Испанские архитекторы 20 века. Архитектура Испании в HDR фотографиях

Барселона – город вечных улыбок, солнца и неповторимой архитектуры. Достопримечательности Антонио Гауди – отдельная глава в бесконечном списке мест, обязательных к посещению в столице Каталонии и мы в своей статье с ними познакомим.

Биография Антонио Гауди

Знаменитый каталонский архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в семье кузнеца в небольшом городке Реусе, Каталония. Продолжая семейное дело, отец будущего архитектора промышлял ковкой и чеканкой по меди и с малых лет прививал сыну чувство прекрасного, занимаясь с ним рисованием и изображением зданий.

Антонио рос смышленым мальчиком, которому без особых усилий давались успехи в школе. Самым любимым его предметом была геометрия. Еще в школьные годы молодой человек начал задумываться о своем предназначении и чувствовал, что его жизнь будет так или иначе связана с искусством. Однажды, во время школьного спектакля, Антонио попробовал себя в роли театрального художника и именно тогда понял, чему хочет посвятить свою жизнь – «живописи по камню», которая в последующих поколениях будет описываться как архитектура Гауди.

После окончания школы Гауди отправился в город, который сейчас уже невозможно представить без творений каталонского гения, – Барселону.


Архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – создатель самых значимых достопримечательностей, которыми гордится Каталония

Поступив здесь в архитектурное бюро на начальную позицию, молодой человек не оставляет мечты когда-нибудь начать работу над собственным проектом и построить свое здание.

После четырех лет жизни и работы в столице Каталонии, Гауди наконец поступает в Провинциальную школу архитектуры, где с отчаянным рвением берется за учебу. Уже с первого курса преподаватели отмечают Антонио, замечая как его талант, так и поразительное упрямство, нестандартное видение и дерзость. Об этих качествах говорит даже ректор учебного заведения, вручая 26-летнему Гауди диплом архитектора.

Уже на последних курсах амбициозный каталонец работал над серьезными проектами и до конца жизни не оставлял свое дело. Летом 1926 года в Барселоне знаменитый арзитектор был сбит трамваем по пути в церковь. Приняв художника за бездомного, свидетели происшествия отправили его в больницу для нищих. Только через день в измученном старике признали знаменитого зодчего, однако состояние его на тот момент ухудшилось, и вскоре он умер.

Стиль

С момента выпуска из школы архитектуры начинаются художественные поиски Антонио. Поначалу он обращается к неоготическому стилю, бывшему тогда популярным на юге Европы, затем сменяет курс на более камерные модерн, «псевдобарокко» и готику. Достопримечательности Антонио Гауди практически все, а их 17, расположены в Каталонии.

Впоследствии каждое из этих направлений наложит свой отпечаток на работы Гауди. Однако охарактеризовать лишь одним течением стиль Гауди не получится: с первых самостоятельных построек художника становится ясно, что их создатель – человек вне правил и времени. За ним навсегда закрепилось такое понятие как “декор Гауди”, стиль которого узнаваем всегда и везде.

Плавные линии и непривычное построение пространства можно условно отнести к модерну, который то приближается, то отдаляется от неоготики.

Постройки

Фонтан на площади Каталонии – Fuente en la Plaza de Cataluña

(каталонское название – Font a la Plaça de Catalunya)


Фонтан на площади Каталонии считается первой самостоятельной работой Антонио Гауди

Первой самостоятельной работой Антонио признан фонтан на центральной площади Барселоны – площади Каталонии, спроектированный и построенный в 1877 году. Сейчас полюбоваться им может каждый гость столицы Каталонии, придя на главную площадь города.

Вход свободный.

Адрес: Plaça de Catalunya.

Как добраться: на метро, ближайшие станции – Catalunya и Passeig de Gracia.

Рабочий кооператив Матаронина

(испанское и каталонское названия идентичны: Cooperativa Obrera Mataronense)

Первое здание, построенное Гауди самостоятельно, находится недалеко от Барселоны, в городе Матаро. Заказ на проектировку кооператива начинающий архитектор получил в 1878 году, и работал над ним около четырех лет. Изначально в составе комплекса планировалось построить также жилые дома, казино и прочие побочные здания, однако в конечном итоге были завершены только фабрика и служебные здания.


Рабочий кооператив Матаронина, здание которого проектировалось гением архитектуры

Сейчас доступ к зданию открыт, и посмотреть на него может каждый, однако интерес оно может представлять только истинным поклонникам и исследователям истории архитектора. Ведь кооператив, хоть и неизбежно напоминает о своем создателе каждой деталью, не представляет такой художественной ценности, как остальные здания гения.

Сейчас здание используется как выставочная площадка.

Часы работы:

  • С 15 июля по 15 сентября – с 18:00 до 21:00, понедельник выходной.

Все остальные месяцы:


Вход свободный.

Адрес: Матаро, Carrer Cooperativa 47.

Как добраться:

  • на поезде с вокзала Barcelons Stants до станции Mataro;
  • на автобусе с остановки Pl Tetuan до Rda. Alfons XII – Camí Ral (останавливается в 3 минутах ходьбы до Рабочего кооператива);
  • на автомобиле – ехать вдоль побережья на север, дорога займет не более получаса.

Дом Висенс

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Vicens)


Дом Висенса – судьбоносное детище великого архитектора. Благодаря его смелому дизайну, на Антонио обратил внимание его будущий покровитель меценат Эусебио Гуэль

В 1883-1885 года Гауди проектирует здание, во многом определившее его судьбу. Фабрикант Мануэль Висенс заказывает у архитектора, только-только получившего диплом, проект летней резиденции для своей семьи. Молодой художник решает построить здание из необработанного камня и разноцветных керамических плиток.

Само по себе здание представляет собой практически идеальный четырехугольник, однако простоту формы преобразовал с помощью декоративных элементов. Обратившись к востоку, он оформляет здание в стиле мудехар. Здесь ему помогает и цветная плитка (на которой специализируется заказчик дома), и смелое решение выложить ее в шахматном порядке.


Интерьер дома Висенс внутри

Внимание к мельчайшим деталям и желание выдержать свое произведение в едином стиле уже тогда определились как отличительная черта Антонио Гауди.

В 2005 году постройку внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Именно после постройки Дома Висенс Антонио Гауди заметил меценат Эусебио Гуэль, ставший потом главным заказчиком и покровителем молодого архитектора.

Частное здание, закрыто для посещений до 2017 года. В октябре 2017 года произойдет открытие дома для экскурсий.

Адрес: Carrer de les Carolines, 22-24.

Как добраться: на метро до станции Fontana (L3).

Эль Каприччо

(испанское и каталонское названия идентичны: Capricho de Gaudí)


Летний особняк маркиза Масимо Диас де Киххано, созданный гением архитектуры, до сих пор поражает своей оригинальностью и неповторимостью

Следующее строение каталонский гений строит по заказу маркиза Масимо Диас де Киххано, состоявшего в дальнем родстве с другом архитектора Гуэлем. Причудливый летний особняк был создан в 1883-1885 годах в городке Комильяс и до сих пор входит в число его главных достопримечательностей. Сейчас здание открыто для посещений.

Часы работы: 10:30-17:30, с часовым перерывом с 14:00 до 15:00.

Стоимость билета – 5 €.

Адрес: Комильяс, Barrio Sobrellano.

Как добраться: из Барселоны быстрее всего будет долететь на самолете до города Santander (аэропрт SDR) и оттуда на автобусе до города Комильяс (остановка Comilias находится в пяти минутах ходьбы от Эль Каприччо).

Павильон усадьбы Гуэля – Pabellones Güell

(каталонское название – Pavellons G ü ell )


Красивый и уникальный по своему дизайну павильон усадьбы Гуэля – еще одна работа Гауди

Первый заказ, поступивший Гауди непосредственно от Гуэля, – проект комплекса из двух павильонов и ворот, которые предполагались как главный вход в загородную усадьбу магната. Изначально в комплекс входили также дом привратника и конюшни, однако они не дожили до нашего времени.

Павильон находится в Барселоне, недалеко от станции метро Palau Reial на линии L3, и посетить ее можно, купив билет за 6 €.

Адрес: 7, Av. Pedralbes.

Как добраться: на метро до станции Palau Reial (L3).

Саграда Фамилья – Templo Expiatorio de la Sagrada Familia

(каталонское название – Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Началом строительства самого известного долгостроя считают 19 марта 1882 года. Именно тогда заложили первый камень в фундамент Искупительного Храма Святого Семейства. Базилика начинала строиться под предводительством именитого в то время испанского архитектора Франсиско дель Вильяра. Спустя год он покинул проект из-за разногласий с церковным советом, и продолжать строительство было поручено молодому Гауди.

Возведению Храма Святого Семейства Антонио Гауди посвятит 42 года своей жизни, неустанно совершенствуя проект, дополняя его новыми деталями и постепенно видоизменяя замысел. Каждую новую колонну, статую или часть барельефа художник наполнял символизмом и сакральным значением, будучи истинным христианином.

Принципиальным его нововведением стали 18 остроконечных башен, каждая из которых имела особое значение. Центральная и самая высокая среди них (не достроенная до сих пор) посвящена Христу.


Фасад Рождества

Три фасада здания также несут священную смысловую нагрузку, которая выражается скульптурами и изображениями на нем. Главный фасад посвящен Рождеству, другие два – Страстям Христовым и Воскресению. Согласно правительству Испании, строительство храма завершится ориентировочно в 2026 году (что не точно), однако уже сейчас обязательно стоит посетить храм Святого Семейства Антонио Гауди, оказавшись в столице Каталонии. Здание числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее познакомиться с гениальным творение Гауди – можно в отдельной статье по ссылке.


Искупительный храм Святого Семейства является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом

Часы работы:

  • ноябрь-февраль – 9:00-18:00;
  • март и октябрь – 9:00-19:00;
  • с апреля по сентябрь – 9:00-20:00.

Цена самого простого входного билета – от 17 €.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: до станции метро Sagrada Familia (L2 и L5).

Дворец Гуэля – Palacio Güell

( каталонское название – Palau G ü ell )


Дворец Гуэля не только привлекает внимание многочисленных туристов, но и по достоинству признан ЮНЕСКО

Жилой дом, построенный каталонским мастером по заказу друга и покровителя Гуэля, стал единственным его единственным зданием в Старом городе Барселоны. Дворец Гуэля Антонио Гауди строил пять лет и именно в это время сформировался его личный, ставший узнаваемым во всем мире, стиль. Нестандартный подход к декорированию фасада, обращение к византийским мотивам и статике венецианских палаццо – каждая линия здания громко заявляет о своем создателе.

На интерьеры дворца также стоит обратить внимание: причудливые камины, деревянные потолки, яркие витражи и огромные зеркала определенно стоят того, чтобы потратить на них время. Дворец Гуэля – очередная постройка Антонио Гауди, внесенная в список ЮНЕСКО.

Часы работы:

  • с 1 апреля по 30 сентября – 10:00-20:00;
  • С 1 октября по 31 марта – 10:00-17:30;
  • Пн и Вс – выходные.

Вход свободный.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla.

Как добраться: на метро до станции Drassanes (L3).

Колледж Святой Терезы – Colegio Teresiano de Barcelona

(каталонское название Col·legi de les Teresianes )

В 1888 году Антонио Гауди берется за продолжение строительства Колледжа Святой Терезы. До сих пор неизвестно, кто из архитекторов того времени начал этот проект и почему он его не продолжил.

Работа над зданием оказалась непростой для архитектора, ведь ему постоянно приходилось согласовывать свои идеи с заказчиком и работать с довольно «скучным» материалом, стараясь не разбавлять его декоративными элементами. Неустанно споря с отцом Осси, который контролировал строительство, архитектор находил оправдания своим решениям в библейской символике.


Колледж Святой Терезы – еще одна популярная достопримечательность Барселоны

Благодаря настойчивости Гауди и его категорическому нежеланию придерживаться абсолютного аскетизма, здание колледжа получилось сдержанным, но не лишенным узнаваемых авторских черт. Форма здания была усложнена, по периметру крыши пущены декоративные арки, а фасад украшен уникальными элементами.

Попасть внутрь школы можно во время экскурсий, которые проводятся по выходным с 15:00 до 20:00.

Адрес: Carrer de Ganduxer, 85.

Как добраться: на автобусе 14, 16, 70, 72, 74 до остановки Tres Torres.

Епископский дворец в Астроге

(исп . Palacio Episcopal de Astorga, кат . Palau Episcopal d’Astorga)

Епископ города Астрога (провинция Леон) Жан Батиста Грау-и-Вальеспиноса был хорошим знаком не только с творчеством Антонио Гауди, но и с самим архитектором лично. Немудрено, что именно ему священник заказал проектирование своей новой резиденции. Ориентируясь на характерную для Леона готику, Гауди создал небольшой замок с узкими окнами, башнями и остроконечными крышами.


Епископский дворец в Астроге

Уникальное крыльцо здание и входной портик с углубленными арками – находка архитектора. Для того чтобы создать впечатление «вытянутости» и ирреальности, разбавить привычный готический стиль, мастер решил использовать в укладке цельные удлиненные каменные блоки.

На данный момент дворец открыт для посещений, стоимость билета – 2,5 €.

Адрес: Plaza de Eduardo Castro, Астрога.

Как добраться: из Барселоны легче всего на поезде до станции Astroga (Дворец находится в 10 минутах ходьбы от вокзала).

Дом Ботинес

(исп. Casa Botines, кат . Casa de los Botines)

Недалеко от Астроги, в Леоне находится еще одна достопримечательность, связанная с именем каталонского мастера. Леонские богачи, увидев новую резиденцию епископа Астроги, решили, что их новый доходный дом должен строить тот же архитектор. Главным заказчиком стал один из них – Жоан Ботинес, основатель коммерческого союза.

Дом, как и дворец Жан Батиста, проектировался с оглядкой на местный колорит. Вновь обратившись к готике, Гауди возводит довольно сдержанное здание с небольшим количеством декоративных элементов.


Дом Ботинес – легендарное творение Гауди за пределами Каталонии

Адрес: Леон, Plaza del Obispo Marcelo, 5.

Как добраться:

  • на поезде до станции Ponferrada;
  • на автобусе (следует с вокзала) до остановки Ponferrada (в пяти минутах ходьбы от Дома Ботинес).

Винный погреб Гуэля

(исп. Bodegas Güell, кат . Celler Güell)


Винный погреб Гуэля – один из самых оригинальных винный погребов в мире

В пригороде Барселоны находится очередная постройка Гауди, заказанная Эусебио Гуэлем. Мастер трудился над ней в 1895-1898 годах. В единый комплекс вошли винный погреб, жилое здание и домик привратника. Их все объединяет узнаваемый стиль, а также общая идея построения крыш – они напоминают не то шатры, не то восточные пагоды, привлекая все внимание к себе.

Вход в комплекс стоит 9 €.

Адрес: El Celler Güell, Sitges.

Как добраться : на поезде до станции Garaff.

Дом Кальвет

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Calvet)

В 1898-1890 годах Гауди был занят строительством доходного дома на улице Касп (Carrer de Casp) в Барселоне, заказанного вдовой городского богача, впоследствии ставшего частным жилым домом. В стиле здания маэстро придерживался необарочного стиля, отказавшись от средневековых мотивов. Именно это творение архитектора получило в 1900 году муниципальную премию Барселоны за лучшее здание года.

Здание можно осмотреть только снаружи.

Адрес: Carrer de Casp 48.

Как добраться: на метро до станции Urquinaona (L1, L4).

Крипта Колонии Гуэля

(испанское и каталонское названия идентичны: Cripta de la Col ò nia G ü ell )

Очередную церковь в пригороде Барселоны Гауди начинает в 1898 году в рамках проекта по возведению колонии – небольшого комплекса, обеспеченного всем необходимым для жизни микро-общества.


Крипта Колонии Гуэля – одно из самых оригинальных зданий Каталонии

Из-за затянувшегося процесса строительства, архитектору удалось возвести только крипту, а все остальные части проекта так и остались неосуществленными.

Постройка облицована разноцветным стеклом, а окна ее украшены иглами из ткацких станков фабрики Гуэля. Украшают здание яркие витражи, посвященные церковным мотивам.

Крипта открыта с 10:00 до 19:00, билет стоит от 7 €. Достопримечательность числится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Colonia Guell S.A, Santa Coloma de Cervello.

Как добраться : на автобусах N41 и N51 до остановки Santa Coloma de Cervello.

Дом Фигерас

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Figueras)

Один из самых узнаваемых домов Антонио Гауди расположен на улице Бельесгуард (Bellesguard) и нередко называется ее именем. Только над проектом дома, который в 1900 году заказала ему вдова состоятельного торговца Мария Сагес, архитектор работал три года, а строительство его продолжалось вплоть до 1916 года.

Образуя стиль здания, Гауди возвращается к восточным мотивам, и соединяет его с неоготикой. В результате у него получается очень легкое, стремящееся в небо сооружение, украшенное причудливой каменной мозаикой и изящными ломаными линиями.

Дом Фигерас открыт для посещений с 10:00 до 19:00 летом и до 16:00 зимой. Билет стоит от 7 €.

Адрес: Carrer de Bellesguard, 16.

Как добраться: на метро до станции Vallcarca (L3).

Парк Гуэля

(исп. Parque Güell, кат. Parc Güell)

Огромный парк, площадью 17,18 га, парк Гауди в Барселоне был построен в верхней части Барселоны в 1900-1914 годах. Вместе с заказчиком Гуэлем они задумали модное в то время среди англичан пространство для отдыха, «город-сад». Отведенная площадка для парка была разделена на 62 участка – для строительства особняков. Продать их состоятельным каталонцам так и не удалось, поэтому территорию стали обустраивать как обычный парк, а затем продали местным властям.

Сейчас здесь расположен дом-музей Антонию Гауди (его особняк был одним из трех купленных в парке). Помимо него в парке есть на что посмотреть: знаменитые мозаичные скульптуры, Зал ста колонн и, конечно же, изогнутая скамейка и знаменитая плитка Гауди, которой она выложена.

Билет на взрослого посетителя стоит от 22,5 €.

Адрес: Passeig de Gràcia, 43.

Как добраться: на метро до станции Passeig de Gràcia (L3).

Дом Мила

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Milà)

Почти таким же символом Барселоны, как и Саграда Фамилия, давно стал знаменитый Дом Мила. Это последняя «светская» работа архитектора. После ее завершения тот окончательно окунулся в строительство храма Святого Семейства, иногда его ошибочно называют СОБОР. Гауди, опять же, тяготея к плавным и изогнутым линиям, создает удивительный и запоминающийся фасад.


Дом Мила – один из символов Барселоны

Он, к слову, жителям Барселоны понравился не сразу, и за грузный внешний вид здание прозвали Каменоломней. Однако это не помешало Дому Мила стать первым сооружением XX века, включенным в Список ЮНЕСКО.

Дело в том, что Гауди, действуя в соответствии со своими принципами, продумал мельчайшие детали не только декоративные, но и функциональные. В Доме Мила Антонио Гауди продумал вентиляцию в помещениях таким образом, что и по сей день в нем не требуются кондиционеры. А межкомнатные перегородки в каждой квартире хозяева могу перемещать по своему усмотрению.

И, конечно, главным новшеством того времени стала подземная парковка, тоже спроектированная знаменитым архитектором.


Интерьер внутри Дома Мила

Дом Мила с 2005 года входит в Список Всемирного наследия.

Адрес: Provença, 261-265.

Как добраться: на метро до станции Diagonal (L3, L5). Купить билеты в Дом Мила (casa Mila) без очереди с аудиогидом.

Школа Саграда Фамилия

(исп. Escuelas de la Sagrada Familia, кат. Escoles de la Sagrada Família)

Построенная в составе комплекса храма Святого Семейства, школа поражает своей простотой и изящностью одновременно. Это, наверное, одна из самых неприметных на первый взгляд достопримечательностей Антонио Гауди. В ее конструкции удивительно гармонично сочетаются красота и функциональность.

Так, причудливая крыша служит не только украшением, но и без остатка отводит дождевые воды. Кроме того, здание полностью соответствует церковным требованиям.


Школа Саграда Фамилия может претендовать на звание самой оригинальной в мире по своей конструкции

Спустя несколько лет после окончания строительства школы, Гауди и сам переехал сюда жить, чтобы быть максимально близко к главному делу своей жизни – Собору Святого Семейства.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: на метро до станции Sagrada Familia (L2 и L5).

Благодаря ее насыщенной истории, сохранилось множество интереснейших архитектурных памятников разных эпох. Архитектурное наследие Испании представлено великолепными памятниками, привлекающими в страну множество туристов. Смешение культур и стилей позволило сформировать интересные комбинации элементов, а столкновение востока и запада привело к образованию собственного, уникального для Испании стиля .

Первобытная Испания

Чтобы увидеть следы первобытной Испании, советуем посетить:

  • пещеры Альтамира в Кантабрии ;
  • пещеры близ Рибадесельи в Астурии ;
  • пещеры в Нерхе в ;
  • дольмены в Антекере ;
  • мегалиты племени гуанчей на Канарских островах .

Римская Испания


Римский акведук в Сеговии

Памятники римской эпохи можно увидеть в большинстве городов Испании, почти в каждом музее хранятся римские статуи, надгробия. Самые интересные следы римского владычества:

  • акведук в Сеговии ;
  • театр в Мериде ;
  • арки, акведук и амфитеатр в ;
  • римское кладбище в Кармоне ;
  • раскопки города Италика под .

Вестготская Испания


Вестготская церковь S. Pedro de la Nave. Zamora

Немногочисленные сохранившиеся следы вестготской культуры можно увидеть:

  • в музее вестготского искусства в Мериде ;
  • в вестготской церкви Баньоса-де-Серрато под .

Арабская Испания


Гранада

Памятники эпохи мавров в характерном разбросаны по многим городам южной и восточной Испании, самые известные памятники арабской архитектуры сосредоточены в . Среди них наиболее интересны:

  • Альгамбра и сады Хенералифе в ;
  • Арабские крепости () в Малага , , ;
  • раскопки города около .

Романская Испания


Романские фрески в базилике Сан-Исидро, в Леоне

Чтобы познакомиться с романской архитектурой, следует посетить:

  • Сеговию (более 15 романских церквей);
  • Леон (базилика Сан-Исидро, фрески которой считаются лучшими в романском искусстве Испании);
  • Авилу (около 10 романских церквей);
  • Сантьяго-де-Компостела (дворец Хелмиреса);
  • монастырь Санто-Доминго-де-Силос под Бургосом .

Готическая Испания

Готический кафедральный собор в Барселоне

Готический стиль родился во , и потому многие испанские сооружения строились по французским образцам. По указу Фердинанда Кастильского были построены два главных готических собора Испании - в Бургосе (строительство началось в 1221 г.) и в (начат в 1227 г.); чуть позже, в 1250-х гг., началось возведение Леонского собора. Лучшие готические соборы Испании можно увидеть в городах:

  • Леоне ;
  • Бургосе ;
  • Памплоне ;
  • Пальме .

Испания эпохи Ренессанса


Кафедральный собор и Plaza de Santa María в городе Baeza (Испания)

Собор в Бургосе — столице средневековой Кастилии.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Vista de la Catedral de Burgos

К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине "готика".

Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто "варварское". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса . Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами.

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией.


Puerta de la Coronería de la Catedral de Burgos

В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок.

Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами.

Одно здание XII века, собор Авилы , в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени.

Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды - шестичастные, а на капителях лиственный орнамент.

Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек.

Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Главный фасад собора и соседний с ним дворец архиепископов

Ретабло Главной капеллы

Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов, имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов, пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти целиком заняты большими окнами с витражами.

Санта-Мария-дель-Мар — церковь Святой Марии на море— готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.


Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.



Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

9 марта 1923 года папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Мар звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor).
Картины и барочный алтарь были уничтожены пожаром в 1936 году



Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), по их имени назван и стиль, мудехар. Конечно, они использовали мавританские мотивы в украшении зданий. Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий.


В отличие от французской готики испанская имеет ещё одну особенность. Это нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали всякими капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремлённость.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).


Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании
Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

Ранняя готика (12 век)
Высокая готика (13 век)
Мудехар (13-15 век)

Мудехар (прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.
Левантино (14 век)
Flamboyant / поздняя готика (15 век)
Исабелино (15 века)

Стиль исабелино («изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).

Собор в Леоне

начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон — католический кафедральный собор в городе Леоне (Кастилия и Леон).

Современный Леонский собор был сооружён в 1205—1301 годах в готическом стиле. Ранее на этом месте во II веке были расположены римские термы, а в начале X века король король Галисии и Леона Ордоньо II построил дворец. Однако, после одной побед над маврами он построил собор в романском стиле, в котором был позже похоронен. Позже на этом месте был построен второй собор, также в романском стиле, который был освящён в 1073 году, и где в 1135 году Альфонсо VII был коронован Императором всей Испании.


Сегодня собор является одной из известных церквей севера Испании и ярким примером испанской готической архитектуры. Витражи XIII—XIV веков имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесённые в XVI—XVIII веках.

Построенное более 700 лет здание проявляет признаки разрушения, так как песчаник относительно непрочный материал.




Собор в Севилье, 16 век.


Построен в 1401—1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 м и ширину 76 м. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы с пламенеющим сводом, возвышающимся на 56 м над трансептом (поперечным нефом).

Обычно утверждают, что капитул в 1401 г. решил «построить настолько хорошую церковь, чтобы её никогда нельзя было превзойти. Пусть потомки восторгаются ею после завершения и скажут, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими».

Apóstolos - Puerta de la Concepción

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Говорят, что крест собора сделан из первого золота, привезённого Колумбом из Америки, а в соборе, как утверждают, захоронены останки мореплавателя.


Свинцовая гробница Колумба в 1544 году была перевезена из Севильи в кафедральный собор Санто-Доминго. Считается, что в 1795 году его останки были перенесены в Гавану, а сто лет спустя — из Гаваны в Севилью. Но где-то по дороге всё перепуталось, и теперь принято считать, что останки в Севильском соборе принадлежат сыну Колумба — Диего.

Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году.


Главным органистом собора в XVIII веке являлся композитор Мануэль Бласко де Небра.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)


Собор Святого Креста и Святой Евлалии — кафедральный собор в Барселоне. Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор. Посвящён Святому Кресту и Святой Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале.

Crypt of Santa Eulalia in Cathedral of Santa Eulalia,

Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни.




Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики.

Внутри собора расположен внутренний дворик, открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут белые гуси.

Белизна птиц символизирует чистоту Святой Евлалии.Евлалии было всего 13лет, когда она приняла мученическую смерть от рук язычников, потому и гусей тут ровно тринадцать.

В другой части собора расположен алтарь, посвящённый Святому Северу, современнику Святой Евлалии, также убитого гонителями христиан.

Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров


12 августа 1867 года папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)

Хотя Барселонский собор является католическим, 9 декабря 2006 года был совершён православный молебен перед мощами Святой Евлалии, которая почитается и в православии

Подводя итоги культовому строительству Кастилии (сюда условно включены и развивавшиеся под ее влиянием южные области), следует подчеркнуть, что несмотря на копирование в ряде случае французских образцов, здесь продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции.
В результату были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый воинственный и грозный дух.

Литература

http://arhistroika.ru/
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.

Искусство

Энергичность и трудолюбие барселонцев не раз оказывалась генератором строительного развития города. Их неистовая активность вызвала к жизни замечательные в художественном отношении явления: готику средневековой Барселоны и модернистские капризы конца XIX - начала XX веков. Город известен коллекцией романской живописи.

Архитектура

Время способно изменять свой бег, и подтверждением тому - Барселона, которая оставалась верной готическому стилю в строительстве, когда в других странах он был предан забвению. Памятники готики и отмеченные неистощимым воображением постройки в стиле модерн слагают неповторимый облик Барселоны.

Римская Барселона

Барсино - город, сегодня известный как Барселона, - был образчиком римского гарнизона с характерной для подобных поселений планировкой.

Вестготы и мусульманские завоеватели в управлении городом следовали примеру римлян, но построек времён их присутствия не сохранилось.

Романское искусство

В начале средних веков новый архитектурный стиль, получивший название «романского», завоевал признание в христианской Европе.

Особенность романских церквей Каталонии - это примыкающие к основному объёму высокие, квадратные в основании колокольни с полукруглыми проёмами. Романский храм имел полуцилиндрическую апсиду. Со временем строители стали смелее, начав возводить церкви с тремя и даже пятью апсидами. Дверные проёмы стали декорироваться рядом арок в арках, а для оживления общей композиции устанавливались каменные или деревянные скульптуры.

Монастырские комплексы отличала необыкновенная изысканность. По периметру внутреннего дворика возвышались сдвоенные ряды колонн, увенчанные капителями, которые с течением времени всё богаче декорировались сценами из Библии или другими религиозными образами, а также тератологическим орнаментом. Относительная скудость скульптурной орнаментации на внутренних стенах и потолках храмовых зданий вполне объяснима. Внутренние пространства церквей часто покрывались яркими фресками, в то время как алтари обрамлялись деревянными панелями, также богато украшенными живописными изображениями Христа, апостолов и религиозных сцен.

Готические высоты

Усложнившиеся строительные техники сделали возможным возникновение нового стиля - готики. Соответствующие ему методы строительства были разработаны во Франции, а затем получили распространение в других странах Европы. Инженеры усовершенствовали несущие и распределяющие вес конструкции, и благодаря использованию столпов и арок, всевозможных подпор и ребристых потолочных сводов здания приобрели лёгкий и стройный вид.

Инженерный замысел храмов отмечен стремлением достигнуть наибольшей высоты - готические соборы будто взмывают в поднебесье. Образ вертикально устремлённого собора должен был вызвать у прихожан благоговейный трепет, и сегодня взгляд входящего в готический храм невольно устремляется вверх. Огромные окна - розетки с витражами в выделенных арками храмовых нефах наполняют внутреннее пространство светом. Внутри и снаружи церкви богато декорировались. В больших кафедральных соборах обилие декора было подстать их ошеломляющей высоте.

Барокко

Ренессанс не нашёл отклика в архитектурном развитии Барселоны, оставшейся верной готическим традициям, которые в других странах Европы уже были преданы забвению. Громогласно заявивший о себе стиль барокко оказал на местное зодчество значительно большее влияние. Несколько церквей в Барселоне были построены в стиле, напоминающем итальянский ренессанс.

Круглые, стилизованные под амбразуры окна - отличительные элементы этого стиля.

Модернизм

Черпая вдохновение в природе и её гармоничных формах, модернисты искали основание в прошлом Испании, в её готической и исламской архитектуре. Но они никогда не подражали слепо какому-либо стилю, а находили средства выразительности путём смелого смешения старого и нового, например, используя кирпич и сварочное железо. Модернистские архитекторы Барселоны способствовали возрождению почти исчезнувшей фигуры ремесленника.

Относительно новые строительные материалы, сталь и железо, стали использоваться в полной мере как остовы для стен зданий и в декоре. Возродился интерес к стеклянным и керамическим изразцам, которые стали использоваться в совершенно новом стиле. Архитекторы нового направления развивали традиции ремесленников, передававшиеся из поколения в поколение со времён средневековых гильдий.

Практика строительства из голого кирпича восходит к исламской Испании. Кирпич был основным строительным материалом мусульман, и сохранением в период реконкисты традиции его использования страна обязана мудехарам.

Ближе к нашим дням

После буйства модернизма другие направления выглядели куда более сдержанными. Годы нестабильности между мировыми войнами, гражданская война стали тормозом для деятельности архитекторов.

(с) Путеводитель National Geographic (Барселона)

Словосочетание "архитектура Испании" у большинства людей вполне закономерно вызывает образ Барселоны с ее выдающимися шедеврами от великого каталонского зодчего Антонио Гауди . Однако современная Испания - это страна с поразительной архитектурой, которая ни в чем не уступает другим развитым государствам.

В нашем обзоре представлены 25 выдающихся примеров современной архитектуры Испании.

1. Музей рисования и иллюстрации Museo ABC в Мадриде

Музей рисования и иллюстрации в Мадриде - самый современный в Испании. Музей ABC состоит из небольших кафе, магазинов, реставрационных помещений и непосредственно двух выставочных залов, в которых демонстрируется богатая коллекция произведений всевозможных направлений изобразительного искусства, скульптуры, анимации и графического дизайна. Помимо выставок, в стенах музея проходят различные культурные мероприятия, обучающие мастер-классы и курсы.

2. Дом BF House в Кастельоне

Удивительный дом BF House, расположенный на холме в городе Кастильон - отличный пример грамотной организации пространства, способствующей максимально комфортному проживанию. BF House представляет собой огромную плиту, лежащую на 3 V-образных металлических опорах, несущих вес всего здания. Одним из важнейших принципов, заложенных авторами в этот проект, стало максимальное осветление интерьеров за счет стеклянных стен.

3. Небоскреб Agbar Tower в Барселоне

Небоскреб Agbar Tower в Барселоне ночью

Возведенный в 2004 году современный небоскреб Agbar Tower - творение известного французского архитектора Жана Нувеля . Форма здания и дизайн фасада призваны воплощать водную стихию Испании и очертания горы Монсеррат, находящейся в Каталонии. Фасад здания поражает разнообразием цветовых решений, которые достигаются с помощью разноцветных металлических панелей с 4 000 устройств подсветки. Эти элементы образуют сложные цветовые комбинации, что создает эффект "пикселизации". Однако издалека все пиксели сливаются, и Agbar Tower кажется переливающимся всеми цветами радуги.

38-этажное здание стало одним из важнейших символов новой Барселоны.

4. Пешеходный мост Аламильо в Севилье

Знаменитый шедевр от испанца Сантьяго Калатравы , пешеходный мост Аламильо, был сооружен в 1992 году в Севилье. Уникальность 200-метрового полотна, проложенного через , состоит в том, что его вес держит всего одна опора и 13 натянутых стальных кабелей. В ночное время окрашенный полностью в белый цвет мост приобретает очень живописную окраску.

5. Центр кулинарных искусств Басконии в Гипускоа

Современный комплекс центра кулинарных искусств был возведен в 2011 году в городе Гипускоа. Архитектура этого объекта, не способная оставить равнодушным даже самого далекого от архитектуры человека, формируется с помощью хаотично расположенных друг на друге криволинейных поверхностей.

В состав здания входят помещения для обучения студентов кулинарных институтов, лекционные залы, кафе, магазины и даже собственная мини-ферма. Стоит отметить, что Центр кулинарных искусств был номинирован на награду Plataforma Arquitectura как лучший архитектурный объект 2011 года, но занял почетное третье место.

6. Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена" в Бильбао

Открытая в 2010 году многофункциональная спортивная арена в Бильбао - одна из самых экологичных в мире. В этом спортивном объекте в основном проводятся баскетбольные матчи, однако в последнее время в нем все чаще проходят музыкальные концерты и различные культурные мероприятия. Также на территории арены расположены спортивные залы и бассейн.

7. Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке

Вилла "Дом для жизни", архитектура которого не имеет аналогов в мире, была построена в 2009 году в главном курортном городе Испании, Пальма-де-Майорке. Дом состоит из двух корпусов - прямоугольного в плане и криволинейного. В первом находятся гостиная, спальни, гостевые и кухня-столовая, а во втором - кабинет и домашний кинотеатр. Также в состав жилой группы входит потрясающей по красоте бассейн, соединенный с основной территорией декоративной лестницей.

8. Здание городского муниципалитета в Бильбао

Необычное по форме современное здание городского муниципалитета Бильбао было построено в центре города. По своему предназначению этот шедевр деконструктивизма от IMB Architects должен заменить старую ратушу Бильбао, построенную еще в 90-х годах XX века. В здании находятся выставочные залы, кафе, рестораны, переговорные комнаты, офисы и залы для конференций.

9. Здание Форума в Барселоне

Здание Форума было спроектировано швейцарским тандемом архитекторов Herzog&de Meuron и построено специально для проведения в столице Каталонии Форума Культур в 2004 году.

В плане это авангардное здание представляет собой равносторонний треугольник со сторонами по 180 метров и высотой 25 метров. Особый интерес привлекают фасады здания с криволинейными стеклянными панелями, растянувшимися во всю высоту комплекса. Это потрясающее здание играет важнейшую роль в формировании образа современной Барселоны.

10. Архитектурный комплекс "Город искусств и наук" в Валенсии

Оперный театр

Научный музей

Кинотеатр IMAX, планетарий и театр лазерных постановок

"Город искусств и наук" - поражающий воображение архитектурный комплекс из пяти сооружений, которые находятся на осушенном дне реки Турия в курортном городе Валенсия. Идея и общая концепция комплекса принадлежит легендарному архитектору, родившемуся в этом городе, Сантьяго Калатраве . Осуществление столь масштабного проекта длилось в период с 1996 по 2005 гг.

В состав комплекса "Город искусств и наук" входят: оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, садовая галерея, научный музей и океанографический парк на открытом воздухе. Этот ансамбль - один из самых ярких и неординарных шедевров современной архитектуры как Испании, так и всего мира.

11. Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде

В состав делового комплекса "4 башни" входят 4 самых высоких здания Испании: 225-метровая "Космическая башня", 236-метровая башня "Сасир-Вальеэрмосо", 249-меировая "теклянная башня барона Нормана Фостера" и, наконец, самая высокая, 250-метровая башня "Каха Мадрид".

Все 4 здания были возведены в испанской столице в период с 1999 по 2005 гг. Площадь, окруженная этими гигантами, стала центром притяжения как горожан, так и бизнесменов со всего мира, совершающих деловые визиты в столицу Королевства Испании.

12. Жилой комплекс Edificio Mirador в Мадриде



Жилой комплекс Edificio Mirador высотой 63 метра (21 этаж) выделяется на фоне стандартной застройки огромным центральным отверстием, которое является своего рода балконом общего пользования с потрясающим по красоте садом и чарующими видами на местные окрестности. Также огромная дыра несет функцию безопасности - в случае террористического акта взрывная волна пройдет сквозь огромное отверстие.

13. Штаб-квартира компании по переработке природного газа Gas Natural в Барселоне

Расположенная в районе Ла Барселонетта с преобладающей малоэтажной застройкой башня весьма гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Главной особенностью этого стеклянного гиганта являются сильно выступающие консоли. Они увеличивают полезную площадь здания и формируют его неповторимый облик. Стоит признать, что у большинства людей сложилось крайне неоднозначное отношению к этому небоскребу.

14. Дворец конгрессов и Аудитория Курсааль в Сан-Себастьяне

Архитектурный комплекс зданий, находящийся в городе Сан-Себастьян, состоит из двух огромных призм - большого зрительного зала, а также многоцелевых и выставочных.

Дворец конгрессов был построен по проекту испанца Рафаэля Монео и открылся в 1999 году. Концертный зал, вмещающий около 2 тысяч зрителей, служит также местом проведения крупнейшего международного кинофестиваля. На разных уровнях архитектурного ансамбля располагаются открытые террасы с потрясающими видами на пляж Сурриола и устье реки Урумея.

15. Комплекс Metropol Parasol в Севилье

Невероятный комплекс Метрополь Парасоль, расположенный в средневековой части Севильи – это самая масштабная в мире архитектурная конструкция из дерева.

В состав столь масштабного объекта входят фермерский рынок, несколько ресторанов и баров и археологический музей, в котором представлены настоящие археологические раскопки. Главной фишкой Metropol Parasol считаются дорожки для пешеходов и смотровые площадки на крыше, откуда открывается потрясающая панорама столицы Андалусии.

16. Музей современного искусства Кастильи в Леоне

Музей современного искусства Кастильи был построен в 2005 году в Леоне. Главной целью этого культурного заведения является постоянное пополнение и хранение произведений искусства, созданных не ранее 1992 года.

Музей получил международное призвание и даже был отмечен американским изданием The New York Times как "один из самых удивительных и смелых музеев, кардинально изменивший современный облик Кастильи". Безусловно, этот музей считается главной достопримечательностью Леона.

17. Культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе

Строительство огромного культурного центра, объединяющего в себе всевозможные выставочные павильоны, смотровую платформу, музыкальный центр, театральную сцену, кинозалы, танцплощадки и многое другое, было завершено в 2010 году. Автором проекта выступил бразильский зодчий Оскар Нимейер .

С появлением этого крупного многофункционального комплекса, главный промышленный город автономной провинции Астурии превратился в самый настоящий культурный центр, привлекающий сотни туристов со всего мира.

18. Отель Porta Fira в Барселоне

Эффектная башня отеля Porta Fira, расположенная в столице Каталонии, была спроектирована известнейшим японским архитектором Тойо Ито и построена в 2009 году.

Туристов и местных жителей поражает органическая форма башни и невероятная фактура ее фасадов, являющаяся следствием использования алюминиевых труб красного цвета. Именно эти металлические элементы придают стенам отеля эффект колебания и служат в качестве жалюзи. Башня Porta Fira считается одним из главных шедевров деконструктивизма в мире.

19. Отель Puerta America в Мадриде

Отель Puerta America, расположенный в столице Испании - это совершенно беспрецедентное явление в истории архитектуры, ведь в его создании одновременно принимали участие 19 известнейших архитекторов со всего мира, буквально поделивших между собой весь гостиничный комплекс по этажам. Среди принимавших участие в столь необычном эксперименте - Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Дэвид Чипперфилд, Арата Исодзаки и многие другие.

20. Башни-близнецы "Ворота Европы" в Мадриде

Строительство второго по высоте объекта Испании, комплекса из двух одинаковых 114-метровых башен в Мадриде, было завершено в 1994 году. Эти наклоненные друг к другу под углом в 15° небоскребы являются первыми в мире наклоненными небоскребами.

21. Больница имени короля Испании Хуана Карлоса в Мадриде

Больница, построенная в 2012 году в городке Мостолес (автономное сообщество Мадрид - Ред.) - первое медицинское учреждение Испании, названное в честь короля. Автор проекта Рафаэль де Ла-Хоза представил на суд общества новый тип больницы, базирующийся на трех основных принципах: максимальной эффективности, свете и тишине.

Комплекс больницы представляет собой две небольшие башни, находящиеся на прямоугольном стилобате (общий цокольный этаж - Ред.) . На большинстве этажах расположены атриумы (открытые пространства внутри здания - Ред.). Перемещение внутри больницы осуществляется по кольцевым галереям и лифтам. Фактически, стилобат играет роль больницы, а небольшие башни - это поликлиника.

22. Оперный театр Tenerife Auditorium в Тенерифе

Одно из самых узнаваемых зданий Испании, оперный театр Tenerife Auditorium - результат творческого процесса Сантьяго Калатравы . Строительство одного из самых значительных и известных произведений современной архитектуры было завершено в 2003 году.

Масштабы этого здания просто поражают воображение - одна только крыша достигает 100 метров в длину и весит порядка 350 тонн. Здание театра включает в себя два зала - органный (1 616 мест) и камерный (424 места). Любопытно, что войти в помещение театра можно с двух сторон. Также Tenerife Auditorium предоставляет своим посетителям возможность провести время в гармонии с природой на специальных террасах с видами на море.

23. Студенческое общежитие-жилой дом в Гандии

Уникальной объект, расположенный в небольшом городке близ Валенсии, служит сразу двум целям: является общежитием для студентов местного университета и социальным жильем. В состав комплекса входят 102 помещения для молодых студентов, 40 квартир для пенсионеров и общественный центр. Одним из важнейших принципов при создании этого общежития стала организация общественных пространств, способствующих улучшению коммуникации и взаимодействия жильцов.

24. Музей Гугенхайма в Бильбао

Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у истинных ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора, американского архитектора Фрэнка Гери , в ранг великих архитекторов современности.

25. Олимпийский павильон "Рыба" в Барселоне

Уникальная скульптура золотой рыбы - еще один испанский шедевр Фэнка Гери , возведенный на побережье Барселоны специально для Олимпийских игр 1992 года. Эта конструкция из позолоченной стальной сетки, стекла и камня в свое время стала настоящим технологическим прорывом в области архитектуры. Интересно отметить, что при создании модели будущего павильона Гери впервые использовал программу трехмерного моделирования самолетов.



Похожие публикации