Архитектор казаков петровский путевой дворец. Петровский путевой дворец

История Петровского парка и его построек. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я .
К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу , ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
Строительство началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.

Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст . Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.

По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.

Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров - "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".


За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
Начиная
с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы , остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях .
Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед
Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину. Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану Лейхтенбергскому , что если ему случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.

Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою!
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он...
Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.

На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть - После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта,
рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.

В том же году начались восстановительные работы, которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран , Таманский , Шохин , Менелас .
Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова , который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена , служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
Художник К. А. Горбунов. 1841 год..

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".

В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Т оржественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту.

Туристы, да и многие москвичи, гуляющие возле Петровского дворца в Москве, не предполагают, что это не просто красивый дворец и элитная гостиница. Это архитектурный памятник русской славы, напрямую связанный невидимыми нитями судьбы с главной гордостью россиян как в 1774, так и в 2014 году. Но обо всем по порядку.

Триумф императрицы

1774 год, 10 июля – день победы Российской Империи над Турцией. Именно в этот день закончилась долгая и кровопролитная русско-турецкая война, и между странами был заключен мир, открывшей России выход в Черное и Средиземное море и покончивший с набегами ханов на окраинные земли. Поистине, великое завоевание. Не удивительно, что государыня и ее подданные ликовали. И вот императрица задумала на этом месте построить Петровский путевой дворец, в котором можно было бы отдохнуть по пути из Москвы в Петербург. Этот прекрасный путевой замок должен был увековечить все величие победы. А множественные башни, окружающие центральное здание, напоминали архитектуру русских православных храмов. Должны были быть во дворце и некоторые восточные мотивы, напоминающие о победе христиан над османами. Архитектор Матвей Казаков с огромным количеством умельцев, блестяще выполнили свою работу.

Петровский путевой дворец сейчас

Находится Петровский путевой дворец в районе метро Динамо на Ленинградском проспекте. Замок отреставрированный и ухоженный. Правительство Москвы использует его для проведения торжественный мероприятий и приемов.

Но не только официальные лица могут побывать в этом красивом дворце. Самые обычные туристы при желании могут попасть туда на экскурсии. Правда, приобретая билеты туда загодя, люди могут услышать, что иногда экскурсия переносится на другой день из-за приема высокопоставленных лиц. Это ничуть не отпугивает гостей столицы, наоборот, им еще любопытнее побывать там, где бывают такие важные персоны.

Получается, что Петровский путевой дворец дает соприкоснуться не только с былым, но и с современной историей, творящейся прямо у нас на глазах. Это удивительное ощущение, когда идешь по роскошным залам и понимаешь, что вот только вчера тут была почетная делегация, и происходили события, которые в будущем войдут в историю России.

Дорогу молодым

Не так давно столичные власти решили сделать подарок будущим молодоженам, и теперь несколько дней в месяц в Петровском путевом дворце проходят бракосочетания. Несмотря на всю свою старину, замок отреставрирован с использованием ультрасовременных технологий. Задействованы современные материалы, работает система «умный дом», есть подземный паркинг и отличная шумоизоляция. Удивительное переплетение достижений прошлого и настоящего!

«Сердце» дворца – центральный зал. Зайдя в него, дух перехватывает от красоты, обилия света и простора. Удивительно, что в помещении нет окон, кроме нескольких маленьких, находящихся под самым куполом, который реставрирован в своем первозданном виде. Глядя на купол, создается впечатление, что эта красота – лепнина. На самом деле, это роспись в особой технике, дающей иллюзию объема, хотя рисунок совершенно плоский…

Много людей видели стены Петровского дворца: любопытных туристов, счастливых молодоженов, умелых мастеров, сильных мира сего, послов, придворных дам, бравых генералов, царей и цариц. Видели эти стены и чужеземного завоевателя Наполеона, который из окон этого дворца в 1812 году смотрел на горящую столицу и тщетно ждал «Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля». Вскоре завоеватель бежал из непокоренной России, спасая свою жизнь. А молчаливый свидетель, Петровский путевой дворец, снова и снова напоминает новым поколениям о сотнях тысяч храбрых воинов, обильно оросивших сухую крымскую землю своей горячей кровью.

Видео о Петровском путевом дворце

Адрес: г. Москва, Ленинградский пр-т, 40, ближайшая станция метро «Динамо».

Стоимость экскурсионного билета:

  • 400 руб. – полный;
  • 200 руб. – льготный.

Приобрести билет и узнать дату и время проведения экскурсии можно на сайте http://www.mosmuseum.ru.

Более подробная информация на официальном сайте дворца http://www.ppd.mos.ru.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».

    На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.

    Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.

    Чем знаменит Петровский Путевой дворец в Москве; факты истории и современности. Экскурсия по залам дворца, где сегодня принимают иностранных дипломатов.

    В конце 18 века Екатерине Второй захотелось увековечить триумф в Русско-турецкой войне. В результате императрица получила символ победы, воплощенный в камне, а столица - еще один выдающийся дворец, прославляющий щедрость императрицы и мастерство зодчих. Речь о Петровском Путевом дворце. Этот дворец можно считать архитектурным «павлином» Москвы. Он выделяется на фоне типичных столичных построек: яркостью, смелостью, оживляя и освежая чопорные пейзажи.

    В его образе воплотилось множество стилей и, прежде всего, готический и мавританский. Здание довольно сильно напоминает турецкие крепости и мечети - эти башенки, похожие на минареты, зубчатые парапеты, массивный центральный купол. Пеструю красноту терракоты сглаживают белоснежные кружевные наличники, лепнина и арки окон. От готики дворцу достались вытянутые оконные аркады. А у входа можно увидеть колонны-бочонки, явно заимствованные из древнерусского стиля.

    Построил всю эту красоту архитектор Матвей Казаков, хотя при создании проекта ориентировался на другой дворец, выполненный в турецких мотивах. Путевой дворец имеет центральную часть с портиком и богато украшенным фасадом, а также боковые крылья, построенные в виде крепостных стен. Вокруг дворца еще можно лицезреть остатки роскошного парка 19 века.

    Путевой дворец - историческая справка

    Путевой дворец должен был встречать императорских особ после долгого пути из Санкт-Петербурга в и название он получил соответствующее. Первые лица государства останавливались здесь, чтобы пару дней отдохнуть перед официальными мероприятиями, после чего свежими и намарафеченными отправлялись в Кремль.

    Интересные факты из истории дворца:

    1. В 1797 году во дворце остановился Павел Первый, аккурат накануне своей коронации, тем самым положив начало традиции проводить здесь несколько дней перед помазанием на трон для всех будущих монархов. Традицию не решились нарушать даже когда Москва перестала быть центром империи и вся светско-дворянская жизнь полностью переехала в Петербург;
    2. В 1812 году во дворце поселился Наполеон Бонапарт и отсюда же несостоявшийся властитель Европы наблюдал за тем, как пылает город, так и не покорившийся ему. Поговаривают, что, наблюдая за пожаром, Наполеон даже опалил волосы, но это, скорее, из области фантазий;
    3. Сегодня Петровский Путевой дворец по-прежнему принимает путников после долгой дороги, причем постояльцев самых именитых и важных, как и в былые времена. Пусть это и не императорские особы, но личности не менее важные - дипломаты, политики и т. д. Во дворце находится элитная гостиница, куда пускают только избранных. Тут же ресторан, СПА-центр, сауна и прочие блага. Но и простым смертным можно побывать здесь. Пусть и с краткой экскурсией и только на ограниченных площадях.

    Интерьер и внутреннее убранство

    Внутри нынешних посетителей ждет разочарование. На смену нарочитой роскоши фасадов и экстерьера приходит подчеркнутая скромность. Здесь нет обилия золота, антикварной мебели и дорогущих гор хрусталя вперемешку с бронзовыми люстрами и фарфоровыми чашками-вазами.

    Путевой дворец в Москве / Фотобанк Лори

    Интерьер Путевого дворца в стиле ампир / Фотобанк Лори

    После последней реставрации 1998 года обстановка близка чуть ли не к монашеской, хотя кое-что от прежнего величия все же уцелело. Это ценный паркет, тяжелые бархатные шторы, немного мебели под старину (на самом деле - новодел, и это заметно с первого взгляда). Зато в Петровском Путевом дворце можно увидеть картины 19 столетия и старые фотографии, выставленные в одном из залов. А в круглом зале периодически устраиваются концерты органной и оркестровой музыки и прочие светские мероприятия.

    Другой зал украшают бюсты российских императоров, а в центральном зале можно полюбоваться потолком, выполненным в технике гризайль, которая на момент отделки дворца только входила в моду. Кое-где можно увидеть декор в виде барельефов и позолоты, но это скорее исключение. Также можно увидеть мраморные камины, венецианские зеркала.

    На осмотр Путевого дворца хватит часа времени, в ходе которого можно узнать интересные факты не только о самом комплексе, но и немного о знаменитостях, что останавливались в нем в разные времена.

    Экскурсии по Москве и окрестностям

    Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.

    Как добраться в Петровский Путевой дворец

    Путевой дворец находится недалеко от станции метро «Петровский парк». Чуть дальше расположена станция «Динамо», от которой придется немного пройти по Ленинградскому проспекту. Ближайшая автобусная остановка - «ст. м. Динамо». Проезд маршрутами №№ 84, 318.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

    Вот, окружен своей дубравой,
    Петровский замок. Мрачно он
    Недавнею гордится славой.
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля.

    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.
    Отселе, в думу погружен,
    Глядел на грозный пламень он.

    — А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

    Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

    * Организатор экскурсии:

    Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

    Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

    В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

    Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

    Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

    Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

    Строительство Петровского путевого дворца

    В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

    В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

    В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

    За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

    … Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

    По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

    Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

    Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

    Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

    Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

    Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

    Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

    Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

    Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

    Правый флигель со стороны двора

    Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

    План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

    Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

    В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

    С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

    1812 год и восстановление дворца

    3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

    В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

    Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

    Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

    Парадная лестница в стиле барокко

    Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

    Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

    Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

    К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

    Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

    Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

    Трагедия на Ходынском поле

    Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

    Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

    Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

    Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

    Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
    - До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

    … Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

    Вот она, смерть неминучая! И какая!

    Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

    Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

    В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

    В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

    Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

    Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

    Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

    Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

    В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

    Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

    Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

    Приемная на втором этаже

    Дворцовая гостиная

    Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

    5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

    Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

    Информация для посетителей и карта

    Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

    • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
    • Станция метро: Динамо

    © , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.



    Похожие публикации