Наличие спорных территорий со странами соседями японии. Крым – территория споров

Территориальный спор - международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Не являются территориальным спором демаркационные разногласия сторон, а также односторонняя территориальная претензия.

В настоящее время примерно 50 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей. По подсчетам американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке насчитывается 20 подобных споров, в Европе - 19, на Ближнем Востоке - 12, в Латинской Америке - 8.

На постсоветском пространстве самый серьезный территориальный спор возник из-за Нагорного Карабаха , территории на юго-западе Азербайджана, населенной армянами. В 1991-1994 гг. между Арменией и Азербайджаном велась война за территорию Нагорного Карабаха. В наше время Нагорный Карабах является де-факто независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

В декабре 1963 г. в связи с обострением отношений между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством извне во внутренние дела Кипра , прекратилась совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей. Турки-киприоты не участвуют в работе Палаты представителей, Совета министров и других государственных органов Кипра. Греческая общинная палата упразднена в марте 1965 г. Турки-киприоты в декабре 1967 г. создали “временную турецкую администрацию”.

Исполнительный совет “временной турецкой администрации” во главе с вице-президентом республики осуществлял исполнительную власть в турецких районах Кипра. 13 февраля 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое “Турецкое федеративное государство Кипр”. Рауф Денкташ был избран “первым президентом” “Турецкого федеративного государства Кипр”. В июне 1975 г. турецкой общиной была одобрена конституция этого “государства”. 15 ноября 1983 г. законодательная ассамблея “Турецкого федеративного государства Кипр” провозгласила в одностороннем порядке т. н. независимое турецко-кипрское государство, которое называется “Турецкая республика Северного Кипра”. “Турецкая республика Северного Кипра” до сих пор признана только Турцией.

Некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии к России. Заключение мирного договора японцы увязывают с решением проблемы Южных Курил .

Кашмир является спорной областью на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

Одной из самых важных проблем в отношениях между Китаем и Индией на протяжении последних пятидесяти лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор вокруг Тибета . 25 августа 1959 г. произошел первый получивший широкую огласку китайско‑индийский вооруженный инцидент. Вслед за этим инцидентом КНР предъявила Индии значительные территориальные притязания.

Не урегулирован конфликт между Сирией и Израилем за Голанские высоты . В 1967 году они были оккупированы Израилем. В 1973 г. ООН установила буферную зону между войсками Сирии и Израиля. В 1981 году высоты аннексированы Израилем. Новый статус не признан мировым сообществом.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале 19 века, когда на островах появились первые британские поселенцы.

Между Канадой и Данией разгорается спор о территориальной принадлежности острова Ханс , расположенного вблизи Гренландии. На шельфе между Гренландией и Хансом были обнаружены крупные залежи нефти и газа, и обе страны претендуют на эти ресурсы.

Имеющие стратегическое значение острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо (Индийский океан вблизи африканского побережья Мадагаскара) являются предметом спора между Францией и Мадагаскаром. Ныне контролируются Францией.

В декабре 1996 года скалы Имиа (греческое название) или Кардак (турецкое) в Эгейском море стали поводом для конфликта между Грецией и Турцией. Конфликт был остановлен международным сообществом, но обе страны не отказались от своих претензий.

Архипелаг Чагос в Индийском океане, состоящий из 65 островов, крупнейший из которых - Диего-Гарсия, площадью 40 кв. км, является предметом спора между Маврикием и Великобританией.

Архипелаг Спратли в Тихом океане - предмет спора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами. На часть архипелага с 1984 года также претендует Бруней. Борьба за эти острова многократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в 1974 году произошло морское сражение между ВМФ Китая и Южного Вьетнама.

Парасельские острова в Южно-Китайском море являются предметом спора между Китаем и Вьетнамом. Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно-воздушная база, построенная Китаем.

Острова Сенкаку в Восточно-Китайское море ныне являются предметом спора между Японией, Китаем и Тайванем, но контролируются японским ВМФ. Вблизи них обнаружены запасы нефти.

Острова в заливе Кориско Бэй на побережье Западной Африки, крупнейшим из которых является остров Багне, площадью несколько сот квадратных метров, являются предметом спора между экваториальной Гвинеей и Габоном. Причина спора - в неурегулированности государственных границ, образовавшихся еще в колониальную эпоху.

Острова Сан-Андрес и Провиденсиа в Карибском море являются предметом спора между Никарагуа и Колумбией. Этот территориальный спор крайне сложно разрешить, потому что от принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста‑Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы.

Остров Абу Муса и острова Танб (Индийский океан, Персидский залив, Ормуздский пролив) - предмет спора между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Ныне острова контролируются Ираном, который взял их под контроль в 1971 году. Конфликт между Ираном и ОАЭ периодически разгорается и переходит в фазу обмена резкими заявлениями.

Наиболее мирно протекает спор за территории Антарктиды , на которые претендуют семь государств: Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий ледового континента друг у друга. Так как все претенденты на территорию являются участниками Договора по Атлантике, подписанного в 1959 году, признающего шестой континент зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Если посмотреть на карту, то на ней чётко видны границы, отделяющие одно государство от другого. Всё выглядит ясно и однозначно. К сожалению, реальность не такая радужная. Каждый день границы меняются: одни государства исчезают, другие появляются, третьи стремятся расширить свою территорию за счёт соседа. Предлагаем обзор спорных территорий, на которые претендуют несколько держав, не признавая прав друг друга.

Греция с Турцией никогда не могли мирно сосуществовать, и проблема Кипра как раз даёт им возможность выражать недовольство друг другом в полной мере. После того как несколько раз территория острова переходила из рук в руки, сейчас она разделена на две части. 37% находится под турецким контролем, 63% южной части – это Республика Кипр, между ними существует буферная зона под контролем НАТО.


Эти города на северном побережье Марокко – единственные оставшиеся у Испании территории в Африке. Марокко регулярно обращалось к испанскому правительству предоставить им независимость, но местное население категорически отвергало подобную идею. На данный момент официально они входят в состав ЕС.


Отношения между сингапурским и малайским правительствами никогда не были простыми, а совсем недавно Малайзия обвинила Сингапур в незаконном управлении её землями. «Точка 20», небольшой участок отвоеванной у моря земли в Сингапуре, Малайзия заявляет, что она находится в ее территориальных водах.


Люди готовы бороться в современном мире за что угодно, и остров Нью-Мур – тому подтверждение, даже не остров, а коса площадью 10 квадратных метров. Он появился в 1970 году в Бенгальском заливе после циклона и исчез в 2010 из-за поднятия уровня мирового океана. Вот за него и боролись на протяжении 40 лет Индия и Бангладеш.


Ещё один удивительный территориальный спор, касающийся необитаемого острова в северной Атлантике. На него претендуют Великобритания, Исландия и Ирландия.


Хотя за эту территорию никто крови не проливал, всё равно она давно уже поделена, пуст и гипотетически. А поэтому постоянно возникают вопросы собственности.


Спор начался тогда, когда аргентинская китобойная компания создала на Фолклендских островах базу примерно в то время, когда Великобритания аннексировала их. Во время Фолклендской войны они на короткий период попали под правление Аргентины, но вскоре вернулись под юрисдикцию Британии.


Хотя острого конфликта между Великобританией и Испанией по поводу территорий нет, но всё же они в этом вопросе противники.


Регион, представляющий собой в основном пустыню, относится к самым малозаселённым территориям мира. Когда-то он принадлежал Испании, но сейчас на него претендуют Марокко и Сахарская арабская демократическая республика.

Давно известно, что в Судане совсем не спокойно. Многие годы страну раздирает гражданская война и кровопролитие, и Южный Судан добился своей независимости. Абьей – это регион, расположенный в самом центре конфликта двух стран. И хотя на него претендует Южный Судан, управляет им северный сосед.


Необычная спорная территория. Особенность её заключается в том, что за неё не борются, а он неё пытаются избавиться две страны – Египет и Судан.

Несмотря на полученную в 1981 году независимость Белиз на протяжении уже 30 лет отбивается от территориальных претензий Гватемалы. На некоторых картах неугомонного соседа Белиз значится как 23-й округ.


Если вы думаете, что если три миллиона человек провозгласят независимость и образуют новое государство, то все остальные 200 стран радостно кивнут головой и признают его, то вы ошибаетесь. В 1991 году Сомалиленд объявила о независимости от Сомали, но никто и глазом не моргнул. Возможно, нужно было выбрать другое название для государства?


Ещё совсем недавно была война между Аргентиной и Британией, которая закончилась признанием за островами статуса британской территории. И вот в 2007 году президент Аргентины снова предложила возобновить переговоры.

Хотя большая часть мирового содружества воспринимает Тибет как автономный регион в составе Китая, тибетское правительство, находящееся в изгнании в Индии, категорически с этим не согласно.


После десятилетий жестокого конфликта Косово, находившееся в составе Сербии, в 2008 году провозгласило независимость. С тех пор его признало 88 стран, включая США, Великобританию и Францию. Россия и Китай, не говоря о Серибии, выступили категорически против.


Хотя Курильские острова официально перешли в состав СССР после окончания Второй мировой войны, Япония до сих пор называет их своими северными территориями.


Узкая полоса между Украиной и Молдовой превратилась в самопровозглашённую республику, которую признали только две страны – Южная Осетия и Абхазия, которые сами находятся в таком же статусе. Для всего остального мира это автономная территориальная единица в составе Молдовы.

После Второй мировой войны Корейский полуостров был разделён вдоль 38-й параллели. В результате на севере образовалась КНДР, на юге – Республика Корея. Оба государства заявляют свои права на весь полуостров, однажды это уже привело к Корейской войне, после которой между ними появилась демилитаризированная зона.


Есть две страны, претендующие на название «Китай». Это КНР и Республика Китай (Тайвань). Обе совершенно не готовы признавать существование друг друга и заявляют претензии на одну и ту же территорию.

21. Острова Спратли

Две самопровозглашённые республики добивались независимости от Грузии на протяжении примерно столетия. В регионе не прекращалось жестокое противостояние, в котором им помогала Российская Федерация. В результате их независимость признали лишь несколько стран _ Россия, Венесуэла, Никарагуа и несколько Тихоокеанских островов.


Территория Кашмира, расположенная между Индией и Пакистаном, фактически разделена между тремя силами – Индия на юге, Пакистан на северо-западе и Китай на северо-востоке. Ни одна из сторон не согласна признавать права других на эти территории.


Один из самых конфликтных регионов на карте мира на протяжении многих столетий. Территория переходила в руки различных государств множество раз. После создания в 1947 году государства Израиль ситуация не улучшилась, здесь постоянно стреляют, а периодически проходят и серьёзные военные столкновения.

Последний территориальный конфликт в новейшей истории Украины и России.

Никто не берётся прогнозировать, чем могут закончиться подобные конфликты, но учёные внесли их в

28 сентября 1939 года был заключен Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Он был подписан министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром по иностранным делам СССР Молотовым. Мы решили рассказать о пяти спорных территориях России с другими государствами.

Договор между нацистской Германией и Советским Союзом был заключен 28 сентября 1939 года. Он был подписан после вторжения в Польшу армий Германии и СССР министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром по иностранным делам СССР Молотовым. Согласно этому договору территория Польши разделялась между Германией и СССР. Текст договора и карта с линией границы между СССР и Германией были опубликованы в советской печати. По этому договору Литва переходила в сферу влияния СССР. Это обеспечило Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к учреждению Литовской ССР 15 июня 1940 года.

СПОРНЫЕ ОСТРОВА

Курильские острова включают в себя 30 больших и множество маленьких островов. Они входят в Сахалинскую область России и имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение. Однако южные острова архипелага — Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи —- оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо.

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, и являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, закрепленной в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит.

В Японии же говорят, что северные территории являются вековыми территориями этой страны, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности северных территорий к Японии она готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии она намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

ЗАБРАЛИ ПОЛТОРА ОСТРОВА

Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе между Россией и Китаем. А история была такой. В 1689 году был заключен Нерчинский договор, когда Россия признала права Китая на земли на правом берегу Амура и в Приморье. В середине XIX века, пользуясь слабостью Китая, Россия присоединила к себе 165,9 тысяч квадратных километров Приморья, находившихся в совместном управлении. Китай остался без выхода в Японское море. Во время Второй мировой войны между Сталиным и главнокомандующим НОАК Мао Цзэдуном, контролировавшего северные районы Китая, было заключено соглашение о проведении линии границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури. Таким образом Китай фактически лишался права использовать фарватер этих рек, но зато получал поддержку от СССР.

В 2004 году между Россией и Китаем подписано соглашение о российско-китайской государственной границе на ее восточной части. Документ определяет прохождение границы на двух участках: в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска. Тарабаров полностью отдан Китаю, а Уссурийский - лишь частично. Линия границы, согласно документу, проходит как по середине рек, так и по суше. Территория обоих участков (около 375 кв. км) распределяется примерно пополам.

ЗАХОТЕЛИ ОТТЯПАТЬ КУСОК

Эстония претендует на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. 18 мая 2005 министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Одним из основных предметов переговоров по российско-эстонской границе является «Саатсеский сапог». Его планировалось передать Эстонии, обменяв на другие территории. Договор не был ратифицирован Россией, из-за внесенных в него эстонской стороной поправок.

РЫБНАЯ ВОЙНА

Без малого полвека Россия ведет необъявленную рыбную войну с Норвегией. В основном бои идут на территории знаменитой «сумеречной зоны» в Баренцевом море. Это - спорное водное пространство размером с половину Германии или Италии, две трети Великобритании.

Суть спора сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудаленно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля с другой. Поскольку государства находились в дружественных отношениях, спор о границе редко вытекал в какие-либо акции, изредка происходили задержания российских рыболовецких судов. Однако в дальнейшем спор обострился, так как в Баренцевом море в том числе и на спорных территориях были обнаружены запасы углеводородов. В апреле 2010 года стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную территорию на две равные части, окончательно 40-летний спор был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» передачей 90 тыс. кв. км. в пользу Норвегии.

КРЫМ - ТЕРРИТОРИЯ СПОРОВ

На протяжении многих лет не утихают споры вокруг, пожалуй, самого красивого и любимого места отдыха советского народа. Крым - это не только «всесоюзная здравница», но и стратегическая территория.

В 1991 году, когда произошел распад Советского Союза, взаимоотношения Украины и России ухудшились. Народ, проживающий в России, после потери стольких территорий, вспомнил о Крыме, который можно было вернуть, т.к. передачу его Украине в 1954 году многие не одобряли. В то же время 80 процентов жителей Крыма заявили, что считают себя гражданами России, а Крым — частью ее территории. Но у Украины оставался один весьма весомый рычаг давления на Россию — это Черноморский флот. В январе 1992 года тогдашний Президент Украины Л. Кравчук заявил о взятии под свою опеку Черноморского флота. Это было крахом для России. Но и передача Крыма Украине это весьма огромная потеря для России.

Read more: http://smartnews.ru/


"Огонек" представляет десятку завершенных и пока не решенных территориальных споров между субъектами Российской Федерации


Подготовила Ольга Шкуренко


1. Сунженский и Малгобекский районы


Конфликт возник в 1992 году после разделения Чечено-Ингушской АССР. Ингушский президент Руслан Аушев договорился с лидерами Ичкерии, что они не будут "делить районы". С тех пор вопрос о границе между регионами не решен. Конфликт обострился в 2012-м, когда глава Чечни Рамзан Кадыров, обвинив соседей в захвате "исконно чеченских земель", пообещал документально доказать свои притязания. Сейчас в Сунженском районе учреждены две администрации — чеченская и ингушская, а Малгобекский находится под управлением Магаса.

2. Пригородный район


Осенью 1992 года спор о принадлежности Пригородного района вылился в вооруженной конфликт между осетинами и ингушами, прекратившийся лишь после введения федеральных войск и унесший жизни свыше 500 человек. Район был передан Северной Осетии в 1944 году после депортации ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской автономии. Конфликт остается в замороженном состоянии, также не решен вопрос о возвращении беженцев, покинувших свои дома в 1992 году.

3. Норильск


С 1992 года власти Красноярского края и Таймырского автономного округа спорили о распределении налогов от норильского ГМК. Дело в том, что расположенный на территории округа Норильск в 1953 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР был передан в краевое подчинение. Дважды — в 1995 и 2002 годах — в спор лично вмешивались президенты РФ, поддержавшие Красноярск. После последнего обострения возникла идея об объединении регионов, ее реализация свела конфликт на нет.

4. Сокольский район


В феврале 1994 года Совет Федерации одобрил передачу Сокольского района Ивановской области под юрисдикцию Нижегородской. Местные жители добивались этого еще с 1950-х годов, поскольку после заполнения Горьковского водохранилища они оказались отсеченными от основной территории Ивановской области. В 1993 году был проведен местный референдум, на котором 80 процентов участников высказались за переход. После этого власти регионов договорились об изменении границ.

5. Шереметьево, Щербинка и МКАД


С середины 1990-х Москва и Московская область не могли договориться о принадлежности около 30 участков. Предпосылкой традиционно была правовая неопределенность времен СССР. Самые острые споры развернулись вокруг территории аэропорта Шереметьево (в 2006 году Высший арбитражный суд РФ закрепил ее за Подмосковьем), 390 га в Щербинке (в 2008 году Верховный суд отдал ее Москве) и земель, прилегающих к внешней стороне МКАД. Только в 2011 году в рамках процесса расширения Москвы стороны договорились об урегулировании взаимных претензий.

6. Черные земли


В январе 2003 года президиум Высшего арбитражного суда признал незаконными притязания Калмыкии на "Черные земли" --390 000 га на границе с Астраханской областью. Дело инициировала Элиста, которая давно пыталась получить эти территории. Истоки спора лежат в событиях 1940-1950-х годов, когда Калмыцкая АССР была на время ликвидирована, а ее земли разделены между соседями. В 2004 году после продолжительных переговоров Калмыкия также отказалась от притязаний на семь островов на Каспии, включая Малый Жемчужный.

7. Устье реки Немды


В декабре 2006 года Костромская облдума обратилась к президенту с просьбой рассудить спор с Ивановской областью о прохождении границы в районе богатого рыбой устья реки Немды. Конфликт был заложен в 1956 году, когда указом Президиума Верховного Совета РСФСР устье было отнесено к Костромской области, а на составленной на основе указа карте — к Ивановской. В 2007 году костромчане подготовили обращение в Конституционный суд, но о его подаче не сообщалось. Последние переговоры сторон прошли в 2011 году.

8. Село Заречное


В феврале 2007 года Совет Федерации одобрил передачу Еврейской автономной области села Заречное, ранее входившего в состав Амурской области. Поселение изначально располагалось на территории ЕАО, но в 1940-х годах из-за ошибки картографов попало в подчинение соседей. В 2006 году на сельском сходе жители Заречного проголосовали за переход под юрисдикцию Биробиджана, который обеспечивал их светом, теплом, связью и транспортом. Но в ведении Благовещенска остались пахотные земли, которые сельчанам теперь приходится арендовать.

9. Поселки Центральный и Груздевский


В 2008 году губернаторы Нижегородской и Владимирской областей создали рабочую группу для урегулирования вопроса вокруг поселков Центральный и Груздевский, а также торфопредприятия "Большое". Ситуация сложилась из-за того, что вследствие расширения населенные пункты перешагнули через административную границу. Вопрос предполагается решить путем обмена: Центральный полностью отойдет к Нижегородской области, а Груздевский и "Большое" — к Владимирской.

10. Пастбища в Нефтекумском районе


В 2012 году полпредство президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе занялось решением спора о принадлежности пастбищ в Нефтекумском районе Ставрополья. В 1954 году постановлением Совмина СССР эти земли были переданы дагестанским колхозам. В 1990-х перешли в краевое подчинение, и в 2009-м местные власти на основе конкурса сдали участки ставропольским арендаторам. Попытки занимавших их ранее дагестанских хозяйств отстоять свое право в судах успехом не увенчались. Для решения спора создана рабочая группа.

Реферат на тему:

“Спорные территории”

Ученика 8”А” класса

лингвистической гимназии №13

Коростылева Владимира

Научный руководитель: Локтева Галина Ивановна

I.Введение…………………………………………стр.1

II.История открытия и освоения Курильских островов и острова Сахалин……………………..стр.2

III.Проблема “Северных территорий” после второй

Мировой войны…………………………………..стр.4

IV.Заключение…………………………………..стр.10

V.Библиография…………………………………стр.11

Начинаются процессы глобализации, страны активно друг с другом сотрудничают, но все-таки остались нерешенные проблемы, территориальные вопросы, например спор по поводу Западной Сахары между Мавританией и Марокко, по поводу острова Майоте (Маоре) между Францией и Федеральной Исламской Республикой Коморские Острова, по поводу Фолклендских (Мальвинских) Островов между Великобританией и Аргентиной, Война за независимость Палестины и т.д. Россия тоже в числе спорщиков, Япония предъявляет права на южную часть Курильского архипелага. Об этом я и собираюсь говорить в своем реферате.

Проблема “Северных” территорий

Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Так, сегодня мы не знаем (и вряд ли когда-нибудь узнаем), когда на наших островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют сказать только, что это произошло в эпоху палеолита. Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев. А они появились на островах только в XVII столетии и застали на Курилах

и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине - нивхов. Вероятно уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки). Первой европейской экспедицией, оказавшейся у курильских и сахалинских

берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без

каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и русские землепроходцы. Сначала - в 1646 г. - экспедиция В.Д.Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина,

М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей -землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во

второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо.

В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Свой вклад в эту теорию внес и российский

мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г. безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В 1869-1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В.М.Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская

граница неоднократно менялась. В 1855 г. в соответствии с Симодским договором граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. Начало XX столетия Сахалин и Курильские острова встретили в составе разных государств. Сахалин входил в состав Российской империи, Курильские острова - в состав Японской империи. Вопрос о территориальной принадлежности островов был решен российско-японским

договором, подписанным в 1875 году в Санкт-Петербурге. В соответствии с Санкт-Петербургским договором Япония уступила России все свои права на Сахалин. Россия же в обмен на это уступила принадлежавшие ей Курильские

острова. В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Японии удалось отторгнуть у нее Южный Сахалин. В 1920-1925 гг. под японской оккупацией находился Северный Сахалин.

В последний раз российско-японская граница претерпела изменения в 1945 г., когда наша страна в результате победы во второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова. В августе-сентябре 1945 года Советы с одобрения США оккупировали все Курилы, и в 1946 году Оккупационная Администрация США объявила японскому правительству, что вся цепь Курил, включая Хабомаи, исключена из территории Японии. В 1951 году Япония начала мирные переговоры со США и их союзниками. Москва участвовала первое время, но затем вышла из переговоров под предлогом разногласий относительно действий США в холодной войне. Несмотря на это окончательный текст Сан-францисского мирного договора устанавливает совершенно однозначно, что Япония "отказывается от всех прав, претензий и п1ритязаний на Курильские острова".

В это время ведущий переговоры с японской стороны премьер-министр Сигеру Йосида публично заявил, что Япония недовольна такой формулировкой, особенно в отношении южной части островов. В административном отношении Хабомаи и Шикотан под японским управлением

всегда относились к Хоккайдо, а не к Курилам. Что касается Итурупа и Кунашира, то историческая судьба этих двух островов отличается от судьбы остальных Курил, права России на которые были признаны Японией еще в 1855 году.

Тем не менее Йосида подписал договор. Все, чего ему удалось добиться от американцев, представленных ярым антикоммунистом госсекретарем Джоном Фостером Даллесом, было заявление, что если уж Япония питает столь сильные чувства к Хабомаи, она может попытаться

обратиться Международный суд. Относительно японских претензий на остальные острова - ответом было очень громкое молчание.

В 1955 году Япония начала попытки заключить отдельный мирный договор с Москвой. Япония понимала слабость своей позиции относительно островов. Но она надеялась, что есть возможность получить хоть какие-то

уступки относительно Хабомаи и Шикотана и добиться того, чтобы США, Франция и Британия признали, что хоть эти острова не относятся к Курилам, от которых Япония отказалась в 1951 году.

К удивлению Токио Советы согласились с таким требованием: они хотели остановить Токио от сближения со США. Но консерваторы в МИД"е, боясь любого японо-советского примирения, немедленно вмешались и включили Итуруп и Кунашир в перечень территориальных претензий. Москва сказала "нет", и консерваторы успокоились.

Тем не менее в 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма решил попытаться вырваться из тупика и послал своего консервативного министра иностранных дел Мамору Сигэмицу в Москву с полномочиями вести мирные переговоры.

Сигэмицу начал со стандартных уже японских требований Итурупа и Кунашира, - - получил немедленно отказ. Однако Советы вновь предложили вернуть Шикотан и Хабомаи при условии, что будет подписан мирный

договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические

консерваторы вновь приступили к решительным действиям.

Сигэмицу был отозван и на пути домой был "перехвачен" все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не

станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой.

Ученые немало спорили о том, как же это Даллес умудрился сделать такой поворот на 180 градусов. Одна из теорий утверждает, что в 1951 году США знали, что если они не станут соблюдать ялтинские соглашения по Курилам, Москва может перестать соблюдать ялтинские

соглашения по Австрии - проблема эта практически исчезла к 1956. Еще одна интересная теория, выдвинутая профессором Кимитадой Мива из Университета Софии в Токио утверждает, что американская позиция 1951 года была результатом сделки с Советами, закрепившей решением Совета безопасности ООН Микронезию за США тремя годами ранее.

И, наконец, есть такая теория, что коварный Даллес все обдумал и спланировал заранее. Его намерением с самого начала было заставить Японию отказаться от Курил в 1951 году и, зная, что японцы станут позднее пытаться вернуть острова, включить в мирный договор статью,

Позволяющую США обратить в свою пользу любую уступку, которые японцы могли бы в будущем сделать русским. Короче говоря, если Япония позволяет Советам удержать хоть часть Курил, США удерживают Окинаву. Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли ("кою но рёдо") и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-Францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент - что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же "исконными японскими землями". С последним аргументом, однако, не все в порядке. Если бы Япония в самом деле не отказывалась от Северных территорий в 1951, то почему бы это Йосида заявлял всему миру в 1951, что он-де огорчен потерею Северных территорий? По возвращении из Сан-Франциско он предстал перед парламентом и получил запрос, включает ли термин "Курильские острова", использованный в Сан-Францисском договоре, Итуруп и Кунашир. Управление по договорам министерства иностранных дел, отвечая официально на этот запрос по поручению премьер-министра, ответило парламенту 19 октября 1951: "к сожалению, да, включает". В течение последующих лет официальные представители МИД"а комментировали этот ключевой момент так: что ответ парламенту 19 октября был: а) неправильно понят, б) устарел, и, наконец, в) был "кокунай муки", то есть "для внутреннего употребления", - иначе говоря, иностранцам вроде меня не следует совать свой нос в такие дела. Официальные представители МИД"а также любят указывать энергичную поддержку со стороны США, которые, начиная с 1956 года официально утверждают, что Итуруп и Кунашир определенно не относятся к территориям, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. Ясно, что США, говорящие прямо противоположное тому, что они же говорили в 1951, попросту применяют маленькую уловку в стиле холодной войны, чтобы держать Токио и Москву на ножах, - но такое предположение вежливо игнорируется. Но не только США участвовали в этом процессе. В 1951 году Британия сыграла важную роль в том, чтобы заставить Японию отказаться от Курил, и британское посольство в Токио имеет в своих архивах доклад от 1955 года, где неожиданное требование японцами Итурупа и Кунашира названо "забавным и наивным". Сегодня же Британия поддерживает то же самое требование как совершенно разумное. Австралия, которая в 1951 году предпринимала усилия для того, чтобы предотвратить какие либо уступки Йосиде по территориальным вопросам (из опасения, что послевоенная Япония использует любую неопределенность с границами в качестве предлога для милитаризации) сегодня также безоговорочно поддерживает японскую позицию. Короче говоря, то, что началось как мероприятие по наказанию Японию за агрессию времен войны ревратилось в успешнейшую операцию холодной войны по удержанию Японии в лагере Запада. Я не предлагаю полностью отбросить японскую позицию. Если бы Токио сослался на ту неохоту, с какой Йосида отказывался от Курил, и особенно от южной их части в Сан-Франциско и представил бы некие секретные документы, демонстрирующие, чем именно США принудили его сдаться, - это составило бы хорошую юридическую базу для того, чтобы добиваться пересмотра этой части мирного соглашения. Но сегодня Япония находится в ловушке собственных заявлений о том, что она якобы никогда не отказывалась от Северных территорий, так что не смеет более сказать правду о том, что же именно произошло в 1951 году. Для нее легче валить все на бывший Советский Союз, чем на США. Она тщетно настаивает на возврате Москвой этих "исконных земель", не понимая, что перед лицом именно такого требования Москва не может уступить, даже если бы и хотела, - из боязни создать прецедент, который позволит другим ее соседям предъявить права на бывшие "исконные земли". Предложение Хасимото, что Москва может контролировать территории еще несколько лет при условии, что она признает японский над ними суверенитет, показывает, насколько неадекватно в Токио воспринимают как законы международной дипломатии, так и русский менталитет. Тем временем большинство японцев, даже образованных, совершенно забыли, что именно случилось тогда, в 50-е годы, и пребывают в убеждении, что требования Токио абсолютно законны. Правительство понуждают продолжать переговоры в жестком ключе и игнорировать регулярные намеки Москвы, что она все еще готова вернуть Шикотан и Хабомаи. Такой спор обречен на вечное продление. А Джон Фостер Даллес хихикает себе в гробу.

Я считаю, что Курилы должны принадлежать России, т.к. Япония отказалась от них в 1951 году и уже поздно отказываться от своих решений она проиграла в войне и должна стерпеть лишения, связанные с этим. Ведь если все народы будут требовать свои земли, то не станет таких государств как США, Великобритания, Россия и т.д. А во-вторых, Россия с Японией всё еще в состоянии войны, и с начала нужно подписать мирный договор, а только потом разговаривать о территориальных спорах.



Похожие публикации