Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «О чем рассказали горы? Загадки горы Загадки на тему горы.

Еще в первую поездку в июне 2015 года мы поняли, что Воттоваара не просто гора, что там очень много тайн и загадок. И нужно обязательно вернуться сюда на более длительный срок, и исследовать часть вопросов, которые возникли на тот момент.

Мы составили примерный список вопросов горы Воттоваара.

  • Деревья, которые перекручены самым немыслимым образом.
  • Сейды – огромные валуны, стоящие на трех и более ножках и на подставках, расположенные кругами и другими необычными способами.
  • Валуны – висящие на склонах, либо лежащие под большим углом на поверхностях, с нарушением законов геометрии.
  • Рисунки на камнях.
  • Следы вдавленных подошв на валунах.
  • Выпилы частей из валунов, словно лазером.
  • Распилы огромных валунов двумя способами:
    • лазером с острым краем.
    • с оплывшим верхним краем.
  • Лестница в небо – 13ступеней ведущих в никуда, заканчивающихся обрывом.
  • Лестницы в амфитеатре.
  • Пирамиды – стоящие отдельно и врезанные в блок.
  • Круги вокруг жертвенного озера и растения, растущие кругами вокруг него.
  • Энергетика горы – «Зона непреднамеренного счастья». Портал в другие миры.
  • Туннель, протяженностью примерно 1км, от амфитеатра до озера Белого.
  • Круги, составленные из камней.
  • Шары каменные.
  • Валун – похожий на пирс со ступенями на Белом озере.
  • Полигональная кладка валунов в амфитеатре.
  • Крепость – амфитеатр. Стены. Колодец - развалившаяся стена.
  • Аненербе – элитные подразделения Вермахта, что им было нужно на Воттовааре?
  • Валуны на вершине горы, распиленные на улицы.

Все эти вопросы говорят о том, что Воттоваару необходимо изучать, и начинать надо именно с амфитеатра, потому что ученые ставят вопрос только о сейдах – было или нет на Воттовааре древне-саамское святилище. Но сейды – это вторичный вопрос, и рукотворные они или это природное образование – не столь важно. Мы не будем этого доказывать.

Наша задача – это древняя мегалитическая постройка, все ее лежащие под одним углом в амфитеатре стены, где ходят туристы, а ученые выдают все это, как продукт деятельности ледника.

И летом 2015 года мы купили квадрокоптер, и пошли учиться на пилота и оператора коптера. Выучились и взяли билеты на Воттоваару.

Наша экспедиция в сентябре 2015 года была организована на куда более высоком уровне – это и высококлассная аппаратура, новый проводник. И целая неделя работы на Воттовааре.

Мы уже точно знали где хотим снимать, что хотим увидеть – больше сейдов, новые места и снять сверху, с высоты птичьего полета всю Воттоваару, конкретно амфитеатр и древнюю крепость.

Мы работали целенаправленно, но нам очень не хватало знаний, с которыми ученые подходят к изучению мегалитических объектов.

Тем не менее мы сделали все, что могли.

Подняв квадрокоптер в небо, мы сразу увидели, что вся Воттоваара была нарезана прямыми линиями, будто лазером на улицы, мы увидели огромные прямые блоки фундаментов, лежащие под углом мегалитические стены с плотно подогнанными блоками, лестницы на стенах. Перед нами открылась грандиозная картина следов деятельности ушедшей цивилизации.

Наталия Афонина

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела : Афонина Наталия Валентиновна, воспитатель 1квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 54 Журавушка» г. Чебоксары

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ

ЦЕЛЬ :

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой ,дать начальные сведения о горах : какие бывают горы , кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы ;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т. д.) ;

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях , используя таблицу;

5. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог) ;

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук ;

8.Воспитывать эстетические чувства : учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

10. Показать детям опыт «Вулкан» .

СЛОВАРНАЯ РАБОТА :

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов : шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

Глобус, «Ящик ощущений» ,камни на каждого ребенка, иллюстрации с изображением вулкана, конфеты в виде разноцветных камней, коллекция камней, письмо в конверте от Хозяйки Медной горы , загадки о камнях и о глобусе,музыкальная запись : Эдвард Григ «В пещере горного короля» , «Ветер в горах» .

для опыта :

1. Пластиковая бутылка 0,5 л;

2. картон формата А4;

3. Пластилин, коричневого цвета;

4. Подкрашенная вода в красный цвет;

5. Сода 4 ч. л. ;

6. Уксус 2 ст. л. ;

7. Жидкое мыло;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время; - собирание коллекции камней;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы » ;

- «Серебряное копытце» и др.

- беседы по темам : «Какие бывают камни» , «Что такое горы , «Как человек использует камни» ;

- проведение игр : «Вспомни сказку» , «Что исчезло?» , «Найди свой камень» ;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов» , «В пещере горного короля» .

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку :

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы , реки, океаны.

Что это? (Глобус) .

Воспитатель :

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус . Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы , синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе ? (Ребенок показывает на глобусе горы ) .

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе ? (Ответы детей ) .

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы . А помогут нам в этом поэты, писатели, композиторы. Кто из вас назовет горы ? (Уральские, Кавказ) .

Воспитатель :- Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки.

В. (Звучит музыка) предлагает сесть на ковер и закрыть глаза.

Представьте себе, что машина времени перенесла нас в каменный век. Это очень далекое время, мы с вами древние люди. Захотелось нам костер разжечь. Какой мы камень возьмем?

Д. Кремень (объясняют почему) .

В. Высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот и загорелся наш костер. Спасибо камню?

В. Древним людям нужно спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище мы найдем себе?

Д. Пещеру (рассуждения детей ) .

В. Правильно, каменная пещера стала первым жилищем человека. У древних людей теперь есть дом– пещера, но нужна еще и пища, поэтому мы с вами отправляемся в лес. Но просто руками зверя не возьмешь. И первобытный человек как вы думаете, что взял в руки?

Д. Камни (рассуждения ) .

В. Конечно камень. Брошенный сильной и ловкой рукой он может сразить зверя наповал. Так камень стал продолжением руки человека.

Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. И опять на помощь пришел камень. (Растирали зернышки между двумя камнями) .Позднее мужчины сделали каменные жернова. Спасибо камню?

В. Для еды нужна посуда. Как вы думаете, из чего сделали первую посуду?

Д. Из обожженной глины.

В. Каменная значит.

Вот мы с вами побывали в каменном веке. А сейчас давайте встанем, тесно прижавшись друг к другу и представим себе, что мы гора.

Физкультминутка :

Стоит гора – старушка , (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей , которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону )

(Игра продолжается до тех пор, пока все“камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы ! (двумя руками показывают на пустое место) .

Детские загадки с ответами про горы , про горную речку, про снежную лавину, про ледник…

Засиделись мы в низинах? Можно вспомнить о вершинах! До чего же он велик, В белой шапке горный пик. И в любое время года Здесь холодная погода. (Ледник) Выше я, чем все соседки Горные вершины. Для меня совсем не редки Снежные лавины. (Пик)

Ох, упала речка вниз Со скалы отвесной! Тут не спрятаться от брызг. Что это за место? (Водопад)

…. Мой исток не у ручья - С ледника сбегаю я. Очень-очень быстрая, Свежая и чистая. (Горная речка)

Ветер камешек задел - Он и покатился. Натворил он много дел, С гор пока спустился. и был тот камень крохой, Зацепил он братцев. И в горах раздался грохот - Нужно разбегаться! (Камнепад)

Падала снежинка с неба, Зацепила шарик снега. Вместе катятся они, Ком растет могучий. Вы в походы в эти дни Не ходите лучше! (Снежная лавина)

Вся в вершинах эта местность, Для людей неробких. Здесь туристам интересно Вверх идти по тропке. (Горы )

Горной ямы берегись, Тут сорваться страшно! И легко свалиться вниз, Как с высокой башни. (Пропасть)

Вот гора, она гола, Как из темного стекла. Не растет на ней, увы, Ни кусточка, ни травы. И к тому ж, она отвесна. Назови мне это место. (Скала)

Он идет не по дорожке -Поднимается по скалам. У него ботинки-кошки, Снаряжения немало - Ледоруб, и альпеншток, И страховочный моток. (Альпинист)

Если только захочу - Я по снежным скалам И с Памира вниз скачусь. Обожаю слалом! (Горнолыжник)

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы . Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля» . Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли .

Воспитатель :

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит :

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети :

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель :

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей ) .

Воспитатель читает вслух адрес на конверте :

Город Чебоксары, улица М,Павлова, дом 6 «А» , Детский сад №54 «Журавушка» . Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух :

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы ». А кто такая – Хозяйка Медной горы ? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их . Она из сказки).

Воспитатель :

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы . Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети :

А здесь еще записка.

Воспитатель :

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете,если отгадаете загадку :

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать .

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети :

Это камень, разные камни.

Воспитатель :

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку :

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы . Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах) .

Воспитатель :

Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней .

Воспитатель :

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи) .

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку.

Идет обследование камней

Воспитатель :

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне ?

Рассказ 2-3-х детей .

ВЫВОД :

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Стихи : Интересно, знать вам дети,

Камни разные на свете?

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек - сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек -

Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень - яшма -

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор -

Красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят.

Воспитатель :

Ребята, а вы знаете,что по камням ученые могут многое узнать о горах : из чего состоят горы , когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает . А вы знаете, что разрушает горы ? (Дождь, ветер) .

О вулкане детям : опыт

Вулкан - это разлом в земной коре из которого на поверхность земли вытекает магма, образуя лаву, вулканические газы, камни. При извержении вулкана в атмосферу выбрасывается много пепла, газов, камней.

Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Строение вулкана приведено ниже на картинке.

Самые крупные вулканы на планете :

название вулкана местоположение высота регион

Охос-дель-Саладо Чилийские Анды 6893 Южная Америка

Льюльяйльяко Чилийские Анды 6725 Южная Америка

Сан-Педро Центральные Анды 6159 Южная Америка

Котопахи Экваториальные Анды 5897 Южная Америка

Килиманджаро Плоскогорье Масаи 5895 Африка

Мисти Центральные Анды 5821 Южная Америка

Орисаба Мексиканское нагорье 5700 Северная и Центральная Америка

Эльбрус Северный кавказ 5642 Европа

Опыт : вулкан в домашних условиях Данный опыт поможет малышам наглядно понять и закрепить понятия вулкан и извержения вулкана.

Из картона делаем конус, у которого срезаем острый край так, чтоб он одевался на пластиковую бутылку. Закрепляем конус скотчем либо степлером (что бы он не разворачивался во время опыта ) . Облепливаем пластилином срезанный конус из картона.

С помощью лейки наливаем подкрашенную воду в бутылку (10-15 см недоливая до края бутылки) . Засыпаем туда соды и хорошенько размешиваем до растворения. Добавляем пару капель жидкого мыла либо шампуни.

Накрываем стол клеёнкой, либо ставим это всё в большую миску. Дабы во время опыта не залить всё вокруг. Внимание! Отводим ребёнка на 2-3 метра от стола с имитируемым вулканом. Аккуратно наливаем уксус в нашу смесь в бутылке (это делает исключительно взрослый) .

И всё, наслаждаемся извержением вулкана!

Наука, которая изучает вулканы - вулканология. Так что сегодня все мы были немного вулканологами!

А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)

Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда) .

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских,

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы ).

Викторина по сказам Бажова

1. Вспомните сказ «Медной горы Хозяйка » . Когда хозяйка плакала, во что превращались её слёзы?

(Медной горы Хозяйка . Её слёзы превращались в редкий камень- медный изумруд)

2. Какое наследство осталось после смерти Степана? Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается?

(Малахитовая Шкатулка. Наследство Степана – это малахитовая шкатулка «со всяким женским прибором» . Главная героиня сказки – Танюша, и она вышивала шёлком)

3. Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть?

(Каменный цветок. Из малахита)

4. Почему Хозяйка отпустила Данила на свободу и что она пожелала ему в сказе «Горный мастер» ?

(Горный мастер. Хозяйка отпустила Данилу, потому что он не мог забыть людей и свободу, твёрдость и удалость. Невеста Данилы освободила его из неволи.Хозяйка пожелала ему : чтобы всё, чему научился он в горе, осталось бы у него в памяти, но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть)

7.Из какой сказки следующий отрывок : «Упёрся в том же месте в камень, он и повалился на Андрюху…Там лестница открылась, и хорошо улаженная, как вот в новом барском доме. Ступил Андрюха на первую ступеньку, а обе ящерки шмыг вперёд, как дорогу показывают…» (Две ящерки)

10. Почему Таютка пошла с отцом на рудники и что она нашла в сказке «Таюткино зеркальце» ?

(Таюткино зеркальце. Таютка пошла на рудники с отцом, потому что её мать умерла и дома её не с кум было оставить. Таютка нашла «кусок руды со шлифом, какой-нибудь угольшек гладёхонёк. Как зеркало блестит…»)

12. Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказке «Огневушка-Поскакушка» ?

(Огневушка-Поскакушка. Такой знак на золото –вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото)

13. В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы» . Что она имела ввиду?

(Синюшкин колодец. Это мысли о золотое и богатстве – «хуже их нету» , которые делают человека жадным)

14. Как звали кошку и внучку деда Коковани в сказке «Серебряное копытце» ?

(Серебряное копытце. Кошку звали Мурёнка, а внучку Дарёнка)

15. Как имя жениха Золотого волоса в сказке «Золотой волос» ? И кто он такой?

(Золотой волос. Его имя Айлын «И был, сказывают, в башкирах охотник один Удалее его не было» .)

О чем же нам рассказали горы ? (Горы бывают разные : высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. В волшебной посылке есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот они. Угощайтесь конфетами-камешками.

Дети уходят из зала.

«Покорить Эверест» — мечта любителей приключений. Тысячи путешественников останавливаются у подножья самой высокой горы на планете. Каждый горит желанием добавить свое имя в небольшой список людей, покоривших уникальное проявление природы. Но не всё так просто. Даже самые выносливые, сильные, приспособленные к горным походам люди останавливаются на половине пути и поворачивают назад. Романтика рассеивается, когда речь заходит о смертельных случаях. Путешественников, замерзших в снегах Эвереста гораздо больше, чем тех, кто победно вознес свой флаг на вершину и спустился обратно. Около двухсот храбрецов считаются пропавшими без вести. И самое печальное, что никто уже не узнает тайну их погибели.

Перемещения во времени

Нет секрета в том, что в нестандартных условиях психика человека нарушается, ему могут приходить различные галлюцинации. Именно так и утверждают те же самые заядлые скептики. Но галлюцинации случались не только на критической высоте. Альпинисты утверждают, что такое происходило и на более низких уровнях, где нет никаких предпосылок к изменению психики. Эффект перемещения во времени более подробно рассказан Ником Эскотом в 1975 году. Когда альпинист восходил на гору, он ощущал, что за ним кто-то движется. Обернувшись, он увидел человека за спиной. Преследующий путник не оставлял за собой никаких следов. Специалисты предположили, что альпинист Ник Эскот видел другой временной поток, в котором точно такое же восхождение на Эверест совершал другой человек. Загадка так и осталась неразрешенной.

Призраки горы

Путешественники, которые каждый раз пытаются покорить гору, взять верх над природой, стать повелителем самого Эвереста, не раз сталкивались с удивительным явлением. В него сложно поверить обычному человеку. Из рассказов известно, что в тишине белых снегов часто слышатся голоса, шепот, виднеются тени. Это наводит страх даже на самых заядлых скептиков. Считается, что это души людей, которые навсегда остались на вершине горы.

Куда делись вещи

Продолжая тему о мистических тенях. Есть свидетельства альпинистов о внезапных пропажах предметов снаряжения. Также пропадает теплая одежда. Зачем теням нужны реальные физические предметы? Вопрос остается загадкой. Отсчет пропавших ведется еще с 20-х годов. Тогда проводилась экспедиция, целью которой было покорение неприступной вершины Махалангур-Химал. Члены группы пропали без вести при необычных обстоятельствах. Снять тела погибших с горы очень сложно. Дело дошло до безумного. Альпинисты тем самым отмечают точки на пути восхождения. К примеру, «зеленые ботинки» — уровень высоты, названная в честь обмундирования замерзшего индийского скалолаза.

Время идет, обмундирование альпиниста улучшается, появляется новая техника, способная работать в критических условиях. Но до сих пор Эверест – большая загадка для мира.



Похожие публикации