Где чаще всего происходит турбулентность ясного неба. «Есть одна ТЯН»: что такое турбулентность ясного неба

Рейс "Аэрофлота" Москва-Бангкок, на борту которого пострадали непристегнутые пассажиры, попал в "турбулентность ясного неба" - она настолько непредсказуема, что у экипажа не было времени предупредить пассажиров и бортпроводниц.

"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как «турбулентность ясного неба». Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места",- заявили в "Аэрофлоте".

И действительно, в мировой авиации ежегодно фиксируется более 750 случаев попадания самолетов всех классов и размеров в "турбулентности в ясном небе".

"В 3.38 мск экипаж произвел благополучную посадку в аэропорту Бангкок, пострадавшим оказана помощь",- рассказали в авиакомпании. Консульский отдел посольства России уже сообщил, что "из 313 пассажиров самолета 27 пассажирам понадобилась медицинская помощь, они были доставлены в больницы Бангкока. На данный момет, 11 человек уже выписаны.

Также компания со ссылкой на врачей также опровергла информацию некоторых СМИ о том, что несколько пассажиров получили компрессионный перелом позвоночника, зато подтвердила, что "несколько пострадавших были экстренно прооперированы. "Таиландские медики заверили нас, что угрозы жизни ни одному из пострадавших сейчас нет",- добавили в национальном авиаперевозчике, который обязался оплатить лечение всем пострадавшим.

"Получившие травмы пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности в момент попадания в "воздушную яму", некоторые ходили по салону",- поделились сотрудники "Аэрофлота" . Они также сообщили, что несмотря на ощущения, будто "самолет разваливался", он не понес никакого ущерба и уже вылетел обратно в Москву.

"Чем ближе к хвосту, тем сильнее были удары. Когда мы просили посмотреть, что произошло с людьми в хвостовой части самолета, это было ужасное зрелище: кровь на потолке, на полках, люди со сломанными носами. Все это было видно невооруженным взглядом издалека. Удержаться было практически невозможно. Казалось, если эти толчки не остановятся, то мы просто упадем. К счастью, после пятого-шестого толчка все прекратилось. Это было очень страшное зрелище, такое, что люди просто плакали и теряли сознание от стресса",- рассказала vesti.ru одна из пассажирок.

"Инцидент произошел перед снижением и посадкой, потому многие не были пристегнуты. По ощущениям, лайнер подбросило вверх на 100-200 метров,а над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски",- добавляют очевидцы.

"Кровь была повсюду: и на подлокотниках, и на потолке, о который ударялись. Поскольку я связана с медициной, то не могла, конечно, просто так сидеть на месте",- рассказала Life девушка-медик, которая помогла бортпроводникам осмотреть и полечить травмированных. Кабинный экипаж выдал ей аптечку, с которой она "обошла всех травмированных".

"Когда оказала первую помощь и от меня уже ничего не зависело, оставалось ждать посадки и скорую",- скромно поделилась она. Кстати, как выяснилось, Таиланд "протормозил" и после посадки в Бангкоке "на взлетно-посадочной полосе не было ни спасателей, ни врачей, которые прибыли только через час".

Что такое турбулентность чистого (ясного) неба? Есть спокойное, чистое небо и в нем сильнейший восходящий или нисходящий поток. Обычно такие потоки видно радаром по капелькам воды, так как вода (дождь/пар) отражает луч локатора. В данном случае этот поток не виден, так как в нем нет воды. Просто воздух движется с большой скоростью вверх или вниз. Когда самолет влетает в такой поток - он увлекает его за собой",- рассказал авиаэксперт .

"Люди, привыкшие к равномерному прямолинейному движению и не пристегнувшиеся во время сидения в креслах (хотя это рекомендуется), вылетают из них. И чем выше скорость ветра, тем более "качественно" люди вылетают из кресел. Но. такое явление случается крайне редко и в основном в регионах близких к экватору, так как там присутствуют мощнейшие движения воздушных потоков. В северных широтах такого практически не случается",- добавил он.

"Развалиться от такого самолет практически не может, он имеет эксплуатационную прочность и "подготовлен" к подобным вещам плюс запас прочности. Конечно, у них есть пределы, но в истории практически неизвестны случаи, когда турбулентность в ясном небе разваливала самолет - это не в эпицентре грозы полет, в конце концов, вот там смерть",- считает эксперт.

"Ну, а если вы летите, вас трясет, самолет поднимается и опускается по высоте, а болтанка не уменьшается - значит, она на всех эшелонах и нужно потерпеть. Не волнуйтесь, самолет не развалится, а то, что кажется вам падением или подлетом на сотни метров, в реальности является "ямой" или "горкой" на 10-30 метров и это допустимо, самолеты рассчитаны еще и не на такие нагрузки",- рассказал сайт пилот одной из ведущих российских авиакомпаний.

"За все время существования гражданской авиации именно турбулентность "в небе", на эшелоне становилась причиной гибели самолетов исчезающе малое количество раз - это надо было влететь в эпицентр грозы, причем на лайнере, который не может выйти из плоского штопора",- добавил он.

"Пилоты не боятся турбулентности - той, которую боятся пассажиры. Они знают прочностные пределы самолета и в случае турбулентности не паникуют, а включают "пристегните ремни" (кстати, перед вылетом мы на брифинге рассказываем бортпроводникам, будет ли болтанка, какая, где и долго ли) и уводят самолет из этой зоны",- поделился КВС.

"Всегда пристегивайтесь в креслах, пока летите. Когда загорелось табло "пристегните ремни" - не думайте, а срочно садитесь и/или пристегивайтесь. Может тряхнуть или начать болтать, больше всего травм от турбулентности - когда непристегнутые влетают головой в полки при "воздушной яме", калечатся, начиная "летать" по салону. Также, когда табло не горит, а вы в кресле - пристегнитесь. Вам же не сложно, но если внезапно тряхнет (бывает "турбулентность ясного неба"), вы не улетите из кресла и не поломаете шею, руки, ноги или других пассажиров",- советует пилот.

Кстати, ранее журналисты выяснили - чего же пилоты гражданской авиации и как "отжигают" стюардессы различных авиалиний.

В частности, страшнее всего для пилотов даже не отказ двигателя или двигателей (самолеты могут сесть и садились со всеми выключенными двигателями), а пожар в салоне или багажном отсеке. Ну, а стюардессы "развлекаются" не только "разводом" пассажиров на лишние доплаты или воровством дорогого алкоголя, но и сексом с пассажирами и работой на конкурентов.

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

В ночь на 1 мая самолет рейса Москва — Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в «воздушную яму». Из-за «турбулентности ясного неба» непристегнутых пассажиров неожиданно выбросило из кресел, около 20 человек получили травмы. сайт разобрался, почему возникает непредсказуемая турбулентность и чем она опасна.

27 пострадавших

В самолете «Аэрофлота» инцидент случился поздно ночью за 20 минут до начала снижения. Табло «пристегните ремни» было выключено. Самолет сначала резко набрал высоту, а после опустился. Тех, кто не был пристегнут, выбросило из кресел.

«В результате сильного толчка самолет подбросило на 100−200 метров вверх, часть непристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы» , — сообщил Интерфакс со ссылкой на информированный источник в столице Таиланда.

По данным сервиса Flight Radar , за считанные минуты лайнер сначала поднялся на 210 м, а потом так же резко вернулся на прежний курс — с 10,6 километра до 10,8 и обратно. При этом его скорость сначала резко упала, а потом восстановилась.


Травмы различной степени тяжести получили 27 пассажиров. Судя по видео из салона, вещи заметно разбросало. Сильнее всего пострадали те, кто сидел в хвосте самолета, люди с серьезными травмами лежали прямо в проходах.

Откуда в небе ямы?

Причиной инцидента признали «турбулентность ясного неба» — опасное явление, которое особенно сложно предсказать. Чтобы понять, откуда она берется, нужно разобраться, как появляются обычные «воздушные ямы».

Пассажиры чувствуют тряску, когда самолет переходит из восходящего потока воздуха в нисходящий или наоборот. Также причиной «болтанки», как называют ее пилоты, может быть смена ветра.

«Первое, что нужно понять, — в разных точках земли разные температуры поверхности, — объясняет Том Банн, отставной пилот, терапевт и основатель программы по борьбе со страхом полетов. — К примеру, поверхность озера холоднее, чем берега вокруг, а вспаханные поля отличаются по температуре от невспаханных. Теплый воздух легче, чем холодный. Теплый воздух поднимается, а холодный — опускается. Когда самолет встречает изменяющийся поток воздуха, мы чувствуем то, что называют «воздушной ямой».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Воздушными ямами» называют проявления турбулентности в полете. Турбулентность встречается часто и в большинстве случаев не представляет опасности. Пилот сравнивает это явление с проездом автомобиля по ухабам или лодкой, плывущей по волнам. Самые сильные «провалы», как правило, происходят в районе гроз.

Струйное течение и «сдвиг ветра»

Турбулентность ясного неба — это «болтанка», которая случается при визуальном отсутствии облаков. Это явление намного сложнее предсказать, так как оно происходит на большой высоте — в тропосфере (7 — 12 километров).

Турбулентность ясного неба обычно возникает на границах высотного струйного течения под влиянием других атмосферных факторов.

Струйное течение — это узкая зона сильного ветра в верхних слоях тропосферы. Скорость ветра на оси может превышать 25 м/с. Это течение может достигать сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, по вертикали его «толщина» — 2−4 км. Струи в течениях перемещаются в виде извивающихся «воздушных рек» и в основном направлены к востоку.

Также появлению турбулентности ясного неба способствуют температурный градиент (перепад температур в определенном направлении), «сдвиг ветра » (резкое изменение скорости или направления ветра на относительно небольшом участке) и «подветренные волны » (появляются при преодолении ветром горного хребта и вызывают турбулентный горизонтальный вихрь).


«В нашем случае последствия оказались минимальные»

Стандартные радары самолета не могут обнаружить турбулентность ясного неба. «„Турбулентность ясного неба“ возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение , — объяснили представители „Аэрофлота“. — Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места».

Однако существуют способы предсказать это явление заранее. Российские ученые умеют определять при помощи особых лидаров — аналога радара, который работает на основе данных о рассеянии света.

Как отмечают в «Аэрофлоте», турбулентность ясного неба — нередкое явление. Каждый год фиксируется около 750 подобных случаев. Самолет российской авиакомпании был готов к таким нагрузкам. «В нашем случае последствия оказались минимальные, так как парк самолетов „Аэрофлота“ самый новый и самый хороший» , — рассказал пилот лайнера.

Однако последствия таких инцидентов зависят от типа самолета. Известен случай гибели "Боинга 707" на горе Фудзи в Японии в 1966 году. В результате расследования официальной причиной катастрофы признали аномально сильную турбулентность при абсолютно ясной погоде . Нагрузки на конструкции оказались намного выше допустимых, из-за чего самолет разрушился в воздухе.

1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН - это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT - Clear Air Turbulence.

Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:

Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли - серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек - переломы конечностей.

Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду

Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.

Пристегивайтесь.

Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.

Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.

Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.

Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине , там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.

И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф - это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.

Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.

Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек

Несколько десятков пассажиров получили травмы и переломы, когда 1 мая 2017 года самолет, летевший из Москвы в Таиланд, попал в зону турбулентности. C этим явлением хотя бы раз в жизни сталкивался почти каждый, кто летает самолетами. сайт рассказывает, что такое турбулентность, в чем состоит особенность турбулентности ясного неба и при чем тут изменение климата.

Что такое турбулентность?

Под понятием «турбулентность» обычно понимается ситуация, в которой самолет начинает очень сильно трясти. С точки зрения физиков, турбулентность - это образование линейных и нелинейных волн при возрастании скорости течения жидкости или газа в среде. Обычно это явление характерно для пристеночных слоев слабовязких жидкостей и газов, а также для случая, когда плохообтекаемые тела находятся на некотором расстоянии друг от друга. В природе турбулентность проявляется не только в воздухе, но и в мировом океане. Так, животные научились извлекать из потока энергию: движением плавников и крыльев они разрушают поверхностные волны и создают особую структуру турбулентности.

Атмосферная турбулентность, при которой массы воздуха постоянно перемещаются как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, характеризуется образованием воздушных ям из-за резких перепадов температур и скорости ветра. Ирина Горлач, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, рассказала, что на возникновение турбулентности влияет несколько факторов, преимущественно орография и воздушные потоки. В свою очередь, от высоты горного рельефа, скорости, направлений и интенсивности потоков зависят условия турбулентности.

Чем чревата турбулентность ясного неба

На высоте выше пяти километров может наблюдаться такое явление, как турбулентность ясного неба (ТЯН). В отличие от других видов атмосферной турбулентности, она возникает при ясной погоде или при наличии облаков верхнего яруса, и ее достаточно сложно заметить заранее. Ученые установили, что гораздо чаще это явление происходит над гористой местностью, в особенности с подветренной стороны склона.

Вместе с тем турбулентность ясного неба трудно прогнозировать из-за резкой локализации в окружающем потоке, динамики размеров и длительности явления. Более того, турбулентность ясного неба невозможно зафиксировать с помощью радаров. На сегодняшний день ее предсказывают через косвенные признаки, указывающие на вероятность явления, и строят прогностические модели, основанные на ряде факторов.

Основные работы по разработке методики прогнозирования турбулентности ясного неба пришлись на 90-е годы ХХ века, и с тех пор практически ничего не изменилось. Так, согласно методу , составленному Гидрометцентром России, основными разновидностями механизма гидродинамической неустойчивости являются гидродинамическая неустойчивость основного потока, стратифицированного по ветру и температуре, неустойчивость внутренних волн в устойчивом потоке и неустойчивость критического уровня.

Успешность прогноза также обусловлена тем, что повторяемость ТЯН во многом зависит от региона. Рассчитывают индексы турбулентности ясного неба и за рубежом, в частности в Великобритании, США и Канаде.

За последние 50 лет произошло пять авиакатастроф, причиной которых стала турбулентность ясного неба. Так, в 1966 году самолет, летевший из Токио в Гонконг, разрушился в воздухе при полном отсутствии облачности. В результате погибли все находившиеся на борту пассажиры. Как показало расследование, причиной аварии стала аномально сильная турбулентность вблизи склонов Фудзи, которая превышала допустимые нагрузки на конструкцию. В том же году похожая авиакатастрофа произошла в США, в штате Небраска: самолет обходил мощную грозу, попал в турбулентность и также разрушился в воздухе.

Спустя два года, в декабре 1968 года, авиалайнер, заходивший на посадку в аэропорт Илиамна (Аляска), внезапно развалился. Пилоты, летавшие неподалеку от места крушения, рассказали, что столкнулись с сильной турбулентностью. Это противоречило официальному прогнозу погоды, поэтому к расследованию привлекли независимого эксперта, который сделал вывод, что из-за оттока арктических воздушных масс в регионе образовалась воздушная волна, в которой и образовалась зона турбулентности.

Одна из крупнейших аварий произошла в 2001 году в Нью-Йорке. Когда авиалайнер вылетал из аэропорта, он попал в воздушное течение, которое создал другой самолет. Оставшееся от авиалайнера воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета (в авиации это явление называют спутным следом или спутной струей), послужило причиной турбулентности. Вызванная перегрузка привела к тому, что вертикальный хвостовой стабилизатор оторвался, и самолет рухнул на жилой район.

Число прецедентов попадания в турбулентность ясного неба по разным источникам колеблется от до 1500 случаев в год. К счастью, большая их часть не наносит никакого вреда пассажирам и экипажу, однако задержки рейсов и перебои из-за турбулентности наносят вред авиакомпаниям. Так, только в Соединенных Штатах ущерб

Тем не менее с этим исследованием согласны не все климатологи. Ирина Горлач прокомментировала: «Между изменениями климата и турбулентностью весьма далекая связь, так как турбулентность в первую очередь связана с распределением потоков. Химический состав, конечно, может влиять, но весьма опосредованно».



Похожие публикации