Оргеев молдавия. Самый динамичный молдавский город

Эта территория заселена с давних времен. На этом месте было основано и разрушено много городов. Первый город, который был основан здесь, назывался Орхей, что означает «укрепление». В начале XIV века Золотая Орда завоевала эту территорию и на месте Орхея вырос город в восточном стиле под названием Шехр аль-Джедид, что означает «Новый Город». В середине XIV века этот город исчезает и на этом месте появляется новый город с названием Орхей. В середине XVI века жители Орхея переселились на 18 км севернее. Позднее они основали на новом месте город с названием Орхей. Археологический заповедник носит название средневекового города, расположенного в этом месте, но его уже называют Старый Орхей.

Раскопки на территории Старого Орхея ведутся с 1940-х годов. В 1968 году был образован музейный комплекс «Старый Орхей». На территории музейного комплекса расположены села Требужены, Бутучены, Моровая.

Старый Орхей сегодня

Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере. Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней («Пештере» переводится с румынского языка как «пещеры»). Скала «Бутучень» очень удачно дополняет Старый Орхей. Вместе со скалой Пештере они образуют комплекс, гармоничный со всех точек зрения. Скала Бутучень интересна и с геологической точки зрения, и с точки зрения уникальности пейзажа. Великолепный вид и следы исчезнувших городов потрясают каждого посетителя.

Старый Орхей знаменит своими скальными монастырями. Данная территория была идеальной для монашества в раннем христианском обществе. Она была изолирована от внешнего мира. В те времена, когда христиане пришли на эту землю, возможно, что в скалах уже были пещеры, высеченные доисторическими племенами, жившими на этой территории. Скорее всего, христиане использовали существующие пещеры. Они «вторгались в камень», чтобы «стать скалой». Христианская жизнь в скалах Старого Орхея стала священной и вечной. В средние века распространение монашеской жизни заставило монахов углубиться в скалы. Они расширяли существующие пещеры и высекали новые. Некоторые пещеры хорошо сохранились до нашего времени. А некоторые были повреждены или вовсе разрешены, в основном землетрясениями, которые часты в этом регионе. Исследования показывают, что десятки монастырей обрушились в воды реки Реут, однако много комплексов до сих пор в хорошем состоянии.

На территории Старого Орхея были найдены предметы, относящиеся ко всем периодам существования памятника. Мусульманскую изразцовую плитку, гончарные предметы, ювелирные украшения, статуэтки. Теперь они в расположены музее.

В Старом Орхее есть несколько исторических конструкции, которые привлекают внимание и ученых, и обычных людей. Самым старым укрепленным сооружением в Старом Орхее является Гетская крепость. Она расположена на Бутученской скале. Крепость имеет овальную форму, которая ориентирована с востока на запад. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения крепости. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен и бастарнов.

Другим сооружением, которое привлекает интерес, является Средневековая крепость. Она была построена, когда Золотая Орда завоевала данную местность. Город, который здесь существовал был разрушен и на его месте вырос новый город под название Шехр аль-Джедид. Деревянная крепость была снесена и была построена новая каменная крепость. В этой крепости было построено большое здание. В нем было 2 комнаты разных размеров и подземная гробница. Здание было сопровождено внутренним двориком. После того как город был освобожден от Золотой Орды, это здание стало местом жительства магистрата Оргеевского района. В те времена внутренний дворик стал атрибутом молдавских домов. Гробница была переделана в подвал и с тех пор подвалы тоже стали атрибутом молдавских домов. Это здание сгорело. Возможно это случилось в 1510 году, когда татары подожгли весь город.

В Старом Орхее есть два скальных монастыря, которые можно посетить сегодня. Вырубленные в скале кельи монахов, церкви, каменные кресты над ними производят потрясающее впечатление. Здесь находятся великолепные иконы и алтари из дерева работы молдавских мастеров. Потолки у помещений очень низкие, только-только в человеческий рост.

В городе, основанном Золотой Ордой, были построены 3 бани (их называли feredeu). Они были расположены в разных частях города. Это были общественные места, в которых можно было искупаться. Все бани были сделаны в восточном стиле. Фундамент одной бани сохранился до сегодняшних дней. Здание было прямоугольной формы. В бане было 2 отделения: для мужчин и для женщин. Также была специальная комната для отдыха, в которой находился каменный стол и стулья. Здание было оборудовано центральным отоплением. Теплый воздух циркулировал в пустотах под каменным полом и пол нагревался. В этом городе был также построен караван-сарай (khan). Он был прямоугольной формы. В караван-сарае был двориком и в нем также было маленькое здание с двумя воротами: одно для въезда, другое для выезда. Комнаты для клиентов и для их лошадей были расположены вдоль внутренних стен. Подобный караван-сарай сохранился до сегодняшний дней в Бухаресте.

К юго-востоку от караван-сарая был найден фундамент церкви. В этой церкви была святыня, неф и предместье нефа длинной 18 метров. Эта церковь особенная. Предместье нефа в ней шире, чем обычно и оно отделено от нефа каменной стеной. Также на западной стене было 4 угла, которые также отличают церковь от остальных.

Туристам

Тем, кто посещает Старый Орхей на автобусе в рамках поездки, организованной турфирмой, показывают только достопримечательности села Бутучены и соседний с ним пещерный храм, однако не демонстрируют фрагменты каменной крепости и татарского поселения, а также защитные сооружения гето-даков. На территории заповедника имеется этнографический музей, ресторан и гостиница.

По выходным дням, особенно в хорошую погоду, Старый Орхей наполняется приезжими, как на личных машинах, так и на туристических автобусах. Учтите это, если хотите насладиться атмосферой старины без лишней толчеи.

Старый Орхей, Молдова October 2nd, 2014

Историко-археологический комплекс Старый Орхей одно из самых живописных мест Молдовы. Находится он в 60 км к северо-востоку от Кишинева, в долине реки Реут. Сейчас на территории музейного комплекса расположены села Требужены, Бутучены, Моровая.

Знак на въезде в Оргеевский район.

Старый Орхей не следует путать с современным молдавским городом Оргеевым, что в двадцати километрах от этого места.

Первый город основанный на этой территории назывался Орхей, означавший «укрепление». В последствии на этом месте было основано и разрушено много городов, но название сохранилось.

История Орхея состоит из трех периодов: время до того как золотая орда завоевала эти земли (конец тринадцатого - первая половина четырнадцатого веков), золотоордынский период, на протяжении которого все строительство велось под руководством восточных мастеров, и, начиная с середины пятнадцатого века, период становления Молдавского княжества.

В годы татарского правления Орхей назывался Шехр-аль-Джедид (Новый город). В этот период он приобретает восточный облик, в центре его возводятся два караван-сарая, мечеть, на восточной окраине - общественные бани и другие сооружения. Руины этих построек местами сохранились до наших дней.

При Молдавском княжестве Орхей начинает расти и обретать важное оборонительное значение. Во второй половине пятнадцатого века при легендарном молдавском правителе Стефане Великом была построена каменная крепость. Стиль этой постройки был типичным для молдавских фортификационных сооружений того периода. Крепость имела форму четырёхугольника с угловыми и надвратной башней. Внутри находился дворец пыркалаба - назначаемого руководителем высшего военного и гражданского начальника города и округи.

Кроме огромной исторической значимости Старый Орхей также знаменит своими скальными монастырями и скитами. В скалах окружающих долину реки Реута высечено огромное количество пещер, в которых и обосновывались монахи отшельники укрываясь от постоянных набегов татар и прочих завоевателей.

Сейчас здесь находится действующий Бутученский скальный монастырь с церковью Успения Пресвятой Богородицы, возвышающейся над долиной.

В Старом Орхее я уже не в первые. Есть такие места куда хочется возвращаться, и это именно такое место. Здесь открывается потрясающей красоты вид на долину и реку, и все это окружено высокими отвесными скалами. Правда не всегда везет с погодой, но это уже мелочи жизни.

Местные жители подрабатывают продажей самодельных сувениров из камня.

Изготавливают сувениры преимущественно из котельца (белого камня) - распространенной в этих местах каменной породы.

Любопытная живность.

Туристов здесь достаточно много, это не удивительно - Старый Орхей одна из самых известных достопримечательностей Молдовы.

Успенская церковь стоит на месте когда-то существовавшего скального монастыря Читури. Его пещеры давно уже не используются по назначению.

Монастырское подворье.

Сейчас монахи живут в современных кельях.

Понравилась очень яркая роспись в церкви.

Старинный колокол.

Кран накачивающий воду из скважины.

За обелиском открываются самые потрясающие виды на Старый Орхей.

Белое строение - колокольня скального монастыря Пештере. Монахи в нем не живут и сейчас в него пускают туристов.

Внутри есть небольшая церковь, и церковный магазин. В этом скиту служит всего один монах.

Рядом пустуют кельи в которых когда-то жили монахи. В полный рост выпрямится возможности нет, можно только представить как нелегко им здесь приходилось существовать.

В одной из келий горит лампада.

Есть выход на так называемый балкон - небольшой уступ на стене над обрывом.

Здесь заведена традиция оставлять монету в стене взамен на желание.

Как обычно загадываю «мир во всем мире» и еле нахожу свободную нишу для своей монеты.

За монастырской скалой приютилось типичное молдавское село Бутучены. Многие местные жители открывают у себя дома что-то вроде постоялых дворов.

Немного прогулялся по молдавской деревне.

С особым изяществом жители Молдовы украшают свои дома.

По данным переписи 2004 года, в Орхее проживают 25 641 человек: 46,56 % — мужчины, 53,44 % — женщины. Этнический состав: 89,17 % — молдаване, 3,59 % — украинцы, 5,45 % — русские, 0,12 % — гагаузы, 0,18 % — болгары, 0,07 % — поляки, 0,14 % — евреи, 0,59 % — цыгане, 0,67 % — представители других национальностей. В Орхеe зарегистрировано 8715 домашних хозяйств, на каждое из которых в среднем приходится 2,9 человека.

[вверх] История

Первые упоминания об Орхеe датируются последней третью XV века и относятся к пыркалабу (главе администрации) крепости Орхей, располагавшейся 18 километрами ниже по течению Реута от нынешнего города. Исследователи по-разному пытались трактовать топоним «Орхей». По одной версии, он происходит от венгерского слова «вар» — «город». Согласно другой гипотезе, «Орхей» — местный термин, обозначавший место для хозяйства, двора. Есть и те, кто считает, что название города восходит к татарскому слову «орга», обозначавшему резиденцию хана.

У Орхея древняя и богатая история. Первоначально селение размещалось в другом месте, которое спустя несколько веков жители покинули. Население ушло из старого поселения на Реуте и основало новое с тем же названием. Старый город, покинутый в первых десятилетиях XVI века, ныне называется Старым Орхеем, а новый населенный пункт, возникший в середине XVI века, именуют Орхеем. Старый город стал обычным селом, которое исчезло в начале XVIII века.

Археологи открыли в Старом Орхее древнюю крепость XII-XIII веков, возведенную из дерева и земли. Она была разрушена в ходе татаро-монгольского нашествия 1241-1242 годов. На том же месте около 1330 года татаро-монголы построили укрепления и даже создали город восточного типа под названием Шехр аль-Джедид (в переводе — Новый город). В 1369 году татаро-монголы были изгнаны из Пруто-Днестровского междуречья, а местное население заняло город, получивший название Орхей. Расширение территории Молдавского княжества за счет пространства между Прутом и Днестром благоприятствовало развитию Старого Орхея, который стал центром ремесленного производства и товарообмена. Политическая стабильность в годы правления Александра Доброго (1400-1432) способствовала преобразованию Старого Орхея в торговое поселение.

Свидетельством тому служит множество молдавских и зарубежных монет времен Александра Доброго, найденных археологами в Старом Орхее.

Каменная крепость, возведенная татаро-монголами, хоть и была повреждена, но продолжала служить молдаванам в качестве оборонительного центра. В период княжения Штефана Великого (1457-1504) цитадель была реконструирована и превращена в резиденцию пыркалабов. В документе от 1 апреля 1470 года упоминается пыркалаб крепости Орхей, выполнявший и административные функции в цинуте. Построив земляные и деревянные фортификации в Старом Орхее, Штефан Великий стремился укрепить оборонительную систему Молдовы, защитить княжество от набегов татар. На важность, которую придавал Старому Орхею господарь, указывает то обстоятельство, что пыркалабами туда воевода назначал верных себе бояр. Это Раду Гангур, Галеш, Влайку, Грозя Микотич, Иванко и Алекса.

На протяжении XV-XVI веков внутри фортификаций в Старом Орхее размещались дворец пыркалаба и дома некоторых горожан. В 1499 году в результате набега татар торг и крепость Старый Орхей были разорены. И хотя цитадель осталась в руках молдаван, ее оборонительным качествам был нанесен серьезный урон. Новое вторжение татар в 1513 году нанесло очередной удар по крепости. Набеги татар продолжались и в следующие годы, причиняя огромный ущерб крепости, торгу и всему цинуту. Поход турецкого султана Сулеймана Великолепного летом 1538 года в Молдову повлек плачевные последствия для крепости Старый Орхей и цинута. Более того, существовала реальная возможность превращения Старого Орхея в турецко-татарскую крепость с целью укрепления позиций Османской империи в этом регионе.

Разрушения, причиненные в ходе ряда набегов после 1499 года, по всей видимости, побудили жителей города переселиться на новое место. Переход стал происходить активнее после 1530-1540 годов. Новое поселение (его принято именовать уже Оргеевом) возникло в 18 км выше по течению Реута. Старый Орхей был окончательно покинут. Начиная с 50-60-х годов XVI века источники говорят уже о новом торге, который стал административным центром Оргеевского цинута.

Точные данные о городе Орхее появляются во времена правления Александра Лэпушняну — с 1554 года, когда начала взводиться дамба на слиянии рек Кула и Реут, позволившая создать озеро. О нем писал и Дмитрий Кантемир : «Оргеевский округ. Он называется так по имени Орхея, что на реке Реут, города не особенно большого, однако довольно красивого и изобилующего всем, что потребно для жизни человека. Обильную пищу дает Оргеевское озеро, расположенное недалеко от города к востоку, и прекрасный остров на нем». Перепись 1591 года зарегистрировала в Оргеевском цинуте 2657 бедняков, 380 куртян (служилых людей) и 226 немешей (дворян).

С 1559 года Орхей фигурирует в официальных документах как торг. Поселение стало развиваться, превратившись в региональный торговый центр. Среди владельцев появлявшихся лавок был тогдашний оргеевский пыркалаб Никоарэ Донич. Он в 1607 году подарил монастырю Секу «несколько домов со всеми местами и лавки с товаром, что находятся посреди Оргеевского торга и построены нами и на наши деньги».

Период экономического расцвета города пришелся на время правления Василия Лупу, который провел очистку озера, строил мосты, обустроил ряд улиц, основал под Орхеем слободу, доход из которой полагался господарю. Василий Лупу инициировал возведение собора Св. Димитрия — одного из 15 учрежденных им храмов и монастырей. Павел Алеппский, проезжавший через Орхей в 1653 году, в своих путевых заметках писал: «Дома построены из камня и дерева, а дороги мощены досками, как в Яссах».

Оргеевские пыркалабы играли важную роль в военно-политической жизни Молдовы, сосредоточив в своих руках оборонные и административные функции. Среди них выделяются пыркалабы из династии Данчул-Дурак — представители этого рода становились руководителями Оргеевской крепости и Оргеевского цинута в XVI-XVIII веках. В 1671 году вспыхнуло крупное восстание против господаря Георгия Дуки, который ввел тяжелые подати и утвердил на важные государственные должности безразличных сановников в ущерб интересам боярства и прослойки служилых людей. Большие масштабы движение приобрело в Сорокском, Оргеевском и Лэпушненском цинутах. Возглавили восстание великий сердар (военный предводитель) Орхея Михалча Хынку, бывший великий сердар Апостол Дурак и бывший клучер (боярский чин) Константин. В 1672 году повстанцы дошли до Ясс, вынудив воеводу бежать, однако тот при поддержке турецко-татарского войска сумел затем разбить их. Предводители восстания бежали в Польшу. Михалча Хынку при других господарях вернулся на родину, а вот Апостол Дурак оставался в Польше до конца жизни.

Начало переводу города в частную собственность было положено в 1761 году, когда воевода Скарлат Григоре Гика взамен нескольких домов в Яссах подарил стольнику Константину Рышкану часть господарского домена в Орхее. В 1807 году город уже целиком был во владении Костаке Балша. Позднее Орхей перешл в руки статского советника Александра Гики.

В 1833 году Орхей получил статус уездного города. Старое поселение расширилось на север и запад, в сторону транзитных путей на Резину, Бельцы и Сороки. Росла численность населения, развивалось ремесленное производство. Однако с экономической точки зрения Орхей уже не мог конкурировать с такими торгово-промышленными центрами, как , Бельцы и Бендеры. В 1907 году в Орхее открылась 4-классная женская гимназия, в 1910-м преобразованная в 7-классный лицей.

До 1947 года Орхей оставался центром уезда, в который входили Бравичский, Киперченский, Криулянский, Распопенский, Резинский, Сусленский и Теленештский районы. В ходе административной реформы 1947 года уезды были расформированы, Орхей становится райцентром. В советское время развивалась экономика города, были введены в строй промышленные, перерабатывающие предприятия, объекты соцкультбыта и пр.

В 1998 году Орхей стал центром одноименного уезда. С возвращением к районам 2001 году городу вновь присвоен статус районного центра.

[вверх] Исторические памятники

Орхей — город с богатыми традициями и ценностями. В нем насчитывается 63 исторических, мемориальных, архитектурных монументов, памятников искусства, в том числе 14 национального значения и 49 местного.

Название музейного комплекса Старый Орхей происходит от названия средневекового города Орхей, существовавшего в XV-XVI веках. Название Старый Орхей появилось после ухода населения города на другое место. Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических и природных памятников, уникальных ландшафтов, располагающихся на высоких скалистых мысах, которые образованы меандрами реки Реут между селами Требужены и Бутучены. Археологические исследования в Старом Орхее начались в 1947 году. Особую научную и музейную ценность имеют гетская и средневековая молдавская крепости, баня, постоялый двор, церковь, а также малые и большие пещеры, образовавшиеся в скалистых массивах на берегах Реута.

В состав Старого Орхея входят два гигантских скальных мыса: Пештере и Бутучень. Оригинальность пейзажу придает русло Реута, которое имеет форму каньона, пролегающего в известняковых слоях древнего Сарматского моря (14 млн лет назад). Первый скальный комплекс, располагающийся на северной окраине пещерного ряда, в 20-30 м над рекой, — это монастырь Босие. Он представляет собой древнюю систему скальных галерей, выстроенных в несколько рядов. В нем есть скальная церковь, имеющая алтарь, наос, а также просторные кельи.

Второй пещерный комплекс размещается на высоте 30-60 м над уровнем реки, к западу от монастыря Босие, под основанием гето-дакийского городища. Охватывает примерно 30 пещер, выстроенных в массиве известняка в несколько горизонтальных рядов на участке в 250 м. В некоторые пещеры не взобраться без специального оснащения. На стенах келий высечены различные знаки, которые сходны с символами, характерными для раннего Средневековья.

Третий скальный комплекс — монастырь Пештере. Расположен в 60 м над уровнем Реута и как бы продолжает другие галереи скальных камер (ок. 50 м западнее). Монастырь состоит из церкви с алтарем, наосом, пронаосом и притвором, группы келий, коридора со ступенями, ведущим к Реуту, и туннелем, вырубленном в скале в 1820 году со стороны села Бутучены. Над входом в туннель возвышается колокольня (1890), около нее и над церковью, на краю мыса установлен массивный крест, датирующийся XVIII веком.

Оргеевский Музей истории и этнографии обладает богатой коллекцией экспонатов, проливающих свет на историю города, занятия его жителей, биографии известных личностей, родившихся или работавших здесь: почвоведа Николая Димо (1873-1959), поэта Юрия Баржанского (1922-1976), исполнительницу народной музыки Тамары Чебан, писателя Онисифора Гибу, трудившегося в оргеевском лицее в межвоенный период. Музей находится в здании, отнесенном к историческому наследию города.

Собор Св. Димитрия основан господарем Василием Лупу, был построен до 1638-1639 годов на возвышенности в юго-восточной части страны. Церковь состоит из трех частей, над каждой из которых возвышается сферический купол. Башня-колокольня возводилась одновременно со зданием. Ее внутренние помещения обозреваемы снаружи за счет арок, опирающихся на столбы. Мемориальная табличка с элементами скульптуры, установленная над порталом, ведущим в пронаос, отражает эпизоды жизни основателей храма. В церкви Св. Димитрия были проведены неавторизованные работы по замене старых деревянных оконных рам на металлопластиковые, в результате чего был сбита старая штукатурка на основе известнякового раствора, взамен был использован цементный раствор.

Рядом с собором Св. Димитрия установлен памятник господарю Василию Лупу (скульптор Оскар Хан, 1932), с чьим именем связаны многие важные перемены в развитии города. Поначалу бронзовая статуя находилась в центре города, но в 1972 году ее перенесли к церкви.

Церковь Святителя Николая была сооружена в первой половине XIX века, а перестроена в конце того же столетия. Архитектура храма вписывается в традицию русской церковной эклектики.

Историческими памятниками являются и старообрядческая церковь Казанской иконы Божьей Матери , возведенная в середине XIX века, и храм Всех Святых , основанный в конце XIX века. Небольшой костел появился в 1904-1915 годах усилиями местной польской общины. В Оргееве также сохранились такие памятники архитектуры и истории, как бывшая женская гимназия, уездное земское собрание (с парком), множество жилых домов, офисы банков XIX-XX веков.

[вверх] Природные ресурсы

Орхей расположен в местности с весьма разнообразными ландшафтами. Город занимает территорию площадью 2047 га. Площадь сельхозугодий за городской чертой — 218 га, карьеру Иванос отведено 54 га. Реки Реут и Иванос относятся к бассейну Днестра. Питание этих рек — снеговое, дождевое и грунтовое.

Близ Орхея размешается одна из самых богатых лесных зон — Кодры. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах этого региона, поставляют ценное сырье для народных ремесел. Это также прекраснейшее место для отдыха, туризма и охоты. Площадь зеленых насаждений в черте города составляет 184 га (9,1 % от общей площади), из них 70 % — леса.

Фауна в регионе представлена дикими кабанами, барсуками, ласками, лисицами, куницами, косулями, зайцы и пр. Из грызунов встречаются белки, сурки и другие виды. Из пернатых здешние места населяют дрозды, горлицы, сойки, зяблики, перепелки, цапли, аисты, дикие гуси и утки и др. В водоемах водятся карп, лещ, судак, белуга и пр.

Орхей располагает залежами глины и камня. Есть территории, занятые открытыми карьерами по добыче гравия, гальки, земли с избыточным содержанием влаги, солончаки, участки, подверженные эрозии и оползням.

Экономика

Экономический потенциал города формируют промышленные, торговые, транспортные, телекоммуникационные предприятия, экономические агенты, работающие в сфере услуг. Промышленный сектор специализируется на производстве продуктов питания, соков, консервов, молочной продукции, хлебобулочных изделий, сигарет, алкогольных и прохладительных напитков, бытовых товаров, галантереи, обуви. Это такие предприятия, как АО «Orhei-Vit», АО «Fabrica de pîine», АО «Gabini», Табачная фабрика, ООО «Orlact», АО «Galanta». Они обеспечивают качественной продукцией и внутренний, и внешний рынки.

В Оргеевском районе выпускается широкий ассортимент вин. Винодельческую промышленность представляют пять заводов: АО «Orhei Vin», АО «Marvin», АО «Vinul Codrilor», АО «Pivnițele Brănești» и ООО «Chateau Vartely», экспортирующие свою продукцию в Германию, Италию, Францию, Турцию, Израиль, Великобританию, страны СНГ и др.

В городе динамично развиваются предприятия сферы торговли и оказания услуг.

[вверх] Социальная сфера

Городская образовательная система охватывает 7 дошкольных учреждений, 4 гимназии, теоретические лицеи им. И. Л. Караджиале и О. Гибу, профтехучилище, художественную и музыкальную школы, школу-интернат, спортшколу, медицинский и педагогический колледжи. В культурной сфере осуществляют деятельность два дома культуры, 7 библиотек, 9 любительских художественных коллективов.

Оргеевский Музей истории и этнографии обладает богатой коллекцией экспонатов, проливающих свет на историю города, занятия его жителей, биографии известных личностей, родившихся или работавших здесь: почвоведа Николая Димо (1873-1959), поэта Юрия Баржанского (1922-1976), исполнительницу народной музыки Тамары Чебан, писателя Онисифора Гибу, трудившегося в оргеевском лицее в межвоенный период, и др.

[вверх] Туристичиские маршруты

Одним из известнейших в Молдове является туристический маршрут — Иванча — Старый Орхей — Крикова — Кишинева (120 км). В числе наиболее привлекательных для туристов пунктов на этом пути — музейный комплекс Старый Орхей. Участок маршрута от Кишинева до Иванчи проходит через зону, где очень богаты традиции виноделия. Населенные пункты этой области Крикова и Магдачешты обрели известность благодаря своим замечательным винам. В 10 км от села Пересечина располагается село Донич — бывшее имение бояр Донич и дом-музей классика молдавской литературы, баснописца Александра Донича. Затем мы оказываемся в селе Иванча, находящемся в живописнейшем месте на опушке леса и у берега реки. Там можно посетить Музей народных ремесел, в экспозициях которого представлены все традиционные занятия народных мастеров Молдовы.

В нескольких километрах от Иванчи — село Бранешты, славящееся своими каменщиками. Дома, ворота, дымоходы здесь украшены цветами и колоннами из камня, созданными с удивительным мастерством. Следующие пункт остановки — долина реки Реут, где находятся руины трех городищ: гето-дакйиского, татарского Шехр-аль-Джедид и молдавского средневекового. В отвесных берегах Реута высечен православный скальный монастырь. В селе Бутучены есть старый крестьянский двор XIX века, превращенный в музей. Туристический маршрут затем пролегает по Реуту до реки Днестр, Дубоссарского водохранилища и ГЭС. На обратном пути в для туристов будет организован привал в подземном городе в Криково, чьи винные подвалы — одни из самых больших в мире.

Оргеев один из старейших городов Молдовы, богатый традициями и культурными ценностями. В городе и его окрестностях есть много памятников местного и национального значения, достопримечательностей которые привлекают множество туристов.

Собор Святого Димитрия . Самая старая церковь Оргеева и одна из старейших в Молдове. Построена между 1632 и 1636 гг. Основателем собора был господарь Молдовы Василе Лупу (1634-1653). Церковь входит в реестр национального наследия, являясь памятником архитектуры.

Собор Св. Димитрия в Оргееве изображен на купюре молдавской валюты достоинством 5 леев.

Памятник Василе Лупу. Расположен на центральной площади города. Бронзовая статуя Василе Лупу, господаря молдавского княжества с 1634 по 1653 годы. Автор - известнейший румынский скульптор Оскар Хан. Памятник был создан в 1932 году. Статуя является настоящим рекордсменом по количеству смены мест расположения. Памятник переносили 8 раз.

Римско-католическая церковь. Расположена на ул. Василе Маху.Строительство церкви началось в 1904 и завершилось в 1915 год. Церковь была построена на средства Чезарины Добровольской, владевшей поместьем в селе Брэвичень, недалеко от Оргеева. Чезарина Доливо-Добровольская принадлежала к древнему польскому дворянскому роду и даже приходилась родственницей Петру Столыпину. Она умерла в 1924 году и была похоронена в склепе под построенным ею костёлом. В советские времена римско-католическая церковь в Оргееве была частично разрушена. Костел был преобразован в спортивный зал, а потом в обычный склад. Благодаря усилиям священника Клауса Книффке, в 2005 году церковь была возвращена небольшой католической общине Оргеева. В 2008 году, после реконструкции, костел был вновь открыт.


Музей истории и этнографии Оргеева. Музей расположен в доме бывшего главного архитектора города Мирчи Бенгулеску, построившего многие здания в Оргееве, а так же мосты через Рэут. Бенгулеску так же занимался обсустройством городского парка Иванос, а в 1939 г. отреставрировал храм Св. Дмитрия к его 300-летию. В 1940 году архитектор был вынужден бежать из захваченной советсткими войсками Бессарабии в Румынию. Коллекция музея расположенного в его доме содержит более 20 тысяч экспонатов, самыми ценными являются коллекции монет и старинных книг. Постоянная экспозиция музея посвящена историко- археологическим исследованиям на территории рай.

Здание управы Земства. Памятник архитектуры XIX века. Здание было построено по настоянию бывшего председателя Земства Александра Котруцэ. В этом здании 25 марта 1918 депутаты Уездного земского собрания проголосовали за объединение Бессарабии с Румынией. После 1 января 1919 в здании расположились Префектура и Уездный Суд. Затем, в течение нескольких лет здесь располагался лицей "И. Л. Караджале". В настоящее время здание пустует.

Здание районного суда . Памятник архитектуры ХХ века. Это бывший дом врача и адвоката Михаила Котяну, директора еженедельника Frăția Românească”(Румынское Братство”) выпускавшегося в городе с 1919 по 1940 годы. После Второй мировой войны здание было занято Исполнительным комитетом народных депутатов. С 1990 г. здесь расположен районный суд.


Еврейское кладбище. Старинное кладбище которому, по некоторым данным, около 400 лет. Насчитывает более 15 000 надгробий. Самые старые датируются XVIII веком. Несколько веков в Оргееве проживала большая еврейская община. Известно, что в начале ХХ века 3\4 населения Оргеева составляли евреи. Сейчас же их всего около 0,1%. Еврейское кладбище находится в оползневой зоне, отчего очень сильно пострадала его старая часть.

Парк Иванос. Центральный городской парк, вход с ул. Василе Маху. Парк был разбит в 1933 году, решением городских и уездных властей. Расположен у подножья гранитного холма, возвышающегося над всем городом. Через парк протекает ручей Иванос, от которого получил своё название парк. Изначально было высажено 9000 деревьев, привезённых из румынских Карпат и Европы. В последующие годы парк развивался и обустраивался при активной поддержке горожан. В начале 2000-х парк был сильно запущен из-за нехватки средств на его содержание. Летом 2015 года предприниматель Илан Шор, ставший мэром города, провёл полную реставрацию парка включая фонтан, водопад, массивную лестницу и главную аллею. Теперь парк Иванос снова стал любимым местом отдыха оргеевцев.

Сквер Европы . Расположен между ул. Василе Маху и Ренаштерий, напротив здания городской мэрии. Своим названием, которое было дано ему в 2015 году, сквер обязан скамьям окрашенным в цвета флагов европейских государств, которые стали местной достопримечательностью.

Туристический комплекс Старый Оргеев (Orheiul Vechi) . Считается визитной карточкой Молдовы. Одно из самых известных и популярных туристических направлений. Именно здесь изначально располагался Оргеев, но после очередного разрушительного набега в 1533 году, поселение перевели в более спокойное место, подальше от торговых путей (больше читайте в разделе История). Старый Оргеев расположен в 18 км юго-восточнее нынешнего города. Уникальный ландшафт с крутыми известняковыми склонами извилистого устья реки Рэут создаёт здесь неповторимый пейзаж. Это место буквально дышит историей. Свой след тут оставили древние даки, римляне, Золотая орда татаро-монголов и др. До сих пор сохранились руины древней крепости и римских бань. Кроме этого, туристов привлекают пещеры, древняя скальная цервкушка и старинные кельи монахов, выщербленые в известняке.

Сёла Требужены и Бутучены. Расположены на территории комплекса Старый Оргеев. Известны как центры агро и этно-туризма. Привлекательны очень красивыми пейзажами и традиционными молдавскими постройками, некоторым из которых больше 150 лет. Здесь можно остановиться в мини-гостиницах, оформленных в традиционном стиле, а так же попробовать блюда национальной кухни приготовленные местными хозяйками.

Геолого-палеонтологический памятник природы „Оргеевское у щелье” . Является территорией охраняемой государством. Занимает площадь в 100 га.

Монастырь Куркь . Расположен в деревне Куркь, в 12 км от Оргеева. Некоторые исследователи говорят, что монастырь был основан ещё во времена правления Штефана Великого. В документах монастырь датируется со времен господаря Александра Гика, когда крестьянин Йордаке Куркиу основал деревянный скит. Между 1937-1938 был построен красивый храм в честь Святого Николая. В советские времена монастырь стал психиатрической больницей. Лишь в 1992 году монастырь был вновь открыт. В 1995 году здесь создается монашеский семинарий и начинается реставрация. Монастырь включен в список памятников архитектуры ЮНЕСКО.

Музей Алексея Донича (1806-1865) . Музей известного молдавского баснописца расположен в деревне Донич в 26 км от Оргеева. Он был открыт в 1976 году в старом семейном особняке семьи Донич. Рядом с особняком расположена церковь "Успения Божьей Матери", основанная отцом писателя, семейные могилы и родник Стынка.

Усадьба-музей семьи Лазо. Расположена в селе Пьятра, в 7 км от Оргеева. В конце XIX века село было собственностью богатого семейства Лазо. Последними помещиками этой династии были Георгий и Елена Лазо - родители героя гражданской войны в России Сергея Лазо. В 1906 году Елена Лазо, после смерти супруга продала усадьбу в Пьятре и переехала в имение близ города Бэлць. В советское время село Пьятра было переименовано в Лазо, в честь Сергея Лазо. После обретения Молдовой независимости селу вернули его прежнее название. Усадьбу Лазо пришедшую в полное запущение начали реставрировать в 2008 году. Работы почти завершены. Выставочные залы включают предметы домашнего обихода, мебель, фотографии, книги, которые принадлежали семье Лазо.

Усадьба Балиоза. Расположена в селе Иванча, в 14 км от Оргеева. Усадьба была построена по заказу помещика Карабета Балиоза, армянина по происхождению. Усадьба окружена старинным парком, площадью 7 гектаров, заложеном в 1880 году. Здесь можно увидеть нехарактерные для Молдовы растения, такие как канадская ель, американская сосна, липа красная, кладрастис желтый, аргентинская сосна, китайская глициния, тис. В 1984 году усадьба была преобразована в Музей народных ремесел, филиал Национального музея этнографии и естественной истории. В музее организовано несколько постоянных выставок, посвящённых традиционным молдавским промыслам. Один из залов посвящён традиционному костюму. В музее есть коллекция музыкальных инструментов.



Похожие публикации