Лариса савицкая: "для меня уже вырыли могилу". Выжившая в авиакатастрофе Лариса Савицкая

В советские времена любые сведения о страшных авариях и катастрофах были строго засекречены. Неудивительно, что история советской студентки Ларисы Савицкой, случайно выжившей после крушения самолета, стала широко известной лишь спустя долгие годы. Тот случай иначе, чем чудом, не назовешь.

Фатальное столкновение воздушных машин

В августе 1981-го года молодая супружеская пара студентов Савицких возвращалась самолетом из Комсомольска в Благовещенск, навестив родню в отложенном до лета свадебном путешествии. Салон Ан-24 оказался полупустым, и влюбленная парочка заняла место не в центре, а у самого хвоста. В полете оба задремали, как вдруг Лариса внезапно очнулась от адского удара: после часа полета над Амурской областью пассажирский лайнер налетел на тяжелый бомбардировщик Ту-16. Гражданский борт лишился крыла и огромной части корпуса. На высоте более пяти тысяч метров над поверхностью земли машина стала стремительно падать, разваливаясь в воздухе на множество частей.

Люди, погибшие от осколков, падали на острые хвойные ветви деревьев. От тел 37-ми пассажиров остались лишь разорванные куски. Как в той чудовищной катастрофе удалось уцелеть единственной девушке, которая, несмотря на травмы, выкарабкалась и выздоровела? Девушка увидела, что ее любимый муж Володя уже мертв, и словно оцепенела. Вспомнив фрагменты итальянского фильма, в котором главная героиня не погибла, падая с самолета, интуитивно Лариса решила действовать точно также.

Падение с пятикилометровой высоты в объятия тайги

Она с трудом перебралась на сиденье к иллюминатору, нечеловеческой хваткой вцепилась в подлокотники. Ее кресло планировало вместе с небольшим осколком фюзеляжа из стороны в сторону, будто осенний лист, подхваченный ветром. Удар смягчила березовая роща и топкая болотистая почва. Покалеченная женщина очнулась лишь спустя пять часов после ужасного падения, с переломом позвоночника, со сломанной рукой и ногой, сотрясением мозга и выбитыми зубами. К счастью, спинной мозг Ларисы уцелел. Она ощущала только слабые отголоски повреждений: болевой шок не дал ей почувствовать жестокие травмы. Первым, что она увидела впереди, было тело ее погибшего супруга. Казалось, что Владимир будто прощался со второй половинкой и желал ей одного - вырваться из лап смерти и жить дальше.


В течение трех дней, пока на месте катастрофы велись срочные поиски погибших, изувеченная Савицкая держалась, как могла. Она пила дождевую воду из лужи, пряталась от холода, накрываясь чехлами от бортовых сидений. Комариный гнус чуть не съел ее заживо: девушка спасала лицо целлофановым пакетом. Когда военные случайно наткнулись на сидевшую в кресле Савицкую, они онемели от ужаса. Подумали, что покойница ожила, настолько у нее был страшный вид.

Секретные материалы и книга рекордов Гиннеса

Конечно, героиню этой истории заставили молчать и подписать документы о неразглашении. Такие же беседы представители спецслужб провели и с ее родителями - они считали дочку погибшей. Советскую студентку, которая теперь могла отмечать свой второй день рождения, два раза записали во всемирно известную книгу рекордов Гиннеса - как человека, оставшегося в живых в чудовищной авиакатастрофе, и как пострадавшую, которой государство выплатило самую мизерную компенсацию в мире, семьдесят пять советских рублей.

БИОГРАФИЯ АВИАКАТАСТРОФЫ

Почти 35 лет назад, 24 августа 1981 года произошла страшная авиакатастрофа, в которой оказалась чудом выжившая, единственная из всех погибших пассажиров, находившихся в тот момент на борту злосчастного самолета. Это была Лариса Савицкая.

На протяжении многих лет люди стремились покорить небо. Они мастерили деревянные крылья, конструировали аэропланы, поднимались ввысь на воздушном шаре. Но стремление подняться в воздух сопряжено с большим риском. За последние пять лет в мире в авиакатастрофах погибло более трех тысяч человек. В среднем – это около 600 человек ежегодно.

Смертность на российских дорогах куда выше. В день от ДТП в России погибает более ста человек. Но крушение самолета наводит больший страх на людей, нежели статистика смертности в результате дорожных происшествий. Трагедия в воздухе имеет массовый характер. Одна ошибка или неполадка может стоить гибели более двухсот людей.

Вероятность сесть в самолет, который потерпит крушение, мала. Так же мала, как возможность выжить. За всю историю авиации пережить катастрофу в небе удалось немногим. В этой статье пойдет речь об одном из таких пассажиров – Ларисе Савицкой – женщине, пережившей падение с чудовищной высоты и побывавшей там, откуда не возвращаются.

Лариса, рожденная 11 января 1961 года в г. Благовещенске Амурской области - чудом выжившая после авиакатострофы и падения с высоты 5200 м.

24 августа 1981 года молодой студентке Савицкой было двадцать лет, когда после поездки к родственникам она возвращалась из свадебного путешествия вместе со своим мужем Владимиром в родной Благовещенск. Известно, что перед аварией многие люди как будто чувствуют опасность и сдают в последний момент билеты. Вылет состоялся 24 августа 1982 года. Лариса хотела лететь днем позже, 25 августа, но билеты были лишь на этот злополучный день.

Авиакатастрофа: чудеса еще случаются


На борту самолета АН-24 оказались свободные места. Билеты у супругов были на места, расположенные в средней части самолета. Несмотря на это, они заняли кресла в хвостовой части. Когда самолет поднялся в небо, Лариса заснула и проснулась от сильнейшего толчка и ощущения жгучего холода. В результате толчка она оказалась в метре от своего кресла, и она не видела лица своего мужа, но уже в первые минуты падения поняла, что он мертв.

За десять лет до этой катастрофы в тропические леса Южной Америки упал самолет. На борту, включая членов экипажа, находилось более 90 человек. Но выжила лишь одна девушка. В течение девяти дней она скиталась по джунглям и выжила, несмотря на многочисленные травмы и переломы. Ее история послужила основной к сценарию для фильма «Чудеса еще случаются».

Лариса смотрела этот фильм. Быть может, он спас ей жизнь. Падение самолета продолжалось восемь минут. В течение этого недолгого времени Лариса пыталась занять более удобное положение. В эти мгновения и в последующие два дня она вспоминала действия героини фильма, и они для нее стали своего рода руководством для выживания.

Что испытывает человек, оказавшийся на грани смерти? У многих в такой ситуации словно пролетает перед глазами вся жизнь. Лариса Савицкая утверждает, что о прошлом она не думала. Она боялась боли и медленной смерти.

Смертельного удара удалось избежать благодаря березовой роще, на которую пикировал хвост самолета. Остальные его части были разбросаны на расстоянии километра. Тела остальных пассажиров висели на деревьях, были разбросаны далеко от места падения самолета. Но об этом Лариса узнала много позже.


А в момент «посадки» она находилась в кресле. Открыв глаза, она поняла, что находится в таежном лесу. Вокруг не было ни одной живой души. А прямо перед ней – муж. Он сидел в кресле, его глаза были закрыты, лицо в крови. Владимир Савицкий умер еще в воздухе. Но в этот момент ей показалось, что в последние мгновения он желал лишь одного: чтобы она жила.

У Савицкой было несколько переломов и травм позвоночника, но после катастрофы и до того, как ее обнаружили спасатели, она находилась в таком сильнейшем шоке, что не ощущала боли. Ее обнаружили спустя два дня. Члены спасательной группы не могли поверить, что эта девушка – одна из пассажиров рухнувшего самолета. Все это время они находили лишь искалеченные падением тела…

Причина авиакатастрофы

Причиной катастрофы стало столкновение с военным самолетом. Лариса пробыла в больнице полтора месяца. Перенесенные травмы на протяжении всех последующих лет дают о себе знать. Но инвалидность ей, все же, не присудили. До 90-х годов информации об этой катастрофе не было в средствах массовой информации. Только в 2000 году в одной из газет появилась статья о необыкновенной судьбе Савицкой. Но факты в этом очерке настолько были искажены, что скорее являлись плодом фантазии его автора.

После ужасной авиакатастрофы ЛарисА два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатострофе - 75 рублей

После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. Позже Лариса узнала, что после авиакатастрофы для нее с мужем уже была готова могила, ведь она оказалась единственной выжившей.

В 1986 году Лариса родила сына, и они вдвоем долгое время существовали на пособие по уходу за ребёнком.

В двухтысячных годах Савицкая давала интервью, хотя и неохотно. Сложными в ее жизни, возможно, были не те дни в тайге, которые она провела рядом с остатками самолета и телом мужа, а все последующие годы. «Жить всегда лучше, чем не жить».

Сомневалась ли она с этим утверждением в тяжелые минуты – неизвестно. Но однажды, в одном из интервью, Лариса Савицкая сказала: «Если меня здесь оставили, значит, что-то еще я должна сделать…».

Видео с Ларисой , в котором она рассказывает об авиакатастрофе:

11 января 1961 года родилась Лариса Савицкая, пассажирка, выжившая после авиакатастрофы и падения с высоты более 5000 метров

Личное дело

Лариса Владимировна Савицкая (55 лет) родилась в Благовещенске Амурской области. В 20 лет Лариса с мужем Владимиром возвращались в родной город из свадебного путешествия на море.

Они летели рейсом 811 на Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.

24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причиной катастрофы стала слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров. Экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

Бомбардировщик разрушил авиалайнеру крыло и верхнюю часть фюзеляжа, ему самому винтами разрубило фюзеляж в районе кабины. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. Оба самолёта упали в тайгу и загорелись. При этом оставшаяся часть пассажирского самолета в ходе падения несколько раз разломилась. Обломки разбросало на площади 5 × 1,5 километра.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и жгучего холода - после разгерметизации самолета температура в нем моментально упала с +25 °C до −30 °C.

После очередного разлома фюзеляжа, произошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход. Она потеряла сознание. Очнувшись, поняла, что уже не сидит в кресле, а лежит проходе между креслами. А впереди пустота.

Их ряд оказался первым на краю разлома. «До меня дошло, что мы падаем, и еще успела подумать, что если я так, боком упаду, это будет очень больно, что надо сгруппироваться...», - рассказывала потом Савицкая. Она сумела доползти до следующего ряда, забралась в кресло, вжалась в него, вцепившись в подлокотники и упершись ногами в пол.

«Потом, как зеленый взрыв, бросились в глаза лиственницы. В нашей тайге лиственницы высокие, жесткие. Если упасть на них, остались бы одни щепки. Но тут снова повезло...». Ее часть самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.

Несколько часов Савицкая находилась без сознания. Очнувшись, увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. «Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом». Дождь, который лил все это время, уже смыл кровь с его лица.

Лариса получила ряд серьёзных травм, но, несмотря на это могла самостоятельно передвигаться. Когда смогла встать, она сняла белую накидку с кресла и закрыла мужу лицо.

В ожидании спасателей Савицкая соорудила себе временное убежище из обломков самолёта. Согревалась чехлами с сидений, а от комаров спасалась, укрываясь целлофановым пакетом. Пила воду из луж - все эти дни шёл дождь.

Ларису, а также тела её мужа и ещё двух погибших в том отсеке пассажиров нашли только через два дня - последними из всех жертв катастрофы. Родственники за это время уже успели заказать ей гроб и даже вырыть могилу.

Савицкая оказалась единственной выжившей из 38 человек, находившихся на борту Ан-24.

Ее доставили вертолетом в ближайший город Завитинск, где базировался военный аэродром, к которому был приписан погибший бомбардировщик, и положили в больницу. Однако спустя всего сутки выписали, отправив домой.

В Благовещенск, находившийся в трехстах километрах от Завитинска, Савицкая добиралась на заднем сиденье "Жигулей" по таежным дорогам.

В благовещенской больнице врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия этих травм сказываются на протяжении всей последующей жизни Ларисы Савицкой.

Год после катастрофы она пролежала дома пластом, "тарелку супа съесть и то было трудно".

Потом стала пытаться вернуться к нормальной жизни. Закончила институт, получив диплом биолога, пошла учителем в школу. Однако в школе продержаться смогла меньше года и дальше уже искала работу полегче -- лаборанткой, страховым агентом.

В 1985 году Савицкая без мужа родила сына Гошу. А через два месяца после родов ее мать погибла в автокатастрофе.

Лариса жила с ребенком на пособие матери-одиночки, составлявшее 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки организовала фирму по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми" - до тех пор, пока ее не парализовало из-за последствий черепно-мозговой травмы.

Однако Савицкая смогла оправиться от паралича. Сейчас работает офис-менеджером в риэлторской компании.

Чем знаменита

Пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая выжила после авиакатастрофы и падения с высоты 5220 метров. Она занесена в российское издание Книги рекордов Гиннеса как человек, выживший после падения с максимальной высоты.

О чем надо знать

Лариса Савицкая

Несмотря на многочисленные травмы, Лариса Савицкая не получила инвалидность: по советским нормативам, по отдельности ее увечья не тянули на группу, а все вместе не попадали ни под одну классификацию.

В качестве компенсации физического ущерба Свицкая получила всего 75 рублей. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. - за выживших в авиакатастрофах.

В русском издании "Книги рекордов Гиннесса" история Савицкой упоминается дважды. Первый раз на странице 129 как рекорд падений с высоты без парашюта, а второй - в главе "Человек и общество" как человек, получивший самую маленькую компенсацию, несоизмеримую с ущербом, нанесенным здоровью (сотрясение головного мозга, два компрессионных перелома позвоночника, перелом ребра, перелом кисти запястья, многочисленные ушибы и разрывы мышечных тканей).

Прямая речь:

О катастрофе: «Грохот, крики, лицо обожгло холодом... Потом я узнала, что у нашего самолета сразу снесло крышу и отрезало крылья, только поэтому мы не взорвались -- ведь в крыльях был бензин. Нет, неба я не увидела. Был туман, как в бане. Испугаться не успела. Может быть, потому, что все шло как продолжение сна. Посмотрела на Володю -- по его лицу хлестала кровь. В следующее мгновение самолет разломился..».

О спасении : «Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты».

Летчик спасательного вертолета о катастрофе : «Не понимаю, в голове не укладывается... Лобовое столкновение самолетов. Как тут можно уцелеть? А падать с пятиверстовой высоты! Представляете: стена дремучей тайги, торчат сопки, а этот обломок приземляется точь-в-точь на болотистой поляне метров тридцать в диаметре? Сверху она казалась как круг, аккуратно нарисованный циркулем. Потом я еще раз специально на то место летал -- ни один сучок там не был сломан. Даже страшно: будто какая-то рука вынесла ее из катастрофы и заботливо посадила...».

3 факта о Ларисе Савицкой

  • Обломок самолёта, в котором оказалась Савицкая, был размером 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Его падение-планирование длилось долгих 8 минут.
  • И обстоятельства, и сам факт авиакатастрофы Ан-24 в СССР не афишировались. Никаких сообщений о них в прессе не было. Первая публикация о Савицкой появилась только в 1985 году - в «Советском спорте», однако в статье говорилось, что девушка упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции. «Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все», - говорит Савицкая.
  • Лариса Савицкая считает, что выжить в авиакатастрофе ей помог фильм «Чудеса еще случаются»: «Судьбе было угодно, чтобы за год до этого мы с Володей посмотрели американский фильм. Там самолет падает на джунгли, и спасается только одна девушка, крепко вцепившаяся в подлокотники кресла».

Материалы о Ларисе Савицкой:

Можно ли выжить в авиакатастрофе? Эти вопросы задают себе инженеры, спасатели, даже работники страховых компаний. Но часто думают об этом и самые обычные люди, которым временами приходится становиться пассажирами самолётов. Выжившая в авиакатастрофе Лариса Савицкая, вполне возможно, также задавала себе подобный вопрос. Но вряд ли она могла знать, что судьба предоставит ей возможность ответить на него собственным примером.

Сухие слова информации

Эта невероятная история произошла 24 августа 1981 года. На борту обычного АН-24, летевшего в Благовещенск из Комсомольска-на-Амуре, находился экипаж и пассажиры - всего 38 человек. В пассажирском салоне, ближе к хвостовой части, сидела молодая супружеская пара: Лариса и Владимир. Их свадьба состоялась всего несколькими месяцами раньше. На высоте чуть более 5200 метров лайнер столкнулся с военным самолётом.

Не будем сейчас обсуждать, как и по чьей вине произошла трагедия, - это отдельная тема для большого разговора. Для нас важно то, что в результате удара пассажирское судно мгновенно потеряло крылья, топливные баки и часть фюзеляжа. Оставшийся огромный обломок полетел к земле, при этом несколько раз от него отваливались большие куски.

В таких ужасных катастрофах не выживает никто. Обломки самолёта упали в лес и разлетелись на сотни метров. Спасатели даже не сразу появились на месте крушения, так как считали, что шансов увидеть живых - нет никаких. Когда они всё же прибыли на место, взору предстала зловещая картина: фрагменты трупов, висевшие на ветках деревьев, кровь, тела, перемешанные с металлом и сиденьями… С момента авиакатастрофы прошло уже два дня.

И вдруг среди сломанных берёзок люди увидели живую женщину! Израненную, всю в грязи и крови, но живую и даже идущую самостоятельно! Это была Людмила Савицкая.

Чудеса ещё случаются

Впоследствии женщина не раз и в подробностях рассказывала о своём невероятном спасении. Во время удара её выбросило в проход (девушка спала). Мгновенно лицо обожгло жаром и морозом: за бортом было - 30º, а рядом что-то горело.

Оглядевшись, Лариса поняла: она находится в одном из кусков фюзеляжа. Рядом, пристёгнутый в кресле, сидел окровавленный муж, не подававший признаков жизни. Обломок самолёта с Ларисой внутри стремительно летел к земле.

И в этот момент девушка почему-то вспомнила кадры из фильма, который смотрела недавно. Фильм назывался «Чудеса ещё случаются», он рассказывал о стюардессе, выжившей в авиакатастрофе, благодаря грамотному расположению в кресле.

Не отдавая себе полного отчёта, Лариса подползла к креслу, забралась в него, пристегнулась и свернулась клубочком. Точно так же, как это сделала героиня фильма.

Уже потом специалисты определили, что обломок фюзеляжа с Ларисой «на борту» спускался на землю около 8 минут. Видимо, определённую роль сыграло здесь и то, что он, наверное, немного планировал, подобно большому листу железа. К тому же «приземление» пришлось на молодой берёзовый подлесок.

Очнувшись, Лариса увидела, что по-прежнему сидит в кресле, напротив мёртвого мужа. Она совсем не чувствовала боли, хотя впоследствии оказалось, что у неё выбита большая часть зубов, сломано два ребра, одна рука, есть серьёзный ушиб позвоночника и сильное сотрясение мозга. Да и спасателей пришлось ждать очень долго: ей казалось, целую вечность.

Почему она выжила

Специалисты разных профилей подробно изучили феноменальный случай. Они пришли к выводу, что Ларисе помог остаться живой целый ряд обстоятельств.

  1. Фюзеляж, как уже говорилось, не смог разогнаться до большой скорости из-за эффекта планирования.
  2. Берёзовые деревья сработали подобно мягкому амортизатору.
  3. Девушка не запаниковала, а сделала всё идеально правильно, компактно устроившись в мягком кресле. В этом большущую роль сыграли кадры из фильма, которые она, по сути, воссоздала в реальности.
  4. Всё время, пока Савицкая ждала спасателей, шёл мелкий дождь. Он обеспечивал организм девушки необходимой влагой.

Впоследствии Имя Светланы Савицкой внесли в российский вариант Книги рекордов Гиннесса, причём сразу в двух номинациях: как человек, выживший после свободного падения с высоты свыше 5 км, и как человек, получивший после авиакатастрофы минимальную компенсацию - всего 75 рублей!

Лариса Владимировна Савицкая после той ужасной истории прожила ещё немало лет, родила сына и умерла в 2013 году. Её пример показывает, что чудеса бывают, но они всегда сопутствуют людям, которые не впадают в панику и до последнего борются за своё выживание.

А если говорить о мировом «достижении» в этой номинации, то здесь бесспорный лидер - бортпроводница из Югославии Весна Вулович. Девушке удалось остаться живой после падения с высоты в 10 км! Но её травмы оказались намного серьёзнее, чем увечья Ларисы.



Похожие публикации