Королевская тропа в Испании. Самая опасная туристическая тропа в мире

Королевская тропа. Что получилось из одного из самых опасных маршрутов в мире? September 29th, 2016

Этот пеший маршрут считался одним из самых опасных во всем мире. Будоражащие воображение снимки оттуда я заприметил в интернете, будучи еще студентом. Узкая, метр шириной, вереница бетонных плит при помощи железнодорожных рельсов прикреплена на высоте сотни метров прямо к отвесной скале внутри каньона. Эта тропа создавалась как вспомогательная дорога для рабочих, занятых на постройке гидротехнических сооружений. Перед открытием сооружений по тропинке прошелся сам король Испании, в честь него и была названа дорога «Каминито дель Рей», то есть «тропа короля». За век существования от тропы осталось лишь основание: ограждающие конструкции если и были, то канули в лету, часть бетонных плит осыпалась, арматура пришла в негодность. Образовались провалы, связанные между собой только куском рельсы. От одного вида этих кадров захватывало дух. Каждый день экстремалы преодолевали эту тропу с минимальной страховкой, рискуя жизнями, пока после нескольких несчастных случаев правительство не перекрыло оба выхода на тропу. Но и потом люди находили способы испытать себя в преодолении Каминито дель Рей. Даже хозяин жилья в Сааре, Саша из Германии, неоднократно ходил по тропе.


Имея билеты в Испанию, я случайно увидел, что эта тропа находится совсем рядом с Малагой, и прочитал, что пару лет назад тропу реконструировали, превратив в безопасный туристический маршрут. Прямо над искрошившейся тропой, оставив все старое, как есть, соорудили новый широкий путь и снабдили его ограждением.

Какое-то время после открытия тропа была бесплатной, как и раньше, но в начале этого года сменилась управляющая организация, и за вход стали брать деньги. Несколько недель, пока готовили портал по продаже билетов и решали организационные вопросы, тропа и вовсе не работала. Купить билет в начале работы аттракциона было не так просто: на тропе может одновременно находиться только определенное количество человек, и временные слоты заполнялись уже за несколько недель. Но я каждый день заходил на сайт и отслеживал начало продаж, став одним из первых, кто купил билет. Удалось даже выбрать удобное время. Лучше брать время ближе к началу или концу работы - утром и вечером гулять не так жарко, да и фотографии будут приятнее.


Туристический маршрут имеет небывалую популярность среди местных жителей. Все, с кем бы мы ни говорили, либо уже были на Каминито дель Рей до или после реновации, либо хотят побывать, либо по крайней мере заинтересованы в теме. Стоянка перед выходом на маршрут заставлена машинами и многолюдна. Тропа находится недалеко от городка Эль Чорро. Заканчивается она прямо в нем, а начинается в нескольких километрах севернее, у красивого водохранилища, где можно искупаться до или после прохождения маршрута. В Эль Чорро помимо машины можно добраться от Малаги еще и поездом, что делает посещение тропы отличной поездкой на один день. От города до точки старта раз в полчаса-час ходит специальный автобус-шаттл (расписание на сайте достопримечательности). Мы же подъезжаем прямо ко входу на машине и оставляем ее на стоянке.

Тропа начинается небольшим тоннелем, и потом долго идет через лес вдоль реки. Минут сорок прогулочным шагом - и мы непосредственно у точки входа. Там проверяют билеты и выдают белые каски - теперь здесь все строго. Отсюда начинается скальный участок с тем самыми плитами, положенными на карнизы. Справа и слева высятся отвесные скалы каньона, внизу - бурная река. Новая тропинка органично вписывается в пейзаж. Деревянное покрытие под ногами, аккуратные стропы ограждения - все это смотрится стильно и по-современному.


Первый участок достаточно короткий, и после него тропа, освободившись от оков каньона, снова уходит в тень деревьев. По пути на этом участке поставлены скамейки, можно перевести дух, перекусить. Еще немного прогулки, и тропа снова начинает цепляться за стены каньона, на этот раз настолько впечатляющего и массивного, что первый участок меркнет в сравнении. По другую сторону ущелья видны участки железной дороги, пробуренной тоннелями в складках скалы. Здесь высота пропасти под ногами достигает сотни метров. Шум реки доносится откуда-то снизу, отражаясь от стенок каньона и разливаясь мощным гулом вокруг. Кульминация маршрута - металлический подвесной мост с сетчатым полом. Сквозь него где-то далеко внизу, прямо под ногами, можно увидеть дно ущелья. Мост нещадно раскачивается ветром, который, попадая в каньон, как в подобие трубы, набирает немалую силу. После моста тропинка выходит из каньона и превращается в обычную поселковую улицу, еще минут пятнадцать ведущую до Эль Чорро и остановки автобуса.


Под новым настилом можно увидеть остатки старой тропы. Еще пару лет назад по ней гуляли экстремалы со всего света.


На весь путь от входного тоннеля до автобусной остановки в неспешном темпе, с паузами, чтобы полюбоваться и отдохнуть, надо потратить часа четыре. Но можно и зависнуть подольше, никто никого не выгоняет. Главное идти по течению, а не против него. Раньше можно было ходить и в обратном направлении, но сейчас только в одном, за чем следят несколько инструкторов на протяжении маршрута. Оно и хорошо - дорога все время идет вниз, не давая излишне устать. Особой физической подготовки не требуется, любому здоровому человеку этот маршрут по силам, устать можно так же, как от долгой прогулки, но не более того.

Алора. Как выглядит пригород Малаги?

Под вечер на остановке скапливается народ. Автобусов не хватает. В один мы не влезаем и ждем еще час следующего. Вокруг есть несколько кафешек, где хорошо скоротать время. Мы спешим к нашей машине, которую оставили с другого конца маршрута, чтобы успеть к назначенному времени приехать на ночлег. Это наш последний день в насыщенном путешествии по Андалусии, и останавливаемся мы недалеко от коньона, в городке с красивым названием Алора.

Алора находится в двадцати минутах езды от тропы Каминито дель Рей, и это самый ближайший к ней более менее крупный город. В самом Эль Чорро предложений жилья очень мало, и надежда остановиться там, чтобы не крутить баранку после насыщенной прогулки, растаяла, как только я принялся бронировать ночевки. Я снова обратился к Airbnb и нашел хороший вариант в Алоре. Подкупило еще и то, что Алора расположилась как раз по направлению Малаги, откуда нам завтра утром улетать домой. А одно из моих собственных правил автотуризма за рубежом - не хочешь опаздать на рейс, крайнюю ночь ночуй недалеко от аэропора отправления. На дороге случается всякое. Здесь, конечно, все близко, и при желании от тропы можно было за час доехать до Малаги и заночевать там, но в крупный город совсем не хотелось. Уж больно понравилось мне в андалусской провинции.

Мы в мгновение домчали до Алоры, но еще столько же времени плутали по ее односторонним, мощеным улицам. Нас встретила прекрасная пара лет пятидесяти пяти: он
шотландец, она - англичанка. Эти люди меня покорили с первой минуты. Мы говорили обо всем на свете, показывали друг другу фотографии из путешествий, ели вкусную кашу, рецепт которой, по словам шотландца, у него в крови. Супруги жили долгое время в Лондоне, потом переехали в Шотландию. Но местный климат не сильно хорошо сказался на здоровье. Семья решила купить квартиру и перебраться в теплые края, в Испанию. Квартирой их жилье назвать сложно, скорее это трехэтажный таунхаус, старый дом на исторической улице Алоры, один из тех, что образуют сплошную застройку, пристраиваясь один к другому. Когда супруги купили дом, он был в плачевном состоянии, но за несколько месяцев они своими руками довели его до ума. Помещения внутри оформили в традиционном андалусском стиле, а о ремонте теперь напоминает книга “marrakesh by design”. Шотландец рассказывал, как он во время работ вскрывал кладку многовековой давности и чувствовал себя археологом.

Мне понравилась Алора. Это был один из множества белых городков Андалусии, не лишенный своей истории, но тихий и обычный, свободный от туристов, жилой. Вечером мы прогуливались по его улицам, и меня удивило, как много вокруг молодежи, детей, подростков. Они гуляют и общаются, сидят на ступеньках перед церковью, играют на гитаре, ходят за руку и смеются, не доставая при этом смартфон из кармана. «Здесь все друг друга знают. Вечерами собираются и гуляют. Удивительно, как эта привычка здесь сохранилась? Это так здорово, прямо как раньше», - подтвердила наши наблюдения англичанка. Немногочисленные бары многолюдны. Мы тоже радуемся субботе и присоединяемся к потоку жизни в Алоре, чтобы хотя бы на мимолетный вечер стать ее частью.


На утро мы улетели. Нас провожали в аэропорт, любезно, будто бы родных, снабдив бутербродами и булками в дорогу. В первую ночь в Москве мне снилось, словно я просыпаюсь в Алоре. Немного таких мест, про которые могу сказать «я бы здесь жил». Но Алора - место именно такое. Его белоснежные дома и немноголюдные улицы, непременно заканчивающиеся обширным видом на окружающие город холмы, теперь долго будут олицетворять для меня городской уют. Такие места надо запоминать, чтобы когда-нибудь туда вернуться.

Королевская тропа или «Дорога смерти»

Пусть вас не вводит в заблуждение благородное название «Королевская тропа» (исп. Caminito del Rey) , рождающая в голове ассоциации с ухоженной тропинкой, устланной ковровой дорожкой, в обрамлении благоухающих садов и цветников, с охраной в сверкающих доспехах. Сегодня речь пойдет совсем о другой тропе, по которой до недавнего времени пробирались не с короной на голове, а в каске альпиниста, обвешанные скалолазными карабинами, веревками и прочими страховочными устройствами.

Королевская тропа. Фото: © shutterstock.com

Любители экстрима находятся в постоянном поиске новых мест, как природных, так и созданных искусственно, где можно получить очередную дозу адреналина. Одним из таких необычных творений человека является возведенный вспомогательный проход для рабочих при строительстве плотины гидроэлектростанции Конде-дель-Гуадалорсе в испанской провинции Малага в Андалусии в начале прошлого века.

ДОРОГА НА СКАЛЕ

Окрестные горы считаются одними из самых красивых природных мест Малаги. Неподалеку от деревни Эль-Чорро река Гуадалорсе вырезала в известняково-доломитовых скалах трехкилометровое узкое ущелье, называемое Десфиладеро-де-лос-Гаитанес и достигающее в некоторых местах ширины 10 и глубины 700 метров. Такой вот весьма непростой рельеф местности, где вознамерились соорудить передовое для тех времен гидросооружение, поставил перед строителями задачу облегчения передвижения рабочих к месту стройки, подвоза материалов и контроля за отсыпкой дамбы. Поэтому было решено проложить навесную тропу по стенам ущелья, протянувшуюся с одной стороны на другую.


Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес. Фото: © angellico11 / flickr.com

В 1901 году, что называется, забили в гору первый костыль, и через 4 года строительство тропы было закончено. По своей конструкции она представляла собой прикрепленные к металлическим подпоркам рельсы с уложенными поверх бетонными плитами. Протяженность пути составляла почти 3 километра, а ширина полотна в отдельных местах – всего 1 метр, причем расстояние до земли в самой высокой точке тропы было около 100 метров. Само собой разумеется, тропа была оборудована ограждениями и перилами, поэтому передвигаться по ней можно было с относительной безопасностью.

Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес до начала строительства Королевской тропы на почтовой открытке конца XIX века. Источник: caminitodelrey.info

Начало строительства Королевской тропы. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info

Но как за этим сугубо утилитарно-техническим сооружением закрепилось гордое название «Королевская тропа»? На момент начала ее возведения испанскому королю Альфонсо XIII было всего 15 лет, и он вряд ли имел хоть какое-то отношение как к тропе, так и гидросооружению в целом. Зато через двадцать лет, в 1921 году, когда происходила торжественная укладка последнего каменного блока плотины, монаршая особа почтила своим присутствием сие мероприятие и даже изъявила желание совершить променад по расположенному на головокружительной высоте маршруту, любуясь бушующей у подножия скал рекой и открывающими живописными пейзажами. Вот с этого момента тропа и получила королевский «титул», коим ее величают и по сей день.

Прибытие короля Испании Альфонсо XIII на плотину Конде-дель-Гуадалорсе в 1921 году. Фото из архива Фонда Севильяна-Эндеса. Источник: caminitodelrey.info

Плотина Конде-дель-Гуадалорсе на почтовой открытке первой половины XX века. Источник: caminitodelrey.info

«БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА»

Королевская тропа за годы своего существования не могла не обрасти всевозможными легендами и домыслами. Самая главная байка – дорогу построили приговоренные к смертной казни заключенные в обмен на аннулирование жестокого приговора. Сообщу тем, кто не в курсе – единственным способом казни в Испании в те времена являлась гаррота. Это «законное» орудие умерщвления преступников представляло собой металлический обруч, надеваемый на шею осужденного, который палач затягивал сзади винтом, постепенно удушая привязанную к столбу жертву. Никаких надежд на быструю и легкую смерть. Поэтому «смертники» якобы охотно записывались в строители навесной тропы, надеясь избежать подобной средневековой экзекуции. Те же, кто срывался вниз с высоты 100 метров, получали стремительное избавление от мирской суеты, проведя последние секунды жизни в свободном полете. И теперь их призраки бродят по ущелью, завывая и пугая туристов.

Но вынужден буду разочаровать любителей сверхъестественного и паранормального. За время возведения навесной тропы не погиб ни один строитель. Да и не было там никаких заключенных и приговоренных. В высотной стройке были задействованы отставные военные моряки из Малаги, служившие на парусных судах. «Трепал нам кудри ветер высоты, и целовали облака слегка» – это и про них. Постоянная работа на верхотуре корабельных мачт научила их снисходительно поплевывать сверху на «мазуту сухопутную», у которой страх высоты вызывает головокружение, дрожь в коленях и слабость в желудке.


Вид на ущелье с высоты Королевской тропы. Фото: © Manuel Puentes Rojas / flickr.com

Кстати, после окончания строительства плотины Королевская тропа еще долго служила верой и правдой жителям Эль-Чорро и других близлежащих деревень. Отныне дети могли гораздо быстрее добираться до школы, женщины – до продуктовых магазинов, а мужчины – ну, конечно, до своих любимых баров. Движение по тропе не прекращалось ни днем, ни ночью, причем не только пешком, но и на велосипедах и даже лошадях.

Видимо поэтому возникла еще одна легенда, которую гиды пытаются навешать на уши доверчивым туристам. Это байка о некой прекрасной англичанке, которая, будучи замужем за одним из местных сеньоров, не выдержала тягот и лишений супружеской жизни в испанской глубинке и верхом на коне на всем скаку сбросилась с тропы вниз. «В общем, все умерли…»


После окончания строительства ГЭС местные жители активно пользовались Королевской тропой. 30-е годы XX века. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info

«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ…»

Как говорится, ничто не вечно под луной. Вот и Королевская тропа, которую с момента окончания строительства так больше никто и никогда не ремонтировал, постепенно ветшала и приходила в запустение. Для владельцев гидроэлектростанции она утратила свое предназначение, ну а местную администрацию, как это обычно бывает, мало заботили нужды и чаяния собственного электората.


Разрушенный пролет Королевской тропы. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.com

Со временем сваи и рельсы, составляющие основу тропы, стали ржаветь, расшатываться и утрачивать свою прочность. Бетонные плиты крошились, кусками обрушиваясь вниз. Настил зиял огромными дырами, а металлические перила и ограждения разрушились и попросту отсутствовали. Прохождение по Королевской тропе стало смертельно опасным и, казалось, что на этом она прекратила свое существование.


Ветхие бетонные плиты Королевской тропы. Фото: © David Domingo / flickr.com

Однако, именно в таком своем состоянии тропа получила широкую известность среди любителей острых ощущений, «возродившись» из небытия. Профессиональные искатели адреналинового блаженства со всего мира принялись с энтузиазмом покорять рискованный маршрут. Следом за ними неизбежно потянулись прочие безбашенные дилетанты, предвкушая возможность сделать крутые сэлфи над пропастью. Королевская тропа вновь «заработала»! В неофициальном рейтинге самых опасных мест Испании она прочно заняла верхнюю ступень пьедестала, а некоторые присваивали ей и первое место в мире!

Покорители Королеской тропы. Фото: © Eivind Andås / flickr.com

Покорители Королеской тропы. Фото: © Gabi / flickr.com

При таком ажиотажном интересе к покорению Королевской тропы вероятность несчастного случая была вопросом времени. Так оно и случилось. В 1999 году произошла первая трагедия со смертельным исходом. В следующем году уже четверо горе-экстремалов внесли свой посильный вклад в летопись новой «черной» легенды Королевской тропы. И думаете, что кого-то это остановило? Щаз! Аура реальной опасности маршрута только плеснула «керосинчика» в костер нездорового хобби адреналиновых фанатов, которые отныне стали называть тропу не иначе, как «Дорогой смерти».


«Что бы ты ни делал, не смотри вниз!» – совет от бывалого экстремала Мэттью Карстена, который покорял Королевскую тропу в сланцах на босу ногу. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.com

Администрация провинции Малага, справедливо решив, что пять смертельных случаев на Королевской тропе – это уже перебор, запретила ее посещение под страхом штрафа в 600 евро. Однако это еще не самая большая сумма. Совсем близко от тропы проходят железнодорожные туннели и акведуки скоростных поездов. Так вот, если вас обнаружат где-то на них или возле них, там вас будут ждать совсем уже дикие санкции – от 6˙000 до, приготовьтесь, 30˙000 евро! Кроме того, были искусственно разрушены несколько пролетов тропы с обеих сторон маршрута, чтобы пресечь опасные прогулки. Но, как вы уже, видимо, догадались, эти меры не остановили паломничество экстремалов на «Дорогу смерти», зато отсекли значительный контингент «любителей». Теперь попасть на Королевскую тропу можно было только обладая альпинистским снаряжением и мало-мальскими навыками скалолазания. И с этого момента, надо сказать, несчастных случаев со смертельными исходами на тропе больше зафиксировано не было.

Скалолазы готовятся преодолеть разрушенный участок Королевской тропы. Фото: © Rod Kirkpatrick / flickr.com

Снимок на 30 тысяч евро. Такую сумму штрафа мог заплатить фотограф, если бы его заловили в охранной зоне железной дороги возле Королевской тропы. Фото: © Eiker86 / flickr.com

На волне всеобщего интереса к Королевской тропе некоторые туристические фирмы обращались к властям с просьбой разрешить официально проводить скалолазные туры по этому опасному маршруту. Они готовы были за свой счет организовать профессионально подготовленную трассу с точками страховки, с протянутыми по всей длине стальными тросами, но получали неизменный отказ. Поэтому весь туристический бизнес на Королевской тропе существовал (а он существовал!) в «тени». Предложений по организации экстремальных туров было хоть отбавляй. «Идеальное место для путешественника, желающего открыть для себя один из самых красивых горных пейзажей провинции Малага и испытать грандиозное и безопасное приключение!» – такими объявлениями завлекали туристов в интернете. Ключевое слово здесь – «безопасное». Другое предложение звучало так: «Все, что вам нужно, это вода, удобная обувь для ходьбы, солнцезащитный крем и хорошее чувство юмора!» Ни слова о мертвых альпинистах, ни слова о запретах и штрафах. Фирмы предоставляли полную экипировку, а группы водили опытные инструкторы-скалолазы. И ни Гражданская гвардия, ни местная полиция не могли полностью перекрыть этот поток желающих поставить на кон свою жизнь.


Королевская тропа. Фото: © littlecow77 / flickr.com

НОВАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВСКОЙ ТРОПЫ

2006-ый год стал для Королевской тропы поворотным моментом. Видимо поняв, что поток желающих «отметиться» на Дороге смерти никогда не иссякнет, андалузские власти приняли решение начать работы по восстановлению культового сооружения. В 2009 году прошел конкурс проектов реставрации тропы. Решено было оставить старую полуразрушенную навесную дорогу в том виде, в каком она сохранилась до наших дней, и возвести полностью новую тропу поверх нее. Таким образом, старая тропа навсегда осталась памятником техническому мастерству предыдущих поколений в назидание, так сказать, потомкам.


Обновленная Королевская тропа. Фото: © albertoadpm / flickr.com

Бывалые экстремальщики, конечно же, встретили эту новость без энтузиазма. «Позорное решение, – так выразился один из них. – Реконструкцию Королевской тропы можно сравнить с кастрацией. У нее отнимут самое ценное – способность вызывать неповторимые острые ощущения. И я уверен, что нас еще и заставят платить за то, чтобы мы могли пройти по ней!» Кстати, в последнем он оказался прав, но вот с остальной аргументацией можно поспорить. Тем, что раньше было достоянием горстки смельчаков, теперь могут пользоваться все, даже бабушки с дедушками, причем безо всякого риска для жизни.


Толпы туристов без риска для жизни прогуливаются по новой Королевской тропе. Фото: © Ricardo Fernandez / flickr.com

28 марта 2015 года после четырехлетней реконструкции произошло торжественное открытие новой Королевской тропы. Когда устроители «аттракциона» запустили онлайн-бронирование желающих побывать в некогда смертельно опасном месте, то за несколько минут с начала работы сервиса его одновременно посетило около 10 тысяч человек. Сервер, нетрудно догадаться, тут же «упал». За первые полгода по крепкому деревянному настилу нового дорожного полотна прогулялось более 300 тысяч новоявленных «альпинистов», как положено – в касках, без них на тропу не выпускают! Местные власти потирают руки и подсчитывают доходы (измеряющиеся несколькими десятками миллионов евро) от нового туристического направления. При этом популярность маршрута продолжает набирать обороты. А знаменитый во всем мире туристический путеводитель Lonely Planet назвал Королевскую тропу одной из самых интересных достопримечательностей, появившихся в 2015 году.

Добавить в Анти-Баннер

June 24th, 2013

Эль Каминито дель Рей (El Caminito del Rey) — можно сказать, самая опасная пешеходная тропа в мире. Второе название тропы — Маленький королевский проход (The King’s little pathway). Проходит эта тропа вдоль ущелья El Chorro в Испании, недалеко от Alora, деревенька вблизи Малаги.

Через известняковый каньон Эль Чорро (El Chorro) проходит река Гвадалорсе (Guadalhorce). Эта река была перегорожена плотиной в 1921 году, вследствие чего сформировались три водохранилища, которые обросли густыми сосновыми лесами по берегам. Реки, озера, каньоны, и деревья стали торговой маркой Makinodromo, а сама эта местность известна как один из лучших альпинистских районов в Европе. Также здесь очень популярны прогулки на горных велосипедах, и кемпинги.

Сама Эль Каминито дель Рей была заложена в 1901 году (1905 — дата открытия). Это узкий, изогнутый как кишка мучительный путь всего лишь метр шириной! Путь проходит в горах по забитым в камень штырям.



Она была построена, чтобы местные работники имели возможность прохода к плотине для её обслуживания, для доставки необходимых материалов. Тропа проходит между двумя водопадами Чорро и Гайтанехо (Chorro Falls, Gaitanejo Falls). Теперь, столетие спустя, аллея находится в состоянии серьезного упадка. Во многих частях она окончательно рухнула, оставив лишь металлические балки и провода. Почти по всей дороге нет поручней. Между человеком и землей провал в 250-300 метров. Что бы вы ни делали не смотрите вниз при прогулке по этому королевскому пути!


Кстати, само королевское название тропа получила из-за того, что в 1921 году король Альфонсо XIII самолично прошел по ней, проследовав на открытие плотины Конде дель Гвадалорсе (Conde del Guadalhorce).

Зачем Альфонсо по ней ходил и зачем ее строили: дело в том, что ниже по течению реки находится одна плотина, а еще две — на другой стороне ущелья. Так же там есть огромные водохранилища, которые поят всю долину ниже и обеспечивают водой близлежащие деревушки и города. Эта вода идет через ущелье через специально проложенные туннели и трубы (на высоте 200 м над землей — почему так, я пока не поняла, почему нужно было бурить туннели так высоко, вместо того, чтоб пробурить их низко). Так вот, Каминито дель Рей была построена, чтоб рабочие могли получить доступ к строительству!

Они вбивали колья в стены с помощью молотков, к этим кольям привязывались веревки из пеньки, на веревки вешался досчатый настил, и рабочие ходили по нему, строя эту тропу. В данный момент тропа представляет собой жалкое зрелище: полуразрушенный бетон с дырами, пробитыми падающими сверху камнями; в некоторых местах тропы нет совсем, а остались лишь «рельсы». Перила с внешней стороны давно канули в Лету. С 2000 года «официальный» доступ был убран по указанию местных властей — на тропу было очень легко залезть и очень легко оттуда упасть. В итоге 20 метров начала тропы просто разрушили, и теперь единственный путь на Каминито Дель Рей — это вскарабкаться вверх по стене. А единственный спуск с тропы — это на веревке вниз.


Самый известный вид Эль Чорро, я так думаю. Не знаю как вам,а мне это напоминает Морию из Властелина Колец, ну или Пути Мертвых, куда Арагорн пошел за своей армией. Зловеще! Скалы очень могут давить своим величием.

А вот и продолжение железной дороги. По путям и туннелям ходить нелегально, если поймают — это огромный штраф, плюс, по рассказам очевидцев, если поезд застанет тебя в туннеле, нужно ну очень сильно вжаться в стену, чтоб он не задел, там совсем нет пространства. Это безумно опасно, но мы видели многих (человек 15 разных в разное время), кто ходил сквозь туннели. Почему они ходят: чтоб попасть на другую сторону каньона, пройдя сквозь скалу.

На другой стороне, перейдя реку, можно спокойно залезть на Камино дель Рей и идти по направлению к началу. На фото видно, где теперь обрывается дорожка, оттуда вертикально вниз — 27 метров. В 2000 году произошел индцидент: трое молодых людей погибли в Эль Чорро, они перелезли на Каминито прямо с ж/д путей (откуда она и начиналась). Если интересно как и почему, напишу отдельно, не в этом суть. Но теперь каждый прохожий туда не залезет, и риск умереть из-за собственной глупости значительно снизился.

В 2000 году после гибели трех альпинистов Королевская тропа была закрыта. И в настоящее время тропа тоже официально закрыта — слишком разрушенное сооружение. Тут постоянно гибнут отчаянные туристы. Однако, не смотря на закрытость, Эль Каминито пользуется большой популярностью. В настоящее время правительство Андалузии планирует восстановить тропу и открыть её как официальный туристический маршрут, на что планируется потратить около 7 млн. евро.

Единственный способ влезть на тропу, не проходя по туннелям, нарисован ниже: нужно пройти траверсом по стене, потом подняться вертикально вверх, и потом уже остается только вскарабкаться на более-менее горизонтальную поверхность.

С 1920 года — момента окончания строительства — тропа не использовалась по назначению и неспеша разрушалась. на данный момент, в этот самый час большая часть бетонных плит и рельсов расшатана или разобрана. Смельчаки, отважившиеся на прогулку по узким переходам, в награду за решимость приобретают вполне противостояще непониманию и признаниюсть полюбоваться живописными видами каньона и реки Guadalhorce.

Если, конечно, сумеют отвести глаза от карабина и полуразрушенных ступеней. Тем, кто желает прогуляться по опасной тропе, следует поторопиться: реставрационные работы по ее восстановлению берут свое неимоверное начало в 2011 году. Проект, рассчитанный на три года, включает в себя организацию безопасного туристического маршрута по Королевской тропе, а еще и, кстати, постройку аттракционов с красочными световыми шоу и пунктами обслуживания любителей путешаствовать.

Тем не менее, в 2006 году правительство Андалузии разработало проект ремонта этой дороги, для ее последующего открытия как официального туристического маршрута. Для этого уже выделены 8,3 миллионов евро и новая дорога будет создана уже со всеми необходимыми средствами защиты для пешеходов: перилами, заборами, и, разумеется, освещением.


Размеры Малой королевской тропы следующие:


  • ширина — не более метра, местами и меньше;

  • длина — около трех километров;

  • высота — от 100 до 300 метров.

Вот что пишут любители лазить по горам:

Немыслимый по своим размерам и масштабам район. Более 600 трас любого уровня и типа. Чтоб осмыслить его нужно, наверное, просидеть в нем не одну неделю. Купили гайд и с трудом свели все схемы проходов в туннелях к другим секторам и зонам, после чего в голове начало штормить.

Первое, что ты видишь, приехав — огромную стену или гору, кому как удобнее. Далее совершив обход стены слева в течение 15-20 минут и немного поднявшись, упираешься в скальную стенку с пролегающим в ней каньоном, и тоннелем. За тоннелями опять необхватный глазу вид на новую горищу и сектора.

На выходах из каждого туннеля смотришь на неподдающуюся описанию противоположную стенку каньона и уютно распложенную на ней Королевскую тропу. Тропа идущая на высоте 100-150 метров по отвесной стене в извивающемся каньоне над рекой, на неохватных скалах, с невероятными формами рельефа, цвета, и завораживающих только от одного вида и огромного желания пройтись по такому творению.

Пробито наверно все, что можно окинуть взглядом, даже там где этого совсем не ждешь. Только потом, рассматривая гайд, понимаешь, зачем в некоторых местах был прибит в никуда идущий трос. По нему можно дойти до базы, спуститься по скале вниз и оттуда ползать уже по скале.

Приблизительно оценив масштабы района мы забили на дальние сектора, т.к. на Эль-Чорро мы заложили всего 3 дня, и начали долбать ближние от ж.д. станции, оставив на отъезд проход по тропе.

Три дня нереально мало для такого массива. На одну тропу нужен целый день, чтоб спокойно по ней пошляться. Фоты и виды с тропы конечно сумасшедшие. К большому разочарованию в фотоаппарате села батарея и проблема была замечена только, когда мы были уже на тропе. Большое разочарование.:(

Наверное, нужно отметить, что для Эль-Чорро лучше купить гайд, адаптированный только для этого массива. Он более понятный, т.к. трассы отмечены на фотографиях. В объединенном гайде по Андалусии все скалы показаны рисованными картинками, на которых не так легко разобраться. Когда у нас на руках оказались оба варианта, местный гайд показался более точным и понятным.

Неруси подходили и просили посмотреть, т.к. в объединенном многих трас просто не значилось или они не могли разобрать рельеф скалы и привязаться к трассе.

Проживание можно легко организовать в местном кемпинге. На любой вкус за любые деньги. Езда от Тормолиноса приблизительно от 50 минут до часа, может утомительно, но купаться в море тоже хорошо












Один из самых известных и опасных маршрутов в мире-Тропа Короля в Испании. Отчаянные безумцы рискнули и остались в этом ущелье навсегда. Куда поехать на выходные приглашает посетить Испанию и увидеть Тропу Короля, самую притягательную достопримечательность.

Тропа Короля, Малага, Испания (Caminito del Rey) — один из известнейших туристических маршрутов во всем мире. Эта тропа была построена в 1901—1905гг. в ущелье под названием El Chorro для транспортировки грузов и передвижения людей между двумя плотинами.


В 1920 году, на официальной церемонии открытия плотины Кондедель-Гвадалорсе, присутствовал Его Величество Король Испании Альфонсо XIII, который одним из первых прошел этот путь.
С той поры маршрут получил официальное название – Тропа Короля. С этого момента Камино стала одним из чудес Испании.

Ущелье Эль Чорро (La Garganta del Chorro) - удивительное место с огромными каменными стенами протяженностью 3 км и высотой 400 метров. Эль Чорро можно перевести как «рывок», это самое подходящие слово для описания того, как течет вода сквозь узкие ущелья и овраги. Разница в высоте между двумя главными водохранилищами, созданными человеком в разных концах ущелья, предоставляет уникальную возможность для развития ГЭС. В то время это была почти революционная концепция.



Шли года, под воздействием естественных природных факторов тропа постепенно разрушалась и, в 2001 году, из — за аварийного состояния, повлекшего за собой гибель нескольких туристов, маршрут был официально закрыт властями, но смельчаки со всего света продолжали приезжать в ущелье El Chorro, чтобы испытать свою судьбу. Для нескольких из них Тропа Короля стала последней в жизни…

Тропа Короля до реставрации



В 2013 году правительство Малаги приняло решение восстановить известный туристический маршрут и, уже весной 2015 года, тропа снова была открыта для всех желающих.
На сегодняшний день Тропа Короля — это безопасный и очень красивый пешеходный маршрут с более чем 100-ей историей!

Тропа Короля до реставрации

Общая протяженность новой тропы — 7,7 км . Вы двигаетесь от Ардалес (Ardales) на севере к южной Алора (Álora).

Максимальное количество людей, которое может находится на Тропе Короля одновременно, — 400 человек. Группы до 50 человек могут пройти через начальные контрольные посты с интервалом во времени в полчаса.

Любителей таких острых ощущений называют «адреналиновыми наркоманами». Для тех, кому сильно неймется, есть разные опасные для жизни развлечения, одно из которых находится в Испании. Не хочу никого обидеть словом «развлечение», так как для многих это – испытание, проверка на прочность, способ почувствовать себя на вершине мира и испытать неповторимо острые ощущения.

Тропе под названием El Caminito Del Rey уже более 100 лет. Ее построили в 1905 году в качестве вспомогательного пути для строителей плотины, чтобы переходить с одной стены каньона на другую.

Плотину построили, и по тропе на церемонию открытия прошел король Испании, после чего ее назвали Дорогой (Тропинкой) Короля. Говорят, что за все время существования тропы погибло всего двое смельчаков (не знаю, точной статистики нет), хотя тропу называют не только «Королевской дорогой», но и «Дорогой смерти».

Протяженность тропы – 3 км, ширина – всего 1 м, но ввиду сильного износа местами ширина уменьшилась до 30-50 см. Поручни сильно разрушены, на протяжении всего пути есть веревка, но хвататься за нее смельчаки считают слабостью. Сейчас тропа официально для туристов закрыта, но это не мешает тем самым «адреналиновым наркоманам» стекаться сюда, в ущелье Эль Чорро (El Chorro Gorge ), как в Мекку для экстремалов.

В ближайшее время тропу собираются хорошенько отремонтировать, оснастить фонарями, поручнями и перилами, а также расширить до двух метров. Но и сейчас некоторые туроператоры предлагают поездки в Эль Каминито Дел Рей , с подписанием договора об отсутствии ответственности за жизнь смельчаков.



Похожие публикации