Забытые русские путешественники XVIII века. Русские путешественники XIX в Известные путешественники 19 века

Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.
В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.
Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк. Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х годах XVIII в. пересек Южный Полярный круг, натолкнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. С тех пор очень долго не предпринималось южно-полярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом «Восток». Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем, участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).
Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена, путешественники сделали вывод, что перед ними «льдинный материк». Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, малоприспособленных к полярным условиям.
В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776-1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головкина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина, Федор Петрович Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.
Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1813-1876). В 1848-1849 гг. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.
Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь, русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

В 19 веке русские исследователи совершили ряд выдающихся географических открытий. В 1803 г.И. Крузенштерн на «Надежде» и «Неве» совершил 1-ю русскую кругосветную экспедицию исследовав северную часть Тихого океана, Сахалин, Аляску, Алеутские о-ва. Ю. Лисянякий на «Неве» открыл один из Гавайских островов. В 1819-21 гг.Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили 2-ю арктическую экспедицию. В ходе ее 16.1.1820 корабли подошли к Антарктиде которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком».Отдохнув в Австралии экспедиция двинулась в тропическую часть Тихого океана и открыла о-ва в архипелаге Туамоту. Они были названы в честь Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая де Толли, Ермолова и др. Отдохнув в Сиднее, корабли возвратились в Антарктику и открыли о. Петра I и землю Александра I. В июле 1821 г. корабли возвратились в Кронштадт, привезя огромное количество материалов и коллекций. Освоение Русской Америки связано с именем А. Баранова. Купец из Каргополя торговал на Аляске с 1790 г. Он составил подробные карты Аляски и близлежащих островов. В 1799 г. Баранов стал правителем колоний в Америке. В1804г. Он основал Новоархангельск. Баранов пытался присоединить к России Гавайи, но потерпел неудачу. Несмотря на болезнь, он оставался на посту до своей смерти. Территория Дальнего Востока оставалась на русской карте белым пятном. В 1848 г. Николай 1 отправил на Дальний Восток экспедицию Г. Невельского. Он доказал, что Сахалин-остров и исследовал низовья Амура. Е. Путятин во время кругосветной экспедиции 1822-25 гг. открыл о-ва Римского-Корсакова и заключил договор с Японией. Кругосветные экспедиции совершили В.Головин-1807-11,Ф. Литке-1826-29 и составили 50 карт. И.Вознесенский в1839-40 г. описал Аляску, Алеутские и Курильские о-ва. В 1809 А. Колодкин начал изучение Каспия. В 1848 г. Э. Гофман и М. Ковальский исследовали Сев. Урал. В 1845 г. Было создано Русское Географическое общество.


И. Крузенштерн и Ю. Лисянский В 1803 была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. Ее возглавлял И.Крузенштерн. Было впервые нанесено на карту более тысячи км берегов о. Сахалин. Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага. Собрали много данных об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Эти материалы были положены в основу «Атласа Южных морей». В 1803 была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. Ее возглавлял И.Крузенштерн. Было впервые нанесено на карту более тысячи км берегов о. Сахалин. Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага. Собрали много данных об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Эти материалы были положены в основу «Атласа Южных морей».


Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев В Ф.Беллинсгаузен возглавил новую кругосветную экспедицию. План составил И.Крузенштерн. В Ф.Беллинсгаузен возглавил новую кругосветную экспедицию. План составил И.Крузенштерн. Целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса» 16 января 1820 экспедиция подошла к берегам Антарктиды, затем после стоянки в Австралии корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян Целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса» 16 января 1820 экспедиция подошла к берегам Антарктиды, затем после стоянки в Австралии корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян


А.Баранов и освоение Русской Америки В поисках новых районов охоты А.Баранов подробно изучил остров Кадьяк,. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки. В 1799 стал правителем Российско-американской компании, а в 1803 был назначен правителем Аляски. В 1815 предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. В поисках новых районов охоты А.Баранов подробно изучил остров Кадьяк,. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки. В 1799 стал правителем Российско-американской компании, а в 1803 был назначен правителем Аляски. В 1815 предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России.


Г.Невельской и Е.Путятин Г.Невельской – крупнейший исследователь Дальнего Востока. В 2-х экспедициях (и) ему удалось, открыть новые территории и войти в низовья Амура. Г.Невельской – крупнейший исследователь Дальнего Востока. В 2-х экспедициях (и) ему удалось, открыть новые территории и войти в низовья Амура. Е.Путятин – открыл острова Римского-Корсакова. И был первым русским кто побывал в я Японии и подписал там договор. Е.Путятин – открыл острова Римского-Корсакова. И был первым русским кто побывал в я Японии и подписал там договор. Результатом экспедиции Г.Невельского и Е.Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке. В 1845 открытие Русского географического общества. Результатом экспедиции Г.Невельского и Е.Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке. В 1845 открытие Русского географического общества.

Глава № 8

Лекция № 36

Культура России в XIX веке

Первая половина XIX века

Образование и наука

В самом начале XIX века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 году реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе училища. Приходские училища создавались и в сельской местности, в них принимались дети разных сословий. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А.С. Пушкин),

Большое внимание правительство Александра I уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источниками «неблагонадежности». В 1835 году университеты были лишены статуса внутренней автономии.

Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 году была открыта Императорская военная академия, в 1855 году - Артиллерийская и Инженерная академии.



Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В первой половине XIX века увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х годов в Петербурге были открыты Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный институт. В Москве была открыта Коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище.

Совершенствованию системы образования во многом способствовало и развитие отечественной науки.

Научные открытия

Биология
Иван Алексеевич Двигубский Опроверг утверждение о неизменяемости растений и животных, он утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения.
Устин Евдокимович Дядьковский Выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Жизнь, по его мнению, является непрерывным физико-химическим процессом.
Карл Максимович Бэр Серьезным шагом вперед в обосновании представлений о развитии живых организмов стала работа «Всеобщий закон развития природы».
Медицина
Николай Иванович Пирогов Профессор Медико-хирургической академии, основоположник военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые в полевых условиях применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
Математика
Николай Иванович Лобачевский Создал неевклидову геометрию
Физика
Василий Владимирович Петров Разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую дугу – прообраз будущей электрической лампочки
Борис Семенович Якоби Изобрел электродвигатель, гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества. Изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа
Эмиль Христианович Ленц Установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца0, а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель
Павел Львович Шиллинг Создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф – прибор для передачи письменных сообщений по проводам
Химия
Константин Сигизмундович Кирхгофф Разработал способ получения глюкозы.
Герман Иванович Гесс Открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам
Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский Положили начало порошковой металлургии
Наука в производстве
Павел Петрович Аносов Разработал четыре варианта технологии получения булатной стали
Ефим и Мирон Черепановы, крепостные механики Построили первую паровую железную дорогу
Химики Н. Н. Зинин и А.М. Бутлеров Создали устойчивые химические красители для бурно развивающейся текстильной промышленности
История
Николай Михайлович Карамзин Написал 12-ти томную «Историю государства Российского»
Сергей Михайлович Соловьев Написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах

Русские первооткрыватели и путешественники

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский В 1803-1806 гг., во время первой русской кругосветной экспедиции было нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалина. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. По итогам экспедиции Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного «Атласа Южных морей».
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев В 1819-1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпках (одномачтовых кораблях) «Восток» и «Мирный». В 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими были открыта группа островов, названная островами Россиян. За 751 день плавания русские моряки сделали важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдения за водами мирового океана и ледяного покрытия нового для человечества континента
Александр Андреевич Баранов Внес огромный вклад в освоение Русской Америки. Будучи купцом, он вел поиск полезных ископаемых, основывал русские поселения и снабжал их всем необходимым, Именно ему удалось закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки
Геннадий Иванович Невельский В 1848-1855 гг. ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых территорий и войти в низовья Амура.
Евфимий Васильевич Путятин В 1852-1855 гг. будучи руководителем экспедиции открыл острова Римского-Корсакова. Вместе с Невельским положил начало закреплению за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Художественная культура

«Золотой век» русской литературы

В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «золотой век». Она подняла важнейшие общественные проблемы, одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания . Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Важной особенностью развития литературы и искусства этого времени была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX века оставался классицизм . Его последователи подражали классическому античному искусству. Однако русский классицизм имел свои особенности. Если во второй половине XVIII века, он был более связан с идеями Просвещения народа, то под влиянием наполеоновских войн в основу произведений классицизма были заложены идеи служения государю и Отечеству.

Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина . В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную (московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым –единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».

Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявился в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.

Одним из ведущих направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX века стал романтизм . Романтизм – это течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.

Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности

Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения: баллады «Людмила», и «Светлана» стали образцами стиля новой литературы.

Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский.

В начале своего творчества романтические произведения создали великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX века, и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 3-40-х гг. выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) – историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др. а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

В 20-50-х гг. получает широкое распространение другое новое направление – реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм , выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений требующий перемен.

Основателем «натуральной школы» (критического реализма») явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами: «Мертвые души», «Ревизор», и др. начало «гоголевскому периоду» русской литературы 30-40-х гг. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - отмечал позже Ф.М. Достоевский.

Реалистичный мир русского купечества показал читателю в первой своей драме «Свои люди – сочтемся» Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный опыт, связанный с бытом и нравами русского купечества.

В 40-50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов. Литературный событием стал выход в свет «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с симпатией и добротой.

Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени… не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».

Первая половина XIX века стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.

Театр

В русском театре смена художественных направлений происходила также быстро, как и в литературе.

В начале XIX века на сцене русских театров господствовал классицизм с присущи ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В 20-30 гг. появляется романтическая школа с характерным для нее внутренним переживанием героев. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь). Его игра отличалась бурной эмоциональностью, а его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость.

В 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.

Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.

Музыка

Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние героического 1812 го. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин».

Вся первая половина XIX века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы звучали в музыкальных произведениях А.Е. Варламова, А.А. Алябъева, А.Л. Гурилева.

Романтическое направление в музыкальном искусстве принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, - говорил он, а мы, художники, только ее аранжируем».

Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.

Развитие национальной темы в музыке продолжил другой русский композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский. Его главное произведение – опера «Русалка» - ознаменовало рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы.

Живопись

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ – «Последний день Помпеи» - он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах: «Автопортрете», «Всаднице» и др.

Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А.С. Пушкина и А.Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит и тем, что стал автором второго прижизненного портрета А.С. Пушкина.

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения. Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы: «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», в которых виден драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.

Рождение популярного в XIX веке бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».

В жанре морского пейзажа работал И.К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал», являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.

Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир , выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Начало XIX века было временем быстрой застройки столиц Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве - Театральная.

Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге, Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор, положивший начало ансамблю Невского проспекта.

В стиле ампир работал и Карл Иванович Росси, создавший здание Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.

В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др

Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Слободский дворец, Екатерининский институт, Московский университет.

С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространятся «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне – Ленинградский) вокзал и др.

Крупнейшим православным храмом Петербурга был Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферана, пол личным контролем императора Николая I.

Архитектор О. Монферрано. Исаакиевский собор Внутреннее убранство Исаакиевского собора

Скульптура

Развитие скульптуры было тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично вписанных в архитектурные ансамбли было создано скульпторами Иваном Петровичем Витали: бюст Пушкина, ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора и Петром Карловичем Клодтом: «Укротитель коней» на Аничковом мосту. В Петербурге, конный памятник Николаю I установленный на площади перед Исаакиевским собором.

В 1804 году Иван Петрович Мартос создает памятник Минину и Пожарскому.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Он был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Первая половина XIX века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.

Вторая половина XIX века

Образование

Первые два десятилетия после отмены крепостного права прошли под знаком осознания обществом и государством необходимости широкого просвещения народа. Реформа в области образования, проведенная в 1864 году расширяла в России сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:

1) земские школы, создававшиеся силами земств

2) церковные школы

3) народные училища Министерства народного просвещения

Средние учебные заведения по реформе разделялись на два типа:

-классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла, выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты;

Реальные училища - отличались от гимназий большим вниманием к естественным наукам: математике, физике, химии, реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения.

Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским школам, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, в также многие сельские районы. Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, спустя четверть века число гимназий выросло в 3 раза, К началу 90-х гг. было открыто около 300 женских гимназий.

Были успехи и в высшем образовании. Открылись новые университеты в Томске и Одессе. В 1863 году вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению.

Действовали специальные высшие учебные заведения – Медико-хирургическая академия, Технологический, горный, путей сообщения, Электротехнический университеты, Петровская сельскохозяйственная академия. Происходило становление высшего женского образования. К концу XIX века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений.

Однако в целом уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи населения в 1897 г. средний уровень грамотности населения страны составлял 21,1%. Высшее образование имели немногим более 1% населения, среднее 4%.

Научные открытия

Математика и физика
Пафнутий Львович Чебышев – математик и физик Сконструировал стопоходящую машину. Имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку –арифмометр.
Александр Григорьевич Столетов - физик Измеряя отношение электромагнитных электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света, это открытие способствовало утверждению электромагнитной теории света
Александр Степанович Попов – физик Изготовил приемник-передатчик, через несколько лет он добился 150-километровой дальности передачи и приема. За свое открытие он был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Павел Николаевич Яблочков - физик Создал дуговую электрическую лампочку, которые вскоре осветили улицы и дома многих городов мира
Морской офицер Александр Федорович Можайский Сконструировал первый в мире самолет
Механик-самоучка Федор Абрамович Блинов Изобрел гусеничный трактор
Химия, биология
Дмитрий Иванович Менделеев - химик Открыл периодический закон химических элементов,
Ректор Казанского университета Александр Михайлович Бутлеров-химик Заложил основы органической химии
Василий Васильевич Докучаев - почвовед Опубликованные труды Докучаева о русских почвах были удостоены золотой медали, в своей книге он изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России, путем посадки лесозащитных полос
Иван Михайлович Сеченов - биолог Создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга
Иван Петрович Павлов - биолог Создал учение об условных рефлексах, которое положило начало современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс –новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта.
Илья Ильич Мечников и Николай Федорович Гамалея - биологи Организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное внимание борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.
География
Академик, адмирал Федор Петрович Литке - географ Обследовал Камчатку, Чукотку и ряд островов в северной части Тихого океана
Николай Михайлович Пржевальский - географ Произвел крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии, открыл целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных: дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, было обнаружено 218 новых видов растений
Николая Николаевич Миклухо-Маклай - географ Посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Завоевал любовь и доверие ее жителей. Он посетил юго-западный берег этого острова, юго-восточное побережье, совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию.
Гуманитарные науки
Профессор, декан историко-филологического факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев Создал 29 – томную «Историю России с древнейших времен». Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения великого реформатора России. Он был также сторонником сравнительно-исторического метода исследования, указывал на общие черты развития России и Западной Европы.
Ученик Соловьева Василий Осипович Ключевский Блестяще защитил В Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Он был автором «Курса русской истории», который читал в Московском университете

Отечественная наука второй половины XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей.

Литература

Основным художественным направлением второй половины XIX века стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером критической литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях сатирика: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлева», «Помпадуры и помпадурши». Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ник купцам, ни к нарождающейся буржуазии.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт

Рекомендуем почитать

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Яков Санников

Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

Григорий Шелихов

Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

Фердинанд Врангель

Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

5 / 5 ( 145 голосов )



Похожие публикации