Легенды австрии - знаменитые отели, прославившиеся богатой историей. Сказки и легенды австрии Австрийские легенды

Мифы и легенды австрийских замков

Мифы и легенды австрийских замков

Дворцы и замки Австрии являются главной достопримечательностью страны, ведь все мы хорошо знаем, что именно в Австрии самым лучшим образом развивалось это замысловатое искусство. Строительство и облагораживание замков и дворцов в этой стране лелеялось годами и даже столетиями. Так, один из наиболее известных дворцово-парковых ансамблей является Шёнбрунн, который находится в столице в Вене.

Прекрасная сказочная Австрия

Но, что же, правда, а что выдумка в этом замке?

Его история началась еще в 1614 году, когда Кайзер Маттиас, любивший охоту, приобрел недалеко от старого города охотничий домик. Прогуливаясь лесом, он обнаружил источник и приказал выкопать на этом месте колодец, который назвал "schonnen Brunnen" - прекрасный источник. Этот колодец сохранился, и сегодня находится в саду Шёнбрунн возле статуи нимфы. Охотничий домик был разрушен во времена осады Вены турецкими войсками. Строительство величественного замка Шёнбрунн началось в 1696 году и не закончилось полностью вплоть до 1712 года. Дворцовый комплекс разработал Фишер фон Эрлах по образцу Версальского дворца для Габсбургов, могущественной династии, которая правила большей частью Европы на протяжении веков. В 1700 г. дворец Шёнбрунн был подарен Марии-Терезии, которая была тогда, среди прочих званий, царящей эрцгерцогиней Австрии. Это был подарок от ее отца. Она наказала придворному архитектору провести капитальный ремонт дворца и внести преобразования в стиле рококо, включая разбивку прекрасных садов, как во дворце Мирабель (Зальцбург). В отличие от более мрачной усадьбы Хофбург, еще одного замка Габсбургов в Вене, Шёнбрунн стал ярче, живее и гостеприимнее.

Королевский дворец Шёнбрунн

Этот замок был избран летней резиденцией императорской семьи Австрии, и оставался таковым до 1918 года, когда длительное правление династии Габсбургов закончилось. После падения монархии было решено открыть парк и дворец для публики. Весь комплекс включает 1441 комнат. Из них необходимо отметить, что 190 комнат, не принадлежащих музею, сдаются в аренду частным лицам. Сорок комнат замка открыты для посещения. Наиболее интересными являются государственные номера, потрясающие своим убранством. Во многих номерах присутствует изысканная лепка и декоративные орнаменты в стиле рококо, особенно богато украшена Комната Миллионов. Вы можете неограниченное время изучать их, представляя себе, какая божественная жизнь царила здесь во времена Габсбургов, вершивших историю Австрии в этих залах. В 1760 году здесь сочетался браком Иозеф II с Изабеллой Пармой, в 1805-1806 гг. замок являлся штаб-квартирой Наполеона, а в 1814-1815 гг. в его залах танцевал Венский конгресс. В замке Шенбрунн родился и умер кайзер Франц Иосиф I, а последний кайзер Карл I здесь отрекся от короны. Конечно, представление дворца Шёнбрунн будет неполным без его Императорского сада. Сады разделены на несколько частей, например, французский сад, где живые изгороди вьются сложным лабиринтом. Среди основных достопримечательностей сада Шёнбрунн - павильон Глориэтт, летний домик из мрамора.

В парке также находится один из старейших зоопарков мира, основанный в 1752 году. Восьмиугольный павильон, украшенный пышной потолочной росписью, расположен в центре парка. Сейчас в зоопарке обитает около 4500 животных.

Не только замки, но и соборы строились со всем величием

Так, к примеру, Зальцбургский Кафедральный собор славится своей гармоничной архитектурой в стиле барокко и органом с 4000 труб. Здесь также хранится средневековая купель, в которой крестили Моцарта. Первоначальный храм был основан в 767 году в центре бывшего римского города Ювавум по приказу епископа Виргиле, а в 774 году он был освящен в честь двух святых Петра и Руперта. В зальцбургском пожаре 1167 года храм сгорел дотла, и на его месте был построен новый, более роскошный и величественный собор в романском стиле. Но в 1598 году пожар снова уничтожил большую часть здания. Правящий в то время князь-архиепископ Вольф Дитрих велел снести остатки руин, вынашивая планы о строительстве нового грандиозного собора, который бы превзошел своей красотой существовавшие когда-либо храмы. Увлекшись этой идеей, архиепископ разрушил не только уцелевшие ценные скульптуры, но и перепахал церковное кладбище, чем разозлил жителей Зальцбурга. Вскоре, под предлогом распрей с Баварией, он был брошен в тюрьму Хоэнзальцбурга его преемником Маркусом Ситтикусом фон Хоэнемс, который и построил нынешний Зальцбургский собор. Торжественное освящение нового здания состоялось в 1628 году.

Автор

Annotation

Мир австрийской легенды - это мир высоких гор, вечных льдов и таинственных пещер. В легендах, в отличие от сказок, отражаются не только древние поверья, нрав и характер народа, но и знаменательные исторические события и особенности природы. Поэтому книга будет интересна как детям, так и взрослым, - всем, кто интересуется историей и культурой народов мира.

На русском языке легенды Австрии публикуются впервые.

Таннен-Э - город под вечными льдами

ВЕЧНЫЕ ЛЬДЫ ЛЕГЕНД

Дунайская русалка

Дерево в железах на площади Шток-Им-Айзен

Василиск

Чудесное спасение

Пряха у креста

Мастер Мартин Железная Рука

Каленбергский пастор

Стонущее дерево

Мастер Ганс Пуксбаум

Юдифь из Вены

Окорок на Красной башне

Почеширыло

Дьявол и оружейница

Береги пфенниг

Мохнач-Космач

Доктор Фауст в Вене

Милый Августин

Подкоп язычников

НИЖНЯЯ АВСТРИЯ

Король Оттер и Рупрехтова Дыра на горе Оттерберг

Волшебный замок Грабенвег

Снежный Якоб из замка Вольфштайн

Забытая часовня в замке Шарфенэк

Маркграф Герольд и его дочери в Дункельштайнервальдском лесу

«Кюнрингские псы»

Король Ричард Львиное Сердце в Дюрнштайне

Розовый садик Шреккенвальда в замке Аггштайн

Медный вещун в замке Рауенштайн

Вино из развалин замка Грайфенштайн

Корнойбургский крысолов

Королева фей

Призрак фишамендской графини

Гордая сосна в Мархфельде

Баденский домовой

Бродячий точильщик и черт в замке Дюрнштайн

Привидения в замке Шауенштайн

Смерть в винной бочке

Шатучий камень близ Целькинга

Как был основан монастырь Клостернойбург

БУРГЕНЛАНД

Проклятье русалки

Лесная фея

Озеро Нойзидлерзее

Пурбахский турок

Турки у стен Гюссинга

Поклонливый камень

Чертов камень в Санкт-Йоргене

Счастливчик из Вёртерберга

Девичья пустошь

ВЕРХНЯЯ АВСТРИЯ

Как дунайская русалочка лодочника отблагодарила

Пещера гномов близ Обернберга

Дом доктора Фауста близ Ашаха

Повелитель Дуная

Трактирщица из замка Виндегг

Ганс-великан из Мюльфиртеля

Хозяин Мюля и музыкант

Гостиница «У прыгуна» в Эфердинге

О святом Вольфганге

О том, как появилось озеро Иррзее

Крепость Раннаридль

Хлеб горных гномов из Райхраминга

Святой Петр и пончики

Охотник с Мертвых гор

ЗАЛЬЦБУРГ

Горный человечек с Герлозского плато

Король Ватцман

Подарок гномов

Волшебный камень гномов Унтерсберга

О том, как один крестьянин повстречал фрау Перхту близ Радштадта

Лоферская дева

Путц из деревни Нойкирхен в Пинцгау

Сто восемьдесят дюжин золотых дукатов

Теофраст Парацельс в Зальцбурге

Подледный луг

Вайтмозеры из Гаштайнской долины

Доктор Фауст и зальцбургский келарь

Император Карл из Унтерсберга

Мать-сова из деревни Целль и ее дети

Пропавшее свадебное шествие

Сокровища Штубенбергеров в пещере Шекль

Гляйхенбергская ведьма

Герольд фон Лихтенштейн

Змеиная корона

Озеро Вильдзее на горе Цирбицкогель

Агнес фон Пфаннберг

Победитель дракона из Миксница

Подкидыш из Вильдона

Как открыли Рудную гору

Конец серебряного рудника в Цайринге

Серебряные малыши из Арцберга

Королева змей близ Юденбурга

Дровосек из Мариацелля - страж у врат ада

КАРИНТИЯ

Дозорный из Клагенфурта

Святочная ночь в Мёлльтале

Церковка в горах Тауэрна близ Оссиаха

Гора сокровищ близ Метница

Погубитель змей в долине Глянталь

Кузнец с берега Румпельбаха

Рыцарь Бибернелль из замка Штайн близ Обердравабурга

Турецкий спуск близ городка Санкт-Вейт на Гаяне

Чертов Мост в долине Драваталь

Великан с озера Сан-Леонард

Белая роза в монастыре Арнольдштайн

Как кузнец из Притчица об заклад с дьяволом побился

Фридль - Пустой карман

Госпожа Хитт

Великан горы Глунгецер

Блаженные девы

Таннен-Э, город под вечными льдами Этцтальского ледника

Хитте-Хатта и великая Йордан в долине Гургля

Озеро Цирайнерзее

Казермандль - злой дух Обервальхена

Фея горного хребта Зонненвендйох

Отважная служанка из Ваттензерской долины

Как крестьянину приснился сон про мост через реку Цирлу

Мышиная напасть

ФОРАРЛЬБЕРГ

О том, как на Шрекерском лугу ураган случился

Как одна старушка в Дорнбирн пряжу прясть приходила

Ночные духи

Дивовища

О том, откуда неподалеку от Бецау холм Йодлербюель взялся

Как брегенцские бабы со шведами воевали

Белая женщина из Розенегга

Красавица из замка Рукбург

История о целебном роднике

Волки-оборотни

Сведения о переводчиках

Таннен-Э - город под вечными льдами

Легенды Австрии

Составитель И. П. Стреблова

ВЕЧНЫЕ ЛЬДЫ ЛЕГЕНД

Вы слыхали когда-нибудь о богатом городе Таннен-Э высоко в горах, который однажды засыпало густым снегопадом, и город навсегда остался под вечными льдами? Жителей этого города одолели жадность и тщеславие, мало того, что им некуда было уже девать деньги - так они решили еще построить башню до небес, башню выше всех снежных вершин, и повесить наверху колокол, чтобы все народы мира знали об этом городе. Вот тогда природа и распорядилась по-своему - и наказала непослушных детей своих, пытавшихся нарушить ее гармонию. И случилось это не где-нибудь в волшебном тридевятом царстве, а в реальном месте, которое можно найти на карте: в Альпах, в австрийской земле Тироль, в горном массиве Эцталер Фернерн, где над покрытой ледником Айскугель вершиной горы возвышается скальный шпиль - это башня, не достроенная жителями Таннен-Э.

Что-то удивительно знакомое чудится в этой истории. Она сразу напомнила нам русскую сказку о рыбаке и рыбке и десятки других сказок народов мира, повествующих о наказанной заносчивости. Но стоп! Не торопитесь делать выводы о том, что австрийская легенда о городе Таннен-Э - родная сестра этих сказок! Между легендой и сказкой есть разница.

Во-первых, место действия. В сказке все происходит в тридевятом царстве, в одной деревне или вообще неизвестно где: жили-были старик со старухой, а где они жили, мы не знаем, - да это и не так важно в сказке. В легенде место действия указано точно. Посмотрите, какое начало у австрийских легенд: «Один крестьянин из Обернберга, что на реке Инн…» или «Жил когда-то в Верхнем Мюльфиртеле Ганс-великан…» - все это совершенно достоверные названия конкретных географических мест, существующих и сегодня. Названы города, деревни, долины, реки, ручьи, озера, горные пики, отдельные скалы - и с каждым местом связана удивительная и поучительная история. Постепенно, по мере знакомства с австрийскими легендами, у нас складывается цельное представление о природе этой страны, где каждый уголок овеян поэзией. Это своего рода поэтическая география. Вот география земли Бургенланд, со знаменитыми равнинными озерами и живописными замками. А вот география земли Штирия: горные озера, ледники, отвесные скалы, пещеры.

Легенды мы расположили так, как это обычно делается в австрийских сборниках легенд, - по землям. Девять разделов книги - это девять кусочков географической карты, составляющих вместе одну страну - Австрию. География легенд своеобразна. Она не устанавливает приоритетов. В центре действия может оказаться и маленькая деревенька, и неприметный ручеек, и местного значения горный утес. И в этом легенда очень современна. Ведь давно уже пора отказаться от метода знакомства с географией по принципу выставления отметок: этот город достоин упоминания, потому что он большой и экономически важный, а тот - мал и незначителен, и не достоин того, чтобы о нем знали. Современное познание гуманистично, для современного человека ценен всякий уголок на земле - в той же мере, в какой древнему создателю легенды был важен его единственный уголок, который он описал подробно и любовно - ведь когда-то он составлял весь его мир, других уголков он не знал.

Итак, в легенде, в отличие от сказки, названо конкретное место действия. Конечно, бывает, что и в сказке место действия известно, как, например, в знаменитых «Бременских музыкантах» братьев Гримм - такие сказки по своим особенностям смыкаются с легендами. Легенда не только именует конкретное место, но и называет часто конкретные природные особенности: если в сказке море - явление условное, то в легенде каждое озеро имеет не только название, но и описание того, какая в нем вода, какие берега, что вокруг растет. Подробно описаны ледники, снегопады, пещеры, горные тропы, а в городских легендах - улицы, переулки, харчевни.

Второе отличие легенды от сказки заключается в том, что в легенде участвуют исторические персонажи и упоминаются исторические события. Среди многочисленных нищих, лесорубов, кузнецов и Гансов, которые, если и носят имя, то оно давно уже стало обобщенным символом удальца или пройдохи из народа (ситуация, хорошо знакомая нам по сказке), встречается вполне реальный легендарный Ганс Пуксбаум, который руководил когда-то строительством знаменитого собора Св. Штефана в Вене, или легендарный алхимик Теофраст Парацельс, или Карл Великий, - или совсем не вошедшая в анналы, но столь же прославленная благодаря австрийской легенде госпожа Перхта. Нам не случайно в прошлой фразе дважды подвернулось такое уместное в данном случае слово «легендарный». Потому что легендарная личность - это историческая личность, легендой по-особенному обработанная. В отличие от хроники, в легенде часто исчезает точная дата, когда произошло событие или когда действовал исторический герой. Зато характерные черты исторической личности в легенде гиперболизируются, становятся ярче, рельефнее. И опять тот же феномен, необычайно близкий мировосприятию именно современного человека: нет людей главных и второстепенных, как нет главных и второстепенных городов, - каждый может участвовать в творении истории, но он должен для этого совершить что-то значительное - для своих близких, для своего народа. Получается, что в сказке личность стерта, главное действующее лицо - народ, обобщенный и типизированный, в легенде же на этом фоне выступают живые, реальные люди.

И, наконец, мы добрались до третьего отличия легенды от сказки. Это ее особенная форма. Формой сказки занимались много, и она подробно описана. Еще бы, ведь по форме сказка очень узнаваема, и выражается это в определенных языковых чертах. В сказке есть зачин и концовка, есть троекратное повторение сюжета, есть устойчивые эпитеты. С легендой дело обстоит сложнее, Здесь главное - сама история, сюжет, а подан он может быть по-разному. Часто этот сюжет отражен в ранних летописях, и потом еще неоднократно записывается и с вариациями излагается. У легенды всегда существует множество обработок. Мы выбрали вариант, который предложила замечательная австрийская писательница Кэте Рехайс. Но при любой обработке легенды ведущие черты ее содержания остаются. О них мы уже сказали.

Несколько слов о переводчиках. Легенды переводил большой коллектив, состоящий из известных и молодых переводчиков. Каждый - со своей профессиональной судьбой, со своим стилем. Но в подходе к легендам царило единство взглядов. Мы старались сохранить точность географических обозначений, черты разговорной речи, достаточно сложный и разнообразный, в отличие от сказки, язык описательного повествования. Нам очень хотелось, чтобы читатель ощутил вместе с нами обаятельную силу австрийских легенд.

Основой для книги послужило замечательное собрание легенд в обработке для детей и юношества, выполненное известной австрийской детской писательницей Кэте Рехайс (Käthe Recheis). Называется оно «Легенды из Австрии» («Sagen aus Österreich», Verlag «Carl Ueberreuter», Wien - Heidelberg, 1970). Вообще обработки легенд делались не раз, но именно эта версия привлекла нас своей простотой и выразительной силой.

Перед вами легенды Австрии. Удивительной, неповторимой страны. Созданные удивительными, неповторимыми людьми. Но их суть будет вам понятна. Ведь эта страна - частица единой Земли, и эти люди - часть единого человечества.

И. Алексеева.

Полон легенд. Говорят, что под городом проходят три подземных хода, что в замке обитает несколько призраков и что именно здесь останавливался алхимик Доктор Фауст...

Чума в Фельдкирхе - средневековая легенда

Со стороны Лихтенштейна к реке Ил двигались два призрака. Один нес метлу, другой - лопату... Подойдя к реке один призрак сказал другому: "Иди направо и копай там, а я пойду налево и буду мести там". Так они и разошлись в разные стороны. Это было начало большого мора. Кто только взглянул на них, тот тут же шатался и чернел. Если кто чихнул в этот момент, у того немедленно поднималась температура и он в тот же день падал замертво. Люди молились и просили помощи у Бога.

В 1465 году в только за один год от чумы умерло 400 человек. Солевой рынок, проходивший тогда на мосту через реку Ил, не мог больше оставаться в городе и был перенесен в сторону Блуденца.

Вскоре чума вновь пришла в город вместе со шведами. Каждый седьмой дом в городе опустел. Говорят, что мор прекратился только тогда, когда жители города пообещали построить церковь. Это была "Фрауенкирхе" возле Курских ворот, возведение которой закончилось в 1473 году.

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц)

Таннен-Э – город под вечными льдами

Легенды Австрии

Составитель И. П. Стреблова

ВЕЧНЫЕ ЛЬДЫ ЛЕГЕНД

Вы слыхали когда-нибудь о богатом городе Таннен-Э высоко в горах, который однажды засыпало густым снегопадом, и город навсегда остался под вечными льдами? Жителей этого города одолели жадность и тщеславие, мало того, что им некуда было уже девать деньги – так они решили еще построить башню до небес, башню выше всех снежных вершин, и повесить наверху колокол, чтобы все народы мира знали об этом городе. Вот тогда природа и распорядилась по-своему – и наказала непослушных детей своих, пытавшихся нарушить ее гармонию. И случилось это не где-нибудь в волшебном тридевятом царстве, а в реальном месте, которое можно найти на карте: в Альпах, в австрийской земле Тироль, в горном массиве Эцталер Фернерн, где над покрытой ледником Айскугель вершиной горы возвышается скальный шпиль – это башня, не достроенная жителями Таннен-Э.

Что-то удивительно знакомое чудится в этой истории. Она сразу напомнила нам русскую сказку о рыбаке и рыбке и десятки других сказок народов мира, повествующих о наказанной заносчивости. Но стоп! Не торопитесь делать выводы о том, что австрийская легенда о городе Таннен-Э – родная сестра этих сказок! Между легендой и сказкой есть разница.

Во-первых, место действия. В сказке все происходит в тридевятом царстве, в одной деревне или вообще неизвестно где: жили-были старик со старухой, а где они жили, мы не знаем, – да это и не так важно в сказке. В легенде место действия указано точно. Посмотрите, какое начало у австрийских легенд: «Один крестьянин из Обернберга, что на реке Инн…» или «Жил когда-то в Верхнем Мюльфиртеле Ганс-великан…» – все это совершенно достоверные названия конкретных географических мест, существующих и сегодня. Названы города, деревни, долины, реки, ручьи, озера, горные пики, отдельные скалы – и с каждым местом связана удивительная и поучительная история. Постепенно, по мере знакомства с австрийскими легендами, у нас складывается цельное представление о природе этой страны, где каждый уголок овеян поэзией. Это своего рода поэтическая география. Вот география земли Бургенланд, со знаменитыми равнинными озерами и живописными замками. А вот география земли Штирия: горные озера, ледники, отвесные скалы, пещеры.

Легенды мы расположили так, как это обычно делается в австрийских сборниках легенд, – по землям. Девять разделов книги – это девять кусочков географической карты, составляющих вместе одну страну – Австрию. География легенд своеобразна. Она не устанавливает приоритетов. В центре действия может оказаться и маленькая деревенька, и неприметный ручеек, и местного значения горный утес. И в этом легенда очень современна. Ведь давно уже пора отказаться от метода знакомства с географией по принципу выставления отметок: этот город достоин упоминания, потому что он большой и экономически важный, а тот – мал и незначителен, и не достоин того, чтобы о нем знали. Современное познание гуманистично, для современного человека ценен всякий уголок на земле – в той же мере, в какой древнему создателю легенды был важен его единственный уголок, который он описал подробно и любовно – ведь когда-то он составлял весь его мир, других уголков он не знал.

Итак, в легенде, в отличие от сказки, названо конкретное место действия. Конечно, бывает, что и в сказке место действия известно, как, например, в знаменитых «Бременских музыкантах» братьев Гримм – такие сказки по своим особенностям смыкаются с легендами. Легенда не только именует конкретное место, но и называет часто конкретные природные особенности: если в сказке море – явление условное, то в легенде каждое озеро имеет не только название, но и описание того, какая в нем вода, какие берега, что вокруг растет. Подробно описаны ледники, снегопады, пещеры, горные тропы, а в городских легендах – улицы, переулки, харчевни.

Второе отличие легенды от сказки заключается в том, что в легенде участвуют исторические персонажи и упоминаются исторические события. Среди многочисленных нищих, лесорубов, кузнецов и Гансов, которые, если и носят имя, то оно давно уже стало обобщенным символом удальца или пройдохи из народа (ситуация, хорошо знакомая нам по сказке), встречается вполне реальный легендарный Ганс Пуксбаум, который руководил когда-то строительством знаменитого собора Св. Штефана в Вене, или легендарный алхимик Теофраст Парацельс, или Карл Великий, – или совсем не вошедшая в анналы, но столь же прославленная благодаря австрийской легенде госпожа Перхта. Нам не случайно в прошлой фразе дважды подвернулось такое уместное в данном случае слово «легендарный». Потому что легендарная личность – это историческая личность, легендой по-особенному обработанная. В отличие от хроники, в легенде часто исчезает точная дата, когда произошло событие или когда действовал исторический герой. Зато характерные черты исторической личности в легенде гиперболизируются, становятся ярче, рельефнее. И опять тот же феномен, необычайно близкий мировосприятию именно современного человека: нет людей главных и второстепенных, как нет главных и второстепенных городов, – каждый может участвовать в творении истории, но он должен для этого совершить что-то значительное – для своих близких, для своего народа. Получается, что в сказке личность стерта, главное действующее лицо – народ, обобщенный и типизированный, в легенде же на этом фоне выступают живые, реальные люди.

И, наконец, мы добрались до третьего отличия легенды от сказки. Это ее особенная форма. Формой сказки занимались много, и она подробно описана. Еще бы, ведь по форме сказка очень узнаваема, и выражается это в определенных языковых чертах. В сказке есть зачин и концовка, есть троекратное повторение сюжета, есть устойчивые эпитеты. С легендой дело обстоит сложнее, Здесь главное – сама история, сюжет, а подан он может быть по-разному. Часто этот сюжет отражен в ранних летописях, и потом еще неоднократно записывается и с вариациями излагается. У легенды всегда существует множество обработок. Мы выбрали вариант, который предложила замечательная австрийская писательница Кэте Рехайс. Но при любой обработке легенды ведущие черты ее содержания остаются. О них мы уже сказали.

Несколько слов о переводчиках. Легенды переводил большой коллектив, состоящий из известных и молодых переводчиков. Каждый – со своей профессиональной судьбой, со своим стилем. Но в подходе к легендам царило единство взглядов. Мы старались сохранить точность географических обозначений, черты разговорной речи, достаточно сложный и разнообразный, в отличие от сказки, язык описательного повествования. Нам очень хотелось, чтобы читатель ощутил вместе с нами обаятельную силу австрийских легенд.

Основой для книги послужило замечательное собрание легенд в обработке для детей и юношества, выполненное известной австрийской детской писательницей Кэте Рехайс (Käthe Recheis). Называется оно «Легенды из Австрии» («Sagen aus Österreich», Verlag «Carl Ueberreuter», Wien – Heidelberg, 1970). Вообще обработки легенд делались не раз, но именно эта версия привлекла нас своей простотой и выразительной силой.

Перед вами легенды Австрии. Удивительной, неповторимой страны. Созданные удивительными, неповторимыми людьми. Но их суть будет вам понятна. Ведь эта страна – частица единой Земли, и эти люди – часть единого человечества.

И. Алексеева.

ВЕНА


Дунайская русалка

В час, когда безмятежно гаснет вечер, когда на небе сияет луна и льет на землю свой серебряный свет, является по рою среди волн Дуная прелестное создание. Светлые кудри, обрамляющие прекрасный лик, украшает венок из цветов; цветами увит также белоснежный стан. Юная чаровница то качается на мерцающих волнах, то исчезает в речной глубине, чтобы вскоре опять появиться на поверхности.

Временами русалка покидает прохладные воды и блуждает в лунном сиянии по росистым прибрежным лугам, не страшась даже показаться людям, заглядывает в одинокие рыбачьи хижины и радуется мирной жизни их бедных обитателей. Нередко предостерегает она рыбаков, сообщая им о близящейся опасности: ледяных заторах, половодье или жестокой буре.

Одному она помогает, другого же обрекает на гибель, заманивая своим соблазнительным пением в реку. Охваченный внезапною тоскою, он следует за нею и находит себе могилу на речном дне.

Много веков тому назад, когда Вена была еще маленьким городком и там, где ныне красуются высокие дома, сиротливо жались друг к другу низкие рыбачьи хижины, сидел однажды морозным зимним вечером старый рыбак с сыном в своем бедном жилище у пылающего очага. Они чинили сети и беседовали об опасностях своего ремесла. Старик, конечно же, знал множество историй о водяных и русалках.

– На дне Дуная, – рассказывал он, – стоит огромный хрустальный дворец, а живет в нем речной царь с женою и детьми. На больших столах стоят у него стеклянные сосуды, в которых держит он души утопленников. Царь часто выходит погулять вдоль берега, и горе тому, кто осмелится окликнуть его: он в тот же миг утащит его на дно. Дочери его, русалки, все как на подбор красавицы и очень уж охочи до молодых пригожих парней. Те, кого удается им очаровать, вскорости непременно должны утонуть. А потому остерегайся русалок, сын мой! Все они прелестницы, порою приходят они даже на танцы к людям и танцуют всю ночь, до первых петухов, а потом спешат обратно в свое водное царство.

Много былей и небылиц знал старик; сын внимал словам отца с недоверием, ибо никогда еще не доводилось ему видеть русалок. Не успел старый рыбак закончить свой рассказ, как дверь хижины вдруг отворилась. Внутренность бедного жилища озарилась волшебным светом, и на пороге возникла прекрасная девушка в белом мерцающем одеянии. В косы ее, сияющие, словно золото, вплетены были белые водяные лилии.

– Не пугайтесь! – молвила прекрасная гостья, устремив влажно-голубой взор на молодого рыбака. – Я всего лишь русалка и не причиню вам зла. Я пришла предупредить вас об опасности. Близится оттепель; лед на Дунае затрещит и растает, река выйдет из берегов и затопит прибрежные луга и ваши жилища. Не теряйте же времени, бегите – иначе погибнете.

Отец и сын точно окаменели от изумления и, когда странное видение исчезло и дверь вновь тихонько затворилась, они долго еще не могли вымолвить ни слова. Они не знали, случилось ли это с ними во сне или наяву. Наконец старик перевел дух, взглянул на сына и спросил:

– Ты тоже видел это?

Юноша стряхнул с себя оцепенение и молча кивнул. Нет, это было не наваждение! В их хижине была русалка, они оба видели ее, они оба слышали ее слова!

Отец и сын вскочили на ноги и бросились вон из хижины, в морозную ночь, поспешили к своим соседям, другим рыбакам, и поведали им о чудесном происшествии. И не нашлось ни одного человека в селении, который не поверил бы в прорицание доброй русалки; все связали свой скарб в узлы и той же ночью покинули жилища, неся с собою все, что могли унести, и устремились на окрестные холмы. Они прекрасно знали, чем грозит им внезапная оттепель, если скованный морозом поток вдруг разорвет свои оковы.

Когда забрезжило утро, они услышали доносившийся с реки глухой треск и грохот; голубоватые прозрачные глыбы льда громоздились друг на друга. Уже на следующий день прибрежные луга и поля покрыло бурлящее и пенистое озеро. Одни лишь крутые кровли рыбачьих хижин сиротливо возвышались над все еще прибывающею водою. Но ни один человек и ни один зверь не утонул, все успели удалиться на безопасное расстояние.

Вода вскоре схлынула, поток вернулся в свое русло, и все стало, как прежде. Но все ли? Нет, один человек навсегда лишился покоя! Это был молодой рыбак, который не мог забыть прекрасную русалку и ласковый взор ее голубых очей. Он постоянно видел ее перед собою; ее образ преследовал юношу неотступно, рыбачил ли он или сидел перед очагом. Она являлась ему даже ночью во сне, а утром, пробудившись, он не мог поверить, что это был всего лишь сон.

Все чаще ходил молодой рыбак к берегу Дуная, подолгу одиноко сидел под прибрежными ивами и неотрывно глядел в воду. В шуме потока ему чудился манящий голос русалки. Охотнее всего выезжал он в своей лодке на середину реки и задумчиво любовался игрою волн, и каждая проплывавшая мимо серебристая рыба как будто нарочно дразнила его. Он перегибался через край лодки, простирал к ней руки, словно желая схватить ее, схватить и удержать навсегда. Однако мечте его не суждено было сбыться. День ото дня все печальнее становился его взор, и все горше было у него на сердце, когда он возвращался вечером в свое жилище.

Однажды ночью его тоска стала такою нестерпимою, что он тайком вышел из хижины, отправился на берег и отвязал свою лодку. Больше он не вернулся назад. Утром лодка его одна, без пловца, покачивалась на волнах посреди реки.

Никто никогда больше не видел молодого рыбака. Еще много лет сидел старик-отец одиноко перед своею хижиною, смотрел на реку и плакал о судьбе сына, которого русалка увлекла с собою на дно Дуная, в хрустальный дворец водяного царя.

Дерево в железах на площади Шток-Им-Айзен

Нелегкая жизнь бывает у ребят, отданных в учение к мастеру.

Один такой мальчонка Мартин Мукc узнал это на собственной шкуре с тех пор, как его отдали в ученики к знатному венскому замочному мастеру, а было это лет триста или четыреста тому назад.

Работа начиналась чуть свет и продолжалась долго, до самого вечера. А Мартину ох как хотелось поспать подольше да побездельничать, да поиграть и порезвиться с другими ребятишками. Но мастер был строг, и для Мартина не всегда все обходилось гладко: иной раз хозяин больно таскал его за уши.

Вот как-то однажды мастер послал мальчишку за глиной. Тот взял тачку и отправился за город туда, где все брали глину. Мартин даже немного рад был вырваться из мастерской и провести часок-другой на воле. С неба ярко светило и пригревало солнышко, и мальчик весело зашагал, толкая перед собой тачку. За городскими воротами он встретил других мальчишек и, забросив тачку, резвился и носился с ними взапуски целый день, забыв про глину и про то, что его ждет мастер. За игрой он и не заметил, как прошел день – и вдруг солнце село и наступили сумерки. Ребята побросали игру и разбежались по домам, а Мартин слишком поздно спохватился, что не выполнил поручение, и понял, что не успеет: пока он будет набирать глину, ворота закроются и он не попадет в город!

Видит Мартин, что делать нечего. Он подхватил свою тачку и во весь дух припустил домой. Он так бежал, что совсем запыхался, и все равно опоздал: когда он добежал до городских ворот, они уже оказались заперты. У мальчишки не было в кармане ни гроша, а чтобы попасть в юрод, надо было заплатить сторожу крейцер, иначе он не откроет ворота. Не зная, как тут быть, мальчишка с горя заплакал. Что скажет мастер, когда увидит, что он не вернулся? И где ему ночевать?

Сел Мартин на тачку, ревет, хлюпает носом и думает: «Как мне быть? Что мне делать?» И вдруг по ребячьему недомыслию он возьми да брякни:

– Эх, была – не была! Если бы мне только попасть в город, я согласен хоть черту душу продать!

Не успел он это выговорить, как вдруг перед ним откуда ни возьмись появился человечек в красном камзоле и с островерхой шляпой, украшенной пучком огненно-красных петушиных перьев.

– О чем, мальчуган, плачешь? – спросил незнакомец хриплым голосом.

Мартин так и выпучил глаза при его странном появлении.

Тут черт – потому что незнакомец был именно чертом – утешил мальчика и сказал:

– Будет тебе и крейцер для сторожа, и полная тачка глины, и дома не будет никаких колотушек. А хочешь, я в придачу сделаю тебя самым лучшим замочным мастером Вены? Не бойся, ты все это получишь при одном маленьком условии: если ты хоть раз пропустишь воскресную мессу, ты мне заплатишь за то своей жизнью. Да ты не робей! Что тут такого страшного? Всего-то и надо каждое воскресенье ходить к мессе, и ничего с тобой не случится!

Мальчишка-несмышленыш и поверил, что ничего страшного нет в этом предложении. «Ходить каждое воскресенье к мессе? Чего же в этом трудного? – подумал он. – Надо быть совсем дураком, чтобы пропустить воскресную службу!» Вот он и согласился и скрепил договор тремя каплями крови. За это черт дал ему блестящий новенький крейцер для привратника, а тачка вдруг оказалась доверху полна глины. Мальчишка весело постучал в ворота, заплатил за вход, пришел домой к мастеру, и тот, вместо всякой взбучки, еще и похвалил его за усердную работу.

Наутро в мастерскую явился знакомец Мартина и заказал мастеру совершенно особенную работу. Возле городского вала на углу Каринтийской улицы сохранялся дуб с могучим стволом – все, что осталось от древних дремучих лесов. И вот посетитель сказал, что хочет стянуть дерево крепким железным ободом и запереть его затейливым замком. Ни мастер, ни подмастерья не решались взяться за такую невиданную и сложную работу.

– Как же так! – возмутился заказчик. – Какие же вы тогда мастера, если не умеете изготовить такую простую вещь! Да с этим ваш ученик без труда справится!

– Ну, ежели ученик сумеет сделать такой замок, – сказал обиженный мастер, – то я тотчас же объявлю его подмастерьем и отпущу на все четыре стороны.

Помня про вчерашнее обещание красного человечка, мальчишка не испугался:

– Договорились, хозяин! – воскликнул он и, не успел тот опомниться, как железный обруч и замок были уже готовы. Мальчишка играючи справился с работой в несколько часов. Он и сам не знал, как это получилось, но дело так и кипело у него в руках. Заказчик дождался в мастерской окончания работы, отправился вместе с мальчиком к дубу, стянул ствол железным обручем и замкнул его на замок. Затем он спрятал ключ и скрылся из глаз, точно его и не было. С тех пор этот ствол и площадь, на которой он стоит, так и называется «Шток-им-Айзен», то есть «Дерево в железах».

Для Мартина Мукса ученичество на том и закончилось, и мастер отпустил его на все четыре стороны. По старинному обычаю молодой подмастерье отправился в странствие, поработал у разных мастеров и наконец очутился в Нюрнберге. Мастер, к которому он нанялся в помощники, только дивился, глядя на его работу. С вычурной оконной решеткой, над которой другие подмастерья трудились бы целую неделю, Мартин управился за несколько часов, да в придачу еще и наковальню перековал на решетку. От таких чудес мастеру стало уж очень не по себе, и он поспешил поскорее расстаться с таким помощником.

Тогда Мартин пустился в обратный путь и через несколько месяцев воротился домой в Вену. Разумеется, за все время странствий он ни разу не пропустил воскресную мессу. Мартин не боялся черта и твердо решил оставить в дураках своего знакомца в красном камзоле. В Вене он услыхал, что магистрат ищет мастера, который сможет изготовить ключ к искусному замку, висевшему на знаменитом дубе у рва. Было объявлено, что тому, кто сумеет выковать такой ключ, будет даровано звание мастера и право венского гражданства. Многие пытались сделать такой ключ, но ни у кого он до сих пор не получался.

Едва прослышав про это, Мартин тотчас же взялся за работу. Но краснокамзольному человечку, который унес с собой прежний ключ, эта затея пришлась не по вкусу. Обернувшись невидимкой, он уселся возле горна и всякий раз, когда Мартин совал в пламя ключ, чтобы его накалить, черт сворачивал на сторону бородку. Мартин Мукc скоро догадался, откуда ветер дует, и нарочно приставил бородку наоборот, прежде чем сунуть ее в огонь. Так ему удалось перехитрить черта, который со злобным упорством опять вывернул ее на другую сторону. Радуясь удачной проделке, Мартин с хохотом выбежал из мастерской, а рассвирепевший черт вылетел через трубу.

В присутствии всех членов магистрата Мартин вставил ключ и отомкнул замок. Ему тут же торжественно присвоили звание мастера и гражданина города, и Мартин на радостях высоко подбросил ключ в воздух. И вот случилось чудо: ключ улетел да так и не упал на землю.

Шли годы. Мартин жил припеваючи в покое и довольстве, никогда не пропуская воскресную мессу. Теперь-то уж он и сам жалел о договоре с чертом, который заключил, когда был еще глупым мальчишкой.

Но краснокамзольному злодею добропорядочная жизнь Мартина Мукса пришлась совсем не по нраву, а черт, как известно, за здорово живешь не отступается, коли уж зацепил себе на крючок человеческую душу. Много лет выжидал удобного случая, да только Мартин Мукc по будним дням прилежно трудился, а по воскресеньям всегда ходил в церковь, не пропуская ни одной мессы.

Мартин Мукc все богател и богател и скоро стал одним из самых зажиточных граждан Вены. Однако он и не догадывался, что к его преуспеванию приложил свою руку господин в красном камзоле. Черт-то надеялся, что богатство скорее вскружит мастеру голову, и так оно и вышло – понемногу Мартин начал баловаться игрой в кости да попивать винишко.

Однажды в воскресенье мастер с утра засел с компанией собутыльников в винном погребке «Под каменным клевером», что на улице Тухлаубен. Они стали играть в кости. Когда на колокольне пробило десять часов, Мартин отодвинул стаканчик с игральными костями, чтобы идти в церковь.

– Еще успеешь! – стали уговаривать его приятели. – Что это ты так рано засобирался? Месса начнется в одиннадцать, куда тебе так спешить?

Им не пришлось долго упрашивать Мартина, он остался с дружками и продолжал с ними пить и играть в кости, и они до того увлеклись, что и в одиннадцать не могли остановиться.

И снова Мартин Мукc их послушался, и они продолжали игру. Вдруг на часах пробило половина двенадцатого. Мартин Мукc от страха побелел как мел, выскочил из-за стола, бегом взбежал по лестнице и кинулся в церковь. Когда он прибежал на площадь у собора Святого Стефана, там было пусто, только возле одного надгробья стояла старушонка, это была ведьма, которой черт наказал караулить Мартина.

– Скажите ради всего святого, – закричал, подбегая, Мартин, – неужели последняя месса еще не кончилась?

– Последняя месса? – удивилась старушонка. – Она уж довольно давно кончилась. Времени-то уж, поди, скоро час.

Мартин Мукc не слышал, как она злорадно подхихикнула ему в след, потому что на самом деле еще не было и двенадцати. Бедный мастер с горя побежал обратно в винный погребок, оборвал со своего камзола серебряные пуговицы и раздал на память друзьям, чтобы не забывали его и учились на его ужасном примере. И только тут раздался звон полуденного колокола. Едва смолкли последние удары, как в дверях появился гость в красном камзоле.

Перепуганный Мартин Мукc опять метнулся вверх по ступенькам, выскочил из подвала и помчался к собору Святого Стефана. Черт бежал за ним следом и с каждым шагом делался выше ростом. Когда они добежали до кладбища, за спиной обманутого бедняги уже высилась гигантская фигура огнедышащего чудовища. В эту минуту священник в соборе произнес последние слова мессы. Служба окончилась, и вместе с нею окончилась жизнь мастера Мукса.

Огнедышащее чудовище схватило его в когти, взвилось в небеса и исчезло из виду вместе со своей добычей. А вечером горожане нашли тело мастера Мартина Мукса за воротами, где стояла виселица.

С тех пор все странствующие подмастерья слесарного ремесла, приходя в Вену, забивали в память о несчастном мастере гвоздь в ствол дуба, которой стоял посреди города и вскоре превратился в настоящее «железное дерево».



Похожие публикации