Действия без приказания по борьбе с водой. Борьба экипажа с поступлением воды внутрь судна

Непотопляемостью называется способность судна после затопления части помещений сохранять достаточную плавучесть и остойчивость. Непотопляемость, в отличие от плавучести и остойчивости, не является самостоятельным мореходным качеством судна. Непотопляемостью можно назвать свойство судна сохранять свои мореходные качества при затоплении части водонепроницаемого объема корпуса, а теорию непотопляемости можно характеризовать как теорию плавучести и остойчивости поврежденного судна.

Судно, обладающее хорошей непотопляемостью, при затоплении одного или нескольких отсеков должно, прежде всего, оставаться на плаву и обладать достаточной остойчивостью, не допускающей его опрокидывания. Кроме того, судно не должно утрачивать ходкость, которая зависит от осадки, крена и дифферента. Увеличение осадки, значительный крен и дифферент повышают сопротивление воды движению судна и ухудшают эффективность работы винтов и судовых механизмов. Судно должно также сохранять управляемость, которая при исправном рулевом устройстве зависит от крена и дифферента.

Непотопляемость является одним из элементов живучести судна, поскольку потеря непотопляемости связана с тяжелейшими последствиями – гибелью судна и людей, поэтому ее обеспечение является одной из важнейших задач, как для судостроителей, так и для экипажа. На практике непотопляемость обеспечивается на всех этапах жизни судна: судостроителями на стадиях проектирования, по-

стройки и ремонта судна; экипажем в процессе эксплуатации неповрежденного судна; экипажем непосредственно в аварийной ситуации. Из такого подразделения следует, что непотопляемость обеспечивается тремя комплексами мероприятий:

Конструктивными мероприятиями, которые проводятся при проектировании, постройке и ремонте судна;

    организационно-техническими мероприятиями, которые являются предупредительными и проводятся во время эксплуатации судна;

    мероприятиями по борьбе за непотопляемость после аварии, направленными на борьбу с поступлением воды, восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна.

§ 9.2. Принципы обеспечения непотопляемости

9.2.1. Конструктивные мероприятия. Эти мероприятия осуществляются на стадиях проектирования и постройки судна и сводятся к назначению таких запасов плавучести и остойчивости, чтобы при затоплении заданного числа отсеков изменение посадки и остойчивости аварийного судна не выходило из минимально допустимых пределов. Наиболее эффективным средством для использования запаса плавучести при повреждении корпуса, является деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками и палубами. Действительно, если судно не имеет внутреннего подразделения на отсеки, то при наличии подводной пробоины корпус заполнится водой и судно не сможет использовать запас плавучести. Деление судов на отсеки производится в соответствии с частьюV“ Правилклассификации и постройки морских судов”Морского Регистра Судоходства. Ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки, положение которой фиксируется в судовой документации, называетсягрузовой ватерлинией деления на отсеки . Ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких отеков называетсяаварийной ватерлинией . Судно утрачивает запас плавучести, если аварийная ватерлиния совпадает спредельной линией погружения – линией пересечения наружной поверхности настила палубы переборок с наружной поверхностью бортовой обшивки у борта. Наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения представляет собойдлиной деления судна на отсеки . Подпалубой переборок понимают самую верхнюю палубу, до которой до-

водятся поперечные водонепроницаемые переборки по всей ширине судна.

Количество воды влившейся в поврежденный отсек судна определяется с помощью коэффициента проницаемости помещения μ – отношение объема, который может быть заполнен водой при затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения. Регламентируются следующие коэффициенты проницаемости:

Для помещений, занятых механизмами – 0,85;

Для помещений занятых грузами или запасами – 0,6;

Для жилых помещений и помещений, занятых грузами, имеющими высокую проницаемость (порожние контейнеры и др.) – 0,95;

Для пустых и балластных цистерн – 0,98.

Важной характеристикой непотопляемости судна является предельная длина затопления , под которой понимают наибольшую длину условного отсека после затопления которого, при коэффициенте проницаемости равном 0,80, при осадке соответствующей грузовой ватерлинии деления судна на отсеки и при отсутствии исходного дифферента, аварийная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения.

Важным конструктивным мероприятием по обеспечению непотопляемости является создание прочных и водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин), установленных по контуру водонепроницаемого отсека, которые должны хорошо работать при крене, дифференте и морском волнении. Для всех дверей скользящего и навесного типа в водонепроницаемых переборках должны быть предусмотрены индикаторы, находящиеся на ходовом мостике и показывающие их положение. Водонепроницаемость и прочность судна должна быть обеспечена не только в подводной части, но и в надводной части корпуса, так как последняя определяет запас плавучести, расходуемый при повреждении.

Для активной борьбы экипажа за непотопляемость на судне также предусматривается:

Создание судовых систем (креновой, дифферентной, водоотливной, осушительной, перекачки жидких грузов, затопления, спускной и перепускной, балластировки);

Снабжение аварийным имуществом и материалами.

Такие закрытия, системы и механизмы должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их правильное использование с максимальной эффективностью. Места сосредоточения аварийных средств называются аварийными постами . Это могут быть специальные помещения или кладовые, ящики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска судовых систем.

9.2.2. Организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия по обеспечению непотопляемости проводятся экипажем судна в процессе эксплуатации с целью предупреждения поступления воды в отсеки, а также сохранения посадки и остойчивости судна, предотвращающих его затопление или опрокидывание. К числу таких мероприятий относятся:

Правильная организация и систематическая подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость;

Поддержание всех технических средств борьбы за непотопляемость, аварийного снабжения в состоянии, гарантирующем возможность немедленного их использования;

Систематическое наблюдение за состоянием всех корпусных конструкций в целях проверки их износа (коррозии), замена отдельных элементов конструкций при текущем или среднем ремонте в случае превышения установленных норм износа;

Планомерная окраска корпусных конструкций;

Устранение перекосов и провисание водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

Контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна;

Строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких топлива;

Раскрепление грузов по-походному и предотвращение их перемещения при качки (особенно поперек судна);

Компенсация потерь остойчивости, вызванных обледенением судна, путем приема жидкого балласта и проведением мероприятий по удалению льда (скалывание, смывание горячей водой);

9.2.3. Борьба за непотопляемость. Под борьбой за непотопляемость понимается совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и возможное восстановление запасов плавучести и

остойчивости судна, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход и управляемость.

Борьба за непотопляемость осуществляется немедленно после получения судном повреждения и складывается из борьбы с поступающей водой, оценки его состояния и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

9
.2.3.1. Борьба с поступающей водой
состоит в обнаружении поступления воды внутрь судна, осуществлении возможных мероприятий по предотвращению или ограничению поступления и дальнейшего распространения забортной воды по судну, а также по ее удалению. При этом принимаются меры по восстановлению непроницаемости бортов, переборок, платформ, обеспечению герметичности аварийных отсеков.

Рис.73. Деревянные клинья и пробки: Рис.74. Прижимные болты:

а,б,в – клинья; г,д – пробки а – с откидной скобой;

б, в – крючковые

Малые пробоины, разошедшиеся швы, трещины заделывают деревянными клиньями и пробками - чопами (рис.73). На пробоины большего размера ставят жесткий металлический пластырь или мат, придавленный щитком. Для их крепления в комплект аварийного имущества входят специальные болты и струбцины, распорные брусья и клинья (рис.7477). Заделка пробоины описанными способами является временной мерой. После откачки воды окончательное восстановление герметичности осуществляется путем бетонирования пробоины - постановки цементного ящика. Успешность заделки пробоины малого размера зависит от места их расположения (надводные или подводные), от доступности пробоины изнутри судна, от ее формы и расположения краев разорванного металла (внутрь корпуса или наружу).

Рис.75. Металлические пластыри:

а
– клапанный; б – с прижимным болтом; 1 – коробчатый корпус; 2 – ребра жесткости; 3 – гнездо для раздвижного упора; 4 – патрубки с заглушками для стержней крючковых болтов; 5 – клапан; 6 – рымы для крепления подкильных концов; 7,8 – прижимной болт с откидной скобой; 9 – гайка с ручками; 10 – прижимной диск.

Рис.76. Металлический раздвижной упор:

1,8 – подпятники; 2,3 – гайки с рукоятками; 4 – штырь; 5 – наружная трубка; 6 – внутренняя трубка; 7 – шарнир

В смежные с аварийным отсеком помещения, вода может поступать в результате ее фильтрации через различные неплотности (нарушения герметичности переборочных сальников трубопроводов, кабелей и т.п.). В таких случаях герметичность восстанавливают конопаткой, клиньями или пробками, а сами переборки подкрепляют аварийными брусьями, чтобы предотвратить их выпучивание или разрушение.

Мягкие пластыри (рис.78) являются основным средством для временной заделки пробоин, так как могут плотно прилегать по обводам корпуса судна в любом месте.

Рис.77. Аварийная струбцина:

а
– с захватами за шпангоуты швеллерного типа; б – захват для шпангоутов бульбового типа; 1 – струбцина; 2 – прижимной винт; 3 – рукоятки прижимного винта; 4 – гайка-ползун; 5 – стопорные винты; 6 – болты, скрепляющие две планки швеллера; 7- захват

Рис.78. Пластыри:

а – учебный; 1- парусина; 2 – прошивка; 3 – ликтрос; 4 – угловые коуши; 5 – кренгельс для контрольного конца; б – шпигованный: 1 – парусиновая покрышка из двух слоев; 2 – мат шпигованный; 3 – прошивка; 4 – коуш угловой; в – облегченный: 1 – коуш угловой; 2 – ликтрос; 3 – карман для рейки; 4 – рейка распорная из трубы; 5,7 - слои парусины; 6 – войлочная прокладка; г – кальчужный: 1,2 – двойной слой парусиновой подушки; 3 – ликтрос пластыря; 4 – кольцо сетки; 5 – шайба парусиновая; 6 – ликтрос сетки

9.2.3.2. Оценка состояние поврежденного судна и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению производится в ходе борьбы за непотопляемость в целях определения угрожающей опасности, возможностей улучшения его положения и выработки способов борьбы за непотопляемость.

Восстановление остойчивости представляет комплекс мероприятий (удаление фильтрационной воды, прием водяного балласта и др.), которые обеспечивают устойчивое равновесие поврежденного судна и увеличивают сопротивляемость его наклонениям.

Спрямлением судна называется устранение или уменьшение до допустимых пределов крена и дифферента.

Судно при затоплении отсеков может потерять как плавучесть, так и остойчивость. Опрокидывание судна может произойти вследствие несимметричного затопления отсеков или наличия больших свободных поверхностей влившейся воды. Процесс гибели судна из-за потери плавучести протекает намного медленнее, чем при потере остойчивости. Потеря остойчивости происходит всегда внезапно и обычно связана с гибелью людей.

При должной организации борьбы за непотопляемость поврежденному судну, обеспечивают остойчивость вплоть до полного расходования запаса плавучести. В соответствии с образным выражением академика А.Н. Крылова, «… необходимо, чтобы корабль тонул, не опрокидываясь».

Для руководства вахтенного помощника капитана на ходовом мостике должна постоянно висеть или находиться под рукой схема, ясно показывающая для каждой палубы границы водонепроницаемых отсеков, расположение в них отверстий и средств их закрытий с указанием расположения органов управления этими средствами, а также устройства для выравнивания любого крена. Кроме того, в распоряжении командного состава должны иметься буклеты, содержащие упомянутую выше информацию

Полноценность руководства борьбой за непотопляемость судна определяет исход аварии. Все лица командного состава обязаны в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, мероприятия по обеспечению непотопляемости, действия в аварийных ситуациях и строго их выполнять.

К аварийному имуществу относятся: аварийный инвентарь (пластыря со снаряжением, упоры раздвижные, струбцины аварийные, водоотливные средства, легководолазное снаряжение, специальный инструмент) и аварийный материал (брусья, доски, клинья, пробки, цемент, песок, сурик, жир животный, парусина, войлок и т.п.)

Водолазное снаряжение предназначено для выполнения водолазных работ как за бортом, так и внутри затопленных отсеков. В комплект снаряжения входят: аппарат дыхательный воздушный АВМ-1 с принадлежностями или АВМ-1м-2, АВМ-4-1; гидрокомбинезон ГК-2 или ГКП-4м, ГК-6-1; бельё водолазное (чулки, подшлемник, свитер, рейтузы, перчатки); нож водолазный в чехле; спусковой конец длиной 50м; сигнальный конец длиной 80м.

Дополнительное снабжение на пассажирских судах и судах специального назначения сверх аварийного имущества состоит из переносного автогенного агрегата для резки с комплектом заряженных газовых баллонов; ручного гидравлического домкрата на 50кН; кузнечной кувалды; кузнечного зубила; 2-х ломов; домкратов на 9,8кН и19,6кН.

Аварийные пробки применяют для заделки круглых пробоин, отверстий, обрывов участков трубопроводов и т.п. Для заделки иллюминаторных отверстий пробки делают по диаметру этих отверстий.

Аварийные клинья предназначены для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, крепления щитов, пластырей, для заделки трещин и разошедшихся швов корпуса.

Аварийные брусья применяют как упоры для подкрепления переборок, палуб, платформ, дверей, крышек люков, для крепления деревянных пластырей и щитов на пробоинах.

Аварийные доски служат для изготовления щитов, деревянных пластырей, опалубки при заделке пробоин бетонированием и разных прокладок.

Деревянный пластырь с мягкими бортами изготовляют из 2-х слоёв досок с прослойкой из парусины. Слои досок кладут перпендикулярно между собой и скрепляют гвоздями.

Парусиновую прослойку берут с припуском на каждую сторону по 150-300мм. С помощью этих припусков образуют мягкие борта, в которые вставляют валики просмоленной кудели. Свободные кромки парусины после обтягивания ими валиков кудели закрепляют на внутренней поверхности пластыря гвоздями. Пластырь может быть прижат к пробоине деревянными упорами с клиньями, раздвижными металлическими упорами и универсальными струбцинами.

Универсальные струбцины служат для крепления деревянных пластырей. Балки струбцины состоит из 2-х швеллеров, соединённых со стопорными винтами, и 1-ой или 2-х гаек-ползунов с прижимным винтом в каждой. Захваты для шпангоутов угловых профилей изготавливают в виде гаков, для шпангоутов бульбовых профилей – в виде 2-х храпцев. Рабочие части смазывают солидолом.

Раздвижные металлические упоры употребляют вместо брусьев и клиньев для поджатия деревянных пластырей к пробоине и для подкрепления переборок и других конструкций. Рабочие поверхности смазывают солидолом.

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи "Аварийный пост". Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Маневрирование повреждённым судном

Если судно получило какие-либо повреждения в открытом море, важным условием предупреждения его гибели является умелое маневрирование. В результате повреждений судно может получить большой крен, надводные пробоины вблизи ватерлинии, и вследствие этого, как правило, остойчивость его понижается. Поэтому необходимо избегать, особенно на большом ходу, резких перекладок руля, вызывающих дополнительные кренящие моменты.

Если поврежденное судно имеет значительный крен, не поддающийся уменьшению, то капитан обязан маневрировать так, чтобы во избежание опрокидывания повышенный борт судна оказался не наветренным, особенно когда ветер достигает штормовой силы или имеет шквалистый характер. В штормовую погоду изменением скорости и курса относительно волны можно существенно уменьшить амплитуду качки, избежать резонанса, а также возможной потери остойчивости на попутном волнении, наиболее вероятной при длинах волн, близких к длине судна.

Если повреждения, полученные судном во время плавания, настолько велики, что судовыми средствами экипаж не может справиться с поступающей водой, разумнее всего посадить судно на мель. По возможности нужно выбрать берег, который имеет отлогий склон, песчаный или другой подобный грунт без камней. Желательно также, чтобы в районе посадки не было сильных течений. Вообще лучше выброситься на мель в любом месте (если это не угрожает явной гибелью судну), чем предпринимать попытки дойти до подходящего берега и подвергать судно риску затопления на большой глубине.

Чтобы судно не получило новых повреждений от ударов о грунт в штормовую погоду, его нужно закрепить на мели, например, завозом якорей или дополнительным затоплением отсеков.

Когда все повреждения будут заделаны, приступают к откачке воды из затопленных отсеков. В первую очередь вода должна быть полностью удалена из отсеков, имеющих наибольшую ширину. Если пренебречь этой рекомендацией, в процессе всплытия судна его остойчивость снова может ухудшиться от наличия свободных поверхностей.

2.4 Средства борьбы с водой на морских судах

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи "Аварийный пост". Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Безопасность жизнедеятельности на производстве

Ряд операций технологических процессов производства легкой промышленности сопровождается шумом и вибрацией, в настоящее время технически трудно устранимыми...

Борьба за живучесть судна

Одним из важнейших элементов живучести судна является его непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса, вызвавшего затопление одного или нескольких отсеков...

Расчетное избыточное давление взрыва Р для веществ и материалов, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, определяется по приведенной выше методике...

Личные отношения студента к здоровью как условия формирования здорового образа жизни

Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным сред-ством закаливаниями оказывает гораздо большее термическое воздействие...

Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах

Каждый несчастный случай происходит, как правило, не по одной какой-либо причине, а по нескольким взаимосвязанным. Причины несчастных случаев разделяют на шесть групп: организационные, конструктивные, технологические, эксплуатационные...

Опасности, распространяемые грызунами

Мероприятия по борьбе с грызунами это: полное уничтожение грызунов на объектах любой сложности и профилактические работы - постоянная борьба за свободу и чистоту ваших предприятий, организаций, дач, домов и квартир...

Опасности, распространяемые тараканами

Одним из самых распространенных заблуждений является то, что тараканов можно уничтожить навсегда, один раз обработав свою квартиру - это практически невозможно! Избавившись от насекомых...

Ежегодно в зависимости от погодных условий в Российской Федерации возникает от 10 до 40 тыс. лесных пожаров на площади от нескольких сот до 10 миллионов гектаров. Только в субъектах Сибирского федерального округа лесные пожары угрожают 4 тыс...

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области

Статистика ЧС показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций составляет приблизительно 24% от общего числа ЧС природного характера. К природным относятся лесные, степные, торфяные, ландшафтные пожары...

Основные требования по охране труда и окружающей среды

Шум представляет собой беспорядочные, неритмичные сочетания звуков различной силы и частоты, вызывающие неприятное слуховое ощущение. Звук - это колебательное движение материальных частиц, волнообразно распространяющихся в пространстве...

Охрана труда на морском транспорте

На флоте наиболее распространенным способом получения опресненной воды является дистилляция. Установки обычно состоят из двух частей: испарителя, где происходит выпаривание морской воды, и конденсатора...

Пожар и взрыв, их причины и последствия

Обеспечение безопасности сводится к решению следующих основных задач: предотвратить взрыв; быстро потушить возникшее загорание; не допустить распространение огня в смежные помещения; эвакуировать из опасной зоны детей и взрослых; если не...

Причины возникновения терроризма и защита от него

Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества...

Производственный шум

Выбор мероприятий по ограничению неблагоприятного действия шума на человека производится исходя из конкретных условий: величины превышения ПДУ, характера спектра, источника излучения...

Улучшение санитарно-гигиенических условий в переплетном цехе типографии

Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия как технического, таки медицинского характера...

В целом борьба за непотопляемость включает два основных комплекса мероприятий:

1) Ликвидация водотёчности (борьба с водой).

2) Восстановление остойчивости и спрямление повреждённого судна.

Ликвидация водотёчности -- мера борьбы экипажа за непотопляемость судна под руководством капитана в соответствии с судовыми оперативными планами по борьбе за живучесть и информацией об остойчивости и посадке судна.

Общая организация борьбы за непотопляемость включает в себя следующие алгоритмы действий экипажа:

1. Обнаружение поступления воды внутрь судна.

Это возможно по явным или косвенным признакам. Как правило, явные признаки (поступление воды через пробоину) не представляется возможным зафиксировать, но по косвенным признакам обнаружить аварийную ситуацию, связанную с затоплением судна, возможно (отпотевание переборок, палуб; шум воздуха, выходящего через воздушные, измерительные трубы, через переборочные сальники электрокабелей; шум поступающей воды в отсек; фильтрационная вода в смежных с аварийным отсеках; прогиб переборок; глухой звук, издаваемый переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом и т.п.).

2. Оповещение и доклад.

Первый, заметивший на судне указанные явные или косвенные признаки поступления воды, должен в первую очередь всеми возможными средствами доложить на ГКП (главный командный пункт), используя средства связи, сигнализацию или посыльных. Объявить голосом "Аварийная тревога" в том случае, если рядом имеются люди.

3. Объявление общесудовой тревоги.

Получив информацию об аварийной обстановке на судне вахтенный помощник капитана обязан объявить общесудовую тревогу с возможным пояснением района поступления воды.

4. Выявление места, размера и характера повреждения.

С этой целью производится разведка района повреждения (если это возможно).

Обследуются помещения для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждения корпуса судна, устанавливаются границы затопленного района.

В этой связи целесообразно учитывать классификацию пробоин.

Классификация пробоин

Заделка любого повреждения корпуса судна начинается с определения характера повреждения и степени опасности для судна, его размеров, расположения относительно ватерлинии. Пробоины классифицируются по следующим признакам:

A) По размерам:

малые пробоины, включая забортные отверстия, площадью 0,05 м 2 (диаметром 25 см);

средние пробоины, а также другие отверстия, площадью 0,10-0,50 м 2 ;

большие пробоины, в том числе лазы, двери горловины площадью до 2 м 2 ;

очень большие пробоины площадью более 2 м 2 .

Б) По характеру и степени опасности для судна:

значительные повреждения (большие пробоины в подводной части судна -- затопление отсека в течение нескольких секунд или минут);

незначительные повреждения (трещины, свищи, гофры -- фильтрация, медленное распространение воды, повреждения систем, нарушение непроницаемости палуб, переборок).

B) По расположению пробоин относительно действующей ватерлинии:

подводные пробоины;

надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

надводные пробоины в районе ватерлинии.

5. Определение количества воды, поступающей внутрь судна (табл. 1).

Таблица 1

Количество забортной воды (м 3), поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины на различных глубинах за 1 час

Глубина пробоины м (футы)

Площадь пробоины, м2

Малые пробоины

Средние пробоины

Большие пробоины

Водотечная пробоина характеризуется двумя основными величинами: площадью (размером) пробоины и гидростатическим напором воды (расстояние от поверхности воды до центра пробоины). По этим величинам судят о возможности заделки пробоины, определяют количество влившейся воды и скорость затопления отсека, а также вычисляют время, за которое аварийное помещение заполнится водой.

Количество воды, поступающей в отсек при постоянном напоре определяется по формуле:

где Q - количество воды, поступающей через пробоину, м 3 /с;

м - коэффициент истечения, принимаемый равным 0,65-0,75 (для больших пробоин значения коэффициента больше);

щ - площадь пробоины, м 2 ;

g - ускорение силы тяжести (9,81 м/с 2);

Н - глубина центра пробоины от уровня воды, м.

При переменном напоре количество воды, поступающей в отсек определяется по формуле:

где h - подпор, то есть отстояние центра пробоины от уровня воды в отсеке, м.

Время затопления отсека до уровня забортной воды в минутах приближённо можно определить по формуле:

где V - фактический объем отсека, м 3 ;

Q - количество воды, поступившей в отсек, м 3 /с;

К - коэффициент проницаемости отсека.

Коэффициенты проницаемости для различных помещений различны, но стандартно считается, что:

для помещений, занятых механизмами, он равен 0,85;

для жилых помещений -- 0,95;

для пустых рефрижераторных трюмов -- 0,98;

для трюмов с сыпучими грузами -- 0,60;

танки, заполненные жидкими грузами, -- 1,0;

отсеки междудонные и бортовые -- 0,97;

помещения, загруженные, к примеру:

бочками -- 0,3;

консервами в ящиках -- 0,2;

маслом в ящиках -- 0,29;

мукой в мешках -- 0,6.

6. Прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения её по судну.

Здесь необходимо учитывать то, что заделать пробоину, даже малых размеров, первоначально насухо не представляется возможным, а ограничить поступление воды в аварийный отсек с тем, чтобы с откачкой справились водоотливные средства, возможно.

Заделка пробоин или повреждений на судне осуществляется с помощью аварийного снабжения, имеющегося на отечественных судах в соответствии с табелем снабжения. Наличие и полный перечень такого имущества определяется на судах РФ требованиями Регистра и зависит от типа судна. Хранится аварийное имущество на постах борьбы за живучесть, отличительная окраска постов и аварийного имущества -- синяя. Условия хранения различных видов аварийно-спасательного имущества (АСИ) должны обеспечивать их сохранность и доступность, использование АСИ разрешено только по прямому назначению (для тренировок необходимо иметь учебное аварийное имущество) и, при использовании, должно пополняться в первом порту захода до требуемых норм.

В состав аварийного снабжения входит:

аварийный инвентарь: раздвижные упоры, домкраты, струбцины, крючковые болты, болты с поворотными головками, клапанные металлические пластыри, деревянные пластыри с мягкими бортами, универсальные заглушки с тремя захватами, бугеля, хомуты и другие специальные приспособления;

аварийные материалы: деревянные пробки, клинья, доски, брусья, цемент, песок, сурик, жир технический, пакля, гвозди, скобы, жидкое стекло и другие материалы, оговорённые требованиями Регистра и, дополнительно к ним, предусмотренные экипажем судна;

аварийный инструмент: определённые нормами Регистра такелажный и слесарный наборы инструментов.

Кроме того, для временной заделки больших пробоин на судах предусматривается наличие мягких пластырей, тип пластыря для данного судна определяется Регистром в зависимости от длины судна. Различают следующие типы пластырей:

кольчужный пластырь -- предназначен для судов длиной более 150 м, имеет стандартные размеры 4,5x4,5 или 3,0x3,0 м, усиленную прочность и карманы для установки ребер жёсткости;

облегчённый пластырь -- предназначен для судов от 70 до 150 м, стандартный размер 3,0x3,0 м;

шпигованный пластырь -- предназначен для судов от 24 до 70 м, стандартный размер 2,0x2,0 м;

учебный пластырь или пластырь Макарова -- применяется на всех судах в качестве учебного, но может применяться в необходимых случаях для заделки пробоин, размер 2,0x2,0 м;

деревянный пластырь с мягкими бортами -- предназначен для заделки малых и средних пробоин на плоских и имеющих малую кривизну участках обшивки, стандартные размеры 55x250x250 мм и 125x400x600 мм, в случае необходимости деревянные пластыри изготовляются по месту непосредственно на борту судна.

Недопущение распространения воды в смежные с аварийным отсеком обеспечивается усилением прочности переборок, палуб, то есть подкреплением, используя аварийный лес, раздвижные металлические упоры. С этой целью создаются рубежи обороны по борьбе с водой (РОВ-1 и РОВ-2 резервный).

Рис. 1. Установка рубежей обороны по борьбе с водой на судне: ВЛ -- ватерлиния; ВНП -- водонепроницаемые переборки; РОВ -- рубеж обороны по борьбе с водой

Первый рубеж создаётся по внешним границам непроницаемых переборок (рис. 1), палуб и платформ затопленных помещений, второй рубеж -- по внешним границам непроницаемых помещений, смежных с затопленными отсеками. На РОВ-1 рекомендуется:

поддерживать непроницаемость контура по границе рубежа;

подкрепить повреждённые непроницаемые переборки, палубы, закрытия;

подготовить к действию средства водоотлива и осушения, запуск только по приказанию с ГКП;

установить наблюдение за водонепроницаемостью на границе рубежа;

отключить электропитание оборудования, оказавшегося затопленным или под угрозой затопления и неприспособленного к использованию под водой;

отключить поврежденные участки трубопроводов судовых систем, проходящих через затопленные отсеки;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой. На РОВ-2 необходимо:

поддерживать непроницаемость контура на границе рубежа;

установить подкрепления на деформированные непроницаемые закрытия;

подготовить стационарные и переносные водоотливные средства аварийно-спасательного имущества к немедленному действию;

удалить фильтрационную воду;

установить наблюдение за состоянием непроницаемости конструкций на рубеже;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой.

7. Восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна.

8. Удаление забортной воды из затопленного отсека (после заделки пробоин) и фильтрационной воды из смежных отсеков.

Учитывая конструкцию судна, необходимо для откачки воды использовать не только водоотливные средства, но и применять перепуск и перекачку воды в нижние отсеки (трюм).

9. Спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости.

Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рекомендуют проводить мероприятия в следующем порядке:

прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на повреждённый борт;

удалить воду из не полностью затопленных помещений с большими свободными поверхностями, расположенных до аварии выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить в нижние помещения;

осушить повреждённый отсек и смежные с ним помещения после заделки пробоин;

переместить вниз твёрдые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;

провести балластировку судна.

Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместительности в танки с меньшей вместительности до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки, симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков, смежных с затопленным отсеком.

Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки минимальных объёмов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, то есть для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удалённые от диаметральной плоскости танки, а для уменьшения дифферента -- наиболее удалённые от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки и в первую очередь использоваться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что спрямление необходимо проводить только при положительной остойчивости аварийного судна. Уменьшение крена следует проводить по этапам до 5°, с целью недопущения переваливания судна на другой борт. Продольное спрямление (уменьшение дифферента) аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно -- для обеспечения хода и управляемости судна, а также, если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголение винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за углом крена, не допуская его увеличения.

После спрямления аварийного судна нужно учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести.

10. Обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

При этом необходимо учитывать состояние главных и вспомогательных двигателей, рулей и винтов, в целом судна, а также погодные условия .



Похожие публикации