Кто такая сирена в мифологии. Морские сирены в мифологии – кто эти страшные существа и какова их роль

Тананова Екатерина

Сирены

Краткое содержание мифа

Фигура Сирены. Бронза. 8,1 см. Этруски, V в. до н.э.

Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя — и одной из муз, вероятнее, Терпсихоры. Обитали сирены на одном из безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней. Никто не мог сказать им, куда исчезла Персефона, поэтому они решили самостоятельно отправиться на её поиски. Не найдя молодую богиню на суше, они отправились за помощью к матери Персефоны, Деметре. Отчаявшаяся мать превратила нимф в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве. Но и это не помогло. Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую. Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Когда Одиссей проплывал на своём корабле мимо острова Анфемоэсс, он прислушался к предостережению Цирцеи и приказал всем на корабле заклеить уши воском, а его самого привязать к мачте. Лишь благодаря этой хитрости, корабль Одиссея остался цел, а сирены бросились в море и обратились в утёсы.

Образы и символы мифа

Уотерхаус Джон Уильям
Сирена, 1900

Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Сирен сопровождает многочисленная символика, которая и делает образ полным. Хотелось бы выделить основные символы в мифе о сиренах.

Птичьи и рыбьи тела символизируют ту часть натуры сирен, которая является животной и озлобленной.

Красота сирен показывает нам, насколько может быть обманчива внешность. Часто за красивым приятным лицом скрываются плохие мысли и намерения.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Герберт Дрейпер. Одиссей и сирены. 1909

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее Гомера. По его словам, они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Они погубили многих людей, чьи кости белеют на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв про всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Скульптура сирены
Золото. 3x4 см
Конец IV века до н.э.

В Средневековье сирены тоже пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами и с рыбьим хвостом, но даже с телом четвероногого животного.

Фонтан"Сирены" Ф. Ф. Щедрин
1805 год. Петродворец

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду).

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют о связи сирен с целым рядом ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Социальное значение мифа

Эдвард Бутибонн. Сирены. 1883

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели.

Фредерик Лейтон
Рыбак и сирена
1858

В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре на определенной стадии (при переходе от матриархата к патриархату). Сирены связываются с разрушением и смертью.

Также, вспоминая о сиренах, древние греки часто говорили о их двоедушии и видели в этом большую опасность, ведь никогда не знаешь, как они себя поведут: как прекрасная девушка или как животное.

Однако с сиренами связаны не только отрицательные ассоциации. Образ сирен может наделяться позитивными коннотациями (в контексте истолкования музыки и пения как символов миросозидания). У Платона, например, сирены располагаются на восьми сферах космического веретена богини Ананке, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

СИРЕНА

СИРЕНА

1. преим. мн. У древних греков - мифическое морское существо, изображавшееся в виде женщины (иногда с птичьими ногами) или птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в опасные, гибельные для них места.

3. Хвостатое земноводное без задних ног, с глазами под кожей и наружными жабрами (зоол.).

4. Прибор для получения звуков различной высоты и измерения звуковых колебаний (физ.).

5. Сигнальный гудок, дающий сильные и резкие, далеко слышные звуки. Пароходная сирена. Фабричная сирена. Автомобиль с сиреной.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИРЕНА" в других словарях:

    сирена - ы, ж. sirène f. <лат. Siren <гр. Seiren. 1. В греческой мифологии обитающее в море существо в виде женщины с птичьими ногами или птицы с женской головой, пением завлекавшей моряков в опасные гибельные места. БАС 1. Августа 15 <1749 >… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1) прибор для измерения числа воздушных колебаний, производящих тон известной высоты; чем чаще колебания, тем он выше; 2) с. или ревун прибор, устанавливаемый на судах или опасных для судоходства местах и предупреждающий моряков резким звуком во… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) соблазнительная красавица. Ср. «Голосъ, пѣнье сирены». Ср. «Штучку» я тебѣ тамъ одну покажу пальчики оближешь! «Штучка» это не то ли самое, что папенька сиренами называетъ?... Салтыковъ. Круглый годъ. 1 ое сентября. Ср. Если бъ вы только … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Толковый словарь Даля

    Жен. лукавая соблазнительница, из греческой боговщины. | Сирена и сирен муж., амер. болотная, двулапая ящерица. II. СИРЕНА или сирен, см. серен. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Акустич. излучатель, действие к рого основано на периодич. прерывании потока газа (или жидкости). По принципу работы С. делятся на динамические (вращающиеся) и пульсирующие. В пульсирующих С. перекрытие потока производится заслонкой, совершающей… … Физическая энциклопедия

    Демон, гудок, ревун, хаханы, млекопитающее, ламантин, искусительница, дюгонь, нимфа, соблазнительница, обольстительница, цирцея, излучатель Словарь русских синонимов. сирена 1. см. гудок 2. см … Словарь синонимов

    Паровая, воздушная, электрическая (Siren, hooter) сигнальный звуковой прибор, могущий давать звуки очень большой силы и любого тона при помощи пара или сжатого воздуха. Современные судовые С. слышны на расстоянии 3 5 км при любых атмосферных… … Морской словарь

    - (франц. sirene от греч. seiren), излучатель звуковых волн большой интенсивности, в котором струя воздуха или пара прерывается диском с отверстиями или другим способом. Применяется на маяках, судах и др … Большой Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии: существо с женской головой и птичьим туловищем, живущее на скалистых морских островах. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

Книги

  • Сирена , М. Волконский. Сирена. Интригующий роман…

Сирены - одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.

В статье:

Сирены - происхождение и характерные черты

Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря - мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам - их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .

В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю - Аглаофой, а младшую - Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.

Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно - это мог быть Форкий , или хтоническая богиня Кето , или божество Ахелой . Иногда их матерью легенды называют одну из муз - Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу . Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа , а также Гея .

Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря»

Различные облики принимал и Форкий - таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.

В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.

Существует иная версия этой легенды - боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.

Сирены в легендах

«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909

Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок - цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.

Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись - вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен - он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.

Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея» . Гомер описывал расположение острова сирен - он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости - они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.

Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов .

Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен - Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.

С течением времени эти существа стали близки к и . Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе» , самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Нравоописателем сказано, что сирены несут смерть. Обиталище их - море, а песни их завораживают. Услыхавшие сирен моряки лишаются сознания, падают в морские волны и там гибнут. До пупка тела у них женские, а от пупка - птичьи.

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены - плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

В древнегреческой мифологии осталось еще много загадок. Среди них - тайна появления и существования сирен. Эти дивные создания божественного или демонического происхождения оставляют двоякое впечатление. Они - прекрасные нимфы с очаровательным голосом, но кровожадные и беспощадные.

Мифология существ

Мифы гласят, что сирена - это женщины, очень похожие на нимф. Они находились на острове в море и приманивали проплывающих мимо моряков. Обворожительные девушки пели песни необычайной красоты, дополняя мелодию игрой на лире и других нежных музыкальных инструментах. Их песня становилась настолько притягательной, что мужчины не могли удержаться от соблазна подплыть поближе к прекрасным существам. У них полностью затуманивался мозг, они не видели никого и ничего вокруг себя, их тянуло с огромной силой к острову.

Но тут их постигало разочарование: на пути к берегу корабль попадал на острые, беспощадные скалы, подводные рифы и разбивался вдребезги. Весь остров, на котором находились сирены, был усеян костями бывших матросов и капитанов, обломками их суден.

По некоторым сведениям, Зевс подарил чудным сиренам остров Анфемоэссу. Он находился между владениями Цирцеи и Сицилией. Это была довольно скалистая морская местность, которая не представляла особого интереса для людей. Они предпочитали проплывать мимо него (до того, как на нем поселились существа).

У них была договоренность с богами - как только хоть один смертный проплывет мимо их берега и не погибнет от их пения, то они сами должны умереть. Таким смертным впоследствии оказался Одиссей.

Количество существовавших сирен не известно. Оно варьировалось от 2-3 до десятков. Люди интерпретировали образ по-разному. Они высекали их изображения на гробницах и надгробиях, считая их ангелами смерти, которые поют погребальные грустные песни под лиру.

Это борьба за выживание, соперничество и хищная сила. Красивое пение должно насторожить путника, ядовитые цветы тоже очень красивые и приятно пахнут. Не зря в современном мире сигнал, который обозначает угрозу, называют сиреной.

Встречаются сирены всегда в море. Это связано с тем, что море обезоруживает путника, утомляя его, поэтому мужчины и поддаются на их уловку. Для них это что-то новое, необычное в череде серых будней. Они давно отвыкли от женской ласки, им трудно устоять перед красивыми девушками с чудесным пением.

Внешний облик

Точные описания внешности мифических созданий немного расходятся: одни говорят, что это очень красивые девушки с крыльями и птичьими лапами с большими когтями. Другие - что это существо, у которого верхняя часть тела человеческая, а низ похож на хвост рыбы. У них длинные волосы, красивая фигура, нежный голос, который они унаследовали от своей матери.

В фольклоре образ таинственной сирены обозначает собирательные черты женщин, которые слишком непредсказуемы.

То, что эти существа обладали необычайной красотой - не просто так. Никогда не стоит верить оболочке, сосуд может быть красив снаружи, но абсолютно пуст внутри. Сиренам свойственна переменчивость характера, нежность и коварство, хрупкость и власть. Символизируют животное начало в них такие части тела:

  • хвост;
  • чешуя;
  • когти;
  • перья;
  • крылья.

Легенды о происхождении

В мифологии образ сирены встречается довольно часто, поэтому есть много легенд, мифов, сказаний об их происхождении и способе существования:

  1. Одна из древних гипотез гласит, что сирены были созданы божеством Фокием путем естественного слияния с Калиопой, Мельпоменой или Терпсихорой. Такое предположение обосновывает их неестественную привлекательность и манящий голос.
  2. Вторая легенда гласит, что сирены - это ранее обычные земные девушки, которые показывали свой гордый нрав и неприступность, чем жутко разгневали богиню красоты. В наказание, она превратила их в птиц. Они были очень злы на мужчин и пытались им отомстить в морских пучинах.
  3. Есть мысль, что имея чудесный голос, нимфы стали высокомерными и не побоялись вызвать муз на состязание. Они его проиграли и были наказаны изгнанием на остров среди моря в виде сирен. Это Деметра превратила юных нимф в птиц.
  4. Имеет право на существование и версия, в которой нимфы были созданы для служения юной богине Персефоне, но злой Аид решился похитить Персефону, чтобы она жила с ним. Юные нимфы не могли себе простить, что не спасли свою повелительницу. Они искали ее на суше во всех местах, где только могли, но никак не могли узнать точно, куда она исчезла. Совсем отчаявшись, они пришли к Деметре - матери пропавшей богини. Она была в глубоком отчаянии и наделила молодых нимф крыльями и рыбьими хвостами, чтобы они могли найти ее дочь. Своих сил для поисков им не хватало. Они решили попросить помощи у людей, но те им отказали. Они запомнили этот неблагородный поступок, поселились на заброшенном острове посреди океана и пообещали мстить всем мужчинам, обрекая их на гибель.
  5. Есть даже одна версия, похожая на фантастику в мифологии, о которой знают немногие. Всемирный Разум решил сотворить экспериментальное живое существо. Он хотел создать человека, но у него не получилось с первого раза - появилась сирена, что-то среднее между женщиной и птицей. Это не остановило экспериментатора. Со второго раза у него вышло создать человека, и сирена ему была больше не нужна. Он уничтожил всех сирен, но точное количество созданных нимф было не известно, поэтому существовала вероятность, что они были уничтожены не все. Несколько их них осталось, они жили на необитаемом людьми острове и пели грустные песни, завидуя человеку.

Кому удалось спастись от сирен

Практически все греческие корабли, проплывавшие вблизи зловещего острова, тонули, а экипаж погибал. Были и исключения. Только те, кто знал о силе сирен и как с ней бороться, могли не попасть под их власть.

  1. Мудрая морская команда мифических особей, которых спас Орфей, заглушив роковой голос сирен своим мощным, красивым пением.
  2. Успешно проплыли мимо и товарищи, командующим которых был Одиссей. Он был предупрежден о скорой встрече с сиренами, поэтому побеспокоился о безопасности всей команды. Приказав залепить уши всем членам корабля воском, он крепко привязал себя канатами к греческому кораблю, чтобы его не преодолело желание броситься к нимфам. И у него получилось. Все члены экипажа остались живы и не искушены, корабль не разбился о рифы. После такого унижения сирены умерли - сами сбросились со скалы.

Никто не знает, существуют ли сирены. Одинокие морские волки порой и слышат дивное звучание арф на диком острове, но им никто не поверит, приняв это за сюжет романа-фэнтези. Не нужно быть скептиками - мир хранит еще много тайн.



Похожие публикации