В центре дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль

Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых посещаемых туристических мест этого города - Дворцовая площадь. Этот архитектурный ансамбль начал складываться во второй половине XVIII столетия, его формирование завершилось в первой половине XIX века.

Площадь образована несколькими историческими и архитектурными памятниками - Зимним дворцом (эта достопримечательность и дала название площади), Зданием штаба Гвардейского корпуса, полукруглым Зданием Главного штаба и, конечно, знаменитой Александровской колонной. Размеры площади - примерно пять с половиной гектаров. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что ее размеры - восемь гектаров, но это не соответствует действительности.

Площадь находится под охраной ЮНЕСКО: ее внесли в список Всемирного наследия.

С чего все начиналось...

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Площадь в XXI веке

В начале XXI столетия на площади проходили реставрационные работы, в ходе которых была сделана археологическая находка - остатки флигеля, принадлежавшего Анне Иоанновне. Если говорить точнее, был найден фундамент этого здания - когда-то роскошного, состоявшего из трех этажей. Археологическая находка была тщательно изучена, было сделано множество ее фотоснимков, после чего ее вновь закрыли землей. Спустя несколько лет была отреставрирована Александровская колонна.

На территории площади часто проходят мероприятия общественного и спортивного характера, устраиваются концерты знаменитых исполнителей. В зимнее время была сделана попытка превратить площадь в каток с платным входом, но это вызвало возмущение множества общественных организаций и каток прекратил свое существование. Сравнительно недавно на площади был установлен павильон с зеркальными стенами, в которых отражался весь архитектурный ансамбль. Этот павильон простоял недолго: он был разрушен порывом ветра, после чего демонтирован.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир - архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

Зимний дворец - еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта - Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта - художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой - здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой - пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

Дворцовая площадь(с 1918 до 1944 площадь Урицкого) — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века.

Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.
Её размеры составляют около 5 га (примерно вдвое больше Красной площади в Москве). В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

*Изображения кликабельны

Вид на площадь из Зимнего дворца

Зимний дворец.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко. С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. 29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество, было сложено вокруг Александровской колонны. В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. С июля по ноябрь 1917 года Зимний дворец служил местом заседания Временного правительства. В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли.

Первоначальное название Адмиралтейский луг (включал также территорию современного Александровского сада) известно с 1736 года. Дано по Адмиралтейской верфи. Наименование существовало до 1772 года.

История названия
Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года. Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.
В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба).
13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

Предыстория площади связана с закладкой 5 ноября 1704 года Адмиралтейской крепости-верфи. Согласно требованиям военного времени Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед ним простиралось обширное открытое пространство — гласис, необходимый для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши.
Вскоре после основания Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости и вместе с ней постепенно ушло в прошлое и фортификационное значение гласиса. Первое время его территорию использовали для складирования и хранения строительного корабельного леса, больших якорей, других адмиралтейских припасов.
Примерно с 1712 по 1717 годы на части бывшего гласиса находился Морской рынок, а территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.


Проспект Адмиралтейства и около лежащих строений. Г. А. Качалов. 1753

В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства.
Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736—1737 годах.
Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу.
До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

16 июня 1766 года на Дворцовой площади состоялась знаменитая Петербургская Карусель, отличавшаяся особой роскошью, фантазией и размахом.
Участники Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела соответствующие наряды, лошадинную сбрую, вооружение, особые колесницы для участвующих в состязании дам и даже различные музыкальные инструменты — всё это делали специально для праздника.
По проекту Антонио Ринальди на площади, которая в то время представляла поросший травой луг, были построены пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей с отдельными ложами для Екатерины II и двенадцатилетнего великого князя Павла Петровича. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Участники Карусели были в роскошных туалетах.
Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камнях и кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, на цену многих миллионов рублей. Победителями среди дам стала графиня Наталья Чернышева, а среди кавалеров Григорий Орлов в уборе римского воина на гнедом коне.

Возникновение и развитие площади

Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула.
Акварель В. С. Садовникова. 1830-е годы

«§ 113. Дворцовая площадь перед зимним дворцом окружена построенными ИМПЕРАТРИЦЕЮ в 1788 году тремя домами наподобие амфитеатра. На одной сделаны две беседки с загородками и скамьями из дикого камня под железною кровлею, в которых зимою раскладывается огонь для кучеров, стоящих на улице во время съезда при дворе. На сей площади сменяется гвардия, вступающая на караул, и при великих торжествованиях даются здесь народу жареные быки и фонтаны с вином. В торжественные дни от гвардии и прочих команд производятся на оной поздравления музыкою и барабанным боем.» 1794 год.

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754—1762, архитектор Б. Ф. Растрелли).
Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь.
Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой. В 1779—1784 годах вдоль южной границы площади возвели четыре дома по проекту Ю. М. Фельтена. На их месте в 1819—1829 было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность.
Росси решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой


*Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра

В 1837—1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797—1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса.
В 1830—1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.

С юго-западной стороны до 1840-х годов на углу Дворцовой площади и Невского проспекта находилось здание Вольного экономического общества. В 1845-1846 годах на этом месте построено здание (арх. И. Д. Черник), фасад которого гармонично сочетается с фасадом Главного штаба. С северо-западной стороны, между Адмиралтейством и Зимним дворцом до конца XIX века существовала Разводная площадь. Площадь использовалась для развода караула, была образована после уничтожения канала и бастионов Адмиралтейской крепости.
В 1896-1901 годах на её месте перед дворцом был разбит сквер с фонтаном (архитекторы Н. И. Крамской, Р. Шмеллинг, садовод Р. Ф. Катцер).
В 1920-х годах ограда сквера была демонтирована и использована при украшении парка на проспекте Стачек. Сам фонтан был реконструирован в 2007—2008 годах с восстановлением исторического вида.


Бронеавтомобиль "Остин" первой серии британского производства и юнкера на Дворцовой площади Петрограда. Сзади слева видна арка Главного штаба. 1917
Юнкера на Дворцовой. 1917

В ΧΙΧ—начале ΧΧ веков Дворцовая площадь была местом проведения военных смотров и парадов. Девятого января 1905 на Дворцовой площади была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В память об этом событии Дворцовая набережная была переименована в Набережную 9-го января (до 1944).
В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 на Дворцовой площади произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.

В начале XX века Манежная площадь находилась на территории Адмиралтейской полицейской части.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета, на фоне которых и проходили события 1917 года. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона


Борис Кустодиев.«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей)

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников. С октября 1918 года Дворцовая площадь официально называлась площадью Урицкого (в честь М. С. Урицкого, убитого в здании Главного штаба).

В 1918—1921 году на площади проходили масштабные театрализованные представления «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца» (постановщики — Никалай Евреинов, Юрий Анненков и другие).
7 ноября 1920 года на площади Урицкого перед 100 тысячами зрителей были разыграны сцены, изображавшие события Октябрьской революции.
В представлении принимали участие 6 тысяч человек.

Интересно, что в годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года рассматривалася вариант размещения на площади аэродрома для истребительного авиационного полка, при этом должна была быть перенесена Александровская колонна и вырублен Адмиралтейский сад, однако от идеи отказались.

Историческое название было восстановлено 13 января 1944 года. В 1977 году на Дворцовой площади были проведены значительные реконструктивные работы и выполнено декоративное мощение, асфальтовое покрытие заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по её углам.

20 августа 1991 года на Дворцовой площади прошёл стихийный митинг в знак протеста против действий так называемого ГКЧП СССР. В митинге участвовало около 100 тысяч человек.

В ходе реставрации Дворцовой площади в 2001 году производились археологические исследования. В результате раскопок был найден фундамент флигеля Анны Иоанновны.
В своё время он представлял из себя трёхэтажный дворец, возведённый по проекту Растрелли в 1746 году. В соответствии с планом реставрации площади фундамент был изучен, сфотографирован и вновь зарыт землёй. В качестве одного из вариантов рассматривалась идея оставить фрагмент фундамента для обозрения, закрыв его толстым прочным стеклом.

В 2006 году была выполнена реставрация Александровской колонны.

На Дворцовой площади с 90-х годов XX века проводятся концерты и общественные мероприятия.

Схема площади

Ансамбль площади

Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль. Северной границей является фасад Зимнего дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. В центре установлена Александровская колонна. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса.


*
Постройка Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 году Зимнего дворца положила начало архитектурному ансамблю Дворцовой площади. Огромный вклад в формирование архитектурного облика внес К. И. Росси, доведя ансамбль до логического завершения. Возведение Росси в 1819-1829 годах здания Главного штаба с триумфальной аркой подчеркнуло парадный характер центральной площади Санкт-Петербурга. Классические колоннады фасадов нового здания образовали композиционное единство с барочными формами Зимнего дворца. Особенно эффектно было рассчитано Росси восприятие фассада дворца со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного штаба. Формирование ансамбля завершили сооружение в её центре Александровской колонны по проекту О.Монферрана и возведение здания Штаба Гвардейского корпуса по замыслу А. П. Брюллова.

« Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. »


Цветная фотолитография XIX века

Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Проект был высочайше утверждён в 1829 году, монумент был открыт в 1834 году.
Эскизные рисунки пьедестала выполнил О. Монферран. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда.
Монолит розового гранита был изготовлен в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями он был перевезён из Пютерлакской каменоломни в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург.
Монолит не закреплён и держится только силой собственного веса.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.
В 1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны.

Колонна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — один из известнейших памятников Петербурга.

Зимний дворец.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко.
С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. 29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество, было сложено вокруг Александровской колонны.

В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. С июля по ноябрь 1917 года Зимний дворец служил местом заседания Временного правительства.
В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли)

Здание штаба Гвардейского корпуса (дома 2—4)


*Санкт-Петербург. Дворцовая площадь, Здание Штаба Гвардейского корпуса.

С востока ансамбль Дворцовой площади замыкает фасад здания бывшего Штаба гвардейских войск, построенного в позднеклассическом стиле по проекту архитектора А. П. Брюллова в 1837—1843 годах. На этом месте с конца ΧVIIΙ века находилось здание Экзерциргауза, возведённое В. Бренной. Оно тянулось вдоль Миллионной улицы. В 1827 году был объявлен конкурс на проект строительства театра рядом с Экзерциргаузом, с единым «приличным» фасадом. Но затем от планов отказались.

Перед Брюлловым стояла задача замкнуть гигантский периметр, соединив несовместимое — барочное здание Растрелли с классическим зданием Росси. И он нашёл решение, поставив 4-этажное здание, которое и изящно, и гармонично, но при этом нейтрально.

Сейчас в здании Штаба Гвардейского корпуса находится штаб 6-й Ленинградской Краснознамённой армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

Здание Главного штаба (дома 6—10)


*Вид на здание Главного Штаба с Дворцовой площади. Раскрашенная литография. 1822

С юга площадь обрамляет здание Главного штаба, построенное в стиле ампир по проекту архитектора К. И. Росси в 1810-1829 годах. Здание состоит из трёх корпусов (два в восточной части и одно в западной), составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров, соединённых триумфальной аркой, которая является композиционным центром и открывает парадный въезд на площадь со стороны Большой Морской улицы. Венчает арку победная колесница Славы (архитекторы скульптур В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Ленинградскому военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Транспорт


*Санкт-Петербург. Александровский сад, Адмиралтейство. Конка.1900.

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года открылся 1-й маршрут конно-железной дороги от Николаевского (ныне Московского) вокзала мимо Дворцовой площади до Стрелки Васильесвкого острова.
Затем конки стали ходить от Дворцовой площади до 6-й линии Васильевского острова через Николаевский (ныне Благовещенский) мост.
Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая стартовал 16 (29) сентября 1907 года от Александровского сада, а 11 ноября оттуда же отправился первый автобус по маршруту Александровский сад — Балтийский вокзал.


*Автобус с империалом у Александровского сада, 1907 год

После большого перерыва при советской власти 24 декабря 1926 года от площади было возобновлено движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания
По состоянию на 1 января 2010 года никакой общественный транспорт через площадь не проходит.

***

Санкт-Петербург и пригороды

Дворцовая площадь (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

Место расположения главной резиденции российских императоров — , — как и многих других сооружений , определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к . Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на . Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу и со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Перед архитектором стояла сложнейшая задача — в мире еще не существовало колонн таких размеров, высеченных из цельного камня. Впрочем, Монферран имел опыт установки гранитных колонн (пусть и вдвое меньших по размеру и в пять раз — по весу).

Работы начались в 1830 г. В каменоломне Пютерлакс, близ , в течение двух лет трудясь по 15 часов в сутки, каменотесы под руководством техника-самоучки Василия Яковлева откалывали гранитную глыбу длиной 30 м и толщиной 7 м. Когда громадина весом 3 754 т отделилась от скалы, ее уложили на грунт и приступили к обработке. Одновременно В. Яковлев вырубил гранитный блок под пьедестал весом 410 т.

Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Здесь выкопали котлован под фундамент, в основание которого вбили 1250 сосновых просмоленных свай длиной более 6 м каждая. На них уложили гранитные блоки толщиной 0,5 м, в один из них вставили бронзовую шкатулку со 105 золотыми, платиновыми, серебряными монетами и медалями, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Началась доставка обоих монолитов на площадь. Первым транспортировали пьедестал. Глыбу подтащили к берегу Финского залива и погрузили на специально построенную баржу, которую благополучно отбуксировали к пристани, возведенной между и . Восемь дней потребовалось для того, чтобы передвинуть камень на расстояние в несколько десятков метров к месту установки. С помощью блоков, лебедок и воротов его приподняли и уложили на фундамент.

Сложнее оказалось перевезти колонну. Хотя каменотесы и придали ей проектные размеры — 25,58 м в длину, диаметр 3,66 м в основании и 3,19 м вверху, — ее вес составил 650 т! Когда колонну стали грузить на баржу, подломились опоры пристани… Спасти монумент удалось благодаря хладнокровию и смекалке В. Яковлева, самоотверженности работников, бросившихся укреплять трещавшие под чудовищной тяжестью опоры, и своевременной помощи солдат, примчавшихся на подмогу.

Установку колонны назначили на 30 августа 1832 г. Для этого устроили леса сложной конструкции высотой 30 м, где подвесили полиспасты — подъемные устройства из блоков с пропущенными через них канатами; вокруг разместили 60 лебедок; канаты сплели специально для этой операции из лучшей пеньки. При стечении огромного количества народа 400 рабочих и 2000 солдат — ветеранов войны с Наполеоном по сигналу — ударам колокола — начали установку колонны. Руководил ими В. Яковлев. Многие из зрителей с ужасом ожидали катастрофу — при таком весе колонны она казалась неизбежной. Но через 1 час 45 минут колонна встала на место, а на ее вершине взметнулся государственный флаг. Площадь огласилась громовым «Ура!». Утверждают, что потрясенный увиденным Николай I сказал Монферрану: «Этим вы обессмертили свое имя…»

Последующие пять месяцев 200 работников шлифовали и полировали колонну, затем установили на ней фигуру Ангела с крестом, попирающего змею — символ победы над неприятелем. Скульптор Б.И. Орловский придал лику Ангела портретное сходство с лицом императора Александра I — победителя Наполеона. Основание ее украсили барельефами, прославляющими подвиги русских воинов, а на лицевой стороне пьедестала сделали надпись: «Александру I благодарная Россия».

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила Дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Она — крупнейшее в мире сооружение, созданное из цельного камня. Ее уникальность еще и в том, что колонна никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Дворцовая площадь (по материалам книги "Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с."):

В первой половине XVIII века перед (еще не тем, который существует сейчас) располагался обширный Адмиралтейский луг, который тянулся вдоль до современной . Название известно с 1736 года, иногда его именовали Большим лугом или Адмиралтейским полем.

В 1762 году Бартоломео Растрелли закончил возведение последнего, шестого по счету . А в 1766-м площадь перед ним стала называться Дворцовой. В октябре 1918 года Дворцовую площадь переименовали в площадь Урицкого.

Моисей Соломонович Урицкий (1873-1918) был активным участником Октябрьского вооруженного восстания, а после переезда советского правительства в в марте 1918 года был назначен председателем Петроградской чрезвычайной комиссии. В августе того же года прямо на площади, при входе в , он был убит эсером Леонидом Канегиссером. Убийство носило характер личной мести — Канегиссер мстил за товарища, расстрелянного чекистами.

Помимо площади, в честь Урицкого были названы , поселок Лигово и множество проездов. Даже сейчас в и окрестностях насчитываются четыре улицы и один павильон Урицкого. Дворцовой площади, однако, историческое имя вернулось 13 января 1944 года. Название «дворец Урицкого» исчезло как-то само собой.

Каждый турист, посещающий Северную столицы, считает своим долгом побывать здесь. Монументальная, но изысканная, огромная, и при этом уютная, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на фото выглядит потрясающе, да и в жизни способна вскружить голову любому.

История появления, застройка

В последние годы ее вид остается неизменным, но так было, конечно, не всегда. Формируя свой облик на века, Питер и Дворцовая площадь застраивались постепенно. В ноябре 1704 года была заложена . Она являлась и крепостью, а вокруг, как полагается, был создан гласис — свободное пространство для маневров артиллерии в случае нападения врага с суши. Позже здесь работал Морской рынок, а оставшаяся территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг. Здесь пасли скот, проводили военные учения, а также ярмарки, представления, народные гуляния.
В 1753 году Франческо Растрелли спроектировал новый вид площади и Зимнего дворца, выходящего на нее своим южным фасадом.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь является одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга . Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Вместе с тем, для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Как добраться до Дворцовой площади

  1. Доехать до станции метро "Невский проспект" . Следовать указателям "Выход на канал Грибоедова". При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
  2. Новая станция метро "Адмиралтейская" находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция "Невский проспект". Однако она очень глубокая - чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро "Адмиралтейская" поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.


Похожие публикации