Остров Соммерс: фото, внутренняя структура. Как добраться? Десант на остров Соммерс

В истории Великой Отечественной войны были эпизоды, сведения о которых долгие годы хранились в недрах архивов, недоступные широкой публике. Часто это были свидетельства ошибок, допущенных командованием в ходе боевых действий, что стоило жизни многим бойцам. Одна из таких операций - десант на остров Соммерс, фото которого можно увидеть в начале статьи, -лишь недавно была освещена на страницах печати.

Огневой барьер на выходе в Балтику

В 1942 году советские подводные лодки активизировали свою деятельность в Балтийском море, нанося ощутимый урон немцам на их главных коммуникациях. Но проход субмарин из Финского залива в акваторию боевых действий затруднял вражеский гарнизон, местом дислокации которого был небольшой по размерам остров Соммерс. Как добраться в центральную часть Балтики, минуя этот таящий смертельную опасность район, - вот что стало задачей, требовавшей немедленного решения.

Ещё за год до этого на острове базировалось советское подразделение но, вследствие недальновидного решения командования, он был оставлен, чем незамедлительно воспользовались финны, воевавшие на стороне Гитлера. Они разместили там свой гарнизон, состоявший из девяноста двух хорошо вооружённых бойцов, доставили артиллерийские орудия и соорудили четыре опорных пункта обороны, превратив, таким образом, небольшой по размерам остров в

Разжалованный адмирал

Погода летом 1942 года выдалась ясная, что позволяло финнам постоянно вести визуальный контроль за поверхностью залива и вовремя фиксировать передвижения советских подлодок. Командование Балтийским флотом приняло решение высадить на остров Соммерс десант и овладеть им. Разработка плана высадки десанта была поручена капитану первого ранга Г. И. Левченко, прежде разжалованному из адмиралов за оставление Керчи.

Для реабилитации Левченко была необходима удачно проведённая под его руководством боевая операция, поэтому организовать военную экспедицию на остров Соммерс было для него очень важно, и он со всей поспешностью принялся за исполнение приказа. Но спешка его и подвела. При подготовке захвата острова не были учтены многие важные факторы, что сыграло впоследствии роковую роль.

Гарнизон, охранявший остров

Опираясь на ошибочные разведданные, перепроверить которые не сочли нужным, разработчики исходили из того, что гарнизон составляли лишь семьдесят человек, вооружённые двумя орудиями. Как выяснилось впоследствии, остров Соммерс в Финском заливе защищали девяносто два человека.

В их распоряжении было двенадцать орудий (два из которых превосходили калибром пушки советских катеров), два крупных миномёта, два зенитных автомата, а также лёгкие и тяжёлые пулемёты. Советский десант на острове Соммерс превосходил врагов численностью - в высадке участвовали двести пятьдесят человек, вооруженных десятью станковыми пулемётами, но значительно уступал ему в огневой мощи.

Факторы, не учтённые при разработке плана

Разведка не справилась со своей задачей. Переданные ею данные не давали полного представления о том, как оборонялся остров Соммерс. Внутренняя структура возведённых на нём защитных сооружений не была представлена при разработке плана высадки десантников. Это во многом усложнило положение десантников. Кроме того, не приняли в расчёт и природные особенности, которыми обладал остров Соммерс.

Внутренняя геоструктура его весьма сложна. Изломанная береговая линия представляет собой нагромождение выступающих из воды скал, глубина вокруг которых достигает пяти метров. Десантные катера не могли вплотную подойти к суше, и многие бойцы, под тяжестью экипировки тонули, так и не достигнув берега. Это привело к совершенно неоправданной потере человеческих жизней. Не была обеспечена и радиосвязь с авиацией, поддерживающей с воздуха десант.

Выход в море десантных кораблей

Операция началась поздно вечером 7 июля 1942 года. Корабли с морскими пехотинцами вышли из Лавенсаари и взяли курс на остров Соммерс. Финский залив на пути их следования непрерывно контролировался группой самолётов, в обязанность которых входило предупредить моряков в случае появления противника. В это время советские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, наносили удар за ударом по острову. Их сменили штурмовики, производившие атаки с малых высот. В ответ финны открыли мощный зенитный огонь.

В зыбком свете белой ночи катера приблизились к острову, и началась высадка десанта. Оказалось, что пристать к скалистому берегу невозможно, и катера под огнём противника несколько раз повторяли попытку. При выгрузке утопили рацию, оставшись, таким образом, без радиосвязи. Еще не ступив на остров, отряд понёс первые потери. Огнём противника были повреждены два катера.

Неудачное начало операции

Десант на остров Соммерс высаживался несколькими партиями, по мере подхода судов. Воспетая поэтами белая ночь сослужила морякам плохую службу. Поверхность залива просматривалась на большом расстоянии, и каждый приближавшейся катер встречался огнём финской артиллерии. Один из них, пытаясь уйти от вражеских снарядов, напоролся на камни. С большим трудом удалось снять с него экипаж и вооружение.

Другим пришлось, неся потери, высаживать бойцов в местах, не предусмотренных составленным ранее планом. Начало операции не предвещало её благоприятного исхода - из двухсот пятидесяти двух участников операции на остров Соммерс высадились только сто шестьдесят четыре. Остальные либо погибли под огнём противника, либо утонули в балтийских волнах.

Финское командование, получив сообщение об атаке советских моряков, немедленно выслало на помощь гарнизону острова значительное подкрепление. В зону боевых действий были направлены две и пять сторожевых катеров. На пути к острову у них завязался бой с советскими торпедными катерами, которые, получив повреждения, так и не сумели остановить противника.

Захват опорного пункта финнов, и бои в воздухе

К этому времени десантникам удалось овладеть одним из опорных пунктов, которыми финны укрепили остров Соммерс. Бункер был захвачен, и в результате ожесточённого боя из двадцати шести его защитников в живых осталось только трое. Остальные были убиты. По плану, на этом этапе командующий операцией Левченко должен был выслать им подмогу, но, по непонятным причинам, он этого не сделал, чем поставил атакующих в тяжёлое положение.

К середине дня активные боевые действия разворачивались и в воздухе. Советские лётчики наносили массированные удары по позициям врага и по его кораблям. Финская же авиация пыталась атаковать подходившие к острову катера, часть из которых получила значительные повреждения. В результате авианалётов суда обеих сторон получили значительные повреждения.

Второй день штурма острова

К утру следующего дня боевая активность несколько снизилась. Это объясняется тем, что у советских катеров кончилось топливо, а финские моряки к тому времени расстреляли весь свой боекомплект. Но в это время к острову приблизился первый из спешивших на помощь финнам немецких кораблей. Это был тральщик М 18.

К девяти часам утра события стали разворачиваться в невыгодном для десантников направлении. При подходе к острову был подбит и затонул пытавшийся доставить боеприпасы, которые к тому времени были на исходе. Финнам же удалось на канонерской лодке «Турунмаа» и дополнительных катерах переправить на остров Соммерс роту подкрепления, состоявшую из ста девяти человек. Их появление сразу изменило баланс сил, обеспечив противника не только огневым, но и численным превосходством.

В середине дня началась высадка подошедшего к тому времени резерва, но проводилась она, по мнению военных историков, настолько непрофессионально и непродуманно, что в результате её итогом были только новые неоправданные жертвы. На самом же острове бой продолжался с прежней силой. Возникла острая необходимость подавить миномётную батарею врага, но из-за отсутствия связи десантники не могли связаться ни с авиацией, ни с экипажами катеров, находящихся поблизости.

В кольце вражеских кораблей

Тем временем остров Соммерс всё более плотным кольцом окружали подошедшие почти вплотную финские и немецкие суда. Их массированный огонь обрушился и на морских пехотинцев, ведущих бой на берегу, и на поддерживавшие их корабли. По данным, имеющимся в распоряжении военных историков, в ходе провалившейся операции по захвату этого стратегически важного острова были потоплены семь советских торпедных катеров и один катер «малый охотник». Кроме того, серьёзные повреждения получили канонерская лодка «Кама», базовый тральщик, а также многие торпедные и иные суда. В небе над островом было сбито четыре самолёта.

Печальный итог операции

Эта бездарно подготовленная и спланированная высадка десанта закончилась трагически. Остров так и остался в руках финнов до 1944 года. Потери нашей стороны, сведения о которых были опубликованы лишь в последние годы, составили триста пятьдесят девять человек убитыми и около сотни ранеными. Финская же сторона потеряла в этом бою сто двадцать девять человек.

Несмотря на то что операция по захвату острова была полностью провалена, в этом нельзя упрекнуть её непосредственных участников. Они до конца выполнили свой долг. Вина лежит на тех, кто направил людей на верную смерть, не снабдив их необходимыми средствами ведения боя, и не обеспечив должную поддержку крупных кораблей Балтийского флота.

Сегодня этот остров, ставший памятником всем, кто погиб на его скалистых берегах, посещается группами экскурсантов, поездки которых организуются российскими и финскими туристическими фирмами.

Рано утром, во второй день нашего "круиза" по "экзотическим" островам Финского залива мы отправились на остров Соммерс. В отличие от Мощного и Гогланда, это остров небольшой, каменистый с минимумом растительности и множеством живописных скалистых бухт.

На острове тоже есть маяк, но работает он в автоматическом режиме, - то есть смотрителя при нем нет, а обслуживанием и ремонтом оборудования как раз и занимается Гидрографическая служба, на судне которой мы и совершали наш "круиз". Рядом с маяком находится радиотехническая вышка, построенная в 2005 г. На ней установлено дорогущее оборудование для наблюдения за судами, находящимися во всей акватории Финского залива, несущее погранично-охранные функции. На вышке стоят датчики движения, реагирующие на приближение к ней ближе, чем на 30 метров, и посылающие моментальный сигнал на диспетчерские пункты С-Петербурга и Петергофа, а также пограничникам. В общем, враг не пройдет и границы Российской Федерации под надежной охраной!

Остров Соммерс отошел к России по Ништадтскому миру в 1721 г, а в 1723 г был пожалован Петром I своему шуту Яну Лакосте. Но после смерти царя, его шут не смог доказать свои права на остров (в жалованной грамоте вместо печати был приложен рубль), и Соммерс отошел в казну.

Маяк на острове был построен еще в 1808 г и модернизирован в 1866 г. Маяк разрушен в годы Второй Мировой войны, и в 1945 г построен заново.

Имеется на острове и недавно заброшенная пограничная застава с весьма приличной учебной базой




В декабре 1941 г советский гарнизон с острова был экакуирован, и Соммерс вскоре заняли финны. Остров они хорошо укрепили, устроили там наблюдательный пункт, построили ряд долговременных огневых точек и береговую батарею на орудия калибра 75 и 45 мм. ДОТы и орудийные дворики неплохо сохранились до наших дней.



Летом 1942 г командование Краснознаменным Балтийским Флотом решило отбить остров у финнов, высадив на него десант. Операцию готовил командир Кронштадтской военно-морской базы капитан I ранга И.Левченко (бывший вице-адмирал, разжалованный в капитаны за провал десантной операции в Керчи).

И вот из маневренной базы Балтийского флота на острове Lavensaari (Мощный) в ночь на 8 июля 1942 г вышло 4 сторожевых и 7 торпедных катеров. При поддержке с воздуха десант начал высадку на Соммерс около часа ночи. Но подойти вплотную к острову кораблям не было возможности, -

десантники начали высадку вплавь, финны открыли по ним огонь, обнаружив десант при свете летней белой ночи. В ходе обстрела около 70 десантников утонуло, не доплыв до острова. Финны выслали гарнизону острова подкрепление в виде двух канонерских лодок и авиации. Возле острова завязался морской и воздушный бой. Доплывшие до берега десантники штурмовали обрывистые скалы Соммерса под огнем финских ДОТов и батарей. Руководитель операции И.Левченко, получив сообщение о высадке десанта на остров, отказался выслать второй эшелон десанта до полного взятия острова. Вместо помощи десантникам, достигшим острова, он послал подкрепление в виде 4 торпедных и 5 сторожевых катеров и канонерской лодки "Кама". Но штурмующим финские укрепления бойцам это не помогло, - подойдя к Соммерсу, суда КБФ вступили в бой с отрядом немецких тральщиков, пришедших на помощь финнам. К вечеру обе стороны подтянули к острову подкрепления в виде судов с пехотой на борту. Корабли и авиация КБФ сразу вступали в бой с судами и самолетами противника и никак не влияли на происходящее на острове. Но все-таки 57 автоматчикам удалось вплавь добраться до острова. При штурме укрепленных скал 13 из них сразу были убиты. Немцам тоже удалось высадить на остров пару десятков бойцов. Под огнем финских ДОТов советские десантники гибли десятками. Бой на острове Соммерс и вокруг него продолжался до полудня 10 июля. Советский десант был уничтожен.

За двое суток было потоплено 7 советских торпедных катеров и один "малый охотник", повреждены 10 торпедных и 10 сторожевых катеров и один базовый тральщик. Финско-немецкий флот имел небольшие потери, а данные о потерях в живой силе очень сильно разнятся. Из десанта, достигшего Соммерса, выжил лишь один человек. Операция Балтийского флота закончилась ничем, - остров остался у финнов и был освобожден советскими моряками лишь в 1944 г

Бухты вокруг Соммерса усеяны костями советских моряков и обломками немецкой, финской и советской техники. Здесь раздолье для дайверов - любителей военной истории. Найденные ими артефакты последней войны пополнили коллекции многих военных музеев Северо-Западного региона России.
Мы "штурмовали" остров по обрывистым скалам, рискуя свернуть себе шею и плохо представляя, как можно такой штурм осуществить под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем противника.

Честь и слава советским морякам-десантникам, павшим смертью храбрых на острове Соммерс по причине глупости и недальновидности командования Балтийским флотом!

Продолжение следует...

28 июня в столице состоялся видеомост Москва – Пекин, посвященный итогам совместных российско-китайских исследований в рамках комплексной экспедиции РГО "Гогланд". Участники экологической вахты, проходившей с 5 по 15 июня 2017 года на острове Соммерс, рассказали о полученных научных результатах и поделились своими впечатлениями о прошедшей поездке.

Объектом изучения экспедиции "Гогланд" с 2013 года являются Внешние острова Финского залива, признанные настоящей Тerra Incognita Северо-Запада России. Расположенные в радиусе всего 200 км от Санкт-Петербурга острова в разное время принадлежали Швеции, Финляндии и России, но никогда не были предметом системных научных изысканий. Это открыло для современных исследователей уникальные перспективы в области географии, геологии, флоры и фауны, историко-культурного наследия.

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" экспедицию представили координатор проекта, советник главного редактора МИА "Россия сегодня" Алексей Савицкий, руководитель научно-исследовательской группы, географ Антон Юрманов, фотограф, бильд-редактор Русского географического общества Николай Разуваев и корреспондент МИА "Россия сегодня" Татьяна Жирова. В Пекине участие в телемосте приняли генеральный секретарь Географического общества Китая Чжан Гою, руководитель направления международного сотрудничества секретариата Географического общества Китая Чжан Сюаньцзы, представители Института географии и природных ресурсов Китайской академии наук Лю Сяоцянь и Чжу Хэ и сотрудник Пекинского университета У Сюйтун.

– В этом году экспедиция включает три острова: Большой Тютерс, Гогланд и Соммерс. Сейчас смена еще продолжается на Большом Тютерсе и Гогланде. Наша же часть на Соммерсе завершилась 15 июня. В этом году мы выбрали остров, который ранее не был задействован в экспедиции. Он необитаем, там нет постоянного населения, – рассказывают участники пресс-конференции.

Соммерс – небольшой остров длиной чуть меньше километра и шириной 450 метров, входящий в состав внешних островов Финского залива.

Руководитель научно-исследовательской группы Антон Юрманов отметил, что в ходе работы экспедиции было выполнено комплексное экологическое обследование острова Соммерс.

– Несмотря на небольшую территорию, на острове есть несколько типов природных комплексов: лесные сообщества, болота, пресные водоемы, луга, – рассказывает Антон.

По словам географа, ученые зафиксировали на Соммерсе около 150 видов высших растений, 25 видов птиц, два вида млекопитающих (северный кожанок и серый тюлень), два вида амфибий (тритон обыкновенный и жаба серая), а также рептилию – водяного ужа. Кроме того, остров располагается в зоне восточно-атлантического миграционного пути, и на нем возможны скопления птиц в период миграции.

Таким образом, по мнению ученых, есть все основания для создания на Соммерсе особо охраняемой природной территории.

Помимо исследования экологической ситуации члены экспедиции изучили сохранившиеся здесь объекты военного назначения времен Великой Отечественной войны, а также очистили Соммерс от мусора.

Завершая телемост, представитель Поднебесной Чжан Гою отметил, что еще в XX веке Русское и Китайское географические общества воплощали в жизнь совместные проекты. А в 2014 году между организациями было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проходят экспедиции и выставки. Китайские географы планируют пригласить коллег из России для участия в совместных экспедициях, теперь уже на территории Поднебесной.

Экспедиция проводится при участии Экспедиционного центра Минобороны России, МИА "Россия сегодня" и Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина при поддержке Администрации Ленинградской области, ФСК "ЕЭС" и других организаций.

(текст автров фотореп)
а тут что поместилось в псто:

Вот они скалы в северо-восточной оконечности, на которые пытались высадиться десантники в трех бальное волнение.

Камни в полосе прибоя все идеально обкатаны штормами, отполированы льдом. Покрыты тонким, почти незаметным глазу слоем сине-зеленых водорослей, которые живут в сухом виде, ожидая, когда штормовые волны принесут им живительную влагу. Но стоит попасть на них воде, все, амба - ноги разъезжаются. Не ходить, не выбраться из воды без посторонней помощи при волнении почти не возможно.

Скользкие прибрежные камни сыграли свою злую роль при высадке десанта на скалистый юго-восточный берег. Становится понятно, почему при высадке утопили большинство станковых пулеметов «Максим». А ещё все десантники были нагружены оружием и боеприпасами. К тому же их обстреливали с минометов, пушек и пулеметов весь финский гарнизон острова в 93 человека с суши, и финские канонерские лодки с моря.

На гранитных скалах до сих пор видны следы от разрывов снарядов.

В тот день были волнение силой три балла - это высота волны до 0.75 м. С масками и в ластах Женя и Саша обследуют подводную прибрежную часть места высадки десанта. Ищем предметы имеющие отношение к десанту, что бы выяснить место высадки и уточнить историю происходивших здесь событий.

Алексей сверяет наши и финские данные по потерям в людях и оружии. Сколько захватили финны пулеметов Максима. Вроде два. Значит, остальные восемь были утоплены при высадке. И немудрено. Вес Максима в сборе 70 кг, если даже снять тело пулемета со станка, то по отдельности все равно каждая часть весит более 30 кг.

Женя вынырнул и достал из под воды шести килограммовое бронзовое кольцевое крепление реверсивного редуктора. Через некоторое время нашел остатки оптического прибора, мелкие части от двигателя. Следы самих десантников пока не попались. Мешают искать ещё светло-зеленые водоросли, которые как ковровое длинношерстное покрытие плотно укрывает все дно у прибрежной части. Кругом шныряют мальки и прозрачные креветки. Вода прогрелась до 20-22 градусов. Потом нашли ещё несколько предметов: бронзовый вентиль с обломанной медной трубой, мелкие фрагменты двигателя.

Торпедный катер Г-5

У наших историков возникает дискуссия на тему как именно подходил к берегу торпедный катер Г-5. Алексей читает в документах, что при отходе после высадки десанта, торпедный катер вылетел на берег, так как муфта заднего хода левого двигателя была включена назад, а правого вперед. Пытаемся понять, как именно это выглядело исходя из увиденной расщелины, где был утоплен катер. Мог ли он зацепится за камень посредине маленькой бухты, в которой плавали с маской Саша и Женя. Какой при этом был ветер? Алексей тут же зачитывает, что северный и волнение 3 балла, соответственно были проблемы с подходом к берегу.

И почему остатки этого катера лежат в другой части острова? Пришли к выводу, что финны после войны перетащили остатки катеров в более удобное место для вытаскивания на берег и последующей разделки на вторсырье.

Третий день - среда.

В среду после завтрака, вооружившись финскими военными фотографиями, отправляемся на поиск братской могилы.

Пол дня занимались привязкой к местности по военной финской фотографии. Прикидывали и так и этак. Ориентировались по конфигурации камней и расположению финских столбов и сарая для лодочных принадлежностей. Сейчас их конечно нет. Поэтому искали в скалах выдолбленные лунки для установки столбов. Определили предположительно место, с помощью кирки и лопат начали долбать ямы в гальке. Из оргстекла, найденного на третьем этаже в локаторном посту, изготавливаем специальный планшет, процарапывая с помощью кончика ножа основные контуры фотографии. Что бы прямо сквозь оргстекло накладывать контур фотографии на местность. Чем и занялись после обеда. Алексей Мухин, к этому времени уже выдолбил в каменной осыпи из булыжников яму глубиной около метра. Ради копания ямы, даже отказался идти на обед и нещадно обгорел на солнце. Абрис на оргстекле позволил более точно определить возможное расположение братской могилы.

Расставляли вешки в месте где стоял лодочный сарай

и столбы телефонной связи.

Решено было копать ещё одну яму в камнях рядом, в полутора метрах.

Работали так: один киркой разрыхлял камни, после чего крупные камни выкидывали руками, а мелочь выкидывалась лопатой.

Загребая с размаху камни, от калёной лопаты стоял такой звон, что было трудно между собой разговаривать. Группа военных корреспондентов на жаре, обливаясь потом, снимала процесс. Володя и Игорь, по очереди таскали на плече тяжеленую камеру и треногу к ней. Игорь присоединился к нам и с киркой, а потом и с лопатой в руках помогал нам как мог. Каторжная работа продолжалась до вечера и тут Алексею попалась маленькая косточка-фаланга от человеческого пальца. Рядом была найдена сгнившая стальная гильза от трехлинейки.

С утроенной энергией стали срывать перемычку между ямами и через два часа ямы превратились в «окоп для стрельбы с лошади стоя». Однако, больше ничего не нашлось. Было ясно, что мы где-то совсем рядом. Но где? Братское захоронение не может быть маленькой и ее трудно потерять. Более тщательно изучая замусоренную пограничниками территорию галечного перешейка, обнаружили четыре сгнившие солдатские кружки с надписью ЛМЗ (Лысьевский Металлический Завод), горлышко от советской довоенной фляжки и несколько скрюченных и ссохшихся от времени ботинок, подозрительно похожих на морские ботинки времен войны.

На прибрежной части, под кучей современного металлического мусора обнаружили куски от военного катера.

Скоростные винты сделанные из стали. Видно, что сделан в военное время. Два мощных рулевых вала. Деревянный корпус.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941–1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.

А вот загадочный предмет вблизи, похожий на приемник от Максима, среди мальков и Балтийских креветок.

Отдельные части торпедного катера Д-3 № 22, поднятые из-под воды.

Остатки гребных валов, с бронзовой втулкой.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941-1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.



Похожие публикации