История железных дорог в индии. Железные дороги индии

Полезная информация про индийские железные дороги из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты как добраться в Индии, сведения про туристические квоты и систему Tatkal, типы вагонов, описание и фото поездов Индии, инструкция, как купить билет на индийский поезд и другие советы

Сайт индийских железных дорог: www.indianrail.gov.in

Путешествие по Индии - та ещё головная боль, и особый "шарм" всему мероприятию придают индийские железные дороги. Иметь с ними дело хлопотно, и всё равно почти наверняка придётся, потому что в ряде случаев двигаться по рельсам и удобнее, и быстрее, чем на автобусе, да и невысокая стоимость билетов на многие поезда Индии тоже играет немаловажную роль.

Порой кажется, будто железные дороги Индии сохранили память про колониальные времена, когда всё было чинно-мирно, культурно и составы ходили по расписанию.

На деле если даже фасад вокзала выглядит прилично, за ним скрывается чёрт знает что. Вот, извольте видеть, станция New Delhi - пейзаж хоть куда...


Если на индийском вокзале и есть зал ожидания, то он обычно переполнен, что называется, "с горкой"... Так что на комфортабельное времяпрепровождение рассчитывать не приходится...


Не приходится рассчитывать на удобство и при покупке билетов на индийские поезда. Теоретически, единая система бронирования в Индии существует, и ей многие пользуются. Вот так выглядит, например, сайт индийских железных дорог.


Выбираешь, значит, раздел "National Train Enquiry System", задаёшь станции отправления и назначения, указываешь тип поезда и ждёшь результатов.


Результаты не заставляют себя ждать, и вот он, список вариантов, позволяющих, например, добраться из Агры в Джайпур - тот самый отрезок моего путешествия по Индии, с которым я намучался больше всего.


Всё смотрится замечательно за тем простым исключением, что купить билет на индийские поезда этот сайт не даёт; лучше пойти в другое место, на сайт www.indiarailinfo.com , где также нельзя купить билеты железных дорог Индии, зато интерфейс удобнее и полезной информации куда больше, в том числе есть данные про свободные места на тот или иной поезд. Регистрироваться нет необходимости, надо просто в верхней строке задать станции отправления и назначения.


Результат налицо, причём информация выдаётся онлайн, она актуальная до минут. Значит, согласно сведениям, полученным системой, видно, что некоторые поезда индийских железных дорог идут по расписанию, но большинство отстаёт от графика, причём серьёзно - видны задержки и на 4, и на 5 с лишним часов. Например, тот состав, на котором я рассчитывал добраться в Джайпур из Агры, снова опаздывает, теперь, правда, "всего" на три с половиной часа. Правильнее было выбрать экспресс, отправляющийся в 17:40, он всегда движется согласно графику.


Щёлкнув на том или ином поезде, будущий пассажир получает доступ к его подноготной, нужные опции перечислены слева. Тут и расписание со всеми остановками, и, главное, наличие мест. К сожалению, в большинстве случае мест на индийские железные дороги нет и в перспективе не предвидится. В приведённом примере билеты на поезд по Индии можно купить только с отправлением через 4 дня. А на более ранние даты есть только возможность вписать себя в лист ожидания. И далеко не факт, что удастся чего-то дождаться: в "WL", сиречь "wait-list" на 28 ноября уже записан 21 человек, а на 29-е вообще набралось 44 желающих уехать.


И подобная картина наблюдается очень во многих случаях, особенно когда речь идёт про дешёвые билеты. Перед ошарашенным путешественником определённо встаёт перспектива сидеть на вокзале в ожидании свободных мест примерно так, как это делают многие индусы... Они берут с собой в дорогу коврики, подушки и другой скарб, позволяющий с удобством расположиться как непосредственно на станции, так и в вагоне - хоть на полке, хоть в проходе...


Если же паче чаяния места на нужные поезда индийских железных дорог нашлись, тогда экран будет выглядеть по-другому, и на нём появится количество доступных билетов. Например, на 28 ноября есть 153 кресла в кондиционированном вагоне стандартного типа и 16 кресел в вагоне повышенной комфортности. Стоимость билетов, соответственно, отличается в разы, 650 рупий и 1215 рупий.


Полезно заглянуть в раздел "Fare Chart", чтобы установить, какие вообще есть вагоны в составе и сколько стоят разные классы индийских поездов. Здесь, скажем, "Sleeper" типа нашего плацкарта обойдётся в 205 рупий, за лежачее место в кондиционированном купе придётся заплатить 535 рупий, ради более удобного купе с двумя полками вместо обычных трёх требуется отдать в кассу 735 рупий.


Информацию сайт индийских железных дорог выдаёт актуальную, на неё можно положиться. Другое дело, что по факту заранее купить билеты на поезда Индии не удастся ни при каком раскладе: чтобы зарегистрироваться, нужен индийский телефонный номер, никакие другие варианты не годятся. Вроде бы некоторые посреднические конторы оказывают услугу бронирования мест, но у них свои порядки и наценка будь здоров какая... Так что путешественникам, желающим изведать, каковы на деле индийские железные дороги, придётся решать вопрос на месте.

К счастью, индусы предприняли кое-какие шаги для удобства иностранцев. Это и отдельные кассы, и туристическая квота. Билеты по этой квоте поступают в продажу за пару дней до отправления, и хотя на каждый состав предусмотрено всего лишь несколько мест, обычно туристам этого количества хватает. Также индийские железные дороги ввели систему Tatkal, и всем, кто хочет ей воспользоваться, предлагается доплатить 10 процентов от стоимости билета во второй класс и 30 процентов за все комфортабельные варианты, зато в продаже почти наверняка найдётся то, что нужно. Что касается такой полезной вещи, как специальная касса для туристов, то покамест услуга доступна на станциях Агра-Кант, Ахмедабад, Бангалор, Варанаси, Джайпур, Йодпур, Нью-Дели, Калькутта, Мумбай, Секундерабад, Ченнай. Если удастся посетить один из перечисленных вокзалов, считайте, вам повезло, иначе придётся покупать билета на поезда Индии вместе с местными, а это ещё то развлечение. Главное, что в любой кассе могут продать билет на любое направление, система едина, пусть её интерфейс и выглядит убого...


На привокзальной площади белый человек с высокой долей вероятности будет атакован разного рода приставалами. Те начнут объяснять, что кассы нынче переехали в связи с ремонтом и находятся тут рядом, за углом, или что они закрыты и придётся идти в турагентство, или что билетов нет, разве что по особой квоте, оформить которую можно в соседнем здании. Всех их надо либо посылать подальше, либо просто игнорировать. Подходит такой красавец, ну и пусть подходит, воспринимать его следует как пустое место...


Также как пустое место следует воспринимать все надписи, указывающие на кассы, резервацию и т.п. В данном случае важна только табличка "International tourist bureau", на вокзале New Delhi данная контора находится в левом крыле, вверх по лестнице на второй этаж.


Сами посмотрите, что творится в обычных кассах, а ведь это сняты не очереди к кассирам, а просто толкотня возле окошек, где люди уточняют информацию по билетам...


Специальная касса для туристов выглядит куда более презентабельно, в ней работают кондиционеры, есть кулеры, стоят удобные кресла.


Чтобы купить билет, нужно занять очередь, взяв талончик, и пока цифры на табло отмечают медленное продвижение народа, следует обязательно заполнить лист-требование. Там отмечается номер поезда, на который иностранец желает купить билет, все паспортные данные, класс вагона и предпочтительное место. Без этого квитка купить билет на железные дороги Индии нельзя.

Стоит заметить, что даже во втором, а тем более в третьем классе количество пассажиров вовсе не равно количеству наличных мест, и многие индусы запросто сидят в тамбурах, спят в проходе, набиваются битком на занятые полки. Если поезд индийских железных дорог идёт днём, почти наверняка его переполнят подсевшие по пути безбилетники, так что наличному народу придётся ужаться по принципу "в тесноте, да не в обиде..."

Учитывая, какая суетливая обстановка царит на вокзалах Индии и какими пробками радует местных траффик, лучше приехать к станции заранее. Вот, пожалуйста, орда тук-туков и микроавтобусов, привезших пассажиров и теперь ждущих поживу, лучше всего иностранца, не знающего, сколько в реальности стоит проезд до того или иного района...


По прибытии надо первым делом свериться с табло, чтобы понять, на каком перроне караулить свой поезд. Другое дело, что указанная информация ничего не гарантирует, и номер пути может запросто поменяться по ходу дела. Это тоже надо держать в уме...


Столпотворения на платформах не редкость, а, скорее, правило. Данное обстоятельство также надо учитывать, потому как пробиться сквозь толпу бывает затруднительно.


Примерно так выглядит стандартный вагон второго класса, он же "Sleeper". Увы, фото индийских поездов не дают полной картины, всю неприглядность интерьеров надо ощутить на собственной шкуре...


Не забудьте перед входом в вагон проверить, всё ли в порядке с билетами. У каждого открытого тамбура висят списки пассажиров с указанием, кто какое место занимает и до какой станции едет. Ей-богу, настоящая находка для шпиона...

Помимо надписей на санскрите лист также содержит список фамилий-имён на английском.

Наибольшей популярностью у местных жителей пользуются вагоны второго класса. "Sleeper" всегда набит под завязку, благо его оснащение позволяет извращаться. Когда речь идёт про "AC 3-tier " или "AC 2-tier ", там всё куда цивилизованнее, полки строго индивидуальны и пассажиров столько, сколько предусмотрено конструкцией. Здесь же на нижней полке вполне могут сидеть и трое, и четверо, и пятеро.

Собственно говоря, данный тип вагона индийских железных дорог до ужаса напоминает отечественный плацкарт, только потёртый, помятый и потрёпанный. И, что просто кошмар, здесь устроены три полки вместо обычных двух. При поднятой средней сидеть на нижней вообще нельзя, и сообщество сидящих вполне может воспротивиться желанию "среднего" улечься. Лучше всего жить на третьей полке, там и вентиляторы ближе, и меньше контакта с местными. Залез, значит, наверх, и отдыхай по мере возможностей...


Я бы даже рекомендовал нацелиться на верхние полки боковушек. Там гораздо больше пространства, и можно не только лежать, но и сидеть, не задевая головой потолок. Минус в том, что тогда некуда положить вещи, разве что к себе под голову.


Неудивительно, что во втором классе ездит в основном бедная публика, и атмосфера такого места, как индийский "sleeper", запоминается надолго. Кондиционированные вагоны - совсем другое дело, и лично я считаю, что экономить на проезде не стоит, себе дороже будет. Лично на мой взгляд, правильнее будет переплатить пару сотен рупий, но ехать с комфортом.


Удачи вам, и пусть индийские железные дороги успешно доставят вас по назначению. А то из-за привычки местного руководства ставить решётки на окна вагонов масса народу сгорела без шансов выбраться наружу. Может, лучше всё же таки автобусом ехать, а?

По горным железным дорогам Индии стоит путешествовать хотя бы потому, что там ходят настоящие игрушечные поезда, которые спроектировали и установили более 130 лет назад британские инженеры. Справедливости ради надо сказать, что именно в Индии вы увидите выдающиеся образцы железных дорог в горах, построенные с учетом тяжелейших условий горного ландшафта и буйной тропической растительности.

Первые направления для движения такого вида транспорта были открыты между 1881 и 1908 годами. В процессе создания удивительных железнодорожных кружев и серпантинов применялись очень смелые и остроумные инженерные решения. Вследствие реализации проекта Индия получила эффективные железнодорожные линии, проложенные в горной местности необычайной красоты.

Сегодня они по-прежнему работают, перевозя пассажиров в полном объеме. Подвижный состав также сохранен с тех незапамятных времен и служит живым примером того, как работали машиностроительные предприятия в конце XIX - начале XX в.в. Согласно задумке проектантов и инженеров, горные железные дороги Индии должны соединять высокогорные климатические курорты с предгорьями, прокладывая свои извилистые пути через изрезанные долинами и реками живописные горные ландшафты. Реализация таких грандиозных планов в тот период стала воплощением выдающихся планов британских технических специалистов,примером инженерных чудес и колоссальных изменений в технологии.

Всего в Индии проложено семь маленьких железнодорожных линий, шесть из которых - узкоколейки (ширина колеи - 2 фута т.е. 610 мм) и одна - шириной 1 м. На сегодня во всем мире насчитывается всего около 20 аналогичных железных дорог, которые до сих пор остаются в эксплуатации. Все дороги, о которых пойдет речь, построены в девятнадцатом и начале двадцатого века по приказу британцев, руководивших в то время страной.

Три из семи вышеперечисленных дорог находятся в очень труднодоступных местах, в их числе:

  • Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway, 1881 г.)
  • Калка-Шимла железная дорога(англ. Kalka Shimla Railway, 1898 г.)
  • Кангра Вали(англ. Kangra Valley Railway) Патанкот (1924)

Четвертая - Масрен Хилл железная дорога (англ. Matheran Hill Railway) находится в Махараштре.

Следующая, Ламдинг-Селчер(англ. Lumding-Silchar) - построена на рубеже XX века, железнодорожная ветка лежит глубоко внутри штата Ассам, в долине реки Барак и гор Качар.

В 2005 году была сдана в эксплуатацию еще одна горная железная дорога в Индии - Кашмир, ее ветка пролегает в труднодоступных горных районах в Гималаях на севере Индии.

Горные железные дороги Индии, включенные в список ЮНЕСКО

Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории страны функционирует три старинных линии, включенных в его перечни:

1. Дорога Калка-Шимла (англ. Kalka Shimla Railway) - проложена в предгорьях Гималаев, в штате Химачал-Прадеш (север Индии, столица город Шимлла), ее протяженность 96,6 км. Ветка была спроектирована в середине XIX века, ее эксплуатация началась в 1903 году. Пассажиры, пользовавшиеся этим маршрутом, утверждают, что масштабность строительства, осуществлявшегося в те годы, действительно впечатляет до глубины души. Очевидно, что трудности, которые преодолевали инженеры и строители этой дороги, тоже были огромными.

Город Шимла, отправной пункт железнодорожной ветки, в середины XIX века выполнял роль летней столицы британского колониального правительства Индии, поскольку был расположен на самом севере страны, в Гималаях, благоухающих летом прохладным и чистым горным воздухом. На юге Индии аналогичную роль все той же летней обители для правительства выполнял штат Тамил Наду(Тамилнад) и его столица Ченнаи.

Необходимость строительства горной железной дороги в направлении Шимлы была вызвана именно перемещением правящих чиновников. На лето они, как правило, уезжали из Дели в горы, за комфортным климатом, а к осени возвращались обратно - в офисы и конторы столицы. В настоящее время по маршруту Калка-Шимла-Калка ходят четыре поезда, два из них -исторические раритеты, занесенные в список ЮНЕСКО, - Shivalic Express и Himalayan Queen. Третий - современный представитель ж.д.транспорта, Rail Motor, четвертый - самый дешевый транспорт Simla Express.

Время в пути исторических игрушечных поездов - примерно 5 часов. Shivalik Delux по уровню комфорта более роскошный, чем Гималайская Королева(Himalayan Queen), Rail Motor имеет средний уровень комфорта, т.е. менее удобный, чем Shivalik Delux. В соответствии с уровнем сервиса определяется и стоимость проезда в этих поездах.

Цена билета на горных железных дорогах Индии

Прокатиться из Шимлы в Калку можно:

  • за 415 рупий($6) - на Shivalic Delux
  • за 305 рупий($4,15) - на Rail Motor
  • за 255 рупий($3.8) - на Queen
  • за 65 рупий($1) - на Simla Express

График движения поездов на горной железной дороге Калка-Шимла-Калка

Первый рейс из Калки (Rail Motor) - в 5.10 утра, Shivalic Express - в 5.30, Simla Express - в 6.00, Himalayan Queen отправляется из Калки в 12.10. Shivalick Express - более комфортный и более удобный поезд, что видно и по цене билета.

2. Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway)

Эта Гималайская железная дорога расположена в предгорьях Гималаев в Западной Бенгалии (штат на северо-востоке Индии), ее протяженность - 88 км. Дарджилинг Гималайская железная дорога, также известная как Toy Train - узкоколейка шириной 2 фута (610 мм), проложенная между Новой Джалпайгури и Дарджилинг в индийском штате Западная Бенгалия. Ее создали в период с 1879 по 1881 годы, протяженность - около 78 километров(48 миль). Поезд в процессе движения по маршруту преодолевает перепад высот от 100 метров (328 футов) в Нью-Джалпаигури до около 2200 метров (7,218 футов) в Дарджилинг.

3. Нилгири (Nilgiri Hills) - железнодорожная горная ветка расположена в горном массиве Нилгири-Хиллз(Голубые горы) в штате Тамилнад (Южная Индия), ее протяженность - 45,88 км. Особенность этого региона - принадлежность к территории биосферного заповедника Нилгири, также включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XIX века эти места были очень популярны летом и на выходные дни как отличные оазисы для отдыха британцев. В 1827 году городок Ути стал официальной летней санаторной столицей провинции Мадрас. С тех пор началось строительство местных горных дорог, а в 1899 году была завершена огромная работа - горная железная дорога Нилгири. По рельсам старинной железнодорожной ветки поезда ходят до сих пор.

Раритетный Нью-Дели Экспресс - известная далеко за пределами Индии поезд-игрушка, курсирующий по ветке Нилгири, он также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Игрушечный паровоз с пассажирскими вагонами ходит по маршруту один раз в день - из Меттупалайям (Mettupalayam) отправляется в 07.10 и достигает Ути в полдень. Обратный рейс из Ути - в 14.00, в Меттупалайям пассажиры прибывают в 17.35.

Согласно новым планам, поезд по маршруту Меттупалайям-Ути планируется присоединить к Нилгири Экспресс, который курсирует из Меттупалайям в Ченнаи через Коимбатур.

В летний период для увеличения количества перевозок планируется дополнительный рейс, который будет функционировать в апреле и мае. Из Меттупалайям он будет отправляться в 09.30 (AM), аиз Ути в 12.15 (PM). Между станциями Кунур и Утакаманд(Udagamandalam) также курсируют ежедневные поезда, они осуществляют по четыре рейса в каждую сторону. Нилгири экспресс покрывает по горной железной дороге расстояние 26 км (16,2 миль), при этом проходит через 208 кривых, 16 туннелей и 250 мостов. В гору путешествие занимает около 290 минут (4,8 часа) , спуски длятся 215 минут (3,6 часа). Ветка Nilgiri Hills имеет самый крутой трек в Азии, ей максимальный градиент 8,33%.

Хотите побывать в мифическом путешествии, ощутить дыхание Гималаев или Голубых гор Индии? Рекомендуем сделать это хотя бы раз в жизни!

Расписание поездов найдете на сайте железных дорог Индии - indiarailinfo.com.

Так как большую часть наших перемещений между городами Индии мы совершили по железной дороге, настало самое время рассказать о ней подробнее.

Я думаю любой, человек на планете Земля, когда слышит словосочетание “индийские железные дороги” представляет себе примерно то, что мы видим на фотографии выше. Хочу вас расстроить, а может и обрадовать, что это не совсем так, я бы даже сказал – совсем не так.

Конечно, при желании и некотором везении вы можете себе устроить нечто подобное, но, в целом, индийские железные дороги производят довольно положительное впечатление. Хотя, возможно, у нас это было вызвано изначально заниженными ожиданиями.

По мне, лучше использовать азиатский – он чище, так как в нем проще поддерживать порядок, плюс индусы пользуются гигиеническим душем, а не туалетной бумагой, а это так же благотворно сказывается на чистоте помещения.

Попутчики

Как мы уже не раз говорили, индусы – это большие дети, поэтому готовьтесь к бесцеремонному вниманию с их стороны. Никакой агрессии или неприязни – только детское любопытство, все с вами будут хотеть знакомиться, общаться и так далее. В Мумбаи, например, мы не успели ещё погрузиться в вагон, а нам на помощь уже пришёл простой индийский парень. Вообще, помощь была нам не нужна, но его это совершенно не беспокоило ☺.

Дело в том, что списки пассажиров вывешивают прямо у входа в вагон, и всегда можно убедиться ваш ли это поезд перед вами, или просто такой же, но опаздывающий на сутки.

Так вот парень “помогал” нам искать наши фамилии в списке, хотя давалось ему это с трудом. Зато, когда, мы сели в вагон, он с удовольствием поменялся со мной местом, что бы мы с Оксаной ехали рядом. Ну а как иначе, мы же уже знакомы – почти родственники, можно сказать.

Вообще, это конечно всё очень мило, но иногда порядком утомляет. Хотя, согласитесь, уж лучше так, чем если бы на тебя всю дорогу волком смотрели.

Вокзалы

В большинстве своем вокзалы в Индии, довольно утилитарные сооружения. Т.е. никаких вам украшательств и изысков – дешево и сердито. Вот бетонная коробка – это будет зал ожидания, тут вот перрон с навесом из профнастила, тут надземные переходы через пути с решетками, что бы никто не выпал, и так далее.

Из любого правила, конечно, есть исключения, например, в Мумбаии. Но на то оно и исключение, что бы подтверждать правило.

Видимо, осознавая это, вокзалы всё таки пытаются как-то оживить. Вот, например, посмотрите какие в Джайпуре на вокзале забавные рисунки, по моему, очень мило.

И всегда можно, договориться встретиться у колонны с коровкой ☺. Детям, опять же, проще запомнить где остались сидеть родители. В общем, симпатично и функционально.

Особенности

В индийских поездах нет проводников в привычном нам понимании, т.е. никто у вас при посадке в вагон проверять билет не будет, вместо этого на каждом вагоне вывешивают список пассажиров с указанием всей маршрутной информации – никакой приватности, ага ☺. Билет проверяет контролер, уже в пути, так же по списку. Из этой особенности вытекает ещё две. Первая, как такового билета на руках можно и не иметь, достаточно чего-нибудь из этого:

  • распечатки
  • электронного билета, например, в телефоне
  • просто номера (так называемого PNR)
  • Скорее всего, если у вас не будет ничего из выше перечисленного, ничего страшного не произойдет, вряд ли с вами в вагоне едет ещё один Василий Пупкин, но я бы проверять такую возможность не стал ☺. Кстати, о том как покупать билеты на индийские поезда вы можете прочитать .

    И вторая, на вашем законном месте, вполне может сидеть другой пассажир, который перепутал поезд, вагон, дату или собственную фамилию. Кстати, то же самое легко может произойти и с вами, поэтому скандалить сразу не нужно – лучше подождать контролера.

    Будьте готовы, что каждую минуту через через вагон будет проходить торговец чем либо, а иногда и не один. Так же из торговцев могут возникать пробки прямо около вашего места, плюс к этому они все громко выкрикивают наименование своего товара. К сожалению, никакого рецепта против этого не существует, но: “Предупрежден – значит вооружен!”

    Если в вагонах без кондиционеров можно легко схватить тепловой удар, то в вагонах с оными можно и замерзнуть. Плюс к этому в вагоне установлены вентиляторы, которые теоретически можно выключить, но Индусы их тут же включают опять – видимо, им жарко ☺.

    Очень понравилось, что в вагонах есть розетки, правда в AC 3-Tier Sleeper была всего одна розетка на купе, но это всяко лучше чем одна на вагон. Чтобы не следить за телефоном, мы поставили туда заряжаться наш Power Bank, а уже потом заряжали от него телефоны – очень удобно.

    Вот кстати, про слежение за вещами. Везде пишут, что вещи без присмотра лучше не оставлять, на это так и хочется ответить: “Спасибо, капитан!” Но что бы обезопасить себя ещё больше, можно пристегнуть свой багаж к специальным тросикам, которые в изобилии представлены под каждым сидением.

    Так же, на просторах интернета можно встретить рассказы об опозданиях индийских поездов. В самых жутких историях описываются опоздания чуть ли не на сутки. Так это ли на самом деле, нам проверить, к счастью, не удалось. Все три наших переезда проходили точно по расписанию, видимо, карма у нас хорошая ☺.

    Вот, вроде всё, если ещё что вспомню – обязательно допишу. Да, может у вас возникли какие вопросы? Спрашивайте, постараемся ответить. И главное, не бойтесь индийских поездов, конечно, до они не дотягивают, но это очень удобный и экономичный вариант для перемещений по Индии.

    Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

    Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

    Общая информация

    Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

    Расписание поездов

    Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

    Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

    Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

    Как купить билет на поезд в Индии

    Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

    Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

    Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

    Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

    Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

    При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

    Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

    Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

    Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

    Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

    Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

    Вагоны

    При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

    В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

    Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

    Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

    AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

    AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

    First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

    Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

    Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

    Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

    Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

    Короткое Видео, вагон Sleeper Class

    Путешествовала я по Индии не один раз. И всегда это были самостоятельные поездки. Скажу больше – мои первые самостоятельные путешествия начались именно с Индии. Это было одновременно и очень заманчиво, и очень страшно. Не начать с комфортной и правильной Европы, а сразу окунуться в индийскую культуру, с непонятным для нас менталитетом и укладом жизни. Подсознательно меня тянуло в Индию и, наконец, в какой-то момент, я решилась.

    Поеду, сказала я себе! 2 месяца изучала все, что касалось этой удивительной и загадочной страны, начиная с богов и заканчивая современным транспортом. Съездила. Обалдела от страны. Вверглась в культурный шок. Приехала. Отходила от культурного шока. Когда пришла в себя, то поняла что хочу туда еще раз! И еще, и еще… Вскоре я познакомилась с Аллой и предложила вместе совершить очередной . Так мы начали готовить еще одну совместную поездку.

    У нас были планы посетить около 10 городов в разных штатах страны и ашрамы в них. Индия не маленькая. Чтобы понять масштабы: с севера на юг на поезде можно добираться 3 дня. Не Россия конечно, но тем не менее, страна большая. Вопросов не возникло каким образом мы будем добираться до назначенных мест. Конечно на поездах Индии!

    Почти вся Индия опутана сетью железных дорог, которая соединяет более-менее все крупные города и населенные пункты. По своей протяженности железная дорога Индии занимает 3 место в мире после России и Китая. Удобней всего по стране путешествовать по железной дороге. Вы можете тесно пообщаться с местными жителями и заодно посмотреть природу из окна.

    На первый взгляд, может показаться что железнодорожная сеть у них какая-то сумбурная и неправильная, а на поезда еще непонятнее. Но это на первый взгляд. Внимательно ее изучив, вы поймете как у них все четко поставлено.

    Классы поездов Индии

    Существует несколько классов поездов. В зависимости от того, как далеко вы хотите поехать и на какую сумму рассчитываете, вы выбираете тип вагона и смело начинаете на них передвигаться.

    AC First class или 1 класс – самый дорогой и комфортабельный тип вагона. На нем ездят самые богатые индийцы и обеспеченные туристы. Порой цена сопоставима с ценами на авиа-билеты эконом класса многих индийских авиакомпаний. Такой класс бывает в основном в поездах на дальние расстояния. В купе 2 или 4 полки. Купе закрывается дверью. Окна покрыты тонирующей пленкой и не открываются. Кондиционер в наличии + бесплатная еда и постельное белье. Проезд на 1000 км= 3500 рупий.

    AC Sleeper Tier или 2AC – дешевле 1 класса почти в 2 раза. От этого он не менее комфортный и подходит для дальних путешествий. В купе 4 полки + 2 боковые полки в проходе. Дверей в купе нет, зато от прохода, купе отгорожены плотной шторкой. Боковые полки тоже со шторками. В таких вагонах тихо и спокойно. Индийцы в поездах вообще очень тихие. Даже дети. Мы поразились, что ни разу не услышали крика ребенка, хотя знали — в вагоне едут несколько детишек и один грудничок. Окна также затонированы и не открываются. Кондиционер есть. Постельное белье бесплатное. По 2 туалета с каждой стороны. И ещё по умывальнику в каждом тамбуре. Не в туалете, а отдельно.Чтобы умыться и почистить зубы не надо ждать очереди в туалет. Кстати, очереди, видимо, поэтому и нет. Еда за деньги.

    Внешний вид вагона 3АС


    AC Sleeper Tier или 3AC недорогой вариант с кондиционером. Стоит примерно в 1.5 раза дешевле 2 класса, то есть приблизительно 1000 рупий. В купе 6 полок + 2 боковушки. Днем средняя полка откидывается, чтобы можно было днем сидеть на нижней. Поэтому лучше покупать место на верхней полке. В любое время можно прилечь и в то же время спуститься посидеть на нижней полке. Купе не отгорожены от прохода. Кондиционер есть. Окна затонированы и не открываются. Постельное белье бесплатное. Еда за деньги. 2 туалета с каждой стороны. 1 умывальник с каждой стороны.

    Боковые полки вагона слипер

    Second Class Sleeper , SL , слипер или просто спальный вагон – дешевый, без излишеств. Как раз в этом классе вы можете поближе познакомиться с самыми обычными индийцами. Напротив вас будут сидеть студенты с кучей книг или многочисленная семья, которая на банановых листьях руками будет есть рис, а потом остатки выбросит за окно. Днем, также как в классе 3AC, средняя полка складывается. Окна без стекол, закрыты решетками и на ночь закрываются ставнями. Вообще, у них все строго. Двери в тамбурах обычно не закрываются (только ночью запирают), т.е. можно из открытой двери любоваться пейзажем. Постельное белье не выдается. Питание за деньги. Кондиционеров нет, но есть работающие сильные вентиляторы 3 штуки на купе, грамотно направленные в разные стороны. Их скорость можно регулировать по желанию.

    Вагон АС Chair или СС

    AC Chair или просто СС сидячий вагон. Кондиционер есть. Актуален для коротких поездок. Проезд в таком классе будет стоить в 2 раза дешевле, чем в 2AC.

    Есть также класс Executive Chair Car или EC – подороже в 2 раза, чем простой СС.

    И напоследок расскажу о моем «любимом» классе: General Class, Second Class – общий вагон.

    General Class, Second Class – общий вагон

    Вы можете представить, что в один вагон вмещается небольшой поселок городского типа? После непродолжительной поездки в таком вагоне я могу легко это сделать! Решили мы с самой южной точки Индии города Каньякумари проехаться до Варкалы. Всего-то 4 остановки и 3 часа езды, подумали мы и купили билетики без мест. Я знала, что вагон быстро может заполниться на ближайших станциях, но русский авось сделал свое дело и мы спокойно заняли места в середине вагона.

    Желающие сфотографироваться с белым человеком

    Выезжая с конечной станции, он был еще полупустой. Индийцы все время хотели с нами сфотографироваться и, чтобы они отстали, мы на время освоили профессию фотомодели. На первой же остановке вбежала куча индийцев и заняла не только свободные места, но и проходы. На следующих станциях люди уже не могли протолкнуться к дверям. Индийцы висели в дверях, торчали из окон, на верхних полках лежало по несколько пар студентов. А, сидящий напротив меня мужчина, вдруг начал кричать на своего соседа, который по- видимому хотел передвинуть свою сумку и случайно или нет, залез на чужую территорию. У нас на глазах произошла трансформация — спокойный интеллигентный индус исчез. Вместо него появился взбешенный бабуин. Было такое ощущение, что этот гневный бабуин защищает свою семью и территорию от вражеского нашествия. Весь вагон включился в процесс и что-то выяснял. 10 минут стоял крик по всему вагону, потом сразу все стихло, бабуин вновь стал человеком, повернулся к нам и с милейшей благостной улыбкой констатировал: «Вот это — реальная Индия, мадам».

    Поезд опоздал на 3 часа. Но мы, всё-таки, доехали до Варкалы. Два наших измученных тела были выдавлены из вагона без каких-либо повреждений, чему мы несказанно обрадовались и удивились. Выдохнули и заметили: теперь мы знаем, что такое общий вагон. Знания и опыт — это прекрасно, но в следующий раз мы поедем другим классом! Это в недалеком будущем.

    В этом видео индийцы не едут на футбольный матч. Они просто добираются до нужного им места в общем вагоне:

    Питание в индийских поездах

    В поездах Индии сложно остаться голодным. Там постоянно носят чай и кофе, печенье, чипсы и всякие снеки. Также предлагают воду в бутылках, вегетарианскую еду или омлет. Заказать еду нужно у разносчиков. В 1-3 классах ходят в определенное время с ручкой и блокнотом, и спрашивают, кто что будет. Также можно перекусить и на станциях. Но помните, что индийская еда очень острая. Если для вашего желудка это не подходит, то запаситесь другой едой заранее.

    Начинающим путешественникам советую не экстримальничать и начать ездить на 2AC и 3AC классах. Потом уже, покатавшись, вы поймете, хотите ли вы большего экстрима в общих вагонах или комфорта в 1AC. Мы для себя выбор сделали. Очередь за вами)

    С уважением,



    Похожие публикации