Летчик осипович биография. Жизнь в авиации минус один день

Подполковник Геннадий Николаевич Осипович рассказал, как в 1983 году собственноручно уничтожил гражданский боинг, нарушивший границы СССР. Этот тот самый самолет, вокруг которого разразился скандал.

Информационное агентство ТАСС 2 сентября 1983 года сообщило ошеломительную новость: «В ночь с 31 августа на 1 сентября неопознанный самолет вошел в воздушное пространство СССР со стороны Тихого океана и был сбит как нарушитель над Сахалином». В это же самое время в Сеуле потеряли пассажирский «Боинг-747» рейса KAL 007, на котором находилось 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет потерял курс, а потом поступила информация о его уничтожении советским истребителем. В те года разные страны выдвигали самые разнообразные версии. Существовало мнение, что самолет уничтожили ВВС США для того, чтобы устроить провокацию. Другие полагали, что это сделали японцы. Однако правду так вскрыть и не удалось, все государства, имеющие хоть какую-то информацию скрыли данные об инциденте.

Однако газете «Аргументы и Факты» интересное интервью дал подполковник Геннадий Николаевич Осипович. Это именно он сбил тот злосчастный самолет, которому не повезло оказаться в воздушном пространстве СССР.

Офицер рассказал, что в ту ночь он находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была поднята в пятом часу утра. Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году разведчики США очень часто нарушали границы СССР.

Подполковник взлетел на своем самолет и набрал 8 500 метров. По радио передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Огни мигали, но это все равно было заметно в серой дымке ночного неба. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Офицер утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки. Пилоту сразу стало понятно, что перед ним либо транспортный самолет, либо пассажирский.

Оператор приказал Осиповичу принудить самолет к посадки из-за нарушения государственных границ. Летчик вышел на одну высоту с Боингом, чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовали. После этого оператор приказал дать предупредительный залп из пушки. Осипович дал 4 очереди. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ на уничтожение цели. Два воздушных судна находились недалеко от Невельска.

Геннадий Осипович сделал обходной маневр и зашел на Боинг снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у Боинга погасли, а подполковник доложил об уничтоженной цели.

После это инцидента разразился международный скандал, в котором пилота пытались превратить в изгоя. И на протяжении 20 лет подполковнику задают один и от же вопрос: «А вы знали, что там были пассажиры». Осипович же придерживается другого мнения.

Подполковник заявил в интервью «Аргументы и Факты», что у него не было времени анализировать самолет на предмет наличия в нем пассажиров. Однако боевой летчик уверен, что это был закамуфлированный под гражданский Боинг разведчик. Его версию подтверждает тот факт, что 269 пассажиров после инцидента так и не смогли найти. Были странные находки вроде связи паспортов или связанных пар кед, но не людей. Осипович также заявил, что Боинга могло быть два. Один – пустой (но с гражданским мусором), и он нарушил границы СССР, а впоследствии оказался сбитым. Второй – пассажирский, летел своим курсом и, согласно имеющимся данным, даже выходил на связь с японцами. Однако его позже тоже сбили. В завершение подполковник отметил, что в действительности самолет самостоятельно не мог отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы.

2 СЕНТЯБРЯ 1983 г. все советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: "В ночь с 31 августа на 1 сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над о. Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал". В это время в аэропорту Сеула метались люди, встречающие рейс KAL 007. Пассажирский "Боинг-747", летевший из Нью-Йорка через Анкоридж, в аэропорт назначения не прибыл. На его борту было 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет сбился с курса и сел на Сахалине, позднее - что его сбил советский истребитель.

"Цель уничтожена"

ДЕНЬ 1 сентября 1983 года для подполковника Геннадия Николаевича Осип`овича начинался обычно - на ночном дежурстве. А утром его ждали в школе: дочка Оля шла в восьмой, а сын Олег - в первый класс. В войсках ПВО на Сахалине Осипович служил уже 8 лет.

Готовность номер один была объявлена в пятом часу утра. Опять же дело обычное. В 83-м году американские самолеты-разведчики часто залетали в наше воздушное пространство.

Геннадий Осипович и через 20 лет помнит все подробности этого полета и рассказывает о нем спокойно. Мы сидим с уже седым подполковником во дворе его дома под Майкопом. Сегодня его больше волнуют не события той ночи, а то, что на его хутор наконец-то проводят газ и надо срочно подправить стены дома.

- Я набрал 8,5 тысячи метров, - вспоминает Осипович, - вдруг команда: "Впереди самолет-нарушитель". На удалении 30 километров я увидел огни. Самолет мигал. Темно было, серая дымка кругом. Но я видел два светящихся ряда иллюминаторов. Меня запрашивали с земли: "Горит мигалка?" - "Горит". Мигалка бывает только на транспортных и пассажирских самолетах. Пересекли береговую границу, и мне дают команду: "Цель нарушила государственную границу, цель уничтожить". Вдруг новый приказ: "Отставить атаку. Принуди его к посадке". Я вышел на одну с ним высоту, чтобы он меня видел. Начал мигать бортовыми огнями - есть специальный международный код, который предупреждает, что самолет нарушил границу. Он не отвечает. Мне командуют: "Постреляй из пушки". Я сделал четыре очереди - никакой реакции. Мы уже подходили к Невельску, когда мне сказали: "Цель уничтожить". Пришлось повернуть самолет, зайти снизу. Ракеты ушли. Одна - тепловая - попала в двигатель, другая - радиолокационная - под хвост. Огни в самолете погасли. Я доложил: "Цель уничтожена".

На земле подполковника встречал весь полк, поздравляли. Не промахнулся, техника сработала хорошо - вот что на тот момент было для всех главным. А потом, когда начался международный скандал, летчик Осипович из героя вдруг в одночасье превратился в изгоя.

Советским властям пришлось оправдываться и хитрить. Было заявлено, что самолет шел без каких-либо огней, что летчик не мог определить, какой это самолет, что пытался связаться с ним, но на его запросы никто не ответил, что затем Осипович произвел предупредительные выстрелы светящимися трассирующими снарядами.

- Все это было шито белыми нитками, - говорит Геннадий Николаевич. Сейчас он уже может позволить себе вспоминать о тех событиях с легкой иронией. - Японцы писали все наши переговоры. И я докладывал на землю, что самолет шел с мигалкой. А на связь с ним я выйти не мог. У нас нет специальной частоты. Потом ко мне приехали ребята из Москвы, чтобы переделать мой радиообмен. Записали, что мигалка якобы не горела. А 3 сентября меня снимало телевидение. Мужики из Генштаба написали мне, что говорить.

С этого момента Геннадий Осипович из обычного летчика превратился в человека, "который сбил пассажирский "Боинг". И вот уже 20 лет подполковнику постоянно задают один и тот же вопрос: "А вы знали, что там были пассажиры?" Впервые он прозвучал еще в сентябре 1983 года.

- Меня вызвал генерал, - рассказывает Геннадий Осипович. - И говорит: "Вы же знали, что там люди". Я не мог знать, у меня времени не было анализировать. Похож он был на гражданский, очень похож, но ведь любой военный самолет можно закамуфлировать. Я и предположить не мог, что в самолете могут быть пассажиры. До сих пор уверен, что это был разведчик. А пассажиров, я считаю, там не было.

Где люди?

О ТОМ, что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу. Дело в том, что тела погибших так и не были найдены. Находили на дне очень странные вещи: разбитые пудреницы, старую рваную одежду - как будто самолет был набит мусором, - и почти никаких человеческих останков. Один из участников секретной операции по поиску "Боинга" сделал о ней небольшой фильм. Съемки велись под водой. Пленку изъяли и тоже засекретили. Но Геннадий Николаевич рассказывает, что видел этот фильм:

- Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно - там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом. Я считаю, что "Боингов" было два. Один - пустой - пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как "Боинг", заблудиться и отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должены были заметить и экипаж, и наземные службы.

Версии

В ТЕЧЕНИЕ 20 лет, прошедших со дня трагедии, версий выдвигалось множество. По одной из них, "Боинг" уничтожили возле берегов Японии то ли американцы, то ли японцы. По другой версии, СССР удалось спасти всех пассажиров. Их якобы отправили в лагеря, детей - в детдома. Чтобы истина, наконец, открылась, свои секретные документы нужно обнародовать не только России, но и США, и Японии. По какой-то причине власти этих стран молчат. Родственники пассажиров, летевших в тот день в Сеул, до сих пор не знают, что стало с их близкими. А подполковник Осипович до сих пор не знает, кого в ту сентябрьскую ночь поразили его ракеты.

Геннадий Николаевич и его жена Людмила вспоминают сейчас, что тогда, в сентябре 1983 года, друзья подполковника не осуждали. Люди военные понимали, что он выполнял приказ. Да и сам он "убийцей" себя не считал. Чувствовал только некоторую растерянность. Ожидать от родного государства в той ситуации можно было всего - даже тюрьмы. К тому же на Сахалине в то время жило 40 тысяч корейцев. Семье Осиповичей было приказано двери посторонним не открывать. Детей в школу провожала охрана. Но уже 7 сентября Осиповичу предложили уехать. Он выбрал город Майкоп - там учился, женился, там жила теща. На сборы, правда, дали всего один день. Переезд вспоминается сейчас, как пожар. Машину каким-то чудом удалось продать, все остальное покидали в контейнеры, мебель оставили. В Майкопе подполковника встречало все родное училище. Преподаватели гордились своим выпускником. А потом выступать перед людьми ему запретили. Вот и пойми - то ли ты герой, то ли убийца.

Подполковник (он так и остался в этом звании) уволился в запас в 1986 году. Пенсии, как водится, не хватает, поэтому, чтобы обустроить свое хозяйство, сначала вместе с женой выращивал на продажу клубнику, потом разводил нутрий, свиней. Правда, бизнесмен из него не вышел.

- В Америке человека, который сбил нарушителя, подняли бы на щит, - говорит подполковник. - А мне даже награду дали не за выполнение боевой задачи, а за "успехи в боевой и политической подготовке". Обидно. И еще непонятно, почему наша сторона молчит, почему не расскажет все, как было? Когда-нибудь все это всплывет, но меня уж, наверное, не будет.

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином пилот Су‑15 Геннадий Осипович сбил нарушивший воздушное пространство СССР южнокорейский «Боинг‑747» с пассажирами


Погибли 269 человек. Вспомнить те трагические обстоятельства мы попросили Сергея Степанова, ответственного секретаря Государственной комиссии РФ, поставившей в 1993 году все точки над i в этой истории.

Для меня и по сей день осталось тяжелым воспоминание о вскрытии закопанных еще в 1983 году на берегу фрагментов лайнера и того, что от него осталось. О встречах с родственниками погибших пассажиров из 15 стран... Стремясь сгладить тяжелую атмосферу и получив добро от президента Ельцина, мы тогда пообещали им установить к 10‑летию трагедии в Невельске памятник ее жертвам. Правда, оказалось, деньги на это никто не собирался выделять. Помог избежать международного конфуза мэр города Иван Малахов, впоследствии ставший губернатором Сахалинской области: он нашел местных спонсоров.

Когда обследовалось место падения лайнера, на дне было найдено крайне мало фрагментов тел. Вместе со специалистами МАК, помогавшими нам (в частности, с Рудольфом Теймуразовым и Владимиром Кофманом - физиками и представителем ГРУ, переводчиком Павлом Дорошенко), мы пришли к выводу, что до столкновения с водой самолет был практически цел, ракетой, скорее всего, был поврежден стабилизатор с последующей разгерметизацией и нарушением управляемости. В таких случаях давление внутри салона не успевает сравняться с наружным, происходит так называемая декомпрессия. Она, возможно, и привела к разбросу того, что было на борту, на десятки километров.

Конечно, у членов комиссии были и другие вопросы. Например, почему перед вылетом в Сеул гражданский самолет пробыл в Анкоридже на военном аэродроме трое суток, что он там делал. Американцы нам этого внятно объяснить не сумели или не захотели. Однозначно то, что самолет отклонился от трассы на 600 км вследствие нарушения экипажем правил самолетовождения и навигации. Однако точно установить мотивы, побудившие экипаж следовать по этому маршруту, комиссии не представилось возможным.

Известно, что родственники погибших требовали от нашей страны выплатить в соответствии с международными правилами серьезную сумму ущерба. И пришлось бы платить, если бы нас признали виновными в преднамеренной атаке на пассажирский самолет.

Но этого не произошло - во многом благодаря работе госкомиссии. Мы сэкономили для страны 8,5 млрд долларов.

На самом-то деле мы перехватывали нарушивший наше территориальное воздушное пространство вражеский разведчик, и от этого факта трудно было отрешиться даже тем, кто не стеснялся в выражениях, обвиняя СССР в бесчеловечности. Вообще разговор тогда между державами перешел на крик. Помню, как тогдашний начальник ПВО Анатолий Корнуков, не сдержавшись на встрече с представителями дипкорпуса, выступил с солдатской прямотой: «А вы знаете, что ПВО служит для того, чтобы сбивать всех нарушителей, которые посягают на наше пространство? Так вот, сбивали, сбиваем и будем сбивать всех нарушителей!» Хорошо, что переводчик благоразумно не стал это переводить. Но тот факт, что командование ПВО отдало приказ на уничтожение боинга, будучи абсолютно уверенным, что он является самолетом-разведчиком РС‑135 США, зафиксировала и спецкомиссия ИКАО в том же году.

В историю вошло, как американский президент Рейган назвал нашу страну империей зла. Но уже через пять лет, 3 июля 1988 года, в Персидском заливе двумя ракетами «земля - воздух» с американского крейсера «Винсеннес» был сбит иранский А‑300 с 290 пассажирами на борту. Штаты отделались легким испугом, выразив соболезнование и частично возместив ущерб. Но влиятельный американский журнал признал тогда: «Теперь мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию на сбитый в 1983 году авиалайнер КАЛ‑007... Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Но представим, что таинственный самолет появился бы над Калифорнией. Наша реакция на КАЛ‑007 - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Такое вот признание задним числом. Подобная история случилась потом и с российским самолетом, который был сбит по роковой ошибке над Черным морем силами украинской ПВО. Так ведь сначала оправдывались и лгали, а потом, когда все стало ясно, даже компенсацию не оплатили. А мы это глотаем.

Возвращаясь к корейскому боингу... До сих пор обсуждается нелепая ситуация с Ельциным, который в ходе своего примирительного визита в Сеул привез изумленным корейцам пустые «черные ящики» с погибшего боинга. Кстати, с самого начала против такого жеста выступили многие наши специалисты. Но разве Бориса Николаевича могли переубедить доводы, если он что-то задумал? Вот его и подставили. Думаю, преднамеренно - ни к чему была вся эта затея.



Похожие публикации