Петрозаводская губа онежского озера. Грязные губы онего

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1977, 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Петрозаводская губа Онежского озера

Маяки

Буксировка лихтера финской постройки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода. С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до Шуи .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озерных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»). В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранен причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолетов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского район, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на дровозаготовки на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. 4 человека спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 г.
  • Буря 1977 года - пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолеты, явилась одной из причин ликвидации порта.

Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка , Неглинка , Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера , соединённого с заливом Соломенским проливом.

Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Климат

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1976 , 1977, 1987 , 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Эти острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Маяки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароходы «Соломенка», принадлежащий лесозаводу в Соломенном, и пароход «Неглин», принадлежащий лесозаводу «Олония» на острове Неглин, перевозили из города на заводы и обратно рабочих этих заводов.

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП , так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

В конце 1950-х годов действовала прогулочная линия по Петрозаводской губе, на которой работал катер «Комсомолец», принадлежащий Петрозаводскому парку культуры и отдыха. Он отправлялся от причала ПКиО .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо -94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, и небольшая гидроавиаплощадка в Сайнаволоке, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района , в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Зимник, Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

Вконтакте

До появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Корсолма и отстоящим на 5,1 мили к от него мысом Шуйнаволок. С Логмозером соединена Соломенским проливом. В Петрозаводскую губу впадают Лососинка, Неглинка, Студенец и ряд других рек. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из ее вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Природа

Петрозаводская губа является традиционным местом обитания рыб - корюшки, ряпушки, ершей, окуней, плотвы, трёхиглой и девятииглой колюшки, подкаменщика, уклеи. Из ценных пород можно выделить шуйского сига, лосося и других. Это одно из основных мест нереста налима в Онежском озере. Петрозаводская губа - место обитания диких настоящих уток и чаек. растительность - традиционная для Онежского озера - осока, камыши, хвощ, из водных растений - элодея и другие.

Судоходство

С давних пор Петрозаводская губа судоходна, еще до основания Петрозаводска в ней промышляли рыбаки, а также её использовали жители Шуйского погоста, монахи Соловецкой обители.

С основанием города, город снабжался, в основном водным путём, по воде переправлялась и продукция Петровского завода. Первый пароход (буксирный) в водах Петрозаводской губы появился в августе 1828 года, с 1860 года начинается и пассажирское пароходное сообщение пристани Петрозаводск с Санкт-Петербургом, впоследствии с Повенцом и Шалой.

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

Sok Os , CC0 1.0

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета», с 1964 года - «Метеоры», с 1966 года - «Кометы», с 1986 года - «Колхиды». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи, Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов.

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода.

Sok Os , CC0 1.0

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя.

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2).

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег.

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960—1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда».

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин».

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов. В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены.

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии.

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2.

До 1980-х годов существовал лесосплав Шуйской сплавной конторы. На берегах губы строились и в акватории испытывались различные суда - рыболовные (МРБ и другие) Петрозаводской судоверфи, буксиры и баржи Петрозаводского судоремонтно-судостроительного завода, грузовые суда и военные корабли завода «Авангард», в настоящее время - суда деревянного судостроения различных судостроителей Петрозаводска. Имеется проект строительства и испытания экранопланов.

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок, Чёртов Стул.

Фотогалерея




Полезная информация

Петрозаво́дская губа́
Петрозаводский залив
до появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта

Морфометрические параметры

  • Поверхность зеркала - 72,6 км²
  • Объём водной массы - 1,0 км³
  • Береговая линия - 35 км
  • Средняя глубина - 15,0 м

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1977, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Острова

  • Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону.
  • Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра.
  • Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы:
    • Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая.
    • Койвостров.
    • Мудростров.
    • Педай.
    • Мадостров.
    • Ивановский.
  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

  • Пирс и волнолом Выгойнаволок.
  • Пирс водонасосной станции на юго-востоке города Петрозаводск.
  • Причалы бывшего завода «Авангард».
  • Пирс МЧС.
  • Пирс бывшей Петрозаводской судоверфи (ЗАО «Варяг»).
  • Пирс рыбокомбината и новый пирс яхт-клуба (порт «Пески»).
  • Причал Южного грузового района.
  • Пирсы и дамба порта Петушки (дебаркадер в полузатонувшем состоянии, несколько полуразрушенных причалов).
  • Пирс городского яхтклуба.
  • Пристань клуба «Полярный Одиссей».
  • Причалы Онежского судостроительного завода (бывшие пирсы Урицкого грузового района Петрозаводского порта и Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота).
  • Пассажирская пристань Петрозаводск оборудован у юго-западного берега Петрозаводской губы. Ранее принадлежала Петрозаводскому порту.
  • Разрушенные пирсы старой пристани и водостанции «Динамо». В затопленном состоянии, в мелководье, выступают из воды. В 1990-х в этом месте находился музей «Ковчег Одиссеев».
  • Пирс Онежского района водных путей Беломорканала (в створе улицы Московской)
  • Разрушенные пирсы вдоль набережной Варкауса.
  • Пирс бывшего Северного грузового участка Петрозаводского порта. Волнолом (частично сооружен из довоенного лихтера).
  • Пирс деревообрабатывающего комбината.
  • Пирсы домостроительного комбината.
  • Пирс Петрозаводскмаша.
  • Дебаркадер и пирсы бывшего яхтенного порта Пески.
  • Пирс в Соломенном.
  • Полуразрушенный пирс у наплавного моста через Соломенский пролив.
  • Остатки причала пристани Зимник.
  • Причал в Бараньем берегу.

Маяки

Первый маяк в губе устроен Петром Первым на верхнем этаже церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрозаводске. Долгое время функционировал Константиновский маяк на Петрозаводской пристани. В настоящее время сохранился автоматический маяк на Ивановских островах.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп», подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

Петрозаво́дская губа́ - залив в северо-западной части Онежского озера на территории Республики Карелия. На северо-западном берегу залива расположен город Петрозаводск. До появления на берегу залива поселения, давшего название городу, залив назывался Соломенской губой или Соломялахта (карел. lahti - залив). Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие. Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка, Неглинка, Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера, соединённого с заливом Соломенским проливом. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1976, 1977, 1987, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону. Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра. Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы: Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Койвостров. Мудростров. Педай. Мадостров. Ивановский. Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард». Эти острова относятся…

3. ОТ СВИРСКОЙ ГУБЫ ДО ЗАЛИВА БОЛЬШОЕ ОНЕГО

От Свирской губы до залива Большое Онего берег тянется в основном на NW. В глубь материка местность постепенно повышается к высоким кряжам, покрытым смешанным лесом.

Описываемый берег изрезан мало, лишь перед заливом Большое Онего в него глубоко вдается Петрозаводская губа. Здесь имеются якорные места, защищенные от ветров с берега. Якорных мест, защищенных от ветров всех направлений, нет. Ориентирами при плавании в этом районе служат отдельные мысы и горы.

Населенных пунктов на описываемом берегу много, крупнейшим из них является город Петрозаводск - столица Республики Карелия.

ОТ СВИРСКОЙ ГУБЫ ДО ПЕТРОЗАВОДСКОЙ ГУБЫ

От Свирской губы до Петрозаводской губы берег преимущественно высокий, почти всюду поросший смешанным лесом. Низкие участки встречаются главным образом между мысами Куликов и Чейнаволок. На этом берегу приметны мыс Часовня, гора Гимрека-Щелики, церковь в селении Гимрека и горы Средняя и Долгая.

Бухты и губы, вдающиеся в описываемый берег, в основном защищены от западных и южных ветров. Наиболее важными из них в навигационном отношении являются бухты Рыборецкая (гавань Ропручей), Шелтозер-ская, Лахтинская, Брусно, Шокша, Деревянская, а также Уйская губа.

Из многочисленных населенных пунктов самыми крупными являются селения Гимрека, Рыбрека, Шелтозеро, Деревянное и поселок Кварцитный; все они связаны между собой грунтовой дорогой.

Окаймляющая берег отмель с глубинами менее 5 м достигает наибольшей ширины (2 мили) в районе бухты Деревянская; в остальных местах она, как правило, значительно уже (не более 3 кбт).

Почти во всех бухтах, вдающихся в берег между Свирской и Петрозаводской губами, имеются якорные места, которые, однако, защищены лишь от западных и южных ветров. Якорные места, укрытые от северных ветров, находятся в гавани Ропручей, в Уйской губе и в бухте Лахтинская. Якорные места, защищенные от восточных ветров, имеются в бухте Шокша, в Пухтинской губе и в бухте Деревянская.

Мыс Середина (61°02" N, 35°36" Е) низкий, поросший лесом; с озера он неприметен.

Банка Бирючева с глубиной 6,2 м лежит в 2,5 мили к Е от мыса Середина. Другая банка с глубиной 5,8 м расположена в 2,6 мили к SE от мыса Середина.

Луда Белый Камень находится в 7 кбт к NE от мыса Середина.

Мыс Часовня выступает от берега в 1,9 мили к NE от мыса Середина. К W от мыса Часовня расположена гора с двумя вершинами. Восточная сторона мыса приглуба, южная - отмела.

Щелейская бухта , защищенная от западных ветров, вдается в берег между мысом Часовня и мысом Чейнаволок, расположенным в 4,7 мили к NNE от него. Берег бухты преимущественно песчаный; в южной части он низкий, а в северной - высокий. Берег порос смешанным лесом и окаймлен узкой полосой пляжа. На берегу северной части бухты расположено селение Щелейки.

Глубины во внешней части бухты 3-4 м; грунт в бухте песок, но в непосредственной близости от береговой линии встречаются валуны.

Мыс Чейнаволок (61°08" N, 35°42" Е) является восточной оконечностью описываемого берега. Мыс высокий, покрытый лесом, окаймленный множеством подводных и надводных камней.

Знак Самбо установлен на мысе Чейнаволок.

Отмель с глубинами менее 5 м простирается на 6 кбт к SE от мыса Чейнаволок. С Е она ограждается вехой.

Риф подводный выступает на 8 кбт к NNE от мыса Чейнаволок.

Бухта Гиморецкая вдается в берег между мысом Чейнаволок и отстоящим на 5,2 мили к NNW от него мысом Каекееручей. Берега бухты высокие, песчаные, покрытые смешанным лесом. Здесь раскинулись селения Гимрека, Володарская и Каекееручей. В селении Гимрека приметна церковь, которая видна с 7 миль.

В бухту Гиморецкая впадают две небольшие реки, устья которых почти полностью занесены песком.

Бухта защищена лишь от западных ветров. При ветрах с озера и ней развивается значительное волнение, а на береговой отмели образуется сильный прибой.

Следует учитывать, что на подходах к бухте и во входе в нее лежит несколько банок с глубинами 3,9-9,8 м.

Глубины во внешней части бухты 6-8 м, грунт - песок. Ширина береговой отмели местами достигает 4 кбт; глубины на отмели менее 2 м.

В бухте выставляются орудия лова рыбы.

Гора Гимрека-Щелики , хорошо приметная с озера, возвышается в 1,3 мили к WNW от мыса Чейнаволок.

Мыс Каскесручей , северо-западный входной мыс бухты Гиморецкая, высокий и обрывистый, но с озера неприметен.

Гора Средняя , приметная с большого расстояния, возвышается в 2,3 мили к NNW от мыса Каскесручей.

Бухта Рыборецкая вдается в берег непосредственно к NW от мыса Телаорга (61°16" N, 35°35" Е). В южной части бухты берег высокий, окаймленный широким песчаным пляжем, а в северной - низкий и каменистый. Весь берег порос смешанным лесом и кустарником и довольно приглуб.

Глубины в средней части бухты 5-6 м, но на подходах к ней имеются опасности. Грунт в бухте песок, местами камень.

В бухту впадают две реки: Другая и Рыбрека. Устье реки Другая доступно для шлюпок, а устье реки Рыбрека занесено песком.

В южной части бухты выставляются орудия лова.

Луда Рыборецкая с глубиной 1,5 м лежит посредине входа в бухту Рыборецкая в 1,3 мили к NNW от мыса Телаорга. С Е луда ограждается вехой.

Гавань Ропручей расположена на северной стороне бухты Рыборецкая непосредственно к W от ее северо-западного входного мыса. Берег в районе гавани низкий, песчаный. Гавань защищена молом. Глубины у мола со стороны озера колеблются от 6,8 м у оконечности до 1,8 м в средней части; с внутренней стороны мола они уменьшаются соответственно от 6,3 до 1,8 м.

Гавань является единственным хорошим укрытием для судов при ветрах с озера на участке от Свирской губы до Петрозаводской губы.

Ропручейский створ знаков , установленных на юго-западной стороне гавани Ропручей, ведет в эту гавань с озера.

Наставление для входа в гавань Ропручей. Заходить в гавань во время сильных восточных и юго-восточных ветров опасно из-за значительного прибоя, образующегося у мола. Для подхода к гавани следует выйти на Ропручейский створ знаков (направление створа 87 4°-267,4°) и идти по нему до оконечности мола. Обогнув эту оконечность, можно входить в гавань.

Гора Долгая находится в 3,1 мили к NW от мыса Телаорга. Она сложена из серого гранита и приметна с озера.

Мыс Сухой Hoc (61°22" N, 35°29" Е) низкий, поросший лесом; берега его усеяны камнями и лишены растительности. На 2 кбт к Е от мыса простирается каменистая отмель с глубинами менее 5 м. С востока она ограждается вехой.

Знак Сухоносский установлен на мысе Сухой Нос.

Бухта Розмегская вдается в берег в 2 милях к W от мыса Сухой Нос. Низкие берега ее покрыты смешанным лесом. Примерно в 1 миле к S от бухты раскинулось селение Розмега.

Бухта защищена лишь от южных ветров. Глубины в средней части бухты 3-7 м; грунт- мелкий камень, а в непосредственной близости от берега ее вершины - песок.

В бухте выставляются орудия лова.

Мыс Назалайниеми , расположенный в 3,2 мили к WNW от мыса Сухой Нос, является западным входным мысом бухты Розмегская и восточным входным мысом бухты Шелтозерская. Этот низкий мыс покрыт лесом и окаймлен каменистой отмелью.

Гряда подводных и надводных камней простирается на 7 кбт к N от мыса Назалайниеми. Оконечность гряды с N ограждается вехой.

Бухта Шелтозерская расположена непосредственно к NW от мыса Назалайниеми. Берега ее низкие, поросшие смешанным лесом. К западу от бухты местность поднимается к кряжам, возвышающимся на 151 м над уровнем озера. Южнее бухты находится большое селение Шелтозеро, через которое протекает мелководная река Шелтозерка.

При подходе к бухте можно опознать церковь и строения селения Шелтозеро.

Глубины в средней части бухты 5-7 м, грунт - песок, а вблизи берега - камень.

Бухта Шелтозерская защищена лишь от западных и южных ветров. Даже при юго-восточных ветрах в ней развивается волнение.

Район, запретный для плавания всех судов , находится в 4 кбт к NW от мыса Назалайниеми.

Шелтозерский створ знаков , установленных на западном берегу бухты Шелтозерская, ведет в эту бухту с озера.

Бухта Лахтинская находится севернее бухты Шелтозерская. Северный входной мыс бухты - мыс Лахтинский (61°25" N, 35°22" Е) - низкий, покрытый лесом. Берега бухты также низкие, поросшие смешанным лесом; в глубь материка местность поднимается к высоким холмам. Северный берег окаймлен узким песчаным пляжем; на юго-западном берегу много валунов и плитняка. Все берега, особенно западный, отмелые и окаймлены надводными и подводными камнями.

Глубины в бухте 2-5 м, однако следует учитывать, что бухта постепенно заносится песком и мелеет.

Грунт в южной части бухты преимущественно камень и лишь посредине ил; в северной части бухты грунт - мелкий песок.

Островок низкий, поросший кустарником, лежит в 1 кбт к S от мыса Лахтинский.

Риф простирается на 8 кбт к SSE от мыса Лахтинский. С S риф ограждается вехой.

Пристань сооружена у юго-западного берега бухты Лахтинская; глубины у пристани 2,8-3,6 м.

Риф выступает от берега на 1 кбт к Е от пристани.

Габуковский створ знаков , установленных на берегу вершины бухты Лахтинская, ведет в эту бухту от Шелтозерского створа знаков.

Якорное место , являющееся одним из лучших между Свирской и Петрозаводской губами, находится в 3 кбт к W от мыса Лахтинский. Это якорное место защищено от всех ветров, кроме сильных юго-восточных. Глубины здесь 2,9-5,8 м, грунт - ил. Судам с осадкой 3 м и более разрешается становиться на якорь на линии Габуковского створа знаков против пристани.

Наставление для подхода к бухте Лахтинская. При следовании в бухту Лахтинская нужно сначала идти по Шелтозерскому створу знаков (направление створа 84°-264°) до Габуковского створа знаков (направление створа 140°-320°). Опознав знаки Габуковского створа знаков, надлежит лечь на этот створ и держать знаки точно в створе или же в небольшом расстворе справа от створа, чтобы не наскочить на риф, выступающий от берега в 1 кбт от пристани. Подойдя к входу в бухту, можно повернув влево и обогнув риф, идти к пристани или же следовать к якорному месту.

Предупреждение. Дно в районе ходовой части Габуковского створа знаков очень неровное, в расщелинах. Отмечались случаи, когда опустившиеся на дно буксирные тросы застревали так крепко, что приходилось их обрубать.

Бухта Вехручинская вдается в берег в 2 милях к NW от мыса Лахтинский. Берега бухты низкие, песчаные, поросшие хвойным лесом; вблизи них разбросано множество подводных и надводных камней. Восточный входной мыс бухты - мыс Чурнаволок - низкий, каменистый, лишенный растительности. Глубины в бухте 5-9 м; грунт в средней ее части песок и красная глина, а вблизи берега - камень.

Бухта Вехручинская защищена от ветров с SE до NW. Суда с осадкой до 2,5 м могут становиться на якорь в южной части бухты неподалеку от берега.

При входе в бухту следует держаться ее середины.

Банка с глубиной 4,4 м лежит перед входом в бухту Вехручинская в 5 кбт к NNE от мыса Чурнаволок.

Остров Брусно (61°28" N, 35°17" E) высокий расположен на западной стороне входа в бухту Вехручинская. Он покрыт густым хвойным лесом.

Пролив, отделяющий остров Брусно от материка, мелководен; берега его окаймлены каменистыми отмелями. Плавание в этом проливе весьма затруднительно; при необходимости пройти по проливу следует держаться его середины, где глубины 2,3-2,7 м.

Знак Брусно установлен на северо-восточной оконечности острова Брусно.

Якорное место , защищенное от всех ветров, кроме восточных и юго-восточных, имеется в 2 кбт к S от острова Брусно; глубины здесь 7-9 м, грунт - песок и мелкий камень.

Бухта Брусно вдается в берег к SW от острова Брусно. Высокие, поросшие хвойным лесом берега бухты окаймлены узким песчаным пляжем. На южном входном мысе бухты стоят два дома. У этого же мыса сооружена пристань, к которой могут швартоваться суда с осадкой до 1,8 м.

Глубины в средней части бухты 2,5-4,6 м; грунт - песок, а вблизи берега - камень.

Бухта Брусно может быть использована для якорной стоянки при южных, западных и северных ветрах; стоять в ней на якоре при восточных ветрах нельзя.

При входе в бухту по проливу, пролегающему между ее южным входным мысом и островом Брусно, следует держаться его середины.

Мыс Бруснинский приметный выступает от берега в 7 кбт к NW от острова Брусно. Мыс высокий, каменистый, покрытый лесом.

Риф окаймляет берег в районе к NW от мыса. С Е риф ограждается вехой.

Заячья губа, или губа Яни , расположена в 3 милях к W от мыса Бруснинский. Берега губы высокие, покрытые лесом и приглубые (особенно западный берег); ее восточный входной мыс обрывист. Берег вершины губы окаймлен узким песчаным пляжем. Глубины в губе 5-9 м, грунт - камень, местами песок и ил.

В Заячьей губе суда могут укрыться от всех ветров, кроме северных и северо-восточных. При входе в губу следует держаться ее середины. В темное время суток опознать вход в губу очень трудно. В Заячьей губе выставляются орудия лова.

Медвежья губа находится в 1,3 мили к NW от Заячьей губы. Берега ее низкие, поросшие лесом и кустарником. Глубины в губе 9-13 м, грунт - песок и камень; в южной ее части имеются подводные камни. В губе выставляются орудия лова.

Мыс Маткежнаволок (61°30" N, 35°06" Е) является западным входным мысом Медвежьей губы и юго-восточным входным мысом бухты Шокша. Мыс невысокий, покрытый лесом; его берега усеяны крупными камнями.

Знак Шокшинский установлен на мысе Маткежнаволок.

Риф с глубинами менее 5 м выступает на 2,5 кбт к NNE от мыса Маткежнаволок. С N риф ограждается вехой.

Бухта Шокша вдается в берег между мысом Маткежнаволок и отстоящим на 1 милю к NW от него мысом Шокшинский. Западный берег бухты высокий; он покрыт смешанным лесом и кустарником, а местами занят под пашни; в средней части этого берега раскинулся поселок Кварцитный. Восточный и южный берега бухты низкие; южный берег окаймлен пляжем.

Глубины в средней части бухты 10-28 м; грунт преимущественно камень, лишь в вершине бухты и на восточной стороне входа в нее встречается песок.

Мыс Шокшинский , северо-западный входной мыс бухты Шокша, высокий, каменистый и крутой; он порос лесом и кустарником.

Буй Шокшинский выставляется в 5 кбт к W от мыса Маткежнаволок. Буй с запада ограждает район, где выставляются орудия лова.

Причалы сооружены у поселка Кварцитный; глубины вдоль них 2,4-5 м. В 9 кбт к WNW от мыса Маткежнаволок находится причал Шокша; глубины вдоль него 5-5,4 м. В 100 м к W от причала Шокша расположен грузовой причал; глубины вдоль него 2,6-4 м.

Знак Кварцитный установлен на юго-восточной оконечности причала Шокша.

Якорные места. В бухте Шокша имеются хорошие якорные места, укрытые от всех ветров, кроме северо-восточных.

При сильных северных и северо-западных ветрах можно стать на якорь с восточной стороны мыса Шокшинский в непосредственной близости от береговой линии. Якорное место, используемое при южных и восточных ветрах, находится в 1,4 мили к S от мыса Шокшинский; здесь можно подходить к берегу на расстояние до 20 м, производя промер глубин.

Наставление для входа в бухту Шокша. Опознав знак Шокшинский, нужно проложить курс на середину входа в бухту Шокша. Подойдя к бухте, следует лечь на курс 193°, который недет к причалам и якорным местам в бухте.

Предупреждение. При следовании в бухту Шокша надлежит остерегаться районов, расположен-ных у мысов Шокшинский и Маткежнаволок, где выставляются орудия лова.

Девичий остров лежит в 3,2 мили к WNW от мыса Шокшинский. Остров небольшой, но высокий, поросший лесом. Берега его приглубы.

Губа , расположенная в 1 миле к S от Девичьего острова, может быть использована для якорной стоянки малых судов при ветрах всех направлений, кроме северных. Берега губы высокие, поросшие лесом; берег ее вершины окаймлен узким песчаным пляжем.

Бухта , укрытая от южных и западных ветров, вдается в берег между высоким мысом Кайлахта, расположенным в 9 кбт к SSW от Девичьего острова, и низким мысом Мерезловский, отстоящим на 2,6 мили к WNW от мыса Кайлахта. Берега бухты высокие, поросшие лесом. В южный ее берег вдаются две бухточки; у берега вершины западной из них имеется небольшой пирс, глубина у оконечности которого 2,1 м.

Глубины в средней части бухты 4-9 м; грунт - песок, вблизи берега встречается камень.

Губа , защищенная от южных и западных ветров и принимай для якорной стоянки малых судов, находится непосредственно к W от мыса Мерезловский. Берега губы низкие, отмелые, поросшие смешанным лесом. Западным входным мысом губы является высокий мыс Вантинский.

Глубина в средней части губы 4,6 м, грунт - песок.

Бухта , защищенная от южных и западных ветров, вдается в берег между мысами Варвинский и Пухтинский. Глубины в ней 3-5 м, грунт - песок.

Мыс Варвинский (61°33" N, 34°50" E), восточный входной мыс ю упомянутой выше бухты, высокий, поросший лесом; с озера он неприметен. Северо-восточная часть мыса приглуба, к ней могут подходить суда с осадкой до 2,1 м на расстояние до 1 кбт.

Мыс Пухтинский , являющийся западным входным мысом описываемой бухты, невысокий, песчаный, поросший лесом. С западной стороны мыса в озеро впадает небольшая река, по которой сплавляется лес.

Губа , защищенная от южных и западных ветров и доступная для малых судов, вдается в берег между мысом Ползунова (61°34" N, 34°47" Е) и мысом Серебрякова, отстоящим на 5,3 кбт к NW от мыса Ползунова. Оба входных мыса губы низкие, поросшие лесом.

Пухтинские острова простираются к N от мыса Серебрякова. Они представляют собой группу из двух крупных и двух небольших островов, отделенных друг от друга и от берега материка мелководными, усеянными подводными и надводными камнями пролива. Все острова низкие, поросшие лесом.

Рифы с глубинами менее 1 м, окаймляющие Пухтинские острова, выступают на 6 кбт к Е и на 1-2 кбт к W от них.

Пухтинская губа расположена с западной стороны Пухтинских островов. Западный берег губы низкий, а южный - высокий, окаймленный песчаным пляжем; берега бухты покрыты лесом. Глубины во входе в губу 4,7-11,2 м, а в ее средней части 7-11 м. Грунт в губе преимущественно песок.

Банка с глубиной 4,7 м лежит посредине входа в Пухтинскую губу в 1,4 мили к NW от мыса Серебрякова.

Уйская губа вдается в берег непосредственно к NW от Пухтинской губы. Берега губы низкие, поросшие лиственным лесом и кустарником; западный и северный ее берега окаймлены песчаным пляжем. В глубь материка местность повышается. На западном берегу губы по обеим сторонам устья небольшой реки Деревянка разбросаны строения селения Деревянное, а на южном берегу у устья реки Большая Уя находится селение Уя. По этим рекам сплавляется лес. Глубины во входе в губу 4-7 м, а в средней ее части 3-5 м. Грунт в губе песок.

В Уйской губе оборудовано место для погрузки щебня на суда. Глубины у стенки ряжевого причала 2,4-2,9 м. Фарватер, ведущий от Уйского входного створа к причалу, огражден тремя белыми и тремя красными вехами, выставляемыми по речной системе.

Мыс Уйский (61°37" N, 34°42" Е), северный входной мыс Уйской губы, низкий; берега его отмелые, окаймленные подводными и надводными камнями. В пределах 7 кбт к Е и NE от мыса имеются опасности.

Отмель с глубинами менее 5 м, на которой находится затонувшее судно с частями над водой, простирается на 7 кбт к S от мыса Уйский.

Банка с глубиной 4 м лежит в 1 миле к SSE от мыса Уйский на южной стороне фарватера, ведущего в Уйскую губу с озера. С N банка ограждается вехой.

Уйский входной створ знаков , установленных на южном берегу Уйской губы у селения Уя, ведет в Уйскую губу с озера между банкой с глубиной 4 м и отмелью, простирающейся к S от мыса Уйский.

Якорные места. В Уйской губе имеются якорные места, защищенные от всех ветров, кроме восточных. Одно из якорных мест находится в 1 миле к WSW от мыса Уйский; глубины здесь 3-4 м, грунт - песок. Однако не рекомендуется становиться на якорь на глубинах менее 3 м, так как в свежую погоду судно может быть выброшено на берег.

Малые суда могут стать на якорь вблизи устья реки Деревянка; глубины здесь 1,5-1,8 м.

Остров Муначек (61°39" N, 34°41" Е) лежит в 1,6 мили к NNW от мыса Уйский. Остров низкий, поросший лесом; с озера он неприметен.

Бухта Деревянская находится в 2 милях к NW от мыса Уйский. Берега ее низкие, местами поросшие хвойным лесом; кое-где они заняты под пашни. На 2-4 кбт от берегов бухты простираются отмели с подводными и надводными камнями.

Западный берег бухты окаймлен песчаным пляжем. Глубины в средней части бухты 5-10 м, грунт - песок.

Мыс Деревянский (61°39" N, 34°39" Е), восточный входной мыс бухты Деревянская, низкий, поросший лесом и окаймленный узкой полосой песчаного пляжа. В районе мыса разбросано множество подводных и надводных камней.

На 2,2 мили к NNW от мыса Деревянский простирается обширная отмель, на которой лежат острова Большой Деревянский и Голомянный, ограничивающие с Е подход к бухте Деревянская.

Луда Кипра с наименьшей глубиной 0,9 м лежит в 1,8 мили к N от мыса Деревянский. Она является самой внешней опасностью на подходе к бухте 5 Деревянская с Е.

Буй луды Кипра выставляется в 3 кбт к NE от луды Кипра. Рядом с буем выставляется веха.

Остров Голомянный расположен на отмели в 1,2 мили к NW от мыса Деревянский. Остров низкий, поросший лесом. Берега его отмелы и окаймлены подводными и надводными камнями.

Остров Большой Деревянский находится на отмели в 5 кбт к W от мыса Деревянский. Остров низкий, поросший лесом. Берега его окаймлены узким песчаным пляжем. К S от острова до самого берега вершины бухты Деревянская разбросаны островки и камни.

Луда Павша , на которой лежат подводные камни, находится в 3,5 мили к NNW от мыса Деревянский на подходе к бухте Деревянская со стороны Петрозаводской губы. С Е луда ограждается вехой.

Буй выставляется на юго-восточной кромке луды Павша в 3,2 мили к NNW от мыса Деревянский.

Деревянский входной створ знаков , установленных в 2,5 мили к WNW от мыса Деревянский, ведет с озера к бухте Деревянская между лудами Павша и Кипра до Деревянского внутреннего створа.

Деревянский внутренний створ знаков , установленных на южном берегу бухты Деревянская, ведет от Деревянского входного створа в вершину этой бухты.

Буй Деревянский выставляется на повороте со створа Деревянский входной на Деревянский внутренний створ в 8 кбт к NW от северной оконечности острова Голомянный.

ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГУБА

Петрозаводская губа вдается в западный берег Онежского озера между мысом Корсолма и отстоящим на 5,1 мили к NNE от него мысом Шуйнаволок примерно на 10 миль к NW.

Берега губы высокие; они поросли лесом и довольно приглубы. На юго-западном берегу губы находится город Петрозаводск, у которого оборудован порт Петрозаводск.

Непосредственно к NE от входа в губу лежит большая группа Ивановских островов, описание которых дано в гл. 4.

Узким проливом Соломенный вершина Петрозаводской губы соединяется с большим озером, известным под названием Логмозеро; на берегах его много селений.

Глубины в Петрозаводской губе более 20 м, однако в средней ее части и у входа имеются опасности; грунт в юго-восточной части губы песок, а в северо-западной - ил. Вблизи берегов грунт - песок, перемешанный с илом и мелкими камнями.

Петрозаводская губа не защищена лишь от юго-восточных ветров; при этих ветрах можно становиться на якорь на Никольском рейде (61°48" N, 34°35" Е).

Подводные кабели проложены в вершине Петрозаводской губы и вдоль ее северо-восточного берега. Постановка на якорь вблизи подводных кабелей запрещена.

Районы, запретные для плавания всех судов , расположены соответственно в 4 кбт к SE, в 3 кбт и 1 миле к NE от мыса Выгойнаволок (61°44" N, 34°30" Е), к Е от пирса Онежского района водных путей, а также в 1 кбт к W, в 3 и 8 кбт к NW от острова Неглинный (61°49" N, 34°20" Е). Еще один район находится в проливе Соломенный.

Район, запретный для якорной стоянки , расположен у наплавного моста, находящегося в проливе Соломенный. Южная граница района проходит в 3 кбт к S, а северная - в 1 кбт к NE от моста.

Мерная линия оборудована у северо-восточного берега Петрозаводской губы. Она состоит из ведущего створа знаков, установленных в 1,5 мили к WNW от северо-западной окраины селения Зимник (61°49,4" N, 34°30,8"Е), и трех секущих створов, находящихся на северо-восточном берегу Петрозаводской губы в 2,4; 2,9 и 3,5 мили к NW от мыса Шуйнаволок (61°47" N, 34°34" E).

Девиационный полигон находится в 2,4 мили к NW от мыса Выгойнаволок.

Радиодевиационный полигон расположен в 4,8 мили к NE от мыса Выгойнаволок.

Мыс Корсолма (61°42" N, 34°33" Е) - южный входной мыс Петрозаводской губы - низкий, поросший лесом; примерно в радиусе 7 кбт от него разбросаны подводные и надводные камни.

Луда Дедова надводная лежит у юго-западного берега Петрозаводской губы в 1,2 мили к NNW от мыса Корсолма. Вблизи нее имеется много подводных камней.

Выгойнаволокский створ знаков , установленных к NW от мыса Выгойнаволок, служит для подхода к берегу в районе этого мыса.

Мыс Шуйнаволок (61°47" N, 34°34" Е) - северный входной мыс Петрозаводской губы - низкий, поросший смешанным лесом. Берега мыса отмелые, окаймленные множеством подводных и надводных камней.

Риф Шуйнаволокский простирается на 4 кбт к SE от мыса Шуйнаволок. С S риф ограждается вехой.

Банка с глубиной 4,2 м лежит в 6 кбт к S от мыса Шуйнаволок.

Заячья губа находится в 9 кбт к NW от мыса Шуйнаволок. Губа мелководна и доступна лишь для шлюпок.

Банка с глубиной 3,6 м лежит в 2,1 мили к WNW от мыса Шуйнаволок; банка ограждается вехой отдельной опасности.

Селения Бараний Берег и Зимник расположены на северо-восточном берегу Петрозаводской губы соответственно в 1,6 и 2,5 мили к NW от мыса Шуйнаволок. Берег у селения Бараний Берег окаймлен подводными камнями.

Пирсы. У юго-восточной окраины селения Бараний Берег сооружен пирс; глубины у оконечности этого пирса 1,9-2,6 м. Другой пирс находится у северо-западной окраины селения Зимник; глубины у его оконечности 2,6-2,7 м. Около юго-восточной стенки этого пирса имеются камни.

Баранский створ знаков , установленных у юго-восточной окраины селения Бараний Берег, ведет из вершины Петрозаводской губы к пирсу, сооруженному у этого селения.

Знак Зимник установлен на пирсе у селения Зимник.

Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м лежит в 3 милях к WNW от мыса Шуйнаволок почти посредине Петрозаводской губы. Банка ограждается со всех сторон вехами.

Остров Лойостров лежит у северо-восточного берега Петрозаводской губы в 4,8 мили к WNW от мыса Шуйнаволок. Остров низкий, каменистый, лишенный растительности.

Рифы выступают на 0,5 кбт к Е и 0,8 кбт к W от острова Лойостров. Оконечности рифов ограждаются вехами.

Знак Лойостровский установлен на юго-восточной оконечности острова Лойостров.

Порт Петрозаводск оборудован у юго-западного берега Петрозаводской губы. В порту имеются грузовые районы и Пассажирский район. К порту Петрозаводск относятся также причалы у селений Зимник, Бараний Берег, Ялгуба, Суйсарь, Лонгасы, Кижи, Великая Губа и Типиницы. Отмель, окаймляющая берег в районе порта, ограждается с Е вехами. В порту можно произвести ремонт корпуса и механизмов. Суда могут пополнить запасы топлива и смазочных материалов. В порту могут быть выполнены девиационные работы и определение скорости судна.

Пирс водонасосной станции сооружен у юго-восточной окраины города Петрозаводск в 2 милях к NW от мыса Выгойнаволок (61°44" N, 34°30" Е). Глубины у оконечности пирса 3,2-3,4 м.

Пирс № 1 судоверфи «Севрыба» находится в 4 кбт к NW от пирса водонасосной станции. Длина причальной линии 286 м; глубины вдоль пирса 0,8-4,9 м.

Пирс рыбокомбината выступает от берега в 1 кбт к NW от пирса № 1 судоверфи «Севрыба»; глубины у внешней части пирса рыбокомбината 3-4,3 м.

Знак рыбокомбината установлен на оконечности пирса рыбокомбината.

Пирс МРС расположен в 2 кбт к NW от пирса № 1 судоверфи «Севрыба»; глубины у его оконечности 4-4,6 м. Пирс находится в полуразрушенном состоянии.

Пирс оборудован в 1,5 кбт к NW от пирса МРС. Длина пирса 57 м; глубина у его оконечности 1,1 м; пирс разрушен.

Причал Южного грузового района расположен в 2 кбт к NW от пирса МРС.

Пирсы и дамба Петушки расположены в 4 кбт к NW от пирса МРС. Глубины вдоль внешних и внутренних сторон пирсов и дамбы 0,5-3,0 м.

Здесь же расположена городская лодочная станция.

Пирс № 1 Петрозаводской РЭБ флота находится в 3,4 кбт к NW от западного из пирсов Петушки; глубины вдоль пирса 2,6-4,8 м.

Причалы Урицкого грузового района расположены в 2 кбт к NW от пирса № 1 Петрозаводской РЭБ флота; глубина вдоль причалов 4,4 м.

Знак Петрозаводский установлен на северной разрушенной оконечности волнолома Урицкого грузового района. В связи с разрушением оконечности волнолома, приближаться к ней на расстояние менее 8 м опасно.

Пирс спасательной станции сооружен в 4 кбт к NW от основания пирса № 1 Петрозаводской РЭБ флота.

Причалы Пассажирского района расположены в 4 кбт к NW от причалов Урицкого грузового района. Глубины у причалов 2,6-5,2 м.

Знак Петрозаводский северный установлен на оконечности причала № 1 Пассажирского района.

Пирс Онежского района водных путей выступает от берега в 1,6 мили к NW от причалов Пассажирского района; глубины у оконечности пирса 2,8-4,3 м.

Путейский створ знаков , установленных у основания пирса Онежского района водных путей, ведет к этому пирсу из Петрозаводской губы.

Пирсы полуразрушенные находятся к NW от пирса Онежского района водных путей; глубины у их оконечностей 1,8 м.

Пирс Заонежского леспромхоза сооружен в 3 кбт к NW от пирса Онежского района водных путей; глубины у его оконечности 0,8-1,3 м.

Пирс деревообрабатывающего комбината выступает от берега в 5 кбт к NW от пирса Заонежского леспромхоза; глубины у пирса 1,1 - 2,1 м. Между северо-восточной оконечностью пирса и берегом имеются кусты свай.

Причалы Северного грузового района примыкают к основанию пирса деревообрабатывающего комбината.

Остров Неглинный низкий, каменистый, лишенный растительности, лежит на подходе к пирсу деревообрабатывающего комбината в 2,3 кбт к NE от его северной оконечности.

Знак Неглинный установлен на юго-восточной оконечности острова Неглинный.

Буй Неглинный выставляется в 3 кбт к SSW от юго-восточной оконечности острова Неглинный.

Пирс расположен в 2 кбт к NNW от пирса деревообрабатывающего комбината; глубина у оконечности пирса 0,7 м.

Пирсы № 1 (восточный) и 2 (западный) домостроительного комбината сооружены в 4 кбт к NNW и в 6 кбт к NW от пирса деревообрабатывающего комбината. Глубина у их оконечностей 3 м. От пирса № 2 к WNW тянутся кусты свай.

Город Петрозаводск - столица Республики Карелия. Он расположен на террасах, спускающихся к берегу, и вытянут вдоль юго-западного берега Петрозаводской губы почти на 25 км; строения города находятся также на обоих берегах пролива Соломенный. Главные отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка.

Пролив Соломенный соединяет вершину Петрозаводской губы с озером Логмозеро.

При подходе к проливу хорошим ориентиром служит труба, возвышающаяся на его западном берегу.

Глубины в проливе 2-6 м. В проливе наблюдается сильное течение, направленное из озера Логмозеро в Петрозаводскую губу. Берега пролива соединены наплавным мостом.

В проливе Соломенный прорыт канал шириной 30 м, глубина в котором 4,4 м; канал огражден вехами по речной системе.

Соломенский створ знаков , установленных на западном берегу пролива Соломенный, ведет из Петрозаводской губы к проливу Соломенный.

Буй Соломенский выставляется у южного входа в пролив Соломенный.

Озеро Логмозеро находится к северу от пролива Соломенный. Восточный берег озера высокий, западный - низкий, а южный образован обрывистыми склонами холмов.

Берега озера густо заселены.

Глубины в озере 1-2 м. Грунт посредине озера и у западного берега ил, покрытый толстым слоем затонувших остатков древесины; в северной части озера, у восточного и южного его берегов встречается мелкий песок, местами камень и галька, а в южной части - ил. В южной части озера имеются ряды свай, используемые для швартовки плотов.

Река Шуя впадает в озеро Логмозеро в 2,5 мили к NW от северного входа в пролив Соломенный. Устье реки разделено на три рукава двумя низкими, поросшими кустарником островами; южный из островов называется островом Светич.

Ширина реки 20-60 м, глубины в ней 1,8-3 м; скорость течения 0,2 уз.

Поперек северного рукава реки тянутся сваи. Сваи выступают также от берегов среднего и южного рукавов реки; они ограждают мелководные участки озера и служат ориентирами при следовании в устье реки Шуя.

Якорные места. Районы якорной стоянки для нефтеналивных судов расположены соответственно в 3 кбт к N и в 2,7 мили к NW от мыса Выгойнаволок.

Район якорной стоянки для сухогрузных судов находится в 1,8 мили к SSE от входа в пролив Соломенный.

Якорное место, защищенное от всех ветров, кроме сильных юго-восточных, расположено в 4 кбт к N от острова Лойостров; глубины здесь 18-20 м, грунт - ил. При сильных юго-восточных ветрах на якорном месте возникает значительное волнение. При постановке на якорь надлежит соблюдать осторожность, чтобы не повредить проложенный вдоль берега подводный кабель.

Якорное место у порта Петрозаводск следует выбирать в зависимости от направления и скорости ветра.

Наставление для плавания в Петрозаводской губе. Выйдя в точку, расположенную в 1,6 мили к S от знака Ивановский (61 °45" N, 34°39" Е), необходимо лечь на курс 306° и идти им до пункта назначения. При следовании к причалам деревообрабатывающего и домостроительного комбинатов и Северного грузового района надо сначала дойти до острова Неглинный. Этот остров необходимо оставить к N, если судно идет к причалам деревообрабатывающего комбината и Северного грузового района, и к S, если судно направляется к причалам домостроительного комбината.

При следовании к проливу Соломенный надо идти курсом 306° до Соломенского створа (направление створа 166,7°-346,7°), после чего лечь на этот створ.



Похожие публикации