустарники. Большая часть горных склонов покрыта низкотравными лугами, а с высоты более 3600 м начинают преобладать различные холодоустойчивые растения, нередко подушкообразной формы. Растительность крупных межгорных долин сухолюбивая, степная. Здесь типичны ландшафты злаково-полынной степи на высоте 3100-3550 м, типчаково-ковыльной степи (3500-3800 м), полупустыни и холодной пустыни (3550-3800 м) в различных сочетаниях.

Животный мир
Обычный состав горной фауны Киргизии представлен во всем разнообразии и в этом регионе. Водятся такие редкие птицы, как аист черный, балабан, беркут, бородач, горный гусь, орел степной, орланы и т. д.; из млекопитающих: баран тяньшаньский горный, архар “Марко Поло”, волк красный, джейран, медведь, рысь, барс снежный.
Кроме этого водится большое количество зверей и птиц, имеющих охотничье-промысловое значенье, что дает отличные возможности для проведения охотничьих туров, в особенности на архаров “Марко Поло” и козерогов, которые привлекают большой интерес зарубежных охотников.
Примечателен в районе Чатыр-Кольский заповедник, где тысячами гнездятся дикие гуси, утки и другие птицы.

Климатические условия
Климат района Ат-Баши резко континентальный. Среднегодовая температура здесь минус 5-6 градусов, максимальная +24, а зимний минимум минус 50 градусов. Летом на высоте более 3000 м каждую ночь бывают заморозки.
Зима на большей части территории длится с середины ноября по март включительно (в крупных межгорных долинах – с середины ноября до середины марта); этот сезон характеризуется холодной, преимущественно пасмурной погодой. Температура воздуха в дневные часы в зависимости от высоты местности изменяется от -3 до -15 град., в ночные часы – от -20, до -30 град. (минимальная температура около -50 град.). Осадко повсеместно выпадают в виде снега; толщина снежного покрова на нижних участках горных склонов и в межгорных долинах 1-2 м, высоко в горах 5-6 м, местами до 10 м; в этих районах нередки снежные обвалы и лавины.
Весна на большей части района длится два месяца – апрель и май, в долинах – два с половиной месяца (с середины марта по май). Погода весной неустойчивая, как правило, пасмурная. Температура воздуха днем колеблется от 10 до -3 град., ночью от 5 до -20 град. Весной выпадает наибольшее количество осадков (максимальное в апреле).
Лето продолжается с июня по август; этот сезон прохладный и сухой. Дневная температура колеблется от 15-20 град. до 5-7 град., а ночная – от 4-6 и до 0, -10 град. Осадков летом выпадает мало, преимущественно в виде непродолжительных ливней или града.
Осень начинается в сентябре и длится до середины ноября, характеризуясь устойчивой ясной погодой. В горах уже с сентября месяца начинаются снегопады. Температура днем изменяется от 12 до -7 град., а ночью от 0 до -20 град.
Ветры в теплое время года преимущественно западные, в холодное – восточные; преобладающая скорость ветров 2-3 м/сек. Наибольшей силы (15 м/сек и более) ветры обычно достигают зимой. Для территории характерны также местные горно-долинные ветры (бризы) небольшой и средней силы; ночью и утром они дуют вниз по склонам гор и долинам, а днем – в обратном направлении.

Подготовка

После трех месяцев неторопливых сборов, подготовки документов, карт и добычи по крупицам скудной информации о районе путешествия, мы выезжаем в Тамгу – поселок на южном берегу Иссык-Куля. Здесь, остановившись на сутки в санатории Министерства Обороны Киргизии, оставляем в номере вещи и отправляемся на рейсовом автобусе в Каракол, чтобы получить заказанные заранее пропуска в пограничную зону.

Игорь, руководитель турфирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль", в которой мы заказывали пропуска, приглашает нас за стол, где мы пробуем замечательное варенье из иссык-кульских абрикосов. Не затянись дегустация варенья – и мы бы засветло успели вернуться в Тамгу на автобусе. Увы, за шестичасовой границей город стал стремительно вымирать вместе с прохожими и водитеями. Только с большими потерями вемени и денег нам удалось добраться до санатория к десяти часам.

Конечным пунктом следующего дня должен был быть Нарын. Проехав 30 километров в направлени Балыкчи до поселка Каджи-Сай, останавливаемся на обед в придорожном кафе, после чего, оценив силы и время, решаем воспользоваться автобусом. Поездка в переполненном ПАЗике имеет свой колорит, заключающийся в непринужденном общении с местными аксакалами, разъезжающими от поселка к поселку и ненапряженном разглядывании местных красот через окно. Благо, в прошлом году мы проехали этот участок на велосипедах и сейчас уже ничего не теряли во впечатлениях.

Балыкчи встретил нас угрюмой серой обстановкой. С запада надвигались тяжелые серые тучи, а прохладный влажный ветер вкупе с наступающими сумерками усугублял атмосферу. Пол часа упорных торгов с таксистами – и мы сбрасываем цену с двух до одной тысячи сом. От Балыкчи до Нарына. Хотя и это, как выяснилось позже, дороговато..

Дневник похода



Похожие публикации