Памятники древней византии. Византийские памятники стамбула

А тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской империи.

Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре, основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.

Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному христианству, предпочтя его католичеству.

После этого не осталось почти ничего, что связывало бы запад и восток Римской империи.

Теперь редко вспоминают, что Византийская империя некогда простиралась через всю Анатолию и дальше на юго- восток, несмотря на отчаянное сопротивление арабов, которые упорно двигались на север из своей цитадели в саудовской пустыне.

В 1071 году, после сражения под Манцикертом, когда византийцы потерпели поражение от турок-сельджуков, началось их оттеснение назад к Константинополю. Но удар, от которого Византия не смогла оправиться, был нанесен ей крестоносцами, в 1204 году захватившими и разграбившими византийскую столицу, вынудив императора бежать.

Два соперничающих правительства немедленно объявились в Трабзоне и Изнике. В 1261 году та ветвь власти, что находилась в Изнике, вытеснила узурпаторов из Константинополя и вернула ему статус византийской столицы.

На 12 и 13 столетия пришлось время Ренессанса византийской культуры. Но османы не дремали. В 1453 году султану Мехмеду II со своим войском удалось захватить Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на крепостных стенах города. Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Оманской империи.

Хотя самые известные памятники времен Византийской империи находятся в Стамбуле, впечатляющие постройки эпохи остались также в Трабзоне, Изнике. Во Фракии сохранились византийские церкви, подобные тем, что можно увидеть на южном побережье Мраморного моря.

В Каппадокии на каждом шагу встречаются вырезанные в скалах церкви и целые подземные города, напоминающие о тех временах, когда жители часто оказывающейся на линии фронта империи вынуждены были скрываться от солдат.

Итак, Топ 10 самых известных византийских памятников Турции:

1. Собор Святой Софии (Айя София), Стамбул

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный , построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.

Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13 веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими мозаиками и мраморными фигурами.

2. Церковь Хора (Карие), Стамбул

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви.

Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.

3. Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий под общим названием Большой дворец. Он занимал большую часть территории между районами Султанахмет и Чанкуртаран. До наших дней сохранились несколько участков стены и коридора бывшего дворца. В некоторых местах остались напольные плиты с мозаиками, где изображены разные аспекты повседневной жизни: от обезьяны, пытающейся поймать птицу, до человека, который доит козу. В настоящее время музей закрыт на реставрацию, но его обещают открыть уже в июне.

В поздний период Византийской империи императоры перебрались во Влахернский дворец. Сегодня от него осталось немного – лишь подземные темницы, которые в настоящее время реставрируются. Поблизости расположена коробка дворца Текфур, который, возможно, некогда являлся частью того же комплекса.

4. Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Отделившаяся династия Comnenian в Трабзоне украсила город великолепными памятниками позднего византийского периода, несколько из которых дошли до наших дней. Самым знаменитым из них является Собор Святой Софии, построенной между 1238 и 1263 годами. Собор одиноко возвышается на холме, вдали от шумного центра города. Яркие красочные цвета фресок Айя Софии, которые были полностью восстановлены под наблюдением эксперта по искусству Византии Дэвида Райса, поражают воображение.

В Трабзоне сохранились и некоторые другие важные византийские памятники, в том числе руины императорского дворца, который располагался на так называемой «trapezus», возвышенности между двумя долинами, от которой и пошло название города.

Другой памятник – мечеть Фатих, которая изначально была построена как церковь Панагии Крисокепалос. Здесь в свое время короновали императоров. Еще есть в Трабзоне внешне ничем не примечательная церковь, которая когда-то была частью монастырского комплекса Каймаклы. Время его постройки датируется 1424 годом. Некоторое время здание использовалось в качестве сенного сарая, где за сеном были скрыты удивительной красоты фрески. Сегодня здание находится в частной собственности, но владельцы обычно охотно пускают туда посетителей.

5. Монастырь Сумела

В самом сердце Анатолии, в Каппадокии, находятся древние поселения троглодитов. Это лучше всего сохранившийся в Турции памятник сельской жизни византийской эпохи. Наиболее впечатляют вырезанные в скальных породах церкви, расписанные фресками. В большинстве своем они датируются 9–12 столетием. В церквях есть даже колонны, хотя они выполняю в основном декоративную функцию.

Часть скальных церквей находится под защитой на территории музея под открытым небом Гёреме. Две из них, наиболее интересные из всех, стоит непременно посмотреть – это церкви Каранлык и Токалы.

В эпоху Византийской империи многие жители Каппадокии жили в домах, которые вырубали в пещерах. В случае нападений врагов и прочих катаклизмов они укрывались в подземных городах. Города эти представляют собой лабиринты комнат, связанные между собой туннелями. Подземные города Каппадокии насчитывают до десяти этажей вглубь земли. Наиболее популярные из них – города в Деринкую и Каймаклы. Но есть и много других, в которые редко забредают туристы.

8. Собор Святой Софии (Айя София), Энез

Немногие из иностранных туристов добираются до города Энез, который находится на берегу залива Сарос у границы с Грецией. Между тем, здесь, у самого моря, лежат руины Собора Святой Софии, построенного в 6 в. н.э. По всей видимости, это было внушительное сооружение. Неподалеку находится еще одна церковь гораздо меньшего размера.

9. Малый собор Святой Софии, Визе

Путешественники, направляющиеся в Эдирне или Кыйыкёй во Фракии, могут сделать остановку в Визе. Здесь недавно была реконструирована церковь Святой Софии, относящаяся к 6-му веку. Теперь в церкви устроена мечеть Гази Сулейманпаша. Со времен Византии сохранились также башни, затерянные на склонах поросших лесом холмов. Когда-то они были частью городской стены.

10. Церковь Святого Стефана, Трилье

В небольшом городке Трилье (Зейтинбагы), расположенном на южном берегу Мраморного моря, отчетливо ощущаются следы греческой культуры, что неудивительно, учитывая, что греки жили здесь вплоть до 1923 года. Из трех кирпичных византийских церквей, дошедших до наших дней, лучше всего сохранилась церковь Святого Стефана, датирующаяся 8 веком. Правда, она была довольно неуклюже преобразована в мечеть.

ПредисловиеПрежде чем стать роскошным и блистательным домом османских султанов, Стамбул, а
тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской
империи.
Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре,
основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В
отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к
греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.
Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному
христианству, предпочтя его католичеству.

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный Собор Святой Софии,
построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который
спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес
света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие
интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой
превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.
Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские
султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных
составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13
веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими
мозаиками и мраморными фигурами.

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то
церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к
периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и
городской стены, которая сама по себе является памятником византийского
военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все
внутренние стены церкви.
Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время
как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых
тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые
используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни
Иисуса Христа.

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы - стояние
на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался
бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник».
Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего
света, в том числе персов, армян и британцев.
Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили
изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри
которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был
воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что
среди императорских ансамблей позднего Рима.
Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского - «крепость Симеона») окружено тремя
рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов
в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки,
неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро,
заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.
Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное
церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов
и Мучеников в Герасе.

17 важнейших памятников архитектуры, живописи и декоративного искусства, познакомившись с которыми можно составить представление о том, как развивалась художественная культура в Восточной Римской империи

Подготовила Мария Гринберг

1. София Константинопольская

532-537 годы. Стамбул

София Константинопольская. 1910-1915 годы Library of Congress

Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.

Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте Донато Браманте (1444-1514) — итальянский архитектор, построивший базилику Святого Петра в Ватикане. : «Купол Пантеона Пантеон — храм в Риме, построенный в 126 году нашей эры. Представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом. , выросший на базилике Максенция Базилика Максенция — храм в Риме, построенный в 308-312 годах нашей эры в форме базилики: прямоугольного строения, состоящего из трех продольных нефов, перекрытых каменным сводом. ». Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа Неф (от лат. navis — «корабль») — вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. На нефы часто делится пространство средневековых западных и восточных храмов, куда они пришли из древнегреческой и римской архитектуры. (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич. ), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана .

Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию. , мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

2. Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе

VI век. Стамбул

Вознесение. На заднем плане, вероятно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125-1150 годы Wikimedia Commons

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306-337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский :

«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».

«Жизнь блаженного василевса Константина»

Два века спустя, при императоре Юстиниане, Константинову церковь перестроили, в общих чертах сохранив, однако, первоначальный план. Апостолейон образца VI века, грандиозный крестообразный храм с пятью куполами, явился для Византии почти таким же эмблематичным образом храма, что и Святая София: на протяжении столетий на всей территории империи, начиная с Калат-Семана в Сирии вплоть до Сан-Марко в Венеции, его архитектурная идея вдохновляла византийских строителей. Видимо, именно он изображен на листе со сценой Вознесения в рукописи гомилий Иакова Коккиновафского Около 1125-1150 годов, Ватикан. .

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

3. Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо


Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века Library of Congress

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80-90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V-VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

4. Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж

Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.

Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар Андре Грабар (1896-1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

5. Венский Генезис

Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена

Ревекка и Елиезер у колодца. Миниатюра из Венского Генезиса. VI век De Agostini Picture Library / Getty Images

К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.

Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.

Как и диптих Барберини, живопись Венского Генезиса полна античных аллюзий и напоминает росписи Помпеев: этому служат изящные колонны, портики и воздушные велумы  Велум (от лат. velum — парус) — занавес, покрывало, изображается обычно дуговидным. Изображения велумов распространены в иконописи, но восходят к Античности. , аллегорические фигуры источников и буколические мотивы. Раннехристианская живопись не торопилась расставаться со своим римским прошлым.

6. Икона Богоматери со святыми

VI-VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря . Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры , постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.

7. Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства , на протяжении 726-843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

8. Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека


20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века Wikimedia Commons

X-XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста , стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976-1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет. ; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

9. Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция


Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век Wikimedia Commons

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.


Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век Wikimedia Commons

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

10. Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция

De Agostini Picture Library / Getty Images

Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году . Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920-944), взошедший на престол после Льва VI (886-912).

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

11. Священная корона Венгрии

1074-1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

© Wikimedia Commons

© Wikimedia Commons

© Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) -- наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества -- является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества.

Строители Константинопольской Софии -- Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси). Последняя завершалась площадью Августион, на которую выходили София, Ипподром и Большой дворец византийских императоров. Весь этот комплекс общественных зданий, среди которых господствовала София, был конечной целью движения по городским улицам, противоположный конец которых разветвлялся в основные дороги европейской части империи. Августион и примыкавшие к нему здания занимали вершину треугольника, на котором находился Константинополь, расположенный на оконечности европейского материка, выдвинутой в сторону Азии. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков: западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией, и северо-южного морского пути (так называемого "из варяг в греки"), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. София была наиболее крупным, компактным и массивным архитектурным сооружением не только на Августионе, но и во всей столице. Ею было отмечено место, которое действительно можно было назвать центром мира в ранневизантийское время.

Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Видная только из примыкавших к ней дворов и улиц, она возвышалась над соседними сооружениями, колоннадами перистильных дворов и площадей. Один только её восточный фасад был открыт целиком: апсида была видна доверху. Такое расположение в ансамбле придавало особенно большое архитектурное значение венчающим частям здания. Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии; издали они увенчивали собой центр столицы, и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.

В основе нового типологического решения Софии, найденного Анфимием и Исидором, лежали требования быта, которые были отражены в организации плана собора. София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом, выходившими из соседнего Большого дворца. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. Последовательность действий в символической форме изображала историю мира, как она трактована в священном писании. Условные движения и действия производились в строго регламентированном порядке многочисленными священнослужителями различных рангов во главе с патриархом и императором. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. Посредством торжественных шествий и строго зафиксированных возгласов и песнопений изображались наиболее существенные моменты истории человечества, которые концентрировались вокруг истории Христа.

Для того чтобы проводить такие богослужения, необходимо было создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством для церемоний и вмещающее просторные окружающие его помещения для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон -- место средоточия церемоний, изображающее по ходу действия то пещеру, где родился Христос, то гору, на которой он был распят и т.д. Центральная часть здания должна была иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство, в то время как она сама представляла землю, где и происходили изображаемые события. Между землёй и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь отделялся от зрителей невысокой преградой, скрывавшей небесный мир. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Перед главным помещением должна была находиться более закрытая часть интерьера, в которой участники процессий могли собираться прежде, чем выйти в главное помещение.

Аналогичные функциональные требования, возникшие в менее развитой форме ещё в предшествующий период, породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран для главного храма Византийской империи Анфимием и Исидором. Однако колоссальные размеры Софии, особая многолюдность и своеобразие происходивших в ней церемоний -- всё это заставило архитекторов Софии заново продумать сам архитектурный тип купольной базилики и по-новому его организовать с учетом римского архитектурного опыта, хорошо им известного.

Анфимий и Исидор, оба родом из Малой Азии, положили в основу своей постройки малоазийский тип купольной базилики, где центральная часть здания была перекрыта куполом. Этим в здание было внесено начало центричности, вследствие чего базилика сильно укоротилась, как бы подтянувшись к куполу. Такая купольная базилика содержала в себе основные необходимые помещения: главное центральное помещение, к которому примыкает алтарная часть, двухъярусные галереи для зрителей и нартекс.

Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик -- предшественниц Софии -- от древнехристианских базилик Рима -- этих первых наземных храмов христиан в западной столице империи после официального признания новой религии. Отличие заключается в прибавлении купола. В древнехристианской базилике всё было направлено к алтарю, который являлся основным, единственным центром интерьера. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Это свидетельствует о глубоком изменении самой концепции церковного здания, обусловленном изменением религиозной идеологии.

При дальнейшем развитии купольной базилики купол не вытеснил алтарную апсиду. Однако постепенно именно он становился главным видимым центром интерьера. Внесённое им центрическое начало усиливалось всё больше и больше. Базилика укоротилась и подтянулась к куполу. В результате основной архитектурный акцент был перенесён с апсиды на купол, и здание из базилики превратилось в центрическое сооружение.

Основная трудность, которая стояла перед архитекторами при проектировании Софии, заключалась в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень скромными размерами, в то время как София должна была стать грандиозным сооружением. Другая трудность, чисто конструктивная, состояла в том, что деревянное перекрытие не подходило для интерьера диаметром более 30 м. Купол необходимо было сделать каменным и по соображениям идейно-художественного порядка. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю -- центральную часть интерьера. Всё здание внутри должно было выглядеть однородным, оно всё должно было быть каменным от основания до замков сводов.

Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору. По-видимому, их зодчие и взяли за образец, выбрав при этом наиболее грандиозные и замечательные постройки. Замыслам зодчих соответствовали самая грандиозная римская базилика, при этом сводчатая, и наиболее выдающееся купольное здание, при чём оказалось возможным соединить воедино особенности этих двух сооружений. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Если бы в наше время архитектору предложили назвать два наиболее выдающихся римских здания, он не мог бы выбрать лучше.

План Софии отчётливо свидетельствует о том, что именно базилика Максенция была положена в основу её системы. План расчленён четырьмя промежуточными столбами на девять частей, так что центральный неф стал трёхчастным. От купольных базилик зодчие заимствовали хоры, которые позволяли им намного увеличить вместимость боковых нефов, предназначенных для молящихся.

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Композиционный приём, применённый Анфимием и Исидором, фиксирует расположение купола в самом центре здания. В купольных базиликах предшествующего времени расположение купола постоянно колебалось в связи с возможностью удлинить или укоротить цилиндрические своды, находящиеся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь всё-таки притягивал к себе купол.

В Софии полукупола создают к востоку и к западу от купола аналогичные формы, имеющие одинаковую глубину. Благодаря этому купол не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр здания. Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Это означает, что алтарная часть закономерно привязана к куполу и к главной части интерьера. Так создана архитектурная система, узаконившая оба центра Софии -- купол и апсиду, амвон и алтарь. Вследствие этого система полукуполов великолепно связала направленность к алтарю базилики и центричность купольной постройки. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Это действительно настоящая купольная базилика, венец всего развития этого архитектурного типа.

Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и в отношении архитектурно -- конструктивном. Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. В южном и северном направлениях распор погашается мощными столбами, по два с каждой стороны. Своды боковых нефов, расположенные в двух ярусах, участвуют в погашении распора купола в том же направлении. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Выдающееся значение такого решения заключается в том, что полукупола выполняют свою конструктивную роль, не загромождая интерьера главной части и не нарушая его целостности.

Замечательно и художественное значение Системы купола и полукуполов Софии. Эта система одновременно решает целый комплекс художественных проблем.

Полукупола все вместе образуют геометрическую фигуру, приближающуюся к овалу. Именно этим они создают промежуточное связующее звено между базиликой и центрическим зданием. В принципе образованы три вписанных друг в друга фигуры, постепенно переходящие одна в другую: прямоугольник основного очертания плана, овал полукуполов и окружность купола. Овал служит переходом от прямоугольника к окружности.

В конкретном пространственном выражении эта схема принимает особенно законченную и органическую форму. Полукупола продолжают ритм нарастания пространства интерьера от боковых нефов к центральному. По мере развития полукуполов в направлении купола пространство нарастает вплоть до кульминационной точки в центре. В обратную сторону центральное пространство под куполом постепенно ниспадает в обе стороны и сменяется далее пространством боковых нефов.

Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. В Пантеоне подкупольное пространство статично, это замкнутый огромный в своей компактности кусок пространства, твёрдо очерченный стенами и куполом. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя; он постепенно развивается из полукуполов. Последние охватывают собой только часть интерьера, в то время как купол замыкает сверху интерьер весь в целом.

Огромное центральное пространство Софии и гораздо боле низкие и тесные, разделённые на два яруса боковые нефы скомпонованы по-разному и контрастируют друг с другом. Вместе с тем они дополняют друг друга и, сочетаясь, образуют единый архитектурный образ.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.

Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка, поднимающаяся до основания сводов и ограждённая сверху мраморным прорезным карнизом, а также золото мозаик, покрывающих своды. Благодаря сильной расчленённости пространства и многочисленным поперечным стенкам, различные части помещений освещены по-разному. Степень же освещённости глубоко продумана и точно взвешена мастерами.

По отношению к подобным композициям один исследователь удачно применил термин "световой орган": он уподобил музыке гармоническую композицию оттенков света и тени в архитектуре. С этим сочетаются эффекты цвета. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. В целом образуется единый нежный тон. Светотень прорезных карнизов и лёгкие орнаментальные цветные обрамления золотых мозаичных поверхностей дополняют общий эффект, глубоко продуманный и необыкновенно гармоничный.

Благодаря сравнительно небольшой высоте боковых нефов их размеры хорошо связаны с высотой человека. Колоннам, несущим своды, присуще до известной степени ордерное начало, унаследованное от античности. Они выступают вперёд и играют роль связующего элемента между фигурой человека и пространством интерьера. Опираясь на колонны, глаз читает архитектурную композицию в целом.

На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Интерьер главной части Софии имеет гигантские размеры и отчётливо очерченную пространственную форму. Пространство главного помещения Софии чётко ограничено строгим линейным костяком и прямыми и вогнутыми поверхностями. Основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в линии арок и окружность купольного кольца. Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, образно говорит, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу.

Вывод: ранневизантийская архитектура дала начало образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества, а потом - к созданию, на античной основе и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой ранневизантийской архитектуры явилось то, что она дала мощный толчок ее развитию в дальнейшем.

903

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем - столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре - бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии - бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках - одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое - яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.



Похожие публикации