Реконструкция гостиницы в жилой дом. Лойко О.Т

Давно известно, что формирование нового для России гостиничного рынка складывается специфическим образом. Заявленные инвестиционные проекты отелей не всегда реализуются, либо перепрофилируются в жилые и офисные помещения, срок окупаемости которых значительно ниже гостиничной недвижимости. Проблема заключается еще и в том, что в отсутствии глубокого понимания отрасли бюджет разрастается на каждом этапе проекта. В итоге инвестор, пришедший к существенному росту затрат, принимает решение о строительстве бизнес-центра, жилого дома и т.д. Но не отеля. Одним из вариантов запуска объекта гостиничной недвижимости с меньшими потерями может стать реконструкция старого здания. Как правило это гостиницы «советского наследия», которые инвестор получает в качестве «нагрузки» к крупному проекту или же просто как временное размещение средств в непрофильные активы. Говоря обывательским языком – вложение средств «на время». Однако, нередко реконструкция старого здания в современный отель становится более дорогостоящей затеей, нежели постройка нового здания. Еще хуже положение вещей, когда объект необходимо реконструировать поэтапно, не прерывая процесс размещения гостей. В этом случае перед собственником стоит задача не только реновировать номерной фонд, но и не потерять при этом существующих клиентов. Специально для Фронтдеск.ру в статье рассмотрены основные принципы реконструкции, следуя которым можно избежать финансовых потерь и рисков, связанных с потерей клиентов, затягиванием сроков реновации и увеличением расходов.
Неудобства, причиненные гостям в процессе реконструкции могут нанести серьезный урон как экономический, так и имиджу отеля. Если говорить о функционирующем предприятии, то среднестатистический срок работы без реновации составляет от 5 до 7 лет. Реконструкция отелей, находящихся под управлением международного оператора, может варьироваться в зависимости от требований и стандартов гостиничного брэнда. Плановая реконструкция позволяет отелю соответствовать сервисным требованиям, оставаться конкурентоспособным и удерживать планируемую планку прибыли. При подготовке к реконструкции следует учитывать все аспекты обслуживания гостей, включая разработку операционного плана по замене мебели, перемещению материалов, учету движения гостей в гостевых зонах, а также действий персонала. Перечисленные ниже действия могут оказать существенный эффект для минимизации расходов и причинения неудобств гостям и провести реконструкцию с наименьшими потерями.

1. Выбор поставщиков материалов, компаний, оказывающих услуги, а также сторонних консультантов проводится до начала реконструкции, что обеспечивает отель согласованной работы смежных компаний. Поэтапный выбор подрядчиков во время ведения проекта может обернуться серьезными проблемами, касающимися сроков поставки, очередности проведения работ и совместной деятельности подрядчиков на объекте. К сожалению, типична ситуация, когда отель, несвоевременно обратившийся за материалами, получает некачественную продукцию по завышенной цене, поскольку сроки завершения проекта были ограничены. В одной из гостиниц Москвы, закупленная заранее мебель категорически не гармонировала с ковровыми покрытиями, купленными «в последний момент». В конечном счете, расходы на новые покрытия составили 250% от изначально запланированной цены. Заблаговременный выбор пула поставщиков даст возможность совместного ведения проекта всем участникам процесса.

2. Оценка затрат на техническое оснащение номерного фонда должна быть проведена на основе спроса и тенденций рынка. Особенно это касается телефонии, доступа в Интернет, платного телевидения и информационных систем. Руководитель, принявший решение оснастить номера инновационными технологиями, должен быть в курсе наиболее востребованных гостями услуг и последних трендов отрасли. Яркий пример – отель, затративший десятки тысяч долларов на проведение проводной локальной сети в номера, стал заложником того, что основной бизнес-контингент, приезжающий в гостиницу требует наличие WiFi доступа. Бизнес – туристы, пользующиеся ноутбуком для доступа в Интернет, более требовательны, чем несколько лет назад. Не стоит напоминать о том, что практически все мобильные компьютеры уже давно оснащаются WiFi адаптером.
3. В российской гостиничной отрасли существует ошибочное мнение, что любое общение отельеров друг с другом может нанести ущерб собственному бизнесу. Менталитет не позволяет нам открыто говорить о процессе ведения бизнеса, что существенно тормозит развитие сферы как таковой. В западной модели управления есть серьезное преимущество, которое пока не имеет распространения у нас – общение. Любой опыт в проведении реконструкции может быть полезен отельеру. Консультации, полученные от гостиницы, пережившей реновацию, помогут помочь избежать классических «граблей», на которые можно наступить. И не стоит думать, что выбор определенной формы дверной ручки – секретное ноу-хау, которое снизит конкурентоспособность вашего отеля. Взаимные рекомендации являются обоюдовыгодными и позволяют грамотно инвестировать в процесс реконструкции объекта.

4. Оценка проекта заключается не только в бюджетном планировании всех предстоящих преобразований. Анализ должен быть проведен не только в отношении затрат, но и касательно реальной потребности поэтапной реконструкции. Необходимо понять, насколько целесообразно проводить плановый ремонт без закрытия гостиницы и остановки приема гостей. В некоторых случаях, объект, закрытый на небольшой срок, в дальнейшем «стартует» с гораздо более выгодной позиции, нежели тот, что проводил поэтапные работы. И напротив, если конкуренция достаточно высока, а бюджет не позволяет закрывать отель на какое-то время, иного выбора, кроме реконструкции в процессе работы нет.

5. Основной парадокс и сложность реновации многих отелей с ярко выраженной сезонностью состоит в том, что основной приток средств, которые можно инвестировать в реконструкцию, приходится на высокий сезон. Т.е. тогда, когда остановить работу отеля и начать ремонт наиболее проблематично. Аккумуляция средств не всегда возможна и ко времени низкой загрузки, когда необходимо начинать реновацию - накоплений не остается. Наилучшим вариантом будет решение о начале реконструкции сразу после сезона высокой загрузки, когда поток клиентов уже снизился, а средства не успели израсходовать на операционные нужды.

6. Привлечение генерального подрядчика на реконструкцию может стать выходом для собственника, не имеющего опыта в гостиничной отрасли. Однако, привлечение строительной компании, не реализовывавшей ранее реконструкцию отелей, может стать решительным провалом. Поэтому при выборе подрядчика следует особое внимание уделить референсам со стороны клиентов последнего. Специфика реновации отеля заключается в первую очередь в особенном подходе к чистоте и максимально возможной звукоизоляции. Как правило компании подрядчики, не выполнявшие ранее подобные заказы, не в силах справиться с представленной задачей, и как следствие – потеря в качестве сервиса и недовольство гостей. При этом выбор материалов по оснащению должен находиться под особым контролем со стороны заказчика. Не секрет, что многие компании легко идут на удешевление проекта, заменяя более качественные материалы суррогатными. В гостиничной сфере есть четкие требования к оснащению, поступиться которыми – значит потерять значительную долю прибыли и качества.

7. Существует расхожее мнение, что спорить с приглашенным дизайнером – дурной тон. Что приглашенные специалисты гораздо более глубоко прорабатывают проект, основываясь на опыте и собственном вкусе. Тем не менее, при реализации гостиничного проекта основной упор идет на комфорт для типового клиента, вкус которого достаточно предсказуем и приближен к классическому пониманию комфорта. И если речь идет не об изысках креативного бутик – отеля, то справедливые замечания об излишне кричащих красках вполне приемлемы. Коллегиальное решение проектной группы должно определить направленность и стиль интерьера, а задача дизайнера – воплотить в жизнь решение, соответствующее концепции отеля, сегмента, в котором он работает и общепринятому пониманию комфорта.

Гостиница «Москва», построенная в 1935 году, была крупнейшей в столице – она занимала целый квартал. Это одна из первых гостиниц, построенных в советской Москве. В 2000 году здание признали аварийным и через четыре года разобрали. К 2013 году на этом месте появилось новое здание, повторяющее формы прежнего, но превосходящее его в объеме. Сейчас там расположен отель «Времена года» (Four Seasons Moscow), различные магазины и рестораны.

Стройка началась в 1933 году и продолжалась два года на месте Охотного ряда с его торговыми лавками и церквями. Новая гостиница задумывалась как своеобразный антипод таких знаменитых дореволюционных отелей, как «Националь» и «Метрополь».

Оборона Москвы, 1942 год. Пулеметная установка на крыше гостиницы «Москва»

Проект гостиницы выполнили молодые архитекторы Стапран и Савельев, которые работали в духе конструктивизма. Однако суровый аскетизм массивного здания не увязывался с исторической застройкой - Кремлем, Историческим музеем, домами на Тверской и Моховой улицах.

День Победы. Выступление Большого Государственного симфонического оркестра на Манежной площади

А. Щусев переработал архитектурный облик будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками - здание стало величественнее. Асимметрия двух башен на фасаде, выходящем на Манежную площадь, послужила поводом для рождения красивой легенды.

Гостиница «Москва», 1949 год

Поговаривали, что глава советского государства Иосиф Сталин лично утверждал проект гостиницы. На согласование ему представили проект главного фасада с двумя вариантами оформления на одном чертеже, разделенном вертикальной линией ровно посередине. Справа на чертеже был изображен более строгий вариант, а слева - проект с бо́льшим количеством декоративных деталей.

Сталин поставил подпись посередине: уточнить, что именно имел ввиду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления в буквальном соответствии с утвержденным чертежом.

Гостиница «Москва», 1971 год

Однако это легенда. Асимметрия фасада обусловлена исключительно технологическими причинами. При строительстве второй очереди гостиницы было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его этажи до нужного уровня - визуально толщина позволяла это выдержать. Но при возведении 11 этажа стены старой гостиницы начали трескаться.

Гостиница «Москва», 1979 год

Виды Москвы, 1980 год

Оказалось, что «Гранд-отель» только снаружи выглядел мощным - на деле его стены представляли собой полые коробки, заполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось решать задачу по укреплению стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы. Именно поэтому были заложены оконные проемы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырех этажах видно на старых фотографиях) и убран декор правой башни.

С годами комфортабельность «Москвы» снижалась, и в 2000 году здание гостиницы было признано аварийным.

Реконструкция гостиницы «Москва»

В начале 2000-х «Москву» решили снести, а при строительстве нового здания воссоздать исторический облик легендарной гостиницы. 20 июля 2003 года она была закрыта на реконструкцию, 15 сентября ее начали разбирать.

Разбор завалов на Манежной площади после сноса гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Проект предусматривал воссоздание в прежних размерах гостиницы класса «5 звезд» с четырехуровневой подземной частью.

Макет гостиницы «Москва» по проекту архитектора Дмитрия Свердловского представлен в ГУП «Моспроект-2»

Площадь здания составляет 185,5 тыс. кв. метров, площадь гостиницы с апартаментами - 58,4 тыс. «квадратов».

Строение разделено на зоны: гостиница с апартаментами, апарт-отель, конгресс-центр с административной частью, торговая и общественная зоны, подземный паркинг на 717 машин.

Реконструкция гостиницы «Москва»

На основании проектного решения здание гостиницы вводится тремя пусковыми комплексами. В декабре 2011 года сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс, в состав которого вошли подземный гараж, торговая зона, офисная часть (конгресс-центр), апартаменты и благоустройство со стороны Охотного Ряда, площади Революции и Театральной площади.

Реконструкция гостиницы «Москва»

Второй пусковой комплекс введен в мае 2012 года (резиденция - с 4 по 10 этаж, VIP-резиденция - с 11 по 15 этаж, благоустройство со стороны Манежной площади).

Здание отеля сети Four Seasons Hotels and Resorts на месте бывшей гостиницы «Москва»

В состав третьего пускового комплекса в 2013 году вошла сама гостиница на 180 номеров.

Фото: ТАСС/О. Конорринг, Николай Ситников, Виктор Великжанин, Валентин Мастюков, Виктор Кошевой, Эмиль Матвеев, Григорий Сысоев, Юрий Машков, Марина Лысцева, Виталий Белоусов, Артем Коротаев.

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

Наша компания предлагает полный комплекс услуг по разработке проектной документации отелей, гостиниц, общежитий.

В рамках проектирования разработаем следующие разделы проектной документации:

  • предпроектное предложение (эскизный проект)
  • разделы проектной документации стадии «П» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 г. Москва «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
  • разделы проектной документации стадия «РД».

Условно, проектирование гостиниц, отелей и общежитий можно разделить на два варианта:

Проекты переустройства (реконструкции) помещений под гостиницы или общежития уже существующих помещений

Проекты нового строительства зданий

Проекты переустройства (реконструкции) помещений под гостиницы, отели, общежития

Главной особенностью таких проектов является задача вписать требования Заказчика и технологические процессы в уже существующие помещения, чаще всего не предусматривавшие ранее такой цели использования.

Проектирование в таком случае начинается с изучения плана БТИ на предмет соответствия новым требованиям.

Наибольшую сложность для реконструкции в таких случаях представляют панельные дома типовых серий. Основная сложность заключается в большом количестве несущих конструкций в таком здании. Большое количество несущих конструкций ограничивает возможности для серьезных перепланировок и, в связи с этим, может быть затруднительно вписать требования Заказчика в имеющееся помещение.

Монолитные и кирпичные здания такие ограничения конечно же тоже накладывают, но в значительно меньшей степени. Поэтому, если вы рассматриваете вопрос приобретения здания или помещения с целью последующего перепрофилирования под гостиницу то, с точки зрения возможных будущих переделок лучше отдать предпочтение кирпичным или монолитным зданиям.

Проекты нового строительства гостиниц, отелей, общежитий

В случае проектирования строительства нового здания, вышеперечисленных проблем естественно не возникает и полет фантазии Заказчика будет ограничен границами земельного участка и нормами СНиП и СанПиН.

Проектирование нового строительства начинается естественно с Технического задания. Формально Техническое задание на проектирование должен предоставить Заказчик. На практике же техническое задание сам для себя готовит проектная организация (естественно с учетом требований Заказчика), а Заказчик его утверждает.

Для начала проектирования необходимо иметь как минимум:

  • Техническое задание на проектирование;
  • Геоподоснову с указанием всех обременений на участке;
  • Отчет об инженерно-геологических изысканиях;

Порядок проектирования в общих чертах следующий:

  1. На первом этапе проектирования здания готовится ген. План участка с посадкой объекта (объектов)
  2. Разрабатываются объемно-планировочные решения. Объемно-планировочные решения разрабатываются на основе пожеланий Заказчика, но с учетом требований технологических процессов.
  3. Готовится эскиз фасада здания и Архитектурные решения
  4. В конструктивные решения, входит расчет и конструирование фундаментов, расчет несущих конструкций, расчет наружных ограждающих стен, расчет и конструирование кровли, расчет особо ответственных конструкций (большие пролеты, элементы, создающие повышенные нагрузки на перекрытия)
  5. Готовятся инженерные и другие разделы согласно Постановлению Правительства №87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации» — в стадии «П»
  6. По требованию Заказчика может быть разработана стадия «РД», которая фактически является заданием для строителей.

Особенности проектирования гостиниц, отелей, общежитий.

Проекты гостиниц, отелей, общежитий в основном не значительно отличаются от проектирования других видов зданий, но есть и определенные особенности:

  1. Более простая схема инженерных сетей – преимущественно вертикальное расположение инженерных коммуникаций
  2. Достаточно просто выполняются требования по эвакуационным путям, в связи с коридорной планировкой зданий (в большинстве случаев)

Зонирование помещений гостиничного типа

В упрощенном виде помещения гостиниц, отелей и общежитий можно разделить на следующие зоны:

  1. Жилая зона
  2. Зона питания
  3. Административно-бытовая зона
  4. Культурно-досуговая зона (бассейн, конференц-залы и т.п.)

Наша компания готова предложить Вам свои услуги по разработке проектов гостиниц, отелей и общежитий в полном объеме «под ключ», включая ведение авторского надзора в ходе строительства. Несмотря на то, что основной офис компании располагается в Москве, мы готовы осуществить проектирование зданий в любом регионе России и других странах.

В условиях высокой конкуренции на рынке гостинично-ресторанного бизнеса, многие объекты, построенные по устаревшим стандартам, требуют модернизации. Реконструкция гостиницы позволяет повысить уровень заведения, а так же сделать эксплуатацию комплекса более экономной. Компания GENPRO разрабатывает проекты с учетом всех пожеланий и особенностей бизнеса клиента. В связи с принятием эффективных проектных решений, стоимость реконструкции гостиницы достаточно быстро окупается.

Реконструкция зданий под гостиницу - это серьезная комплексная работа. Необходим точный расчет нагрузок на несущие конструкции и фундамент. Важно при этом учитывать и такие факторы как износ и климатические условия. Все архитектурные, конструктивные и инженерные решения должны соответствовать нормам реконструкции гостиниц по СНИПу, ГОСТу и другим нормативным документам. Специалисты компании GENPRO всегда в курсе последних правок в законодательной базе и помогут вам пройти этап оперативно. Большой опыт и профессионализм позволяет разрабатывать комплексные проекты реконструкции, невзирая на сложность поставленной задачи.

При разработке проектов необходимо следовать некоторым принципам, которые отличают реконструкцию гостиниц от реконструкции торговых центров. В первую очередь это касается необходимости разделять зоны для хозяйственных нужд, отдыха и развлечений так, чтобы они не пересекались. Большую роль играют так же дизайнерские решения по оформлению номеров и участка. При выборе отделочных материалов упор делается на соотношение цены и качества. Благодаря нашим проектам, после реконструкции гостиница приобретает другой вид, становясь более экономной для владельца и комфортной для посетителей.



Похожие публикации