Старый каменный мост. Достопримечательное место "большой каменный мост"

Как добраться до Большого Каменого моста: ст. метро Боровицкая.

Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех московских мостов. На большинстве эффектных открыток с видами на Кремль фигурирует именно Большой Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля. По этому мосту могут перемещаться и пешеходы и автомобили, а сам он, несмотря на название - металлический. Вблизи Боровицкого холма мост выходит к улицам Моховой и Знаменке. А второй конец моста, лежащий на Болотном острове, ведет к улице Большая Полянка.

В древности вплоть до 15 века на этом месте располагался наплавной мост. Подобная переправа представляла собой бревенчатые настилы, уложенные на основание из плотов. Наплавные мосты были очень практичны - их легко можно было разобрать в случае нападения врага, или зимой, когда река покрывалась льдом.

Когда набеги татарских полчищ на Москву прекратились, а населения Замоскворечья значительно выросло, возникла необходимость в установке постоянного крепкого моста. В 1643 году царь Михаил Федорович пригласил для возведения первого постоянного каменного моста мастера из Страсбурга Ягона Крилстера. Царь лично осматривал чертежи, предоставленные мастером. Мост был хорошо приспособлен к условиям местности, в его основании должны были установить шесть обитых железом быков-ледорезов, которые защищали бы мост в период ледохода. Своды моста планировали сделать высотой 30 метров, а сама конструкция должна была выдержать прохождение большого пушечного наряда. Это был грандиозный по тем временам замысел, но из-за смерти архитектора и монаршего заказчика строительство приостановили на долгое время.

Строительство моста было завершено лишь в 1682-1687 годах русским монахом, имя которого не сохранилось. Длина нового моста равнялась 170 метрам, а ширина - 22 метрам. Всего мост имел 8 арок, центральные арки были с пролетами в 15 метров для того, чтобы под ними могли проходить суда. Въезд на переправу с левого берега осуществлялся через Всехсвятские ворота Белого города, и мост поначалу также называли Всехсвятским. Для защиты моста от возможного нападения неприятеля, на правом берегу построили башню с двумя шатрами. Кроме того, по традиции мост служил не только переправой, но и торгом, по обе его стороны располагались переносные лотки и лавки.

Долгое время Большой Каменный мост через Москву-реку служил городу, но к 1859 году он обветшал и нуждался в обновлении. Каменный мост разобрали, а на его месте построили первый в Москве металлический трехпролетный мост.

Современный Большой Каменный мост был построен в 1938 году. Над разработкой проекта работала группа специалистов в составе инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Общая длина моста вместе с подъездами равняется 487 метрам. Ширина речного пролета - 105 метров, а береговых - 42,5 метров. Ширина моста - 40 метров. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы. С моста открывается замечательный вид на многие московские достопримечательности. Отсюда видно Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.

Центральный административный округ. Соединяет Боровицкую пл. с ул.Серафимовича и (через продолжающий его Малый Каменный мост) с ул. Большой Полянкой.

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву.

В 1643 г. для строительства Каменного моста был приглашён палатный мастер Анце Кристлер из Страсбурга. Он вместе со своим дядей Иваном сделал деревянную модель моста с чертежом. Было определено и место строительства, немного выше впадения в Москву-реку реки Неглинки. Однако дальше начала работ дело не пошло.
Работы возобновились в 1682 г. и были окончены в 1687 г., мост построили по проекту Кристлера. Длина моста составила 149 м, ширина 21 м. Стройкой руководил «мостового каменного дела мастер» монах старец Филарет. Денег было истрачено так много, что москвичи, рассказывая о чём-то очень дорогом, говорили: «Дороже Каменного моста». Мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название.
В 1689 г. путешественник де ла Невилль сообщает: «Князь Голицын построил на Москве-реке каменный мост о 12 арках, очень высокий ввиду больших половодий».

Мост начинался от угла Дома правительства или Дома на набережной (сейчас ул. Серафимовича, д. 2) и шёл на улицу Ленивка. На Каменном мосту были построены многочисленные лавки, он стал любимым местом прогулок. С замоскворецкой стороны для охраны моста и для красоты поставили башню с тремя парами ворот, завершённую двумя шатрами. На гульбище, специальной смотровой площадке на башне, устроена была пивная с видом на Кремль. Под мостом работала мельница.
В 1783 г. от напора воды, перегрузки и плохого ухода рухнули три арки моста с одиннадцатью мебельными лавками купца Епанешникова. Погибло 4 человека. Во время ремонта были разобраны все лавки и предмостная башня. В таком виде мост простоял до середины XIX в.
В 1859 г. на месте старого Каменного моста построили новый по проекту инженера Таненберга. На этот раз он был трёхпролётный, с металлическими фермами.

16 марта 1938 г. был открыт современный Большой Каменный мост по проекту инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса и В.А. Щуко.. Его решили направить не к узкой Ленивке, а на место вновь пробитого проезда, ближе к Кремлю. Теперь длина моста вместе с подходами составила 487 м. Высота 8,8 м от нормального подпорного уровня (НПУ) реки Москвы. Высокие металлические арки перекрыли реку одним пролётом. Строительство новых мостов через Москву-реку в 1938 г. было связано с открытием канала Москва-Волга. По Москве-реке теперь должны были ходить большие волжские суда, следовательно, пролёты мостов надо было поднять на значительную высоту.
До 1945 года по мосту пролегала трамвайная линия.

Таким образом, названия Каменный и Всехсвятский конкурировали с самого момента постройки моста. Это был первый каменный мост через Москву-реку, что и отразилось в его последующем названии.

С моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую наб.

Объект культурного наследия регионального значения.

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.

Большой Каменный мост - один из мостов, перекинутых через Москву-реку вблизи Кремля. Он соединяет Боровицкую площадь, а также улицы Моховая и Знаменка с улицей Большая Полянка на Болотном острове, но транспортная составляющая - не единственная его роль. Расположение в историческом центре столицы и отличный вид на окрестности делают Большой Каменный мост важным туристическим объектом.

Сейчас Большой Каменный мост называется каменным лишь формально, но в прошлом через Москву-реку действительно был переброшен мост, построенный из камня. Изначально на этом месте возник брод, через который шла дорога из Рязани в Новгород, затем был обустроен "живой" деревянный мост. В 1643 году царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому страсбургский инженер Ягон Кристлер начал строительство каменного моста, который после окончания строительства в 1692 году получил название Всехсвятского. Всехсвятский мост, поражавший горожан своими масштабами (170 метров в длину и 22 в ширину, 8 арок с пролётами до 15 метров), стал одной из московских диковинок, однако, к 1850-м годам сильно обветшал, и его решили снести; снос прошёл с трудом - прочную кладку пришлось взрывать. Уже в 1858 году на месте Всехсвятского по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга был возведён металлический трёхпролётный мост, но несколько позже, уже при Советской власти, устарел и он. Вместо него в 1938 году чуть ниже по течению был выстроен современный мост, получивший название Большого Каменного.

Мост находится буквально под стенами Кремля, поэтому с него открывается отличный вид на древнюю московскую крепость: отлично видно всю южную стену от Водовзводной до Беклемишевской башни, Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого. По другую сторону моста доминируют и знаменитый - жилой комплекс ЦИК-СНК СССР.

Чуть вдали видны и другие знаковые достопримечательности Москвы: , здание Президиума РАН ("Золотые мозги"), дома-книжки на Новом Арбате, , высотное здание отеля "Свиссотель Красные Холмы", сквер на Болотной площади и ряд других. Не обошлось и без сталинских высоток: с разных точек видны высотки МГУ и , а также жилой дом на Котельнической набережной.

Интересный и динамичный вид открывается на прилежащие к мосту набережные: Кремлёвскую, Пречистенскую, Софийскую и Берсеневскую, а также автомобильный Большой Москворецкий мост у дальнего конца южной стены Кремля и пешеходный у . В часы пик набережные наполняются транспортом, и с Большого Каменного моста становится видно ещё одну знаменитую городскую достопримечательность: московские пробки.

Добраться до Большого Каменного моста можно от станций метро "Боровицкая" и "Кропоткинская", а также от ряда других расположенных в центре станций.

55°44′48″ с. ш. 37°36′44″ в. д. H G Я O Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения Москва Конструкция Тип конструкции арочный Основной пролёт 105 м Общая длина 487 м Ширина моста 40 м Эксплуатация Открытие Большой Каменный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771510260500005 (ЕГРОКН)
объект № 7735352000 (БД Викигида)

Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова

Фрагмент гравюры Бликланда-Пикара: мост у Всехсвятских ворот. Видна мельница, пристроенная к быку

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.

Большо́й Ка́менный мост - один из мостов через Москву-реку . Соединяет Боровицкую площадь , улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове , пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту .

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский , известная как Волоцкая . Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов . Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города , названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в -1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского . Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку , у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня - Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва , ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся» . В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».



Похожие публикации