Нордавиа проблемы. Связанные долгами

Тревожная ситуация сложилась в разгар сезона на рынке авиабилетов в России: как говорится, никогда не было – и вдруг опять.

Одним из самых активных авиаперевозчиков страны является базирующаяся в Архангельске компания Nordavia, которая работает в тесном союзе с Red Wings. В этом году «Нордавиа» выбросила на рынок беспрецедентно много билетов, стараясь заранее заполнить рейсы по всем направлениям на полгода вперед. Туроператоры также охотно сотрудничают с компанией, приобретая чартерные рейсы с хорошими скидками.

Можно было бы только порадоваться за пассажиров, если бы не нависшая над «Нордавиа» угроза приостановки деятельности уже в августе 2017 года: компания не в состоянии расплатиться с долгами. Первые ласточки уже (не) взлетели: 3 июля около тысячи жителей Мурманска узнали о том, что купленные ими билеты на совместные рейсы «Нордавиа» и Red Wings – пустые бумажки и бессмысленные файлы. Полеты отменены и возобновятся лишь 27 июля. Никакой компенсации за сорванные планы не предусмотрено – только возврат стоимости билетов . Есть опасение, что подобные ситуации будут повторяться все чаще.

Напомним, именно по такому сценарию развивались события в ныне покойной «Трансаэро»: накопление долгов, невозможность расплатиться, активные продажи билетов за бесценок для заполнения кассовых разрывов – и все-таки банкротство. Осуществлять перевозки по этим ценам «Аэрофлот», правопреемник «Трансаэро», не захотел – и людям пришлось просто сдавать билеты (и мучиться с получением денег, ибо касса банкрота оказалась пуста). Бывшие владельцы компании спокойно обосновались во Франции, в розыск они не объявлены – и это создало очень нехороший прецедент.

Авиакомпания «Нордавиа» накапливала долги довольно давно. В 2016 году холдинг «Норильский никель» счел ее непрофильным активом и продал, но весьма оригинальным образом: сам авиаперевозчик ушел холдингу «Скай Инвест» (возглавляемому Сергеем Кузнецовым), а вот долги «Нордавиа» перед «Норильским никелем» купила компания World Best Trade. Общая сумма долга весьма велика – 128 млн долларов и 1,2 млрд рублей, то есть около 9 млрд рублей по текущему курсу (в прессе проходила информация и о 12 млрд).

Первый дефолт по собственным обязательствам «Нордавиа» объявила еще 31 марта 2017 года, второй – 14 апреля. Это были даты возврата рублевых задолженностей компании. Не получив денег, World Best Trade объявила о намерении предъявить к досрочному погашению и валютную часть долга. Таких денег у «Нордавиа» нет. Если суд удовлетворит требования кредитора, историю авиакомпании можно будет считать законченной. Пострадают при этом прежде всего пассажиры, купившие билеты на рейсы, которые, быть может, никогда не будут осуществлены.

Летние билеты – самые дорогие в году, и на них можно сделать хорошую кассу. Неудивительно, что оказавшаяся в отчаянном положении авиакомпания пытается собрать деньги с пассажиров, чтобы рассчитаться с долгами. Но даже в случае погашения долга есть большой риск, что средств на осуществление рейсов у перевозчика уже не останется. Государственные структуры вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов не намерены: незадачливая «Нордавиа» когда-то принадлежала «Аэрофлоту», но в 2011 году была продана «Норильскому никелю» всего за 7 миллионов долларов – остальное ушло как раз на покрытие долгов. Как видим, ничего не изменилось.

Самой большой стране мира, безусловно, нужны авиакомпании – хорошие и разные. Вот только хотелось бы, чтобы хороших было больше, а разные куда-нибудь ушли. Вернее, улетели.

Две российские авиакомпании, Нордавиа и Red Wings, приняли решение об объединении в единый авиационный холдинг. В результате, в России появится новая авиакомпания с новым названием.

Процесс объединения авиакомпаний уже запущен, его цель - укрупнение бизнеса и повышение его финансовой устойчивости.

Что даст пассажирам объединение Нордавиа и Red Wings ?

  • Обновление парка самолетов . Недавно парк Red Wings пополнили Эйрбасы A-320 (которые первоначально предназначались Нордавиа), подписано соглашение о поставке шестнадцати новых российских самолетов МС-21-300. Есть некоторая надежда, что Архангельск увидит новые самолеты вместо стареньких нордовских Боингов.
  • Расширение маршрутной сети полетов . У авиакомпании Red Wings большая сетка полетов из Москвы по городам России, рейсы выполняются в Новосибирск, Оренбург, Астрахань, Пермь, Ростов на Дону и еще многие другие города. Летает Red Wings и за рубеж, выполняя рейсы в Анталью, Римини, Тиват, Батуми, Пардубице, Барселону. Во все эти города можно будет долететь из Архангельска, приобретая единый авиабилет с гарантированной авиакомпанией пересадкой.

Стоит сказать, что авиакомпания Нордавиа уже много лет является партнером FlyNow и мы надеемся, что наша дружба продолжится и дальше, в рамках нового авиахолдинга. Сейчас на нашем сайте и в авиакассах FlyNow можно приобрести билеты на самолет и Нодавиа, и Red Wings в любой город, куда выполняются рейсы этих авиакомпаний.

Какое название будет у нового авиаперевозчика - пока неизвестно. До окончания консолидации авиакомпании будут летать под своими старыми брендами.

Справочная информация об авиакомпаниях

Нордавиа

В 1991 году на базе Архангельского объединенного авиационного отряда была создана авиакомпания АВЛ - Архангельские воздушные линии. В 2004 году она вошла в состав Аэрофлота и стала называться Аэрофлот Норд. В сентябре 2008 года авиакомпания была вынуждена выйти из Аэрофлота и начать самостоятельную работу под новым брендом Нордавиа - региональные авиалинии.




С 2011 года авиакомпания Нордавиа принадлежала ГМК "Норильский Никель", затем, в 2016 году была приобретена холдингом Sky Invest, принадлежащим Сергею Кузнецову, совладельцу авиакомпании Red Wings.

В связи с техническими долгами до сентября 2017 года Росавиацией был ограничен сертификат эксплуатанта авиакомпании, что, возможно, сказалось на перевозке пассажиров в летний сезон 2017.

Red Wings

Авиакомпания основана в 1999 году под названием "Авиалинии 400", в 2007 году была переименована в Red Wings, вероятно по аналогии с германской авиакомпанией Blue Wings, которая также как и эта, принадлежала Национальной резервной корпорации (НРК) бизнесмена Александра Лебедева.




В 2013 году была продана группе инвесторов - Сергею Кузнецову и GHP Group. В настоящее время авиакомпания Red Wings принадлежит лизинговой компании "Ильюшин Финанс", совладельцем которой является Объединенная авиастроительная корпорация.

Фото: Вадим Воропаев vk.com/transport_vmurmanske

У авиакомпании «Нордавиа – региональные авиалинии» серьезные финансовые проблемы, перевозчик может в скором времени быть признан банкротом. Это произойдёт, если предприятие не произведёт выплаты по договорам займа. Об этом пишет Московский комсомолец Мурманск . Общая сумма долга только по двум договорам на текущий момент превышает 1,2 млрд рублей, без учёта процентов, которые рассчитаны исходя из ставки 15% годовых.
Согласно информации издания, по одному из них уже зафиксирован дефолт — истек срок погашения долга в сумме 700 млн рублей (без учета процентов по ставке 15% годовых). По другому договору (на сумму свыше 500 млн рублей) срок истекает в середине апреля. Таким образом, общая сумма долговых обязательств превышает 1,2 млрд рублей плюс проценты.

ИА «B-port» указывает, что заимодавцем является компания «Уорлд Бест Трейд Лтд», зарегистрированная на Сейшельских островах, и сообщает, что после неоплаты долга, в адрес руководства компании были направлены претензия и предложение урегулировать вопрос в досудебном порядке. По закону у «Нордавиа» есть 30 дней на погашение просроченной задолженности, если этого не произойдет, дело перейдет в судебно-правовую плоскость, результатами которого могут быть взыскание активов авиакомпании.
Представители перевозчика пока никак не комментируют данную ситуацию. Вообще сумма в 1,2 млрд для предприятия не критична, другое дело, что помимо этого долга есть и другие, совокупная сумма которых уже достигает критических значений.
Долговая история «Нордавиа» тянется уже не первый год, в 2011 году «Норникель» приобрел авиакомпанию у «Аэрофлота» за 7 млн USD, причем её долги тогда составляли больше 200 млн. На конец 2014 г. долг «Нордавиа» перед банками составлял более 11 млрд руб. В 2016 году «Норникель» избавился от тонущей в долгах «дочки», продав 100% акций авиакомпании акционерному обществу «Скай Инвест». В ходе реализации сделки, была полностью реструктурирована текущая задолженность авиакомпании перед поставщиками и финансовыми институтами. Тогда участники сделки отказались от комментариев по ее сумме, но по мнению экспертов, стоимость продажи авиакомпании могла быть символическая, учитывая миллиардные долги.
После перехода к новому владельцу, весь 2016 год прошел для авиакомпании в поисках оптимальной стратегии развития. Изначально предполагалось, что «Нордавиа» продолжит развитие в качестве базового перевозчика Северо-Западного региона страны, затем из нее пытались создать лоукостер, затем акционеры приняли решение выстраивать на базе авиакомпании сетевого перевозчика в сотрудничестве с авиакомпанией «Red Wings».

В этом году похоже готовится еще одно масштабное изменение , «Нордавиа» пройдет ребрединг и сменит название на «Смартавиа». Ожидалось, что авиакомпания получит первые два ВС типа Airbus А-320. Главное, чтобы проблемы с накопившимися долгами не помешали реализации всех этих планов.
Роль «Нордавиа» в Мурманске и Архангельске сложно переоценить, несмотря на возрастные самолеты, все рейсы перевозчика самые удобные по времени, тарифы вполне доступные, пунктуальность и уровень сервиса приемлемы. Маловероятно, что северяне в чем-то выиграют, если «Нордавиа» обанкротится и уйдет с рынка.

В случае, если у Вас возникли неразрешенные проблемы в связи с пользованием услугами авиакомпании «Нордавиа - региональные авиалинии», Вы можете воспользоваться правом предъявления претензии в адрес авиакомпании.

Данная памятка поможет Вам грамотно и полно изложить Вашу претензию, сопроводив ее необходимыми документами, ускорит процедуру ее рассмотрения.

1. Право предъявления претензий к Авиакомпании имеет физическое лицо (клиент/пассажир) или юридическое лицо, представляющее интересы клиента в установленном законом порядке.

Претензии к Авиакомпании с требованием выплаты материальной компенсации принимаются только в письменной или печатной форме заверенные личной подписью.

2. Требования, предъявляемые к претензионному заявлению:

Претензии пассажиров с требованием выплаты материальной компенсации - это письменное заявление с приложением необходимых подтверждающих документов.

3. Претензия принимается к рассмотрению при соблюдении заявителем срока предъявления:

3.1. При внутренней перевозке претензия к Перевозчику может быть предъявлена пассажиром в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется:

  • по претензиям о возмещении вреда за недостачу или повреждение багажа или груза, а также за просрочку в доставке багажа или груза - со дня, следующего за днем их выдачи;
  • по претензиям о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять календарных дней по истечении срока доставки;
  • во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

3.2. При международной перевозке в следующие сроки:

  • при повреждении багажа (груза) - в течение 7 календарных дней со дня получения багажа и не позднее, чем через 14 календарных дней со дня получения груза;
  • в случае задержки в доставке багажа или груза - в течение 21 календарного дня от даты выдачи багажа или груза пассажиру или лицу, имеющему право на его получение;
  • в случае утраты багажа или груза - в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения или со дня, когда оно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

4. Перечень прилагаемых к претензии документов:

4.1. При потере багажа:

4.2. При повреждении багажа:



Похожие публикации