Затонувший паром зенобия на карте. «MS Zenobia» уносит жизни дайверов

Затонувшие корабли молчаливы, суровы и скрытны. Каждое судно скрывает в своих трюмах миллион историй и человеческих тайн. Какие-то из них утонули, сбившись с пути или попав в шторм. Другие пострадали в военных компаниях, гордо уйдя на дно. Но есть судна, гибель которых кажется глупой и нелепой. Именно к таким судам можно отнести знаменитый паром "Зенобия".

История

В 1979 году в Швеции на воду был спущен новейший океанический грузовой паром под названием "Зенобия". Судно было предназначено для транспортировки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Его оснастили современным навигационным и компьютерным оборудованием. "Зенобию" в то время гордо именовали флагманом швейцарского грузового судоходства.

Паром был оснащен просторными грузовыми трюмами, в которых легко размещалось больше сотни фур и контейнеров с другим грузом. Разработчики судна позаботились и о том, чтобы на пароме комфортно могли разместиться команда и водители грузовиков. Поэтому, помимо грузовой палубы и капитанского мостика, "Зенобия" включала в себя комфортабельную кают-компанию, столовую, медицинские помещения и др.

Судно впечатляло своими масштабами, и ему пророчили долгую "трудовую жизнь". Но, к сожалению, этому не дано было случиться. 7 июня 1980 года, совершая свой первый дальний рейс, паром затонул у берегов Кипра.

Длина судна составляла 178 метров, ширина - 28 метров. - 10 500 тонн.

Причины крушения

На сегодняшний день существует две версии крушения парома "Зенобия". Официальные источники говорят, что причиной катастрофы стал сбой в электронной системе управления балансом. Компьютер перекачал воду в неправильный отсек, тем самым спровоцировав роковой крен.

Неофициальная версия более запутана. Очевидцы утверждали, что проблемы с балансом возникли еще в пути. Чтобы стабилизировать судно, капитану в соответствии с протоколом нужно было перекачать балласт. Но в целях экономии времени и топлива этого решено было не делать. "Зенобия" дошла до порта Ларнаки. Экипаж и пассажиры были успешно эвакуированы, никто не пострадал. После эвакуации судно отогнали на полтора километра от порта и попытались исправить работу приборов. Но спасти корабль так и не удалось. Он затонул спустя двое суток после прибытия.

Сегодня паром "Зенобия" так и остался лежать недалеко от Ларнаки (Кипр). Его левый бок находится на глубине 42 метра от поверхности воды, а правый - на 16 метрах.

Затонувший груз

К счастью, это кораблекрушение обошлось без жертв. А вот груз спасти не удалось. Вместе с затонувшим паромом "Зенобия" на дне оказались 104 фуры с грузом: строительные материалы, спирт, детские игрушки, продукты питания и др. А также несколько грузовиков (они валяются на дне в нескольких метрах от корабля), автомобиль "Жигули", который принадлежал капитану, и другие полезные предметы.

"Зенобия" для туристов

Спустя несколько лет паром "Зенобия" (фото выше) стал излюбленной туристической достопримечательностью. К месту затопления едут как обычные туристы, так и профессиональные дайверы. К счастью, прозрачность воды в Средиземном море позволяет рассмотреть объект с поверхности.

Итак, что же представляют собой стандартные экскурсии для туристов на Кипре? Паром "Зенобия" входит в стандартное экскурсионное предложение множества туристических компаний. Сама экскурсия состоит из катания на корабле, обеда, и возможности поплавать с маской над паромом. Как правило, купившие такую экскурсию могут рассмотреть верхний борт судна и миллионы пузырьков, поднимающихся вверх (примерно как на снятом над водой фото парома "Зенобия", размещенном ниже).

Стоимость такой экскурсии варьируется от 30 до 70 евро (2-5 тыс. руб.) с человека. Все будет зависеть от того, где приобретен тур. Самые выгодные предложения можно найти непосредственно в порту. Недалеко от причала уютно расположились стойки туроператоров. Как правило, это прямые предложения компаний, которые отличаются более низкой ценой и высоким качеством.

Дайвинг на паром "Зенобия"

Если обычный турист к парому относится как к обычному туристическому объекту, то для дайверов "Зенобия" является чуть ли не культовым местом. Специалисты вносят его в десятку лучших затонувших объектов мира. Средняя стоимость одного погружения на паром в среднем будет стоить 50 евро (3500 р.) на человека. Цена может варьироваться в зависимости от клуба, но, как и в случае с традиционными экскурсиями, цена не всегда равна качеству.

Сложность погружения будет зависеть от первоначальной квалификации дайвера. Новичкам предложат осмотреть паром по периметру. Опытные дайверы смогут прогуляться по палубам и трюмам: тщательно осмотреть кают-компанию, осмотреть грузовики, заглянуть в капитанскую рубку.

Самой интересной и сложной частью "Зенобии" считается машинное отделение. Но сейчас туда могут попасть только хорошо подготовленные профессионалы, прошедшие курс погружения на затонувшие объекты.

Лучшее время для посещения парома

С весны до конца сентября на Кипре традиционно много туристов. Теплая морская вода делает осмотр объекта приятным как для простых туристов, так и для дайверов. А вот адептам технического дайвинга лучше всего этот период пропустить и приехать понырять на "Зенобию" в ноябре или декабре. Туристы и дайверы-любители не будут мешать спокойному осмотру. Кроме того, море со стороны Ларнаки отличается спокойствием, и шторма в этом месте явление очень редкое, даже зимой. Средняя температура воды на дне составляет порядка 16-19 градусов.

Паром "Зенобия" поражает туристов своей суровой красотой. Большинство людей, которым посчастливилось познакомиться с этим объектом, так или иначе стремятся увидеть его вновь.

Затонувший на Кипре паром Зенобия (Zenobia) - идеальный рэк для рекреационных и технических дайверов.

Корабль погрузился на дно в результате проблем с бортовым компьютером управления балластом. Когда были исчерпаны все меры по приведению его в вертикальное положение было принято решение отбуксировать медленно заполнявшийся водой корабль подальше от берега (примерно на 1.5 км) в бухту, где не мешая судоходству, спустя некоторое время он и затонул. При затоплении парома никто не пострадал, оставшаяся на борту команда благополучно сошла на берег.

Для дайверов основным преимуществом Зенобии является рекреационная глубина, наличие большого количества "достопримечательностей", и отличное состояние сохранности!

На палубах парома в момент затопления находилось, и пошло вместе с ним ко дну более сотни большегрузных грузовиков фур с оставшимся на прицепах грузом: электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки "LEGO", спирт денатурат, дерево ценных пород, строительное оборудование, продукты питания...

Для детального осмотра всех элементов корабля мы рекомендуем дайверам воспользоваться нитроксными смесями, увеличив время экспозиции на глубине.

Паром лежит на левом борту. Минимальная глубина (по правому борту) - 16,5 метра. Максимальная глубина (по левому борту) - 42 метра.

Название: Zenobia
Постройщик: Kockums Varv AB, Sweden
Построен: 1979
Тип: Challenger-class "roll-on/roll-off ferry"
Длина: 172 m (584 ft)
Ширина: 28 m (92 ft)
Затонул: June 7th 1980

Наши 12 основных маршрутов дайвинга на Зенобии - это только верхушка айсберга!

  1. Ориентировочное-винты, грузовики снаружи, спасательные шлюпки. Целующиеся грузовики, куриные яйца на дне.
  2. Якорь, проникновение в кафетерий и рубку.
  3. Проникновение в первую палубу через большой вход, грузовиек с костями (рефрижиратор вез говядину), выход через небольшое окно, либо через лифтовую шахту.
  4. Проникновение в кают компании, воздушный карман, выход по лестнице у шлюпок либо через кафетерий.
  5. Проникновение во второй трюм, грузовики, спальные мешки, пуховики, древесина и на закуску автопогрузчик (forklift).
  6. Проникновение во второй трюм-возможность увидеть единственный автомобиль Жигули первой модели, «копейку», по одной из версий-машина принадлежала капитану.
  7. Проникновение в отсек для якорной цепи, выход на 36 м, прооникновение в рубку и из рубу и далее в прачечную.
  8. Проникновение в медпункт, возможность увидеть картину с березами (!), телефон, выход на 30 м через офицерскую кают-компанию.
  9. Проникновение в машинное отделение, надголовная среда 40 м, «тур» по машинному отделению. Выход через первый трюм. Погружение декомпрессионное.
  10. Проникновение в машинное отделение. Выход через второй трюм. Погружение декомпрессионное.
  11. Проникновение во второй трюм. «Тур» по второму трюму. Выход через вентиляционные трубы, либо через отсек с самым большим на рэке воздушным карманом. Погружение декомпрессионное.
  12. Проникновение в ‘control room’.

Кипр - сердце Средиземноморья, которое бьется в унисон с вашим ритмом жизни: здесь каждый найдет себе занятие по душе. Те, кто в отпуске и не расстается с велосипедом, смогут воспользоваться множеством крутых велосипедных дорожек. К услугам любителей пикников - специально оборудованные площадки в горах. Тем, кто предпочитает пляжный отдых, придутся по душе живописные пляжи острова.

Однако одно из самых увлекательных развлечений, ради которого многие и едут на Кипр, находится не на самом острове, а в нескольких сотнях метров от берега Ларнаки. Опытные дайверы, наверное, уже догадались, что речь идет о самом большом затонувшем корабле Средиземноморья «Зенобия». Узнав о возможности побывать под водой и увидеть своими глазами знаменитое судно, я не удержалась и тут же решила попробовать себя в роли дайвера.

На деле все оказалось не так просто: чтобы стать дайвером даже на один день, необходимо было пройти курс обучения Open Water Diver. Сам курс состоит из трех этапов. Первый - это интересная и очень важная теоретическая подготовка, во время которой вы познакомитесь с основными терминами, узнаете о снаряжении дайвера и о потенциальных опасностях, которые могут встретиться под водой. Из этого курса мне запомнилась фраза: «После погружения ваш мир никогда не будет прежним». Хм… Что же изменится?

Второй этап курса заключался в отработке в воде всех навыков, о которых мы узнали во время лекции. Для меня этот этап оказался самым напряженным! Сперва мне подобрали оборудование, надели снаряжение и сказали, что надо идти к морю. Всего-то метров 100 по суше! Но я не смогла не то что идти к морю, мне было не под силу даже встать... На мне дополнительно было 24 килограмма: 17-килограммовый баллон с воздухом, четыре кило груза, жилет, боты, ласты, маска, регулятор и так далее. Спасибо моему внимательному и терпеливому инструктору, который помог донести мой баллон до моря. У воды на меня снова нацепили баллон, мы зашли в воду на глубину около двух метров, надули жилет... и тут меня начало носить, как поплавок! Я была настолько неуклюжа, что моему инструктору пришлось вновь напомнить мне теорию и во всем помогать. Затем последовала очередь погружений на два метра для отработки навыков. Я, конечно, совершила кучу ошибок: резкие движения, быстрое всплытие, неправильное дыхание, сказывалась и общая неповоротливость в воде. В тот момент мне казалось, что я выпью все Средиземное море! Но глаза горели, энергии было хоть отбавляй, поэтому я упорно работала над собой и в итоге справилась.

На третьем этапе, наконец, начались самостоятельные погружения: сначала до 12, а потом и до 18 метров - вот на такой глубине я и оттачивала свои дайверские движения. Под водой я видела прекрасных рыбок, небольшие яркие рифы, покрытые кораллами, но получить удовольствие от этих пейзажей было сложно, так как я постоянно находилась в напряжении и стремилась контролировать все свои действия. И не зря! Не успела я и глазом моргнуть, как стала сертифицированным дайвером с максимальной глубиной погружения до 18 метров.

Но тут оказалось, что одного курса для погружения на «Зенобию» недостаточно, ведь корабль лежит куда глубже 18 метров. Мне так хотелось увидеть «Зенобию» своими глазами, что я решила «прокачать» свои дайверские навыки и пройти курс Advanced Water Diver, который предоставляет возможность погружения до 30 метров. Он тоже состоит из двух этапов, теории и практики, но после первого курса новое обучение показалось мне легче и интереснее.

Перейдя на новый уровень (в прямом и переносном смысле), я наконец-то почувствовала себя в невесомости под огромной толщей воды. Научилась контролировать положение своего тела одним лишь дыханием. Мое тело под водой стало легким, гибким и покладистым. И я получала нереальное удовольствие и наслаждение от этой легкости и от окружающей красоты. Рядом с нами плавали косяки ярких мелких рыб, а от разнообразия кораллов глаза разбегались. Первое время я крутила головой во все стороны в попытке всё увидеть и запомнить каждое мгновенье.

И вот мне разрешили вместе с группой погрузиться на знаменитую «Зенобию». Ее судьба, как и судьба «Титаника», очень трагична. Огромнейший корабль длиной 172 метра в 1980 году вышел из Сирии в порт Ларнаки. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков с разным грузом. Но во время шторма произошло сильное смещение грузов, корабль накренился на левый борт и затонул со всей имеющийся на борту техникой.

Тихая погода, спокойное море, мы спускаемся по тросу под воду. С каждым шагом погружения очертания носовой части корабля становятся все четче и четче, но весь корабль одним взглядом не охватить. Его хвостовая часть уходит в голубую бездну. За 36 лет «Зенобия» покрылась кораллами, заросла водорослями и стала пристанищем для прекраснейших обитателей подводного мира: стаек морских ласточек, серебристых морских карасей, снэпперов, макрелей, зеленых морских попугаев, черепашек и мурен.

Но больше всего меня поразили грузовики, которые прикреплены цепями к палубе и потому располагаются практически под прямым углом к морскому дну. Непередаваемое зрелище: странно, опасно и восхитительно одновременно. Затем мы рассмотрели ресторанный зал, в котором сохранились кофе-машины тех времен, бутылки из-под пива и кока-колы, различная посуда и даже ковер, который украшал когда-то пол ресторана. Благодаря размерам корабля, количеству отсеков, кают и переходов между ними каждый новый дайв не похож на предыдущий - совершать подводную прогулку к «Зенобии» можно много-много раз, не наскучит точно.

Погружение под воду - это и активный отдых, и путешествие в неизведанное. Я благодарна судьбе за то, что мне выпала возможность увидеть подводный мир, почувствовать его. Я благодарна терпеливому инструктору Олегу и дружелюбным ребятам на Кипре, которые меня поддерживали. Фраза «После погружения ваш мир никогда не будет прежним» оказалась правдой. Я открыла в себе новые способности, расширила границы привычного и побывала в новой Вселенной, где ты гость ровно настолько, насколько хватает воздуха в баллоне.

Всех испытанных эмоций словами не передать. Я вернулась к своей обычной жизни, к своим увлечениям, которые по-прежнему мне интересны, но практически каждый день я думаю о дайвинге. Прекрасные и загадочные глубины манят меня снова и снова. И если вы уже дайвер, то поймете мои чувства, а если нет, то вот мой совет: при первой возможности научиться дайвингу - дерзайте.



Похожие публикации