Как работает фуникулер. Что такое фуникулер и какова его роль в современном мире

На прошлой неделе мы рассказывали вам о том, как работает подвесная канатная дорога, сегодня же речь пойдет о другом типе канатных дорог — рельсовом. Транспортные средства, которые перевозят по ним пассажиров или грузы, именуются фуникулерами. Впервые использование фуникулера в качестве пассажирского транспорта было предложено в 1825 году, а спустя почти 30 лет идея была реализована одновременно в итальянском городе Генуя и австрийском Зоммеринге. Сегодня в мире функционирует около 400 рельсовых канатных дорог. Большинство из них расположено в США и Швейцарии. Как же работает рельсовая канатная дорога — об этом в сегодняшнем выпуске!

Существует два основных типа фуникулёров: одновагонный и двухвагонный. Принцип работы первого из них достаточно прост: двигатель, расположенный на вершине канатной дороги попеременно поднимает и опускает вагон при помощи каната. На некоторых дорогах перемещением управляет оператор, используя механический захват. Захват обжимает канат, который движется в специальном углублении под поверхностью. Для того, чтобы остановить вагон, оператору достаточно отпустить захват. Канат при этом безостановочно продолжает движение.


Наиболее распространен тип фуникулёра с двумя немоторными вагонами. Они жёстко соединены канатом, перекинутым через шкив. Сам шкив и двигатель, вращающий его, также расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого и закреплены вагоны. Таким образом, они всегда движутся и останавливаются одновременно, а разъезжаются ровно посередине линии. Такая схема наиболее экономична: энергия тратится не на подъём и спуск вагонов, а фактически на перемещение разницы в весе двух по-разному загруженных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения и торможение. Стоит отметить, что движение каната, перемещающего вагоны, реверсивное. Его направление меняется всякий раз, когда вагон или вагоны достигают конца линии.

Если двухвагонная канатная дорога имеет лишь одну пару рельсов, то посередине маршрута делается двухколейный участок, чтобы встречные вагоны могли разойтись. Вагоны на таких дорогах имеют разные колеса на противоположных сторонах. На колесах левой стороны имеется обод с двойным гребнем, а правой стороны - гладкий обод. При приближении к разъезду колеса с двойным гребнем заставляют вагон всегда переходить на левую колею.


Если на канатной дороге лопается канат или ослабляется его натяжение, то автоматически срабатывает пружина, сдавливающая рельс клиньями с обеих сторон. Это в случае аварии предотвращает возможность неуправляемого скатывания вагона с горы.


Трассы фуникулёров обычно делаются достаточно короткими — как правило несколько сотен метров — с крутым уклоном, достигающим 35 градусов. Уклон канатной дороги обычно постоянен, но иногда незначительно меняется на разных участках. Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждый маршрут, с учётом его крутизны. При этом линии фуникулёра никогда не образуют сети, не разветвляются и не пересекаются.

Если смотреть старые фильмы о будущем, то там почти всегда показывают такси, автобусы и автомобили, которые ездят не по дороге, а летают в воздухе. И если подумать, то в действительности есть у нас такой вид транспорта и сейчас - это фуникулеры . И хотя новым и революционным это транспорт назвать нельзя, ведь первые прототипы появились ещё в 1854 год в Италии и Австрии, но, тем не менее, эти парящие в воздухе вагончики вызывают чувство благоговения. Но, со временем их главная функция немного поменялась, и вместо того чтобы доставлять своих пассажиров в место назначения, не смотря на сложные и непроходимые пути, фуникулер стал одной из незаменимых туристических фишек ХХI века.

Давайте сделаем себе виртуальную экскурсию лучшими фуникулерами мира и попытаемся узнать, что же такого интересного можно в них увидеть.

Венесуэла

Самая длинная канатная дорога в мире находится в Венесуэле, а не где-нибудь в Швейцарии и Америке, как можно было бы подумать. А открыт это фуникулер был вовсе недавно, летом 2014 года. Прокатиться на нем можно всего за 43 цента. Канатная дорога проходит на высоте от 3200 и до 4000 метров над уровнем моря! Время поездки составляет - 10 минут, а добраться таким способом можно из города Ла-пас до города Альто. Во время поездки можно хорошо рассмотреть эти городишки, усеянные разноцветными домами, которые с высоты птичьего полета напоминают мурашник. Также пассажирам удастся полюбоваться красивыми и величественными заснеженными пиками гор Ильмани .

Индия

Поспорить за титул самый высокий фуникулер в мире, может и индийский Гульмарг . Его вагончики везут туристов прямо на самый большой горнолыжный курорт в Гималаях. Действует канатная дорога с 1998 года, и может поднимать своих пассажиров на высоту до 3100 метров, хотя совсем недавно открыли вторую ее часть, что превзошла венесуэльский фуникулер высотой в 4114 м. Прокатится на этом фуникулерчике можно всего за $2,7, а красочных эмоций получить на миллионы, ведь мало где можно увидеть всю красоту Гималаев так близко и так отчетливо.

Китай

Именно здесь можно найти ещё одного лидера, что отличается длиной дороги (7,5 км) и продолжительностью поездки (40 минут).

Но, если судить говорить о панорамности, то здесь «Дорога в небеса » (как ее неофициально называют китайцы), бесспорный победитель. Ведь сам поездка на фуникулере проходит через Национальный парк Чжанцзяцзе , прямо над горами Тяньмэнь.

Свое романтическое название эта канатная дорога получила из-за того, что поднимаясь вверх, фуникулер время от времени исчезает в густом тумане и создается впечатление, будто он парит среди облаков.

Бразилия

Увидеть Рио и статую Христа Искупителя и залив во всей красе можно именно благодаря современному фуникулеру, который расположен на высоте приблизительно 400 м над уровнем моря. Но, не менее интересной является и другая канатная дорога в Рио, расположена в самых неблагополучных районах города (Алемао в том числе), где живут и разгуливают по улицам толпы бандитов и наркоманов, так что другим способом увидеть эти места не очень безопасно.

И, хотя пока этот транспорт служит больше, как средство передвижения, а не туристическая достопримечательность, прокатиться здесь стоит, ведь с высоты бразильские трущобы смотрятся весьма интересно. Кстати, цена проезда всего $0,5.

Израиль

Вид из окна фуникулера Масада, чем-то напоминает фотографии с Марса - желтая растрескавшаяся от жары земля и суровые скалы. Но, и в этом есть своя прелесть, особенно красиво все это смотрится на закате. Посмотреть и оценить все красоты можно с помощью фуникулера, который везет своих туристов прямо на вершину плато, где находится древняя крепость Масада . И хотя максимальная высота канатки - 257 метров, это не мешает полюбоваться бескрайней пустыней и оценить красоту Мертвого моря. Но, вот цена проезда в обе стороны составляет - $19, что по сравнению с другими фуникулерами немного дороговато.

Франция

Это, наверное, самая необычная канатная дорога в мире, ведь вагончики по форме - это огромные стеклянные шары, которые сами французы называют «пузырьками». Дорогу открыли ещё в 1934 году, но это был самый обычный фуникулер, служивший средством передвижения для горожан, но в 1976 году старые вагоны заменили на эти самые «пузырьки» и канатная дорога превратилась на знаменитую туристическую достопримечательность, которая дает возможность полюбоваться городом в весьма комфортных условиях.

Прокатится туда и назад можно за 6,8 евро.

Малайзия

Полетать над джунглями и посмотреть, как лазят по деревьям обезьянки можно в Малайзии, а именно в городе Гентинг . Это один из первых высокогорных курортов в Малайзии, где к тому же ещё и процветает азартный бизнес. Так что туристов здесь навалом. А для того, чтобы удивить и поразить их ещё больше с 1997 года, здесь работает канатная дорога , которая считается одной из самых быстрых в мире - скорость движения фуникулера составляет 6 метров за секунды, а цена поездки в обе стороны всего $3.

Украина

Есть фуникулеры и в Украине, они, конечно, не самые панорамные, или быстрые и высокие, но зато далеко ехать не надо. довольно знаменитый, а прокатиться на нем можно с Подола к Верхнему городу, чтобы полюбоваться старой частью города и видом на Днепр. Также прокатиться над городом можно и в Харькове. Харьковская канатная дорога была открыта в 1971 году и до сих пор остается не только туристическим развлечением, но и средством передвижения для горожан.

Может именно эта статья и вдохновит вас на поездку в одну из этих стран, где кроме прочих достопримечательностей, вы также покатаетесьи на фникулере, а потом поделитесь своими впечатлениями и фотографиями с нами.

Уважаемый читатель, если Вы не нашли интересующую Вас информацию на нашем сайте или в интернете, пишите нам на и мы обязательно напишем полезную информацию именно для Вас.

К нашей команде и:

1. получайте доступ к скидкам на аренду авто и отелей;

2. делитесь своим опытом в путешествиях, и мы заплатим Вам за это;

3. создайте свой блог или турагентство на нашем сайте;

4. получите бесплатное обучение по развитию собственного бизнеса;

5. получите возможность бесплатно путешествовать.

О том, как работает наш сайт, вы можете прочитать в статье

Фуникулерная система на канатном приводе во Владивостоке работает с 1962 года, построена по инициативе Н. С. Хрущева и не имеет аналогов на Дальнем Востоке.

Идея построить во Владивостоке фуникулёр возникла у тогдашнего главы СССР после деловой поездки в США, а конкретно в Сан-Франциско . Вдохновившись видами рельефных улиц прибрежного американского мегаполиса и найдя в нём сходство с Владивостоком, он решил сделать из последнего «второй Сан-Франциско». Так началось создание проекта «Большого Владивостока». Который к слову так и не был завершен, но построить фуникулёр всё-таки успели.

Изначально планировалось построить два фуникулера. По проекту второй маршрут должен был пролегать от Нагорного парка до Гайдамака. Но этим планам не суждено было сбыться — строительство прекратилось, едва успев начаться.

Горный трамвай во Владивостоке привлекает множество туристов, в том числе благодаря потрясающим видам на залив и знаменитый вантовый мост . Особенно красочно здесь вечером, когда зажигаются огни города и подсветка моста через бухту.

Местные жители пользуются фуникулером как обычным общественным транспортом. Несмотря на небольшую продолжительность пути, он сильно облегчает подъем в гору маломобильным гражданам. Сильнее всего фуникулер полюбился студентам Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), учебные корпуса которого разместились вблизи конечных станций фуникулёра.

Длина путей Владивостокского фуникулера — 183 метра, перепад высот — 70 метров. Продолжительность поездки в вагончике — 1,5 минуты.

Пути проходят над улицей Всеволода Сибирцева. Нижняя станция находится на улице Пушкинской у театра, верхняя станция — на сопке Орлиное гнездо, у видовой площадки и автобусной остановки «Фуникулер». С высоты площадки открывается панорама центра города и бухты Золотой Рог.

По маршруту ходят два вагончика с канатной тягой. Рельсовые пути однопутные с разъездом посередине. Вагоны привезены из Ленинграда, а подъёмный механизм — из Донецка. Вместимость каждого вагона до 40 человек.

В середине 2000-х закончился капитальный ремонт Владивостокского фуникулёра, а вагоны покрашены в разные цвета — синий и красный. До ремонта они имели белую окраску с горизонтальными полосами — зеленого на одном вагоне и красного на другом.

Обслуживанием фуникулера Владивостока занимается ОАО «Электрический транспорт». Начальник — Максим Дубровский.

Действующих фуникулеров в России два — во Владивостоке и Сочи. Особенность дальневосточного заключается в «исторических» вагонах, дошедших до наших дней с момента их запуска в 60-х годах.

Для туристов организуются экскурсии. Группы от 10 человек могут посетить машинный зал, где подробно расскажут о принципах работы фуникулёра и покажут внутреннее устройство и механизмы. Вежливые и позитивные вагоновожатые расскажут об истории строительства, ответят на любые вопросы и даже пустят в кабину машиниста.

Фуникулер Владивостока — это настоящая достопримечательность Дальнего востока и всей России. Познакомиться с ней будет интересно как взрослым, так и детям.

Дальневосточному горному трамваю даже посвящена песня «Фуникулер», в исполнении группы «Туманный стон».

Альтернатива подъему на сопку на фуникулере — расположенная параллельно путям лестница с 368 ступенями. Построена она раньше чем фуникулер — в 1957 году. С учетом перепада высот по пути к Орлиной сопке, подъем по лестнице весьма крутой, и лишь немногие туристы пользуются ей, в основном предпочитая фуникулер. Сейчас она используется преимущественно в ночное время, либо в те дни, когда станции закрываются на ремонт и ежегодное техобслуживание. Горожане часто называют её «лестница фуникулёра» или «лестница здоровья».

Время работы фуникулера во Владивостоке в 2020 году

Владивостокский фуникулер обслуживает пассажиров круглый год, с 7:00 до 20:00. Вагонов два — красный и синий, длительность стоянки на станциях составляет до 3 до 5,5 минут. Подъем близкий, вид из вагончиков красивый, но все же уступает обзору с площадки.

Плановое обслуживание, ремонт оборудования осуществляется в течение июня — весь этот месяц фуникулер закрыт.

Цена билета на Владивостокский фуникулер

Стоимость билета — 14 рублей, оплата при входе. Льгот и скидок нет. Перед началом летнего сезона необходимо уточнять цены.

Как добраться до фуникулера во Владивостоке

Доехать до фуникулера можно на общественном транспорте. От железнодорожного вокзала Владивостока до подъемника ходят автобусы. Среднее время в пути 15 — 20 минут.

От Центральной площади можно дойти пешком или проехать пару остановок по улице Светланской в сторону моста до остановки Политехнический (ДВГТУ). Ехать где-то минут 10.

Добраться на автобусе можно без труда со всех концов города. Но удобней всего будет на личном авто, либо вызвав такси через одно из приложений: Яндекс.Такси, Maxim, Gett, «Такси Восток. Приморье» и других.

Подъехать к верхней станции можно со стороны улицы Суханова, к нижней — по улице Пушкинской.

Нижняя станция, панорама

Видео (вид со стороны)

В начале шестнадцатого века в живописной Австрии соорудили новое транспортное средство на канатной тяге. С его помощью в замок, расположенный на крутой горе (как и полагается всякому уважающему себя замку), поднимали свежие продукты. И хотя эта конструкция подходит для использования только на весьма специфических отрезках пути, изобретение было настолько удачным, что его стали использовать и в других местах. Так появился первый в мире фуникулер. С тех пор прошло более пяти столетий. А в замке Хоэнзальцбург продолжает бессменно функционировать тот самый первый фуникулер. Что такое фуникулер? Где сегодня его можно увидеть? Чем практична его конструкция? Почему его используют и сегодня? Но почему фуникулеров сравнительно немного?

Что такое фуникулер

Фуникулер - это небольшая рельсовая дорога, расположенная на крутом склоне. Ее принципиальное отличие от железной дороги в принципе работы. На железной дороге движущей силой выступает локомотив, в котором расположен двигатель. Работа фуникулера основана на канатной тяге. От этого и произошло его название - funiculus по-латыни веревка или канат.

Канат жестко крепится к вагону, а на вершине подъема устанавливается лебедка, которая и служит подъемным механизмом. Однако только человек, не имеющий ни малейшего представления о том, что такое фуникулер, может спутать с ним канатную дорогу. Самое явное различие - способ передвижения. Фуникулер едет по рельсам. А вагонетки канатной дороги висят на канате.

Практичность конструкции

Чтобы вытянуть вагон с пассажирами или грузом на крутой склон, надо приложить большую силу. Для облегчения задачи конструкторы прикрепили второй вагон в роли противовеса. То есть пока один вагон поднимается, второй - опускается. А так как склон крутой, это в некоторой степени компенсирует усилие на подъем первого вагона. По сути, лебедка тратит силу на то, чтобы превозмочь силу трения, торможения и разницу в грузе между вагонами. Поэтому фуникулер - очень экономичный вид транспорта. Однако практичен он исключительно на крутых участках дороги. Там, где нецелесообразно прокладывать обычную железную дорогу.

Привлекательная достопримечательность

Кроме своей практичности, фуникулеры неизменно привлекают туристов. И это не удивительно. Маленькие аккуратные вагончики движутся медленно, позволяя сполна насладиться открывающимися с высоты пейзажами. В границах города длина фуникулерных линий, как правило, не превышает нескольких сотен метров. А в горах фуникулерная дорога может раскинуться на пару километров.

В столице Венгрии Будапеште находится один из самых популярных среди туристов фуникулеров. Он протянулся от набережной Дуная до Будайского замка. Построили его еще в 1870 году, а реконструировали уже после Второй мировой войны. Однако при реконструкции было решено оставить вагончикам их старинный вид. Правда, паровой двигатель все же поменяли на электрический. Подняться к замку недолго и пешком, но во время работы фуникулера нет отбоя от пассажиров. Хотя часто в очереди надо провести больше времени, чем ушло бы на подъем и спуск пешком.

Фуникулер во Владивостоке

Владивостокский фуникулер является одной из самых знаменитых достопримечательностей города. Этому немало поспособствовало то, что он - единственный в своем роде на Дальнем Востоке. В шестидесятых годах прошлого столетия Никита Хрущев, вдохновленный посещением Сан-Франциско, решил превратить Владивосток в город еще более красивый и современный. Начал он с постройки фуникулера. К сожалению, дальше этого дело не пошло. Зато фуникулер исправно функционирует и по сей день. Кроме эстетического удовольствия, он приносит и весьма ощутимую практическую пользу, поднимая за раз до 40 человек меньше, чем за две минуты на 180 метров. Это не кажется таким уж достижением, если не учитывать перепад высот, который на этом коротком промежутке достигает полных семидесяти метров.

Чтобы понять, сколько сил это экономит пешеходам, представьте крутую лестницу на 368 ступенек. Именно такое их количество приходится преодолевать для того, чтобы подняться на вершину сопки, на которой находится верхняя станция фуникулера. Но, видимо, по ощущениям цифра эта весьма значительно увеличивается, так как местные жители прозвали это место лестницей 1001 ступеньки.

Красота крутизны

Поездка на швейцарском фуникулере Гельмербан - приключение не для слабонервных. Преодоление крутых склонов, когда буквально смотришь в раскинувшуюся рядом пропасть, дарит незабываемые впечатления. Те туристы, которые там побывали, могут с гордостью заявлять, что знают, что такое фуникулер. Изначально он был сконструирован исключительно для технических нужд. С его помощью доставляли людей и грузы на местную ГЭС. Но в 2001 году его решили использовать и для туристических нужд. Поездка в один конец занимает приблизительно 10 минут. А угол наклона на некоторых участках достигает 106 градусов.

Фуникулёр - это рельсовое транспортное средство с канатной тягой, предназначенное для перевозки грузов или людей на короткие расстояния по крутой трассе. Перед вами список десяти самых известных фуникулёров в мире.

Загребский фуникулёр находится на улице Томича в городе Загребе, столице Хорватии. Был построен в 1890 г. и открыт 23 апреля 1893 года. Фуникулёр включён в список памятников культуры хорватской столицы, так как сохранил свой первоначальный вид, конструкцию и большинство технических характеристик.

Длина линии составляет всего 66 метров с разницей в высоте в 30,5 м. и углом наклона в 52%, что делает его не только самым коротким, но и одним из самых крутых пассажирских фуникулёров в мире. Имеет два вагончика движущихся со скоростью 1,5 м/с и рассчитанных на 28 пассажиров каждый. Вся поездка занимает 55 секунд.

Монтесанто


Фуникулёр Монтесанто находится в городе Неаполе, Италия. Является частью неапольского метро соединяющего три станции, Morghen, Corso Vittorio Emanuele и Montesanto. Был открыт в 1891 году. Длина его линии 825 метров, поднимается на высоту в 168 метров, и имеет угол наклона в 23%. Вагоны движутся со средней скоростью семь метров в секунду, а весь маршрут занимает четыре минуты и двадцать пять секунд. Фуникулёр перевозит более 4 млн пассажиров в год.

Guindais


Фуникулёр Guindais - расположен в городе Порту, Португалия. Первоначально был открыт 4 июня 1891 года, но спустя два года вследствие крупной аварии был закрыт. Функционировать снова реконструированный фуникулёр Guindais начал лишь 19 февраля 2004 года. Линия общей длиной в 281 м возвышается на 61 метр и имеет два вагончика, которые движутся со скоростью 5 м/с, вместимостью 25 человек каждый.

Летучий голландец (Flying Dutchman)


Фуникулёр Flying Dutchman - находится недалеко от мыса Доброй Надежды в Западно-Капской провинции, ЮАР. Был открыт в 1996 году. Линия длиной в 585 метров и углом наклона в 16% поднимается на высоту в 87 метров. Вместимость вагончиков 40 пассажиров каждый. Поездка длится около 3 минут. Общая мощность линии составляет около 450 пассажиров в час. Название фуникулёра происходит от легенды о корабле-призраке «Летучем Голландце».

Глория


Шестое место в списке самых известных фуникулёров мира занимает фуникулёр “Глория”, который находится в центре города Лиссабон, Португалия. Был открыт в 1885 году.


Флейбанен - фуникулёр в Бергене, Норвегия. Был официально открыт 15 января 1918 года. Длина его линии 850 м, а перепад высот 300 м. Два вагончика вместимостью 80 пассажиров каждый, движутся со средней (в зависимости от загруженности) скоростью 6 м/с, проделывая весь путь примерно за семь минут. Фуникулёр является одной из самых основных и популярных достопримечательностей в Бергене и Норвегии. Ежегодно Флейбанен перевозит около 1 млн пассажиров.


Фуникулёр Веллингтона расположен в столице Новой Зеландии в городе Веллингтоне. Соединяет сердце делового района - набережную Ламбтон и пригород Kelburn. Был открыт в 1902 году. Линия 628 метров в длину возвышается на 120 метров. Фуникулёр признан символом Веллингтона.

Фуникулёр пика Виктория (Peak Tramway)


На третьем месте в рейтинге самых известных фуникулёров мира расположился “Фуникулёр пика Виктория” находящийся в Гонконге, КНР. Предназначен для перевозки туристов и жителей на вершину пика Виктория - одной из главных туристических достопримечательностей Гонконга, которая предлагает вид на город и близлежащие острова. Фуникулёр был открыт в 1888 году. Длина его линии 1365 метров.


Фуникулёр находится на самом высоком парижском холме, на севере города. Он соединяет подножье Монмартра с самой высокой точкой Парижа - базиликой Сакре-Кёр. Фуникулёр открыт в 1900 году. А затем был полностью перестроен в 1935 году и снова в 1991 году. Сегодня он перевозит два миллиона пассажиров в год. Длина его линии 108 метров, по которой вагончики поднимаются и спускаются с 36-ти метровой высоты.

Будапешт Касл-Хилл (Budapest Castle Hill Funicular)


Будапешт Касл-Хилл - фуникулёр в городе Будапеште, Венгрия. Он связывает Площадь Адама Кларка и Цепной мост Сеченьи. Был открыт 2 марта 1870 года, однако во время Второй мировой войны полностью разрушен. Вновь фуникулёр открылся лишь в июне 1986 года. Длина его линии – 95 метров, возвышается на высоту в 51 м. Вагончики вместительностью 24 пассажира каждый, двигаются со скоростью 1,5 м в секунду, тратя на весь путь приблизительно 90 секунд. Интересной особенностью Будапешт Касл-Хилл являются два пешеходных моста, которые пересекают его.



Похожие публикации