Эрзи, государственный природный заповедник. Государственный природный заповедник «Эрзи Эрзи ингушетия

Продолжаю цикл "Путешествия по СССР". Мы переезжаем из в Ингушетию.
Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов,
Анатолию Сироте ( turnepsik ).
Слайды сделаны в 1980 году на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.


Здесь и далее: Башенный комплекс Эрзи в Ингушетии. Слайды 1980 года

После поездки в Грозный в 1969 году, когда туман помешал мне сфотографировать сторожевую башню в чеченском селении , я несколько лет мечтал увидеть башенный комплекс Эрзи в Ингушетии. Насколько я мог судить, Эрзи - такое же уникальное явление на Кавказе, как и . Отдельно стоящие башни встречаются "в стране вайнахов" довольно часто, но они не производят такого сильного впечатления, как Эрзи, - десятки башен, стоящих на небольшом горном плато.

Когда во время следующей командировки а Грозный (где-то в середине 70-х годов) я узнал, что традиционный банкет после защиты диссертации предполагается провести на свежем воздухе, то предложил сделать это в Эрзи. Пока «общественность» колдовала над шашлыками на берегу тамошней речушки, я поднялся к башням и подробно сфотографировал их, благо тумана на этот раз не было. По возвращении в Москву я с нетерпением ждал осеннего похолодания воды в водопроводе - непременного условия проявки обращаемых пленок в домашних условиях. И вот я уже вижу башни «в негативе». Но тут кто-то позвонил по телефону… и я первый раз в жизни испортил пленку: безнадежно передержал ее в цветном проявителе! Уникальные слайды погибли!

Через несколько лет, в 1980 году, я вновь побывал в Грозном, и вновь попросил свозить меня в Эрзи. Но и на этот раз не обошлось без неприятностей: свой любимый универсальный съёмный видоискатель к фотоаппарату "Киев" я уронил, опять-таки впервые в жизни, и в оцепенении смотрел как он, ускоряясь, катился к краю пропасти. Я не решился его преследовать, и он на моих глазах упал в пропасть! Пришлось покупать в комиссионном магазине новый фотоаппарат: видоискатель к "Киеву" отдельно не продавался. Будто какие-то духи гор охраняли башни от настойчивых фотографов!

И совсем недавно этому нашлось новое подтверждение. При попытке приступить к сканированию сделанных в Эрзи слайдов 1980 года выяснилось, что коробка с надписью «Эрзи» пуста. Прошел в тоске и напрасных поисках почти месяц, прежде чем слайды случайно обнаружились совсем в другой коробке.

Остается добавить, что с 2000 года башенный комплекс Эрзи входит в состав государственного природного заповедника. А сейчас давайте прервем наш рассказ и почитаем вместе путеводитель "В стране вайнахов" Владимира Ивановича Марковина из знаменитой "желтой серии". Для многих путешественников эта скромная книжечка, выпущенная в 1968 году, впервые открыла архитектуру горных селений Чечни и Ингушетии. Текст приводится с сокращениями.

"В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Жилые башни "гала" - широкие, низкие и мало сужаются кверху. Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы. Боевая башня носит название "воу". Боевые башни замыкают селение со всех сторон, одна из них, прислонившись к пластам сланца, стоит у входа в аул. Башни сложены в основном из речных валунов и лишь по углам встречаются массивные тесаные блоки.

Башенные постройки не имеют фундамента, они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу — материк. У вайнахов существовал обычай — место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство. При возведении башен мастера не пользовались наружными лесами. Башни строились изнутри. По мере роста здания, настилали доски. Работы велись с помощью специального ворота, им поднимали каменные блоки и сланцевые плиты.

Жилые башни «гала» редко достигали высоты более 10 м (обычная величина основания у них 9—10 м х 8—9 м). Были они двух- и трехэтажными. Для этажных перекрытий служили специальные выступы стен и углубленные нишки, в которые вставляли балки. В центре крупных башен очень часто устанавливали колонну, скорее, опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте. Опираясь на подушки столба, выступы и ниши стен, покоились перекрытия этажей — балки с настилом из сланца и хвороста.

Дверные и оконные проемы завершаются полуциркульными арками довольно правильной формы. Их высекали или в целых камнях-монолитах, или в двух массивных камнях, придвинутых друг к другу. В холодную пору и на ночь двери и окна прикрывали дощатыми щитами. Крыша жилых башен была плоской, ее смазывали глиной и утрамбовывали каменным цилиндрическим катком. Стены башни возвышались над крышей в виде парапета. В нижнем этаже обычно помещался скот, хранились хозяйственные запасы, в верхних помещениях жили люди.
Стены пестрели от ниш, в которых хранилась глиняная и металлическая посуда. Войлочные ковры украшали пол и стены. Помещение отапливали камином. Иногда жилые башни снабжены бойницами и балкончиками-машикулями.

Особенно красивы в ауле Эрзи боевые башни. Эти башни, в отличие от жилых, достигают 18—20 м в высоту; площадь основания у них 5х5 м, кверху они сильно суживаются. Башни «воу» строились четырех- и пятиэтажными. Боевая башня имеет один входной проем, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи. Это делалось в целях обороны, приставная же лестница — балка с зарубками — могла быть в любой момент поднята наверх. Внутри башни переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. «Воу» покрыты или плоской кровлей с выступами-парапетами по углам, или чаще ступенчато-пирамидальным перекрытием со шпилем в центре. Боевые башни всегда снабжены массой бойниц — узких щелей, а у самого верха— боевыми балкончиками-машикулями. Бойницы хорошо приспособлены для стрельбы из луков и кремневых ружей. Иногда в таких башнях делали колодцы для подъема воды, устраивали под башней небольшие подземные переходы.

В горах часты землетрясения, однако башенные постройки, несмотря на кажущуюся примитивность кладки, стоят. Это зависит, прежде всего, от того, что башни построены, как правило, на скальных платформах и сланцах, лепестки которых выполняют роль гасительной ударной силы. Стены башен с внутренней стороны хорошо связаны между собой угловыми камнями, снаружи боковые блоки всегда хорошо подобраны и подтесаны. Кстати, укажем, что стоимость укладки углового камня равнялась стоимости овцы.

Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось весьма торжественно. Первые ряды камней обагряли кровью жертвенного барана. Все строительство должно было продолжаться не более года. Заказчик башни должен был хорошо кормить мастера. По поверьям вайнахов, все несчастья приносит голод. И если мастер падал с башни от головокружения, хозяина башни обвиняли в преднамеренной жадности и изгоняли из аула. Мастерство строителей башен передавалось от отца к сыну. Наиболее сложной операцией считалось возведение ступенчатой кровли башни. Когда надо было закончить покрытие свода и поставить замковый камень, на машикули ставили лестницу, привязанную веревками, прикрепленными к столбу, поставленному на время в верхнем этаже. Мастер привязывал себя ремнем к этой лестнице, поднимался на купол башни и заканчивал работу. За установку замкового камня давали лошадь или быка.

Несомненно, постройки башенного типа появились очень давно. И, конечно, жилые башни, простые по своей конструкции, возникли раньше боевых. Точно назвать время их появления трудно, но, судя по манере их кладки, конструкции дверных и оконных проемов, башни жилого типа существовали в X—XII веках. Находки монет, обломков посуды XIII—XIV веков в Ингушетии и Чечне, в районе башенных построек, позволяют думать, что строительство башен велось особенно интенсивно в период наступления татаро-монгольских орд (рассказы о и том, что ингуши героически оборонялись от войск Батыя, долго считались легендой, но впоследствии археологи это доказали - М.А.).

В боевых башнях укрывались жители и позже, в периоды бесконечных распрей между фамилиями, главной причиной которых являлась кровная месть («доу»). Внутрисемейные убийства (отец убил сына, брата или наоборот) не вызывали кровной мести, но если убийца и убитый не были родственниками, то родичи убитого должны были убить или убийцу, или его ближайшего родственника. Потерпевшие родственники собирались воедино, образуя своеобразное войско — «бо», а затем двигались «войной» («туом») к дому убийцы. Осажденные укрывались в боевой башне «воу». При кровной вражде «война» у башни иногда велась лишь формально, осажденные боялись убить кого-либо из осаждавших, это увеличило бы распрю и ухудшило бы их положение. Но убийство кого-либо из осажденных, наоборот, могло привести к относительному перемирию. В дальнейшем убийца мог получить за выкуп (в виде быков) право безопасно бродить на территории своей усадьбы, но не далее. Рано или поздно карающий удар настигал его, ибо в средние века ценой крови была кровь."

Полный текст книги В.И. Марковина "В стране вайнахов" можно прочитать по этой ссылке:
http://www.rulit.me/books/v-strane-vajnahov-read-293899-1.html

У меня была возможность узнать, что средневековые обычаи кровной мести существовали и в советской республике Чечено-Ингушетии. Во время самой первой поездки в горы с местным уроженцем в 1969 году нашей машине преградило путь стадо коров. И одна из них, испугавшись машины, едва не упала в пропасть. Тут же в окно машины втиснулась физиономия пастуха, который сказал что-то, от чего наш сопровождающий сразу стал очень серьезным, вышел из машины и долго беседовал с пастухом, прежде чем мы двинулись дальше. В ответ на наши вопросы он ответил, что пастух произнес: "Если хоть одна корова упадет в пропасть, ищи себе место в горах". Это означало объявление кровной мести. Наш спутник объяснил, что старинные обычаи до сих пор живы и рассказал, как он своими глазами видел страшную сцену. На узкий мостик в виде доски, переброшенной через реку, не заметив друг друга, с разных сторон вошли два чеченца. Они встретились посредине, и развернуться и пойти обратно ни один из них не мог: это означало потерять лицо. Не оставалось другого выхода, кроме убийства. Один из них вытащил кинжал и зарезал другого. Убитый упал в реку, а убийца продолжил свой путь.


По одной из версий, самоназвание ингушей "галгай" переводится как "строители башен". Однако не только ингуши заслуживают этого титула, но и... итальянцы! Через много лет, в Италии, я снова встретился с родовыми башнями, в которых итальянские феодалы спасались от мести врагов. Удивительно, что в таких отдалённых краях, которые не сообщались между собой, у разных народов в сходных исторических условиях (европейский и азиатский феодализм) возникла сходная по функции и форме архитектура - любопытная иллюстрация к спорной проблеме исторических закономерностей.



Сан-Джиминьяно (Тоскана)

Во Флоренции XIII века насчитывалось полторы сотни домов-башен, которые можно было легко и быстро забаррикадировать изнутри. Высота некоторых из них достигала 60 метров, но в 1250 году был принят закон, согласно которому высота башни не должна превышать 25 метров, и у многих башен был срезан верх. На строительство шестидесятиметровой башни уходило от трех до десяти лет. Во Флоренции башен почти не осталось - они были разрушены правителями города, чтобы ослабить постоянно враждующих феодалов, однако башни сохранились во многих городах Италии: Болонье, Албенге, Бергамо, Лукке, Ноли. .. Особенно славится башнями окруженный горами городок Сан-Джиминьяно в Тоскане: как тут было не вспомнить башенный комплекс Эрзи, который я так долго стремился сфотографировать!


Родовые башни в Сан-Джиминьяно


Родовые башни в Албенге (Лигурия)


Родовая башня в Болонье (Эмилия-Романья)


Родовые башни Азинелли и Гаризенда в Болонье


Родовая башня в Ноли (Лигурия)


Родовая башня в Бергамо (Ломбардия)

Другие истории цикла "Путешествия по СССР"

Башенные постройки ингушей представляют собой уникальное явление в мировой культуре. Позвольте мне воспользоваться высказыванием одного из известных кавказоведов Е.И. Крупнова, который замечательно выразился об ингушских башнях: "Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени подлинным чудом человеческого гения ".

В первый день моего пребывания в Ингушетии меня поразил впечатляющий вид одного из крупнейших башенных поселков замкового типа, расположенного на оконечности горного кряжа в Джейрахском ущелье на территории одноименного заповедника - Эрзи. Ранее мною были выложены фотографии башенного комплекса, снятые с квадрокоптера. Сегодня же начинаю выкладывать более подробную серию постов с фотографиями, сделанными уже с земли и картиной увиденной непосредственно моими глазами.

На фоне величественной горы Мат-лам и в контрасте с ней небольшого ручейка возвышаются строения аула. Очень интересен подход строительства этих комплексов к окружающему ландшафту. Они срослись с пейзажем, дополняя его. Очень интересно сочетание охристо-серой массы башен с фиолетовыми сбросами сланца, далекими скалами плато Мат-лам, с пепельно-серой дымкой горных кряжей. Мы въезжаем в селение Ольгетти, население которого насчитывает чуть больше 300 человек.

Немногого географии о заповеднике: расположен на северном макросклоне Большого Кавказа, в Джейрахско-Ассинской котловине и прилегающих к ней с севера горах Скалистого хребта. Наиболее крупные реки на территории заповедника Асса и Армхи. Около трети территории занимают леса: на северных склонах гор имеются участки дубовых и буковых лесов, иногда с примесью клёна остролистного. В поймах рек произрастает облепиха, ива и серая ольха. Выше 1500 метров по склонам сосна крючковатая с примесью дуба, берёзы, граба, липы, рябины. Далее берёзовое криволесье с подлеском из рододендрона кавказского, а выше 2000 метров горные степи и луга, над которыми располагаются альпийские луга. Выше 3500 метров пояс ледников и снежников.

Аул Эрзи в переводе означает "Орел". Предания гласят, что как-то жители аула Кербите пришли в лес. Они срубили дерево. И среди веток оказалось орлиное гнездо с птенцами. Как хорошее предзнаменование была воспринята такая находка, и на месте леса основали они аул Эрзи.

Нет точного времени строительства башенных комплексов горной Ингушетии. В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. По периметру селения стоят боевые башни. Одна из них стоит у входа в аул. А жилые башни расположены между ними. Во всем этом мы видим типичные особенности вайнахского архитектурного стиля.

В горах часто бывают землетрясения, однако башенные постройки, несмотря на кажущуюся примитивность кладки стоят и до сих пор. Это зависит прежде всего от того, что башни построены, как правило, на скальных платформах и сланцах, лепестки которых выполняют роль гасительной ударной силы. В строительстве башен использовались в основном обыкновенные речные валуны и галька. Но при этом по углам были заложены массивные тесаные блоки. Вокруг камней искусно был заглажен глинисто-известковый раствор. Стены скреплены отдельными плоскими плитами. Башенные постройки не имеют фундамента. Они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу - материк.

Большие зазоры между валунами забутованы мелкой речной галькой. У основания башен лежат более крупные камни. Стены скреплены отдельными плоскими плитами. Внутри башен они выступают в виде углов. Башенные постройки не имеют фундамента. Они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу - материк.

У вайнахов существовал обычай – отобранное место для постройки башни поливалось молоком. Если молоко оставалось на поверхности, то такой участок считался подходящим под строительство.

Высота жилых башен "гала" не достигала высоты более 10 м (два или 3 этажа). Для этажных перекрытий использовались специальные выступы стен и углубленные ниши. В них вставляли балки. В центре крупной башни часто устанавливалась колонна - опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте.

На вершине столба была капитель в виде усеченной четырехгранной пирамиды, поставленной на срезанную вершину. Перекрытия этажей, состоящие из балок с настилом из сланца и хвороста, опирались на подушки столба, выступы и ниши стен. Крыша жилых башен была плоской, ее смазывали глиной и утрамбовывали каменным цилиндрическим катком. Стены башни возвышались над крышей в виде парапета. На нижнем этаже обычно располагался скот и хранились хозяйственные запасы. В верхних помещениях жили люди.

Наружные леса в строительстве башен не использовались. Строилось всё изнутри. Выглядело это так: по мере роста здания настилали доски, после чего мастера прибегали к помощи специального ворота - "четыркъ". Им поднимали каменные блоки и сланцевые плиты.

Дверные и оконные проемы завершаются полуциркульными арками довольно правильной формы. Их высекали или в целых камнях-монолитах, или в двух массивных камнях, придвинутых друг к другу. В Ингушетии довольно часто встречаются арки, сложенные из нескольких блоков, с примитивным замковым камнем в центре. Иногда арки разных видов украшают одно и то же здание. Разнохарактерность конструкции проемов оживляет постройку. Над дверями и окнами в некоторых зданиях устроены карнизы в виде козырьков. С внутренней стороны проемы расширяются, часто завершаясь стрельчатыми арками. В холодную пору и на ночь двери и окна прикрывали дощатыми щитами. Помещение отапливали камином, у которого проводили свои вечера жители гор.

16. Стены пестрели от ниш, в которых хранилась глиняная и металлическая посуда. Войлочные ковры украшали пол и стены.

17. Иногда жилые башни снабжали бойницами и балкончиками-машикулями.

Снаружи, возле жилых башен, устроены каменные кормушки (крупные ниши с каменной колодой у основания), в стены вбит камень с отверстием или зарубками, так называемая коновязь.

18. Коновязь.

Теперь давайте обратим наш взор на боевые башни. Первая мысль, которая промелькнула у меня в голове: «Они восхитительны». В отличие от жилых, их высота достигает 18-20 м. Они еще называются башнями "воу". Количество этажей от четырех до пяти. Внутри для перекрытий также использовались балки, упиравшиеся в специальные ниши и выступы-карнизы. Однако присутствуют и отличия в постройке по сравнению с жилыми башнями. Так второй и третий этажи очень часто перекрывали сводом с гуртами-выступами в виде креста. Боевая башня имела один входной проем, реже два, и вели они сразу же на второй и трети этажи. Это делалось в целях обороны. В случае опасности приставная лестница - балка с зарубками - могла быть в любой момент поднята наверх.

20. Площадь боевых башен у основания у них 5*5 м и 4*5 м, кверху они сильно суживаются.

Переходы внутри башен располагались по углам и были зигзагообразными. Покрыты плоской кровлей с выступами-парапетами по углам, но чаще ступенчато-пирамидальным перекрытием со шпилем в центре. Боевые башни всегда снабжены массой бойниц - узких щелей (тоьпан Iуьргиш), а у самого верха - боевыми балкончиками-машикулями (чIерх) (фотография 27). Бойницы хорошо приспособлены для стрельбы из луков и кремневых ружей. Также, стоит сказать, что вайнахи и дагестанцы стреляли из лука не только стрелами, но и мелкими камнями.

24. Из Эрзи происходят многие ингушские фамилии, среди которых: Яндиевы, Мамиловы, Алдагановы, Евкуровы, Буружевы, Батаевы и другие.

25. Склепы у селения Эрзи.

У подъёма к селению Эрзи стоят склепы, есть они и за селением, возле ручья. Один из склепов, расположенный у входа в аул, орнаментирован, углубленный узор напоминает крест. Рядом со склепами находилось святилище Эрзели, от которого сохранились лишь следы продольного свода внутри здания и осколки шифера, который еще в 30-х годах перекрывал семиступенчатую кровлю.

27. Боевые балкончики-машикули (чIерхи).

Строились боевые башни на все случаи жизни. Иногда в таких башнях делали колодцы для подъема воды, также устраивались небольшие подземные переходы. О назначении боевых башен в журнале "Русский инвалид" за 1822 год сказано так: "Нижний ярус служит убежищем для жен и детей во время войны. Между тем с верхнего этажа храбрые супруги их защищают свою собственность".

31. На самом нижнем этаже башни «воу» хранились запасы продовольствия, а за каменной перегородкой томились пленники.

32. Стены башен с внутренней стороны хорошо связаны между собой угловыми камнями.

Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось весьма торжественно. Первые ряды камней обагряли кровью барана. Возводилась башня не более года, и заказчик должен был хорошо кормить мастера. Вайнахи очень боялись голода. И если мастер во время строительства падал с высоты от головокружения, заказчика обвиняли в жадности и выдворяли из аула.

Мастерство строителей передавалось по наследству. До сих пор известна фамилия ингушей Беркинхоевых (Беркиноевых) из аула Беркин, которые воздвигали башни даже за пределами своей страны - в Осетии.

37. Стоимость укладки углового камня равнялась стоимости овцы.

41. Вид на Ольгетти и новую мечеть.

42. Одна из улиц населенного пункта, названная в честь Президента Российской Федерации Владимира Путина.

44. Местные дети играют в футбол. Вдалеке их охраняют боевые башни Эрзи.

В местном святилище долго хранилась бронзовая цельнолитая курильница в виде орла. Курильницей определил ее научный сотрудник Государственного Эрмитажа В.Н.Касаев. Она датируется началом VIII века. Создана в центре аббасидского халифата в Ираке - городе Басра. На сегодня эта фигура является "одним из старейших в мире памятников, несущих на себе дату по мусульманской эре". Очень хороша голова орла - клюв слегка приоткрыт, глаза подчеркнуты надбровными дугами, ушные отверстия выделены валиком. Надпись на шее орла гласит "Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Да благословит его Бог. Вот что приказал изготовить Сулейман. Слава Богу истинному. Год сто пятый." 105 год Хиджры соответствует 715-716 гг. Возможно данная вещь попала в аул Эрзи благодаря Дарьялу, по которому с древних пор двигались купеческие караваны, и именно здесь ингуши взимали пошлины с проходящих торговцев. В 1931 году фигруа орла была куплена для Ингушского музея в г.Орджоникидзе. После объединения Ингушетии и Чечни, фигура была перевезена в Грозный. А в 1939 году была доставлена в отдел Востока Государственного Эрмитажа в городе Санкт-Петербург из Чечено-Ингушского музея города Грозный, где и хранится по сей день.

45. Бронзовая курильница из святилища селения Эрзи. Высота фигуры - 38 см.

46. Карта Кавказа второй половины XVIII века. 1780 год.

47. Карта Европейской России и Кавказского края. 1862 год.

48. Карта Кавказского края 1903 года из приложения к календарю.

49. Дорожная карта Кавказского края 1903 года.

50. Карта генштаба РККА юга России. 1941 год.

51. Топографическая карта Европейской России. 2000 год.

52. Современная карта. 2017 год.

Список литературы :

1. Шадыжева М.М. Ингушетия - часть Кавказа: сборник документов. -М Тетраграф, 2013, -320c. ISBN 5906002413, 9785906002419
2. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа: сборник статей и материалов о народной культуре. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 1997. - 296с. ISBN 5-8270-0190-2
3. Марковин В.И. В стране Вайнахов. -Москва: издательство "Искусство", 1969. - 120с.
4. Вестник Археологического центра. Выпуск II. -Назрань, 2014.
5. Вестник Археологического центра. Выпуск IV. -Назрань: ООО "КЕП", 2012. - 198с. ISBN 978-5-906177-38-4

Фото: Государственный природный заповедник «Эрзи»

Фото и описание

Государственный природный заповедник «Эрзи», расположенный в Сунженском и Джейрахском районах республики Ингушетия, – один из самых молодых природных заповедников на территории России. Заповедник, общей площадью 35,3 тыс. га, основан в 2000 г. с целью сохранения природы Джейрахско-Ассинской котловины и историко-культурных памятников.

Самые крупные реки на территории природного заповедника «Эрзи» - Армхи и Асса - относятся к бассейну речки Терек. Примерно треть территории занята лесами: северные склоны гор покрывают дубовые и буковые леса, в некоторых местах с примесью остролистного клёна. В поймах рек произрастают серая ольха, ива и облепиха. Выше 1500 м по склонам можно встретить сосну крючковатую с примесью берёзы, граба, дуба, рябины и липы. Далее берёзовое криволесье, а выше 2000 м горные луга и степи, над которыми расположены альпийские луга. Пояс снежников и ледников находится выше 3500 м.

На территории заповедника обитают много редких видов животных таких как лесной кот, серна и тур, из птиц – сапсан, кавказский улар и беркут. Также здесь произрастает около 180 редких видов растений.

Кроме того, заповедник «Эрзи» богат нескольким замечательными памятниками природы, среди которых низвергающийся вниз с отвесных скал Армхинский (Лежгинский) водопад, расположенный в глубоком лесном Армхинском ущелье на реке Лежги, и уникальная Армхинская сосновая роща на левом берегу Армхи. Любопытными также являются святилище Мяги-Ерды, массив сосны крючковатой, расположенный в верховьях реки Мягихи, и целебный родник на перевале Бишт.

На территории заповедника можно увидеть историко-культурные памятники разной степени сохранности, а именно - башенные поселения, священные рощи, храмы, святилища, склепы и некрополи. Особое место среди них занимает Май-Ламский комплекс святилищ.

В Джейрахском ущелье и окрестностях сложно найти точку, из которой не увидеть хоть одной башни или древнего могильника: это сейчас, после депортации и массового переселения горцев на равнину, эти места стали малолюдны, но именно здесь некогда находилась историческая родина сильнейших ингушских тейпов.

Несколько столетий назад ингуши делились на несколько тейповых объединений-шахаров: джейрахцы, цоринцы, мецхальцы, хамхинцы. Особняком стоят орстхойцы, которых считают своими одновременно и ингуши, и чеченцы, а порою и выделяют в отдельную народность.

Крупные селения сильных шахаров - впечатляющие агломерации родовых башен - по средневековым меркам можно считать настоящими городами. Особенно крупными и эффектными являются несколько - такие как Эрзи, Таргим и Эгикал, Увы, за недостатком времени у меня не выходило как следует осмотреть их все (впрочем, и Таргим, и Эгикал удалось увидеть с дороги по пути в Тхаба-Ерды). Так что наутро, всласть выспавшись в большой кунацкой на назировом дворе под стук дождя по крыше, я решил двигаться в Эрзи, которое из "первостатейных" старинных селений ущелья находится ближе всех к современному Джейраху.

Когда-то Эрзи (в переводе - "Орел") принадлежало Мецхальскому шахару - сильному обществу, к которому относилось и несколько других крупных селений. Сейчас село располагается внизу, у самой дороги - на старом месте, в башнях, к моему приезду оставался лишь пастушеский кош (Назир даже пошел специально узнавать у местных, привязаны ли наверху собаки - их тут бояться надо куда больше, чем людей).

Большая часть сохранившихся построек Эрзи - жилые башни, приземистые и широкие в основании, по-ингушски называющиеся гIала . Но прежде всего в глаза бросаются доминирующие над ними хищные и стройные вIоу - боевые башни.

Боевых башен в Эрзи девять - от части остались лишь основания, а одна была отстроена совсем недавно.

Постройка "воу", приспособленной исключительно к обороне, требовала и большего мастерства от зодчего, и стоила куда дороже; собственную боевую башню мог позволить себе далеко не каждый тейп. Соответственно, и строители таких башен славились далеко за пределами своих шахаров. Семья Назира, который принял меня в гостях в Джейрахе, относится к тейпу Льяновых - из него же происходил и Деца Льянов, один из немногих строителей башен, чье имя осталось в истории.

"У вайнахов существовал обычай, - писал Марковин, — место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим и тогда начинали строительство. При возведении башен мастера не пользовались наружными лесами. Строились они изнутри. По мере роста здания, настилали доски. Работы велись с помощью специального ворота — «чегыркъ», им поднимали каменные блоки и сланцевые плиты".

Внутрь одной из "воу" удалось забраться - впечатлил интересный крестовый свод:

Поодаль - неизменный склеповый некрополь. Ислам пришел в эти горы, напомним, совсем недавно - языческие похоронные традиции в этих краях были изжиты лишь в XIX веке, если не позже.

Из руин меня в конце концов выгнал дождь - опять же, Назир обещал забрать меня в назначенный срок внизу (вариант "да тут пара километров, я спокойно дойду пешком" категорически не проходил). Позже, немного передохнув у него дома и распрощавшись с всей многочисленной семьей, я собрался выбираться обратно на Военно-Грузинскую дорогу - и далее на Тбилиси.

Назир и семья собирались в соседнее село на похороны, и, сделав небольшой крюк, они довезли меня до осетинского поста. Вскоре, недолго постояв на трассе и поперекидовавшись словами с дежурным толстым осетином-полицейским, я был уже в Верхнем Ларсе, на границе.

Девушка-пограничница, увидев у меня в паспорте киевские штампы за январь и февраль, не преминула позвонить особистам - вскоре явился молодой человек с неприметным, но проницательным лицом и принялся расспрашивать меня, знаю ли я, что недавно на Донбассе погибли журналисты ВГТРК (был конец июня) и какие эмоции я по этому поводу испытываю - параллельно прощупывая меня взглядом. Чтобы закончить допрос с пристрастием, пришлось помахать молодому человеку редакционным удостоверением, после чего вопрос был снят. Грузинскую таможню, как всегда, прошли без сучка и задоринки.

Дорогу к тому времени едва успели расчистить от селя: в мае с Казбека сошел катастрофический оползень, и полтора месяца движение между Россией и Грузией было полностью перекрыто. Мне повезло: после моей поездки произошел второй сход, снова надолго блокировавший дорогу.

Казбеги, переименованный при Саакашвили в Степанцминда, сильно переменился за те девять лет с тех пор, как я попал туда впервые - появилась куча гестхаусов и ресторанчиков, на улицах - толпы бэкпекеров и треккеров. Выхожу из города пешком, расчитывая догулять до древней базилики в Сиони, километрах в пяти от города - на горе у этого храма X века в первый приезд в Грузию мы когда-то ночевали под открытым небом, закусывая персиками и хлебом-пури, которыми угощал нас мальчишка-алтарник.

Остановившаяся попутная машина прямо до Тбилиси с приятным русскоговорящим парнем-чехом, работником ОБСЕ, расстроила мои планы - я решил не отказываться от такой оказии и двигать прямо в столицу. Но о Тбилиси - как-нибудь в другой раз.


Ингушетия-Грузия-Азербайджан-Дагестан, лето 2014

Родовые башни Ингушей (гIалгIай).
Башенный комплекс Эрзи состоит из восьми боевых и нескольких десятков жилых башен. Высота некоторых сооружений достигает 30 метров.
В Джейрахском районе Ингушетии расположен средневековый башенный комплекс Эрзи. Эрзи в переводе на русский язык означает «орел». Согласно одной из местных легенд, однажды жители аула Кербите пришли в это место и срубили дерево. На нем они увидели орлиное гнездо с птенцами. Так поселение, появившееся на этом месте, стало называться Эрзи. Орел, по-видимому, стал священной птицей для местного населения. Так, во время исследования в XIX веке в святилище Эрзи была найдена бронзовая курильница, выполненная в виде фигуры орла высотой 38 сантиметров. Объект был датирован VIII веком н. э. Однако не исключено, что предмет оказался в ауле случайно, поскольку он, по-видимому, был изготовлен далеко за пределами поселения. Рядом находилось ущелье Аланские Ворота - важный проход через Главный Кавказский хребет. Возможно, предмет находился в одном из следовавших через ущелье торговых караванов. Согласно последним данным, это была деталь военного штандарта.
Некогда Эрзи был большим аулом. О его богатстве можно судить по большим каменным башням, сохранившимся до настоящего времени. На территории Ингушетии есть много башен, но именно в Эрзи их больше всего. Комплекс состоит из восьми боевых, двух полубоевых и остатков около 50 небольших жилых башен и стен.
Особое впечатление производят, конечно, величественные боевые башни, высота которых достигает 30 метров. В отличие от других боевых башен, встречающихся на Кавказе, боевые башни в Ингушетии более узкие. Сооружения имеют квадратное основание 5х5 метров. Вверху они заканчиваются пирамидально-ступенчатыми крышами, хотя встречаются башни и с плоской крышей. Крыша пирамидально-ступенчатых башен изготавливалась из сланцевых плит, наверху устанавливали крупный конусовидный камень.
К строительству башен подходили с особой тщательностью. Сначала выбирали место, где будет возведено сооружение. Как такового фундамента подобные башни не имели. На месте, где предполагалось построить сооружение, сначала срывали грунт и поливали молоком. Так делалось до тех пор, пока молоко не переставало впитываться. При строительстве ингушских башен учитывалась близость будущего сооружения к реке или роднику.
Постройкой башни занимался один из родов аула. Чем богаче был род, тем башня была выше и безопаснее. Башню строили таким образом, чтобы из ее бойниц была видна по крайне мере еще одна башня. Сначала укладывали несколько крупных каменных блоков размером больше человеческого роста. Каждый такой камень ценился как один бык. Глыбу тесали четыре каменотеса в течение 12 дней. Доставить камень по склону также было непростой задачей. Для этого впрягали 12 быков. Башни в Эрзи были сложены из речных валунов, лишь по углам мастера клали массивные тесаные камни. Стоимость одного углового камня равнялась стоимости овцы. Закладка башни сопровождалась ритуальными действиями. Когда клали первые ряды камней, их окропляли кровью барана, принесенного в жертву.
Начиная со второго этажа камни клали изнутри. В XII–XIII веках горцы обходились без раствора, тщательно подгоняя камни. Позднее пользовались известковым раствором. Иногда зодчие оставляли на камнях петроглифы. Башню возводили в течение года. Если строительство затягивалось, это было большим позором для рода. Башню, которую не успели возвести в срок, не достраивали.
Аул Эрзи известен своими богатыми родами. Из этого села вышло большое количество известных родов Ингушетии. Во время своего расцвета Эрзи мог выставить более 60 всадников в полном вооружении. Слава местных строителей распространилась далеко за пределы Джейрахского ущелья. Мастеров приглашали строить башни на территории соседних государств. Однако возводить боевые башни вне родины местным умельцам запрещалось. Им разрешалось строить только полубоевые и жилые башни.
Боевые башни были значительно выше жилых. Они имели узкие ходы и были более приспособлены для обороны. Камни для боевых башен обрабатывали тщательнее, чем для жилых. Поскольку башни были достаточно высокими, на уровне пятого этажа делали каменный свод для усиления конструкции. Это также предотвращало распространение огня в случае поджога. Все боевые башни имели коническую форму. Подниматься на верхние этажи можно было только с помощью приставных лестниц. Их можно было в любой момент поднять. Переходили между этажами через люки, расположенные в углах башни. Вход в башню находился на уровне второго этажа. Это делало бесполезным использование тарана. Вход закрывался изнутри деревянными створками и запирался на деревянный брус. На первом этаже иногда размещали пленников. Здесь же находились складские помещения. В верхней части башни были заготовлены камни для метания, луки, стрелы и другое оружие. В башне имелись узкие бойницы и смотровые щели, а наверху - боевые балкончики-машикули. Во время вооруженных конфликтов внизу башен находились женщины и дети - воины сражались на верхних этажах. Местные жители были готовы к осаде, поэтому в башнях часто устраивали колодцы и подземные переходы под башней. Стены башен не должны были иметь никаких выступов, чтобы противник не смог на них взобраться.
Боевые башни в Ингушетии строились на протяжении нескольких веков. Последние подобные башни здесь были возведены в XVIII веке. Сейчас эти средневековые памятники находятся не в самом хорошем состоянии. В 2012 году в Ингушетии стартовал проект по реконструкции башен.

Фоторепортаж блогера



Похожие публикации