Исаакиевская площадь 1. Памятник на Исаакиевской площади

Одна из главных городских достопримечательностей. Расположена на обширной территории в несколько десятков квадратных километров. Наряду с Сенатской и Дворцовой площадями она входит в архитектурный ансамбль центральных городских территорий, имеющих историческую ценность. С северной стороны Исаакиевская площадь ограничивается Адмиралтейским проспектом, с южной находится Мариинский дворец. В средней части расположен памятник Николаю Первому в виде конной статуи, а по флангам - легендарные питерские гостиницы "Англетер" и "Астория".

Грандиозный храм Монферрана

Главной достопримечательностью площади является Исаакиевский собор, который и дал ей название. Храм был возведен в 1858 году архитектором Огюстом Монферраном и сразу был признан богатейшим сакральным строением Петербурга. Главный фасад (а их у него четыре) собора выходит на площадь, массивный портал поддерживается восемью коринфскими колоннами. Над антаблементом видна рельефная надпись "Храм мой храм молитвы наречется".

Интерьер собора

Внутреннее убранство собора потрясает воображение. До самого потолка поднимаются колонны-пилястры из настоящего малахита, добытого на уральских рудниках. Полы выложены гранитом и мрамором. На резных тяблах размещены иконы полного церковного чина с клеймами и деисусным рядом, писанные лучшими русскими художниками-иконописцами 18-19 веков. Чуть в стороне, под стеклом, находится реликвия Исаакиевского собора - точная его копия в миниатюре, сделанная из липы. Изготовил шедевр мастер Максим Салин, один из строителей храма. Им было сделано две модели, одна находится по сей день в соборе, вторая была подарена австрийскому императору. За свою ювелирную работу крепостной Салин получил вольную.

Здание эпохи классицизма

На южной сторонеИсаакиевская площадь заканчивается Мариинским дворцом, в котором находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Шедевр архитектуры классицизма печально прославился во время событий 1991 г., когда власть в России пытались захватить участники ГКЧП во главе с Руцким и Хасбулатовым. На подступах к дворцу были воздвигнуты баррикады, и хотя путч провалился, стране пришлось пережить несколько тревожных дней.

Памятник на Исаакиевской площади

Кроме архитектурных есть достопримечательности монументальные. Между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором расположен памятник русскому императору Николаю Первому. Царь изображен в виде статуи верхом на своем любимом жеребце Амалтбеке, с саблей в руке. Одет император в парадный мундир лейб-гвардейца. Пьедестал монумента изготовлен из белого итальянского мрамора и темного кварцита. Цоколь памятника высечен из серого гранита.

На сторонах пьедестала женские фигуры-аллегории, олицетворение Мудрости, Силы, Правосудия и Веры. Головы аллегорий представляют собой скульптурные изображения супруги императора Александры Федоровны и трех его дочерей: Ольги, Александры и Марии. Там же закреплен государственный герб с позолотой, на котором написано: "Николаю I - Императору Всероссийскому. Год 1859". На пьедестале также представлены четыре знаковых события периода правления царя в виде барельефов. Вокруг памятника кованая ограда.

Развитие городских структур

Исаакиевская площадь отличается просторным ландшафтом. Между историческими и архитектурными достопримечательностями много свободного места, которое заполняется газонами и декоративными растениями. Но главная достопримечательность адмиралтейского района - это сама Исаакиевская площадь. Санкт-Петербург - город старинный, и его статус подтверждается историко-архитектурными комплексами. Население мегаполиса, по данным последних опросов, всецело поддерживает градостроительную политику правительства в части сохранности культурно-исторических достояний.

Соборы и церкви, проспекты и небольшие патриархальные улочки, памятники зодчества и монументальная скульптура - все это работает на создание уникальных городских структур. Одной из составляющих частей конгломерата является Исаакиевская площадь.Городские районы в большинстве своем отличаются историческим прошлым, в них мало признаков современности, и город таким образом получает возможность неспешного развития, а этот путь самый результативный.

Как добраться, схема проезда

От Невского проспекта лучше всего пройти по набережной Невы до Сенатской площади. Ориентиром будет памятник Петру Первому "Медный всадник", который появится по левую руку. Затем можно пройти через Сенатскую площадь и выйти к Александровскому саду. За ним откроется Исаакиевская площадь. Метро до нее не доходит, ближайшие станции - это "Адмиралтейская", "Гостиный двор" и "Невский проспект".


В Центральном выставочном зале "Манеж" с 5 ноября по 1 декабря будет работать Межмузейная выставка "Исаакиевская площадь. Образы...", приуроченная к 25-летию "Манежа".

Ансамбль Исаакиевской площади, сформированный в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений выдающихся зодчих, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс. В истории находящихся на ней памятников, отразились все стороны политической, культурной, духовной жизни Северной столицы. Здесь происходили праздничные церемонии и народные гуляния, военные парады и политические заговоры, великосветские рауты и литературно-музыкальные вечера. С этими местами связаны имена многих известных людей - архитекторов и художников, композиторов и литераторов, политиков, общественных деятелей, выдающихся полководцев, представителей императорского дома и духовенства.

Многослойная и многообразная трехсотлетняя история Исаакиевской площади - бытование зданий, судьбы замечательных людей, события, здесь происходившие - стала темой развернутой в Центральном выставочном зале "Манеж" юбилейной выставки. У нее особенная задача: организаторы не стремились создать исчерпывающее историческое исследование. Собрав "говорящие" фрагменты исторического прошлого каждого дома на Исаакиевской площади, нам хотелось воплотить наяву некий художественный образ, передающий ауру той особенной культуры, которую мы неизменно ощущаем, бродя по улицам и площадям старого Петербурга.

Неудивительно поэтому, что центром экспозиционного пространства на выставке стал художественный макет Исаакиевской площади, выполненный молодыми петербургскими авторами под руководством Дины Хайченко. Площадь-фантазия, площадь-сон, не претендуя на документальную архитектурную достоверность, вводит зрителя в некое театрализованное пространство, обостряющее воображение, когда портреты - оживают, а события давно минувших дней становятся частью собственной истории.

Тематические комплексы-"дома", рассказывающие об истории каждого объекта, расположены вокруг макета по периметру зала, повторяя планировочную схему площади. Каждый "дом" имеет "фасад" и внутреннее наполнение. На "фасадах" можно видеть проектные чертежи, акварели, гравюры и фотографии, позволяющие проследить, как менялся облик того или иного дома; портреты архитекторов и "памятные доски", рассказывающие о людях и событиях, ставших частью истории здания.

Внутри "домов" помещены портреты их владельцев, жильцов и посетителей, мемориальные вещи, документы.

К уникальным экспонатам выставки, безусловно, относятся проектные чертежи Исаакиевского собора, выполненные в мастерской архитектора Огюста Монферрана; скульптурные эскизы памятника Николаю I работы П.К. Клодта. Среди мемориальных вещей большой интерес представляют живописные полотна западноевропейских художников XVII-XVIII века из собрания И.П. Мятлева и сервиз с его монограммой; модели судов из коллекции графа Г.И. Чернышева. К находкам выставки, несомненно, можно отнести также предметы мебели из Зубовского особняка, хранящиеся в Государственном музее истории города. Среди документов, представленных на выставке, любопытны "Дело об учреждении Библиотеки под названием "Институт истории искусств", личное дело министра Государственных имуществ П.Д. Киселева, фамильные гербы знати, Общий Гербовник Дворянских родов Российской империи. Историческую атмосферу зданий помогут представить воссозданные фрагменты интерьеров.

Индивидуальное историческое своеобразие каждого объекта обусловило неравнозначность тематических комплексов. Некоторые охватывают несколько исторических этапов жизни дома, другие - какую-то одну, наиболее интересную тему, третьи посвящены конкретной выдающейся личности, с которой связана история этого места.

Кроме того, ряд экспонатов выставки посвящен собственно истории площади - как ее формированию (карты Петербурга), так и происходившим здесь событиям, запечатленным в рисунках, акварелях, гравюрах и фотографиях (полковые праздники, церковные торжества, военные и спортивные парады, митинги и демонстрации).

Конечно, некоторые сюжеты, например, история Исаакиевского собора, Мариинского дворца, Зубовского института, история министерств и многие другие, могли бы разрастись в развернутые самостоятельные экспозиции. Однако, обозначив многие темы лишь фрагментарно, "пунктиром", организаторы стремились к иному, надеясь создать живой, динамичный образ площади, идущий из глубины истории - в перспективу будущего.

В заключение следует отметить, что выставка "Исаакиевская площадь. Образы…", могла состояться лишь благодаря совместным усилиям очень многих участников из более чем двадцати ведущих музеев, архивов и библиотек Санкт- Петербурга и его пригородов, любезно предоставивших многочисленные экспонаты. Разноплановость материалов продиктовала необходимость консультаций со знатоками истории города, краеведами, искусствоведами и историками культуры. В процессе подготовки выставки "Манежу" также оказали содействие: Законодательное собрание Санкт-Петербурга, гостиница "Астория", Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова, проектно-реставрационная фирма "Борей", Российский институт истории искусств, предоставившие возможность осуществить фотосъемку интерьеров исторических зданий. Мы глубоко признательны всем, кто так или иначе помог осуществить данный проект.

Куратор: Людмила Титова

Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге - одна из самых красивых и величественных площадей Северной столицы. В ансамбль площади входит несколько зданий, но, конечно, центральное место принадлежит Исаакиевскому собору .

Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 года до 1858 года по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В его строительстве участвовали 400 тысяч человек. Собор украшают 112 гранитных колонн. В 1838 году установлен купол диаметром 25,8 метра. На его позолоту ушло 6 пудов червонного золота. Вес здания составляет триста тысяч тонн, а размеры - 111,5 на 97,6 метров, высота – 101,5 м. Это крупнейшее в мире купольное здание. Внутри собора помещается 14 000 человек. При его сооружении было использовано 43 породы минералов. Множество произведений скульптуры, живописи и мозаики украшают это величественное здание.

По окончанию строительства в 1839 году в центре ансамбля был установлен памятник императору Николаю I , созданный по проекту Огюста Монферрана (скульптор П. Клодт). Монумент имеет всего две точки опоры.

Напротив Собора, с южной стороны, в 1839-1844 гг. по проекту архитектора А. Штакеншнейдера был построен Мариинский дворец . Это был свадебный подарок Николая I его дочери, Великой княжне Марии. Дворец построен в классическом стиле, много раз перестраивался. Сейчас в этом здании проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

В это же время был расширен, почти до 100 м, Синий мост через Мойку . Его ширина стала в три раза больше длины. Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге и образует Мариинскую площадь. Многие гости Северной столицы могли побывать на Синем мосту и не заметить этого, поскольку он представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью. У моста, на правом берегу установлен гранитный водомерный столб , увенчанный трезубцем Нептуна. На нем указаны уровни подъёма воды во время сильнейших наводнений в Петербурге.

С западной стороны расположено самое старое здание на площади, построенное в 60-ые годы 18 века для братьев Нарышкиных. В этом доме останавливался французский философ-просветитель и писатель Дени Дидро. Позже этот дом перешел И.П.Мятлеву, другу А.С.Пушкина.

В северо-восточной части находится монументальное здание - Дом князя Лобанова-Ростовского . У главного фасада, обращенного к Адмиралтейству, на постаментах стоят мраморные львы , воспетые А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник».

В 1912 году с восточной стороны были построены здание гостиницы Астория (архитектор Ф.И. Лидваль) и напротив неё – здание бывшего германского посольства (проект П. Беренса). Здание гостиницы украшено масками над окнами, рельефными вазами, медальонами. Выполнено в стиле модерн и неоклассицизма. Рядом с гостиницей Астория расположена гостиница Англетер , построенная в 19 веке как доходный дом, известная тем, что в ней покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. В наше время здание было снесено и полностью восстановлено в первоначальном виде.

В середине 19 века с восточной и западной стороны построены два однотипных здания Министерства государственных имуществ (проект Н.Е. Ефимова). Сейчас здесь размещается Академия сельскохозяйственных наук.

В 1860 году между Большой Морской улицей и Исаакиевским собором по проекту архитектора Г.И. Карпова разбит сквер.

Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге – это одно из красивейших мест города, привлекающее всех гостей города и в тоже время это - деловой и административный центр.

Исаакиевская площадь является одной из самых впечатляющих и величественных в Петербурге. По количеству архитектурных и она может даже соперничать с Дворцовой.

Название она получила от одноименного собора, возведенного в честь святого Исаакия. Именно в день поминовения этого святого родился Петр I. По его приказу и была начата постройка церкви. Возведение каменного собора на берегу Невы завершилось в начале 19 века. Но здание разобрали, а в 1818-1858-х годах по чертежам О. Монферрана было возведено ныне существующее строение.

Исаакиевская площадь 1 начала строиться в 1730-е - 1740-е годы. Окончательная планировка и внешний вид, однако, сложились лишь вместе с завершением строительства собора Монферрана.

В ее центре возвышается Исаакиевский собор, который считается символом города. Объемы и размах строительства поражают даже сегодня, поскольку собор может вместить одновременно более 12 тыс. человек, а общая его площадь равняется примерно 10 тыс. кв.м.

Архитектор Огюст Монферран во время строительства собора начал задумываться о том, что и Исаакиевская площадь должна быть преобразована. Она должна была гармонично вписаться в Петербурга.

К 1850-м годам закончились отделочные работы собора. В 1860 году начались работы по созданию и дальнейшему благоустройству Исаакиевского сквера.

В 1818 году был построен Синий мост, ставший самым широким в городе. Он соединил площадь и то место, где после будет построен Мариинский дворец. Сейчас он расположен в южной части площади. Автором проекта был А. Штакеншнейдер. Дворец в стиле классицизма украшен элементами эклектики. Сейчас в нем заседает петербургское Законодательное собрание.

В 1859 году Исаакиевская площадь в центре украсилась памятником Его эскиз создал Монферран, а выполнил скульптор Роберт Залеман. В ансамбль памятника вошли необычные фонари-торшеры, исполненные мастером Романом Вейгельтом. Горельефные изображения правления императора создавали Пётр Клодт, Роберт Залеман и Николай Рамазанов. Ансамбль получился очень оригинальным и торжественным. Рядом с памятником находился часовой пост. Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади до сих пор является одним из самых примечательных и необычных в городе.

Окончательное формирование облика площади завершилось к 1912 году строительством двух зданий, расположенных друг напротив друга: (архитектор П.Беренс) и гостиницы "Астория" Последняя считалась лучшей в городе и не утратила эту славу и в наши дни.

В 1846 году архитектор Адриан Робен построил здание гостиницы "Англетер". Исаакиевская площадь начала приобретать современный нам вид. Несколько позже появилась гостиница "Астория", которая завершила облик площади, придав ей официальный, деловой и одновременно исторический, парадный вид. Сегодня ее внешний вид определяется Мариинским дворцом, и православным Исаакиевским собором.

В 19 веке Исаакиевская площадь переименовывалась в Николаевскую в честь установленного на ней памятника Николаю I. Затем ее переименовали в Мариинскую, но название опять не прижилось. Ее так и продолжали именовать в честь Исаакиевского собора.



Похожие публикации